fantlab ru

Бром «Крампус. Повелитель Йоля»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.11
Оценок:
464
Моя оценка:
-

подробнее

Крампус. Повелитель Йоля

Krampus: The Yule Lord

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

«Санта-Клаус, мой дорогой друг, ты — вор, предатель, лжец, убийца, обманщик, но хуже всего — насмехаешься над тем, что мне так дорого. Можешь прогорланить своё последнее «хо-хо-хо», потому что я иду за твоей головой. Я иду забрать то, что принадлежит мне по праву, забрать Йоль...»

Однажды в сочельник, в маленькой деревушке Бун, что в западной Вирджинии, неудачливый поэт песенник по имени Джесс стал свидетелем странного представления: семь облаченных в черные плащи бандитов напали на человека в красном костюме и с санями. Когда Джесс бросился на помощь загадочные фигуры исчезли, оставив большой мешок — магический мешок, благодаря которому горе-поэт станет удачлив и погрузится в захватывающие дух приключения. Мешок, как оказалось, является собственностью Крампуса, древнего демона-обманщика, наказывающего плохих. Он станет новым хозяином для Джесса и расскажет о человеке в красном вещи, которые тот раньше не знал. Например о том, как пол-тысячелетия назад краснощекий веселый старикан-святой, заточил Крампуса в тюрьму и прибрал к рукам всю его магию. Но время Санта-Клауса подходит к концу и бывший лорд Йоля решает уничтожить своего врага и вернуть свой праздник.

Теперь у Джесса есть шанс спасти дочь и собственные разбитые мечты.. и вернуть необузданную дикую магию бедным жителям деревушки Бун.

© Перевод аннотации WiNchiK

Номинации на премии:


номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2018 // Книги — Мистика и хоррор года

номинант
Вавилонская рыбка / Babel Fish, 2020 // Выбор жюри. Произведение (Перевод с английского Екатерины Ильиной)

Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:

Крампус. Повелитель Йоля
2024 г.

Издания:

Крампус. Повелитель Йоля
2018 г.

Самиздат и фэнзины:

Похититель детей. Крампус, Повелитель Йоля.
2017 г.

Издания на иностранных языках:

Krampus: The Yule Lord
2012 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я по прочтении в тихом восторге!!!

Представьте себе, где-то в американской глубинке, там где закон — не очень то закон, а рулят наркодилеры, продажные полицейские и прочие прелести полузакрытых обществ, в отдаленной пещере, коротает свои дни обессилевший Крампус — ныне лучший друг индейцев, а в прошлом грозное и славное божество праздника Йоля, языческой предтечи католического рождества. Однажды он встречает местного музыканта неудачника, которому бандиты просверлили руку и переломали пальцы, а местный представитель власти наставил рога и увел жену. У них схожие цели — месть. Джесс — музыкант хочет отомстить своим обидчикам, а Крампус — свергнуть безраздельное рождественское владычество Санта Клауса и вернуть людям веселый языческий Йоль. И да, Санта Клаус в этой истории — тоже не веселый толстячок, а существо с древними и темными корнями. Как оно, в принципе в развитии современной культуры и происходило...

Не буду сильно вдаваться в детали, отмечу что порадовало:

1. Историческая и культурологическая подкованность — мифологическая составляющая, переплетенная с темным городским фэнтези просто восхищает и не заставляет глаза истекать кровью

2. Динамика истории также на высоте — есть место и юмору и экшену и посидеть-подумать тоже пара сцен заставят

3. ГГ — Крампус вызывает восторг и тревогу — настолько он стал лишним в современном мире.

4. Атмосферище — как будто своими глазами все видел!

Итог — однозначные 10 баллов за увлекательную историю без провисов и перегибов, с нестандартным подходом к сюжету и отличным экскурсом в мировую культуру. Читать — однозначно, на полку — без раздумий!

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Обычно я скептично отношусь к художникам, которые начинают писать книги, но в этот раз решил сделать исключение — и не прогадал!

«Крампус» Д. Брома — это хорошо слаженный мифологический роман, действие которого происходит в современном мире, подобно «Американским богам» Н. Геймана.

У нас есть главный герой — Джесс — музыкант, который испытывает проблемы в своей жизни — карьера, любовь, самоуважение и так далее, но в один момент он попадает в водоворот фантастических событий, центром которого является языческое божество «Крампус», которое (а точнее — который) хочет свести личные счеты с другим «божеством» и вернуть старые традиции святок.

При достаточно стандартной завязке книги мне хочется выделить её достоинства — и прежде всего это мифология, с которой Бром изрядно поработал. Она пронизывает всю книгу, автор выстроил из различных легенд и мифов единую картину, которую поместил в этот роман — познавать это полотно настоящее удовольствие, особенно если вы любите сказки и древние предания.

Благодаря этому еще одним плюсом романа служит его атмосфера — и помимо сказочности ей добавляет гротеск в виде гангстерских разборок, снежной погоды и приближения Рождества — эта книга идеально для того, чтобы читать ее перед Новым годом или на новогодних праздниках.

Нельзя также не сказать о второстепенных персонажах — у каждого есть свой голос, который выделяется на фоне других.

Стоит отметить и прекрасные иллюстрации Д. Брома — его мастерством как художника можно только восхищаться.

Несмотря на все плюсы, стоит выделить главную проблему романа — а именно его вторичность. Если вы читали творчество Нила Геймана (особенно уже упомянутые мной «Американские боги»), Урсулы Ле Гуин, Стивена Кинга — вы не найдете здесь чего-то такого, что поставило бы этот роман рядом с книгами этих писателей (и здесь я имею ввиду именно сюжетную часть).

«Крампус» Д. Брома относится к тем книгам. которые созданы прежде всего для развлечения, даже несмотря на то что в романе есть умные сцены, а также лейтмотив и идея, которые пронизывают книгу от начала до самого конца. Роман не затянут, в нем много динамики, нет ненужных персонажей, а самое главное — он обладает действительно уникальной атмосферой, хоть и не привносит ничего нового в подобный жанр литературы.

Поэтому если вы хотите расслабиться под Новый год, прочитать что-то интересное, лёгкое (но не глупое!), а также перенестись, хоть и ненадолго, из нашего мира в хорошо запакованную сказку (*шёпотом*: с рейтингом 16+) — «Крампус» Д. Брома отлично подойдет для такого литературного путешествия.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сны Бальдра...

На самом деле, не переставая, восхищаться творчеством Джеральда Брома, все больше вижу в нем самом остатки того самого хтонического, первобытного и примордиального более, чем в любом другом авторе темного фэнтези. Создавая свои причудливые иллюстрации, он неразрывно соединяет их с текстом. Ведь именно так и притягивают читателя и Туве Янссон и Экзюпери — без аутентичных авторских рисунков магии при прочтении не произойдет. А она безусловно есть. Судя по всему, в чем-то повторяя путь «Потерянных богов», автор захотел показать нам историю еще одного неудачника, но с более менее счастливым, «рождественским» финалом. Может быть поэтому в книге остаются пасхалки-имена, чтобы напомнить нам о прошлом.

Джесс «Крампуса» — это скальд давних саг ,который ведет нас по пути йольских мистерий, проложенных по выжженным светом неоновых фонарей американских городков, где даже в захолустье не осталось ничего святого и волшебного. Но вот достаточно пары взмахов кисти, и вот он — Крампус уже скачет по заснеженным пустошам, а Санта-Клаус вовсе не так прост, как он мнится столпившимся в супермаркетах простакам.

Но, чтобы понять мистерию. необходимо в нее погрузиться, и вот тут Бром начинает ерничать уже над Гейманом и Кингом, при этом не оскорбляя их величия, он тпросто рассказывает древние сказки на свой лад, и знаете, очень и очень неплохо, по крайней мере у меня возникло совершенно мало вопросов к этнографической и магически-реалистичной составляющей. Здесь создаются новые магия и мифология с большой тоской по ушедшему европейскому прошлому, и, прорастая на старых кострищах индейских типи, новые боги и герои сражаются на просторах Северной Америки, с долей юмора, отсылкой к старым вестернам, сквернословием, а еще парой запыленных книг с картинками.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не забудьте положить пару конфеток в свой выставленный за порог башмак… на всякий случай…

Не могу сказать, что я человек азартный. Однако же в части чтения это утверждение будет не совсем верным. Ибо тут могу дать фору многим даже заядлым книгочеям.

Вот только-только наступило 25 декабря, а ваш покорный немедля отправился на страницу Новогоднего флешмоба 2024, потом нетерпеливо ждал наступления часа икс, т.е. старта игры, тут же оформил заявку и менее чем за сутки заполнил кормушку советов из 24 номеров.

И конечно же сразу начал пробовать книги этого года на вкус. А поскольку в календаре рождественская католическая неделя, то сам бог велел начать с чтения именно этой книги.

Отчасти антирождественской, зато святочной, немного сказочно-мистической, много криминальной, чуточку религиозной — хотя тут мы сталкиваемся с верованиями германцев и скандинавов и с их пантеоном в виде Одина, Локи, Хёль…

Однако ни одно из названных божеств в книге напрямую не участвует, а только лишь упоминается, а в полный рост действуют некто Крампус и некто Санта-Клаус (который вовсе и не Санта), а также вороны и волки из свиты Одина, ну и некоторые другие мистические персонажи. А вместе с ними на арене этого рождественско-святочного действа есть и люди, причём некоторые из них попадают буквально в эпицентр событий.

Вообще весь замес основан на противостоянии старых верований в древних богов и новых религиозных традиций. Не буду здесь суть этого противостояния расписывать, в книге автор на этом делает свой акцент и потому не стоит разрушать интригу.

По стилю это довольно близко к хоррору, к ужасам, особенно книга может показаться страшноватой людям впечатлительным и с развитым воображением. Ибо есть сценки и эпизоды довольно натуралистические, связанные с насилием и телесными повреждениями разной степени тяжести. И, кстати сказать, книга вполне кинабельна, т. е. легко можно представить всё происходящее на большом экране.

Однако при всей вот этой страшноватости книга захватывает всё-таки другим, и даже не столкновением простого американского парня-неудачника Джесса и его главного противника и его подручных — бандитов. Всё-таки для меня главным смысловым наполнением в этой книге стало вот это стремление Крампуса восстановить справедливость, воздать людям должное и каждому по его заслугам. Уж слишком человек стал рабом искусственной среды обитания, причём чем дальше, тем больше погружается он в это системное рабство. Совершенствуя свою искусственную среду обитания и разрушая при этом среду естественную…

Неплохая книга и хороший старт для нового читательского года.

Оценка: 8
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Крампус. Повелитель Йоля» написан Бромом между «Похитителем детей» и «Потерянными богами», однако в нашей стране вышел после них. И это не идет роману на пользу, так как он ощущается более слабым в отношении своих собратьев и в какой-то степени даже вторичным.

Джесс – типичный для творчества Брома персонаж-неудачник, у которого проблемы с законом, семьей и жизнью в целом. Тот же типаж был у главного героя «Потерянных богов», тот же, но с поправкой на возраст, был в «Похитителе детей». От Джесса ушла жена с ребенком, у него нет нормального дома, постоянной работы и каких-либо увлечений в жизни. Зато есть условный срок, проблемы с алкоголем, самоуважением и местным криминальным миром. Однажды в канун Рождества Джесс становится свидетелем нападения нескольких странных существ на Санта-Клауса. Более того, после нападения Джесс становится обладателем волшебного мешка Санты, и его жизнь круто меняется.

Главный герой изначально не вызывает особого интереса, но как только на страницах книги появляется Крампус, интерес к Джессу гаснет окончательно. Повелитель Йоля получился действительно шикарным, он крадет все внимание читателя, и ради него одного стоит прочесть эту книгу. Крампус представляет собой разновидность божественного трикстера с очень переменчивым настроением. Он способен читать длинные монологи, рассказывая историю своей жизни, слагая самому себе чуть ли не баллады, а некоторое время спустя впадать в тягостное молчание, которое, по свидетельствам очевидцев, может продлиться до нескольких недель. Крампус обладает неплохим чувствам юмора и способен очень весело развлекаться, но он также не лишен жестокости и эгоизма. Хороший персонаж и занятия у него интересные.

Касательно самого издания – все так же, как и в предыдущих книгах: стильные иллюстрации, стильная обложка, белая бумага, нормальный перевод, в общем, претензий нет. Книгу приятно держать в руках и не менее приятно видеть на полке.

P.S. В романе присутствует второстепенный персонаж Чет, у которого есть жена Триш. Это, видимо, какая-то пасхалка, потому что с Четом и Триш из «Потерянных богов» они не имеют ничего общего, однако зачем-то автор создал им тезок.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Произведение — супер!

Тёмный шедевр тёмного фэнтези.

Аннотация (см. выше) немного не соответствует.

Я бы написал так —

Однажды в сочельник, в маленькой деревушке Бун, в западной Вирджинии, неудачливый поэт песенник по имени Джесс стал свидетелем странного представления: семь облаченных в черные плащи существ напали на человека в красном костюме летящим на санях. Когда Джесс бросился на помощь загадочные фигуры исчезли, оставив большой мешок — магический мешок, благодаря которому Джесс погрузится в захватывающие дух приключения. Мешок, как оказалось, является собственностью Крампуса, древнего демона наказывающего плохих детей. Он станет новым хозяином для Джесса и расскажет ему о человеке в красном такие вещи, которые тот раньше не знал.

Например то, что Санта Клауса на самом деле зовут совсем по другому.

И то что тысячелетие назад краснощекий, веселый старик святой (который тогда не был ни стариком, ни тем более святым) , заточил Крампуса в тюрьму и прибрал к рукам всю и его магию и его праздник.

Но время Санта-Клауса подходит к концу и бывший лорд Йоля решает уничтожить своего врага и вернуть свой праздник.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Планировала почитать книгу на Рождество, но немного подзатянула, и в итоге прочитала на Масленицу, что, в принципе, тоже довольно символично получилось в разрезе темы о праздниках, которые пошли от языческого прошлого, но ассимилировались под современную религию.

Бром, как всегда, освещает такие темы, которые не дают мне пройти мимо: скандинавская мифология, борьба повелителя Йоля с символом Рождества, мрачные сказки. Но, как и всегда, главными оказываются совсем другие темы. Социальный подтекст здесь гораздо ярче сказочно-мифологически-религиозного. Кому-то это нравится, но лично мне – нет. Когда разборки между опустившимся музыкантом и грязным копом, посреди которых застревают жена с ребенком, выходят на первый план – это уже перестает быть фэнтези. Зачем тогда вообще нужен был антураж? Раздражают меня эти попытки выдать один жанр за другой.

Попытка добавить туда еще и эдакий криминальный боевик с детективными нотками и вообще не удался: слишком неправдоподобно и действительно по-сказочному выглядела

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
победа над такими всемогущими божками маленьких городков в виде грязных копов
.

Я морально готовилась к «серым» моралям и морю мерзких подробностей, так как уже читала автора раньше, но всё равно не сумела отряхнуть с себя всю эту грязь, чтобы получить удовольствие от неплохой в общем идеи и грамотно выстроенного сюжета. Видимо, нужно определенный склад ума, которым я не обладаю. Так что не рекомендую чувствительным натурам типа меня ни в коем случае. Да, даже ради Йоля и скандинавской мифологии.

Главные герои мне совершенно не понравились, поэтому сочувствия они вообще не вызывали. Я была на их стороне исключительно потому, что противники казались совсем уж больными отморозками. А Крампус «всего-то» мог поработить волю и избить розгами. Джесс – условно положительный герой, изначально вызывал у меня глухое раздражение, потому что это классический слабак, неудачник и лох, который всегда идет по самому легкому пути и даже не напрягается, чтобы стать хоть немного приличным человеком.

Кстати, поэтому концовка тоже совершенно не вдохновила. Помимо очевидных причин (я и не ждала, что у Брома выживут все, но не сильно-то и расстроилась смертям), вот такая попытка выдать вероятность

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
слащавого хэппи-энда, во-первых, не вязалась с остальным стилем повествования, во-вторых люди не меняются и неудачники всё равно вернутся к своим привычкам, а в-третьих – он кинул Изабель? Единственную, кто действительно заслуживала счастья, но которую он заставил отдать ребенка. Вот сволота!

Короче, после второй книги Брома только утвердилась в своем вердикте: автор сильно на любителя, хотя и действительно стоящий среди своего жанра (который точно не фэнтези!). Наверное, порекомендовала бы поклонникам Геймана, которые любят пожестче. Оценка исключительно вкусовщинная – просто рука не поднимается выше поставить, хотя и вижу, почему многим книга нравится.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как-то на Рождество в одном маленьком американском городке, спивающийся неудачник и по совместительству автор-исполнитель Джесс Уокер становится свидетелем странного происшествия — несколько существ напоминающих чертей, гонятся за человеком в красной шубе, подозрительно похожим на Санта-Клауса. Человеку удалось уйти, взмыв в небо на санях, запряжённых оленями ..... но уронив мешок .... да, да — тот самый волшебный мешок, с подарками. И как не трудно догадаться, упал этот «сюрпрайз» аккурат рядом с бухающим в машине и думающим о самоубийстве Джессом. Упал, чтоб втянуть Джесса в череду головокружительных событий, круто изменивших его жизнь и заставивших последовать старинной русской заповеди — «соберись тряпка, будь мужиком». Лихо разобрашись в предыдущем романе «Похититель детей» с «вечным мальчиком» Питером Пэном, Бром с энтузиазмом взялся за «разделку» не менее культовых типчиков — Крампуса и Санта-Клауса. Рецепт тот-же — ароматное и вкусное «варево» из dark fantasy и horror'а, щедро приправленное европейской мифологией. Результат — не менее впечатляющий. Одна из очень немногих книг, не оставивших никаких шансов даже для мелких придирок. На мой вкус — ну всё идеально. И прекрасно прописанные персонажи и буквально физически воспринимаемые атмосферность и кинематографичность происходящего действа и сюжет, не отпускающий внимание и периодически бьющий под дых неожиданными финтами. Как и полагается по законам жанра, приторно хорошие и отвратительно плохие персонажи отсутствуют как класс, зато герои каждый со своей мотивацией — в наличии. Ингредиента «кровь-кишки-распидорасило» тоже в избытке, как и в дебютном романе Бром не жалеет своих героев ..... но в этот раз до определённого момента. В этот раз герои даже угодив в самую «глубокую жопу», пардон за мой французский, получают таки шанс ..... просто воспользоваться им получается не у всех. Получает шанс и Крампус, так и не сумевший понять простую истину — однажды умершим старым Богам, уже нет места на этой Земле, даже если их, Великих и Настоящих, сменила дешёвая фальшивка на оленях. Потому что Боги живут в сердце, а то что умерло в сердце — уже не оживает, даже если ходит по Земле. Так и напрашивается на сравнение язычества с христианством, но оставим это на совести автора и моего воображения. Максимальное удовольствие от прочтения, про прекрасные иллюстрации вообще молчу — в книгах Брома они по умолчанию.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Джеральд Бром является одним из моих самых любимых писателей. Изначально Бром зарекомендовал себя как талантливый художник, картины которого отличались своеобразным мрачным очарованием. Все романы автора снабжены красочными иллюстрациями, что, несомненно, является приятным бонусом.

В центре сюжета противостояние Крампуса и Санта-Клауса. Оба персонажа являются божествами скандинавского пантеона, только один из них смог приспособиться к христианской идеологии, а второй борется за традиционные верования. Вторая сюжетная линия посвящена мужчине по имени Джесс Уокер. Его смело можно назвать неудачником: в 26 лет он уже умудрился испортить себе всю жизнь. От него ушла жена Линда и забрала с собой дочь, потому что он банально не смог их обеспечить. Он живёт в маленьком трейлере, практически нигде не работает. Джесс – музыкант, и хотя его музыка довольно неплоха, он не может как следует раскрыться перед публикой.

Однажды возвращаясь после очередного неудачного выступления, Джесс становится свидетелем весьма странной сцены: Санта-Клаус бежит к своим саням, а за ним гонятся черти. В результате борьбы один из преследователей погибает, а мешок Санты случайно оказывается у Джесса. Выясняется, что у мешка есть одно интересное свойство – из него можно достать любую игрушку, какую только пожелаешь. Таким образом Джесс оказывается втянут в противостояние, ведь обе стороны хотят заполучить мешок себе. По ходу сюжета главный герой присоединяется к свите Крампуса, представленной теми самыми чертями, которые и не черти вовсе.

Параллельно с разборками древних божественных существ будет разыгрываться и личная драма Джесса – борьба за бывшую жену и дочь. В маленьком американском городке, где живёт Джесс, орудует местный мафиози. На службе у него находится продажный шериф, к которому и ушла жена главного героя. Шериф Диллард – это такой суровый деспотичный педант, которому очень важно всё держать под контролем. Любой намёк на хаос начинает выводить его из себя. Он хочет жениться на Линде, а Джесса вообще не считает за человека. Каково же придется Дилларду, когда в его упорядоченный мирок ворвётся Крампус – истинное сосредоточение хаоса.

В романе очень много отсылок к древнескандинавской мифологии, и читателю поначалу будет непросто во всем этом разобраться. Сюжет романа очень динамичен и изобилует резкими сюжетными поворотами. Скучать читатель не будет точно. В своих книгах Бром любит реалистично описывать различные кровавые события, но меня это не особенно напрягало. Однако людям впечатлительным нужно учитывать данную особенность.

Мифологическая составляющая в романе очень интересна. Лично я при прочтении неоднократно обращался к интернет-источникам, чтобы побольше узнать о Крампусе, празднике Йоле, Бальдре, Локи и прочем. Скандинавская культура всегда меня интересовала. В свите Крампуса мы встретим воронов (Хугин и Мунин) и волков (Гери и Фреки) Одина, а также Бельсникелей – тех самых чертей. У каждого Бельсникеля есть собственная история, которая будет рассказана на страницах романа. Крайне необычно становление скандинавского бога Бальдра в роли христианского Святого Николая. Тема выживания древних богов в новом христианском мире поднимается и в других романах Брома. В общем и целом, автор всегда умело обыгрывает всем известные истории в новом мрачном свете. «Потерянные боги» – аллюзия на «Божественную комедию» Данте, а «Похититель детей» – оригинальное прочтение истории Питера Пэна. Именно за это я и люблю Брома.

Сам Крампус – сложный и многогранный персонаж. Вообще тут всё не то, чем кажется. Зло и добро часто меняются местами. Боги становятся такими, какими их представляют люди, верующие в них. Если люди забывают то или иное божество, оно погибает. Эта тема хорошо описана у Нила Геймана в «Американских богах». Санта-Клаус и Крампус считают друг друга предателями и жаждут убить. И если Санта-Клаус в трудную минуту готов бросить своих слуг на погибель, то Крампус идет на всё ради спасения своей свиты. В этой истории, как и в реальном мире, не бывает черного и белого, есть лишь градации серого. Каждый человек несет в себе как добро, так и зло.

В ходе чтения я довольно много узнал о Йоле. Это один из самых древних праздников. Просто в разных культурах он имеет разные названия. У славянских народов он ассоциируется с Колядой. В католических странах он перерос в Рождество, сохранив некоторые атрибуты. Например, традиция приносить домой ели является отсылкой к возрождению земли в новом году. Понятно, что в более древние времена и традиции были более жестокими и кровавыми. А чего мы хотим, времена тогда были гораздо суровее, чем сейчас, и людям приходилось таким образом задабривать жестоких богов.

С визуалом у Брома всё на высоте. Ещё бы, он же художник. Персонажи описаны так подробно, что буквально оживают в голове читателя. Немало способствуют этому и прекрасные иллюстрации.

Итог: В своём романе Бром переносит потусторонних существ в наш реальный мир, что, на мой взгляд, является очень удачным решением. Скелет книги состоит из тесного переплетения противоборства божественных сущностей и проблем обычных людей, а это всегда интересно. Мораль романа состоит в том, что у каждой из сторон есть своя правда, даже если эта правда не является абсолютной. Бром умело размывает границы добра и зла, и каждый здесь в какой-то мере и прав, и не прав. Лично для меня автор стал ценнейшей находкой и своеобразным литературным открытием.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я всегда с опаской относился к любым переосмыслениям классических историй, считая их не более чем паразитированием на удачных идеях, которые были озвучены ранее.

Частично мое предубеждение к современным переделкам было подорвано, когда я прочел роман Джеральда Брома «Похититель детей», представляющий собой новую версию похождений Питера Пэна — вечно юного мальчика, придуманного писателем Джеймсом Барри еще в начале 20-го века.

Книга оказалась на удивление хороша, поэтому я без особых колебаний решил ознакомиться с другим, похожим по духу, творением Брома, получившим название «Крампус. Повелитель Йоля».

В центре внимания данного произведения находится вражда между двумя довольно-таки известными «персонажами» — добрым весельчаком Санта-Клаусом, одаривающим хороших детей, и злобным демоном Крампусом, наказывающим непослушных.

Поскольку конфликт двух титанов разворачивается на Земле, в него оказываются втянуты и простые смертные, среди которых главный герой романа — молодой парень Джесс Уокер, чья жизнь была полна всевозможных проблем и до вмешательства в дела богоподобных существ.

Чем обернется столкновение Санты и Крампуса и как в ходе него изменится судьба неудачливого музыканта Джесса вы узнаете из книги, а я же постараюсь внятно изложить ее сильные и слабые стороны.

По-традиции, первое за что хочется похвалить автора — это прекрасно выписанные характеры основных персонажей. В них веришь без каких-либо оговорок, а потому переживаешь за них всем сердцем. А переживать будет когда, ведь текст так и пестрит разнообразными напряженными эпизодами, в нужный момент взрывающимися ураганным экшеном (Джеральд всегда очень сочно описывает приключения своих героев и «Повелитель Йоля» в этом плане не стал исключением).

Также нельзя обойти вниманием и превосходные иллюстрации Брома, благодаря которым можно увидеть главных действующих лиц романа во всей их красе. Впрочем, для тех, кто знаком с другими произведениями автора это не будет большим открытием, ведь они уже и так в курсе, что он — еще и отличный художник.

Единственное, что слегка расстроило меня в книге — это размах происходящих в ней событий. Он показался мне слишком уж мелким для противостояния столь колоритных сказочных существ. Кроме того, для меня осталось загадкой почему Джеральд никак не использовал в конфликте эльфов, составляющих свиту Санта-Клауса. Я бы с удовольствием «посмотрел» на их битву с бельсникелями, всюду сопровождающими Крампуса. Но, как говорится, не судьба. Также как и увидеть в деле женщину с «лицом, у которого не было возраста» по имени Перхта. Бром даже не поленился нарисовать ее портрет в полный рост, а вот дать раскрыться ее характеру попросту забыл.

Однако все это — только мелкие придирки, которые вряд ли испортят вам впечатление от яркой и увлекательной истории каковой является «Повелитель Йоля». Настоятельно советую с ней познакомиться, ведь подобные удачные литературные блокбастеры, созданные на стыке фэнтези и хоррора — товар редкий и оттого весьма ценный.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хорошо сделанный комикс — всё ярко, динамично и сказочно. «Американские боги» прогнозируемо порождают последователей.

В книге собраны все возможные архетипы — главгерой неудачник, его жена, ушедшая на поиски лучшей жизни, банда, держащая под контролем провинциальный городок, полицейский у них на жаловании... Персонажи карикатурны и несколько шаблонны, действуют именно так, как предписывает десятилетиями складывавшийся канон. Главный герой (разумеется!) — нераскрывшийся гений, соплежуй в начале, по ходу сюжета прокачивающий свои скиллы. Рояли в кустах периодически начинают исполнять практически концертные партии. Скучно? Наверняка так и было бы, если бы не небольшое дополнение. На фоне этих неказистых, прямо скажем, декораций, мы наблюдаем противостояние древнего бога Крампуса, повелителя Йоля и Санта-нашего-Клауса, доброго старичка, который не так уж и добр.

Добротный образчик современного фэнтези, немного прямолинейный, местами глуповатый, но качественно написанный и очень красочный и живой. Провести несколько вечеров за приятным чтением, не особо нагружая мозги, тоже периодически нужно.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга скорее разочаровала. Иллюстрации здесь просто потрясающие, а вот текст то ли недоработан, то ли слишком сырой, то ли Брому стоит брать соавтора для работы над литературной частью его произведений.

Джесс случайно оказался втянут в разборки между Санта-Клаусом и Крампусом, духом Йоля. Но у него и своих проблем полно — жена ушла к местному полицейскому, крышующему мафиози. Ушла вместе с 5-летней дочкой. А Джесс — музыкант-неудачник, не то что семью, себя самого прокормить не в состоянии.

Кнгие отчаянно не хватает ясности в происходящем, характеров и хоть какого-то смысла.

Механизм убийства местных богов... Тут сам черт ногу сломит! Мегапопулярность якобы не позволяет убить одного бога, в то же время каждый мало-мальски знакомый со скандинавскими мифами знает историю об убийстве Бальдра Локи с помощью омелы и Бальд из-за своей мегапопулярности как-то... не воскрес... Один и тот же бог вроде как уже умер и полный комплект костей (включая, видимо, голову) лежит на дне океана. Но его убивают еще раз и забирают голову — чтобы не воскрес... А кости на дне... Это как? Запасной комплект? Загадочная Она восрешает одного бога, а Мать-Природа не может воскресить Крампуса?... Сплошные загадки, так что непонятно вообще о чем же была вся книга!

С героями все плохо. Один удавшийся персонаж на всю книгу — Изабель из Бельсниклей. Все остальные либо не прописаны вообще (Маква, Випи и Нипи, Вернон), либо как флюгера — в каждой ситуации действуют по-другому, мало напоминая себя 5 страниц назад.

Ну и смысл... Книга о дружбе? А дружба между рабами и хозяином бывает? Или между рабами Крампуса и его ситуативным союзником? Джесса же регулярно его «друзяки» связывают, только-только он начинает думать о собственных проблемах (типа, угроза жизни его 5-летней дочке).

Или эта книга о любви? Между Джессом и Линдой нет химии. Линда вообще если что-то любит — это деньги. Работать — это не для Линды. Получать образование — тоже. #Онажежмать! Ей надо проводить время с дочкой. А счета пусть оплачивает ее новый любовник — втрое старше самой Линды, да еще и повязаный кровью с местной мафией и, по слухам, женоубийца. Зато у него такой красивый дом и новая машина! Джесс, как только вариант с Диллардом отпадает, тоже ничего. Он же сам сказал что «скопил немного денег». Линду только что за ее алчность и глупость чуть не зарезали, но ее совсем не интересует откуда у нищего мужа, заложившего в ломбарде все, кроме подштанников, денги. Главное — они есть!

А еще книга о том что «берегите природу». Так и хочется добавить то самое «мать вашу!». Потому что Крампус, которого мотает из крайности в крайность как лодку в шторм, заделавшийся эко-активистом, это как Капитан Воробей, заделавшийся поборником трезвости. Смешно и как-то неуместно, что ли. Книга же вроде про месть, нет?

Разочарована. Сыроват «Крампус».

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

А ты хорошо вел себя в прошлом году?

***

Книги Брома в целом достаточно узнаваемы: налет мистики, известный шаблон рассматривается под необычным углом, один главный герой (мужчина), который обязательно из разряда не самых удачливых, и, конечно же, иллюстрации самого Брома. «Крампус, Повелитель Йоля» не стал исключением из правил Джеральда.

…Джесс перебивается непостоянными заработками, жена ушла от него, забрав дочь. Причем ушла к опасному человеку – Дилларду. Малого того, что Диллард – коп, так еще идут слухи, что он поучаствовал в смерти своей бывшей жены. Ну и вишенка на торте – Джесс ходит под колпаком у Генерала – местного авторитета. И вот при всех этих проблемах Джесс сталкивается с новой: он находит мешок Санты. Настоящий мешок настоящего Санты. И мешок этот нужен не только Санте, но и Крампусу.

Давайте сразу перейдем к плюсам романа. Во-первых, это традиционный для Брома экшен. Его тут полно. Здесь и погони, и тусовки, и пытки, и стрельба, и месть. Во-вторых, это тематика и атмосфера. Нечасто удается найти художественную книгу на тему Йоля, его традиций и истоков. Крампус, будучи потомком Локи, решает возродить Йоль, а соперником ему выступает Санта-Клаус и Рождество как таковое. В-третьих, тон произведения достаточно мрачный, но без перегибов. Роман нельзя назвать черным. Любопытно, что «Крампус» не сводится к банальной мести. На ней роман не заканчивается, а продолжается. Это не противостояние протагонистов и антагонистов. Наконец, идея возврата к старым традициям, к языческим, к шальным и диким. Это не деятельность новых сект и движений. А борьба за былое. Интересно!

Что касается минусов, то тут всё тоже традиционно для Брома. Это развлекательный роман. Мало глубины, довольно схематичные герои (хотя Изабель из числа Бельсникелей выглядит довольно объемной), огромное количество роялей в кустах. Так же много неточностей или неясностей. Природа Крампуса остается за кадром, как и воскрешения Санты, как и Рагнарёк.

Что касается образов и иллюстраций, то здесь Бром выступает в роли фаворита поединка. Бельсникели выглядят внушительно (речь именно про внешний облик), причем они действительно разные, Санта – силач, Крампус словно со страниц Гоголя сошел, только чуть подкачался.

Заключение: в целом, эта книга Брома выглядит интереснее «Потерянных богов» и «Похитителя детей». Синтез нынешних реалий и скандинавской религии оказался небезынтересным. Много экшена, мало глубины. Если правильно подойти к роману (как к чисто развлекательному), то, скорее всего, читателю понравится. Здорово выглядит сюежтный поворот примерно посередине произведения, когда тема мести уступает теме развития успеха [Крампуса]. Читается книга очень легко, образы довольно яркие.

7 повелителей Йоля из 10.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ответы на загадки всегда кажутся такими простыми, как только ты их узнал…

В начале года открыла youtube — блогеров и там-то попался обзор на творчество Брома. Меня на столько заворожили иллюстрации, что моментально заказала три книги... Поспешная покупка, ведь картинки — это конечно хорошо, но куда важнее сюжет.

Крампус, Повелитель Йоля — роман, с которого начала знакомство с автором. Увы, но никакого восторга не испытала. Словно смотрю боевик с фантастическими существами, а боевики не люблю. Да и в художественном плане Бром не зацепил.

Джесс Уокер — музыкант-неудачник, живущий в трейлере. Жена ушла, прихватив дочку, а сам Джесс глушит горе в алкоголе. Стандартная картина, но как-то в Рождество, Джесс становится свидетелем невероятной картины, где существа преследуют Санту и в ходе последний теряет свой волшебный мешок. Можно было бы свалить на пьяный бред, но все взаправду.

К сожалению не увидела того, что разглядели другие читатели. Лично мне было скучно и неинтересно. Герои не цепляли, кроме Изабель. Ожидала большего, но надежды не теряю. Впереди «Потерянные боги» и «Похититель детей» .

Оценка: 5
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

На сей раз Джеральд Бром написал страшную – и страшно увлекательную! – рождественскую сказку для взрослых. Скандинавская мифология, древние боги и христианские святые, Рождество и Йоль, криминальные разборки, семейная драма на грани трагедии, вдохновенная музыка, пленения, пытки, погони и стрельба, мечи, копья, револьверы и автоматы, помощь древнего... чудовища? демона? бога? – и то, чем эта помощь в итоге оборачивается...

Да, и Санта-Клаусу тут тоже досталось по первое число!

Напряжение действия, как внешнего, так и внутреннего – просто сумасшедшее! Читая, оторваться было почти не возможно – и все же приходилось время от времени заставлять себя делать перерыв, чтобы хоть немного схлынул поток хлещущих из книги эмоций. Плотность событий зашкаливает, каждое событие меняет расклад и ситуацию – и почти всегда в худшую сторону, как бы герой ни старался поступить «правильно». Ведь известно, куда ведет дорога, вымощенная благими намерениями. Саспенс и драйв просто на высоте! Всякий раз, переходя к другой линии действия, автор оставляет героев в экстремальной, подвешенной ситуации – и не торопится её разрешить, продолжая нагнетать напряжение.

Персонажи живые и неоднозначные, им искренне сочувствуешь и сопереживаешь. И по ходу повествования они меняются: к концу книги никто из выживших не остаётся прежним, тем, кем был в начале. И если среди людей еще встречаются злодеи, на которых пробы негде ставить (да и тех всего парочка), то среди нечеловеческих созданий нет ни однозначно добрых, ни однозначно злых. У каждого из них своя правда, и они готовы сражаться за неё до конца. Каждый из них поворачивается к героям и читателю то одной, то другой своей гранью, предстаёт в разных обличьях, и вместе с этими метаморфозами сменяют друг друга симпатия и антипатия к этим древним созданиям.

Несмотря на пытки, убийства, жестокость и кровь, это добрая и душеподъёмная сказка. Это гимн человеческому (и не только человеческому!) упорству, силе духа, таланту и вере в чудо.

А еще в этой книге нашлось место юмору и иронии – иногда довольно чёрным, а иногда и вполне добрым; и ряд очень душевных и трогательных сцен тут тоже есть. В «Крампусе» Бром использует широчайшую палитру: от брутальной жестокости до истинного милосердия, от любви до ненависти, от тоскливой безысходности до весёлого смеха, от покорности судьбе – до несгибаемого упорства.

А еще книга снабжена отличными авторскими иллюстрациями Брома.

Увлекательная, крайне эмоциональная, страшная и добрая сказка.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх