fantlab ru

Григорий Федосеев «Последний костёр»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.70
Оценок:
38
Моя оценка:
-

подробнее

Последний костёр

Повесть, год; цикл «Путешествия по Приохотскому краю»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 8
Аннотация:

На высоком берегу реки Зея стоит стальной тур, облицованный гранитными плитами.

Под ним покоится прах Улукиткана, легендарного проводника-эвенка, прирождённого разведчика и первопроходца, хорошо известного ещё царским топографам, проводившим в этих местах первые съёмки.

Сотни и тысячи троп проложил он по болотам и нагорьям, считавшимся ранее непроходимыми, неоценимую помощь оказал советским геодезистам и геологам в устранении последних белых пятен на карте Сибири.

О его жизни, о его победах и горьких потерях, о трагических событиях приведших его к своему Последнему Костру, эта повесть.


В произведение входит:


-

Входит в:

— журнал «Роман-газета, 1969, № 24», 1969 г.

Похожие произведения:

 

 


Последний костёр
1971 г.
Таежные повести
1972 г.
Избранные произведения. Том второй
1976 г.
Дерсу Узала. Последний костёр
1987 г.
Собрание сочинений. Том 3
1990 г.

1994 г.
Злой дух Ямбуя
2022 г.
Тропою испытаний. Смерть меня подождет
2023 г.
Злой дух Ямбуя
2024 г.
Злой дух Ямбуя. Последний костер
2024 г.

Периодика:

Роман-газета № 24, декабрь 1969 г.
1969 г.

Издания на иностранных языках:

Последният огън
1970 г.
(болгарский)
Das letzte Lagerfeuer
1971 г.
(немецкий)
Pēdējais ugunskurs
1972 г.
(латышский)
Paskutinis laužas
1976 г.
(литовский)
Viimane lõke
1986 г.
(эстонский)

страница всех изданий (16 шт.) >>

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


[  6  ]

Ссылка на сообщение ,

Повесть Г.А. Федосеева «Последний костёр» является преимущественно художественным произведением, но отчасти и документальным, потому что в ней рассказывается о реально жившем человеке, проводнике и разведчике эвенке Улукиткане.

Автор был с ним на протяжении многих лет знаком и дружен. Именно поэтому книжный Улукиткан написан так тонко и деликатно. Главный герой повести предстаёт перед читателем проводником (игра слов получилась) сразу нескольких смыслов. Во-первых, старый эвенк выступает воплощением духа взаимовыручки. Неоднократно он должен был ради попавших в беду других людей рисковать собственной жизнью, а также идти на изнурительные усилия и тяготы. Причём делал он это безропотно, искренне, не видя в том чего бы то ни было, кроме естественного порядка бытия. Во-вторых, в Улукиткане воплощена народная мудрость и национальное самосознание. Глубокий старик (на момент событий повести ему 93 года), он по-прежнему не отказывается от традиционного уклада жизни эвенков, но в то же время не отрицает и не проклинает то новое, что входит в жизнь северных и восточных народностей. Его, конечно, заботит сохранение связи времён, он видит необходимость научить новое поколение любить всем сердцем свой прекрасный край, но он готов и принимать плоды технического развития общества. Главное, чтобы вещное не затмевало духовное. Это, кстати, всегда главное. В-третьих, Улукиткан олицетворяет собой человека полностью самодостаточного, не нуждающегося ни в руководстве, ни в поощрении, который все свои решения принимает, опираясь исключительно на собственные понятия о плохом и хорошем. В общем, Улукиткан и человеком был замечательным, и литературным персонажем получился ярким и запоминающимся.

«Последний костёр» — повесть, хотя и имеющая сквозной сюжет, но состоящая ещё и из отдельных историй, представляющих собою воспоминания главного героя о различных событиях его жизни. Читатель видит, что судьба с молодости не жалела для Улукиткана жестоких испытаний, закаливших его дух и тело. Возможно, трагические события в его жизни и научили его так внимательно относиться к бедам других людей.

В «Последнем костре», в отличие от того же «Злого духа Ямбуя», можно встретить кое-какие идеологические акценты. Хотя, наверное, это можно объяснить тем, что жизненный срок главного героя пришёлся, в том числе, на время становления СССР и советской геологоразведки. Лично меня немного идеологии никогда не смущает, тем более, что идеология не чужая, а своей собственной страны.

Так сложилось, что «Последний костёр» Улукиткана стал последним костром и для самого Григория Анисимовича Федосеева. Его библиография не слишком обширна, и, как мне кажется, он является одним из самых самобытных советских писателей, рассказывавших о природе Сибири и Дальнего востока. Познакомиться с его творчеством было очень интересно.

Оценка: 7
[  5  ]

Ссылка на сообщение ,

Прощание с Улукитканом.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Повесть описывает последнюю их встречу с автором, а дальше – и его «последний костер», одинокую гибель в студеном лесу.
Прощание с Улукитканом и прощание автор с Приохотским краем, которому в большом опасном труде отдано шесть лет. И – так уж случилось – прощание его с читателями. «Последний костер» оказался последней законченной вещью автора. Само по себе в этом есть какая-то грусть…

Ещё и самая мистическая повесть Федосеева. И дело даже не в тех видениях, что испытывает Улукиткан в конце. Во всей повести чувствуется неумолимое присутствие рока, тех недобрых стихийных духов, которых так упорно отрицал автор (а в романе «Злой дух Ямбуя» это отрицание странным образом действовало наоборот, создавая тревожное суеверное чувство потустороннего зла), но в которых Улукиткан верит безоговорочно. И тут, читая, сложно в них не поверить – так поразительно мистически складываются обстоятельства,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
и в гибели первого сына Улукиткана отчетливо видится мстительный дух убитого шатуна (на самом деле вся эта история – рождение и гибель сына, и новый сын-калека выменянный за собаку – это самое потрясающее тут, похожее даже на какую-то седую легенду), а в смерти дочери – ответ духов гор на вызов, брошенный им Улукитканом и Дубковым в их первом походе за «кладами земли».
И в самом начале, в ветре, не дающем закончить работу, даже суровые астрономы видят злых горных духов. Да и вообще здесь много примет, хороших и дурных знаков, видений, воспоминаний и снов. Интересный поворот в творчестве – и, возможно, мировоззрении – Федосеева.

И все же, несмотря на всю эту грусть, на знакомую и любимую уже у автора красоту суровой природа, на напряжение отчаянных положений, в которых не раз оказываются герои – есть какое-то легкое «не то». Чувствуется, что вынужденный додумывать и дорисовывать события глазами Улукиткана, он слишком скован, что дается ему это не так легко. Возможно даже особая ответственность давит на него и особе чувство заставляет его вдруг тянуть в самом конце, мысленно удлинять эту последнюю ночь в жизни героя, оттягивать полное и безоговорочное прощание с ним – оттого оно такое тяжелое, наводнённое повторениями и зыбкими видениями. Но, прочитав все произведения, в которых Улукиткан сопровождал автора, зная, как он был ему дорог, это по-человечески даже можно понять.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх