Николай Басов «Хроники Лотара Желтоголового»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия | Средние века
- Сюжетные ходы: Сверхъестественные способности, супергерои | Становление/взросление героя | Боевые искусства
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Он был простым наемником, новичком. Неожиданный бой и скитания в пустыне все изменили. Была ли эта встреча случайностью или желанием судьбы? Кто знает...
Свою жизнь он посвятил борьбе со злом. Его меч всегда рядом с ним: с первого дня нового рождения и до последней схватки. Боевые товарищи, понимая замыслы этого человека, готовы встать рядом даже перед лицом верной гибели. Он — Лотар Желтоголовый, охотник на демонов.
Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— цикл «Мир Лотара»
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Ny, 29 марта 2013 г.
Попробую-ка я написать отзыв к данному циклу. Книги о Лотаре, как мне кажется, недаром вызывают столь противоречивые отклики. Есть в них (книгах) и хорошее, и плохое. Басов довольно крепко держит свою манеру романтической серьёзности и даёт простор для воображения читателя. Это и привлекает. Более поздние его романы тяжеловесны лишними рассуждениями и не совсем комфортны для чтения. «Лотар» — самый интересный, успешный, на мой взгляд, из циклов автора. Разберём?
Буду, в основном, спорить с уже озвученным здесь в отзывах, но и замысел цикла тоже попытаюсь раскрыть.
Прежде всего, следует отметить, что романы явно рассчитаны на подростка-мальчика. Замысел истории и вообще обстановка вряд ли смогут сильно увлечь женщину любого возраста (кроме, разве что завзятой старушки-критика) — из статистики видно, что мужчины поставили в 10 раз больше оценок циклу, чем женщины. Более того, по гендерному рейтингу Фантлаба Н. Басов является одним из самых «мужских» авторов. Т.е. если вы дама, то лучше сразу (с вероятностью 90%) пройти по коридору дальше, первая дверь направо с надписью «В. Камша». Для взрослого читателя с широким кругозором «Лотар» тоже будет малоинтересен просто из-за наличия более глубоких и красивых аналогичных проектов у самых разных авторов. Зато в качестве целевой подростковой литературы книги Н. Басова смотрятся достаточно выгодно.
Мне кажется, в данном случае не стоит жаловаться на то, что автор, мол, плох, глуп и т.п. — нужно уметь определять для себя характер произведения, попавшего в руки. И в оценке отталкиваться от этого критерия. Например, многие классические «детские» сказки губит именно непонимание автором подросткового или детского восприятия истории — в результате произведение полно лишних деталей, переусложнено и скучно для начинающего читателя. Для детей вполне можно писать проще, если это необходимо и уместно. На мой взгляд, Н. Басов (вольно или невольно — кто знает?) свой «дебют» уместил в рамках юношеской рыцарской саги с огромной долей фэнтези. Часть авторских посылок читателю можно расшифровать только анализируя поступки героев, а не общую логику событий. По отдельным параметрам, допустим, «Чёрная стрела» Стивенсона не будет слишком отличаться от «Лотара» — и персонажи чем-то похожи, если отбросить фантастику.
Если же взять язык, то, конечно, перед нами не Чехов, и не Грин. Аккуратность текста оставляет желать лучшего, а порой автор ухитряется дописаться до настоящих словесных парадоксов, над которыми можно похихикать, но такие вещи встречаются практически у всех — недоработка редактора. Язык романов довольно прост — без куртуазности, без лёгких и красивых фраз. Можно ли это назвать несомненным минусом? Мне кажется, нет, если не заостряться именно на языке. Что касается современных слов и вообще наполнения речи персонажей, то почему-то с ходу припоминается пример фэнтезийной саги Сапковского о ведьмаке Геральте. Там можно наблюдать всё то же самое (хотя, надо отметить, — у Сапковского это дело с гораздо большим мастерством вписано в текст). И ничего – никто не возмущается… Далее, странно, что никто из «злых» критиков не обратил внимания — действие цикла разворачивается не на Земле и прямо не связано с нашей историей. Более того, эпоха не вполне соответствует Средневековью, т.к. описываемый уровень развития человечества (наёмные армии, обширная торговля, города-республики, глобальные географические знания) и технические достижения (дирижабли, аналог пороха) позволяют предположить, что мир Басова больше похож на эпоху Возрождения. Опять же не будем забывать о Сухмете — маг постоянно и целенаправленно «натаскивает» Лотара в самых разнообразных областях знаний. Почему бы при всём этом автору не использовать современные или наукообразные слова? Что мешает?
О сюжете. Да, простая героика. Да, простые истории о том, в какой последовательности и что именно делают персонажи. Где-то боевик, а где-то почти чистый детектив, а иногда попадаются совсем буссенаровские приключения. Лотар плавно продвигается в противостоянии со Злом от безвестного «новичка» до уважаемого «полевого командира». Зло строит козни, пыжится, но повергается самым героическим образом. Многие читатели сразу начинают жаловаться — банальщина, конина. Э, нет — не нужно делать поспешных выводов. К «конине» я бы безусловно отнёс большинство книг про Трола: моральный выбор Лотара уже не довлеет над Тролом и его история становится рядовой эпопеей «могучего воина». Цикл о Лотаре всё же глубже. Героический фон истории хоть и выступает на первый план, но заметно разбавлен линией нравственного становления (пусть даже не слишком подробной) и философией. Кроме того, социальный статус и житейский опыт Лотара от романа к роману заметно изменяются — он был и молодым глупеньким «варягом», и опытным странником-наёмником, и «мэром» собственного города, и магистром воинского ордена. История Лотара по внутреннему содержанию несколько ближе к «Ведьмаку» Сапковского, чем к многочисленным конанам и волкоудавам, где герой внутренне не меняется от начала и до конца. Герой Басова не валандается по городам и весям, демонстрируя благородство натуры и раздавая люли недругам — он пытается определить своё место в жизни, понять свой «дар» и найти Предназначение. Путь Лотара лежит именно через осознание своего долга перед людьми, а не через абстрактное 100% желание нести добро. И хотя судьба героя-оборотня оказалось судьбой банального «борца со злом», но Лотар выбрал её по собственному жребию, не оглядываясь на приказы, всякие «заветы рода» или «...а у нас в Киммерии...». Это, прежде всего, история о выборе человека и понимании морали. Во вторую очередь – о личной ответственности за свои возможности. И только после этого – боевик с рубиловом и мочиловом.
Классическая компоновка сюжета в принципе сыграла на руку — почти говардовская завязка продолжается приключениями в духе средневекового коммандос и оканчивается пафосной битвой-квестом, опять же вполне в стиле Говарда. Как отголосок 80-ых, в текстах витает восточная «философия воина». Цикл, несмотря на объём, читается практически за раз (если вам повезло, конечно), не оставляя ощущения незавершённости, обычно свойственного сериалам. Последний рассказ намекает на продолжение, но если бы «Трола» никогда бы не было, то «Выкуп» вполне оригинально венчал бы цикл, подводя итог, завершая истории отдельных персонажей и внушая читателю оптимизм. Словом, история смотрится достаточно монолитно, без ощутимых «провисаний» и отступлений.
Миру, в котором идёт действие, уделено мало внимания. Автор редко углубляется в географию или подробно рассказывает о пейзаже (исключения встречаются, главным образом, в начале цикла), лишь иногда намекая на полное соответствие с земной природой. Некоторые оговорки персонажей как из «Лотара», так и из «Трола» позволяют предположить, что мы видим альтернативное прошлое, где допустимо волшебство и прочие фэнтезийные штуки.
Точно так же как мироустройство, слабо подсвечена обстановка событий. Вводная, первичная информация о месте действия и общем положении вещей дополняется очень редко — автор целиком рассчитывает на воображение читателя.
В противовес декорациям много места оставлено за диалогами персонажей и сознанием самого героя. Несмотря на то, что формально автор подает действие в 3 лице, история цикла (кроме рассказа «Выкуп») исходит от самого Лотара. Подход скучноватый, не слишком удачный, но необходимый. Без него автору было бы слишком трудно раскрыть такого героя перед читателем. Ради этого и были принесены в жертву обстановка, реализм, амуры. Т.е. «Лотара» никак нельзя полностью оценивать по антуражу и событиям. Те, кто это сделал, посмотрели лишь на оформление сцены театра, так и не увидев самого спектакля.
Собственно, цикл и читается ради главного героя. Автор недаром постоянно выделяет его не как «цепного пса» Добра, а в качестве миротворца или «противоядия» Злу. Несмотря на то, что Лотар обычно выступает в роли Добра-с-кулаками, его победы над демонами определяются жизненным кредо, а не силой оружия. Это подчёркнуто многократно! Перед каждой схваткой он ведёт с противником отнюдь не пустой разговор, оценивая и обвиняя своего оппонента с точки зрения морали. Фехтовальный поединок совершается практически как приговор, где убивает не охотник на демонов, а суровые правила воинского кодекса: подлец не может победить честно. Его ждёт только гибель.
И здесь Басов, как мне кажется, без преувеличения великолепен! Мало кто из авторов так показал этот тонкий момент. Как же не вспомнить: «Не меч делает самурая самураем».
Однако автор не забывает и о прагматизме, что в фэнтези вообще редкость. Лотар постоянно тренируется. Постоянно! И не просто тупо разучивает приёмы боя с холодным оружием, обкатывая их до идеала, но ведёт почти научную работу, экспериментируя, изобретая новые движения, приёмы, стойки. Он тщательно обдумывает проведённые поединки и целенаправленно ищет наиболее эффективные способы сражения со своими необычными противниками. Герой на глазах читателя создаёт фехтовальную школу – это очень увлекательный момент. Я почти не знаю аналогичных фигур в фэнтези. Как правило, среднестатистический матёрый рубака либо всё умеет с пелёнок, либо учёба для него осталась где-то там, далеко, а он теперь взрослый, опытный, ага, воин, озабоченный такими почётными занятиями как пьянство, обжираловка, томное почивание на лаврах или бродяжничество. Тренируются подобные герои с неохотой, редко, словно стыдясь. Чаще всего вообще этого не делают. И это бойцы, Мастера меча? По-моему, в лучшем случае – подмастерья. Может, конечно, показаться излишней такая зацикленность на описании учебных упражнений. Тем не менее, в свете постоянных усилий по развитию искусства владения холодным оружием, фантастическая эффективность и неуязвимость главного героя в качестве фехтовальщика не смотрится фарсом или произволом автора. Лотар побеждает, потому что умеет это делать, а умеет, поскольку знает и может, а может, так как хочет и учится. И никакой искусственной неубиваемости а-ля Конан.
Здесь есть интересный педагогический нюанс. Лотар учится САМ. Он не служил в «эскадронах смерти»; не накуривался зелий или не общался с духами по методикам «ускоренного курса бойца», к которым всегда любили прибегать авторы от Бэрроуза до Зыкова; не впитывал военную науку с пелёнок под надзором «мудрого» наставника. Он сам желает стать Мастером фехтования и учит других. Это здорово отличается от общепринятой военной системы Запада: не можешь – научим, не хочешь – заставим. Так автор даёт понять, что человек в любом деле способен стать профессионалом, элитой только по собственному желанию учиться и думать самому. Без личной инициативы такого результата не добиться и любая учёба, пусть даже у «самых лучших» пойдёт не впрок. Безусловно, Лотар получил сверхспособности не сам, однако также очевидно, что колдовство Гханаши дало ему лишь базу, выше которой герой вырос уже самостоятельно.
Далее о фехтовании — лирика. Книги Басова о Лотаре особенно нравятся мне тонкой прорисовкой поединков — такой лёгкости, правдоподобия и целостности боя мне не приходилось встречать ни у одного писателя-фантаста. Обычно пишут что-то маловразумительное типа «…он окружил себя стеной стали, убивая врагов одного за другим…» или начинают грузить читателя зверской терминологией, почерпнутой из учебника по спортивному фехтованию XIX века, не заморочиваясь тем, что рапирная или сабельная школа совершенно не подходят для владения архаичным мечом. Басов же смог прекрасно описать ощущения героя от поединка – без ненужных подробностей, простыми словами, но чётко и вместе с тем очень зрелищно. Его боевые сцены приятно читать, они красивы, плотно сопряжены с действиями и мировоззрением персонажей. Осмелюсь сказать больше: привязка событий цикла к фехтованию оказалась такой прочной, что именно диалоги перед боем и моменты схваток оказались наиболее значительными идейными зеркалами истории о Лотаре. Вместе со спецификой героя это позволяет, как мне кажется, выделить подобные книги в особый раздел «фехтовального боевика».
Магия занимает у Басова особую нишу. Маг – скорее мировоззрение, чем профессия. Автор не старается придать волшебным чарам чудовищную мощь и размах, как делают например, Перумов или Пехов. Маги Басова заняты перестройкой мира в соответствии с определёнными нуждами при помощи своих возможностей. Кто-то желает купаться в золоте, кто-то хочет изучать физические свойства пространства, есть любители генетических экспериментов или власти в чистом виде. Самые могущественные артефакты служат для получения магической энергии, материальных благ или исследований – это в первую очередь приборы. Для войны, как Добро, так и Зло, используют их лишь в качестве крайней меры. Маги собирают энергию, исследуют природу, накапливают информацию – но в драки вступают вынуждено. Боевая магия – узкий раздел в талмудах здешних мудрецов. Волшебство в романах о Лотаре отражает лишь сложность мира, процессов происходящих в нём и в некоторой степени науку. Колдуны настолько заняты своими неведомыми проблемами, что размениваются лишь на создание предметов с волшебными свойствами, которые могут быть использованы другим человеком или существом. Некоторые читатели напрасно недоумевают «А чего он с помощью такого крутого артефакта просто не завяжет всех в узелок?» — магические артефакты в этом мире служат скорее для исследования, чем для боя — гвозди микроскопом не забивают. Здесь автор практически стоит на позиции классической научной фантастики, которая любит постулировать принцип «Любое средство можно обернуть во зло или на благо». Цикл «Трол» в этом отношении хуже, автор свёл роль колдунов исключительно к двум вариантам: злодейский злодей и добрый волшебник, защищающий воинов от магических нападок противников. Это, само собой, сказалось в худшую сторону на типизации персонажей.
Из всех героев цикла внимания заслуживают лишь центральные: Лотар и Сухмет.
Лотар, как характер, интересен уравновешенностью, целеустремлённостью и харизмой. Это типичный лидер, чей авторитет основан на опыте и уважении. Однако, одиночную игру он предпочитает командной, всеми силами стараясь избавится от ответственности за соратников. Где-то это выглядит уместно, где-то – нет. Первоначально автор так и прописывал самодостаточную двойку Лотар-Сухмет, но дальнейшее развитие сюжета потребовало увеличения количества второстепенных персонажей, что и привело к возникновению у Лотара очень неприятной черты – непогрешимости. Возникла она, вероятно, из слияния флегматичности и абсолютного авторитета. В какую бы ситуацию ни попали герои, кто бы ни высказывал свои соображения, но Лотар всегда оказывается прав. Это не бросается в глаза и вообще смотрится в разрезе специфики книг нормально, однако в конце концов начинает чуточку раздражать. Более того, непогрешимость Лотара наследуют другие центральные фигуры иных произведений Басова: Трол из цикла-продолжения и Ростислав Гринёв из «Мира Вечного Полдня». А вот здесь уверенное спокойствие опытного Лотара уже отрицательно сказывается на героях, создавая им ауру молодых самоуверенных всезнаек, любое возражение (верное или неверное) против которых обречено на осмеяние и опровержение. Такая модель отношений между персонажами очень искусственна и я считаю её авторским промахом – характер нового героя не должен слепо копироваться.
Сухмет выполняет роль консультанта по неизвестным вопросам и помощника Лотара. Эта фигура более яркая внешне – мудрый, добрый, сентиментальный старик с повадками то ли средневекового шута, то ли юмориста Петросяна. Хотя на деле этот ходячий компактный справочник с широким ассортиментом функций (от философии и медицины до стратегии и боевой магии) с успехом заменяет сразу несколько типичных персонажей-спутников главного героя. Сухмет, как личность, интересен, на мой взгляд, лишь своим философским восприятием событий и хитроватыми фокусами, которые он иногда выкидывает, внося разнообразие в поведение подобных фэнтезийных типажей.
Вижу ещё два момента, которые стоит отметить: секс и деньги. Что касается секса, то его нет. Замысел произведения не требует постельных сцен – действие спокойно развивается без них. Не будем забывать и о целевой аудитории книг, вспомним детство: пока мальчики играют в войну, девочки их не интересуют. Что касается меня, то я и сейчас не против поиграть, снова взяв в руки романы про охотника на демонов. С деньгами же не так просто. Автор упорно заставляет героя каждый раз требовать вознаграждения за доброе дело. Лотар под конец уже и сам не понимает зачем ему деньги, но Сухмет, защищая какие-то соображения автора, настаивает. Мне сложно сказать в чём тут секрет. Практических и этических доводов можно привести несколько, хотя по идее Лотару следует быть бескорыстным. И всё же превалирует мысль, что любой труд нужно оценивать и оплачивать в той или иной форме. Не знаю насколько я верно интерпретировал авторский посыл, но очень близкие мысли проскакивают в сообщениях и статьях Н. Басова.
Итог: «Лотар» относится к тем ранним попыткам русскоязычных авторов писать, подражая зарубежному жанру «меча и магии», которые плохо скроены, да крепко сшиты. Не было в начале 90-ых торных, хорошо накатанных дорог отечественного фэнтези — работали кто как может. Нельзя сказать, что получалось очень здОрово, но своеобразно — это точно. Один «Путь меча» Олди чего стоит!
Смертельно серьёзный, героический и одновременно наивно-романтический цикл. Схожие по тону произведения, как мне кажется, получаются у Э. Раткевич и С. Садова. Истоки, вероятно, следует искать в детских повестях Л. Кассиля и А. Гайдара. Замысел не нов, но всё же образ «рыцаря без страха и упрёка», далеко не идеально обыгранный Н. Басовым в фэнтезийных декорациях, не лишён некоторых достоинств. Лотар на заключительном этапе жизни – совершенный человек, идеальный воин, практически ангел-мститель. Ради этого образа автор частично отказался от реалистичности, натурализма, а от любовной части приключений — практически полностью. Тем не менее, мессианство центрального персонажа саги в такой оболочке выглядит уместно, позволяя избежать обычной для фэнтези ультра-героической искусственности. Кроме того, произведение очень патриотичное, мужское, мужественное – на честность, товарищество, благородство, верность долгу автор не поскупился. В романах нет сюсюканья, панибратства, фальшивого лоска, разнообразных надуманных красивостей или истеричных политических воплей, часто безнадёжно портящих подобные книги.
Словом, даже с учётом простоты центральной идеи и неглубокой проработанности мира, заметно ослабляющих цикл, «Лотар» — одна из немногих отечественных фэнтези, которую можно без опаски дать в руки подрастающему мальчику. Гораздо хуже получилось продолжение – цикл «Трол». Его книги ориентированны на достаточно взрослого читателя, знакомого с манерой автора делать текст; действие-боевик неудачно дополнено вязкими нравоучительно-философскими отступлениями; а сюжет в общих чертах повторяет «Лотара». Вторичность и отсутствие самобытных персонажей на пару с банальностью фантастического мира и необоснованной на первый взгляд героикой напрочь губят «Трола» среди тех, кто взялся за него без прочтения «Лотара». Отдельные интересные моменты (например, черви-паразиты) положения не исправляют.
Напоследок не удержусь от шпильки в адрес «отрицательных» критиков цикла, отзывы которых получили такое одобрение общественности.
Логика и писательское мастерство автора действительно не отличается гладкостью, но в чём нельзя отказать Н. Басову, так это в последовательности. В произведениях ДЕТАЛЬНО объяснено и рассказано почему демоны предпочитали поединок с оружием колдовству, и почему с помощью «офигено крутого» Посоха Гурама нельзя было раскатывать врагов в лепёшку, и почему нельзя было сразу выбраться из сети в жилище птицы Сроф, и когда именно Сухмет с Лотаром пришли в Пастарину. Персонажи романов не забывают спать, есть, пить, болеют от ран и даже (невероятно, но факт!) успевают шутить и ходят по нужде.
Просто текст нужно читать полностью. Или, когда «не моё», не читать вообще.
Лoki, 4 февраля 2019 г.
Роман из эпохи лихих 90-х.
Довольно типичная книга из легендарной серии «Фантастический боевик». Хорошо и крепко сбитая сюжетная линия. Мечи и магия, волшебники и истиные воины. Сейчас уже смотрятся как штамп на штампе.
Но все грехи искупают Лотар и Сухмет.
Лотар- оборотен, легендарный воин движущий справедливостью и честью. Ходил на грани мэрисьюшности, но так и не скатился.
«Я поклонился ей перед боем». Честность ко всем. Даже к врагам.
Сухмет — редкостная ехидна и насмешник. Проживший не одну сотню лет и не утративший живость души в отличии от тех,кто требовал его службы. Его дружьа с Лотаром украшение цикла.
«Нас ждет бессмертие». Шикарный персонаж.
Сама книга годится чтобы скоротать пару вечеров.
Поэтому только -
Tiarra, 5 января 2016 г.
Познакомилась я с книгами о Лотаре Желтоголовом еще в подростковом возрасте. Это была первая отечественная фэнтезийная литература, прочитанная мной.
1. Нравится то, что ГГ Лотар Желтоголовый не мэрисьюшный унтерменш, который от рождения способен играючи убивать всех и всё, что убивается.
2. Прагматизм и наличие определенных правил, которым подчиняются ВСЕ персонажи. Магия здесь требует УСИЛИЙ, какая бы она ни была. И это заставляет сопереживать героям, чувствовать то, что чувствуют они. Верится, что такие герои существуют, и их сверхъестественные силы лишь повод развиваться и тренироваться. Высокий статус ГГ в конце серии — не подарок доброй феи, а тяжелые тренировки тела и ума самим героем.
3. Много качественного и зрелищного экшена. Да, мир описан весьма скупо, но тем же лучше для нашей фантазии, господа. Мир, описываемый автором, без труда возник в моей голове.
4. Отсутствие любовных сцен. Без всяких соплей, взбитых с сахаром. Но здорово освещается тема дружбы, преданности, верности.
5. Логическая обоснованность. Опять же, наличие в отечественном фэнтези правоподобия редко, как мамонт.
Отличное фэнтези, читала с удовольствием, периодически перечитываю. Единственный годный образец отечественного фэнтези, имхо.
alexfmp, 12 июля 2016 г.
Очень хорошая рецензия у NY, даже и добавить особо нечего.
Цикл (и замысел автора) раскрывается по прочтению, сделать правильных выводов по первым книгам, да и в середине, довольно трудно.
Отдельно хочется отметить поединки, увязанные как с восточной философией, так и с ощущениями героя. Большая редкость для отечественного фэнтези.
ДмитрийВладимиро, 30 января 2012 г.
Давайте подумаем, есть у вас время для прочтения ВСЕГО цикла? И хотите ли вы окунутся в новый мир? Если Да, то поставьте пред собой цель, ДОЧИТАТЬ до последней книги.
Мне повезло, я купил на Новый Год сразу 3 книги. От первой я остался не в восторге. При прочтении второй появился интерес, а вот третья — это супер. Одно из лучших произведений, какие я читал в боевой «фентези».
Лотар Желтоголовый — это сериал, с интересной завязкой, не шибко классной серединой, но великолепной концовкой.
Кстати посмотрите год издания и погордитесь — НАШ писатель творил ТАКИЕ вещи уже в те времена))
zarif, 7 июля 2015 г.
Прочитал в 2000 году первый раз весь цикл — с восторгом и упоением. Спустя 14 лет — перечитал снова. Атмосферные боевые сцены, интересный сюжет, отчетливо выписанные главные персонажи — рекомендую.
juisamo, 17 мая 2013 г.
Читается быстро. «Экшена», активных действий ГГ, хватает вполне, собственно каждая книга — сплошное действие. Нет нудных долгих размусоливаний одной и той же мысли, впрочем ГГ ( а цикл только про него, что следует из названия) руководствуется простым правилом — «пришел, увидел, победил», увидел свои кровавые кости, упал без сознания и очухался свеженьким через 2 недельки.
Идж, 2 марта 2009 г.
Отзыв ко всей серии сразу.
Во-первых, приготовьтесь к кондовому языку (пошел, сел, встал) и неживым героям (они не едят, не спят, не шутят, а только с эмоциональностью терминаторов двигаются по сюжету).
Во-вторых, меня просто убивает, почему величайшие маги и демоны дерутся на мечах, передвигаются пешком, а вся их магическая сила уходит на регенерацию и скорость. Хитроумный Лотар с помощью древнего мага разверзает под их ногами землю, подстраивает простейшие механические ловушки, а злобные и коварные демоны с легкостью в них попадают. Почему демоны, живущие тысячи лет, такие глупые? Почему демоны не могут использовать магию кроме как для регенерации, а Лотар может? Никаких объяснений, просто смиритесь.
В-третьих, автор, считая, что про всемогущего Лотара читать нам будет неинтересно, подкидывает ему кучу трудностей. Но то ли у автора с фантазией швах, то ли с терпением, все эти трудности просто высасываются из пальца, без какой-то попытки продумать их логичность и правдоподобие.
Вот примерно, из чего вся серия и состоит. А поскольку я купила ее на бумаге (всю!) и взяла с собой в поездку, то у меня было много самых разных эмоций. Вопрос, почему так расхваливали эту книгу, остался загадкой.
nikn, 30 апреля 2011 г.
Казалось бы, что этот фэнтезийный цикл написан по всем правилам жанра. Его отличает отличные боевые сцены: мечи, магия, трансформация героев и т.д. На земле, в воздухе, под землей, в воде герои проявляют чудеса выживания и изобретательности. Сюжет можно назвать интересным, в нем присутствуют элементы боевика, приключения – квеста и даже своеобразного детектива. Но… совершенно отсутствует общее описание фэнтезийного мира, даже интуитивно сложно определить, где происходят действия. Автор ограничивается сторонами света и кратким описанием местности лишь для понимания сюжетных ходов.
Что касается героев, то их мысли и эмоции обеспечивают исключительно текущее действие сюжета. В целом, получившаяся атмосфера не очень привлекательна, но зато отлично позволяет сосредоточиться на поединках героев.
Цикл понравился, думаю со временем его вполне можно перечитать еще раз.
cianid, 17 февраля 2009 г.
Ну, не знаю. Ляпы у автора и тут и там. Мне подарил почти 1000-страничную книгу (цикл Лотар Жёлтоголовый) мой очень хороший знакомец. Сказал, что от сердца отрывает, что это его эталонный автор. Ничего не оставалось, как прочесть.
Три книги, с горем пополам, прочёл, закрывая глаза на огрехи, но «Посох Гурама» уже с первых страниц начал выводить из себя.
2.У паука Чунду обнаруживается «хвост», а не брюшко (и это при том, что автор таки вспоминает из школьного курса зоологии, что голова и грудь у паукообразных сращены в головогрудь). Ну, бог с ними — кто их, Чунд, знает, какие они должны быть.
3.По всему циклу: Лотар, простой и «сопливый» по возрасту наёмник иногда говорит, как оксфордский профессор.
Бесит употребление в средневековой атмосфере романов Басова слов: «трансмутация», «информация», «ментальный», «рак», «метастазы» и т.п. Может в следующих томах появится «клавиатура», «клонирование», «электронный микроскоп» и «бактерии» с «вирусами»? Где изящные обходы современных терминов? Да, старик Толкин был более, чем перфекционист, в этом вопросе.:pray:
4.Сухмет и Лотар идут выяснять, почему исчезают караваны. Отлично.
Приходят на место свершившегося разбоя и удивляются, что товаров в разбитых повозках нет. (?!)
«Товаров, как ни странно, не было», — пишет автор. Мать честнАя! И впрямь, товары-то на кой сдались, бандЮгам этим?! Христа на них нет!
5. Ну, и в завершении, диалог Сухмета и Лотара по мере их приближения к нечистому месту.
«- Что это было? (Лотар)
— Кто-то умер. (Сухмет)
— Скорее что-то.(?!). Нечто со слабой аурой, похожее на неодушевлённый предмет (прим.наверное, камень умер:glasses:)...»
Дальше мудрый супермаг, живущий не одну сотню лет, делает удивительное уточнение:
«- Но не животное», — говорит Сухмет. (Хмм:glasses:)
И кто бы вы думали это мог быть?
»- Это была птица. Она погибла на лету».(Лотар, тут же)
:help:
Короче, «5» — это максимум, и то, из уважения к моему знакомому.
Luden, 13 января 2010 г.
Первая книга автора мной прочитанная.Книга понравилась.Меня,как увидевшему впервые единоборства от Брюса Ли,и вообще,смотрящего в детстве все киношные мордобои взахлеб,книга поразила.Отдельное спасибо автору за детективную линию.Я прочитал около сотни авторов,и отечественных и зарубежных,и, на мой взгляд,это самое единственное (и удачное) произведение совмещающее фэнтези и детектив.Очень был рад окончанию серии о Троле. Редко авторы выходит из серии настолько удачно.Еще раз Спасибо Николаю Владленовичу за удовольствие от прочтения его книг.
avantage82, 16 марта 2009 г.
Мне кажется, что этот цикл даже рядом нельзя ставить с книгами Перумова. Хотя поклонником последнего я далеко не являюсь. Я вынужден был прочитать все эти романы почти полностью просто потому, что был в деревне и нечего было почитать, но последние страниц 100 все равно осилить не смог. если в первых книгах еще есть хоть что-то новое и интересное, то далее все это бесконечно повторяется и начинает надоедать.
ведьмак, 23 мая 2009 г.
Отличный цикл.Согласен с Ny насчёт фехтовальных поединков — такой подробности, лёгкости, правдоподобия и целостности описания боя мне не приходилось встречать ни у одного писателя-фантаста.
Очень порадовало что есть продолжение:super:
Полковник, 3 мая 2007 г.
Один из лучших — по сюжету и литературному качеству — героических фантастических циклов, прочитанных мною. Из числа тех книг, что читаются «взахлеб» и перечитываются с удовольствием. Очень характерный для творчества Басова герой — исполняющий свое Предназначение, подчиняя этому всего себя, до конца. Очень импонирует завершенность и логическая обоснованность всех сюжетных линий, в результате чего произведение представляется живым и целостным.
kkk72, 13 сентября 2007 г.
Еще один Рашен Конан. Вполне неплохой боевичок. Поначалу неожиданные повороты сюжета радуют. Постепенно. как и следовало ожидать, автор выдыхается.