fantlab ru

Джеффри Чосер «Кентерберийские рассказы»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.42
Оценок:
126
Моя оценка:
-

подробнее

Кентерберийские рассказы

Цикл

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 16
Аннотация:

«Кентерберийские рассказы» английского поэта Джеффри Чосера (1340?-1400) — один из первых литературных памятников на едином общеанглийском языке. В книге ярко проявились замечательные качества чосеровского гуманизма: оптимистическое жизнеутверждение, интерес к конкретному человеку, чувство социальной справедливости, народность и демократизм. «Кентерберийские рассказы» представляют собой обрамленный сборник новелл. Взяв за основу паломничество к гробу св. Томаса Бекета в г. Кентербери, Чосер нарисовал широкое полотно английской действительности той эпохи.


Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу


8.32 (48)
-
1 отз.
8.21 (19)
-
8.08 (49)
-
1 отз.
8.00 (43)
-
1 отз.
8.08 (45)
-
1 отз.
7.84 (39)
-
1 отз.
7.89 (38)
-
1 отз.
7.93 (41)
-
1 отз.
8.10 (41)
-
1 отз.
7.93 (56)
-
1 отз.
7.90 (21)
-
7.78 (23)
-
7.85 (34)
-
1 отз.
8.11 (36)
-
1 отз.
7.94 (31)
-
1 отз.
8.03 (30)
-
1 отз.
7.72 (29)
-
1 отз.
7.94 (38)
-
1 отз.
8.04 (41)
-
1 отз.
7.85 (33)
-
1 отз.
8.19 (27)
-
1 отз.
7.80 (25)
-
8.03 (35)
-
7.87 (39)
-
8.15 (33)
-
8.25 (36)
-
7.81 (26)
-
8.17 (35)
-
8.07 (27)
-
8.35 (34)
-
8.24 (37)
-
8.31 (35)
-
8.26 (35)
-
8.00 (33)
-
8.12 (33)
-
8.18 (33)
-
7.88 (33)
-
8.03 (34)
-
7.88 (34)
-
8.07 (28)
-
7.91 (34)
-
7.81 (45)
-
7.75 (28)
-
7.81 (27)
-
8.00 (32)
-
7.77 (26)
-
8.03 (33)
-
8.29 (34)
-
7.58 (36)
-
8.03 (31)
-
8.30 (33)
-
7.84 (31)
-
7.97 (31)
-
7.79 (33)
-
7.52 (25)
-

Похожие произведения:

 

 



1973 г.
Песнь о книге
1977 г.

1988 г.
Кентерберийские рассказы
1996 г.
Кентерберийские рассказы
2007 г.
Кентерберийские рассказы
2011 г.
Кентерберийские рассказы
2011 г.

2012 г.

Аудиокниги:

Классика зарубежного рассказа. Выпуск 5
2011 г.
Классика зарубежного рассказа. Выпуск 7
2013 г.
Классика зарубежного рассказа. Выпуск 9
2014 г.

Издания на иностранных языках:

Once Against the Law
1968 г.
(английский)
The Supernatural in Fiction
1973 г.
(английский)
Максим Стріха. Улюблені переклади
2015 г.
(украинский)

страница всех изданий (14 шт.) >>

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Самое удивительное в этой знаковой для английской литературы и крайне влиятельной книге то, что она… не существует. То есть уже не существует – а возможно и не существовала никогда – в том виде, в котором её задумал автор.

А замысел был грандиозный. Чосер явно хотел переплюнуть Бокаччо с его «Декамероном». Обрамляющий сюжет был такой: целая толпа паломников собирается в лондонском трактире и во главе с трактирщиком отправляется посетить мощи Св. Томаса Бекета в Кентерберийском соборе. Чтобы не скучать в дороге, трактирщик предлагает игру: каждый обязуется рассказать две истории по пути в Кентерберри, и две – возвращаясь обратно; того, кто расскажет самую интересную, ждёт угощение за счёт всей честной компании. Тридцать колоритных рассказчиков, сто двадцать историй, и при том почти все в стихах – ну куда там Бокаччо!

Однако то ли автор не дописал книгу, то ли судьба её не сохранила – ни одна из 88 исторических копий «Кентерберийских рассказов» не является полной. Притом, авторских рукописей не сохранилось вообще. Парадокс, но навечно оставшись «сырой бета-версией в раннем доступе», «Кентерберийские рассказы», благодаря масштабности авторского замысла, стали одной из главных книг английской классической литературы, оказывая огромное влияние на литературный процесс до наших дней!

Что до самих рассказов, то они очень разнообразны. Пожалуй, даже слишком. Здесь весь спектр жанров: если бы это была драма, то я бы сказал, что он простирается от трагедии до непристойной буффонады. «Рассказ Рыцаря» – пафосная и трагичная поэма по мотивам древнегреческих мифов (но «в антураже» рыцарского романа) о том, как влюблённость в одну девушку сделала родных братьев злейшими врагами. «Рассказ Мельника», следующий за ним, напротив – авантюрная история о супружеской измене, приправленная весьма скабрезным юмором. В том же духе и «Рассказ Мажордома» – история презабавная, но, мягко говоря, начисто аморальная (тот же сюжет в шестой новелле девятого дня «Декамерона» Бокаччо раскрыт более «лайтово», без насилия и скандала). И так далее – от нравоучительной поэмы о благочестивой деве Констанце («Рассказ Юриста», имеющий, видимо, общие фольклорные корни с пушкинской «Сказкой о царе Салтане») до хулиганского «Рассказа Шкипера» о хитром похотливом монахе; от грубейшей антиклерикальной сатиры («Рассказ Пристава церковного суда») до трагического «Рассказа Врача». Нашлось в «Кентерберийских рассказах» место и житию святой Цецелии («Рассказ второй Монахини») и классической басне с говорящими и философствующими животными («Рассказ монастырского Капеллана»). Чосер в своём opus magnum, видимо, постарался дать, так сказать, максимально широкий срез современной ему литературы и фольклора, не брезгуя никакими жанрами и темами. Настолько не брезгуя, что в некоторых штатах США книга до сих пор запрещена за непристойность.

Из-за вышесказанного определённую оценку «Кентерберийским рассказам» дать сложно. Как литературный памятник, они, безусловно, представляют исключительную ценность. С точки же зрения содержания они противоречивы, как эпоха, их породившая. Религиозные проповеди и нравоучения сменяются откровенным имморализмом и грязными шутками, почти феминистический «Пролог Батской ткачихи» соседствует с легендой о терпеливой Гризельде («Рассказ Студента»), грубейший натурализм перемешан с архаичными условностями «высокого» стиля. То перед читателем вполне обычная жизнь современных автору горожан, дворян и монахов, то герои Эллады, почему-то похожие одеждой и поведением на персонажей рыцарских романов.

Так что разбирать и анализировать каждый отдельный рассказ, конечно, можно, но в целом сборник слишком разнообразен, чтобы сказать о нём что-то определённое. Одни истории – простой непристойный юмор «на любителя» (рассказы Мельника, Мажордома, Купца), другие – устаревшие нудные нравоучения (рассказы Монаха, Студента), но есть и такие, что могут похвастаться интересным сюжетом (рассказы Рыцаря и Франклина), и вполне актуальны, или, по крайней мере, любопытны, с точки зрения морали и философии (рассказы монастырского Капеллана, Продавца индульгенций, Слуги каноника).

Итог: «Кентерберийские рассказы» – своего рода «хрестоматия» британской средневековой литературы и фольклора. Для взрослых – во всех смыслах. Колоссальное произведение, к сожалению, оставшееся по большей части неосуществлённым замыслом автора. Очень влиятельное до сих пор – в частности, служившее источником вдохновения для «Гипериона» Дэна Симмонса и некоторых графических новелл Нила Геймана. Художественная ценность и мораль отдельных историй в этом сборнике, конечно довольно спорные. Но, несомненно, тому, кто хочет понять истинный дух и менталитет европейского средневековья: как и о чём думали люди того времени, чего хотели и как жили, во что верили и над чем смеялись, и, главное, какие истории читали и рассказывали друг другу – эту книгу обязательно нужно прочесть.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я бы сказала, что для меня эта книга оказалась открытием, или даже целым рядом открытий.

1. Никогда не говори никогда. Избитая фраза, однако частое её употребление лишь подтверждает её истинность. С детства, со школьной скамьи терпеть не могу поэзию, за малым, почти незначительным исключением и до этой книги обходила полки с надписью «Поэзия» по широкой дуге, как чёрт святую воду. Однако, что-то, наверное хитрое слово «рассказы» в названии и собственное невежество комплекте с любопытством, все же заставило взять эту книгу и раскрыть. Глаза быстро побежали по строчкам и пришло понимание, что стихотворная форма тут совсем не мешает. Оказывается стихи могут быть без надрыва и пафосного завывания, а легкие, можно сказать повествовательные, где понятно что сказал автор и не надо искать смысл за сочетанием различных слов-символов, стихи могут быть игривыми, даже пошловатыми, по смыслу, но не по форме. Но главное не надо в них вести раскопки, все ясно и просто.

2. Средневековая литература — явно моя и отличный способ отдыха, пусть даже по сюжету и по сути она копирует саму себя. И определенно, я подбираюсь к первоисточнику подобной сюжетной формы, легендарному «Декамерону». Более того, пожалуй правильно прочесть сначала повторения, а потом уже вдохновителя. Если же Вы уже читали «Декамерон», то не придирайтесь, к «Кентерберийским рассказам», а постарайтесь отвлечься.

3. Судя по всему, некоторые сюжеты из этих рассказов кочуют из произведения в произведение и вдохновляют уже других писателей. Я нашла множество паралелей с другими книгами. Например рассказ о Констанци «Рассказ юриста» мне напомнил пушкинскую «Сказку о царе Салтане» .

4. Не судите о всем произведении по первым рассказам. В целом произведение достаточно целомудренно, даже поучительно. Да, есть несколько рассказов явно эротических, даже пошлых, но в большей степени тут вольный пересказ всяких легенд о святых и просто поучений. Даже «пошлые» рассказы пестрят различными поучительными вставками. Хотя в целом, это совсем не детское произведение.

Ну если ещё отметить, что мне понравилось вообще, то пожалуй это то, как ловко Чосер передает характер рассказчика в его индивидуальной манере и в выборе темы. Полное ощущение, что читаешь, я бы даже сказала слушаешь, самых разных людей.

Однако были в этой книги и отрицательные моменты. Пара рассказов мне показалась нудными. Но все же самый главный минус в том, что книга не закончена. Очень хочется продолжения. Однако, увы, его не будет. Чосер не Эвридика, да и Орфеев не найти, так что приходится довольствоваться тем, что есть.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Забавно, что сейчас, так подробно оценивая на фантлабе эти рассказы (и даже прологи и послесловия к ним), невольно выступаешь в роли трактирщика Гарри Бейли, призванного быть судьёй на этом своеобразном соревновании =)

Если уж полностью примерять на себя его роль, то я бы избрал победителем студента с его рассказом об итальянском графе, взявшем себе жену неблагородного происхождения и далее устраивавшем ей всякие тупые испытания на верность.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх