fantlab ru

Майкл Муркок «Дочь сновидений»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.55
Оценок:
130
Моя оценка:
-

подробнее

Дочь сновидений

Daughter of Dreams

Другие названия: The Dreamthief's Daughter; Дочь похитительницы снов

Роман, год; цикл «Семья фон Бек», цикл «Элрик из Мелнибонэ»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 14
Аннотация:

Роман повествует о жизни Ульрика в Германии времен становления и расцвета фашизма. Ульрик спокойно живет в родовом поместье до тех пор, пока Гейнор фон Минкт (будущий Гейнор Проклятый) и его помощник Клостерхейм не появляются у его дверей, чтобы получить родовой клинок фон Беков — Равенбранд. Однако Ульрик не желает отдавать клинок и в результате попадает в концлагерь. Оттуда он бежит при помощи своего второго я — Эльрика Мелнибонэйского и его дочери Оуны. Постепенно выясняется, что Гейнор с Клостерхеймом ищут Грааль, а главная цель Гейнора — создание истинного Порядка, в котором он будет играть первую роль, и для этого он готов заключить соглашение и с Хаосом, и с Законом...

Примечание:

Перевод на русский до 2022 г. был только один. В каком-то из изданий издательство ошиблось с написанием фамилии переводчика.

Впервые «Daughter of Dreams» была опубликована в 2001 году издательством Earthlight под названием «The Dreamthief's Daughter».


Входит в:

— цикл «Элрик из Мелнибонэ»  >  Поздние произведения об Элрике  >  цикл «Лунные дороги»

— цикл «Семья фон Бек»  >  цикл «Лунные дороги»

— журнал «Black Gate. Issue 1, Spring 2001», 2000 г.



Сага об Элрике Мелнибонэйском
2001 г.
Хроники Элрика. Дочь похитительницы снов
2002 г.
Элрик: Лунные дороги
2022 г.

Периодика:

Black Gate. Issue 1, Spring 2001
2000 г.
(английский)

Издания на иностранных языках:

Daughter of Dreams
2001 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

(Элрик. Лунные дороги — 1)

Чтобы начать этот роман, я продрался через первую трилогию про семейство фон Бек. «Город в осенних звездах» был особенно травмирующим опытом. «Бордель», в свою очередь, был очень неплох.

Главный герой «Борделя», кстати, является дядюшкой главного героя «Дочи сновидений», Улрика фон Бека. Назвав протагониста Улриком, Муркок протягивает нить к первому роману цикла, «Пес войны и боль мира», где главного героя звали так же. Из того же романа перекочевал и архивраг фон Беков, бессмертный фанатик Клостергейм.

Но главное, на страницах «Дочи» разворачивается (пред)история Гейнора Проклятого, персонажа, который интриговал меня ещё с девяностых и первой трилогии про Корума.

К власти пришли фашисты. Вообще, первые две главы романа — очень зрелое размышление о природе войны и диктатуры. Как-то всё очень узнаваемо.

Откуда-то, постфактум, всплывает Ворон-меч, реликвия фон Беков. Одно из воплощений Штормбрингера.

Улрик — альбинос. И это не просто так. Ему, как и другим основным инкарнациям Великого Воителя, снятся сны о других мирах и других войнах. А еще Улрику снится белый заяц-альбинос, зовущий за собой, и мы все понимаем, что это значит.

Нацисты, концлагерь, бегство. И очередное попадание очередного фон Бека в Срединный край с неизменным лисом Реньяром и вадагами/эльфами/офф-му.

Вроде и всего триста страниц, но эти страницы увеличенного формата, плотной верстки и мелкого кегля. Думаю, страниц на четыреста пятьдесят стандартных тянет.

Все романы про фон Беков излишне размеренны и монотонны. А может, мне так кажется.

По ходу чтения выяснилось, что единственная вещь про Элрика, что я не читал — «Крепость Жемчужины». И как назло именно эта повесть имеет самое непосредственное отношение к сюжету и героям романа.

Только во второй половине романа Улрик и Элрик сливаются и наконец-то начинается героическое фэнтези с Танелорном, Богами Закона и Хаоса и путешествиями по Мультивселенной.

Заканчивается всё на Земле, в 1940-м, в период битвы за Британию.

Долго читал, но всё таки осилил.

7(ХОРОШО)

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Новая встреча с Элриком из Мэлнибонэ оказалась для многих читателей неожиданностью, и произвела на них крайне неоднозначное впечатление. В этом нет ничего удивительного — много воды утекло с тех самых пор, когда Белый Волк крушил Имррир («The Dreaming City», 1961), молодой человек, писавший о гибели древней и кровожадной империи, превратился в зрелого и опытного автора, погружённого в собственные мысли. Многие из нас буквально выросли на фантазиях Майкла Муркока о Вечном Воителе, с Хокмуном мы шли на штурм Тёмной Империи, бок о бок с принцем Корумом скакали на встречу со студёными Фой Миоре, с Эрикёзе спасали элдренов от кровожадного человечества. А с принцем Элриком многие сроднились, и оплакивали его трагическую судьбу, обречённую на жуткую гибель, лишённого всего на свете безродного изгнанника.

Поэтому новый текст воспринимается совсем по иному. Тут главное помнить, что за плечами Муркока давно уже прошли странные и яркие постмодернистские эксперименты, вроде «Gloriana» (1978), подарившей новому роману букет игры с языком и смыслами, «Colonel Pyat» (1981-2006), приковавший внимание автора к генезису фашистского общества, «The War Hound and the World's Pain» (1981), кроме семьи фон Беков, добавляет нотку мрачности. Другой Муркок, совсем другой — и именно за это я его и продолжаю читать.

Но в чём недоумение справедливо — так это в переизбытке эклектики. Всё же в эклектичности раннего Муркока было больше чувства, которое делало её живой, здесь же больше разума, и это подводит автора донельзя. Он пытается сделать роман ближе к своему старому стилю, и это делает его пресноватым, что в своё время подпортило «The Dragon in the Sword» (1986), который тоже был выдержан в жанре классической героики, уже не слишком уместной на фоне куда более спокойного стиля автора. Та же самая история и с «Daughter of Dreams» — уж больно чужеродно в нём выглядят приключения Элрика и его второго Я Улрика фон Бека на просторах мира Молодых королевств, да и позжее тоже. Муркок пытается влезть в жанр, из которого он давно вырос, и это составляет для его текста определённую проблему.

Улрик фон Бек вышел из другого мира, который идёт к своему закату, находясь под пятой изуверской идеологии фашизма, этого торжества реваншистской химеры. Крушение старой доброй Германии сначала на фронтах Мировой войны, а затем в отблесках костров запрещённых книг, это реальная и подлинная трагедия совсем недавней ещё истории, один из самых чудовищных вывертов эпохи модерна. Но Муркок — плюс-минус сторонник модернизации — смотрит на фашизм и под другим углом, со стороны своей собственной Мультивселенной, которая живёт по своим собственным законам, и это законы борьбы Порядка и Хаоса. Он поднимает вопрос, который уже косвенно звучал в его определённо реалистичном «The Laughter of Carthage» (1984), а не являются ли Порядок и Хаос одинаково чужими человеку силами, и не могут ли они вырождаться в своём развитии? На счастье мира Корума, трикстеры Кулл и Ринн уничтожили владык и того, и другого, боги, вечно сражающиеся дети, погибли в то время, когда Дориан Хокмун и Эрекёзе прибыли в Танелорн. Но в этом мире владыки Порядка и Хаоса одряхлели и выжили из ума, фашизм является настоящим воплощением законов Порядка, контроля и насилия. Поэтому нам не слишком важно, кому же служит Гейнор фон Минкт, он же наш старый друг Гейнор Проклятый, силы, которые он воплощает, лишены здорового человеческого начала, что и становится причиной его проклятия.

На фоне схваток Человека с силами Порядка и Хаоса происходят героические приключения Вечного Воителя, который уже не может служить ни одной из этих сил. Муркок использовал интерес фашистских лидеров к оккультизму в свою пользу, и Чёрный меч отныне являет собой объект пристального интереса чародеев Рейха, вокруг чего и крутится сюжет. Сочетание фэнтезийных декораций, луков, мечей и острых ушей мэлнибонэйцев вкупе с нацистской отутюженной формой отдаёт буффонадой, однако, нужно признать, героическая схватка молодых драконов с асами Люфтваффе над берегами Британии — сильный образ.

В общем — противоречивый текст, в котором смешались одинаково и удачные элементы, и откровенно нелепые находки. Этому роману подошла бы не героика, а поэтичный и красивый стиль «The Revenge of the Rose» (1991), где образ Элрика играет новыми красками.

Но даже с этими поправками я снова рад встрече со стариком Муркоком, и снова он меня не разочаровал. Рад встрече, старый друг!

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне кажется, что это один из самых запоминающихся романов Муркока. Да, его действительно трудно втиснуть в какой-то жанр, да, градус пафоса местами поднимается до невиданных высот, да, среди персонажей книги присутствуют одиозные реальные исторические фигуры из не столь давнего европейского прошлого, но это всё вовсе не отягощает книгу, на мой взгляд. А может быть, даже наоборот.

Это написал зрелый Муркок, во многом пересмотревший к тому моменту своё видение глобального многотомника, или, если угодно, сериала, который он пишет всю свою жизнь, улучшил его, отшлифовал, но при этом сохранив все основные сюжетные линии. Как он в них сам не запутался, я не знаю.

Кстати, вот, единственное, что можно считать неким условным минусом, так это то, что её трудно воспринимать отдельно от цикла «Вечный воитель», впрочем, как и большинство остальных книг автора. Многое будет не совсем понятно, если прочитать только её. Но можно это считать и плюсом, к слову сказать. Это вопрос вкуса.

Однако можно попробовать прочитать и отдельно. Думаю, что основной сюжет будет вполне ясен.

Этот сюжет довольно динамичен, в напряжении держит от первой и до последней страницы, герои не плоские, не картонные, вызовы, которые перед ними стоят, отнюдь не выглядят высосанными из пальца, с бытовой, так сказать, с человеческой точки зрения. (вообще, получается, что я как бы защищаю книгу, но это потому, что я прочитал предыдущие какие-то полунегативные отзывы, а так то она в моей защите не нуждается, конечно) Хотел написать, что концепция романа весьма нетривиальна, но тут же вспомнил, что, нет, некоторые ходы сам автор использовал раньше в других книгах, но автоплагиат мы за плагиат считать, наверное, не будем.

Интересно то, что автор взял за основу реальные и довольно известные исторические события и уже внутрь этих событий поместил своих героев со своими собственными проблемам и бедами, но сделал это таким образом,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
что и герои вносят огромный вклад в объективную, известную всем нам, историю, но и сам исторический процесс остаётся тем же самым, что и в текущей реальности, а не как у Тарантино в «Бесславных Ублюдках» (при всём уважении и восхищении). Ни один эффект бабочки не пострадал, иначе говоря.

Ну и потрясающее сочетание драконов, Грааля, Третьего Рейха и украденных снов. Роман очень стильный.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

неодназначное впечатление — с одной стороны, повесть вначале захватила, но уже ближе к середине начали утомлять излишние повторы в филисофствовании и при этом явная сумбурность сюжета, видимо, изначально претендующего на динамичность, и уж дочитывать было откровенно скучно, тем более напрягало отсутствие элементарной логики в действиях главных героев...

в целом можно, сказать, что книга явно недоработана,а жаль...

Оценка: 6
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

К творчеству Муркока я отношусь с большим интересом и уважением. Следует, однако, признать, что, в целом, его творчество весьма неровно. Но даже с учетом этого обстоятельства, данная книга меня разочаровала.

Автор явно придумывает приключения ради самих приключений, избегая логической завершенности сюжета (а, может быть, откладывает эту завершенность «на потом»). Герои появляются «ниоткуда» и исчезают в «никуда», благо у автора в распоряжении вся мультивселенная. Но это, пожалуй, не главный недостаток. В конце концов, книги Муркока, за малым исключением, принадлежат к «развлекательному» жанру. К сожалению, здесь отсутствует одно важное качество, присущее лучшим его вещам, а именно – тонкая, «английская», едва заметная (а, иногда, и явная, как в «Танцорах на краю времени») ирония. Может быть, это отчасти связано с темой повествования – Муркок с некоторых пор стал проявлять интерес к истории фашизма, а тут ирония, вероятно, мало уместна.

Конечно, Муркок никогда не опускается ниже определенного уровня (до которого, кстати говоря, многим авторам фэнтези очень далеко). Но всё же от создателя таких вещей как «Месть Розы» и «Матушка Лондон» ждешь чего-то более значительного, какой-то новизны, заключенной не в оригинальном(?) коктейле несуразностей.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Странная какая-то вещь... Не то фэнтези, не то политический триллер с элементами мистики, не то — «всего понемножку»... Вот это-то «всего понемножку» и портит картину. Начиная от суеты вокруг Меча, который весьма органично смотрелся бы в собственной истории Элрика, то есть — не в нашем мире; но приплетать к нему коварных агентов Рейха — наивно донельзя (это напоминает ошибку А. Валентинова, который в своей эпопее заставил красноармейцев... мега-могучими заклятьями «супостатов крушить»... ) Кончая тем, как

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
жалкая горстка драконов уничтожает целую немецкую воздушную флотилию...

Кроме того, не очень понятно, почему Элрик в этой книге так всеведущ. Обычно-то как раз наоборот — он путается даже в реалиях собственного мира... а здесь... он знает такие вещи, которые, по идее, должны быть известны его двойнику — но не ему...

В общем, несуразностей много (если будете читать — найдёте ещё больше). К счастью, в следующих романах трилогии их уже нет.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличная книга, очень советую почитать. Необычное даже философское фэнтези не побоюсь этого слова пост-модернистского толка.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх