FantLab ru

Дэн Симмонс «Эндимион»

Эндимион

Endymion

Роман, год; цикл «Песни Гипериона»

Перевод на русский: К. Королёв (Эндимион), 1996 — 9 изд.

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 177

 Рейтинг
Средняя оценка:8.43
Голосов:3474
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


После Падения Великой Сети прошло почти три века, нуль-порталы больше не действуют, от некогда великой Гегемонии не осталось и следа. Но свято место пусто не бывает, а посему место Гегемонии заняла возрожденная католическая церковь, чьё власть и влияние приобрели по-настоящему вселенские масштабы. Триллионы её последователей на множестве обитаемых планет приняли крестоформ, как символ новой веры и воскрешения. И лишь немногие местные общины на окраинных захолустных планетах отвергают её власть. Одному из таких людей — Раулю Эндимиону, жителю Гипериона, поэт Мартин Силен, автор легендарных «Песен», поручает спасти дочь Ламии Брон — Энею, девочку, что в будущем станет мессией и вестницей новой эры — Той-Кто-Учит.

Входит в:

— цикл «Песни Гипериона»  >  роман-эпопею «Песни Эндимиона»


Награды и премии:


лауреат
"Сталкер" / Stalker, 2003 // Переводной роман (США, 1996)

Номинации на премии:


номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 1998 // Научная фантастика (США)

номинант
Премия Игнотус / Premio Ignotus, 1998 // Зарубежный роман (США)

номинант
Премия Геффена / Geffen Award, 2002 // Переводная книга НФ (США)

Похожие произведения:

 

 


Эндимион
1996 г.
Эндимион
1998 г.
Эндимион
2000 г.
Эндимион. Восход Эндимиона
2005 г.
Эндимион. Восход Эндимиона
2005 г.
Эндимион
2007 г.
Эндимион
2012 г.
Эндимион. Восход Эндимиона
2014 г.
Эндимион
2015 г.
Гиперион
2016 г.

Аудиокниги:

Эндимион
2013 г.

Издания на иностранных языках:

The Endymion Omnibus
2005 г.
(английский)




Доступность в электронном виде:

 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  24  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 ноября 2007 г.

Дочитал-таки «Эндимион» Симмонса... Редкая нудотень. Не скажу, чтоб совсем все так печально, но читал эту книгу с большими перерывами более полугода и каждый раз силой заставлял себя продолжить чтение. По-моему, можно было бы ограничится первыми 150 и последними 100 страницами, все остальное время практически ничего важного ни для развития сюжета, ни для раскрытия характеров/взаимоотношений героев не происходит. Да, они бегают, спасаются, общаются, занимаются еще чем-то, но выкинь любой из этих фрагментов и роман ничего не потеряет. А финальная битва вообще слизана один к одному с финала второго «Терминатора», да еще и подпорчена не особо уместным «Deus Ex Machina».

Единственный герой, вызвавший сочувствие и хоть чем-то зацепивший — Фредерико де Сойя, он единственный эволюционирует и меняется на протяжении всего романа, в отличие от главных героев. Завершение тетралогии читать буду, но скорее для полноты картины, после блистательного «Гипериона» и вполне добротного «Падения...» третья часть показалась откровенно раздутой и блеклой.:frown:

Оценка: 5
–  [  20  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 ноября 2010 г.

Вот этим романом Симмонс меня лично неприятно удивил. Это ж надо было — в сюжете собрать все клише приключенческой фантастики!

Судите сами. Главный герой, ничем не примечательный молодой человек крестьянского происхождения, попадает в некую переделку, в результате которой встречается с неким «гуру» и оказывается втянут в настоящий Эпический Квест. Ему в странствиях будут помогать Очень Необычные Спутники. Дальнейшее развитие событий пересказывать даже нет смысла. Есть даже ужасный Темный Властелин и его Очень Страшные Слуги. Есть даже один Как Бы Злодей, Который Перевоспитается.

То есть после причудливого «Гипериона» и эпичного «Падения Гипериона» автор предлагает нам очередное воплощение «краснознаменного приключенческого сюжета №1 им. Дж. Р. Р. Толкиена и Дж. Лукаса». Беда только в том, что этот сюжет уже настолько затаскан (уже на время написания книги был затаскан) деятелями массовой культуры, что попытка выстроить по этой схеме более-менее серьезное произведение вызывает недоумение и горькую улыбку. Не знаю, что это – кризис воображения или такой постмодернистский трюк – но ход неудачный.

«Эндимион» на фоне предыдущих частей оставляет ощущение примитивности. Не спасает ни несколько параллельных сюжетных линий, ни сложный, проработанный мир. Предсказуемость сюжета крайне велика, ничего особенно нового о мире Гипериона мы не узнаем, за исключением того, что Падение изменило гораздо меньше, чем ожидалось. Философская составляющая ужата практически до нескольких бесед между Раулем и Энеей. Герои убегают, злодеи догоняют, и в конце – большая битва. Причем путешествие по реке Тетис выписано, конечно, красиво, но прямолинейно. Если уж настолько следовать канонам жанра, герои должны были разок попасть в плен и чудом ускользнуть от преследователей. А тут только Рауль попал в переделку на Безбрежном Море, да случилась задержка на Седьмой Дракона.

От героев-личностей, которые так оживляли «Гиперион» и «Падение Гипериона» Симмонс перешел к героям-функциям. Чудесная девочка Энея, в меру туповатый, но благородный Рауль, верный андроид А. Беттик. Разве их можно сравнить с Солом Вайнтраубом – страдающим отцом и философом, или Мейной Гладстон, уставшей от бремени огромной власти? Единственный действительно живой характер – это Де Сойя. Человек верующий в Бога, преданный своему делу, ставящий справедливость выше человеческих законов – настоящий священник и настоящий солдат. За развитием этого характера было интересно следить. В какой-то степени он преемник Поля Дюре из первой части, выбравшего веру и свободу, а не бессмертие и рабство.

Многое автор как-то недообъяснил. Откуда у Ленара Хойта два крестоформа? Почему воскресает Дюре? Ведь Шрайк избавил его от мучительного бессмертия. Да и само предательство Хойта оказалось каким-то совершенно неожиданным. Мне кажется, человек, принявший столько страданий из-за крестоформа, не станет его ярым «пропагандистом». Очень странно, что у него не выработалось хотя бы инстинктивного отвращения к этому паразиту. Нет, мне не верится, что Ленар Хойт мог сотворить подобное. В общем, и личность Папы, и второй крестоформ или притянуты за уши автором, или ускользнули от переводчиков, но больше верится в первое. Да, и в экосистему, состоящую только из выродившихся аборигенов и одного вида хищников, верится с большим трудом.

Итог: очень неприятная неожиданность, но третья часть цикла оказалась сказочкой про то, как крестьянский сын спас волшебную принцессу от злого терминатора. Не ждал такого от автора «Гипериона». Надеюсь, окончание цикла будет осмысленнее. А намечающиеся сюжетные линии просто обязывают к этому.

Оценка: 7
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 октября 2011 г.

Третья часть тетралогии «Песни Гипериона» вызвала у меня неоднозначные чувства. Я был рад вернуться в чудесную и прекрасную вселенную Симмонса. Вернулся и... не узнал! Естественно, я не ожидал увидеть тот знакомый мир по первым частям в точности таким же как он и был, так как, понятное дело, это просто невозможно по сюжету. Но тем не менее, то что я увидел, определенно меня не порадовало. Только вот почему?

Нет, вроде все у Симмонса вышло логично и красиво. Да и стиль повествования не подкачал своей оригинальностью. И загадок, и экшена, и философии в книге хватает с избытком. Но несмотря на все эти достоинства роман все равно получился слабоватым и порой даже скучным. Думаю, причина кроется в так называемом «синдроме продолжения», которому, увы, подвергся и «Гиперион». Большинство сиквелов являются лишь блеклыми копиями своих оригиналов. Причин на это бывает множество: от желания автора заработать до невозможности создать что-то новое...

Но вернемся к «Эндимиону». После довольно хорошего начала книги тянется нескончаемый квест в стиле «пойди туда, не знаю куда». Очень много лишних деталей, ненужных диалогов, никуда неведущих действий. Правда, может всему найдется объяснение в заключительной части ( только начал ее читать), но на это остается только надеяться. В противном случае страниц двести романа, я бы просто выкинул.

Справедливости ради надо сказать, меня порадовала концовка «Эндимиона». Развязка оживила книгу, заставила опять поверить в происходящее и задавать извечный вопрос, ради которого, наверное, и читают художественную литературу — что же будет дальше???

Итог: неплохая фантастика со стандартным сюжетом. Ставлю «7» только потому что это Симмонс и это его «Песни».

Оценка: 7
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 февраля 2015 г.

Слишком просто? Наверное, да. На мой взгляд, многие ждали от автора такого же шквала эмоций, как в первой дилогии. Согласен, что ощущения немного не те, не было мурашек от предвкушения чего-то нового, необычного, непознанного, загадочного.

История получилась слишком простой и незамысловатой. По сути, это прогулка из пункта А в пункт Б, с преодолением различных препятствий и неудобств. Можно высказать претензии и к персонажам, которые выглядят немного странно, особенно на фоне героев из первой дилогии. К сожалению, все происходящее, на мой взгляд, является одним большим прологом к основным событиям, который слишком затянулся. Путешествия с планеты на планету, знакомство с разными обитателями, все это всего лишь подготовка к грядущей битве.

События, которые произошли в дилогии «Гиперион», привели к масштабным изменениям во вселенной. Власть над большей частью миров получила Католическая Церковь, во главе с Папой Римским. Восстановлены все структуры, которые были в составе церкви на старой Земле. Инквизиция, Священный трибунал, Коллегия кардиналов, швейцарская гвардия и многое другое. Изменилась и жизнь обычных верующих. Теперь каждому доступно таинство воскрешения, благодаря крестоформу. Десятки миллиардов людей стали практически бессмертными. Станет ли человечество от этого счастливее? И какую цены должен заплатить человек за новые возможности?

Автор имеет свое видение на многие вопросы, в том числе и религиозные. Через свои тексты, на примерах из жизни своих героев, он старается показать насколько разным может быть сторона одной и той же медали. Где проходит грань между «слепой» верой и инстинктом самосохранения? Почему кому-то позволено нарушать любые законы, а кто-то обязан всю жизнь исполнять чужую волю, часто преступную? Симмонс не подталкивает никого к выбору стороны Добра или Зла, он дает возможность посмотреть с разных сторон на известные всем вещи, а читатель уже сам решит на какой стороне он хочет быть.

Впереди, очень на это надеюсь, ответы на многие вопросы и загадки, которых скопилось огромное количество. Дэн Симмонс придумал невероятную историю, безумно интересную и захватывающую. С нетерпением приступаю к последней части цикла, надеюсь автор меня не разочарует.

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 февраля 2013 г.

/«Осталось благородства, — и в избытке, преграды мы встречаем при попытке пробиться к истине»/. Никто из читателей не желает расставаться с полюбившимся Миром. Так и произошло с Вселенной Гипериона. И хотя, с моей точки зрения, история противостояния Человека и Машины была завершена, судьбы героев определены, ответы на большинство вопросов получены, все равно хотелось узнать, какое послание несет людям таинственный Мессия — дитя технологии и человеческого духа.

Мы снова на Гиперионе спустя три века с момента Падения Гегемонии. Там, где все, казалось бы, закончилось навсегда, начинается новый круг развития цивилизации людей. Техноцентр, правящий веками людьми, с падением порталов оказался повержен, но не уничтожен. Победа на Гиперионе не стала окончательной. Ламия Брон, Кассад, отец Дюре, Мартин Силен, Консул, Хет Мастин, Сол — лишь выиграли сражение, но не войну. С годами машины нашли новый способ управлять людьми, принеся им очередной ядовитый Дар, от которого практически невозможно отказаться — Бессмертие.

И вот уже люди сами, по доброй воле, отказываются от самобытных культур, от многовековой истории, от верований и традиций, превращаясь под крестом Техноцентра в однообразную, сплоченную, серую бездушную массу. Никаких войн, никаких увещеваний — добровольный отказ от своих достижений и убеждений: просто Машины смогли предложить нужную цену, чтобы человечество предало само себя. Но осталась еще маленькая и слабая надежда — обещанная Мессия, дочь Ламии Брон и воскрешенной личности Джона Китса, дитя двух миров — Человечества и Техноцентра. Вот так и начинается история Рауля Эндимиона, его странствий и любви к Энее.

И снова большинство читателей жалуется на разочарование от книги: опять ждали продолжения, но получили совсем, совсем другое. И чему тут удивляться, ведь в историю вновь вмешивается Джон Китс! Его «Эндимион» — произведение совсем другого плана, чем более поздний «Гиперион». Он не об эпических сражениях, войнах богов, титанов и смертных. Он полон романтизма и целиком о любви, такой, когда «способна смертная любовь к бессмертию вести». Вот и получаем вольную трактовку истории пастушка Эндимиона, полюбившего богиню Силену, перенесенную в далекое будущее и причудливо смешанную с мессианством и христианскими идеями.

И само по себе странствие Эндимиона, вместе с еще не осознавшей себя Мессией Энеей, в кампании с голубым андроидом и таинственным монстром Шрайком, было бы исключительно интересно: от одного мира к другому , по текущей через миры бесконечной реке — безграничное разнообразие Вселенной, сулящее такое же разнообразие решений общечеловеческих проблем. И вместо этого: преследование инакомыслия, тупое следование навязанной машинами модели, серое и безликое однообразие. И приключений на этом пути вполне достаточно: схватки, погони, перестрелки, неожиданные открытия и встречи. На каждой планете на всем протяжении пути что-то случается и происходит, увлекая все дальше и дальше, через пространство и время по течению Великой Реки.

И, в этом месте, как всегда, звучит уже набившее оскомину «НО». Почему-то история благородного и правильного Эндимиона и облеченной божественными знаниями Энеи никак не затрагивает, хотя и уверяет автор, что их зарождающаяся любовь так прекрасна, что «пленяет навсегда». А история отца Федерико де Сойи с его старыми воспоминаниями, больной совестью, обостренным чувством справедливости и раздирающими душу противоречиями, напротив, намного притягательней и живее.

И последнее, что никак не могу принять. В «Гиперионе» присутствовала тайна, загадки, над которыми стоит подумать, были неоднозначные ответы и решения, многообразие подходов и идей. Не люблю, когда ответ разжевывают и вкладывают в мозг, отказывая мне в праве иметь собственное мнение, способности самой докапываться до истины, понять и прочувствовать духовные и религиозные концепции. Лучше бы в этом вопросе автор следовал любимому Джону Китсу и его «Эндимиону», который приглашал всех «Через века и через расстоянья разведать предков славные деянья; и, внемля сказкам, письменным иль устным, Не предаваться размышленьям грустным»./в отзыве использованы отрывки из поэмы «Эндимион» Джона Китса в переводе Евгения Фельдмана./

Оценка: 8
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 августа 2009 г.

Дэн Симмонс вполне мог остановиться когда написал «Падение Гипериона», ведь дилогия получилась великопнейшей, а финал — блестяще завершенным, и все равно остаться записанным в мастера фантастики. Но было бы кощунством не развивать более мир Гипериона, ибо остался еще невероятно огромный плацдарм для маневров! Осталось множество вопросов и недосказанностей, и написать можно было не один и не два романа. В то же время это могло получится накладно, ведь всем прекрасно известно, что большинство циклов со временем становятся все более плоскими, менее интересными и продолжения получаются в разы хуже первоисточников. Но Симмонс не побоявшись трудностей взялся за продолжение и не прогадал, оно получилось не менее впечатляющим, чем начало.

Действие в «Эндимионе» проиходит примерно через три века после событий на Гиперионе. Как нам известно, после Падения (так окрестили уничтожение нуль-порталов) все миры оказались отрезаны друг от друга и на многих из них воцарился хаос. Как всегда бывает в таких случаях находится какая-нибудь сила способная утихомирить всех на свете с помощью силового метода. И такая сила нашлась! Ею оказалсь Церковь во Христе, которая во времена Гегемонии была чуть ли не самой заглохшей из существующих тогда религий. Главным рычагом управления людьми у Священного Ордена является крестоформ, который дарует фактиеское бессмертие каждому желающему. Но как часто такое случается — есть много противников сего и режима, и этого же бессмертия! А церковь, действия которой сильно напоминают Империю из Звездных Войн, пытается силой принуждать всех принять христианство.

Как сперва может показаться название романа говорит нам о городе Эндимионе, находящемся на планете Гиперион, о котором упоминается в первых книгах. Но нет, оказывается речь идет о юноше по имени Рауль Эндимион, от чьего имени и ведется повествование. Как выясняется — Рауль сидит так называемом ящике Шредингера и скоро должен умереть, а то что мы читаем это то, о чем он хочет поведать перед смертью.

Так вот Рауль, был обычным пареньком с планеты Гиперион, пока не наткнулся на всеми нами любимого Мартина Силена, неведома как остающегося в живых даже по прошествии трехсот лет и скрывающегося от Ордена в разрушенном городе Эндимион. Старичок Мартин по быстрому дает Рауль простенькое задание — спасти от Ордена дочь Ламии Брон Энею, вернуть в нашу галактику некогда похищеную Старую Землю и уничтожить Орден. Отсюда начинается веселое приключение Рауля, Энеи, андроида А.Беттика полное опасностей и всего прочего. Паралельно этим событиям действие ведется от лица святого отца и капитана Ордена Федерико Де Сойи, которому было поручено поймать девочку и доставить ее в на Пасем — резиденцию Священной Империи.

В целом роман представляет собой большое путешествие по мирам бывшей Гегемонии, постоянным ускальзываниям от зловещего Ордена и прочими приключениями. Весь роман представлял бы из себя обычное приключенческое чтиво, если бы не мастерское изложение событий писателем, запоминающиеся персонажи и прекрасно описанный мир.

Мир стоит упомянуть отдельно. На мой взгляд это самое сильное место в романе. Путешествие по реке Тетис, идущей по более чем по двухсот мирам, описано настолько великолепно, что самому до слез хочется сесть вместе с героями на плот и плыть, любуясь великолепными пейзажами, удивляясь новым невероятным мирам и пытаться адаптироваться к мгновенно меняющимся погодным уловиям. Как бы Вам понравилось если бы температура с 20 градусов тепла мгновенно рухнула до -40 ?

В романе автор возвращает нас в средние века, только галактических масштабов. Тут тебе и всемогущая церковь, и инквизиция, и угнетенное население отказывающееся принять не свою веру, что разумеется ни к чему хорошему для них не приводит. Герои на службе Ордена все больше и больше начинают сомневаться в правильности своих поступков, душевные терзания капитана Де Сойи отлично дополняют роман. Развитие отношений между Раулем и необычной девочкой Энеей тоже не выглядят картонно и очевидно что выльются во что-то большее. Второстепенные персонажи тоже прописаны замечательно — тут вам и добродушный андроид А.Беттик, и невозмутимый, но преданный сержант Грегориус с двумя бойцами Ки и Реттиг, а присутствие в сюжете корабля Консула, пусть и немного бестолкового по причине потери памяти, буквально радует душу.

Не обошлось у нас и без всеми нами любимого Шрайка, который в данном случае выступает неким телохранителем Энеи, и которому нашелся наконец достойный соперник.

Итог: Конечно на фоне первых двух книг роман смотриться блекловато. Но по ходу прочтения становиться очевидно, что это лишь подготовка к четвертой книге, без которой та бы совсем не удалась. Но несмотря не некое однообразие повествования книга читается с удовольствием и радостью от попадания в полюбившийся мир Гипериона, который невозможно представить без космических путешествий, порталов, Техно-Центра, Шрайка и безостановочных приключений. Тем кому понравились «Гиперион» и «Падение Гипериона» книга к прочтению обязательна.

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 декабря 2006 г.

Я в недоумение от прочтения этого произведения.

Куда подевались все плюсы, которые в таком изобилие были в первой и во второй книгах?

Разница между «Гиперионом» и «Эндимионом» примерно такая же, как между книгами Лукьяненко «Геном» и «Танцы на снегу».

На 90 % книга вызывает лишь сожаление от времени, потраченного на ее прочтение.

Как вам нравятся следующие приемы автора:

• звездные перемещения посредством смерти – оригинальная мысль!

• раненый и скованный человек в наручниках, который успешно отбивается ногами от стаи акул – это вообще какой-то идиотизм;

Самое печальное, что автор зарубил на корню не только свой блестящий стиль (который так радовал в первых двух книгах), но и большую часть интриги и сюжетных линий;

Вобщем: вялотекущая, книжка с как-бы приключениями как-бы героя, которые абсолютно не цепляют и не заставляют переживать.

Если Вам понравился «Гиперион» — не тратьте время на эту нудятину, не портите себе впечатление от первых двух книг.

Оценка: 5
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 июля 2015 г.

В семье не без урода или 5 причин не любить роман Дэна Симмонса Эндимион.

Сразу скажу, что я считаю цикл «Песни Гипериона» жемчужиной литературы и ставлю его на одну ступень с «Академией» Айзека Азимова и «Миром полудня» братьев Стругацких. Изображая гигантский пласт вымышленной истории будущего, авторы вскрывают многочисленные проблемы современности и показывают как человечество может выйти на принципиально новый уровень развития.

Что качается «Песен», к каждому из романов я могу предъявить претензии. Но наиболее существенные из них именно к третьему роману серии — «Эндимиону». Не буду разбирать роман в целом и не буду рассказывать про его сильные стороны (они в большинстве своём пришли из первого романа), а остановлюсь только на тех моментах, которые возмутили меня. При этом сам роман я считаю более чем достойным. Моё недовольство обусловлено тем, что роман существенно проигрывает трём другим. Далее по пунктам.

Роман разрушитель. С самого начала автор показывает мир «Эндимиона» во всей неприглядности. Сцена казни (и даже две), сцена убийства собаки, суд с его церковной бюрократией и коррупцией. Это резко контрастирует с «Гиперионом», в котором читатель постепенно погружался в мерзости Гигимонии. С точки зрения драматургии — это поражение. Но это не было бы страшно, если бы «Эндимион» не уничтожил достижения «Гипериона». Мейна Гладстон решилась на уничтожение порталов, обрекая многие миры на упадок, голод и войну ради освобождения человечества от власти Техгно-Центра. В результате упадок, голод и войну они получили, а вместо освобождения их ждало новое порабощение Техно-Центром. Только на этот раз под прикрытием Ордена. В итоге мир откатился назад технологически, морали и нравственности не прибавилось, а Техно-Центр только усилился. Частично этот откат был оправдан в четвёртой книге подготовкой к новой войне, о которой было заявлено ещё в первом томе. НО третий роман пострадал.

Роман без интриги. Главная «интрига», которую автор пытается поддерживать чуть ли не до конца романа — существование Техно-Центра и его власть над человечеством, прочитывается уже в первой главе. Только Техно-Центр мог дать технологию воскрешения без потери разума и репродуктивных функций. Секрет Папы, сохранённый до четвёртого романа, тоже достаточно незамысловат. Благополучие героев романа не вызывало сомнения, не смотря на то, что автор старался как можно чаще ставить их на грань жизни и смерти. Единственное на что он решился — отсечение кисти андроиду А.Бетику (и пусть Джордж Мартин утрётся). Скука, друзья мои.

Роман глупых обманок. Я вижу 2 таких. Это учения войск ордена. Первый эпизод — учения с перехватом летательного аппарата, движущегося к гробницам на Гиперионе. Второй — учения в космосе перед попыткой захвата Энеи в космосе. Оба эпизода после завершения выглядят наивно и неуместно. Они просто кричат о дефиците интриги и динамичных действий, так необходимых роману. А автор сам расписывается под недостатками сего текста.

Роман с голливудским злодеем. Речь конечно же о концовке романа и о нелепой попытке Радаманты Немез убить Энею в конце романа. Есть множество возможностей гарантированно устранить человека. Выстрел, взрыв, орбитальный удар в конце концов. Но нет, автору как воздух нужна интрига, нужна битва двух киборгов. Но толково подойти ней не получается. В результате в романе появляется монолог в стиле типичного голливудского боевика. И мгновенно понятен исход битвы: герои спасены, хитрый враг наказан. Всё правильно, но безумно скучно.

Роман без концовки. Не знаю планировал ли Симмонс второй роман при написании «Гипериона», но факты таковы. «Гиперион» — роман завершённый (пусть и открытый), со своей моралью и своими выводами. «Эндимион» же кричит о том, что ему нужно продолжение. Великие дела нового миссии (Энеи) не показаны. К процессу становления тоже можно предраться. Про Эндимиона в капсуле Шрёдингера и говорить не хочется. Это не выстрелившее ружьё, причём ружьё первой величины. Такое я считаю недопустимым. Кроме того, многие сюжетные ходы, такие как необходимость захватить Энею живой, проблемы с лечением рака, «эвакуация» окраинных миров — всё это получит объяснение только в «Восходе Эндимиона».

В заключение хочу сказать, что роман «Эндимион» мне нравится. Он гораздо интеллектуальнее типового фантастико-приключенческого романа и гораздо доступней для широкого круга читателей чем большинство философских романов. Ему мешает родство с ярким и многогранным «Гиперионом», сравнение с которым неизбежны. Но именно из-за этого я не могу поставить другую оценку.

Оценка: 6
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 января 2014 г.

«Гиперион» и «Падение Гипериона» – полностью законченная история. Мы увидели начало паломничества, стали свидетелями его завершения, а также узнали его последствия для всей Гегемонии Человека. Продолжения можно было не ждать, ведь точка была поставлена, однако оно последовало. Спустя шесть лет после выхода «Падения Гипериона» свет увидел третью часть цикла – «Эндимион». И это была совершенно другая история.

В самом начале книги, Симмонс устами Рауля Эндимиона, словно бы предупреждает читателя:

«Право слово, зря вы это читаете.

Если потому, что без ума от «Песней» древнего поэта и вам не терпится узнать, что было дальше с теми, кто совершил знаменитое паломничество на Гиперион, моя книга вас разочарует. Я не знаю, что сталось с большинством из них. В конце концов они жили за три столетия до моего появления на свет.

Если потому, что хотите постичь всю глубину посланий Той-Кто-Учит, вам снова не избежать разочарования. Дело в том, что она гораздо сильнее интересовала меня как женщина, а не как наставница или мессия.»

Гиперион остался в прошлом, пришло время совершенно новой истории. Кстати, познакомьтесь с главным героем: Рауль Эндимион, к вашим услугам. Правда, в данный момент, Рауль заперт в капсуле Шреддингера, ожидая смерти в любую секунду, однако он с удовольствием расскажет вам свою историю. Простой парень, добрый и отзывчивый, попавший в водоворот приключений и увидевший гораздо больше, чем люди его поколения. С момента падения Сети прошло 274 года, человечество потихоньку поднимается с колен, все уже и думать забыли про ТехноЦентр. Как показала практика – напрасно. Рауля спасает от смертной казни Мартин Силен и дает ему простые задания:

1) Встретить из Гробниц Времени девочку-мессию Энею, дочку Ламии Брон. Конечно, на поприще встречающих, у Рауля будет много конкурентов в лице нескольких тысяч солдат, жаждущих захватить девушку раньше, а еще есть риск нарваться на Шрайка. Но это ведь ерунда, правда?

2) Найти Старую Землю, которую несколько сотен лет назад якобы уничтожили.

3) Пообщаться с Бродягами, поставить на место Церковь с ее фокусами с крестоформами и навтыкать по первое число ТехноЦентру, который явно замышляет что-то недоброе.

4) Посмотреть по ситуации, возможно, выполнить несколько побочных квестов.

На этом все, не так уж и сложно, да?

«Эндимион» – разухабистый, даже почти веселый приключенческий боевик с вкраплениями рассуждений о религии и вере. И роль он играет примерно такую же, как «Гиперион»: вводит в курс дела, задает вопросы на будущее и готовит читателя к тому, что основные события произойдут в следующем томе. Когда я читал этот роман впервые, сразу после второго тома, я испытывал сплошное разочарование. Уж слишком книги разные по тональности. Однако при перечитывании я получил от романа довольно много удовольствия, поняв одну простую вещь. Нельзя требовать от одной книги тех же ощущений, что испытывал от другой, несмотря на то что обе они из одного цикла. Ощущения не повторяются даже при повторном прочтении, банально из-за наличия опыта чтения этой истории. Поэтому я постарался оценивать «Эндимион» без оглядки на первые два тома. Это отличный приключенческий роман, не лишенный интересных идей, динамики и философских рассуждений.

Если вы прочитали дилогию «Песни Гипериона» и она пришлась вам по душе, то читать «Эндимион» я настоятельно рекомендую. Даже если не понравится, вы хотя бы узнаете продолжение истории и составите свое мнение.

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 октября 2009 г.

Сюжет и концовка еще более «подвешены в воздухе», чем в «Гиперионе». Вообще с точки зрения использованных приемов «Гиперион» и «Эндимион» кажутся мне достаточно похожими: cтандартная сюжетная схема (в первом случае — 1001 ночь, во втором — квест) и совершенно открытый финал даже без намеков на будущее. Открытый финал — вопрос вкуса, мне лично так нравится больше, остается ощущение какой-то легкости и свободы. Потому что любая реализация не то чтобы совсем портят идею, — портит *все остальные* идеи, которые успели прийти в голову читателю.

При этом «Эндимион» совершенно не эпичен, в нем беспрестанно говорится о важности маленькой девочки, которую герой спасает и везет к месту назначения, о ее мессианстве, но этого совершенно не чувствуется в тексте и, скажем так, это не давит. Имхо, это хороший вариант «квеста с героем-избранным», в котором «герой-избранный» не выпендривается, и ведет себя как нормальный человек, да и остальные тоже.

Вообще «Эндимион» отличает повышенная человечность, своего рода сострадательное внимание практически ко всем, кого наши герои встречают на своем пути. Поэтому встреченные так и запоминаются. В тексте гораздо меньше насилия и вообще жестких моментов, и больше моментов бытовых, связанных с организацией квеста, отношениями между героями и тд. — прописанных очень достоверно и с большой любовью. Путешествие по Седьмой Дракона очень четко ассоцируется у меня с ЛРТ, и другие моменты, пожалуй, тоже.

Разумеется, одним квестом дело не обходится — Симмонс для этого слишком умный писатель. Параллельно идет линия преследователя наших протагонистов. И, пожалуй, представитель зловещей католической церкви, готовый сделать все, чтобы изловить ребенка и отдать на растерзание инквизиции — самый симпатичный и интересный персонаж. Капитан отец де Сойя — как говорят в литературной критике, «цельный характер», человек, который точно знает, что он должен делать, и делает это. При этом достаточно легко (и правильно!) разрешая этические противоречия, которые для другого оказались бы неразрешимыми совершенно. Последний выход заставил меня уважать его еще больше. Де Сойя сумел пройти по очень узкой тропинке между своей совестью и своим долгом, не предав при этом ни то, ни другое. Его немного жаль, несмотря на то, что отказ от погони и возвращение с перспективой суда и смерти было единственно верным для него выходом.

Про саму Энею сложно что-то сказать, кроме того, что она сделала «энеиду». Квест хорош как квест, а финал квеста хорош сам по себе — финал, который подразумевает, как и в «Гиперионе» — не то что начало чего-то нового, а такую, знаете, выжидающую тишину перед началом. Когда дирижер выходит на сцену, поднимает руки — весь зал замолкает, а оркестр поднимает инструменты. Никто еще не знает, что мы услышим, но в самой этой тишине есть что-то очень привлекательное.

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 июля 2008 г.

Ура! «Песни Гипериона» после несколько притомившего меня «Падения...» вновь стремительно набрали обороты и ничего, кроме высшего балла «Эндимиону» поставить я просто не могу.

Итак, о чем роман? Смысла рассказывать все же нет, но все-таки — в двух словах, дабы было от чего отталкиваться когда буду оценочку-то аргументировать. «Изобретение дьявола» — крестоформы (на самом деле, конечно, не дьявола, но тссс...) вовсю используются Церковью и Орденом. Как же — элемент воскрешения, едва ли не ключевой в мифологии христианства, а тут еще и характерная форма крестоформа... Многие, соблазненные вечной жизнью, забираются под теплое крылышку, принимают крещение и живут дальше в истинной вере. Но вот открываются Гробницы Времени на Гиперионе и оттуда выходит маленькая девочка из прошлого — Энея. Единственный человек в мире, способный раскрыть ложь Церкви и того, кто на самом-то деле стоит над ней. Естественно, девочка тут же становится центром притяжения всех сил Вселенной, а охраняют ее лишь скромный организатор охот для богатеев Рауль Эндимион, андроид А.Беттик (сколько же общего у него и Сэма из «Властелина колец» — такие герои всегда нравятся читателям. Верные слуги, готовые умереть за хозяина, но вместе с тем — что подчас куда сложнее, — готовые ЖИТЬ ради него) и разумный Корабль ныне покойного Консула.

Честное слово, уже за сюжет я бы поставил десятку... Но его воплощение Симмонсом — это просто что-то с чем-то. Сумасшедший квест по планетам (как же ярко и масштабно описаны миры Сети — ммм...) вдоль по реке Тетис с солдатами Церкви на хвосте, яркие образы (которых так не хватало «Падению Гипериона») — Энея, капитан Федерико де Сойя, А.Беттик, сам Рауль Эндимион, до предела закрученная интрига, найденные новые изящные грани Вселенной Сети... И плевать что последние страницы до скрежета в зубах напоминают «Терминатора» — в любой другой книге я бы снизил оценку как минимум на балл за такое жестокое заимствование, но здесь просто рука не поднимается.

Что ж, впереди еще «Восход Эндимиона», а значит, приключение продолжается:)

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 февраля 2014 г.

Я не соглашусь с мнением о том, что вторая дилогия слабее первой. Они в самом деле разные. «Эндимион» я читала не как философскую фантастику, а как приключенческую.

«Эндимион» служит продолжением «Гипериона», опирается на его события и сюжетные линии, вырастает из его почвы, поэтому он в некоторой мере вторичен и не настолько оригинален. «Гиперион» отличается глобальностью охвата, мозаикой персонажей и сюжетов, внимание читателя постоянно перебрасывается с одного на другое. «Эндимион» сосредоточен всего на двух параллельных линиях − преследуемые и преследователи, поэтому этот роман более концентрированный и динамичный. Это великолепный приключенческий роман в жанре путешествие-погоня. Он перекликается с классическими приключенческими романами, тем более, что миры так похожи на разные уголки Земли. Путешествия по рекам, морям, джунглям, пустыням, ледяным мирам и покинутым городам. Опасности, трудности, безвыходные ситуации и спасения в последний момент. И все приключения с изрядной долей фантастики − высокотехнологичные артефакты, терраформированные планеты, совершенные звездолеты.

Философии здесь меньше, чем в «Гиперионе», вернее, просто развиваются идеи из первой дилогии и намечается задел на следующую книгу, связанный с Той-Кто-Учит. Миры после падения Гегемонии изрядно обветшали, ощущение всеобщего упадка еще сильнее, чем в «Песнях». Христианство превратилось в кошмарный культ, и новая Церковь подчиняет своей власти обитаемые миры.

Персонажей здесь не так много. Главный герой − Рауль Эндимион, простой парень, он не имеет за спиной такого багажа испытаний и заветных стремлений, как паломники в первой книге «Гипериона», однако именно ему поручено оберегать будущую мессию. «Ты хочешь быть героем?», − спрашивает его легендарный поэт Мартин Силен, создатель Песен Гипериона.

Главный представитель стороны преследователей − отец де Сойя − не отрицательный злодей. Несмотря на то, что он предан Ордену и приучен к исполнению приказов, он способен сомневаться и принимать собственные решения.

Шрайк, старый знакомый, напомнил Терминатора из второго фильма − из убийцы стал защитником.

Похоже, как и в первой дилогии, «Эндимион» служит своеобразным длинным прологом ко второму роману и обещанием грядущих откровений.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 февраля 2016 г.

Интерес к происходящему в книге просыпался у меня довольно медленно и постепенно. Этому сильно способствовали главные персонажи. Ни Рауль Эндимион, бывший траппер, а ныне охранник девочки-мессии по имени Аенея, ни отец-капитан Федерико де Сойя, возглавляющий по приказу Его Святешейства охоту за Аенеей не являются особо героическими героями: у первого выбора особого не было, второй выполняет приказ. Сюжет укладывается в рамки не самой стремительной и богатой на события истории бегства и преследования. Аенея и ее спутники несколько вальяжно перемещаются между мирами, воины Христовы за ними, соответственно, гонятся. Кажется, у Симмонса была задача продемонстрировать читателю, как изменился мир Гегемонии после разрыва с Technocore и уничтожения возможности телепортации, а не рассказать интересную историю, как в Песнях Гипериона. Если так, тогда эту задачу он выполнил на ура: герои попадают в разнообразные миры с разнообразным бэкграундом, и все вместе они создают вполне четкую и в общем-то, непротиворечивую картинку.

Отец-капитан де Сойя, наверное, более интересный персонаж: задача, стоящая перед ним, гораздо более сложная по большей части, чем у Эндимиона, и для того, чтоб понять маршрут Аенеи, ему зачастую приходиться просеивать в буквальном смысле целые миры через мелкое сито, да и характер, воззрения и личность его испытывают куда более глубокие внутренние изменения, и подвергается он куда более серьезным искушениям и дилеммам. Несколько утрируя, можно даже сказать, что Мессия и ее спутники участвуют в приключениях тела, а отец-капитан и его штурмовики — в приключениях духа; что, если задуматься, немного странно, ведь логичней было б наоборот.

Из-за того, что развитие сюжета сильно напоминает «Апокалипсис сегодня» с этим непонятным и кажущимся вечным путешествием по реке, оно довольно неочевидно — предугадать его сложно, поскольку автор не стеснен какими-то жесткими рамками, и только под конец становится предсказуемым: в последних нескольких главах происходит ровно то, что и должно было произойти, что только и могло произойти: Симмонс неожиданно загнал себя в собственную ловушку, и выпутаться не смог. В целом же, как и в любом произведении, основанном на идее дороги, в романе чудится больше смысла, чем есть на самом деле, но все равно как-то исподволь и незаметно цепляет.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 марта 2015 г.

Вся книга прошла мимо. «Эндимион» по сути – невнятный квест с неизвестными целями и малоинтересными героями. Энея

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(она же мессия) с двумя спутниками отправляется «туда, не знаю куда» и «затем, не знаю зачем» (обосновывая это чутьем), а по пути им помогает «Нечто, находящееся Где-то Там»
. Их путь растянулся на 600 страниц, и представляет собой череду опасностей и редких разговоров, в течение которых проливается свет на вещи,
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
которые были под вопросом к концу «Падения Гипериона»
. Впрочем, я для себя ничего нового не услышала. Вкупе со скучными героями, которые ни по отдельности, ни вместе не представляют собой ничего примечательного, история опустилась на самое дно по сравнению с первой дилогией. По итогам «Эндимиона» меня единственно волнует судьба корабля Консула.

Сравнение с «Гиперионом» и «Падением Гипериона» неизбежно – именно поэтому у меня рука не поднимается поставить больше двух баллов. Все то, что восхищало в первой дилогии, в «Эндимионе» отсутствует как данность. Космическая симфония, поражавшая до глубины души и заставлявшая шестеренки неистово крутиться, угасла до скучного религиозного квеста и намечающейся любовной линии. Если в начале книги у меня в голове еще держались вопросы, не закрытые по итогам «Падения», то к концу я уже и думать забыла, что у меня они когда-то были. Острота восприятия, сопутствовавшая чтению первой дилогии, исчезла, и на ее место пришло безразличное отупение. Еще какое-то время меня волновал Шрайк – самая загадочная фигура во всей серии, –

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
но терминаторские замашки свели на нет весь интерес.

Можно подыскать объяснение, почему так получилось. И попытаться не сравнивать вторую дилогию с первой. Но нет же. После прикосновения к восхитительной вселенной, полной чудес и интриг, погружаться в простецкий и скучный квест болезненно, как ни крути. Первые две книги люблю все так же нежно, на них этот провал никак не повлиял. Буду дочитывать серию, даже не потому что интересно или хочется получить ответы на какие-то вопросы, а с надеждой на то, что «Эндимион» – всего лишь стартовая площадка для чего-то более глобального.

Оценка: 5
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 мая 2013 г.

...Пока я читал «Эндимион», у меня всё время возникала мысль: зачем Симмонс копирует канву классической сказки Баума? Скажу честно, мне эта загадка не поддалась, быть может, кому другому повезёт в её разгадке. Дэн вообще любитель литературных игр, это видно из многих его произведений, поэтому не будем останавливаться на этой тонкой материи, а просто оценим: произведение хорошее или плохое?

Само собой, мы уже знаем как на него ответить: «Эндимион» — хорошая книга. Будь тут один только квест, это было бы чудовищной насмешкой над первой дилогией. Но Симмонс — тонкий и думающий товарищ. Унесясь на четверть тысячелетия вперёд после падения Гегемонии, он создаёт для своего мира новые проблемы, которые самым логичным образом являются продолжением старых. В предыдущем романе одним из спасителей человечества оказалась католическая церковь, которую возглавил Поль Дюре. Однако теперь именно она оказалась главной угрозой, заняв место Гегемонии, объединяя человечество вокруг себя и своей веры. Однако за её спиной стоит могущественная сила, реликт компьютерного прошлого...

А сам сюжет прост как орех. Девочка Энея, дочь Ламии Брон и кибрида Китса является ключевой фигурой — и мы не знаем, почему. Церковь её преследует, Шрайк сопровождает, и сама она — неведомый «пророк». Ну да это и неважно, в конце концов есть ещё один том цикла. Её сопровождает также простой гиперионский парень, Рауль Эндимион (привязка к Китсу!), которого выдернул из смертного приговора дряхлый поэт Мартин Силен. А в нём что особенного? Ответ тот же — неважно! Вроде бы самый обыкновенный человек, не особо образованный, но неглупый, смелый ироничный — в общем, классический герой-недотёпа, который не понимает даже половины происходящего вокруг. Всё настолько нарочито «классически» и предсказуемо, что поневоле хочется задуматься: и что же Дэн выдаст дальше? Он ведь просто так ничего не творит, всё имеет своё объяснение... Нужно его просто найти в следующем томе.

Нельзя не упомянуть ещё одно достоинство — красивейшие панорамы миров, лежащих на реке Тетис — кое-какие мы знаем, а какие-то нет. В любом случае, этот роман, вероятно, красивейший у Симмонса в плане изобразительного ряда.

Вот только конца нет. «Эндимион», по всей видимости, крепко связан со следующим романом, и мы должны понимать, что он — не самостоятелен. Так что — жду продолжения...

Оценка: 8


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу