Александр Грин «Крысолов»
- Жанры/поджанры: Мистика | Сюрреализм
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
1920 год. Герой рассказа, переболев тифом, остался без крова в революционном Петрограде. Он получает доступ в заброшенное здание банка, где места — более, чем достаточно. В одном из помещений обнаружился спрятанный запас еды. Зачем же хранить съестные запасы в месте, где грызуны могут чувствовать себя, как дома?
Вскоре героя преследуют существа с человеческими голосами, но ни одно из них не удаётся как следует рассмотреть. Из подслушанных разговоров следует вывод, что банк — логово шайки преступников, замышляющих убийство человека, известного как Крысолов. Крысолов, старый немец, видит случившееся иначе и в подтверждение находит нужное место в книге четырёхсотлетней давности…
Одна из лучших новелл Грина.
«Крысолов замыкает цепь величайших поэтических произведений о старом Петербурге-Петрограде, колдовском городе Пушкина, Гоголя, Достоевского, Блока...» (Вера Панова)
Реалистическое описание «революционного» полупустого Петрограда органично переходит в мифическую битву Крысолова и Освободителя (гигантской заморской крысы). Главный герой сталкивается с такой способностью крыс, которые чуть было не заманили его в смертельную ловушку, являясь ему то в образе маленького мальчика, то любимой девушки. Когда он, наконец, попадает к Крысолову, тот зачитывает ему отрывок из средневековой немецкой книги Эрт Эртруса «Кладовая крысиного короля»: «Коварное и мрачное существо это владеет силами человеческого ума. Оно также обладает тайнами подземелий, где прячется. В его власти изменять свой вид, являясь как человек, с руками и ногами, в одежде, имея лицо, глаза, подобные человеческим и даже не уступаюшие человеку, — как его полный, хотя и не настоящий образ. Крысы могут также причинять неизлечимую болезнь, пользуясь для того средствами, доступными только им. Им благоприятствуют мор, голод, война, наводнение и нашествие. Тогда они собираются под знаком таинственных превращений, действуя, как люди, и ты будешь говорить с ними, не зная, кто это. Они крадут и продают с пользой, удивительной для честного труженика, и обманывают блеском своих одежд и мягкостью речи. Они убивают и жгут, мошенничают и подстерегают; окружают роскошью, едят и пьют довольно и имеют все в изобилии. Золото и серебро есть их любимейшая добыча, а также драгоценные камни, которым отведены хранилища под землей.
— Но довольно читать, — сказал Крысолов, — и вы, конечно, догадываетесь, почему я перевел именно это место».
Входит в:
— сборник «На облачном берегу», 1925 г.
— антологию «Potomkowie Słońca», 1987 г.
— антологию «Человечья весна», 1988 г.
— антологию «Antologija svetske fantastike», 1989 г.
— антологию «Окрылённые временем», 1990 г.
— антологию «Советский русский рассказ 20-х годов», 1990 г.
— антологию «На сон грядущий (выпуск 1)», 1992 г.
— антологию «Antologija svetske fantastike. Drugo Izdanje», 2001 г.
— антологию «Фантастика и приключения. Том 1», 2002 г.
— антологию «Улица Морг. Дом 1», 2010 г.
— антологию «Нечестивое собрание», 2017 г.
— антологию «The Big Book of Classic Fantasy», 2019 г.
Экранизации:
— «Избавитель» / «Izbavitelj» 1976, Югославия, реж: Крсто Папич
— «Инфекция» / «Infekcija» 2003, Бельгия, Хорватия, реж: Крсто Папич
— «Крысолов» 2011, Россия, реж: Вячеслав Лагунов
- /языки:
- русский (61), английский (1), немецкий (1), польский (2), сербский (1), сербохорватский (2)
- /тип:
- книги (64), периодика (1), аудиокниги (3)
- /перевод:
- М. Николич (1), И. Пиотровска (2), Е. Седиа (1)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Incnis Mrsi, 8 июня 2021 г.
И как никто из лаборантов не обратил внимание на яркий антигуманизм рассказа? То есть, на утверждение о том, что люди являются крысами. Грин (устами Крысолова) представил дело наоборот, что крысы притворялись людьми, но ведь мы тут — бывалые люди. Я бы ещё оправдал желание выпустить агитку против «врагов революции» в каком-нибудь 1921 году, когда интриги стран Антанты против Советов стояли на повестке дня, но в 1924? Вот из-за такого настроя революционеры и перегрызли друг друга, как крысы, в течение последовавших 13 лет.
И ещё по текущему положению на странице (потом сотру). Аннотация от SoN является открытым спойлером и её придётся менять.
Женя Халь, 12 апреля 2015 г.
Самый страшный рассказ русской литературы.
Один из самых страшных и великолепных в жанре психологического, романтического ужаса.
aps, 28 апреля 2009 г.
На первом месте в этом рассказе стоит не мистика, а реализм, исторически точное описание послереволюционного периода. Это период разрухи, период перехода власти, сопровождающийся тяжелейшей социальной и политической обстановкой.
В повествовании, прежде всего, привлекает взгляд на ту эпоху очевидца событий, обличенного в литературную форму, с упором на быт простых обывателей. На примере главного героя показаны трудности, лишения постигшие почти каждого простого обывателя. В чем-то реализм описания роднит данное произведение с творением Булгакова «Собачье сердце». Однако даже в такой страшный период находится место романтике, любви. Человек всегда остается человеком.
За этим бытовым «занавесом» в начале полностью скрыта фантастическая составляющая, поэтому начало ее выдвижения на первый план происходит неожиданно и, в первый момент, незаметно, думаешь, что всему есть реалистическое объяснение. И тем интересней происходит ее развитие автором, тем интересней читать.
Мне этот рассказ понравился, поэтому я советую его прочитать, хотя бы потому, чтобы по-новому взглянуть на творчество автора романтических «Алых парусов».
prouste, 15 апреля 2012 г.
Занятный рассказ, изящное оформление бреда голодного странника по фантасмагоричному Петрограду. Лучшее, что читал у Грина
kkk72, 16 мая 2008 г.
Странная, удивительная история, совершенно непохожая на большинство рассказов Грина. Вместо светлой романтики — мрачный сюрреализм с удивительно тревожной, пугающей атмосферой. Жуткое смешение революционных событий и мистического Поединка Крысолова и Освободителя. Читая рассказ, проникаешься ощущением зыбкости, ненадежности человеческого существования, чувством угрожающей со всех сторон опасности, которое, видимо, было так сильно в революционные годы. Великолепная повесть!
мрачный маргинал, 16 февраля 2011 г.
«Крысолов» и «Фанданго» по мастерству исполнения стоят в творчестве Грина отдельно и вместе.
Соединение реалий сурового и голодного быта времён гражданской войны с символическим вымыслом создают новую, — «гриновскую», — реальность.
В этой реальности есть и светлые, и тёмные стороны, и автор искал способы, какими можно выбраться из тёмных лабиринтов, населённых нечистью, в пространства Гель-Гью, Лисса и Зурбагана...
Anait, 28 февраля 2011 г.
Изысканный и немного странный романтический рассказ. Несомненно, он полон очарования. Почему? Потому, что «подлинный случай, закованный в безмятежную простоту естественного верного тона, какого жаждем мы на каждом шагу всем сердцем, всегда полон очарования» (с). Пускай, даже, рассказ вовсе не о достоверных событиях. Хотя.. кто знает? :wink:
swgold, 26 апреля 2008 г.
Что интересно, кроме вот таких шедевров таинственного и ужасного в духе Эдгара Аллана, Грин умеет создавать шедевры удивительного и светлого. Обычно авторы этим не грешат, а погоняют той лошадкой, на которую сели.
Для меня «Крысолов» был откровением (и самой первой «антисоветчиной», доступной широкому кругу читателей).
Вертер де Гёте, 6 ноября 2007 г.
Несомненно, шедевр! Один из самых сильных рассказов в русской литературе 20-го века. Виртуозное владение словом позволило Грину создать таинственную и тревожную атмосферу, похожую, на мой взгляд, на атмосферу произведений писателей «пражской школы»(Кафка, Майринк).
baroni, 30 апреля 2007 г.
Совершенно блестящий, удивительный рассказ, лучшее, на мой взгляд,произведение А. Грина. Лаконичность. Насыщенность. Ощущение гнетущего ужаса. Невероятная экспрессия, изобразительная сила... Всегда удивлялся: как такое могло быть напечатано в СССР? Не ведали, что творили?...
Yazewa, 22 февраля 2008 г.
Странное, тревожное, сумрачное произведение. Чрезвычайно запоминающаяся обстановка — этого пустого заброшенного банка, полного ненужных бумаг в пустых комнатах, объединенных в необъяснимые лабиринты... Само описание напоминает что-то кафкианское, хотя и не такое затягивающее.
Полусон, полубред... Вещь настроения.
Кел-кор, 1 апреля 2008 г.
Рассказ — шедевр! Хотя первая часть читалась с некоторыми затруднениями (язык, большое количество описаний), зато вторая пошла на ура! А вообще — согласен с уже высказанными мнениями (почти всеми), рассказ действительно отличный!
SoN, 2 апреля 2007 г.
Новелла о человеке, который очень не любил крыс... Особенно оборотней..:)Подробное описание Лабиринта подземелий и коридоров полупустого «революционного» банка потрясает... Рулит не «Легенда о дудочнике», а Миф о Минотавре, которого выпустили на свободу!...
stMentiroso, 14 сентября 2007 г.
Страшный рассказ... сильнее всего перекликающийся с творчеством Э.По.