Ярослав Гжендович «Век волков»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Мифологическое )
- Общие характеристики: С использованием мифологии (Скандинавской ) | Военное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Мировой океан, моря (В открытом океане )) | Загробный мир
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Путешественники (попаданцы) (в другой мир )
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
Осень 1944 года. Немецкая подводная лодка новейшей серии получает задание плыть в пустынный квадрат Северной Атлантики и принять на борт какое-то оборудование и очень странную группу из семи человек, среди которых прима Берлинской Оперы. Морские волки в недоумении, но дальнейшее развитие событий становится уже совершенно невероятным...
Существует сетевой перевод повести, выполненный Искандером Ульмасом под названием «Век бурь и волков».
Входит в:
— антологию «Deszcze niespokojne», 2005 г.
— антологию «Nagroda im. Janusza A. Zajdla 2006», 2006 г.
— сборник «Таксидермист», 2008 г.
— антологию «Век волков», 2015 г.
Награды и премии:
лауреат |
Премия им. Януша А. Зайделя / Nagroda im. Janusza A. Zajdla, 2005 // Рассказ |
Номинации на премии:
номинант |
Наутилус / Nagroda Nautilus, 2005 // Рассказ |
- /языки:
- русский (2), польский (4)
- /тип:
- книги (6)
- /перевод:
- С. Легеза (1), К. Плешков (1)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Manowar76, 23 мая 2022 г.
По рекомендации на фантлабе. Именно с этой вещи рекомендуют начинать знакомство с автором. Да и сеттинг мною нежно любим.
Читал в сетевом переводе.
Повесть лауреат премии Зайделя и номинант Наутилуса. Это две, пожалуй, самых важных фантастических премий Польши.
Стоит отметить, что у подлодок есть своё трудно уловимое очарование и суровая эстетика. Помню, в девяностые старший брат моего друга буквально сутками проводил за одной из игр про подлодки на Spectrum'е. А вот за какой из, сейчас уже не вспомнить. То ли Ocean Conqueror, то ли Silent Service. А фильм Das Boot? А «Охота за Красным Октябрём»?
Теперь об очередном крайне необычном совпадении:
Встретив в повести упоминание главнокомандующего ВМФ гросс-адмирала Карла Дёница, освежил его крайне замысловатую биографию на Википедии: карьера во флоте, приемник фюрера, подписание капитуляции, 10 лет, полученные на нюрнбергском процессе, и спокойная жизнь с 1956-го по 1980-й. Уважение бывших врагов, три автобиографических книжки.
Спустя буквально час читаю на одном ресурсе на букву М статью о германском правительстве, сформированном после смерти Гитлера, главой которого был Дёниц. Как будто меня подслушивали! Забавно!
Суровые будни немецких подводников в конце Второй Мировой. Атлантика. Волки Атлантики гонимы и избиваемы набравшимися опыта томми. Теснота, вонь, капитан-зануда.
Экипаж подлодки получает прибыть на точку рандеву.
Забрав с корабля двух эзотериков из общества Туле, оперную диву и четырёх амбалов, подводка с позывным ULF отправляется на север.
У этой повести есть брат-близнец: рассказ Шимуна Врочека «Высокий прыжок» про русских подводников и Ктулху. Отличаются произведения в одном: там где у Врочека —атмосфера и сплошная неясность, у Гжендовича — ясность предельная. И не сказать, что я остался от этой ясности в восторге. Как бы автор не пытался передать масштаб скандинавских богов, выглядит всё несколько приземлённо.
Отличная вещь! Да, безусловно похожа и на повесть Вершинина «Сага воды и огня». Там тоже фашики пытались запрячь в свои сани древнюю ярость.
Спасибо всем за рекомендацию.
9(ОТЛИЧНО)
majj-s, 2 марта 2023 г.
Нагльфар
Уже на подходе век бурь и волков. Еще немного.
Надо лишь добыть побольше ногтей. Много ногтей.
Осень сорок четвертого. Немецкая подводная лодка «Волки атлантики» дрейфует по Северному морю в состоянии, близком к аварийному. Чудо германской инженерной мысли в полевых условиях проявило себя не лучшим образом. Нет, боевые столкновения с противником ни при чем, попросту переломалась куча всего: множественные протечки и деформации, к тому же вытекли восемь аккумуляторных батарей, горючее и жратва на исходе. Вонь стоит такая, что хоть топор вешай, системы жизнеобеспечения тоже вышли из строя, помыться можно холодной соленой водой, но желающих не находится.
Команда ждет приказа о возвращении, вместо него приходит шифрограмма, предписывающая встретиться с судном обеспечения «Окфольт», оставить на нем членов команды, не являющихся истинными арийцами и продолжить плавание, поступив в распоряжение пассажиров, которые перейдут с него на «Волков». Нравится-не нравится, выполняй. Наскоро подлатанная ремонтниками «Окфольта», с восполненным запасом продовольствия (и какого, вплоть до икры и шампанского, но не раскатывайте губу, это для пассажиров), подлодка продолжит путь.
О пассажирах стоит сказать отдельно: две пары близнецов безупречно арийской внешности в неидентифицируемой униформе — этакие белокурые бестии, плюгавый профессор и дамочка под два метра ростом, представленная как прима берлинской оперы, чье исполнение Вагнера впечатлило лично фюрера. Положим, что она певица, несчастная команда подлодки узнала бы очень скоро и без предуведомления. Фрау Ева, едва вселившись в освобожденный от моряков сомнительной расовой чистоты , принялась распевать арии вагнера акапельно через громкоговоритель корабельного радиоузла. И матросы поняли, неожиданно для себя, что ненавидят оперу (даже те из них, что прежде о ней представления не имели).
Такое начало. Гжендович не поражает глубоким психологизмом и высокой интеллектуальностью, в отличие от других представителей новой польской волны в фантастике. У него крепкое приключенческое фэнтези с сильной беллетрестической составляющей (читать интересно с русского на понятный). Не будет скучно и здесь. Ни одной минуты. Еще одно, у Ярослава Гжендовича четкие нравственные приоритеты, он не стесняется быть порядочным. За то и ценю.
Lilian, 11 декабря 2023 г.
«Теперь, как и все, он стал лишь исполнителем приказов обезумевшей машины, которую никто не мог остановить».
Мистика, фашисты, 1944 год и скандинавские боги. А в центре этого странного водоворота событий команда немецкой подводной лодки во главе со старшим помощником, давно ставшим неформальным капитаном корабля. Команда неплохая, но всё же, не будем забывать, выполняющая приказы Третьего Рейха.
Перед нами история одного неудачного похода (глупцы-мистики возомнили о себе слишком много, за что и поплатились). И одной команды, вынужденной плавать по странным волнам уже после упомянутого провала. Всё это тесно, но не слишком изящно переплетено с азами скандинавской мифологии.
Пожалуй именно мифологическая часть в этой повести выглядит слабее всего, поскольку подана «в лоб», без очарования легенды или древнего пафоса. Она простая, обыденная даже. И с финальной идеей-миссией, которая не может не вызывать внутреннего несогласия или хотя бы ряда вопросов.
В общем, повесть неплохая, интересная прежде всего описанием людей, оказавшихся винтиками бездушной машины и пытающихся как-то продолжать жизнь, не смотря на постоянную опасность и полнейшее безумие вокруг. Но с не самой продуманной мифологической линией и с не самой умелой попыткой обличить пороки человечества и обосновать необходимость апокалипсиса-обновления.
vam-1970, 28 января 2024 г.
Лауреат Премии им. Януша А. Зайделя 2005 года. В этом году автор получил все премии Зайделя. Захватывающий сюжет — взгляд на события с той стороны противостояния, ну а как опишешь события поиска чудо-оружия с другой точки зрения. Многое пишут о поисках немцами разных тайных хранилищ оружия и самих богов. Но только это всё разговоры как и этот сюжет. Поэтому всеръёз не надо брать в голову события, но автор настолько талантливо и ярко изобразил события, что начинаешь верить в происходящее- такое бывает, когда фэнтэзи накладывается на реальные события . Интересен подход Богов к событиям войны — не кровожадным оказался Один! Финал заставляет задуматься о винтиках -человечках в маховике раскрученной войны.
VovaZ, 2 мая 2023 г.
“Одиссей мог спокойно 20 лет плавать, а нам нужно горючее.”
Захватывающая антивоенная, мистическая повесть, несомненно под влиянием Das Boot, Лотара-Гюнтера Буххайма.
По завязкой и сюжетом автор не обманывает наши ожидания прекрасной фантазией и неожиданными поворотами. Сцены и персонажи, как обычно Гжендовича, колоритные и прекрасно продуманные.
Из минусов, я отметил бы только чрезмерную мультяшность антуража Асгарда, и финала повести.
Однако, в целом произведение вышло яркое и захватывающее.
ужик, 6 декабря 2019 г.
Повесть понравилась мне больше, чем «Владыка Ледяного сада», который я бросила на середине.
Но все равно, как водится у Гжендовича, идея неоригинальная, но очень многообещающая и вкусная, а вот исполнение...
Исполнение в этот раз получше. Рамки жанра повести не дают автору совсем уже растечься мыслью по страницам. Хотя мне показалось, что некоторые сцены в повести лишние. Без них произведение было бы более динамичным. Шутка ли, собственно сюжет стартует где-то на 40% объема произведения!
Порадовала атмосфера повести — напряжение, разочарование, неверие, усталость... Безнадежные, мрачные будни экипажа нацистской подлодки переданы прекрасно. Буххайм, ИМХО, как очевидец знает в этом толк, Гжендович знал у кого «списывать».
И, наконец, главный герой ведет внутренний диалог о драматических событиях, происходящих у него на глазах. Таким образом Удо Райнхардт похож на живого человека, а Вуко Дрейконен — на картонную вундер-вафлю.
Но,увы, все вторично. Привет писателю Лотару-Гюнтеру Буххайму и режиссеру Вольфгангу Петерсену, а также фильму «Das Boot«! Чего добру пропадать, все Гжендовичу для его повести пригодится, вот и ваших героев, их истории из жизни, место действия повести позаимствуем).
Глубокий поклон Снорри Стурлусону. Видение Гюльви из Малой Эдды, видимо, настольная книга Гжендовича, из которой тот черпает вдохновение для написания своих произведений («Владыка Ледяного сада» — чек, «Век бурь» — чек).
Оммаж известнейшему польскому писателю, классику английской литературы Джозефу Конраду. Его роман «Сердце тьмы» Гжендович упоминает и на страницах цикла о Мидгарде, и в повести о немецкой подлодке в 1944 году.
Нагльфар, ты снова проплыл мимо...
В общем, и повесть, и первый роман из цикла о Мидгарде были написаны автором в 2005 году. Слишком много одинаковых идей для того, чтобы закрыть глаза на вторичность. Мне все это напомнило Гаврилиаду из «Золотого теленка». Гаврила то зайца подстрелил, то письма разносил. Но все это — одним и тем же далеким от идеала писательским стилем. Увы, Гжендович («один из наиболее ярких представителей польской фантастики «поколения 80-х»», который за эти приславутые 80-е аж 3 рассказа в 1982 году написал. И всех затмил, представляете?) меня не впечатлил.
Демьян К, 5 марта 2019 г.
При всей бодрости зачина повесть неизвестного мне автора (случайно попалась в сети — знаменитого «Владыку сада» не читал) почти с первых же страниц вызвала стойкое ощущение бреда — автор как поляк, житель страны, довольно сильно пострадавшей от «честных немецких офицеров», в качестве главного героя выписывает «честного немецкого офицера», который якобы ненавидит «тех идиотов, которые всё это затеяли» и готов послать ко всем чертям всю эту «бессмысленную войну», однако продолжает тупо выполнять свой «офицерский долг», продолжая участвовать в той самой «бессмысленной войне». Сразу же хочется спросить — если бы в немецкой армии на самом деле были такие «честные офицеры», неужели бы они ждали 5 лет бессмысленной бойни до первой реальной попытки убрать «тех идиотов, которые всё это затеяли» — т.е.до июля 1944 года??? По мне, фигура главного героя абсолютно высосана из пальца, и так как на нём всё держится, то и всё дальнейшее повествование не стоит выеденного яйца — мифический «честный немецкий офицер», которого никогда в природе не существовало (кроме как в воспалённом воображении разного рода «ревизионистов», большинство из которых просто историки-недоучки), попадает в мифическую Вальхаллу, которой тоже никогда в природе не существовало (кроме как в воспалённом воображении объевшихся мухоморами викингов) и там с ним происходит что-то мистическое, чего никогда не было, — автор действует по излюбленному рецепту среднестатистического автора фэнтези, т.е.всё время высасывает из пальца. И ладно бы если из этого всего выходила хоть какая-то метафора (как получалось у классиков — у Толкиена или у Булгакова, да у многих), но на самом деле никакой, даже самой завалященькой не просматривается, вот в чём беда.
пан Туман, 9 июля 2017 г.
Das Boot в кольце Нибелунгов*. Причем, Das Boot следует понимать буквально, Гжендович делает оттуда немало заимствований: субмарина Удо Райнхардта U-966, командует её Старик, а у фенриха Фангхорста имеется девушка-француженка. Есть даже сцена роскошного ужина на борту корабля снабжения, пока пополняют запасы. Атмосфера обреченности и упадок дисциплины? Тут ничего удивительного, к сентябрю 1944 года битву за Атлантику Кригсмарине уже проигрывала. В целом, выписано всё добротно и убедительно — для такого неисправимо-сухопутного пацифиста как я.
Мистическую часть отличает всё та же добротность — и некоторая приземленность. Нет, сам по себе план Общества Туле заполучить т а к о е оружие возмездия амбициозен донельзя, но вот от автора хотелось бы чего-то не столь прямолинейного, чем пальба по воробьям из главного калибра (или, если учесть военно-морскую специфику — глушение селедки торпедами). Финал исправляет смазанные впечатления, но мне, скажу честно, немного досадно, что позывные U-966 намекали на совершенно иную роль в Götterdämmerung, чем отвел подводной лодке Гжендович (подозреваю, что виной тому моё непомерное эго — всё дорогу я чувствовал себя умнее Райнхардта, а в финале получил щелчок по носу).
Ну и в завершении не могу не отметить, что тестикулы главного героя явно отливали на заводах Круппа.
___
* -в данном случае «в кольце» значит «в окружении».
Nikquest, 2 марта 2019 г.
После полного разочарования в Гжендовиче из-за финала и вообще цикла «Владыки Ледяного Сада» эта маленькая повесть – словно нектар в пустынном зное. Кажется, что когда автора сжимают психологические рамки объёма и формата, ему удаётся творить в разы более приятные и запоминающиеся вещи, нежели когда ему дают волю пографоманить всласть. История об экипаже немецкой подводной лодки, в 1944-м году получившем приказ встретить и сопроводить в место посреди океана очень странных людей, вышла компактной, интригующей и, главное, органично вписывающей в наш мир мифологические мотивы.
Где-то в середине повести всё становится понятно, какое именно супероружие грозит появиться у Гитлера, но, зная историю, понимаешь, что план оккультного общества по заманиванию в свои сети аж целых мифологических персонажей, изначально обречён на провал. Но читать при этом вторую часть повести нисколько не менее интересно! Напротив, основная мякотка как раз и начинается с прибытия подлодки в конечный пункт. Ведь именно там и раскрывается в полной мере характер главного героя, а определение «стойкий нордический» здесь возведено в абсолютную степень.
alex1970, 29 марта 2014 г.
Один мой знакомый, который занимался оккультизмом (как он считал на серьезном уровне), как то сказал, что вызвать Сущность (именно его термин) может любой идиот, главное настойчивость. Главное отправить Сущность обратно и справиться с последствиями.
Вот об этом и написал прекрасную повесть польский писатель.
О супероружии Гитлера было сказано многое, версии одна фантастичнее другой. Об обществе Туле сказано меньше, но тоже немало.
Вот тут оккультисты из Туле решили обратиться за помощью к асам (не к летчикам-истребителям, а древним языческим богам). Но вышла ошибочка.
Хладнокровие оберлейтенанта подводника меня просто восхитило.
Весьма необычная военная повесть о путешествии к Концу мира
«Осторожно, оберлейтенант, перед вами бог зла и лжи». — «Не переживай, Фрессен, точно такой же вешал мне Рыцарский крест на шею»
Seidhe, 16 марта 2018 г.
Сразу должен оговориться: повесть читал в сетевом переводе, выполненном, если верить базе сайта, Искандером Ульмасом.
Читать взялся сразу же, как перевернул последнюю страницу второго тома «Владыки Ледяного Сада», поражённый синдромом «дайте срочно ещё Гжендовича!», о возможном возникновении которого предупреждали умные люди =)))
В результате — текст и впечатления от него оказались гораздо ближе к «Крепости трёх колодцев», чем к «Владыке». Не могу сказать, что повесть «Век бурь и волков» не понравилась, просто для меня лично, как человека, довольно хорошо знакомого со скандинавской мифологией, она оказалась... несколько спойлерной. Вследствие этого, первая часть, описывающая будни на немецкой подлодке, понравилась даже больше, чем вторая — собственно фантастическая. Спойлерить не стану, но с момента появления на борту одержимых учёных из «Общества Туле» и оперной певицы как-то сразу было понятно, чем всё закончится.
И роли появившихся северных богов тоже как-то сразу стали понятны — Один-Вотан явно не мог воспринять фашистов, воюющих с женщинами и детьми, как ровню; кто корчился под змеиным ядом в пещере тоже ясно сразу; да и финальный выбор главного героя не показался каким-то очень уж неожиданным — он вполне логичен для человека, разочаровавшегося в идеалах, за которые он воевал, и ещё больше — в Вожде и партии, которым он присягнул.
Помимо всего прочего, некоторое раздражение вызвала и очередная попытка, столь частая в литературе последних десятилетий, оправдать немецкого офицера, готового отозваться на чей-то призыв о помощи:
Вот его монолог:
«Нет, герр офицер. Мне трудно это объяснить, но хочется хоть раз в жизни сделать что-то человеческое. Понимаете? Не расстрелять потерпевшего кораблекрушение, не сжечь беззащитный катер, не повесить пленных — всего лишь поступить по-людски. Не для того, чтобы беднягу тотчас ограбить, избить и отправить в лагерь и изготовить из него там мыло. Я хочу сделать что-нибудь, как человек, хоть раз в жизни, вы понимаете?»
А чуть позже этому же офицеру бог лжи Локи скажет:
«К тому же вам придётся жить с пятном позора на совести. Почему? Вы помните те слухи о лагерях смерти? Ну так всё это правда, только во сто крат худшая, чем вы себе представляли. Всё это творилось в масштабах десятка миллионов людей».
Так и хочется спросить у пана Ярослава: так знал всё-таки главный герой про лагеря смерти, в которых люди идут на мыло, или нет? И как он, воспитанный на идеях расового превосходства, относился к тому, что в Германию гоняли славянских недочеловеков на работы? Или, может, он не знал, что добропорядочные герры и фрау на далёкой родине ходят выбирать себе работников чуть ли не на невольничьи рынки?
Я ни в коем случае не утверждаю, что все немцы были одинаковыми, но не стоит забывать, что к этому моменту практически выросло ПОКОЛЕНИЕ, воспитанное на идеях расового превосходства...
Одним словом, несмотря на довольно оригинальный сюжет, осталось от повести какое-то неприятное чувство.
Восьмёрку я ей, по итогу, всё же поставил, потому как читать было интересно, но от лучшего фантастического рассказа Польши за 2005 год ожидал всё-таки куда большего. Так что остаётся лишь ждать продолжения «Владыки Ледяного Сада» — цепляет гораздо сильней.
P.S. Справедливости ради, хотелось бы отметить, что у нашей соотечественницы Юлии Зонис в рассказе «Говорящий с ветром» (который, кстати, тоже входит в антологию «Век волков» от КСД) получилась рассказать схожую по сюжету историю ничуть не хуже.
Al_cluw, 26 октября 2016 г.
Опять новый автор. Повесть, давшая имя всему сборнику. Абсолютно неожиданно, но очень интересно. Послевкусие присутствует, но необходимо было время, чтобы переварить. Тема Второй Мировой войны в фантастике нередка, но я лично отношусь к произведениям, описывающим что-либо из того времени, с опаской, т.к. считаю, что не к чему ворошить те страшные дни. И есть огромное количество литературы, в которой все события описаны куда достоверней и ярче современниками тех лет. И очень не люблю, когда из трагедии, охватившей полмира, начинают делать фарс.
В данном же случае автор использует малоизвестные факты (или даже выдуманные, не знаю) о тайном гитлеровском обществе времен окончания войны. Уникальная подводная лодка с именем Волка, экипаж, серые подводные будни — все вроде стандартно поначалу, но с получением зашифрованной радиограммы и встречи посреди Атлантики появляются интересные посылы. Но я не угадал, автор обхитрил меня, отправив лодку прямиком в Ваалхаллу. Вот это поворот сюжета! Дальнейшие события мне почему-то напомнили А.Меррита с его «Кораблем имени богини Иштар». У Гжендовича все совсем не похоже на Меррита, кроме посыла. Зато все действие вышло не хуже, и атмосфера получилась жирно-мрачная и сырая — океан как-никак. Ну а теперь будем с нетерпением ожидать, когда выйдет его «Владыка Ледяного Сада». Предполагаю, что там все намного круче и навороченней.