Г. Ф. Лавкрафт «Очень древний народ»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Лавкрафтианский хоррор )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Южная Европа ))
- Время действия: Древний мир
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Причиной собрания жителей городка Помпело стал ужас, витающий среди холмов. Осенью и весной древний народ, обитавший там, исполнял свои жуткие ритуалы, насылая на жителей окрестных деревень ужас...
Но в этот год страх был особенно сильным: люди знали, что ярость древнего народа нависла над Помпело.
Под названием «Очень древний народ» появлялось также в сетевом переводе в рунете.
Входит в:
— сборник «Marginalia», 1944 г.
— антологию «Hallowe'en Hauntings», 1984 г.
— сборник «Miscellaneous Writings», 1995 г.
— сборник «The Fiction: Complete and Unabridged», 2008 г.
- /языки:
- русский (8), английский (5), украинский (1)
- /тип:
- книги (13), аудиокниги (1)
- /перевод:
- С. Антонов (5), О. Колесников (1), В. Чарный (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Ann.Mcart, 22 сентября 2024 г.
И вновь обрывочная история, но на этот раз обусловленная тем, что это сон и, как всякий сон начинается внезапно, погружает в действие, красочное, нужно заметить и внезапно мы просыпаемся в холодном поту.
Не совсем типичный рассказ, точнее совсем не типичный для автора, очень похоже на «Скиталец по звездам» Джека Лондона.
Стронций 88, 6 июля 2024 г.
Не совсем типичный рассказ для Лавкрафта – не сюжетом или нагнетанием тревоги, а скорее своим антуражем и атмосферой. Здесь мне видится влияние друга, Роберта Говарда. Эта история больше похожа на его историю. Сны о прошлом, в которых герой как бы иная личность в ином времени. Римские когорты. Ритуалы, проводимые дикарями, вероятно потомками каких-то древних народов. Как всякий сон – обрывочно; но детально, будто это и вправду кусок реальности, прибывшей из прошлого. Именно такое ощущение и умел создавать Роберт Говард.
Удивительное совпадение, но прямо перед этим рассказом я читал другой, чем-то лишь эпизодически, но напомнивший о Говарде – «Потомок». На самом деле, ничего удивительного нет, что авторы, ведшие такую обширную переписку, единомышленники, проникались общими идеями: Говард создавал истории из мифов Ктулху и населял похожими созданиями свои миры – вот и Лавкрафт перенял у Говарда его атмосферу исторического военного накала, грядущей мистической тревоги и намёки на перевоплощения душ. И получилось, по-моему, очень даже неплохо – неожиданно, нетипично, а потому и запомнившись.
Интересно, кстати, случайно ли рассказ написан в форме письма «готическому другу Мельмоту»? Не тот ли это Мельмот, который Скиталец?
Ynona, 4 января 2023 г.
«Очень древний народ» долгое время был одним из моих любимых рассказов Лавкрафта. Действия разворачиваются в хорошо переданном историческом сеттинге (Испания под знаменем Римская республики) и, представляет собой сон в письме, что немного выделяет ее среди других историй Лавкрафта. Крошечный городок Помпело запросил когорту для защиты от варваров-горцев, которые приезжают торговать два раза в год. В последний раз, когда они пришли, произошла расправа, и трое из них были убиты. Стиль письма здесь был изумителен, вы могли почувствовать готическую атмосферу в этом коротком рассказе. В этом коротком рассказе Лавкрафт демонстрирует свои знания о римских званиях и истории, обстановка интересная. В истории заложен огромный потенциал, который полностью игнорируется Лавкрафтом, решившим положиться на читательское воображение. И в этом заключается главный минус!
wertuoz, 4 марта 2014 г.
Это достойный рассказ, который по праву может называться хоррором. Перед нами действительно будоражащая сознание история про противостояние человеческих сил и сил неведомых, которые мистическим образом, смогли оказать сильнейшее влияние на группу людей, войско, которое все таки решило защитить свое поселение близ этих таинственных хребтов, в которых и проживал этот «очень древний народ», наводящий ужас на местных жителей. Лавкрафт рисует для нас действительно сочную картинку, нагоняет саспенс, создает гнетущую атмосферу. Снова в ход идут звуки барабанов и таинственные тени у костров (как, например, в произведении «Проклятье Йига»), хлопки крыльев неведомых тварей (мифы Ктулху) и ужасающие крики павших воинов. Все это в купе с нарастающим напряжением создает интереснейший и захватывающий сюжет, который так быстро и неожиданно обрывается. Наверное, это одно из редких произведений автора на тему, связанную с историей Римской империи и подобного сеттинга.
Caspian, 19 сентября 2011 г.
«Очень древний народ» — редчайший из рассказов Лавкрафта, в первый и на данный момент единственный раз изданный в России в 2010 году. За это мне хочется сказать огромное спасибо издательству Эксмо. Вы просто молодцы, что включили его в новое издание «Зова Ктулху«! Я искренне благодарен всем работникам издательства и в частности тому, кто включил эту новеллу в сборник.
Данное произведение по духу напоминает мне другие рассказы, объединённые общей тематикой «Мифы Ктулху». В них явственно ощущается та же атмосфера, они пропитаны общим духом присутствия чего-то зловещего и незримого с первого взгляда. Древний народ, почему-то ассоциируется у меня с жителями печально известного портового городка Инсмут. Вообще задумка с Древним народом пришлась мне по душе. Ровно как и описание тех ужасов, которые испытывали на себе несчастные жители города Помпело. Лавкрафт в очередной раз умело играет словами, пускаясь в свои коронные описания обстановки и ситуации.
Рассказ желательно читать вечером или ночью и при этом не отвлекаться ни на что другое. Максимальное погружение в сюжет будет гарантировано.