fantlab ru

Яцек Пекара «Слуга Божий»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.41
Оценок:
781
Моя оценка:
-

подробнее

Слуга Божий

Sługa Boży

Сборник, год; цикл «Цикл о Мордимере Маддердине»

Аннотация:

Первый роман в новеллах из цикла об инквизиторе Мордимере Маддердине.

В мире, где ход истории круто изменился, а Иисус сошёл с креста и залил с апостолами улицы Иерусалима кровью, — в этом мире ведьмы, демоны и колдуны вполне реальны. Инквизиторам приходится бороться со всем потусторонним, со всем, что грозит бессмертным душам людей. Иногда -- бороться вопреки желаниям самих людей. И только пламень истинной веры развеет тьму в сердцах...

Но так ли всё просто и однозначно, даже для столь истово и безоглядно верующего человека, как инквизитор Мордимер Маддердин?

Примечание:

Первый раз издавался в 2003 году. В дополненное издание 2006 года вошел еще рассказ «Czarne płaszcze tańczą», и после этого сборник переиздается только таким составом. Кроме того в тексты рассказов вносились некоторые изменения, согласно дальнейшему развитию цикла.



В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу


7.35 (586)
-
8 отз.
7.26 (600)
-
7 отз.
7.41 (541)
-
8 отз.
7.33 (524)
-
6 отз.
7.52 (518)
-
6 отз.
7.45 (511)
-
4 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Слуга Божий
2012 г.
Слуга Божий
2021 г.

Самиздат и фэнзины:

Слуга Божий
2033 г.

Издания на иностранных языках:

Sługa Boży
2003 г.
(польский)
Sługa Boży
2006 г.
(польский)
Sługa Boży
2009 г.
(польский)
Sługa Boży
2010 г.
(польский)
Sługa Boży
2011 г.
(польский)
Sługa Boży
2012 г.
(польский)
Sługa Boży
2015 г.
(польский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  55  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если читать отзывы, можно подумать, что Яцек Пекара — краса польского фэнтези, надежда его и опора.

Плюхнем в эту бочку мёда, патоки и совершенно неуместного елея свою ложку дегтя. Ибо по моему скромному мнению, «Слуга Божий» — редкостный образчик уныния и безблагодатности, который не в силах сделать привлекательным даже тот факт, что в мире, где происходит действие книги, Иисус сошёл с креста и огнём и мечом покарал своих обидчиков сначала в Иудее, а потом – и в Риме, войдя в историю не как Спаситель, но как Мясник из Назарета. Мощнейший ход, как по мне, мощнейший ход и мощнейший образ, вот только автор так бездарно распорядился им, что хочется схватиться за голову. Ибо ничего – ничего! – в мире не изменилось. Только представили к каждому инквизитору по ангелу с карающим мечом в руке, да этим и ограничились. В остальном – «как убивали, так и будут убивать, как запрещали, так и будут запрещать, как сажали и сжигали – так и будут сажать». То ли христианство настолько упадочно и порочно, что не имеет значения, был ли там добрый боженька или резник, заливший улицы Иерусалима кровью, то ли Яцеку Пекаре просто лень выдумывать какие-то новые мотивации для своих персонажей. И я склоняюсь ко второму варианту. Ибо Яцеку Пекаре вообще лень, на мой взгляд, что-то придумывать, он ленив и нелюбопытен, полагаясь, что религиозный эпатаж и намёки на гуро вытащат из любой трясины.

Не знаю, кого как, а меня он, наоборот, в трясину вверг. Уже ко второму рассказу меня подташнивало от драгоценных камней, которые непременно сравниваются с глазками (у меня же в голове крутились более картофельные ассоциации) и этого мерзко-слащавого обращения «милые мои». Но я крепился. В конце концов, я не имел чести принадлежать к славному кругу инквизиторов чтобы блевать на кого-то, а блевать по-простецки, на пол казалось мне уже не так весело и задорно. Добавьте сюда всевозможное смакование жестокостей «темного средневековья», сходу выплескиваемое автором на читателей и уже помянутый религиозный эпатаж и станет ясно – ничего хорошего нас не ждёт, ибо таким количеством «жареных» тем пользуются или провокаторы, или неумехи, ничем иным не способные привлечь к своему опусу читательское внимание. И я, сказать честно, на момент прочтения «Слуги Божьего», ещё не определился, к какой из этих когорт принадлежит Яцек Пекара.

Все истории о его Мордимере Маддердине – «лицензированном инквизиторе Его Преосвященства епископа Хез-Хезрона» – построены одинаково плоско, основной тягловой силой, влачащей сюжет вперёд, служат мордобой и пытки, а развязка достигается тем, что в самый ответственный момент, когда героя берут за жабры, из ближайших кустов (камышей, леса, темного замкового алькова) на рояле выкатывается автор и забрасывает всех тузами и ангелами из рукава.

Поначалу это воспринимается как какой-то хитрый авторский ход, но затем приходит понимание, которое в дальнейшем только крепнет – кроме этого примитива с ломаньем носов и выпусканием кишок, автору просто нечего нам предложить. В книги нет ни намека на что-то более интересное, чем бытописательство жизни одного провинциального инквизитора. Причем именно – «бытописательство». Как детектив истории о Мордимере Маддердине беспомощны и слабы, об «альтернативности» здешней истории уже сказано выше – её просто нет. Интриги и козни сильных мира сего? Есть капельку, но выполнено всё так уныло и прямолинейно, что сводит челюсти. Сложные дилеммы морально-этического плана, неразрешимые «вечные» вопросы, конфликт между желанием и долгом? Забудьте, ничего подобного в «Слуге Божьем» вы не найдете, хоть факелом вооружайтесь для их поиска, хоть костер аутодафе разведите.

Куча описаний казней, пыток и насилия, призванная показать «обычную» жестокость средневековья. Мотивации персонажей, положительных и отрицательных, главных и второстепенных — на уровне «а я так хочу!» Таланты спутников, призванные облегчить жизнь главному герою как раз в тот момент, когда необходимо — в лучших традициях худших отечественных фэнтези. Бесконечный, бесконечный Армада-style, где крутой и несгибаемый главный герой побеждает врагов одним движением левой брови, а правой — укладывает очередную красотку с пятым размером в койку. Всё это легко, ненапряжно, с шутками и прибаутками, словно шагая по дороге из желтого кирпича. Над головой у него светит рукотворное солнце, что держит в ладонях Ангел-Хранитель, птички поют: «Посмотри, посмотри, как он крут, милые мои», а олененок Бэмби несёт полы окровавленного плаща.

Время от времени из придорожных кустов, распугивая птиц и Бэмби, выкатывается огромный ослепительно-белый рояль на колесиках и с расколотым распятием на крышке. За роялем сидит пан Яцек и исступленно наигрывает какофоническую мелодию.

А ведь могло получиться что-то по-настоящему интересное. Острое. Провокационное. Увы, увлечение дешевыми приемчиками и дремучий примитивизм сгубили всё. Не стоит тратить время на данный опус — лучше слушать хороший блэк и читать хорошие книжки, а не подобную ерунду. Чем я, пожалуй, и займусь. Вон, у Эйзенслава новый концертник вышел.

Оценка: 1
– [  43  ] +

Ссылка на сообщение ,

Господь даровал нам сей цикл, дабы мы с любовью и смирением могли провести над ним дознание, чтобы решить, стоит ли оставить сей манускрипт в стаде Божьем, или же следует отправить его на черное телеге на сожжение.

Скажу вам так, милые мои. Приступал я к сему испытанию с покорностью человека, которому доверили тяжелую ношу. Ибо сказано в Писании — испытание вашей веры производит терпение. История рассказанная Пекарой в какой-то мере именно испытание. Ибо не всем созданым по образу и подобию Его, милые мои, по силам читать черное фэнтези. И даже ваш скромный слуга сперва опасался, что доля мерзостей и кровавостей переполнит чашу и пойдет во вред повествованию.

Но как оказалось, в мудрости своей Господь направил автора по пути правильному и все вышло в меру. Ибо даже в мерзостях может скрываться истина, которая сперва укрыта от глаз наших.

В принципе я так могу продолжать довольно долго, но не уверен, что вам подобное будет интересно.

Переходим на обычный албанский. :)

Пекара рисует честное, грязное средневековье. Со смрадом сточных канав и немытых тел. С клопами и блохами. Душегубами на дорогах, убийствами, кровью и небольшой толикой секса. Но это все антураж, а не цель. Нет в этом никакого эпатажа и желания шокировать читателя, за что автору, конечно же, большое спасибо.

Мы получили темное фэнтези от поляка. Но не Сапковского. Не единым паном Анджеем живет фэнтези Польша. :)

Книга состоит из шести новелл. Каждая с эпилогом.

Сперва о грустном.

Книге не хватает объема. Историям. Миру. Героям. Событиям. Все очень поверхностно. Быстро. Это удивительно досадно.

Впечатление, что я нахожусь в огромном погруженном во мрак зале и пытаюсь разглядеть хоть что-то с помощью подсветки моего старого телефона.

Так и хочется закричать: Дайте света! Дайте красок! Я хочу рассмотреть, что происходит вокруг! Я хочу увидеть не только начало и конец истории, но и середину!

Автор из тех, кто делает все логично, но почти не видит (не желает видеть или не хочет об этом писать) красивостей. Окружения, описания, детализации, героев.

Вокруг сплошные полутона и широкие мазки кисти.

Самый большой минус — первая история книги. Давайте условимся<strike>, милые мои</strike> — в этой книге существуют две параллельных вселенных. Одна в первой истории. Другая — во всех остальных.

Потому что логика и поступки персонажа Кривоноса, его поведение, манера речи и то, что было с тем что стало — не связано никак. Сперва эти несоответствия банально фигарят вам в солнечное сплетение и хочется лишь одно.

Отложить книгу к черту. Потому что нельзя Чебурашку превращать в Чебуратора, особенно если сперва он жил в коробке из-под апельсинов, а затем отчего-то в шкуре крокодила Гены, а апельсинов и вовсе не было.

Почему автор сделал так (при том, что первую историю он писал гораздо позже чем остальные (порой на несколько лет, а значит, априори был опытнее)) я просто не могу понять.

Убить собственную книгу — это не каждому дано. У Пекары почти получилось это сделать. Выстрелить себе в висок. Но выжить.

Почему?

Благодаря герою, милые мои. Благодаря вашему покорному слуге, бедному славному инквизитору Мордимеру Маддердину. Герою исключительно необычному и очень интересному. Он совсем-совсем не инквизитор Глокта — ущербный и цинично-язвительный калека из цикла «Первый закон».

И хотя Мордимер еще та сволочь, но только он и его забавная манера общения с читателем — заставляет листать страницы. Опытный инквизитор, хитрый, умный. Конечно же взяточник, конечно же коррумпирован в меру своих возможностей. Но что замечательно — если перед ним враг веры и колдун, то сколько золота не суй, а дорожка к костру длиннее не станет.

Именно эта интересная принципиальность и его поступки в мире, где Христос не умер на кресте, а сошел с него с огнем и мечом, подкупила меня и заставила прочитать книгу до конца.

Эх, если бы все остальное было таким же ярким, как главный герой, «Слуга Божий» был бы в сто крат интереснее.

Скажу сразу, во второй книге — все гораздо лучше. Истории становятся глубже, поступки адекватнее, рассуждения интерееснее. Автор связывает героев из прошлого романа, добавляет новые веточки, начинает наконец-то работать. :))) И местами получается очень интересно.

В заключение не могу не отметить замечательную работу переводчика Сергея Легезы и достойнейшую редактуру Владимира Пузия. Вот уж кто постарался сделать эту книгу читабельной, так это они.

Ну, не меньше автора точно.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

У меня возник только один вопрос, как же так получилось что ангелы — несомненные представители Света помогают такой мрази как Мордимер? Это явный прокол автора так как не может быть такого просто по логике вещей.

В общем же согласен с уже звучавшей в других отзывах критикой. Сюжет держится исключительно на чернухе и разбивании устоявшихся штампов и клише о правильных и положительных героях, ни особо красивого слога в описаниях и диалогах, ни исторической атмосферы, ни детективной или мистической интриги, ни каких либо впечатляющих боевых сцен в сборнике нет. Рефлексия же и размышления инквизитора-героя выглядят издевкой над христианством, но этот стеб опять же даже не смешит и не имеет никакой глубины и подоплеки, он просто уныл. Читать можно только от большой оскомины на классическое героическое фэнтэзи, дабы просто разрядится похождениями мерзавцев ради разнообразия.

Не поставлю даже и 7 баллов потому что там просто нечему ставить эту довольно высокую оценку.

Оценка: 6
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Польскую литературу люблю и уважаю, но вот Это...

Простенький сюжет, минимум интриги, абсолютный ноль развития героев. Типа средневековья чернуха, но ничего слишком ужасного не происходит, просто вонь вокруг.

Мужчины злобные и несимпатичные (ну кроме главного героя, конечно, тот хоть не воняет), зато женщины грудастые все как одна, и все как одна готовы на главного героя запрыгнуть.

Можно было бы этот унылый роад муви попытаться спасти хорошей детективной составляющей, или, блин, каким-то неожиданным поворотом сюжета, но нет, чем топорнее, тем лучше. Короче, сплошное разочарование...

Оценка: 2
– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

Дайте этому пану специальный приз в номинации «Как загубить годную идею».

Итак, представьте мир, где Иисус сошел с креста и надавал легионерам по мордам. Представляете, как сильно изменится Римская империя, в которой христианство стало доминировать на три столетия раньше, причем христианство сразу агрессивное? Представляете, во что она могла превратиться, если бы кризиса солдатских императоров и прочего бардака не было? Если бы ее священники могли призывать ангелов и обладали реальными сверхъестественными способнастями?

Представили? А теперь забудьте. Мир «Слуги» от нашего почти не отличается. Инквизиция более суровая и беспринципная, говорите? Да ладно. В мире реальном многие «слуги божьи» тоже были далеко не агнцами. Еще в «просвященном» семнадцатом веке во время тридцатилетний войны одни христиане другим пардон навозную жижу в глотки заливали. Что уж говорить о временах более ранних, например альбигойских походах с их апокрифическим: «Убивайте всех. Бог разберется». Так что действие произведения вполне могло происходить в нашем мире, просто с небольшим налетом мистики. Ничего бы не поменялось.

Что же представляет из себя книга? Сборник почти никак не связанных рассказов, про то как злой инквизитор с кучкой подонков на подпевке ловит еще более злых людей. Довольно плохеньких рассказов. Как и всякий начинающий автор, Пекара показывает «мрачность» мира просто всюду напихав чернухи (например, один из помощников героя – некрофил, почти в каждом рассказе кого-то пытают или насилуют, иногда все вместе) и не пытаясь создать давящей и гнетущей атмосферы, к которой сеттинг просто-таки располагает. Герой как водится круче гор и выше собора Петра, никаких серьезных проблем у него не возникает в принципе, он со всем разбирается походя. Ну и конечно автор очень смутно представляет, как работают реальные или средневековые првоохранительные органы. Доходит то совершенно глупых эпизодов. Приходит инквизитор в деревню, находит скажем отравителя и заявляет: «Ой, а мы его ловить не будем. И доносить на него не будем соответствующим органам. Мы ж колдунов ловим, а отравительство не по нашему департаменту проходит».

В общем, если вы хотели сурового альтернативного средневековья, проходите мимо. Лучше уж Мартина почитайте, он хоть куда лучше разбирается в реалиях того времени и мир выписывать гораздо лучше умеет.

Оценка: 3
– [  34  ] +

Ссылка на сообщение ,

Предчувствую, что отзыв вызовет массу минусов и гнев фанатов, но я его пишу без намерения кого-то обидеть или поддеть. Просто высказываю свои мысли.

Итак, я прочитал сборник рассказов молодого, но уже культового польского писателя – что же я могу об этом сборнике сказать?

Прежде всего удивило, что рассказы никогда прежде не читанного автора кажутся до боли знакомыми. Будто слышал уже что-то подобное или видел… Да, точно видел!

По третьей федеральной кнопке между «скандалами, интригами, расследованиями» шел в свое время сериал Глухарь. И тоже он многих удивил своим «реализмом» и прочими достоинствами.

Вот и рассказы сборника «Слуга Божий» до боли напоминают серии этого этой киносаги. Главный герой – молодой Серега Глухарев, который работает только когда слышит шорох денег, успел разочароваться в жизни и при случае напускает славянской тоски в глаза.

Окружение его – все эти кардиналы, епископы и прочие, до боли напоминает Пятницкое УВД.

Сходства добавляет и слабенькая детективная интрига рассказов, которые явно написаны именно ради описания «сопутствующих обстоятельств».

«Обстоятельства» конечно помрачнее, чем мы привыкли и людям, которые в обычной жизни рискуют только посадить зрение за монитором, приятно щекочут нервы. Но это скорее к вопросу феномена поджанра «темного фентази» как такового.

Если же подумать, чем именно эти рассказы цепляют читателя, то мне кажется ответ заключается в том, что Пекара умело использует прием слома художественных штампов.

Вы привыкли, что девственниц нужно спасать от злодея – а мы их убьем.

Мы ждем, что боевых товарищей нужно защищать – а мы их прикончим ради общего блага.

Конечно, такая оригинальность удивляет, особенно поначалу. Но когда читаешь несколько рассказов подряд, видишь, что никакой особой философии тут нет – просто отработанный литературный прием. И начинаешь улыбаться. Понимающе и немного иронично.

Сами по себе истории читаются легко. Если нужно скоротать вечер это хороший вариант. Но шедевром тут, на мой взгляд и не пахнет. К примеру, рассказ «Волки и овцы», на мой вкус на редкость банален. В рассказе «В глазах бога» чувствуется, если так можно сказать, внутренний стержень, история могла раскрыться сильнее ярче, но автор не дотянул. Жанр рассказа вообще очень сложен и мало кому хорошо дается. До мастеров вроде Азимова или того же Сапковского Пекаре пока очень далеко.

Но в авторе чувствуется потенциал, как знать, вполне возможно со временем еще найдет чем приятно удивить читателя.

Оценка: 6
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не собирался ничего писать про эту книгу, понимая, что и без меня уже написано и еще найдется, но не устоял перед медийным напором. Новинку (в контексте переиздания Fanzon) хвалят едва ли не из каждого утюга, выставляя ее как нечто шедеваральное, что поклонники «Ведьмака» и того же «Стража» (ваш покорный слуга себя тоже к ним причисляет), не читавшие книгу ранее, должны непременно оценить. Вот из принципа и захотелось внести ложку дегтя.

После прочтения думал каким одним словом можно описать эту книгу? Пришел к выводу, что ни «хорошо», ни «плохо». Самым точным будет «любопытно», как из хорошей задумки получилось все это и почему сие так хвалят? Произведение по форме действительно похоже на первые две книги о Геральте поскольку во всех случаях мы имеем дело с отдельными небольшими историями, объединенными главным героем. Также помимо «Стража» сюда можно еще добавить Жугу Скирюка, да, и надо не забыть про инквизитора Эйзенхорна, тот хоть и не в средневековой эпохе, но все ж таки коллега и занят тем же самым практически. Но больше всего книга оказалась похожа по стилю на «Мастера по нечисти» Алексея Буцайло. Последнее произведение единственное, которое Пекара смог переплюнуть, ибо всем остальным он уступает. Про Сапковского даже не буду говорить, тут все очевидно. Возьмем для начала Пехова с супругой и Скирюка. Что в первом случае, что во втором есть глубина. При всей схожести с ведьмачьей сагой они самобытны и интересны, потому уже после пары десятков страниц о сходстве не думаешь. Там есть истории, персонажи, интрига, действительно интересные миры. Никаким из вышеперечисленных преимуществ «Слуга божий» не отличается. Мир у Пекары — это такое типично шаблонное мрачное страшное средневековье, где точно такая же инквизиция. Какие первые ассоциации с инквизицией? Правильно, костры и пытки, и автор ни на миллиметр от клише не отходит. От слова совсем. Первые пару историй еще теплится надежда, что все может наладиться, но тщетно. Можно возразить, что для темного фэнтези жестокость – это нормально. Знаете, что читаете, чего морщитесь? Однако же если брать иные образцы жанра, там жестокость — это штрих, инструмент, подчеркивающий сильные стороны произведения. Во всяком случае так это выглядит у Аберкромби, Мартина или Эриксона, а здесь складывается ощущение, что это самоцель. В результате с гадостью и мерзостью явный перебор особенно в виду ее бессмысленности. На этом фоне персонажи, как и истории, выглядят плоско, не интересно, вымученно. Автор пытается сделать акцент на моральных терзаниях главного героя вообще и на морали в частности, пихая цитаты из Библии к месту, а еще больше ни к месту. Рассуждает от имени Мордимера о хорошем и плохом и сам же на этом прокалывается, потому как после некоторых поступков главного героя в его даже относительную положительность не веришь в принципе. Это я еще молчу про использование «рояля в кустах» в лице ангела главного героя, причем не однократное и халтурное. Такой уровень «качества» еще можно было бы понять в какой-нибудь новеллизации по фильму или игре. Скоро релиз и по традиции перед ним надо подогреть интерес у фанов. Чего зря стараться, все равно съедят, однако тот же Абнетт отнесся к своему делу гораздо серьёзней. Коллега Мордимера из 41-го тысячелетия (в котором вечная война, безнадега и ужасы, т.е. все тоже самое с поправкой на технологии и идеологию) выглядит куда более проработанным, интересным адекватным персонажем, равно как и место действия, несмотря на свое настольно-компьютерно-игровое происхождение. Любопытно как Пекара вообще умудрился не создать ни одного персонажа, которому хотелось бы хоть немного посочувствовать по итогу книги. В этом смысле даже «Мастер по нечисти» более позитивен. И вы можете спросить, а в чем же тогда «Слуга Божий» лучше и вообще, ругаю-ругаю и 5/10! За что? За работу переводчика и редактора. При всех минусах книги читалась она поразительно легко. Книгу одолел за несколько часов, при этом не перелистывал, не пропускал абзацы, честно прочел все. Какова она в оригинале Легезе видней, но будем считать, что и там слог легкий. Это все-таки хорошо. Видна и работа редактора, потому как Буцайло ее серьезно не хватило.

В итоге имеем потенциально интересную идею, которую угробила откровенно слабая реализация. «Слугу божьего» можно однозначно рекомендовать только тем, кому понравился «Мастер по нечисти» и при этом не пугает зашкаливающий уровень грязи и гадостей (больше вы найдете только в «Вокзале потерянных снов» Мьевиля). Остальным лучше перечитать других авторов, упомянутых в рецензии. Аминь.

Оценка: 5
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда я начинал читать цикл «Я, инквизитор», а стоит отметить, что осилил я его со второго подхода, мне чудилось, что Пекара – один из столпов польского фэнтези. Мне привиделось, что он один из сильнейших авторов современной польской литературы, который наравне с Пшехштой оттачивает наследие Сапковского и более ранних авторов.

Но уже к концу первой книги я погрузился в уныние и бесконечные самоповторы автора. Создавалось впечатление, что я бреду через трясину, у которой не видно конца и края, а редкие яркие моменты в рассказах было что-то сродни путевым огонькам, которые препятствовали моему полнейшему утоплению и давали хоть немного воздуха в придуманной Пекарой вселенной.

А мир-то с первого взгляда выглядит сочным, ярким, агрессивным по отношению к главному герою и достаточно провокационным, чтобы затянуть. Завязка истории мира: Иисус сошел с креста устроил геноцид своих палачей и основал государство где-то на территории Священной Римской Империи. Это создает очень мощный и провокационный образ, в современной культуре не похожий вообще ни на что. Самое близкую параллель можно провести с метроидванией Blasphemous. В ней путь к духовной свободе лежит через так называемое касание Чуда (El Milagro). Вот только зачастую Чудо бывает капризно и извращает желание просящих. Например, у того, кто просил вечной молодости, на груди стареет морщинистое лицо, которое не говорит, а лишь удрученно смотрит в пол. Мотивы обоих произведений объединяет одна суть – духовное очищение грядет только после наказания, а не прощения.

Впрочем, на этом все и заканчивается. Дальше нам объясняется все полунамеками, рассказами второстепенных и очень плоских персонажей. Мир Пекары сложно представить, так как он работает только в стенах Инквизиториума Хез-Хезрона. Когда главный герой покидает сей скорбный город, автор пытается в хтонь, создавая антуражные образы темного средневековья, но получается плохо и натужно. Вплоть до четвертой книги описания всех городов сходятся к их запаху, количеству убийц и насильников на квадратный метр и...все.

До встречи с главным героем произведения, лицензированным инквизитором Его Преосвященства епископа Хез-Хезрона Мордимером Маддердином, я считал главной фэнтезийной Мэри Сью Цириллу, но тут бравый Слуга Божий дал маху. Он выпутывается из невозможных ситуаций, что бросается в глаза уже в первой книге, и дальше будет только хуже. К сожалению, автор не наделяет героя ни изобретательностью, ни какими-то другими яркими чертами. Пекара врывается с двух ног в повествование и вытаскивает за уши Маддердина из очередной напасти просто потому, что он главный герой и двигатель сюжета.

К тому же, в первой книге я не увидел никаких конфликтов и задатков на них. Все истории есть, потому что они есть. Единственный конфликт, который всплыл наружу и получил развитие – столкновение церковников и инквизиторов. Но нам мало объясняют и практически не вводят в курс политических дел мира, кроме классического «Один Папа Римский умер, его место занял другой» или «Наш Император погиб на охоте. Случайно ли? Кто знает?». Нет понимания, что движет Инквизиториумом и почему он как организация борется за свою независимость. Нет и объяснения со стороны поля папистов, почему им так необходимо убрать инквизиторов как институт. То, что сначала я считал за сценарный ход автора, теперь кажется сшиванием лоскутного одеяла сюжета на скорую руку и подвязыванием нужных мотиваций по ходу дела.

В целом первый том произведения справляется со своей задачей. Он завлекает читателя в мир, который придумал автор, яркой и необычной оберткой, которую ты нигде не видел. Но развернув обертку и попробовав произведение на вкус, ощущаешь, что тебя обманули и подсунули папье-маше.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сборник новелл, связанных одной сюжетной линией. Приключения оперативника инквизиции, в мире альтернативного христианства. Христос, не вознёсся на небеса, смиренно умерев на кресте, а сошёл с креста, устроив кровавую баню конкурентам. То есть повёл себя, не как мессия, а как Мухаммед скорее.

Соответственно, и его адепты. Странное христианство, в котором можно пить, жрать, трахаться и даже убивать. Запрещено лишь составлять конкуренцию Творцу, заниматься колдовством и … играть в карты, почему-то. По крайней мере, так это выглядит по ходу сюжета. Ангелы есть, но ведут они себя, как демоны. Репрессированные Творцом “старые боги” вроде тоже где-то есть. По крайней мере, проявляются разок. Вот такое, блин, фэнтази.

Сами новеллы жёсткие, иногда увлекательные. Читается легко. Основной вопрос, который остался без ответа, что собственно автор хотел сказать, создав такой мир и такого героя?

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вчера дочитал последний рассказ из этого сборник. Даже не представляю, что было бы, если бы я читал это в нулевых...

Был момент, когда после рассказа «Багрянец и снег» хотел бросить читать. Был момент, когда какая-нибудь шутка по типу «9 из 10 мужчин предпочитает женщин с большой грудью, а 10ый тех 9-рых» веселила меня весь день, что даже приходилось делиться ей с окружающими. Были моменты , которые перечитывал по нескольку раз, чтобы понять смысл, как например про ребенка строящего замки на песке. Были интересные персонажи за которыми любопытно было наблюдать, хоть и, как правило, недолго. Ангел-Хранитель так прописан, так завораживающе, что перечитывал снова и снова. Полный калейдоскоп эмоций я получил, читая эти рассказы.

Единственный момент, что всего этого мне показалось очень мало. А сюжеты, здесь и сейчас, в 2023 году мне не кажутся чем-то необычным и неординарным. Учитывая современный контент, и, что жанр dark уже давно не нов, то сценарий предугадывается практически сразу. Но. Автор вас «обыграл и уничтожил», ведь рассказики то — короткие) И жизни короткие ) Автор, как будто говорит: « Я знаю, что ты знаешь, что будет, но я всен расскажу максимально стремительно и максимально насыщенно, так что скучно тебе точно не будет». А еще пару , как это, твистов, которые точно вынесут тебе мозг. Хотя, сказать откровенно, может в начале нулевых это казалось чем-то гигодрилл мощным, мерзким, свежим и нестандартным, то теперь смотрится, как — ну, вполне могло происходить. Просто автор не знал, что через 20 лет уже подобным не удивишь и что сейчас скорее удивительнее было бы читать про добродетели людей, чем про их пороки.

Однако, у автора все равно есть туз в рукаве, даже два!, которые заставят читателей открывать эту книгу во все времена, правда, если толерантность — наша новая религия, ее не уничтожит.

И первая , это ваш нижайший слуга, Мордимер Маддердин. Самый настоящий милаш , который и «делает» это произведение. Меня больше всего , простите, прикалывало, как после очередного задания или во время оного, его Ангел-Хранитель хвалил его, что он выполняет Божье дело , Святое. Лучше всего о нем сказал его последний наниматель в книге — что он честный человек, не моральный, но честный.

И второй, это сам мир в котором происходят эти события. Это так необычно, что захватило меня в тот момент, когда я просто прочитал аннотацию. В этом мире Иисус сошел с креста не для всепрощения, а для возмездия, ведь абсолютная истина гласит, что все мы грешники. Перевернутый мир, перевернутый крест, перевернутая мораль. Только в таком мире Мордимер Маддердин мог стать праведным человеком, несмотря на то, что совершил.

По уровню дарка, ставлю 8рку. Выше чем dark Аберкромби , но не выше нашего Антикиллера , это уж точно. Но только исключительно за момент с целительницей или ведуньей.

В целом, не думаю, что это dark, как бы это парадоксально не звучало. Да, и большинство рецензистов в фантлабе и персонажи в книге считают, что Мордимер садист, убийца, но сам же инквизитор про себя говорит, что он спасает их души. Пытки , огонь, да, все есть, но это для того, чтобы они истинно раскаялись и уверовали. Ведь там их ждет Божий суд.

«Человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9:27)

«За зло свое нечестивый будет отвергнут, а праведный и при смерти своей имеет надежду» (Притч 14:32)

«Мы предпочли бы скорее выселиться из тела и поселиться дома, у Господа»(Кор. 5:8)

Но Мордимер точно туда не торопится, а значит впереди нас ждет еще множество увлекательных историй.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Странное впечатление от гражданина Пекары. Откровенно простецкие истории. Никакой интриги в, казалось бы, детективных сюжетах. Линия повествования пряма, как десятисантиметровая линейка. В языке повествования нет каких-то особых изысков, чтобы везде в будущем легко распознавать неповторимый почерк автора. Герои прописаны так, что чаще раздражают своей немотивированностью и спорным привязкам к своим же ранее описаным чертам характеров.

И тем не менее — читаешь без остановки и хочется читать дальше. Понимаешь, что в руках у тебя нечто весьма посредственное — но хочется читать дальше. Заканчиваешь очередной рассказ больше с раздражением, нежели с удовольствием — но берешься за новый. Вот такая вот, блин, злая магия. Первый раз такое.

Можно было бы предположить, что дело во всякой интересной жести и подчас немотивированной — а потому интригующей — жестокости, которых нет в большинстве даже самых темных фэнтези. И это, возможно, был бы аргумент лет 10-15 назад. Но сейчас, для начитанного и насмотренного читателя/зрителя подобным удивить весьма и весьма сложно, ибо видели и читали куда жестче и психованнее. Скорее, фишка в малозаметном в отдельных историях, но все-таки происходящем в целом цикле развитии мира Пекары, кусочки которого складываются постепенно в интересную и интригующую картину. Как-то до последнего верится, что дальше вся эта простота разовъется во что-то глобальное и чуть более сюжетно запутанное. И все эти истории ни о чем, но с затравкой, выльются в настоящее полотно интересной пекаровселенной.

Первый том рассказов позади — беремся за второй.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга оставила противоречивые впечатления, но не по тем причинам, что у большинства отозвавшихся))

Основное внимание в сборнике посвящено раскрытию центрального персонажа, он же рассказчик, Мордимера Маддерина. И большую часть повестей я думал ,что это очень оригинальный типаж как для фэнтези, так и для детектива. Праведник-мститель, который во имя восстановления высшей справедливости готов на самые жестокие поступки, не гнушается никакими методами. И чувствует себя в праве, потому что не действует из корысти и верит в высшее благо и любовь Господа, которому беспрекословно служит. Эдакий чекист в униформе средневекового церковника. «Грязный Гарри» в черном плаще.

Однако последняя повесть сборника (если библиограф не ошибся, она была первой опубликована отдельно) показывает, что Мордимер может пойти на заведомое жестокое преступление, причем не из высших соображений, а ради сиюминутной победы в грязной политической интриге, спасая своего подонка-босса и собственное социальное благополучие. Это сразу низводит его до типичного антигероя «черной фэнтези». Ну, может в 2001 году читатель этим еще не объелся, но сейчас выглядит очень клишировано и средненько с точки зрения наполнения образа. Мало ли мы этих Логенов Девятипалых перевидали?

С другой стороны, учитывая как больно меня ранила такая подмена образа, до того, что всю ночь снились дискуссии с автором, значит книга обладает сильным психологическим действием на читателя (а ведь я — стреляный воробей) и может чувствительно зацепить душевные струны.

Большинство же претензий к книге сводятся к тому — почему это не «Властелин колец»? Где развернутые описания бескрайнего мира магии и чародейства, где эпичность поставленных задач, где сшибка стотысячных армий на поле брани?

Это полицейский процедурал. Отсюда его схематичность, повторяющиеся образы, скудость локаций и интерьеров. В искусстве все должно быть соразмерно. У Пекары все масштабы выдержаны и соотносятся с камерностью происходящих событий. Кто жаждет большего — к Роберту Джордану (но у того слишком много всего, ай-ай).

Как у хорошего процедурала, у него может со временем сложиться общий сверхсюжет (как поимка Красного Джона в «Менталисте»), а может — нет. У меня больше надежд, что в изображении самого Инквизитора Пекара выправится и сделает своего героя более неоднозначным, чем клишированный обаятельный мерзавец.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Срань господня, милые мои!

***

«Слуга божий» – сборник повестей (в лучших традициях польской литературы), открывающий огромный (на самом деле, милые мои, не такой уж объёмный, как хотелось бы) цикл о скромном инквизиторе Мордимере Маддердине. В сборнике уместилось 6 повестей примерно равного объёма. Правда, первая (в сборнике) повесть написана позже всех и необходима лишь (помимо чувства наслаждения, милые мои, которое вы испытаете при ее прочтении) для знакомства читателя с Курносом, который ой как важен. Но всему своё время.

…альтернативная история нашего мира. Это вроде бы узнаваемое окружение – средние века, бушуют костры, на которых сжигают ведьм и прочий люд, жируют кардиналы, клопы соревнуются в звании, кто же отведает людской кровушки побольше. И вот во всём этом рассадке блуда, предательств, доносов, крестов, пламени, во всём этом слове Божьем, заветах Отцов, во грехах и миру живет наш добрый друг, инквизитор Мордимер Маддердин, хватающийся за конфессию, которую норовят отобрать за всякого ошибочно сожжённого еретика…

Буквально с первых строк «Слуга Божий» (да не будем делить его на повести, ибо неделимо творение Божье!) повергает читателя в жуткий мир. Здесь каждый горазд убить. Или хотя бы обобрать. Каждый горазд предать, найти выгоды, пусть даже придётся заняться ересью. Насилие и насильники, убийства и пытки, костры Инквизиции и тюремные казематы. Пекара широкими мазками рисует мир, полный чернухи. При этом авто удерживается на грани, которая присуща настоящим мастерам. Например, то что смог Буллингтон с братишками Гроссбартами. Да, Пекара не скатился в бессмысленную чернухи, коей занялся Арделян, например. Автор и не думает даже заниматься ворлдбилдингом. Есть условные основы, остальное либо дальше (надежда), либо фиг-вам (вероятная реальность, милые мои!). А чего вы хотели? Каждая повесть – это самостоятельный сюжет, читать можно в любом порядке (смотрите-ка, кажется, Курнос выглядывает из-за угла. Чуете запах? Это он намекает, дабы вы не забыли про пляску Чёрных плащей, сие есть повесть «Чёрные плащи пляшут»). И отсюда вытекает шикарнейший плюс. Вот захочется вам в суровый зимний вечер (иль хандру осеннюю) прочитать что-то примерно шедевральное, да не многотомно-опупейное, да снимете с полочки любой из томиков цикла «Я, Инквизитор», да прочитаете, опять же, любую историю. И потешите косточки свои бренные.

Что касается стилистики, то Пекара таким маслом жиром снабдил «Слугу Божьего», что читается сборник легко и изящно. Шикарные диалоги, искромётные диалоги (ещё бы, милые мои, ведь не дрыном деланный Мордимер вам вещает!), занятные экшен-сцены. И вот тут ещё один момент. Сборник ни разу не про меч и магию. Слышите, милые мои? Забудьте про приключения, где герой кромсает чудовищ (фи) налево и направо. По большому счёту, в «Слуге Божьем» ровно 1 такая сцена.

И где-то тут подкрадывается еретик, вещающий, что Мордимеру вечно помогает не абы кто, а его Ангел-Хранитель (сиречь, бог из машины). Ваша правда, милые мои. Есть такой грешок (кхе-кхе) у Маддердина. Но попробуйте заслужить себе в помощь работягу Ангела-Хранителя! Это вам не деньги пропивать в Хез-хезроне.

Про героев тоже стоит сказать. А то вон он, Курнос, снова выглядывает и пыхтит. Персонажей здесь ровно четверо. Мордимер (сиречь главный), Курнос (сиречь главный, а то обидется), да братья Близнецы – Первый и Второй. И если Мордимер непогрешим (убивает, правда, обманывает, случается), то Курнос – насильник и садист, ну а братья – любители игр и выпивки. Зато не обделены талантами. Ладно-ладно, Курнос тоже талантливый. Запоминает он хорошо… Значится, злопамятный, учтите.

Про минусы тоже сказать стоит. Не всем по душе чернуха будет. Клопы там всякие, убийства, изнасилования. Но так и не лейдис фэнтези вы читать вздумали! Карты нет, а путешествий много. Но всё это условности. Связи между повестями маловато, это да. Сапковский неплохо вышел из этого, написав интермедии. Но творец тут Пекара, ему и решать. Смысла, говорите, маловато? Ну, это как посмотреть. Не философский диспут читаете. Но всё же и смысл есть. Сборник не скатывается до дилемм «убий» или « не убий». Мир здесь таков, так что принимайте.

Заключение: «Слуга Божий» – глоток свежего воздуха. Яркий, мрачный, харизматичный сторителл, где каждая история – это некий эпизод из жизни Мордимера. Здесь хватает чернухи, много шикарных диалогов и монологов. Не без минусов (нет карты, слабая связь между повестями, практический нулевой ворлдбилдинг), это да. Но хватает за душу. А если нет, то Курнос уже заточил нож. И не увидите вы его блеска. Разве что запах Курноса почувствуете до удара в спину…

10 инквизиторов из 10. Браво!

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сборник из шести историй, про приключения инквизитора Мордимера Маддердина.

Повести в жанре Dark Fantasy, причём, ну уж очень «тёмное»!

К главным достоинством отнесу несомненную оригинальность.

Герой — редкостный, убежденный мерзавец. Хотя, по его понятиям, он все лишь, выполняет свою работу, во славу Господа.

Но, живет он, в таком же, мерзком мире. Шлюхи, жадные купцы, колдуны, чернокнижники, продажные чиновники, тупые крестьяне — в книге, наверное, нет положительных героев.

Вот с этой стороны, сборник интересный. Необычный. Особенно, если начать читать его после классического фэнтези, с «прекрасными дамами» и «благородными рыцарями». Достаточно шокирующий контраст. У Я. Пекары — везде дерьмо, кровь, грязь, похоть.

Но, по моему мнению, это, наверное, чуть ли не единственный неоспоримый плюс книги. Ну, ещё то, что читается легко.

А вот, с остальным — проблемы.

Сюжет — из повести в повесть одинаковый.

Герой получает задание найти Зло. Прибывает на место. Обнаружить злодея не проблема. Победить — тоже. Колдун, ведьма, чернокнижник и прочие еретики — слабые противники. Герой — непобедим.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В трудных случаях на помощь ему приходит Ангел Хранитель. Т. е., по сути, герой всегда одержит победу

Финалы, в большинстве случаев, скомканы.

Фэнтезийный мир не проработан.

Ну да, альтернативная история. И все. Где происходит действие, когда? Религиозная составляющая не раскрыта. Политики нет. Пустота.

Декорации тоже слабенькие. Не увидел я городов, замков и деревень. Так, схематичные наброски.

В итоге — одни диалоги героев. Театральная пьеса.

Слабо и тускло.

Отбросить грязь, мат, цинизм героев, что останется? Ничего.

Это подростковый уровень для писателя, когда все держится только на специфической манере написания.

Тема интересная. Тут вам и Н. Попова с «Конгрегацией» и Пехов со «Стражем», многое от «Ведьмака». А чем-то выделится, у Я. Пекары, по моему мнению, кроме как, «чернухой», не получилось. Если сравнить с этими авторами — то да, такой же уровень, (кроме, разумеется, А. Сапковского).

А если взять романы классиков Dark Fantasy, с построенной целостной вселенной, интересными сюжетами, атмосферными декорациями, героями, со сложными характерами — то «Слуга Божий» — слишком примитивное произведение.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Долгожданный инквизитор

Начну с того, чем обычно заканчиваю — Наконец-то!

Наконец-то переиздание.

Как любитель темного фэнтези, как фанат Ведьмака, Стража, как любитель Песней Петера Сьлядека, Жуги, и даже Франсуа Виньона, да просто Конана и Соломона Кейна, как родоначальников жанра от Говарда, меня просто грызло отсутствия одной из признанных вещей — серии Мордимера Маддердина, на моих полках.

Поэтому сразу с гордостью скажу, что уже первая часть Слуги Господа меня крайне порадовала самим фактом выхода.

Теперь к роману

Все вышеперечисленные сравнения абсолютно уместны — перед нами классическое дорожное фэнтези в виде сборника связанных общими героями повестей.

Конечно, важная оговорка, нужно помнить что у дебютного романа через пару лет юбилей — 20 лет. Это важно, это не новинка.

Если кратко — это как минимум хорошая жанровая вещь. Легко, интересно, быстро (прочитана за вечер). Если чуть больше — это хорошая, но очень простая вещь, точно не лучшая.

Да перед нами все тот же Геральд, Людвиг ван Нормайенн и иже с ними — Мордимер тоже предпочитает выпить, разделить ложе с прекрасной половиной и поторговаться за каждую монету, но когда доходит до дела — он готов отдать жизнь, забывая обо всем остальном. В качестве альтернативы ведьмачьего кодекса здесь инквизиторский устав. К этому добавили щепотку антигероя — наш Мордимер иногда совершает (или позволяет совершать) достаточно мерзкие вещи, один раз, кстати, прям совсем совсем мерзкую (прямо обалдел с этого). Обычно я осуждаю когда волны гадостей накатывают просто чтобы в книге было хоть что-то, но местный дарк, в принципе, уместен и его не то чтобы много (по пару раз за повесть, а не за страницу, как у некоторых). Остальные персонажи в меру жанра колоритные.

А вот по поводу сюжета особой радости пока не испытал. Он в целом терпимый — Лор неплохой, динамика есть, но вот сами истории на редкость прямолинейны. Как-то после Ведьмака мы уже привыкли видеть в таком жанре неоднозначность историй с элементами детектива. Ну то есть монстр, он не просто монстр, а чья-то дочь, жертва проклятия или, на худой конец, помощник других существ или раб любви. И на протяжении истории все хотя бы чуть чуть переворачивается с ног на голову и оказывается не тем, чем казалось, не без помощи уже представленных второстепенных персонажей. И нам нужно не просто победить, но и понять что к чему и почему. А вот Мордимер куда ближе к уже более чем столетнему Конану, он просто идет из точки А в точку Б побеждать злодея. Это потихоньку начало меняться в последних двух историях инквизитора, посмотрим, что будет дальше.

В общем и целом, повторюсь, это достойная жанровая вещь. И оценить её в полной мере будет возможно по прочтению (а это значит сразу после выхода) всего цикла. Может ли оценка конкретно взятой книги стать выше — запросто, если дальше выстрелят чеховские ружья или нам раскроют поднаготную главного героя и объяснят ряд поступков. А может и нет.

Вообщем и целом — жду дальше

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх