fantlab ru

Стивен Эриксон «Врата Мёртвого Дома»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.42
Оценок:
1323
Моя оценка:
-

подробнее

Врата Мёртвого Дома

Deadhouse Gates

Другие названия: Врата смерти

Роман, год; цикл «Малазанская империя»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 74
Аннотация:

Семиградие... Древний континент, история которого теряется в глубинах тысячелетий. Завоевав его, малазанцы никогда не относились всерьез к легендам и верованиям местных племен. Власть Империи в Семиградии казалась им незыблемой, а пророчества о Дриджне, священном возмездии, — очередными слухами. Вплоть до страшной ночи, когда слухи вдруг превратились в зловещую реальность. Оправившись от «семиградского удара», Империя начинает мстить. На континенте высаживается армия под командованием адъюнктессы Таворы — женщины с железной волей и полным отсутствием жалости. Тавора полна решимости жестоко покарать мятежников. Но она пока не знает, с кем ей предстоит столкнуться в песках священной пустыни Рараку.

Для этого произведения есть карты:

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2000 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей . 10-е место

номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2000 // НФ/фэнтези книги - Выбор Редакторов . 10-е место

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2003 // Фэнтези (Канада)

Похожие произведения:

 

 


Врата Мертвого Дома
2003 г.
Врата Смерти
2007 г.
Врата Мёртвого Дома
2015 г.
Врата Мертвого Дома
2022 г.

Самиздат и фэнзины:

Врата Мёртвого Дома
2019 г.

Издания на иностранных языках:

Deadhouse Gates
2006 г.
(английский)
Deadhouse Gates
2012 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Итак, если «Сады Луны» была всего лишь отвратительной попыткой заставить читателя без интриги и экспозиции следить за продирающимися через скучнейший сеттинг болванками персонажей, то «Врата Мёртвого Дома» уже похожа на книгу.

Третьеплановые персонажи (которыми являлись все «герои» Садов Луны) стали ближе к второплановым. Их сюжетные линии будто бы начали обретать хоть какой-то смысл. А скучнейший унылый ЛОР льётся потоками поменьше и стал ближе привязан к действию.

Если говорить о сюжете (которого не было в Садах Луны), то здесь он вроде как появился. Хотя, немного интересные поначалу сюжетные линии Фелисин, Калама и Скрипача с компанией оказались крайне унылыми и безыдейными. (О линии трелля и яггута сказать просто нечего. Автор не понимает, что вкинуть персонажей, дать им пару мертвых картонных диалогов и высосать из пальца «типа драму» — недостаточно для эмоционального вовлечения читателя. Во всяком случае не каждого читателя.)

В общем уже лучше, но всё ещё плохо. А уж про «рояльный» фарс в концовке Калама и вспоминать не хочется.

Спасением для книги стала сюжетная линия имперского историка. По аннотации я готовился к очередной духоте, а в итоге получил наиболее полноценную историю. Может дело в том, что для меня троп стареющего рефлексирующего мужика на безнадежной войне оказался беспроигрышным, но скорее дело в другом. Его линия самостоятельна, почти безо всякого божественно-дурацкого ЛОРа, с героем, который тянет хотя бы на второпланового и, пусть примитивной, но драмой.

История Дукера настолько мне понравилась на контрасте со всем остальным, что я решил поставить этой проходной и всё ещё бедной на события (даром, что огромной) книге весьма высокий для неё балл. Такая очень запоздалая похвала автору за верное направление.

Однако чего ожидать от следующей книги не знаю. С одной стороны, масса времени уже потрачена откровенно зря, с другой — почему-то хочется, чтобы следующие книги в цикле были всё лучше и лучше.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Получше первой книги. Не значит, что хорошо, там просто было вообще нечитаемо, тут хотя бы уровень Замиля Ахтара.

Думал, с эпичностью перебор, но после начала третьей передумал. Героев автор всё так же не умеет прописывать, разве что гротескных: если шлюха, то королева шлюх, если воин-наёмник, то идеал героя, пьющий собственную мочу и выживающий в любых условиях, если предатель, то ничтожество уровня Стенли Твидла, ничего не выручающий от предательства и предающий просто по зову сердца.

Единственный отблеск юмора попался, когда

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
казначея утопили, привязав к нему мешки с золотом

бессмысленно, конечно, но эпичней тру-блэкаря в корпспейнте на голое тело в зимнем норвежском лесу.

Автор принципиально не раскрывает подоплёки событий и предыстории героев, иначе не умеет поддерживать интерес и интригу, вообще уместно включать речь рассказчика — талант и труд, но тут хавают и так. Магии и сражений технически много, но описано всё настолько бездарно, что это точно не повод читать книгу. Опять дурацкие морпехи, портящие впечатление. В общем и целом мне запомнились три эпизода, что ровно на три больше, чем в первой книге. Продолжу наблюдение, пациент не безнадёжен, хотя это скорее гальванизированный труп. Каждая книга больше предыдущей, но по сути для сюжета второй первую читать вообще было не обязательно, всё описывается парой предложений, ничего не теряется, если пропустил или забыл, а я уже забыл, хотя только недавно закончил.

Оценка: 3
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Есть у меня такая привычка «прикипеть» к какому нибудь одному автору и в дальнейшем сравнивать с ним всех прочих ...... пока кто нибудь из этих прочих не даст оному автору хорошего пинка под зад и сам не станет очередным эталоном. Так, жанр хоррор для меня долгие годы был «помечен» Стивеном Кингом, окопы современной российской прозы захвачены Захаром Прилепиным и Алексеем Ивановым, ну а в жанре фэнтези безраздельно властвовал Джо Аберкромби ....... ну что ж, всё идёт к тому, что дружище Джо скоро перестанет быть тем, кто диктует мне фэнтезийную моду. «Врата мертвого дома» Стивена Эриксона, второй том эпопеи «Малазанская книга падших» — на данный момент лучшее, что я читал в этом жанре. На мой личный, предельно субъективный взгляд, разумеется.

Мир Малазана живой, воистину огромный и крайне негостеприимный. В него не получится ворваться наскоком ...... по крайней мере у меня не получилось. Годы назад я еле домучил первую книгу — «Сады Луны» и забросил, казалось бы навсегда. Забросил, но как оказалось не забыл окончательно и мысленно время от времени возвращался. Видимо, один раз вдохнув воздуха Малазанской империи, слышал её тихий, но настойчивый зов ....... вторая попытка вхождения была лишь делом времени. На этот раз я начал осторожно, ступая с опаской и нервно оглядываясь ...... как оказалось, зря. История мгновенно захватила меня и закружила в Вихре Апокалипсиса Шаи'к. Стивен Эриксон не сюсюкает с читателем — не будет никакой вводной части, не будет плавного знакомства с миром и населяющими его расами. Не будет никакой экскурсии, с внимательным экскурсоводом ведущим за ручку. Сразу за шкирку и в воду с лодки, по середине реки — плыви или иди ко дну. Выплывут конечно не все и скорее всего даже не большинство, но те у кого получится — станут преданными фанатами цикла. Походу, я выплыл.

Теперь собственно пару слов непосредственно о книге. Действие происходит сразу после завершения романа «Сады Луны», на другом континенте — Семиградье, уже давно казалось бы покорённом Малазанской империей. Пророчица Шаи'к подняла восстание против оккупантов — Вихрь Дриджны и Семиградье заполыхало, пролились реки крови с нечеловеческой жестокостью и посреди этого хаоса, полководец Колтейн пытается спасти десятки тысяч малазанских беженцев, доставив их в портовый город Арэн, единственный из семи городов континента, пока ещё не захваченный мятежниками Апокалипсиса .......

В романе несколько сюжентых линий. Кратко о каждой, по возрастающей шкале моего читательского интереса.

Прекрасно знакомые по «Садам Луны» Крокус, Апсалар и Скрипач не так интересны, как в предыдущем романе. Их линия не играет особой роли в ключевых событиях книги и представляется мне скорее заделом на будущее. Автор просто подвёл их к той точке, где должно разразиться нечто важное, то, что сыграет определённую роль в дальнейшем. То же самое можно сказать и про двух новых персонажей — яггута Икария и трелля Маппо. У этих ребят всё самое интересное явно впереди, а пока просто — не теряем их из вида.

А вот линия ещё одного старого знакомца — сжигателя мостов, убийцы Калама Мехара — гораздо интереснее и драйвовее. Сквозь кровавое безумие Вихря, преодолевая пустыню и океан, в компании случайных попутчиков и демонов, непрерывно сражаясь на суше и на море — он неуклонно идёт к своей цели. И дойдёт. Такие люди обычно доходят.

Один из наиболее симпатичных персонажей первой книги — капитан Ганос Паран, в продолжении отсутствует. Зато в наличии его младшая сестрёнка Фелисин. Судьба, руками их же старшей сестры — Таворы, забросила девушку на рудники, где она прошла сложный путь от отдающейся за дозу наркоманки, до дерзкой и своенравной стервозы, из тех, которых спрашивают — «Корона не жмёт?». Естественно, такого рода эволюция была бы невозможна без помощников, спасших без пяти минут окончательно опустившуюся шлюху и наркоманку — головореза Бодэна и безрукого жреца Геборика. Совершив побег с рудников, эта троица ожидаемо оказалась в самом эпицентре Вихря.

И наконец, самую захватывающую и трагичную линию книги мы увидим глазами имперского историка Дукера. Армия под предводительством Колтейна, с десятками тысяч беженцев «на плечах», со всех сторон окружённая врагами, пробивается в Арэн. Здесь будет всё — масштабные сражения и мелкие стычки, самопожертвование одних и трусливый эгоизм других, неожиданные герои и не менее неожиданные негодяи ....... и разбитые вдребезги, порванные в клочья сердца читателей.

Огромный, в буквальном смысле необозримый, густонаселённый и живой мир. События как локального, так и воистину эпического размаха. Великолепно описанные баталии и харизматичные персонажи. Как я и люблю — не однозначно приторные симпатяги и не однозначно конченные подонки. Живые, со своими недостатками и со своей мотивацией. И магия ...... неожиданно для себя, обнаружил что магия мне тоже нравится, даже тогда, когда её очень много и она играет важнейшую роль. Как говорится, не Джорджем Мартином единым. Впереди у меня ещё восемь основных книг цикла и несколько сиквелов/вбоквелов. Ближайшие десяток книг, по новинкам от Джо Аберкромби точно не скучаю. Прости, Джо!

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Итак, малазанщина — том второй. Начинаем разбор и аналитику полётов.

Основу сюжета составляет восстание Вихря, а всё остальное в основном крутится вокруг него. Сразу поражает вопиющая некомпетентность малазанского верховного командования и разведки. Как эти дебилы умудряются править огромной империей, если оказались даже не способны обнаружить подготовку к восстанию и принять меры по его предотвращению. Затем, когда гром уже грянул, меня поразило полное отсутствие связи и координации действий между имперскими войсками, хотя вроде можно было бы общаться магически-телепатически или на худой конец посылая гонцов с письмами-приказами через порталы. Но нет, автору требуется понагнетать как можно больше драматизма и пафосного превозмогания.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В результате, мы наблюдаем как войско Колтейна, обременённое ордой беженцев, преследуемое многократно превосходящими силами противника и умудряясь при этом каким-то чудом от них отбиваться, топает через весь континент к последней незахваченной повстанцами имперской цитадели. И всё это затем только чтобы пасть в последнем и решительном бою под самыми стенами, дабы неискушенный читатель побольше расчувствовался.

Вторая по значимости сюжетная линия романа повествует о тюремных приключениях несчастной малышки Фелисин и в основном посвящена тому как её имеют все и каждый. И до и после побега.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В конце книги эти линии сходятся в одной точке у стен Арэна. И вот тут-то начинается самая дичь. Сперва сходит с ума малазанский командующий, какого-то хрена выводя из-под защиты крепостных стен в поле всё своё войско против вдесятеро большей вражеской армии на самоубийственную вылазку. Конец сей операции был немного предсказуем. Затем проявляет чудеса своего полководческого гения Фелисин, вставшая во главе восстания, когда просто даёт команду «отбой», вместо того чтобы раздавить Арэн с его мизерным гарнизоном, тем самым предотвратив высадку малазанского подкрепления.
Мне аж стыдно стало от такой беспредельной тупости.

Скитания-шатания же всех прочих персонажей оказались весьма унылы и непримечательны.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Очень повеселил момент, когда божественно могущественного Икария, в прошлом уничтожавшего целые страны и народы, запросто вырубили ударом палки по башке, а он потом и не вспомнил.

Мне совершенно непонятно почему у этого цикла настолько завышенные оценки.

Оценка: 6
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ох, это было великолепно.

Позволю себе своеобразный комплимент — последние 200 страниц романа начисто испортили мне настроение. Линией Колтейна. Я на форуме писал про противную сцену в Хиссаре. Мне тогда сказали, что я не читал концовки. Ну да, прочел. Ну да, согласен.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вообще, двойное предательство у врат Арэна, совершенное над Колтейном и Дукером, сделало меня в угнетение. И если скупой характер Колтейна выдержан все так же, твердо и непокорно, то за историком Дукером было трудно наблюдать. Видя, как он, стоя на стене города, смотрит, как погибают его товарищи, это тяжело. Мужик реально сломался и положил на все. И пофиг ему уже было на все, вот и убил аристократа, вот и пошел на казнь как в магазин. Разве одинокий человек многое потеряет? Не думаю.

Вся сцена сражения

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
близ Арэна трудна. 400 человек, окруженные многотысячной армией, высящиеся, несмотря ни на что, знамена... Ох, боже, я обожаю и ненавижу это. Я, стало быть, восприимчив.

Эриксон пишет мастерски. Очень богатый образный язык, очень достоверный мир. Ругают за плоскость персонажей, а они, скорее, скупые и небогатые на эмоции в силу темного мира, а не потому, что Эриксон НЕ СМОГ. Хо-хо, вы поглядите, что он создал. Не думаю, что ему было бы не под силу.

Конечно, после того как закончились линии Колтейна и Дукера, читать дальше было не особо интересно. Да и автор, как мне показалось, ударился в некий сумбур, существенно убыстрив действо. Ну или я просто слишком впечатлился бойней, что дальше уже потерял некую долю интереса...

Поражаюсь автору. Множество любопытнейших героев со своими особенностями, множество фишек и сил. Обидно, что я пока так и не понял принцип Путей, что сие такое и как работает. После Сандерсона воспринимать непрописанную систему магии вообще сложно — тот-то знатный любитель дотошных принципов работы. Уж простите, что я в сумбур, просто сказать хочется многое, а как не забыть — не знаю.

Встреча с императрицей показалась странной.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Такой-то облом для Калама.
Опять-таки, сумбурно все. Как и сцена с
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Котильоном и расфасовыванием трелля, яггута, Апсалар и прочих по разным кускам мира... Апт служит роялем-палкой-выручалкой, приходя на помощь то тут, то там.

Так, еще по героям.

Искарал весьма экстравагантен в своих выражениях. Читать его было забавно. Капитан «Затычки» понравился манерой речи. Конечно же, САПЕРЫ. Вот кто разбавлял гнетущее чувство приближающегося сражения. Молва о них, само поведение ребят, даже описания, а также фишка про растяпу-капитана — все это создает классный целостный образ команды-организма. Я еще не встретился с ними, но уже по одним разговорам в лагере проникся к ним душой.

И здесь плавно к юмору. Две самые запоминающиеся сцены, это шутка капитана Сна, когда ему

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
разворотило нахрен морду, оторвав нос, вырвав глаз и прочие ужасы, а он такой хмыкает, мол, зато зубы целы
, ну и сцена Колтейна с
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
капитаном саперов, которого «возвели»-разжаловали в ранг сержанта
. А также дальнейшие шутеечки на эту тему. Классно. Такой юмор уместен и нужен.

Атмосфера великолепна. Тяжкая, душная, мрачная, темная. 90 % атмосферы создают диалоги. Манера речи. Почти нет восклицательных знаков, преимущественно короткие обрывочные фразы. Например.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(Калам зашивает раны капитана «Затычки»)

— Теперь дело за вами.

— И лейтенантом.

Капитан сумел улыбнуться, не открывая глаз.

— Хорошо.

Калам отодвинулся, потянулся за бинтами.

— Почти конец уже.

— Мне тоже.

(Также разговор между ними)

— Об этом мы позаботимся, капитан.

— Вот даже так?

— Вот даже так.

Жаль, под рукой нет книги. В заметках на телефоне написано много страничек с примерами не только таких вот мрачных разговоров, но и шуток в духе «он умеет обращаться с тесаком — все свиньи это подтвердят».

Как-то я чересчур проникся этим автором. Умеет он писать, скажем так, достоверно, что ли, брать тебя за шкирку и запихивать в созданный им мир. Погружение то еще, скажу я вам.

Отличный, блестящий роман.

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Впервые прочитал этот роман Эриксона после выхода нового перевода Лихтенштейна, книга удивила в хорошем смысле слова. Последняя страница перевернута, а уже хочется перечитать некоторые моменты. Даже затрудняюсь подобрать эпитет — великий или великолепный.

Как и в «Садах», я втягивался в действие медленно, но неотвратимо. К концу уже просто глотал страницы, разрываясь между линиями и персонажами.

Во «Вратах» у меня уже не было ступора образца первых 150 страниц первой книги цикла, когда я не понимал, где, кто, зачем и почему. Правда, по глоссарию, перечню действующих лиц и картам пришлось полазить изрядно.

Несмотря на смену сцены и 90% новых лиц, ощущается единство повествования с «Садами Луны» (и я бы категорически не рекомендовал начинать знакомство с Эриксоном с этой книги, многое потеряете). При этом автор делает хороший шаг вперед, растет на глазах.

Пожалуй, главное достоинство романа — вполне себе «побочная» линия Колтейна и Седьмой армии, которая кладет на обе лопатки «сквозную» (она, в свою очередь, оборачивается некоторым обманом). Мрачно, монументально, чувственно, трагично. Давно я так не переживал за персонажей, не любовался на образы.

Не перестаю удивляться отзывам, в которых Эриксон обвиняется в «плохой проработке» мира и персонажей. Если претензии к героям еще могу понять (мб кто-то перед тем штудировал Мартина), то более масштабный и глубоко проработанный мир затрудняюсь назвать. Разве что Джордан, но здесь объемы как будто больше и зевоты эти объемы не вызывали, в отличие от приторного «Колеса». В целом, «Семь городов» вызвали ассоциации с Индией, не знаю, насколько удачно сравнение.

Открываются некоторые загадки из первой книги, но добавляется куда больше новых. Автор умело затягивает в свои сети читателя (даже того, кто не слишком любит обилие мистики-магии).

Эпиграфы в полустихотворной форме раздражали уже меньше (может быть, я к ним просто привык). Еще к минусам могу отнести объем глав, в каждую из которых влезало линий по 5 (и больше) сразу. Некоторые персонажи вызывали неприязнь и скуку (речь о семейке Паранов), но на фоне армии бодрых героев это не было фатальным.

Концовка романа отдельно заслуживает теплых слов. Такая, как должна быть, ни убавить, ни прибавить. Не точка, не троеточие, а восклицательный знак.

Замечательный эпический дарк. Браво, автор! Спасибо переводчику, редактору и спонсору. Ждем с нетерпением «Память льда»

Оценка: 9
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Перед написанием отзыва на «Врата смерти» Стивена Эриксона решил прокрутить в памяти что же я читал в жанре фэнтези по уровню и интересности близкое к этому роману и циклу в частности. И вот, что получилось: Джордж Мартин цикл «Песнь льда и огня»; Дэвид Геммел «Дренайский цикл», «Риганты»; Патрик Ротфусс «Хроника убийцы короля»; Стивен Кинг «Темная башня»; Дж.Роуллинг «Гарри Поттер»; Чайна Мьевиль «Нью-Кробюзон», ну и с натяжкой Джо Аберкромби «Первый закон». Раз написал понравившиеся циклы, тогда напишу и циклы, которые очень многие считают мировыми бестселлерами и шедеврами, но которые меня оставили совершенно рвавнодушными-это А.Сапковский «Ведьмак Геральт»; Роджер Желязны «Хроники Амбера»; Роберт Джордан «Колесо Времени»: Глен Кук «Хроники Черного отряда»; Скотт Линч «Джентельмены-ублюдки», ну и Терри Гудкайнд, куда ж без него «Меч Истины».

Лично для меня, чтобы книга (цикл) «зацепила» существует всего несколько факторов-это хороший (внятный) стиль написания, колоритные персонажи, красивый и интересный мир в котором происходят события и самое главное- идея, которую автор хочет донести до нас (читателей). Все это я в цикле «Малазанская книга павших» НАШЕЛ и нашел в избытке! Теперь перехожу непосредственно к роману «Врата смерти».

Сюжет. Он просто превосходен. Автор по сравнению с первой книгой на 90% обновляет не только сюжетную линию, но и персонажей. Что проихоисходит с персонажами первой книги нам стоит только догадываться, о их приключениях мы узнаем в следующих книгах цикла, в этой же книге Эриксон переносит нас на другой континент Семиградие, где перед нашими глазами во всей своей жестокости предстанут интриги, битвы,заговоры с совершенно новыми героями. В этой книге невольно начинаешь задумываться насколько глобален и огромен мир Малазана, сколько же ТАЙН он от нас еще скрывает.

Персонажи.Больше всех в этом романе меня заинтересовала сюжетная линия связанная с младшей сестрой Парана-Феллисиной. За то, что брат пошел против воли императрицы Ласэны прийдется отдуваться четырнадцилетней Феллисине.Бывшая аристократка, она отправлена на отаратальские рудники, где пройдет путь от красивой девочки-подростка до подстилки и шлюхи, готовой отдаваться за кусочек дургханга (наркотика).Неизвестно как бы сложилась ее дальнейшая жизнь, если бы судьба не свела ее с разбойником-благородным и сильным Бодэном и жрецом-калекой Геборием,которые спасают ее. Теперь все ее мысли заняты местью новой адьюнктессе (родной сестре)Треворе, ставшей предательницей своего рода.

Наш «старый«знакомый ассасин Каллам пытается окольными путями пробраться до Ласэны и уничтожить ее, сюжетная линия с этим персонажем изобилует множеством прекрасных боев.

Скрипач, Крокус и Апсаллара должны попасть в магический дом Тремволор,по одному из таких домов есть на каждом континенте и только через их Врата можно попасть в Малаз.

Новые персонажи трель Маппо и полуджагат Икарий-очень могущественная парочка, которым в этой книге прийдется сыграть одну из ключевых ролей.

Ну, а за такого персонажа как Кольтен автору двойной респект. Таких бестрашных бойцов как Кольтен я если честно не встречал ни в одном другом цикле. Человек-герой, человек-легенда, да- жестокий, да-беспощадный,но спасший столько жизней чуждого народа.

Стивен Эриксон- находка для меня как читателя. Еще ни одному автору не удавалось так заинтересовать меня своими книгами как Эриксону. Выкраивая свободную минутку я бежал к книге, чтобы снова окунуться в его мир.

Итак, подводя итог скажу: роман «Врата смерти«отличное продолжение цикла. Еще интереснее,еще мощнее,еще масштабнее,еще магичнее.

Рекомендация: Шедевр в своем жанре!

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великолепно!

Сказал я, закрывая “Врата мертвого дома” (далее ВМД). Меня одолевала буря разных эмоций- восторг, удивление, шок и опустошение.. Такое со мной.. Давно не было.

Действие сюжета в ВМД происходит в одно время с событиями, описываемыми в “Садах Луны” (далее СЛ) . Повествование разворачивается на совершенном другом континенте, подконтрольном Малазанской империи- Семиградье. Там зреет восстание против оккупантов, возглавляемой некой Шаи’к, провидицей, обитающей в священной пустыне Рараку. Появляются намеки на некий Вихрь Дриджны, божественное возмездие, которое может обрушиться на головы чужаков.

И чтобы спасти малазанскую знать, вывести ее в безопасное место с территории, где развернется восстание, верховному кулаку Колтейну, командующему седьмой армией, был отдан приказ обеспечить безопасный отход вышеуказанной знати. Впоследствии, данный поход получит название “Собачья цепь”.

В самой же Малазанской империи происходит чистка среди верхов, а для того, чтобы подавить восстание в Семиградье отправляется флотилия, под командованием новоиспеченной адьюнктессы Таворы.

В принципе, вокруг всего выше описанного и будут разворачиваться основные события.

Сюжет ураганный. Количество динамики зашкаливает. Вот тут автор с лихвой отыгрался за предыдущий роман. Постоянные схватки, начиная от небольших локальных стычек, заканчивая сражениями многотысячных армий. И признаться, такого я еще не встречал. Настолько масштабно и эпично, что просто сносит голову. И все это так ярко и со вкусом описано, с невероятно детальным описанием. Ты натурально погружаешься во все это, ощущаешь себя случайным зрителем и впитываешь все это как губка. По части эпика и мрачности Эриксон разошелся не на шутку. Невероятный скачок по сравнению с СЛ

Как и в СЛ , в ВМД повествование ведется от разных лиц, есть несколько линий, основных и второстепенных.

Это линия Фелисин, младшей сестры Ганоса Парана. Волею судеб и по решению властей она вместе с другой знатью была изгнана из родного города на рудники, где ей придется жить и работать, терпеть всевозможные лишения. Вот ее ветка один из самых “сильных” и интересных из всех имеющихся. Процесс ее трансформации из тихой спокойной девочки в женщину не по возрасту, умеющую огрызнуться и больно укусить, и которой и уготована важная роль — одна из лучших сюжетных веток в романе. Причем, если сначала к ней испытываешь сожаление, то потом сожаление сменяется отвращением и злостью к героине. И нет, это не плохо, просто это темное фэнтези и это Стивен Эриксон, и здесь нет однозначно хороших или однозначно плохих героев. Если по части героев у меня были претензии к СЛ, то тут их нет. Фелисин тому пример.

Ну и пожалуй самый лучший ПОВ на данный момент, по общему накалу, по динамике и по размаху- “Собачья цепь” Колтейна. Поход малазанской армии, получивший такое название- одна из лучших вещей, прочитанных мной в фэнтезийной литературе в целом. Буквальна вся линия состоит из экшена- от мелких стычек с небольшими вражескими отрядами до сражений с многотысячными армиями. Кровь, крики, ржание лошадей, взрывы, звон оружия- все это вырисовывается в невероятную реалистичную картинку, настолько Эриксон великолепно описывает сражения. Воистину баталист он отличный. А уж развязка “Собачьей цепи” под стать ей самой- эпичная и мощная, разящая наповал и сносящая голову. После этого хотелось просто присесть и дрожащими руками закурить.. Перевести дух- настолько финал вышел великолепным.

Третий по интересности ПОВ- странствия двух друзей- треля Маппо и яггута Икария, постоянно теряющего память. Много тут расписывать не стану. Отмечу лишь то, что и эта ветка богата на детали и события, проливающие свет на некоторые события, которые происходили до основной истории. Хватает здесь и загадок и интересных персонажей и динамики.

И остальные линии сюжета тоже невероятно интересные и захватывающие. Это линия Калама, ассасина из отряда сжигателей мостов, наполненная экшеном, и самое главное- невероятный сюжетный поворот в конце, которые проливает свет на некоторые события в СЛ и дает ответы на некоторые вопросы.. Вот этот сюжетный твист в конце- мое почтение. Признаться, я удивился.

Подводя промежуточный итог, можно сказать, что сюжетное наполнение “Врат мертвого дома”-это лучшее, что есть в книге. Сражения, битвы, реки крови, новые загадки, твисты и интрига, новые интересные герои- в этой книге есть все, чтобы не заскучать и получить массу положительных впечатлений в процессе чтения. Определенно, ВМД, это лучшее, что я читал у Стивен Эриксона на данный момент из Малазанской книги павшей..

Персонажи получились интересными. Да, никакой глубокой проработки нет. Но этого было бы глупо ожидать, учитывая количество действующих лиц в произведении. Если каждого так прописывать- эпопею можно растянуть на 100500 томов. Эриксон идет простым путем- выделяя в различных ветках сюжета время каждому важному персонажу. Где-то автор чуть глубже погружает читателя во внутренний мир то или иного героя, где-то идет раскрытие через диалоги, а где-то отдельными штришками придает им “живость”.

Например Фелисин, девочка совсем еще ребенок, но судьба ей столько уготовила, что становится интересно- как она совсем справится? И Эриксон хорошо работает над этим, раскрывая ее, причем с самого начала начинаешь проникаться героем, верить в него, в то, что это не марионетка, которую автор дергает за ниточки, а живой человек. Вообще, она одна из самых интересных персонажей в романе. Как с точки зрения ее образа, так и с точки зрения событий, происходящих с ней.

А Маппо и Икарий? Два неразлучных друга , где первый заботится о другом, чтобы тот не скатился в безумие, не начав вспоминать свое ужасное прошлое, где он много чего натворил. Вот эта дружеская забота, раскрывающая героев, очень сильная вещь.

А имперский историк Дукер, который через призму своей профессии и должности оценивает происходящие события? Вообще очень интересная авторская идея, когда историк в живую видит все “действо “, взвешивает, дают оценку событиям, которые потом станут предметом истории.

В целом, герои автору удались. Жаловаться грех. Управиться с таким количеством не каждому дано. А Эриксон справился! Да, с некоторыми возможными нюансами, но справился.

Итоги.

В случае с началом цикла сработало правило: “Начало надо пересилить, первая книга не очень, дальше будет лучше”. В целом, так и было, но в моем случае все немного по другому. Мне и “Сады луны”, первый роман Малазанской книги павших, понравился. Да, были спорные и не совсем удачные моменты, но в целом- зашло. От “Врат мертвого дома” я ожидал большего. Если первая книга цикла оставила весьма приятные впечатления, то что же будет дальше? Я ждал качественной проведенной работы над ошибками. И я это получил.

Сюжет четко выверен, никакого ощущения “каши”, как было в случае с СЛ. История стала объемнее. Она стала более масштабной и эпичной. Появились “вот это повороты”, сюжетные твисты. Новые интересные персонажи. Ну и невероятная концовка, прям ух..! Что еще надо, чтобы исправится?

Ожидания оправдались. История набирает обороты. Едем дальше.

Еще только начало.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне Эриксон нравится,нравится без «но» просто нравится, со времени первого издания прошло лет 15 и сегодня все и я тоже согласны с тем,что тот,предыдущий перевод был не очень... но и он произвел на меня потрясающее впечатление

Мир огромный,битвы кровавые,боги гнустные и эгоистичные,положительных персонажей нет и при всем этом романы держат в напряжении и не дают расслабится и лениво скользить взглядом по строчкам на каждой фразе — взрыв,каждый поворот сюжета событие,масштаб просто поражает,наверно я необьективен и творчество Эриксона просто попало в точку и сошлось именно на моем мировидение поэтому он так и зацепил меня, но это ведь личный отзыв,а лично для меня Эриксон и Малазан занимают главное место на книжной полке и в голове.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Врата Мертвого Дома» – второй роман масштабного цикла темного фэнтези «Малазанская книга павших». Стоит отметить, что события книги не являются прямым продолжением «Садов луны» – действие переносится на другой континент, а большинство действующих лиц меняется. В общем и целом, вторая часть получилась ещё более мрачной и темной, чем первая. Помимо этого, нарастает также и градус интриг, хотя лихо закрученный сюжет является общей чертой современного фэнтези, составляя резкий контраст с более прямолинейными представителями жанра из прошлого века. На мой взгляд, мастерство автора также в немалой степени возросло. Сюжет стал более связным, мир раскрывается лучше, книга менее требовательна к вниманию читателя.

Действие второго романа переносится на пустынный континент Семиградье. Когда-то Малазанская империя завоевала Семиградье и ныне управляет им жёсткой рукой. Однако местное население не смирилось с текущим положением вещей и готовит масштабное восстание. Центральное место в нём занимает пророчица (а по некоторым данным вообще богиня) Ша'ик. Согласно предсказанию, она должна поднять магический Вихрь Дриджны, который послужит знаком к началу восстания. О возможности восстания все знали давно, но императрица Ласин не отнеслась к этому достаточно серьезно, и военные силы малазанцев в Семиградье заставляют желать лучшего.

Романы Эриксона характеризуются огромным количеством сюжетных линий, и каждую из них можно было бы развить до собственной книги – настолько в них много событий. Одна из сюжетных арок посвящена приключениям Фелисин Паран. Императрица Ласин разворачивает масштабную чистку, под которую попадают большинство влиятельных аристократов. Коснулась она и рода Паранов, к которому принадлежал Ганос – один из главных героев первого романа. Старшая сестра Фелисин, Тавора, отрекается от собственной семьи и становится новой адъюнктессой императрицы. Сама же Фелисин отправляется на рудники. Эриксону довольно хорошо удаётся передать образ изнеженной аристократки, оказавшейся в тяжёлой жизненной ситуации. Честно сказать, меня временами она раздражала своим инфантильным поведением. Однако ближе к концу романа девушка смогла раскрыться с неожиданной стороны. Спутниками Фелисин становятся безрукий бывший жрец бога-вепря Фэнера, а ныне ссыльный историк Геборик Лёгкая Рука и головорез Бодэн. Вместе им предстоит пройти через ад рудника и побороться за жизнь в кровавом вихре восстания.

Вторая сюжетная линия посвящена Первому Кулаку (главнокомандующему малазанской армии) Колтейну. Ранее он сам довольно долго сопротивлялся захватническим поползновениям империи, но в итоге сдался ныне покойному императору. В Семиградье Колтейн прибывает с собственной армией всадников-кочевников. По воле злого рока сразу же после назначения в Седьмую армию Кулак оказывается втянут в восстание. Осложняется все тем, что основные силы малазанцев находятся на другом конце континента, и теперь Колтейну вместе со своей армией и беженцами предстоит долгая дорога через бескрайнюю пустыню. Эту сюжетную линию мы видим глазами имперского историка Дукера. В прошлом Дукер сам был солдатом, поэтому неплохо разбирается в военном деле. Можно предположить, что образ Дукера списан с самого Стивена Эриксона, который также по образованию историк. Имперский историк – это уже изрядно побитый жизнью старик, который волей судьбы оказывается втянут в кровавое горнило войны. Должностные обязанности обязывают Дукера всегда находиться в самом пекле, чтобы запечатлеть для потомков все происходящее. Ещё больше поход Колтейна осложняется огромной толпой беженцев, которых нужно кормить и защищать. Гражданские отнюдь не облегчают задачу солдат, постоянно вставляя палки в колеса. Особенно в этом отличились аристократы, которые даже здесь требуют для себя особых прав. За всё это поход Колтейна заслужил название «собачья цепь», ведь гражданские заметно «связывают» действия армии. Эта сюжетная линия буквально переполнена сценами битв. Стивен Эриксон неимоверно интересно описывает батальные сцены, все они не похожи друг на друга, полны важных деталей и описаний тактических решений. Без стратегического гения Колтейна подобный поход был бы попросту невозможен, ведь против него ополчился ни много ни мало целый континент. Местами приключения армии Колтейна напомнило мне «крестовый поход» из цикла Скотта Бэккера «Князь пустоты» – те же сражения в бесплодной пустыне, солдаты против огромной враждебной страны.

Роман, подобный «Вратам Мертвого Дома», не слишком располагает к юмору, однако, хоть и в небольшой степени, он здесь присутствует. В армии Колтейна за него отвечают саперы. Эти безбашенные ребята не появляются ни на одном военном совете, но при этом вносят свой значительный вклад в каждую битву. Например, даже сам Колтейн не знает кто же их командир.

Третья сюжетная линия посвящена паре выходцев из Сжигателей Мостов. Сапер Скрипач и убийца Калам вместе с девушкой Апсалар (ранее известная как Жуть) и молодым вором Крокусом отправляются в Семиградье, чтобы вернуть девушку домой. Однако это лишь прикрытие. Настоящая же цель – найти и убить императрицу Ласин. Должен сделать это Калам, который был раньше одним из самых искусных когтей – личных ассасинов Императрицы. Если же это не получится у Калама, помочь может Апсалар, ранее бывшая вместилищем не кого-нибудь, а самого Котильона, бога из Дома Тени, Покровителя Убийц. Вдруг в экстренной ситуации к ней вернётся божественная сила. Однако, как часто и бывает, все идёт не по плану.

Четвертая сюжетная линия посвящена довольно необычной парочке. Странствующий яггут-полукровка (яггуты – одна из первых рас этого мира) Икарий и трелль (ещё одна древняя раса, напоминающая мне уменьшенных дренорских орков из Варкрафта) Маппо ищут правду о прошлом яггута. Дело в том, что у Икария случаются провалы в памяти, и он совершенно запутался в собственном прошлом. Оно насыщено великими и страшными деяниями, однако нужно ли к нему возвращаться? Маппо знает правду и всеми силами пытается помешать Икарию докопаться до правды. Между этими двумя существует особая химия: Маппо всецело предан Икарию, но должен защитить друга от его самого, ведь правда может попросту сломать по-своему доброго и романтичного яггута.

Помимо восстания в это же время в Семиградьи происходит ещё одно занимательное событие – Тропа ладоней. Это не что иное, как магический путь, пройдя по которому одиночники и д'иверсы могут вознестись – по сути стать богами. Это два вида оборотней: одиночники могут обращаться в какое-либо могущественное существо, д'иверсы же превращаются в несколько более маленьких существ, например, в полчище крыс или стаю шакалов. С подобными существами мы встречались и в первом романе (Аномандер Рейк — одиночник, превращающийся в огромного черного дракона), но их суть раскрывается именно во второй части. Пути Икария с Маппо и компании Скрипача нередко будут пересекаться с Тропой ладоней с вытекающими из этого последствиями.

Итог: «Врата Мертвого Дома» – эпическое полотно, в которое яркими красками вписана история восстания, охватившего целый континент. Как и должно быть в темном фэнтези, читателя ждут здесь реки крови, жестокость и множество неприглядных сторон человеческой природы. Прекрасно прописанный мир, живые герои, масштабные боевые сцены – всё это ждёт нас на страницах романа. Некоторые недостатки, присутствующие в «Садах луны», автор сумел устранить, раскрыв свое мастерство по полной. Цикл не зря называется «Малазанская книга павших» – Стивен Эриксон совсем не щадит собственных персонажей. В общем и целом, всем любителям мрачного фэнтези читать обязательно.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Врата мёртвого дома» вторая часть «Малазанской книги павших». Сюжет начинается практически там же где и закончилась первая часть, но в этот раз действие переносится на другой континент, в Семь Городов охваченных восстанием против малазанской оккупации.

На этот раз в книге содержатся три чётких сюжетных линии. Первая — это прямое продолжение предыдущей книги, «Сады луны». На протяжении этой линии мы снова встретим Крокуса, Жаль/Апсалар, Скрипача и Калама. Из всей книги эта часть получилась наиболее слабой. Здесь вновь автор ударяется в расписывании крутости персонажей, они всё также встречают представителей древних рас, в одиночку гоняют и в хвост и в гриву отряды элитных убийц, сражаются против могущественных оборотней, чуть ли не с парадного входа вламываются в самые охраняемые дворцы империи, им помогают демоны (обязательно не рядовые, а самые, что ни на есть легендарные, а как же иначе), а боги исполняют их желания. К счастью в этот раз история рассказывается от лица Скрипача, а не от лица Крокуса и это замечательно. Наивный Крокус (которому при этом постоянно везло) изрядно раздражал ещё в первой части.

Вторая линия – это история Фелисин, младшей сестры Парана, главного героя первой части. Эта линия удалась гораздо лучше. Здесь почти нет раздражающих персонажей, а за судьбой героини и её отряда следить по-настоящему интересно. Слишком быстрым и притянутым за уши выглядит её духовное перерождение, но на это совершенно не обращаешь внимания т.к. оно вполне укладывается в логику мира. В этой линии притаилась только одна совершенно неуместная и поражающая своей глупостью сцена.

Третья и наиболее интересная линия – это Волчья цепь, история седьмой армии под предводительством кулака Колтейна. Здесь автор раскрылся в наибольшей степени. Описание ужасов восстания и кровавых битв ему удалось на славу, правда здесь виден явный перебор в придумывании препятствий для армии, они то и дело встречаются с трёхкратно, пятикратно, N-кратно превосходящими силами противника и выход из сложившихся ситуация возможен только благодаря тщательно припрятанным роялям в кустах (в виде магии, внезапных союзников или просто телепортации нужных припасов прямо с другого континента) и Эриксон не брезгует играть на этих роялях. Но всё это прощаешь благодаря невероятно эмоциональной концовке, которая выписана просто мастерски и вызывает настоящую дрожь. К сожалению, автор буквально через десяток страниц, перечеркивает такую удачную сцену, и чувствуешь себя по-настоящему обманутым. Старательно расписывать ужасы войны и жестокость противника, придумать и поставить страшную развязку, чтобы с легкой руки заявить:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Да ладно ребята, не парьтесь, все в конце концов живы и здоровы, вы ведь не думали всерьёз, что в Dark fantasy персонажи могут по-настоящему умирать, это всё понарошку».

Здесь заключается главная проблема «Малазанской книги павших». Автор просто не может обойтись без постоянных воскрешений

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(за две книги их уже четыре)
, он постоянно пихает везде богов, из-за чего складывается ощущение, что их можно встретить даже во время пути из дома до рынка за хлебом. Он постоянно раздаёт божественные силы всем встречным-поперечным, вываливает целую гору божественных избранников и представителей вымерших рас (обязательно невероятно могущественных). Вершиной этого нагромождения чудесных вмешательств и необычных встреч является та самая сцена из линии Фелисин,
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
в результате которой целая куча каких-то крестьян чуть ли не взошла. Никакого логического объяснения этому не даётся. Просто потому что.
А ведь в одной из сцен упоминается, что для рядовых граждан даже магия является чем-то вроде мифа, но все рядовые граждане, которых мы встречаем, видимо плевать на всё это хотели и для них наткнуться на мифический корабль или повстречать бессмертных представителей древней расы всё равно, что выпить пива и подраться в кабаке, обычное рядовое событие.

И это всё очень печально, ведь чувствуется стиль, видно, что талант есть, но хватило его только на придумывание мира, к которому нет никаких претензий. Ведь удалось написать шикарный финал для линии Колтейна, который вызывает настоящие эмоции, несмотря на то, что все персонажи всего лишь картонки.

Вторая книга получилась намного лучше первой и если третья будет лучше второй настолько же насколько вторая лучше первой, то становится понятно, почему этот цикл столь популярен. А пока «Врата мёртвого дома» — это всего лишь среднячок, крепкий, но не более.

Оценка: 8
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Несмотря на то, что до этой книги я успел прочитать Властелина колец Толкина, несколько романов Муркока и пару произведений Желязны, любовь к фантастике, а особенно к эпической фэнтези, у меня появилась после прочтения второго романа из малазанского цикла Эриксона. Сначала я просто по ошибке купил вторую книгу вместо первой. Думал — потом куплю первую и прочту попорядку. Но, прочтя пару страниц, не смог оторваться.

Первое, что мне особенно понравилось в этом романе — сюжет. С самых первых страниц он захватил меня и увлек с собой в мир, полный тайн, магии, военных походов и других примечательных деталей. Сюжет книги настолько захватывающий и динамичный, что всё остальное вокруг меня просто померкло, я жил в книге днями и ночами, пока не дочитал до конца.

Второе — герои. Особенно то, что их много. Признаться сначала я в них путался, но через страниц сто всё устаканилось. Практически каждый герой не оставил меня равнодушным к себе. Особенно жалко было, что Эриксон не сохранил жизни Кульпа и Кольтена. Но кто-то должен был отдать свою жизнь во спасение других.

Третье — магия. В ней я, как и в героях, сначала немного путался, но постепенно всё также прояснилось. Особо хотелось бы заметить одну сцену — в рыбачье деревушке в начале второй части романа(«Вихрь Дриджны»), когда отряд мятежников во главе с магом напали на эту самую деревушку. Я когда читал эту короткую сцену, то какбудто сам попал в мир Эриксона — настолько отчетливо я представлял себе всё происходящее. Как трещала по швам таверна, как мощь магии обрушивалась на хлипкие стены.

Вобщем, основные достоинства(на мой взгляд) романа я назвал, о мелочах говорить не буду. Недостатки в романе тоже есть, но доволно мелкие. Основной недостаток — то что роман у автора получился настолько эпическим, что описать всё это даже почти на 1000 страниц оказалось невозможным. В итоге после прочтения у меня осталось некоторое чувство недопонятости, если можно так выразиться. Но впреди ещё не один роман, так что буду надеяться, что всё прояснится.

Итого — 9,5 баллов(округляем до 10)

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начну с того, что за последнее время я ничего лучше не читал. Первая книга была вступлением перед разверстывающейся сагой просто мегоглобальных размеров. Но вторая показывает насколько велика и сложна задумка Эриксона. Эту книгу можно тоже назвать вступительной :-) После прочтения понимаешь, что серия длинная не спроста. Но лично меня это будоражит, и я с нетерпением жду следующей книги.

Во второй книге мы переносимся на другой континент Семиградие. Часть старых героев вступает на него, чтобы проложить свой путь, и мы узнаем их суть подробнее. Для меня было сюрпризом раскрывшаяся роль сапера Скрипача. Мы понимаем, что в Малазанской армии саперами становятся самые необычные и наверное самые лучшие солдаты, что подтверждает блистательный пример саперов седьмой армии. В игру вступают новые герои и новые властители. Да, для Властителей это именно игра.

Параллельный сложный сюжет стремительно разворачивается по страницам книги, и не замечаешь эти практически 1000 страниц. Для многих может показать сложным и непонятным, что автор вводя героев, не рассказывает кто они, и только постепенно со все книгой, мы наконец понимаем суть Маппо и Икария, насколько важны эти две фигуры, которые всегда идут бок об бок.

Для многих поклонников жанра важны битвы и сражения, так вот в этой книге их предостаточно. Не зря называется серия «Малазанская книга павших». Павших тысячи, но это заставляет выживших стать тверже и идти к своей цели до конца.

Рассказать об этой книге сложно, её надо прочитать.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вторая книга С. Эриксона — одно из самых больших разочарований. И ведь язык не повернется сказать, что Эриксон написал халтуру, дрянь, трэш... Совсем нет.Эриксон не гений (Мартин, Кей), но талантливый, самобытный автор. Просто от 2-й книги ожидал гораздо большего. Основной недостаток (на мой взгляд) — перенасыщенность книги разнообразной магией. Причем перенасыщенность эта столь велика, что с какого-то момента перестаешь воспринимать текст всерьез. Вслед за классиком думаешь: «Уж не пародия ли он?» Бесконечные колдуны, порталы, перемещения в различные миры,боги, демоны, священные книги, бессмертные расы, которые погибли, но вмешиваются в жизнь — от всего этого начинает просто болеть голова. К персонажам просто не удается проникнуться обычной читательской симпатией — они остаются умозрительными авторскими конструкциями, фигурками на шахматной доске, а не живими людьми. Скрипач запросто может заменить Калама, Апсалара — Фелисину, Геборий -Дюкра... От этого как говорится, «не убудет, не прибудет». «Глубина» философских и метафизических рассуждений героев просто повергает в уныние. А ведь есть у Эрикссона блестяще написанные сюжетные линии: так «рейд собачьих упряжек» великолепен. И хотя фигура Кольтена все-таки вторична и состоит из штампов, как и большинство персонажей романа, он оказывается единственным героем, к которому проникаешься сочувствием. У меня почему-то «рейд собачьих упряжек» вызвал странные ассоциации — напомнил знаменитый «Великий Сибирскаий поход» армии ген. В.О. Каппеля...

Оценка: 7
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот и прочитана вторая книга «Малазанской книги павших». История мира продолжает развиваться: новые локации, новые герои, новые события. Но вторая книга, как мне показалось, отличается от первой как по своей структуре, так и по избранной тематике.

Сюжетных линий в этом романе, как и в предыдущем, несколько. Но здесь они сами по себе самодостаточны. Если в «Садах луны» все главные персонажи в конце концов сходятся в одной точке, и их сюжетные линии сливаются в одну, то во «Вратах мёртвого дома» большинство главных героев ни разу не встречаются, напрямую не взаимодействуют, и многие остались в неведении о существовании друг друга.

Однако это не для всех сюжетных линий справедливо. Я бы выделила три основных группы персонажей: Седьмая армия, Фелисина со спутниками и, скажем так, «те, кому нужно в Малаз». Седьмая армия и Фелисина действуют практически отдельно друг от друга и от других героев, несмотря на курсирование некоторых персонажей между ними. Третья группа самая разветвлённая, с ней сложнее. В неё входят наши знакомые по первой части (от них почти сразу отпадает один ради собственных приключений), а после к ним присоединяются Икарий с Маппо (которым вовсе не нужно в Малаз, а просто по пути). Их всех вместе сложно объединить в одну сюжетную линию, зато легко отделить от двух других.

В процессе чтения это складывается в цельную картину, хотя в моём описании может выглядеть жутко.

Это гораздо более военный роман, чем предыдущая книга. Здесь грандиозные картины сражений и хорошие, детальные описания военных будней. Здесь вообще больше описаний. Прямо перед глазами встают сухой, шершавый песок Рараку, бьющий прямо в лицо, и беспощадное солнце над головой. Мне кажется, «Сады луны» на описания были бедней.

Что до персонажей, то меня удивляет высказываемая некоторыми читателями мысль, что в книге нет положительных персонажей (это касается и всей серии — равно отзывы читателей и моё удивление). Мне кажутся положительными многие из них. Они, разумеется, совершают далеко не только хорошие поступки, но они остаются человечными и сострадательными. Если, скажем, Колтейн не положительный персонаж, то кто тогда положительный персонаж?

Мне кажется, вторая книга у Эриксона получилась лучше, чем первая. Несмотря на раздробленность сюжета, она создаёт впечатление более... цельной? монолитной? Как-то так. И с надеждой на то, что следующая часть будет ещё лучше, я отправляюсь читать третью книгу.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх