FantLab ru

Станислав Лем «Эдем»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.24
Голосов:
2584
Моя оценка:
-

подробнее

Эдем

Eden

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 192
Аннотация:

Хотя и до «Эдема» С. Лем уже печатался более 10 лет, именно выход научно-фантастического романа «Эдем» можно считать началом зрелого, «золотого» периода в творчестве писателя, принёсшего ему основную популярность и славу. Несмотря на то, что сам автор критиковал своё произведение и был им недоволен, в основном за расхождение первичного замысла с получившимся результатом, роман был благосклонно воспринят читателем. «Эдем» был не просто очередным представителем приключений землян-путешественников в загадочном и неисследованном космосе, он поднимал и ряд социальных, философских вопросов развития цивилизаций и допустимости вмешательства в развитие чужой и непонятной культуры.

Земной ракетный корабль с экипажем в шесть человек терпит аварию на неисследованной планете Эдем, зацепив при полёте край атмосферы планеты из-за неточности расчётов. Планета оказывается пригодной для дыхания и даже проживания землян, но имеет собственную высокоразвитую и совершенно непонятную землянам цивилизацию. Каждый контакт со следами цивилизации эдемцев или с ними самими не проясняет общую картину, а лишь порождает новые загадки.

Примечание:

Первая публикация: газета «Trybuna Robotnicza», Катовице №№ 211-271 1958.

Первая книжная публикация: Lem S. Eden издательство «Iskry», Варшава 1959.

Первая публикация на русском языке: журнал «Звезда», 1966, №№ 9-10 (в переводе Дм. Брускина).

Отрывок из романа публиковался в журнале «Вокруг света» в № 8 1966 г. с анонсом о предстоящей публикации в «Звезде».


Входит в:

— журнал «Вокруг света 1966'08», 1966 г.

— антологию «Вахта «Арамиса», 1967 г.


Номинации на премии:


номинант
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1992 // Научная фантастика - Роман (Польша)

Похожие произведения:

 

 


Вахта «Арамиса»
1967 г.
Солярис. Эдем
1973 г.
Избранное
1978 г.
Избранное
1978 г.
Избранное
1981 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 1. Моя жизнь. Эдем. Расследование
1992 г.
Солярис
1997 г.
Солярис. Эдем. Непобедимый
2002 г.
Солярис. Эдем
2005 г.
Глас Господа
2007 г.
Глас Господа
2007 г.
Эдем
2008 г.
Эдем
2008 г.
Солярис. Эдем. Непобедимый
2009 г.
Солярис. Эдем. Непобедимый
2009 г.
Эдем
2010 г.
Первый контакт
2012 г.
Солярис
2015 г.
Эдем
2015 г.
Солярис
2017 г.
Солярис. Эдем
2018 г.
Солярис
2020 г.

Периодика:

Вокруг света № 8, август 1966 г.
1966 г.

Самиздат и фэнзины:

Мир на Земле
2016 г.
Солярис
2019 г.

Аудиокниги:

Эдем (аудиокнига MP3)
2003 г.

Издания на иностранных языках:

Eden
1959 г.
(польский)
Eden
1973 г.
(венгерский)
Eden
1977 г.
(польский)
Соляріс. Едем
1987 г.
(украинский)
Eden
1989 г.
(английский)
Eden
1989 г.
(английский)
Eden
1996 г.
(итальянский)
Едем. Соляріс. Повернення із зірок. Непереможний
2016 г.
(украинский)
Едем
2017 г.
(украинский)
Едем
2017 г.
(украинский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  45  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Исключительный блеск. Другие планеты не такие прозрачно-чистые. Земля так просто голубая.»

Станислав Лем. Он был исполином жанра, законодателем мод, созидателем основ, мировой знаменитостью в фантастике. Л. всегда напоминал мне Ботвинника. Они оба были технократами и верили в машины, никогда не забывая первичность человеческого духа; то качество, что утеряно сейчас в машинный век, позволяло этим выдающимся людям создавать гармоничные изящные творения, работая с поистине математической точностью и мощью; один играл, другой писал.

И всё это начиналось с Э. Э., по сути, был первым по-настоящему зрелым романом Л. Это расцвет выдающегося фантаста.

Взыскательный молодой читатель усмехнётся, читая про звёздные атласы, межзвёздные ракеты, рычаги и гидравлику. Роман написан в середине 50-х годов ХХ века. Однако уберите технологический антураж, и вы увидите, что под машинной оболочкой, при создании которой Л предвосхитил многие современные технологии и которая вовсе не является такой уж устаревшей (так, именно Л в «Непобедимом», другом своём великом романе, нарисовал великую концепцию «машинной эволюции»), скрывается живое тело гуманистических и социальных идей. И тем не менее язык очень лёгкий – гениальный парадокс – технократ написал роман, который даже в эпоху победившего «light-a» выглядит жизненнее и проще читается, чем большинство головотяпских творений писателей, чей словарный запас не превышает пары — другой популярных оборотов. Прибавьте к этому блестящее авторское словотворчество и вы получите 10-балльный слог. Отдельно — глубокое уважение переводчику Дм. Брускину, прекрасно адаптировавшему роман для русскоязычного читателя

Мир Э. глубоко чужд человеческому и вместе с тем удивительно реален, естественен, с любовью высечен автором в бумажных листах. Познание вместо экшена- не модно, но чертовски приятно. А если странные технические подробности иногда утомляют, то на горизонте всплывают могучие пейзажи, созданные Л. Такой мир мог бы нарисовать Макото Синкай, прилетевший вместе с героями романа на Эдем. Мир – 10 баллов.

Роман начинён смыслом, как пирожок – черникой. Каждый может увидеть в книге своё. Тут и торжество первопроходца, открывающего неизведанное, не останавливающегося ни перед каким препятствиями, пир человеческого духа. Тут и настоящая социальная драма, антиутопия, умело скрытая в фантастическом романе, ничуть не уступающая по проработанности и содержанию каноническим «451 по фаренгейту» Бредбери или «1984» Оруэлла. Я недаром привёл именно эти книги. Э, как и они, по сути рассказывает об информационном обществе, так до конца и не осознавшем, что, победив тирании и диктатуры, о чём прямо сказано в книге, оно попало в самую страшную ловушку — диктатуры информации. Поэтому Э – это социальная фантастика. И, конечно же, это боевик. Даже на Западе, где сложилась крупнейшая школа боевой фантастики, мало кто мог потягаться с Л. в данном жанре. И пусть сам Л., видимо, не уважал, ФБ, он, как истинный мастер, несколькими штрихами показывал всему миру, как в самом серьёзном и сложном произведении можно поместить несколько сумасшедших напряжённых и динамичных сцен, абсолютно не формируя за их счёт сюжет. Позже этот приём достигнет своего апогея в лучшем ФБ всех времён – «Непобедимом». Содержание – 10 баллов.

Отдельно стоит сказать о персонажах. Минимализм Л даёт блестящий результат. Безымянные космонавты, данные которым имена навсегда заменили их специальности, живы и естественны в наших глазах. Шесть человек равно и отчётливо выписаны в романе на 250 страниц. Вдумайтесь в это: 6 Личностей – в законченном фантастическом романе. Персонажи – 10 баллов.

Э. серьёзный роман. Впрочем, несколько забавных высказываний, там и сям разбросанным Л., стоят нескольких книг других писателей, тщащихся насмешить читателя целыми циклами. А вершин своего сатирического дара Л достигает в других произведениях, как цикл о Тихом или «Кибериада».

Итог – один из самых выдающихся романов мировой фантастики. Незаслуженно оставшийся в тени других вещей автора, Э стоит того, чтобы потратить на него ровно столько времени, сколько нужно вам для его прочтения. Эта книга, как и описанная в ней планета, попадается на дороге случайно, но неизменно запоминается навсегда.

«Какая чистая, — сказал Координатор. — Но... знаешь... По теории вероятности следует, что бывают ещё прекраснее.»

Оценка: 10
–  [  31  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Познавая творчество Лема, невольно ловишь себя на мысли: что читаешь вовсе не фантастику, а реалистичный роман. Да,да... Искренне веришь, что в дебрях Галактики действительно затерялась планета Эдем, ее угрюмые пейзажи, заводы и поселения двутелов — выпуклые и НАСТОЯЩИЕ! В каком-то смысле это хлесткая, мужская фантастика, где нет места романтике первого шага, звездных поединков и описаний внутрикомандных взаимоотношений.

Как всегда Лем в присущей ему гротескной, можно даже сказать, карикатурной манере, рисует нам одно из возможных будущих планеты Земля. «Кто владеет ифнормацией — владеет миром», — данный постулат оказывается законом социальной эволюции на Эдеме. Эволюцией, превратившейся в деградацию. Разве тенденции, имеющие место в окружающей действительности, не обнажают перед нами всю мощь информационного орудия?

Мир-тюрьма, в котором заключенных охраняют сами же заключенные, наивно, но свято верящих, что жить по другому просто невозможно, — очень тонко Автором назван Эдем. И эта утонченная ирония прослеживается в финальном диалоге романа об «относительности красоты планет».

Отдельно стоит сказать о том, что Лем посредством «инакомыслящего» двутела, добровольно примкнувшего к землянам, показывает несостоятельность системы, смонтированной анонимным правителем планеты. Ученый-диссидент (двутел) также наделен сильным характером самопожертвования, что, собственно, придало роману большей трагедии, чем описания геноцида.

Автор также превзошел ожидания читателя и минимизировал вмешательство землян в привычный порядок дел двутелов. А ведь так жадно и настойчиво хотелось стать свидетелем, как шестеро астронавтов наладят на планете относительно справедливое общество. Ан, нет. Лем как бы подчеркивает, более того, предостерегает: насильственное распространение демократии — способно вызвать намного больший регрес, нежели вакуумное развитие социума. И это в очередной раз заставляет проводить параллели с современой политологией.

В общем, кто читает не ради чтива и экшена — смело становитесь в ряды Координатора, Доктора, Физика, Инженера, Химика и Кибернетика, — и смело осваивайте Эдем!

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Что делает экипаж космического корабля, потерпев крушение на неизвестной планете? Конечно, сразу же отправляется в экспедицию в полном составе и очень удивляется, найдя по возвращении в ракете незваного гостя. Ходили, разумеется, без скафандров и даже без кислородных баллонов, атмосфера-то похожа на земную. Что делать, встретив непонятную завесу? Дождаться подготовки автоматов и отправит туда роботов? Что вы, туда пойдет доктор (!) и, обнаружив там какой-то газ, вызывающий кашель, скажет, что пару минут можно потерпеть и все дружно направятся внутрь. Даже удивительно, что итоговый контакт с другой цивилизацией не закончился фиаско, как в одноименном романе того же Лема.

Помимо тупости земляне расстроили какой-то повышенной агрессивностью. Чуть что хватаются за пушки, позже используют что-то вроде танка и постоянно рассуждают об атомном оружии. Заканчивается все это желанием причинить добро другой цивилизации, благо, не все персонажи разделяют такой подход. Стоит отметить, что герои романа — это по сути функции своей профессии, у них даже имен собственных нет, а обращаются они друг к другу как Доктор, Инженер или Химик. Мне кажется, что это лучше бы смотрелось в коротком рассказе, а не в романе. Тут все-таки ожидаешь какого-то раскрытия личностей и их развития.

Но больше всего в романе мне не понравилось, что, несмотря на маленький размер, он почти полностью состоит из текста, никак не раскрывающего суть произведения. Общественное устройство другой цивилизации и проблемы самого контакта описаны на паре десятков страниц, а около двухсот занимают сложные описания окружающего мира, пейзажей, непонятной техники и т.п. Возможно, задумывалось это для того, чтобы показать разницу между цивилизациями, но, как мне кажется, не получилось. Через эти описания мне пришлось продираться, чтобы встретить что-то более-менее знакомое.

Мне кажется, у Лема есть намного лучшие произведения и про контакт, и про землян.

Оценка: 6
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мы-то думали, что оно вон как, а оказалось вон оно чё!

Хорошо сидеть на трубе и крутить вентиль по своему желанию. Даже если это труба информационная...

Этот уже довольно старый фантастический роман прославленного польского писателя-фантаста и футуролога Станислава Лема при новом нынешнем прочтении/перечтении вдруг заиграл новыми современными и актуальными смысловыми красками. Понятное дело, что когда было мне полтора десятка лет отроду (т. е. что-то около 1972 года), то и воспринял я эту книгу, прежде всего, как чистую космическую фантастику, ну и про контакт с внеземными разумными существами. Да, наверное, так оно тогда и было, и писал Лем свою книгу про трудности контакта и про величайшие трудности взаимопонимания. Ну и, конечно, про право любой цивилизации на самостоятельное развитие без всякого внешнего вмешательства, тем более вооружённого и силового — так сказать, проблема прогрессорства, миссионерства и прочего насильственного цивилизаторства. И конечно же, тема искусственного вторжения в естественную природную биологию своего вида и попыток евгеники — тоже тема чрезвычайно интересная. Все эти смыслы и сейчас явно в романе заметны и не менее важны, нежели тогда, шесть десятков лет тому назад, когда Лем писал эту книгу (1959 г.).

Однако Лем затронул и ещё одну весьма важную тему — управление обществом и государством при масштабном использовании методов искажения и сокрытия всей или части информации. И тогда эта тема воспринималась просто как признак тоталитарного общества со своеобразным механизмом государственного и общественного управления. Но вот мы теперь живём в эпоху глобального интернета и практически полной свободы информации. Однако же вместо ожидаемой полноты и объективности информации мы имеем на сегодняшний день широко развитые приёмы и способы ведения информационной (и, соответственно, идеологической, ментальной, эмоциональной и всякой прочей) войны, ведущейся как раз в общем информационном пространстве, и то, что с полным осуждением описывал Станислав Лем в этом своём уже стареньком романе, теперь красочно и могуче расцветает на нашей маленькой старушке Земле.

Вот вам и Эдем. И вот вам и писатель-фантаст — тут уж точно не обошлось без дара футуролога! В общем, Лем по-прежнему велик, любим и почитаем.

Оценка: 9
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Несмотря на обилие отрицательных отзывов на Фантлабе и лично мои стенания вроде «ожидал от Лема чего-то большего» — стенания, спровоцированные прочтением предыдущих произведений автора, — данный роман мне в целом (с некоторыми оговорками) понравился.

Возможно, впрочем, именно благодаря отрицательным отзывам и стенаниям. Почему? Сейчас объясню.

История вышла такая. Прочитав в юности «Солярис», а чуть позже ещё несколько книжек Лема, я был просто поражён его талантом. Очень интересные, хитроумные и философские попались мне произведения на начальном этапе знакомства с творчеством знаменитого фантаста. Но выборка, как оказалась, была не репрезентативной — это были, вероятно, самые сильные вещи пана Станислава, поэтому прочтение других книжек вызывало у меня поначалу лёгкое недоумение. Я думал — ну, видимо, это я такой не шибко умный, раз не понял светлой мысли автора. Ознакомившись с отзывами на Фантлабе (в том числе — авторитетных в моих глазах пользователей), я сменил недоумение на разочарование. Мол, не я один такой, а Лем писал не только сильные произведения.

