FantLab ru

Станислав Лем «Охота»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.23
Голосов:
905
Моя оценка:
-

подробнее

Охота

Polowanie

Другие названия: Охота на Сэтавра

Рассказ, год; цикл «Рассказы о пилоте Пирксе»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 115
Аннотация:

У пилота-навигатора Пиркса на Луне выдалось свободное время между полетами. А тут объявлен призыв к добровольцам, желающим принять участие в поимке и обезвреживании робота Сэтавра, опытной, малоизученной модели ростом двести двадцать сантиметров. После аварии на складе робот стал вести себя неадекватно, нападает на людей. Модель не нуждается в смазке, имеет массивный корпус и покрыта толстой броней, выдерживающей пули, удар лазерного луча с расстояния около километра, и сам вооружен лазером с импульсом порядка 45000 киловатт. Он может передвигаться со скоростью пятьдесят километров в час, причем по любой местности. Людей, способных управлять реактивными ранцами для полетов, оказалось четверо, в том числе и Пиркс. И вскоре охота на робота началась..

© ozor

Входит в:

— сборник «Polowanie», 1965 г.

— сборник «Рассказы о пилоте Пирксе», 1968 г.

— антологию «The Road to Science Fiction 6: Around the World», 1998 г.


Похожие произведения:

 

 


Охота на Сэтавра
1965 г.
Навигатор Пиркс. Голос неба
1971 г.
Собрание сочинений в двух томах. Том 1
1992 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 4. Рассказы о пилоте Пирксе. Лунная ночь
1993 г.
Соляpис. Пpиключения звездного навигатора Пиpкса. Ананке. Суд
1993 г.
Рассказы о пилоте Пирксе
1997 г.
Одиссея навигатора Пиркса
1999 г.
Солярис
1999 г.
Рассказы о пилоте Пирксе. Фиаско
2003 г.
Рассказы о пилоте Пирксе
2007 г.
Фиаско
2007 г.
Фиаско
2007 г.
Рассказы о пилоте Пирксе
2009 г.
Рассказы о пилоте Пирксе
2009 г.
Рассказы о пилоте Пирксе
2015 г.

Аудиокниги:

Рассказы о пилоте Пирксе
2005 г.
Приключения и фантастика. Лучшее
2011 г.

Прочие издания:

Охота на Сэтавра. Часть 1
1980 г.
Охота на Сэтавра. Часть 2
1980 г.

Издания на иностранных языках:

Прыгоды Пiркса
1992 г.
(белорусский)
The Road to Science Fiction 6: Around the World
1998 г.
(английский)
Футурологічний конгрес. Розповіді про пілота Піркса. Голем XIV. Фіаско
2017 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 февраля 2009 г.

Все-таки Лем — не Азимов и про роботов он пишет иначе. Не то, чтобы роботы не стоили внимания — еще как стоят, возьмем для примера хотя бы сказки роботов; однако Пиркс — человек, он роботами должен пользоваться и работать с ними в довольно узкой области. Поэтому этот рассказ прежде всего про Пиркса, про человека, а робот является здесь просто деталью картины. И только в конце мы видим, что робот является участником событий, чем-то вроде опасного преступника, мелькает нечто человеческое, причем такое, что должно заставить задуматься всех читателей независимо от их причастности к искуственному интеллекту.

Повесть типично «лемовская», с хорошими описаниями и ярко выраженными характерми, и всего нескольких фраз оказывается достаточно, чтобы мы почувствовали личность разумной машины, попавшей в ужасные условия, так отличающиеся от тех, к которым ее готовили.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 марта 2011 г.

В этом рассказе из цикла «О Пирксе», уже в очередной раз затрагивается вопрос о человечности роботов. В целом ситуация, в которую попадает Пиркс, казалась банальной, если бы не одно но... Конечно, стиль Лема здесь легко узнаваем и буквально несколькими фразами он описывает не только ситуацию, но и в подробностях излагает описание происходящего. Что делает его рассказы настолько живыми, что, казалось бы, лучше и представить нельзя. Возвращаясь к вопросу о роботах, в частности о роботе Сэтавре, складывается такое впечатление, что Лем всё-таки пытается очеловечить этого робота, изобразить его поступки несколько в ином свете. Последний момент рассказа даёт понять, что роботы могут обладать разумом и принимать решения! Правда эти изменения в Сэтавре произошли случайно, в результате некоего физического воздействия (а именно в результате аварии), но вот почему этот робот стал убивать людей, и в конце изменил своё решение? На этот вопрос я не могу ответить сл сто процентной уверенностью. Почему Пиркс так безжалостно в этом цикле, приговаривает уже второго робота по счёту, к смерти? Хотя в данном случае, смерть робота и выглядит случайностью. Меня мучает вопрос, хоть я всего творчества Лема не знаю, «Почему автор не развивает тему психологии роботов более детально, а лишь поверхностно и фрагментарно её касается?» Хотя я и понимаю что С. Лем это не А. Азимов, но всё-таки было бы интересно узнать точку зрения Лема касаемо робототехники, и попытаться сравнить взгляды А. Азимова и С.Лема. Увы, это невозможно!

Да, и ещё в последнем моменте рассказа,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
когда робот поступил противоестественно своей натуре, по-человечески, по отношению к Пирксу, а экипаж лунохода по ошибке чуть не уничтожил Пиркса, я уловил то, что люди поменялись с роботом местами, и, пытаясь уничтожить робота, поступили не гуманно по отношению к нему.
Нет бы, изловить этого робота и попытаться понять, почему произошло с роботом то, что произошло? Ну, это моя точка зрения, может быть я и не прав. Хотя рассказ от этого менее интересным не стал! Пронзительный рассказ, читайте и поймёте, мне очень понравилось.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 апреля 2007 г.

Очень пронзительный рассказ. О границах разума и безумия, о том что для того чтобы победить, надо полюбить врага и о том что чувствует при этом победитель, о войне, и ещё о чём-то.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 декабря 2016 г.

Очередные будни навигатора Пиркса, демонстрирующие нам неравномерность развития человеческой цивилизации (или какую-то извращенную равномерность?).

Космонавты слушают «новые пластинки». Еще живы те, кто читал этот рассказ, как новинку — но за это время пластинки сменились на кассетные магнитофоны (катушечные уже были во время написания рассказа), потом — на компакт-диски, потом на жесткие диски, потом на флэш накопители, а сейчас уже вообще никакой носитель информации практически не нужен — все хранится в виртуальной сети.

Девушка в ресторане читала книгу — интересно, какую? Печатную?

Пиркс носит наручные часы — которые давно уже превратились из средства измерения времени в символ статуса и престижа.

Аганян разворачивает рулон бумажной карты — когда карты уже давно сплошь цифровые. и, вообще, зачем карта, если есть навигаторы?

С другой стороны — роботы. Положим, прямоходящие роботы, способные передвигаться по сложной местности — например, по заваленному буреломом лесу, уже есть. Положим, производительность компьютеров достигла величины, совершенно непредставимой в начале 60-х годов, и сопряженные с компьютерами роботы могут очень многое. Но вот тест Тьюринга пока что не в состоянии пройти ни одна вычислительная машина — даже такая, которая обыгрывает чемпиона мира по шахматам. Будет ли вообще робот обладать хотя бы такой свободой воли/действий, как безумный Сэтавр у Лема — доподлинно неизвестно.

Посмотришь на все это, и кажется, что люди уже какие-то технологические монстры и превзошли фантазии Лема. Как бы не так! Только кое-где — превзошли.

Никакого исследования Луны (не говоря уже об освоении) нет и не предвидится. Потому, что, по вине неумных политиков и безумных зеленых гринписовцев, атомных реакторов нет не только в космосе, но и на Земле (кроме монструозных стационарных). Соответственно, и с горными лазерами проблемы. Не от чего запитывать (так как нет реакторов). Печально.

Жюль Верн в свое время сделал массу точных предсказаний, но фантасты XX века в большинстве своем ничего предсказать не смогли.

Правда, следует признать, что в данном рассказе Лем предсказывает спутниковое телевидение. Но, точное предсказание опять сочетается с архаичными радиограммами, с вымышленными проблемами при установлении радиосвязи на Луне. Опять, как и в рассказе «Патруль», Пиркс использует бинокль. И это в скафандре! Допустим, это специальный бинокль с удлиненным рабочим отрезком окуляра — все равно, использовать его, когда голова внутри шлема — крайне неудобно.

Социальные проблемы. Оно, конечно, увлекательно — охотится на спятившего робота, но:

1. Зачем его вообще сделали таким самостоятельным? То объяснение, что приводится в тексте («с запасом»), неубедительно.

2. Как так вышло, что повреждение управляющих узлов привело не к угнетению функций, а к их трансформации и развитию?

3. Что это за дикая, в стиле XIX века, охота на механизм. Да не верю я, что во всем пространстве не нашлось ни одной управляемой самонаводящейся ракеты для уничтожения взбунтовавшегося механизма. Что его нельзя было безопасно накрыть ЭМИ. Героические космопроходцы доблестно борющиеся с ужасами непознанного космоса — совсем не то.

4. Дикая концовка, когда люди стреляют в Пиркса, приняв его за робота (такие средства опознавания ждут нас в будущем, да — все на глазок), а буйный робот его защищает — у меня лично никаких эмоций не вызвала. Потому, что до этого Сэтавр убил как минимум 7 человек — и будь он хоть трижды разумным — он заслуживал закономерного конца. Угрызения совести Пиркса мне, соответственно, непонятны.

Как развлекательный боевик очень неплохо; глубиной — не блещет. 7 баллов.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 декабря 2013 г.

Этот рассказ твердая научная фантастика с элементами фантастического боевика.Отлично проработанный сюжет,и опять Пиркс выступает философом человеческой души.Это наиболее заметно в конце.С необоснованными обвинениями некоторых читателей в адрес одного из великих фантастов не согласен.Перечитал на одном дыхании.Респект Лему!

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 декабря 2008 г.

Вроде ничего особенного — ну робот, ну сломался, ну бегут за ним герои, ловят, хитрит робот. Эх и когда же его таки добьют? Вот и финал почти... И тут раз — одна лишь мысль, ощущение Пирка, намек, какой-то полутон заставляют думать чуть иначе и картина то уже другая и мотивы робота выглядят иначе. И даже жалко стало....

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 июня 2008 г.

Не показался мне этот рассказ Лема удачным. Ну, сбрендил робот, ну, организовали на него охоту, ну, Пиркс с задачей справился. Что еще? Рассуждения о психологии робота и терзаниях Пиркса? Неубедительно. Вообще, когда писатель поднимает тему очеловечивания искуственных созданий, он должен понимать, что «напускать туман» нужно в меру. Здесь, кажется, даны лишь слабые намеки на мотивы поведения робота. Лично меня они не удовлетворили. Поставил такую высокую оценку только потому, что мне в принципе нравится мир, в котором «обитает» Пиркс.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 марта 2012 г.

Как то неинтересно.

Ну охотятся на чёкнутого робота. Ну выследили и убили.

И что?

И моральные терзания по поводу робота, избравшего своей целью стрелявшие вездеходы — странны.

Впрочем, скидку на год написания произведения — давать нужно. В 65 году, видимо, даже самые заурядные сюжеты были «проходными».

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 ноября 2007 г.

Вроде все просто — но концовка неоднозначная...

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 августа 2007 г.

На протяжении всего цикла Пирксу приходится сталкиваться с неполадками, а то и вовсе сумашествием разнообразных машин. Что-то у них там в будущем все какое-то ненадежное.

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 августа 2016 г.

Нет, этот рассказ не является лучшим в серии историй про Пиркса. Вот «Терминуса» — это сильно, глубоко и драматично. А «Охота» — слишком прост и поверхностен сюжет. Нет сильной психологической составляющей. Нет трагизма, нет и искрометного юмора, присущего в других рассказах. Скорее фантастический боевик. Робот сломался, вышел из подчинения. Его выследили и уничтожили.

Ну, а то что Пиркс потом пожалел робота, волей случая , заслонившего его от огня — это не сопоставимо по глубине с другой трагедией , произошедшей с роботом «Терминусом», которого герой не пожалел.

Оценка: 6
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 октября 2015 г.

Видимо рассказ написан для количества. Или для денег. Присутствуют антураж, детали, дополняющие мир Пиркса, но нет никакой оригинальной идеи. Просто экшн.

Не понравился и не увлёк, в отличии от совершенно гениального рассказа «Терминус» — безусловно лучшего в цикле. Тема та же — свихнувшийся робот, но каковы сюжет, исполнение, атмосфера и саспенс! В сравнении с ним «Охота на Сэтавра» смотрится бледной халтуркой.

Оценка: 2
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 октября 2010 г.

Рассказ о том, как не надо проектировать роботов и как надо охотиться на плохо спроектированных роботов.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх