Григорий Федосеев «Последний костёр»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Приключенческое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
На высоком берегу реки Зея стоит стальной тур, облицованный гранитными плитами.
Под ним покоится прах Улукиткана, легендарного проводника-эвенка, прирождённого разведчика и первопроходца, хорошо известного ещё царским топографам, проводившим в этих местах первые съёмки.
Сотни и тысячи троп проложил он по болотам и нагорьям, считавшимся ранее непроходимыми, неоценимую помощь оказал советским геодезистам и геологам в устранении последних белых пятен на карте Сибири.
О его жизни, о его победах и горьких потерях, о трагических событиях приведших его к своему Последнему Костру, эта повесть.
В произведение входит:
|
Входит в:
— журнал «Роман-газета, 1969, № 24», 1969 г.
Похожие произведения:
- /период:
- 1960-е (1), 1970-е (7), 1980-е (2), 1990-е (2), 2020-е (4)
- /языки:
- русский (11), немецкий (1), латышский (1), литовский (1), эстонский (1), болгарский (1)
- /перевод:
- И. Васева (1), М. Максинг (1), Н. Талце (1), У. Штройбиг (1), Х. Штройбиг (1), Б. Яунишкис (1)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
страница всех изданий (16 шт.) >>
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Masyama, 31 октября 2025 г.
Повесть Г.А. Федосеева «Последний костёр» является преимущественно художественным произведением, но отчасти и документальным, потому что в ней рассказывается о реально жившем человеке, проводнике и разведчике эвенке Улукиткане.
Автор был с ним на протяжении многих лет знаком и дружен. Именно поэтому книжный Улукиткан написан так тонко и деликатно. Главный герой повести предстаёт перед читателем проводником (игра слов получилась) сразу нескольких смыслов. Во-первых, старый эвенк выступает воплощением духа взаимовыручки. Неоднократно он должен был ради попавших в беду других людей рисковать собственной жизнью, а также идти на изнурительные усилия и тяготы. Причём делал он это безропотно, искренне, не видя в том чего бы то ни было, кроме естественного порядка бытия. Во-вторых, в Улукиткане воплощена народная мудрость и национальное самосознание. Глубокий старик (на момент событий повести ему 93 года), он по-прежнему не отказывается от традиционного уклада жизни эвенков, но в то же время не отрицает и не проклинает то новое, что входит в жизнь северных и восточных народностей. Его, конечно, заботит сохранение связи времён, он видит необходимость научить новое поколение любить всем сердцем свой прекрасный край, но он готов и принимать плоды технического развития общества. Главное, чтобы вещное не затмевало духовное. Это, кстати, всегда главное. В-третьих, Улукиткан олицетворяет собой человека полностью самодостаточного, не нуждающегося ни в руководстве, ни в поощрении, который все свои решения принимает, опираясь исключительно на собственные понятия о плохом и хорошем. В общем, Улукиткан и человеком был замечательным, и литературным персонажем получился ярким и запоминающимся.
«Последний костёр» — повесть, хотя и имеющая сквозной сюжет, но состоящая ещё и из отдельных историй, представляющих собою воспоминания главного героя о различных событиях его жизни. Читатель видит, что судьба с молодости не жалела для Улукиткана жестоких испытаний, закаливших его дух и тело. Возможно, трагические события в его жизни и научили его так внимательно относиться к бедам других людей.
В «Последнем костре», в отличие от того же «Злого духа Ямбуя», можно встретить кое-какие идеологические акценты. Хотя, наверное, это можно объяснить тем, что жизненный срок главного героя пришёлся, в том числе, на время становления СССР и советской геологоразведки. Лично меня немного идеологии никогда не смущает, тем более, что идеология не чужая, а своей собственной страны.
Так сложилось, что «Последний костёр» Улукиткана стал последним костром и для самого Григория Анисимовича Федосеева. Его библиография не слишком обширна, и, как мне кажется, он является одним из самых самобытных советских писателей, рассказывавших о природе Сибири и Дальнего востока. Познакомиться с его творчеством было очень интересно.
Стронций 88, 12 ноября 2025 г.
Прощание с Улукитканом.
Ещё и самая мистическая повесть Федосеева. И дело даже не в тех видениях, что испытывает Улукиткан в конце. Во всей повести чувствуется неумолимое присутствие рока, тех недобрых стихийных духов, которых так упорно отрицал автор (а в романе «Злой дух Ямбуя» это отрицание странным образом действовало наоборот, создавая тревожное суеверное чувство потустороннего зла), но в которых Улукиткан верит безоговорочно. И тут, читая, сложно в них не поверить – так поразительно мистически складываются обстоятельства,
И все же, несмотря на всю эту грусть, на знакомую и любимую уже у автора красоту суровой природа, на напряжение отчаянных положений, в которых не раз оказываются герои – есть какое-то легкое «не то». Чувствуется, что вынужденный додумывать и дорисовывать события глазами Улукиткана, он слишком скован, что дается ему это не так легко. Возможно даже особая ответственность давит на него и особе чувство заставляет его вдруг тянуть в самом конце, мысленно удлинять эту последнюю ночь в жизни героя, оттягивать полное и безоговорочное прощание с ним – оттого оно такое тяжелое, наводнённое повторениями и зыбкими видениями. Но, прочитав все произведения, в которых Улукиткан сопровождал автора, зная, как он был ему дорог, это по-человечески даже можно понять.