Вероятно, поэтому перед «Эдемом» у меня и был такой настрой: не ожидай чего-то сверхгениального, это просто книжка, которую ты должен прочитать. И поначалу именно так и шло: тривиальная для фантастики середины прошлого века ситуация, безликие герои, заунывные описания вылазок в непонятный мир двутелов. Множество деталей, описаний, но при этом в моей голове никаких образов не появлялось. Внятность происходящего вызывала сомнения.

Чего же можно было ожидать далее? Смазанной, беззубой концовки? Безусловно! Ведь это — одна из болезней раннего Лема (по крайней мере, судя по, например, «Расследованию» или «Возвращению со звёзд»).

И совершенно неожиданно именно финал, последние страниц пятьдесят меня захватили в самые цепкие объятия, держали в напряжении и не разочаровали.

Зато теперь я понял: Лем был мизантропом!

В любой его биографии написано, что пан Станислав к идее контакта относился весьма скептически. И я всегда думал, что писатель брал нестандартную ситуацию, ставил героев в сложное положение и моделировал поведение человека перед лицом неминуемого контакта с представителями иного разума, исходя из сложившихся предпосылок.

Прочитав «Эдем», я совершенно отчётливо осознал, что Лем придумывал именно такие ситуации, в которых человек предстанет в самом неприглядном свете, проявит самые отвратительные черты своей натуры: эгоизм, возведённый в ранг слепой инфантильности, эгоцентризм в стадии терминального антропоцентризма, агрессию по отношению ко всему, что движется, даже если ещё не видно никакой явной угрозы, стремление «причесать» этот мир под себя.

Лем не допускал естественных, спонтанно возникающих ситуаций, не позволял им развиваться в русле общепринятой логики, а потом думал — как же поведёт себя человек в этом положении. Нет, он брал сферического человека в вакууме и выстраивал вокруг него ландшафт, в котором человек поведёт себя как настоящая двуногая зверушка, подстраивал высоконравственному космонавту такие козни, чтобы тот скатился куда-то в низ эволюционной пирамиды.

Гораздо большую симпатию здесь вызывает трогательный в своей наивности умница двутел-астроном, который рискует жизнью ради познания, ибо понимает, что предоставившийся шанс — один на миллион оборотов планеты и другого такого шанса уже не будет. Его гибель предопределена — как иначе могут поступить земляне?

Оценка: 9
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Великолепная пятёрка и Координатор летят в космосе на космическом корабле, видят красивую планету Эдем и решают немного изменить курс, чтобы пройти мимо планеты поближе. Всё было бы хорошо, но экипаж не учёл одного обстоятельства — за планетой следует атмосферный хвост, который весьма разряжён, но которого оказывается достаточно, чтобы космический корабль начал стремительно терять скорость. Корабль падает на планету, зарывшись на несколько метров в грунт. Всё оборудование корабля, все ремонтные автоматы от чудовищного удара превратились в труху. И только люди оказываются крепче железяк и остаются целёхонькими. Только у одного из членов экипажа оторвалась одна из строп его нейлонового гамака.

Все шестеро членов экипажа именуются по их должностям: Координатор, Кибернетик, Инженер, Физик, Химик, Доктор. В тексте несколько раз упоминается имя только одного из членов экипажа. Если я ничего не напутал, то инженера зовут Генрихом. В целом такой необычный подход к именованию персонажей книги наводит меня на мысли, что автор начал писать книгу, рассчитывая дать имена персонажам позже и лишь после половины книги придумал имя для одного из них, которое неосознанно вырвалось и попало на страницы книги. Если инженер — это Генрих, тогда остальным я бы дал такие имена: Координатор — Владимир, Кибернетик — Норберт, Физик — Альфред, Химик — Дмитрий, Доктор — Игнац. Почему нет? :)

Что же делают наши герои, оказавшись в такой щекотливой ситуации? Перво-наперво, понятное дело, пытаются выбраться из космического корабля. Потом пытаются сориентироваться на местности, в первую очередь — для пополнения запасов питьевой воды. В перерывах между вылазками пытаются запустить ядерный реактор и оживить служебные и ремонтные автоматы корабля. Мне кажется довольно странным то, что даже пополнив запасы воды и разработав план ремонта своего космического корабля, они продолжают вылазки. Оживив транспортное средство, которое называется Защитником и напоминает танк, они продолжаю вылазки на нём.

Описание вылазок занимают добрую половину романа. Добрую — в переносном смысле, то есть — бо́льшую. Несмотря на богатое воображение автора, приключения эти кажутся очень затянутыми и очень скучными. Есть и ещё одна причина, по которой эту половину романа нельзя назвать доброй в буквальном смысле.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
При контакте с местными живыми существами, экипаж ведёт себя чрезвычайно нервно и на любое подозрительное действие, хоть сколь-нибудь напоминающее попытки атаковать (а иной раз даже и подозрительное бездействие), не раздумывая применяют оружие. Как только они получают в своё распоряжение Защитника, вооружённого ядерной дубинкой, они без тени сомнения начинают применять при схожих обстоятельствах уже ядерное оружие. Более того — ядерное оружие применяется даже при необходимости проделать проход в стене или запечатать трубу, через которую выходит отравляющий газ.

Несмотря на попытки создать роман, сочетающий в себе приключения, ксенофантастику и антиутопию, всё это показалось мне довольно неубедительным и отошло на второй план перед отвратительным поведением землян. Та лёгкость, с которой приматы с Земли применяют любое оружие, вплоть до атомного, не может оставить спокойным. Даже местные жители оказались более гуманными и ограничились возведением сверхпрочной стены, которая должна была изолировать пришельцев от окружающих.

В конце книги герои без особых угрызений совести или каких-либо сомнений, стартуют в космос, сжигая в реактивных струях двух представителей местной разумной расы — душевнобольного и учёного.

И лишь при более внимательном рассмотрении этой бочки дёгтя можно найти несколько любопытных жемчужин. Это устройство общества местной разумной расы и их наука прокрустика. Общество управляется при помощи одной из отраслей информатики. У этого общества лидеров либо вовсе не существует, либо эти лидеры тщательно скрываются от общества. Законы общественного взаимодействия устроены таким образом, что все члены общества вынуждены соблюдать их, хотя к этому их никто специально не принуждает. Сформировать систему наград и наказаний помогла наука прокрустика. Апофеозом такого способа управления являются подобия концлагерей, где местные жители пребывают безо всякой охраны, однако испытывают необходимость во взаимодействии друг с другом, что и удерживает их от бегства.

Если судить по «Сумме технологий», Станислав Лем придумал множество собственных названий для вещей, о грядущем появлении которых в его время ещё мало кто задумывался. Его фантоматика в наше время называется виртуальной реальностью, его телетаксию в наше время принято называть телеприсутствием. Если попытаться сопоставить прокрустику с наиболее близким по смыслу современным понятием, то я бы сказал что прокрустика напоминает цифровую диктатуру.

Уже сейчас в России можно заметить первые ростки цифровой диктатуры. Власть стремится избавиться от оборота наличных денег, пытаясь заставить перейти всех граждан на безналичные расчёты. Количество банков при этом непрерывно сокращается год за годом. Множество разнообразных систем контролируют продажу алкогольной продукции, шуб и меховых изделий, перевозки грузов, взаиморасчёты между предприятиями. Всё это делается в целях повышения собираемости налогов, что, наверное, не так уж плохо. Плохо, когда в таких цифровых системах происходят ошибки, а они происходят.

Как-то я встречал историю о неправильных данных о земельном участке в Росреестре. У человека имелась только распечатка данных, которые использовались при переоформлении права собственности. На момент оформления эти данные совпадали, а потом внезапно выяснилось несовпадение. И всё бы было хорошо, если бы распечатка являлась бы документом. Но поскольку распечатка эта документом не является, теперь именно владелец должен доказывать чиновникам, что ошибка находится в Росреестре, а не где-то ещё.

Другой случай произошёл с женой моего коллеги. У его жены списали со счёта без предупреждения какой-то штраф, а сам счёт заблокировали. Оформляла она этот счёт в другом городе, а попытки разобраться с налоговой по телефону ни к чему не привели — диспетчер, обрабатывающий звонки, не смог даже найти этот город в системе, т.к. система при поиске выдала сообщение о внутренней ошибке. Пока не знаю, чем закончится эта история, но начала уже достаточно.

Вот если представить, что наличные деньги действительно вытеснены из оборота, а все документы заменены записями в государственных базах данных, то появляется вполне неиллюзорная вероятность мгновенно превратиться в человека без определённого места жительства. Учётная запись человека в системе просто блокируется или исчезает и он больше не может ни совершить звонок, ни приехать куда-либо лично, ни получить работу. Дополняем эту ситуацию бесплатными поездами в один конец — в какую-нибудь коммуну, которая занимается сельским хозяйством или лесозаготовками, но не требует у своих членов документов и обходится при расчётах одними трудовыми квитанциями, и получаем то самое фантастическое общество из романа Станислава Лема. Нет охраны, но никто не пытается бежать, потому что в условиях цифровой диктатуры просто не сможет вести хозяйственную деятельность вне этой коммуны.

Тут есть о чём подумать. Жаль, что сам Станислав Лем не уделил этому вопросу в романе достойного внимания, сосредоточившись на приключенческой составляющей. На мой взгляд, читать книгу ради этих нескольких жемчужин всё же не стоит. Почему-то я ожидал от автора чего-то большего.

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Мы, люди, рассуждаем по-земному и вследствие этого можем сделать серьёзные ошибки, принимая чужую видимость за истину, то есть укладывая определённые факты в схемы, привезённые с Земли».

Привет, буквоед! Я продолжаю серию моих обзоров на творчество Станислава Лема. На этот раз мы поговорим о романе «Эдем». Роман завершён в 1958 году, в самый разгар эпохи освоения ближнего космоса и, конечно, современники тепло восприняли его. Если вкратце пересказывать сюжет книги, то выглядит всё довольно просто: космический корабль землян спокойно летел по своим космическим делам, но «внезапно» на нём произошла поломка, и корабль совершил вынужденную посадку на планету под названием Эдем.

Об этой планете люди толком ничего не знают (кроме того, что со стороны она выглядит как красивое, уютное местечко), и в ходе развития сюжета с ними происходят различные события, смысла которых астронавты понять также не могут. Загадку этой таинственной планеты автор и предлагает разгадать нам — читателям. На планете Эдем астронавты сталкиваются с местной разумной цивилизацией (так называемые двутелы), но установить с ними контакт у землян особо не получается... Или всё-таки получается? Вопрос оставлю без ответа.

Пересказывать весь сюжет книги я не хочу. Вместо этого позволь мне сказать следующее: Станислав Лем в своём романе поднимает две, на мой взгляд, главных темы. Вот они:

1. Тему первого Контакта с внеземной разумной цивилизацией.

2. Тему информационной диктатуры.

Давай я немного расскажу о каждой из тем, а также в целом о плюсах и минусах книги? Начнём же!

***

Первая тема. Контакт с внеземной разумной цивилизацией.

Вообще, история про первый Контакт уже давно избита и зажёвана до невозможности. Кто про него только не писал и не пишет до сих пор… Однако Станислав Лем был одним из тех, кто по-настоящему хорошо, многосторонне раскрыл эту тему.

Приведу примеры. Когда земляне начали изучать местную жизнь на планете Эдем, они знатно обалдели от всего, что там творится. Так, экспедиция землян нашла какой-то «завод» с замкнутым циклом производства — то есть из неких деталей автоматически собирается прибор, а потом этот же прибор опять разбирается — и так до бесконечности. Зачем же существует подобный «завод»? До конца нам не понятно, но герои книги всё-таки строят свои интересные теории на этот счёт.

Также, экспедиция людей находит что-то вроде исторического «музея» местной цивилизации, где представлены кости и черепа местных жителей, которые, видимо, были генетическими мутантами, так как кости сильно отличаются друг от друга. Ещё земляне находят общину местных жителей, которая вроде как является психиатрической больницей или чем-то вроде того. Люди также изучают местную флору и фауну, и находят братские могилы, где в кучу свалены трупы несчастных местных жителей…

Что там вообще происходит, на этой мрачной планете? Как нам, так и астронавтам это трудно понять, лишь в самом конце книги Станислав Лем оставляет читателям смутные намёки. Почему же автор не «раскрыл все карты», как это любят делать многие фантасты? Мне кажется, этому есть три объяснения:

Во-первых, как говорил сам Станислав Лем, он изучал планету Эдем вместе с экспедицией землян, которая туда попала совершенно случайно… Можно сделать вывод, что у автора изначально не было готовой концепции романа, он во многом импровизировал при написании. Импровизировал так же, впрочем, как и в «Солярисе».

Во-вторых, спонтанность написания позволила автору открыть довольно интересный способ для творчества: при создании научно-фантастической книги, да ещё и посвящённой Контакту с внеземной цивилизацией, ни в коем случае не стоит раскрывать перед читателем все секреты и подводные камни своего произведения. Иначе — книгу будет неинтересно перечитывать, в разные периоды жизни искать в ней что-то новое или же открывать то, что не смог понять когда-то раньше.

Кроме того — откуда сам автор может знать все детали того, о чём пишет? Я думаю, Станислав Лем прекрасно понимал, что он — всё-таки человек, и прыгнуть за границы человеческого разума не сможет никаким способом; хотя, как говорит Геннадий Вальдберг, в повести «Голем XIV» Лему всё-таки удалось выйти за рамки человеческого разума.

Словом, книги Лема интересно читать до сих пор — в них всегда есть место для настоящей тайны.

В-третьих, Станислав Лем сам по себе был не из тех авторов, которые всё «пережуют» для читателя и из клювика предложат ему готовую «кашку» в виде развёрнутых объяснений происходящего. Лем был довольно сложным человеком с непростой судьбой и, мне кажется, именно благодаря его богатому на события прошлому, теперь у нас есть прекрасная возможность читать его научно-фантастические романы, где ничего толком не понятно, но хочется, ХОЧЕТСЯ читать их ещё и ещё…

***

Но да вернёмся к нашим астронавтам на планете Эдем. Перед землянами, которые уже успели столкнуться с чужим разумом, встают такие вопросы как:

1. Возможно ли в целом понять принципы инопланетной жизни?

2. Возможно ли установить контакт с существами с другой планеты?

3. Надо ли вообще вмешиваться в загадочные дела местной цивилизации?

И на эти три вопроса ты, дорогой буквоед, ответы в книге найдёшь, но, повторюсь, они там есть лишь частично. К слову, сам Станислав Лем не очень любил этот роман, хотя многие считают, что именно с него начинается карьера Лема как опытного писателя-фантаста — даже несмотря на то, что Лем начал писать фантастику уже в 1940-х годах.

Почему же Лем не любил свою книгу? Мне показалось, что за основу всех тех ужасных событий, происходивших на планете Эдем, Станислав Лем взял события с планеты Земля; так как Лем пережил Вторую мировую войну и те времена постоянно видел вокруг себя смерть и страх, он не мог не задумываться над причинами человеческой жестокости. Получается, свою книгу он не очень любил потому, что ему было больно её писать и вспоминать какие-то события из своей молодости. Но это — всего лишь моё предположение.

***

Минутка истории.

А ведь действительно, убивают ли люди друг друга и хоронят ли в братских могилах? Да, до сих пор убивают и до сих пор хоронят. Проводят ли люди биологические испытания над другими людьми? Сейчас это вроде как запрещено, но ещё в 20-м веке немцы и японцы вполне могли себе позволить жестокие опыты над людьми и животными — вспомни ужасы о немецких концлагерях смерти, о японском «Отряде 731», который проводил биологические опыты над живыми людьми, и ты поймёшь, что мы-то, земляне, на самом деле тоже такая себе, хреновенькая цивилизация.

Что же насчёт вмешательства в ход чужой жизни — спросишь ты? Первым европейцам со Старого Света никто не помешал споить, ограбить и вырезать великие цивилизации индейцев, которые жили в Северной и Южной Америке. Разве европейцы имели моральное право лезть в чужую жизнь? Нет — не имели. Но у индейцев было золото и прочие ресурсы, которые были так необходимы просвещённым европейцам, чтобы в будущем сформировать капиталистическое общество.

Сейчас тоже не лучше — если на карте мира есть «отсталая» страна, где живут несчастные люди-дикари, то обязательно нужно туда понести Добро и Справедливость, пусть даже и силовыми методами. И я говорю не о конкретных странах и континентах, я говорю о современном принципе всей нашей цивилизации вообще: если я знаю «как лучше», то обязательно полезу учить тебя — как ТЕБЕ надо жить. И мне не важно, будет ли тебе НА САМОМ ДЕЛЕ от этого лучше. Я лишь извлекаю личную выгоду…

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Разве население планеты — это ребёнок, который зашёл в тупик, откуда его можно вывести за ручку? Если бы это было так просто, Боже мой! Освобождение началось бы с того, что нам пришлось бы убивать, и чем яростнее была бы борьба, с тем меньшим разбором мы бы действовали, убивая в конце концов только для того, чтобы открыть себе путь для отступления или дорогу для контратаки, убивая всех, кто стоит перед Защитником, — ты-то хорошо знаешь, как это легко!»

***

Вторая тема. Информационная диктатура.

На планете Эдем существует наука под названием «прокрустика» — отрасль информатики, разработанная райскими эдемскими диктаторами, чтобы успешно управлять народом своей цивилизации. Иными словами, доступ к информации у простых граждан жёстко ограничен — они не понимают, где правда, а где ложь, и, собственно, им не остаётся ничего иного, кроме как просто жить своей жизнью. Жить и надеяться, что их однажды не уничтожат по непонятной причине во имя непонятной цели.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Какое-то крайнее, потрясающе последовательное злоупотребление теорией информации. Оказывается, она может быть инструментом пыток более чудовищных, чем любые физические мучения. Селекция, торможение, блокировка информации — таким способом в самом деле можно культивировать геометрически точную, кошмарную прокрустику».

Кстати, возможно именно поэтому разумным существам Эдема настолько наплевать на прибытие землян — ведь они не верят, что такое вообще могло произойти, они думают, что всё это — очередная то ли правда, то ли ложь, то ли полуправда или полуложь... Местный телевизор сообщает эдемовцам, что с небес «на самом деле» упала комета, а никакой не корабль, и в таком случае становится уже без разницы, что же там произошло на самом деле. Пойду лучше сосиски сварю и дома уберусь, какие там к чёрту инопланетяне вообще?

Явление постправды в книге описано достаточно сложно, однако читается книга очень интересно, и, по сути, мы видим, что на планете Эдем реализовали земной принцип «разделяй и властвуй» — то есть сделай так, чтобы найти правду было невозможно, наплоди кучу разных версий, чтобы существовали тысячи трактовок одного и того же события, промывай людям мозги бесконечным трёпом говорящих голов и так далее, и так далее...

Кстати, подобный принцип информационной диктатуры позже был доведён Станиславом Лемом до полного абсурда в повести «Рукопись, найденная в ванне», обзор на которую я когда-нибудь, но всё-таки сделаю.

Итак, мы не знаем подлинной сущности происходящих на планете Эдем событий; и местные жители, как ни удивительно, тоже ничего не знают. Да они не знают даже, есть ли у них вообще власть как таковая! Потому что власть планеты Эдем скрыла, запутала, затуманила своё собственное существование. Почему? Всё просто: когда есть субъект власти (например, конкретный правитель, группа лиц и так далее), значит — можно против него восстать и, быть может, даже свергнуть; можно организовать революцию, раскачать лодку, ну или на крайний случай можно стать никому не известным блоггером и сесть за это в тюрьму…

А если же не понятно, существует ли власть вообще, то и восставать против неё никто не будет — никто просто не сможет организовать протест. Всё общество разделится на группы, которые станут протухать в болоте обычной жизни, а над ними полюбят ставить медицинские опыты с вакцинами, драть с них налоги на чистый воздух, выписывать штрафы за уборку снега у себя во дворе, а в самом конце — схоронят их в братских могилах, когда все соки уже будут выжаты, а все жилы — вытянуты.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Паситесь, мирные народы!

Вас не разбудит чести клич.

К чему стадам дары свободы?

Их должно резать или стричь.

Наследство их из рода в роды —

Ярмо с гремушками да бич».

Я сейчас даже запутался немного, говорил ли я про цивилизацию планеты Эдем или про цивилизацию планеты Земля. Думаю, Станислав Лем при написании романа тоже запутался, или же намеренно всё так преподнес, и под планетой Эдем на самом деле подразумевается планета Земля…

***

Плюсы и минусы книги.

Я могу выделить следующие плюсы:

1. Глубина сюжета.

Роман прекрасно написан. Две основные темы, которые я обозначил, там раскрыты настолько интересно, что от чтения очень трудно оторваться. Кроме того, в книге поднимаются темы помельче, вроде биологических опытов над местными существами, темы «трудно ли быть богом?», и так далее.

2. Ироничность названия.

Как я уже сказал, читаешь этот роман и путаешься — он о планете Эдем или о планете Земля? Ни там, ни здесь никаких райских условий нет. Планета Эдем казалась астронавтам такой красивой с космоса, но на деле же там — полная жопа... то есть антиутопия.

Наша планета Земля с космоса тоже выглядит красиво — такая маленькая, голубая планетка, так и хочется обратить свой взгляд на её большие океаны, прекрасные леса и величественные горы... А потом посмотришь, как мы тут, на третьей планете, живём, и всё встает на свои места.

3. Живые диалоги и прописанные характеры землян.

Несмотря на то, что у земного экипажа практически нет имён, в романе мы можем увидеть разные человеческие характеры, принципы и убеждения. Астронавты спорят друг с другом, доказывают что-то, сердятся и путаются, и получается, что они остаются людьми в нечеловеческих условиях. Даже можно сказать так — они остаются людьми вопреки, но никак не становятся покорителями галактик с бластером наперевес или же мудрыми богами, которые приносят Мир и Добро на крыльях ядерных ракет.

Что насчет минусов этой книги?

Они очень условны, но всё-таки могу назвать следующие:

1. Сложные описания планеты.

Очень легко запутаться и сломать фантазию об описания планеты Эдем. Причём речь идёт именно о самой планете — ландшафт, постройки, кто что увидел, заметил, подумал, и так далее. Лично мне читать подобное нравится, ведь это очень медитативные части книги, но многим читателям, судя по отзывам, воспринимать такое сложно.

Это примерно как в книге «Солярис» у того же Лема — вроде бы сюжет развивался-развивался, а потом вдруг идёт огромная глава про историю планеты Солярис, про науку соляристику, приводятся подробные доклады и отчёты… Читать подобное лично мне тоже доставляет удовольствие, но у многих именно на этой главе вообще пропадает желание читать Станислава Лема. Вот и с его романом «Эдем» происходит та же ситуация.

2. Техническая отсталость.

Лем писал этот роман шестьдесят с лишним лет назад, и тогда, может быть, для научной фантастики было нормально, что люди в глубоком космосе снимают видео на плёнку, что у них в приборной панели космического корабля — лампочки, что фары у ядерного танка могут разбиться и прочее. Но сейчас такие детали смотрятся архаично, даже как-то... смешно.

Однако, у меня в оправдание есть вот такой пример: если взять современную научно-фантастическую книжку, где автор описывает какой-нибудь космолёт, или его двигатель, или ещё что-нибудь техническое — представляешь, как это будет читаться, например, через пятьдесят или сто лет?

Да вся, мне кажется, ВСЯ современная научная фантастика будет выглядеть смешно в своей технической части. А вот гуманитарная часть, философские вопросы, психологические метания — это пожалуйста, это с нами будет вечно. До тех пор, пока мы остаёмся людьми.

3. Реалистичность и логика происходящего.

Вот здесь, пожалуй, можно сказать — это конкретный минус романа.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Потому что смотри сам: при таком страшном крушении корабля никто из астронавтов не умер, люди как ни в чём не бывало выходят на поверхность планеты Эдем, ездят за водой в соседнее село на аквадискотеку, никак её, воду, не дезинфицируют, при первом контакте с местными жителями сразу же применяют оружие, в дальнейшем тоже постоянно машут своей ядерной дубинкой направо и налево…

Возникает закономерный вопрос: всё ли в порядке у людей с логикой? Я вообще удивляюсь — как они в финале смогли принять такое решение, если они настолько агрессивны? Финал-то, конечно, неоднозначный, но я считаю, что земляне поступили правильно.

***

В заключение хочу сказать следующее. Книга — классная. Читается интересно, поднимает сложные темы, над которыми хочется думать и изучать. Я буду рад, если мой обзор замотивирует тебя прочитать или перечитать это произведение, потому что оно того стоит. Станислав Лем писал не какое-нибудь дерьмо про вампиров в космосе (привет, Питер Уоттс), а творил подлинную научную фантастику золотого века...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

«— Это в некотором роде логичный путь развития. Какой-то очередной тиран, видимо, напал на мысль, что личная анонимность при существующей системе управления будет выгоднее. Общество, не имея возможности сконцентрировать сопротивление, направить враждебные чувства на конкретную особу, становится в какой-то мере морально разоружённым.

— Ах, ты это так понимаешь? Безличный тиран.

— Может, это ложная аналогия, но через некоторое время, когда теоретические основы этой их «прокрустики» сложились, кто-то из его наследников пошёл ещё дальше, ликвидировал — мнимо, конечно, — даже свое инкогнито, упразднил самого себя, саму систему правления. Конечно, исключительно в сфере понятий, слов, публичных высказываний…»

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Если вдруг однажды возникнут споры, то заявляю, что именно я — владелец канала «BookWoEd — Подкасты о книгах и кино» на ютубе и соответствующей группы ВК, где и размещены видеоролик по обзору этой повести и текстовая статья. Если интересно, приходите.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

После прочтения романа появляется ощущение, как будто сам побывал вместе с экипажем звездолёта на планете Эдем, мимо которой просто планировалось пролететь и полюбоваться её красотами. Прикоснулся к её загадкам и странностям, как и члены экипажа попытался объяснить увиденные единичные, выхваченные из жизни иного мира, эпизоды людской логикой и человеческим разумом. С чем на самом деле столкнулись герои романа, до конца не станет ясно и после прочтения романа. Это и замечательно. Если бы Лем всё разжевал и разложил по полочкам, позволив и героям, и читателям полностью познать этот странный противоречивый мир, то получился бы совсем другой роман с другим антуражем, который вряд ли бы так запомнился нескольким поколениям читателей и занял своё место в золотом фонде научной фантастики.

Можно назвать Доктора главным действующим лицом, так как он принимал участие во всех основных вылазках и первым установил подобие контакта с обитателем Эдема.

Электрописьмо действительно классная идея, слишком чуждая человеческому разуму.

Вызвали интерес оставшиеся загадкой средства передвижения эдемцев — диски и гигантские волчки. Их секрет, как и многие другие загадки цивилизации Эдема, остались за кадром. Это только усилил реализм встречи с чуждой и не похожей на нашу цивилизацией.

Больше всего эффектом присутствия запомнилась, пожалуй, вылазка на вездеходе и особенно сцена в поселении «недоразвитых» эдемцев, которое ночью, чуть ли не на ощупь исследовали Доктор и Химик. Было по-настоящему жутковато, так что героям не откажешь в смелости и всепоглощающей тяге к неизведанному.

Это мой первый прочитанный роман классика научной фантастики Станислава Лема. Произведение не разочаровало, так что продолжу и дальше знакомиться с этим автором. Сразу бросается в глаза немного тяжеловесный слог, но к этому привыкаешь и находишь какое-то своё очарование. Читать Лема, если читать вдумчиво, непросто, поэтому одолеть роман «с наскока» не получилось. Однозначно, рекомендую, не пожалеете потраченного времени.

Оценка: 10
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В прошлом году перечитал всё у Стругацких. Так сладко было... Конечно же, вполне логично перечитать книги и другого мэтра мирового уровня — Лема.

Этот роман люблю, но не запредельно. Для меня, в нём три плюса.

1. Инопланетная цивилизация показана действительно инопланетной. Когда без пояснений изнутри землянам ничего не понять в принципе. Полноценно чужая жизнь и технологии. Когда при попытке понять, глядя со стороны, можно бесконечно рождать гипотезы (а чаще всего просто разводить руками, мол, а чорт его знает что тут такое).

2. Наглядно показана идея Ротшильдов «кто владеет информацией тот владеет миром». Только тут — в буквальном смысле. Понятно, что не ново, но в фантастике и не избито и по сей день.

3. Аварийная посадка на неизвестной планете. Всегда увлекал этот сюжет во всех вариациях. Исследование нового мира. Вопросы выживания. Ремонта. Да вообще всё.

Минусы... да, тоже есть.

Многое устарело, многое технологически не сбылось или сбылось не так, это понятно. На этом не заостряюсь.

А вот мелкие ляпы — напрягают. Те же Стругацкие к своим произведениям подходили куда как с бОльшим тщанием. Мелкие ляпы, о чём я? Да вот, для примера сходу парочка:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Все пульты при посадке разбиты. Да что пульты, приборы целиком в труху. Металл покорёжен. Диоды и те из Защитника выковыривали. Однако при взлёте пульт мигает сотнями лампочек. Лампочек, господа! Стеклянных!

Ну или ситуация с выходом из корабля. Прокопали они лаз. Лаз. Из люка для выхода человека. Подчёркивалось, что он узкий. И вдруг... на вездеход грузятся. Многоместный такой вездеход. Уж точно не под мышкой через лаз протиснутый. Подчёркиваю, ДО ТОГО как освободили и открыли грузовой люк.

Ну и политизированность к финалу слишком явной стала. Хотя, это можно списать и на господствующую государственную идеологию, цензуру. Возможно, без этого и в печать бы не выпустили.

Ну и снова о хорошем.

Научная фантастика (с поправкой на год написания). В чистом виде. Как же сейчас её мало! Вот читаешь — и как глоток чистого воздуха, честное слово.

Ну и вообще, слог Лемовский и сюжетная интрига. Пока не дочитаешь — не успокоишься.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Начав читать «Эдем» в 2012 году, я откладывала книгу несколько раз. Не потому, что не нравилось, а наоборот — потому что очень переживала за героев (знаменитый Лемовский саспенс, даа!), и потому что слишком быстро кончалась книга, хотелось растянуть, хотелось еще. И теперь иногда перечитываю с не меньшим удовольствием.

Я согласна со всеми хвалебными отзывами выше — да, это замечательная, крепкая, мужская фантастика, без соплей, но с легкой ноткой сентиментальности. И черт с ними, с техническими ляпами — это же такое теплое, ламповое ретро, ребята! Об него греться можно! Вы, кстати, нашли в романе робот-пылесос?)) 58-й год ))

И «безликость» героев вовсе не безлика — внимательный читатель разглядит характеры каждого из шести персонажей. Не думаю, что Лем ставил задачей описать психолгические метания каждого, как это принято в современной фантастике (при «упакованном» антураже — сопли, слюни, любовь-морковь). «Эдем» философичен, он не масскульт (как тот же «Солярис»), диалоги не беспомощны (как опять же в «Солярисе»), все четко, по делу. «Эдем» не политизирован — нет! ни в коем случае! Орлинский в биографии Лема пишет о том, что пан Станислав не любил «Эдем» в том числе и потому, что слишком много личного, пережитого во время Холокоста, вложил туда.

И, кстати, Лем прописал в романе и себя — угадаете, в каком из персонажей?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Двутел-астроном) Хотя, я бы предположила, по любви к технике и медицинскому образованию писателя, немного другое)

В биографии есть еще один любопытный момент, объясняющий некоторые вещи. Вот как говорил сам Лем о написании романа: «В ходе развития сюжета, когда мои герои изучали неизвестную планету и ее таинственную цивилизацию, каждая экспедиция была одновременно и моим собственным приключением, моим собственным походом в незнаемое. <...> я не знал ничего, или почти ничего, о том, что должно было произойти. <...> Мир возникал из разрозненных элементов, и я совсем не заботился о том, чтобы элементы эти с самого начала были как-то связаны друг с другом, как-то объясняли друг друга».

Это — не заранее продуманное путешествие, это — приключение вместе с автором, отсюда и нелогичность поступков героев, и ляпы, и много чего еще.

Я обожаю этот роман.

Претензия к автору, по сути, у меня только одна — мало!

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Одно из лучших произведений «Твёрдой НФ», что я читал. Впервые познакомился с романом ещё в подростковом возрасте, и он стал для меня одним из «эталонов» жанра. Тут всё на своём месте: загадочный, во многом пугающий мир; запоминающиеся и живые персонажи, несмотря на отсутствие имён; отлично прописанная техника и технологии будущего; проблема первого контакта во всей красе. Очень порадовали элементы робинзонады: у людей есть в распоряжении универсальные автоматы, ядерная энергия и могучий корабль весом в тысячи тонн, вот только реактор встал, автоматы без энергии не работают, а корабль воткнут в грунт чужой планеты. И не имея находчивости, изобретательности и трудолюбия, из такого положения не выбраться.

Отдельно нужно упомянуть всеобщую атмосферу загадки, которой пронизана книга. Огромные прозрачные колёса и волчки, башни со скелетами, наличие у аборигенов двойного туловища.... Лему удалось создать по-настоящему «чужих», не злобные или мудрые карикатуры на людей, а что-то действительно иное, непонятное. Особого очарования добавляет то, что в конце нет пояснений всему подряд: мы уходим из мира Эдема с множеством вопросов, предположений, информации для размышления.

Отличное произведение, рекомендую всем любителям НФ! 10 из 10.

Оценка: 10
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эдем стал моим любимейшим произведением Лема! В нем я нашла все то, что мне «не хватало» в его Солярисе! Сказать что это шикарно- значит, ничего не сказать. Я даже купила отдельную книгу с Эдемом. Еще читаю Непобедимого и Дневники Тихого, но, думаю, впечатления от Эдема они уже не переплюнут. Вот-я же знала что Лем гений! Когда он собрал все силы в один ток говоря коряво он выдал восхитительную четкую до многогранников проработанную ВЕЩЬ и в качестве фантастики такой шикарняк, который вобще никто до него не додумался и по философии дозировано и даже по техническим сложным терминам умеренно, пластично сочетая описания с действием, чтобы у читателя не нароком не поехала крыша, читая как они ремонтируют ракету, да и сюжет интригует невероятно- невозможно догадаться что произойдет, хотя, все возможные варианты в мозгу промелькнули и все 6ро персонажей так обработанные и по характерам и по ролям, что плевать на то, что у них нет имен, их имена скорее «названия их сути» как например в сказке про Незнайку, а это еще интереснее. Конец хотя и такой же депрессивный как в Солярисе, все-таки, мне понравился. Потому что, если Солярис нудел и просто ныл больше половины книги, то, Эдем- так скажем, фантастика для «настоящих мужиков, которые без веской причины сопли не распускают». В этом смысле мне очень понравилось, как сдержанно описаны все их невзгоды, но, вместе с тем, отлично понятно- шок, боль, удивление, злость и прочие чувства, просто- люди собрали волю в кулак и как бы им не было тяжело, они не раскисли перед неведомым, они превратились в команду как то подобает настоящим мужикам, тем более- космонавтам. У каждого из них свой характер и свое восприятие вещей, однако, никто из них не дал волю чувствам так, чтобы до конца расклеиться. Были ситуации ссор, однако же, они быстро смогли восстановить пошатнувшееся равновесие. Поэтому, эта книга- еще и учит тому как это важно всегда работать в команде, как можно больше знать и уметь. С этой стороны Эдем поет «оду» человеческому естеству, тому, что выгодно и сильно отличает и будет отличать нас от всех других существ, кем бы они ни были. В конце просто хотелось заплакать, при том, что не было описано ничьих страданий и не было задвинуто глубокой философии о бытии как в Солярисе на последних страницах, но, ведь правда- они не могли его с собой взять, ему было бы совершенно не выжить и никак не адаптироваться на Земле, и очень их обеих жалко, но… это правильный конец! И эта последняя фраза о том, что они потерпели крушение просто потому, что хотели поближе рассмотреть эту прекрасную планету…это — мощно. Сильнее всех соплей. я хотела бы еще добавить, что меня тоже зацепило «противостояние» образов мышления Доктора и Инженера. Оба люди хорошие, однако, один Доктор, привыкший работать с живыми созданиями и постоянно думать о их жизнях с первой встречи с двутелами проявляет к ним симпатию, даже заботу и взаимопонимание. А вредный, дотошный инженер, привыкший работать с неодушевленным миром агрессивно реагирует на его попытки и подтрунивает над его заботой. Первый двутел- иза того, что он был явно ни очень интеллектуально развит мне показалось Инженером воспринимается как забавная собачка. Однако, и под конец он сильно меняется и уже говорит другие вещи. Мне тоже признаться честно с самого начала повествования было противно их (двутелов)представлять и я так переживала что они их сожрут, что даже глянула на последнюю страницу однако, в конце повествования мне было их уже жалко, мои чувства изменились и я перестала воспринимать их как каких-то странных тварей. Это не просто образец великолепной качественной научной фантастики, но еще и глубокая духовная история, о том, что 6-ро совершенно разных людей прибыли на чужую планету, исполненные своими амбициями, а улетели обратно без них. Это- самое главное для любого человека.

Я читала, что этим произведением Лем пытался доказать, что иных цивилизаций не существует? По-моему, это бред- он наверняка пытался доказать, что далеко не все подвластно человеческому разуму, что каждое живое существо строит быт по своим законам и поэтому, ни стоит нам «лезть» во все щели и дыры, возомнив себя Царями всех Галактик. Вот с этим выводом лично я согласна на все100! В НЛО лично я не верю, я в этом смысле поклонник Тайсона. Мне кажется, это попытка Лема посмотреть на фантастический сюжет глазами реалиста. Я вот думаю, почему планета названа Эдемом? Кажется, как-будто сарказм? Типа, вот они хотели добиться жизни в раю, на все 100% «благоустроенным высокой цивилизацией высшего искусственного интеллекта» но, вот, что в конечном итоге происходит с теми, кто пытается «подогнать под себя» устройство матушки-природы. Я даже подумала, что вот- у нас тоже на Земле, есть много тех, кто хотел бы, наверное, изваять из нее «совершенный Эдем», например, из тех, кто считает нормальным образ Канчиты Вюрст. И ей подобных мутантов. Разумеется, уровень социального развития двутелов- одна из моделей полностью развитого полноценного общества, дошедшего до состояния моделировать свои жизни без «правителей», несомненно, когда-то это же ждет и человеческое сообщество, но, не нужно увлекаться, забывать о том, что мы- всего лишь простые смертные как бы мы при этом не были умны.

Оценка книги 10.

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Совестно, но мне не понравилось совершенно. Книга из жанра чрезвычайно строгой научной фантастики. Такой сухой, что аж хочется подлить воды в текст, чтобы хоть как-то его разбавить. Но нет, Лем верен своей строгости и дотошности.. Начало интриговало, но когда автор начинает описывать нечто непонятное — нам-то тоже непонятно. Как к этому относиться? Пытаться понять? Ну, не по моим способностям это, слишком уж абстрактные проявления инородной жизни описываются. И что мне остается делать за книжкой? Короче говоря, Лем бросает неопытного (не любителя дотошной точной научной фантастики) читателя прямо на берегу и уходит в самостоятельное плавание. Не сказал бы, что это правильный подход.

Хочется присвоить этому роману новый жанр... Вот знаем мы Артура Хейли, да? С его производственными романами. Так вот Лем в «Эдеме» — это автор производственного фантастического романа. А интересно ли детально читать про манипуляции с выдуманной техникой или выживание в выдуманном мире — решать каждому самому.

Оценка: 6
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это первая книга автора, которую я прочитал. Она произвела на меня сильное впечатление. Я считаю эту книгу одной из лучших работ автора.

В первую очередь она цепляет описаниями далёкого мира, что живописный лес, что мрачный «завод», что сами гротескные двутелы. Благодаря им создаётся отличная атмосфера экзотической планеты. Атмосфера же позволяет вызвать чувства от не уютности с напряжённостью до неприязни к чужеродному миру.

Поддержать чувство напряжённости так же помогают постоянные загадки и попытки людей разгадать их. Но точных ответов мы так и не получим. А насколько мы можем им доверять? Какова вероятность, того что люди правильно поняли пришельца и их диалог не был «игрой в сломанный телефон»? Во всяком случае, они сделали правильное, но трудное решение. Они покинули мир, в котором многого до конца не понимают. Увы, в наших международных отношениях так, уже не поступишь (в отличие от времени написания романа). Однако что-то мне подсказывает, что даже если появится многолетняя экспедиция, то они не очень далеко продвинутся. Строго, говоря, роман напоминает мне анекдот: «Каждый историк хотел бы объективно оценить историю, без каких-либо искажений. И вот давайте представим, что за Землёй наблюдает пришелец. Как думаете, что он увидит? Как местные голые обезьяны что-то строят, потом разрушаю., могут ходить убивать соседей… Если вы к ним спуститесь, то много ли из местных смогут точно сказать что-за бардак у них творится?» Однако эта недосказанность идёт на пользу книге, ведь мы можем додумать, что в этом мире происходит. Я считаю,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
что цивилизация пережила глобальный катаклизм, предположительно атомную войну, на что указывает повышенный уровень радиоактивности. Из-за этого окружающая среда стала заражена, от чего на свет появилось огромное количество мутантов. Временное правительство состоящее преимущественно из военных попытались навести хоть какое-то подобие порядка, а так же сохранить цивилизацию. Но возможно из-за бунтов и поствоенной разрухи многие производства пришли в упадок. Остались лишь предприятия на автоматике. Так же правительство пыталось найти способ адаптировать мутантов к жизни, но пока решение проблемы не найдено они решили держать их в отдельных лагерях, где они не смогли бы смешиваться со здоровыми двутелами. Здоровые же испытывают не приязнь к мутантам, потому что на них тратятся ресурсы. Возможно она подпитывается теневым правительством с целью разделять и править. Само же теневое правительство образовалось с целью избежать бунт, ведь если нет прямых лиц, то и организоваться будет, мягко говоря, затруднительно. Технологии они ограничивают, что бы не появилось энтузиастов, пытающихся заново освоить атом. Во всяком случае, они пытаются восстановить цивилизацию.

Из минусов можно выделить слабо прописанных персонажей. Я читал давно книгу, но у меня остались схематичные образы персонажей с яркими чертами характера. Например, Доктор рассудителен, но способен расслабить обстановку остротами. Инженер, он же Генрих, кстати, единственный человек с именем обладает смелым, но слегка безрассудным характером. Координатор старается сохранять спокойствие и порядок в команде. Химик рассудительный и спокойный человек. Физик слегка меланхоличен. Кибернетик замкнут и всегда стремится выполнить задачи. Первый двутел, похоже, просто дебил. Второй двутел смел и способен на отчаянный шаг ради достижений высокой цели — контакт.

Лично у меня вызывают ухмылку рудименты прошлого и видение будущего, вроде толстенных астрономических атласов, съёмок далекой планеты на черно-белую плёночную видеокамеру, меловые доски, компьютер на лампочках…. Но откуда нам знать, как оно будет в далёком будущем и, в конце концов, книга не об этом. К тому же мне что-то подсказывает, что лет через 80 люди будут смеяться над некоторыми нашими прогнозами, например голографическими или прозрачными экранами, хотя нет, уже смотрят с ухмылкой. Серьёзно, неужели людям вместо текста удобней видеть спину коллеги или стену?

Это единственные минусы, который я смог разглядеть. И лично для меня они были не значительны. Но они компенсируются отличной атмосферой напряжённости, интересными описаниями далёкого мира, а так же множеством вопросов, например, о правильности вмешиваться в жизнь других сообществ и возможности контакта. Так же книга читается очень легко и динамично.

P. S Название «Эдем» на мой взгляд, выглядит иронично. Ведь как мы знаем из мифа об Адаме и Еве, они не знали добра и зла до того как не вкусили запретного плода. Добро, насколько мне известно – является следование воле божьей. Цивилизация этого мира, так же не знает добра и зла в нашем понимание. А мы разумеется существа более развитые.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Похожий по идее на «Непобедимый», «Эдем» мог бы быть его предварительным вариантом, первой попыткой автора создать подобный сюжет, если бы не одно «но» — он был написан после «Непобедимого». Видимо, Лем размышлял над разными сюжетными линиями, которые в итоге не уместились в одном произведении. Безликие персонажи без имён и характеров очень в духе Лема (это заметно и в бесподобном «Непобедимом»), всегда ставившего идеи выше бытовых и физиологический деталей, над которыми он само большее подтрунивал. При чтении (а это было больше 50 лет назад) произвело впечатление то, что герои в итоге починили свой треснувший корабль и подняли его в воздух. Они пытаются что-то узнать о мире, в котором оказались, но что можно понять, глядя на него из танковой амбразуры? Им приходится стрелять во ответ на агрессивные действия, которые могут быть естественной защитной реакцией на чужое вмешательство. Можно ли быть судьями и палачами, «богами» в мире, которого не понимаешь? Они предпочитают уйти, и единственный действительно человеческий поступок в этом произведении совершает их инопланетный друг, не отошедший в сторону при старте ракеты.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх