fantlab ru

Мюррей Лейнстер «Мёртвый город»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.83
Оценок:
66
Моя оценка:
-

подробнее

Мёртвый город

Dead City

Другие названия: Malignant Marauder

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 15
Аннотация:

Солидная репутация археолога Маршалла покачнулась, когда он привёз с раскопок на Юкатане нож из нержавеющей стали, утверждая, что находке по меньшей мере восемь тысяч лет. Не найдя понимания у коллег и выйдя в отставку, он запатентовал полученный химическим анализом состав стали ножа, став богатым человеком. Сам финансирует новую экспедицию на поиски неизвестной цивилизации, взяв лишь двоих учёных в спутники, и ещё не подозревая, с чем им предстоит столкнуться.

Другая аннотация:

Не надо строить сложных предположений о причинах гибели только что найденной вами древней цивилизации. Ведь все может оказаться гораздо проще — вы и первооткрыватель и уничтожитель древнего народа в одном лице!

© Gary

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Впервые опубликовано в журнале Thrilling Wonder Stories, Summer 1946.


Входит в:

— журнал «Fantastic Story Magazine, July 1953», 1953 г.

— сборник «Twists in Time», 1960 г.


Похожие произведения:

 

 


Первый контакт
2006 г.

Периодика:

Fantastic Story Magazine, July 1953
1953 г.
(английский)

Самиздат и фэнзины:

Этические уравнения
2023 г.

Издания на иностранных языках:

Twists in Time
1960 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

По-моему, в этом рассказе впервые затронута тема ксенохроноклазма. То есть, говоря по-простому, борьбы с инопланетными пакостниками, вооружёнными машиной времени. Рассказ отличный, действие развивается напряжённо, логично и завершается неожиданно —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
земляне завершают петлю времени, уничтожая хроноклазм вместе с чужаками.
Правда, остаётся одна неувязка: по логике, после замыкания петли должны исчезнуть и те ножи, с которых всё началось, потому что инопланетяне ещё не успели построить город.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

О том, что «Сердце Змеи» И. А. Ефремова является своеобразным ответом на «Первый контакт» Мюррея Лейнстера, известно хорошо. Но когда я взялся писать свой первый отзыв на FantLab — о «Звездных кораблях» того же Ефремова, — то с удивлением понял, что заочная полемика двух авторов не ограничивается названной парой произведений: перечитывая «Звездные корабли», я осознал наличие немалого сходства с «Мертвым городом». Сходства сюжета — и одновременно диаметральной противоположности его трактовки. Хотя о том, что Ефремов ответил Лейнстеру или Лейнстер — Ефремову, здесь вряд ли можно говорить: оба произведения на тему палеоконтакта и раскопок вышли практически одновременно, в 1946 году. Совпадение? Да, но каков результат!

Завязка в обоих случаях почти одинакова по своей сути: в результате раскопок обнаружено нечто, свидетельствующее о присутствии на Земле в далеком прошлом представителей высокоразвитой инопланетной цивилизации. Заглавные персонажи в обоих случаях — вот еще одно великолепное совпадение! — пользуясь разработанными ими методиками и теориями, предсказывают места, где надо искать другие вещи подобного рода. Снаряжаются новые, лучше оснащенные экспедиции, и они действительно находят искомое. На этом сходство заканчивается и начинаются те же самые различия, которыми характеризуется пара «Сердце Змеи» — «Первый контакт». У Ефремова люди разминулись с пришельцами из космоса на десятки миллионов лет, у Лейнстера — на несколько тысяч лет. Но при этом Ефремов убедительно показывает, что представители иной цивилизации обязательно окажутся «близкими человеку, понятными и не чуждыми» и что контакт двух культур будет встречей друзей, а не врагов. У Лейнстера все наоборот: чужаки непременно враждебны людям. Точнее, не враждебны, а просто относятся к ним как к низшим существам, собираются править ими и использовать для своих целей. Об этом заявляют они сами, явившись к археологам на машине времени. И, как полагается в классике американской фантастики, главный герой в одиночку уничтожает всю враждебную цивилизацию, подбросив в машину времени кустарно сделанную бомбу. На этом, по мнению Лейнстера, можно ставить точку: зло побеждено, человечество может спать спокойно. У археологов остаются на память только четыре ножа из нержавеющей стали, сделанные двадцать тысяч лет назад. Археологов называют психами, а они молчат. Опять-таки сравним это с ефремовским: «Ведь такая статья как гром грянет!»

В общем, если бы я прочитал «Мертвый город» давно, еще до «Звездных кораблей», я был бы в восторге. Но, будучи знакомым с творчеством Ефремова чуть ли не с детства, я не могу сейчас воспринимать всерьез прочитанный уже взрослым человеком рассказ Лейнстера. Средненькое произведение, что ни говори.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Археолог разрушает свою карьеру, доказывая, что нашел нержавеющий нож в слоях восьмитысячелетней давности. Однако, он смог разбогатеть и собрать свою собственную экспедицию в те места. В результате нашлись еще несколько ножей, а также следы мертвого города, которого просто не могло быть.

Начало вышло интригующим хоть и прозрачным. Если в рассказе возникают древние технологии, превышающие наш современный уровень, то скорее всего скоро на сцене появятся инопланетяне. Впечатление испортила развязка, достойная боевика категории C.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Удачная закладка взрывчатки решает все проблемы.

Итого: Рассказ мне показался абсолютно проходным. Безликие герои проходят через примитивный сюжет с избитыми фантдопущениями. ИМХО даже в 1946ом это не было изобретательным.

Оценка: 5
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Жизнь доказала, что люди, а особенно советские люди, не могут договориться с соседом по лестничной клетке, что уж говорить о представителях инопланетных цивилизаций. Поэтому автор абсолютно прав в своем видении контакта. Не всё так просто и легко. Хочешь мира, готовся к войне.Человек никогда не изменится. А почему инопланетяне должны быть другими? Чем они отличаются? Чем выше уровень развития, тем выше уровень подозрительности. Прямая зависимость. Жаль одно, что уж слишком скорописный рассказ, это мог быть прекрасный роман с напряженным сюжетом, динамичными событиями, которые могли бы заменить слишком большую часть описательного повествования от имени автора, который как бы дополняет и разъясняет и предугадывает то, о чем читатель должен был догадаться сам из событий сюжета. Однако рассказ совсем неплох.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх