FantLab ru

Глен Кук «Хроники Чёрного Отряда»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.40
Оценок:
1931
Моя оценка:
-

подробнее

Хроники Чёрного Отряда

Chronicles of the Black Company

Цикл

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 83
Аннотация:

В центре повествования — Черный Отряд, группа наемников с многовековой историей. Поступив на службу к таинственной Госпоже, отряд оказывается в центре кровопролитной борьбы власти с повстанцами. В дальнейшем наемникам предстоит пройти немало испытаний, состав отряда не раз обновится почти полностью. Удастся ли им сохранить Черный Отряд, не дать ему окончательно стать историей?

© Nog

Содержание цикла:

8.56 (1630)
-
30 отз.
7.95 (3342)
-
159 отз.
7.94 (246)
-
10 отз.
8.46 (2389)
-
64 отз.
  • On The Long Run
8.29 (7)
-
1 отз.
10.00 (1)
-
8.03 (60)
-
8.17 (50)
-
8.42 (12)
-
8.35 (2110)
-
41 отз.
8.23 (1425)
-
42 отз.
8.04 (1149)
-
9 отз.
7.97 (1554)
-
35 отз.
7.90 (1386)
-
24 отз.
8.08 (882)
-
5 отз.
7.71 (1196)
-
22 отз.
7.94 (1098)
-
15 отз.
7.98 (1056)
-
18 отз.
8.37 (1050)
-
25 отз.
 

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Похожие произведения:

 

 


Десять поверженных
1993 г.
Огненная тень
1994 г.
Белая Роза
1997 г.
Игра теней
1997 г.
Серебряный Клин
1997 г.
Стальные сны
1997 г.
Суровые времена
1997 г.
Тени сгущаются
1997 г.
Черный Отряд
1997 г.
Тьма
1998 г.
Белая Роза. Игра Теней
2000 г.
Воды спят
2000 г.
Стальные сны. Серебряный Клин
2000 г.
Суровые времена. Тьма
2000 г.
Черный Отряд. Тени сгущаются
2000 г.
Воды спят
2001 г.
Солдаты живут
2001 г.
Солдаты живут
2001 г.
Белая Роза. Игра теней
2008 г.
Белая Роза. Игра теней
2008 г.
Воды спят
2008 г.
Солдаты живут
2008 г.
Стальные сны. Серебряный Клин
2008 г.
Суровые времена. Тьма
2008 г.
Черный Отряд
2008 г.
Черный отряд
2008 г.
Черный отряд. Тени сгущаются
2008 г.
Черный Отряд. Тени сгущаются
2008 г.
Мечи и темная магия
2012 г.
Черный Отряд
2013 г.
Тени сгущаются
2013 г.
Хроники Черного Отряда
2018 г.
Возвращение Черного Отряда
2019 г.
Книги Юга
2019 г.
Книги мертвых
2020 г.
Портал Теней
2020 г.

Издания на иностранных языках:

The Black Company
1984 г.
(английский)
Shadows Linger
1984 г.
(английский)
The White Rose
1985 г.
(английский)
Annals of the Black Company
1986 г.
(английский)
Shadow Games
1989 г.
(английский)
The Black Company
1989 г.
(английский)
The Silver Spike
1989 г.
(английский)
Dreams of Steel
1990 г.
(английский)
Shadows Linger
1990 г.
(английский)
White Rose
1990 г.
(английский)
The Black Company
1992 г.
(английский)
Bleak Seasons
1996 г.
(английский)
Bleak Seasons
1997 г.
(английский)
The Black Company
1997 г.
(английский)
She is the Darkness
1997 г.
(английский)
She is the Darkness
1998 г.
(английский)
Die Rückkehr des Bösen
1999 г.
(немецкий)
Im Dienst der Seelenfänger
1999 г.
(немецкий)
Water Sleeps
1999 г.
(английский)
Nacht über Juniper
1999 г.
(немецкий)
Water Sleeps
2000 г.
(английский)
Soldiers Live
2000 г.
(английский)
The Black Company: Glittering Stone I
2000 г.
(английский)
The Black Company: Glittering Stone II
2000 г.
(английский)
Soldiers Live
2001 г.
(английский)
The Black Company Goes South
2002 г.
(английский)
Chronicles of the Black Company
2007 г.
(английский)
The Books of the South: Tales of the Black Company
2008 г.
(английский)
Chronicles of the Black Company
2008 г.
(английский)
The Return of the Black Company
2009 г.
(английский)
The Many Deaths of the Black Company
2010 г.
(английский)
Fearsome Journeys: The New Solaris Book of Fantasy
2013 г.
(английский)
Fearsome Journeys: The New Solaris Book of Fantasy
2013 г.
(английский)
Operation Arcana
2015 г.
(английский)
Port of Shadows
2018 г.
(английский)
The Best of Glen Cook
2019 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Верится с трудом, но я все-таки осилил эти Хроники.

Почему осилил? Потому что они отняли буквально — несколько месяцев жизни и безмерное количество нервов. Снова почему? Потому что одиннадцать романов быстро не читаются. А еще потому, что Хроники в целом ужасно неровны.

Первый роман вызывал зубной скрежет — настолько бестолково и сумбурно было происходящее. Но святая убежденность в том, что дальше будет интереснее, помогла этот орешек разгрызть довольно быстро. Роман короток, преисполнен действия и помимо финальной свалки ничем не запоминается. Вообще это характерные черты всех Книг Севера, в том числе свежеиспеченного «вбоквела» — яркое, насыщенное повествование без лишних художественных, психологических и даже логических углублений. Впрочем, бессовестно вру — у «Замка Теней» (он же «Тени сгущаются») и «Белой Розы» есть достоинства, но о них — ниже.

Книги Юга. Камень преткновения для большинства фанатов цикла, который либо боготворят, либо ненавидят вплоть до отрицания самого факта их существования. А причина проста — их писал совершенно другой Глен Кук. И пусть и в «Игре Теней», и в заключительном томе летописцем остается старый добрый Костоправ, невозможно не заметить, что разъясняться он стал совершенно иначе. На смену скомканности и суете пришли нарочитая неторопливость, многочисленные повторы и все то, что принято называть «водой».

«Стальные сны», равно как и их хронист, в памяти оставили мало, являясь по сути, лишь ступенькой-введением в «настоящий» Таглиос.

Первая книга Мургена после «Снов» казалась глотком свежего воздуха, вторая — загубленной версией первой.

Единственный том Дремы — своеобразное, но опять же бестолковое чтиво. Почему бестолковое? Верхом абсурда были похищения двух чиновников Империи, которые были нужны ровно «нисколько». И такого много.

В общем, сюжет частенько прихрамывал на обе ноги, упорно пытаясь вытащить и тупиковые линии, и прочие несуразицы, главной из которых было бесконечное возвращение старых знакомых. Когда в десятый раз, ожидая встретить нового антагониста, сталкиваешься с плохо забытым старым, это неприятно.

Добавим нескольно внезапных перемен в характерах героев, рояли в кустах, куцый мир, тусклых, иногда клишированных персонажей, вроде Пугал-Взятых, Архипугала-Властелина, или Ворона (сами знаете почему).

Да, невесело. Забыл упомянуть крайне своеобразную сюжетную подачу — любители кровопролития в большинстве случаев будут разочарованы — львиная доля баталий выглядит так — «Когда мы пришли, все уже кончилось. Мы перебили -дцать человек, а они — троих. Следующие полгода было тихо — резались в тонк, лопали тушенку, пили спирт».

Снова вру — раздачам в тонк посвящена добрая треть Хроник.

Такое вот там средневековье с перегонными кубами и словами вроде «дезинфекция», «гангрена» и регулярно режущее глаз — «крутой/ая/ые».

Венчает эту конструкцию то, что принято считать главным достоинством цикла — серая мораль. Допускаю, что на момент написания Хроники могли потрясти нежные и ранимые души читателей фэнтези, сейчас же можно найти немыслимое количество романов с моралью не только серой, но и — с черной, зеленой, и даже фиолетовой в крапинку.

Меня лично, не гоняющегося за чернухой и прочими достопримечательностями поджанра, но и не пугающегося оных, разочаровывала именно подача этой «серости» — периодическая и какая-то наивно-детская. Страницами Кук, вернее летописец, настойчиво твердит читателю, что Отряд — сборище негодяев и проходимцев всех мастей, по факту же сводя порочность большинства персонажей к алкоголизму, случайным связям и азартным играм (из более-менее серьезного — нечастое увлечение несовершеннолетними).

Мерзавцы, убийцы, чудовища в человеческом обличье, против которых ополчился целый свет, и нашедшие убежище лишь в славной хатоварской роте, совершают не более полудюжины откровенных подлостей за весь цикл. Причем остается устойчивое ощущение, что писались они в моменты, когда Кук вообще вспоминал, что его герои «как бы почти плохиши».

Не реже забавляло употребляемое в Книгах Юга выражение «старая команда». Ребята, да старая команда — это я, потому что я был с отрядом с самого Берилла, я помню и Там-Тама, и охоту на мятежников, и битву при Чарах, и «крошечный апокалипсис» в Курганье, и бешенство Хромого, и каверзы Душелов, и перемены в Госпоже... А все «старички», сидящие в Дежагоре, пришли гораздо, гораздо позже!

А что в цикле вообще хорошего? Безусловно, достоинства есть, но они теряются на фоне остального. По-настоящему Кук радовал, выворачивая души в основном второстепенных (!!!) героев повествования. Маррон Шед, Боманц, Смедз Шталь и один-единственный удавшийся летописец Мурген. «Суровые времена» как гимн боли и отчаяния отдельно взятого человека на фоне ужаса, охватившего целый город, были прекрасны. Так же прекрасны, как линии колдуна-изгоя, трактирщика и вора, затмившие как основные сюжетные нити, так и их действующих лиц.

Таглиос с его, пусть и заимствованной, многокультурностью, культура наров в Гиэ-Ксле, таинственное Плато, преисполненное секретов — также несомненные плюсы цикла. За Равнину Страха отдельный поклон — все-таки Кук в цикле, подобно моему фавориту Филипу Дику, оказался не столько мастером повествования, сколько выдумщиком.

Фантазером.

Отдельные достоинства Книг Юга — неоднозначность Копченого, таинственный «пень», интригующий Длиннотень, тем не менее несколько пострадали от несуразного поведения Князя и его сестры, и совершенно неправдоподобного пропускания через мясорубку множества основных героев, которые предыдущие романы благополучно пережили в куда худших ситуациях.

С другой стороны, именно в финале «плохиш» Могаба перетягивает читательскую симпатию на себя, в чем ему помогают еще несколько персонажей. И вообще участь, постигшая «железного главнокомандующего», что ни говорите — незаслуженная, хотя ход, безусловно, удачный для раскрытия другого, едва ли не центрального персонажа. И я глубоко убежден, что то, как был представлен Могаба во «Временах», было страшилкой, удачной для романа, но ненужной для цикла в целом, ибо в итоге мы не видим вышеупомянутой Тьмы в наре, а на смену неуемным амбициям, оставленным в горниле боли и разочарования, в дополнение к нечеловеческой воле и бешеной работоспособности, пришли настоящие понятия долга и чести. И последние главы Могабы тому яркое подтверждение.

Пора закругляться.

Не могу не упомянуть полюбившихся отрядных колдунов: романтически-загадочного Молчуна, а также неразлучных заклятых друзей — переменчивого, яркого жулика Одноглазого и прохвоста, но маленького героя Гоблина(финал которого был также незаслужен). Кук не прогадал, ставя на эту парочку.

Потому что солдаты живут.

Даже если на книжной полке.

Оценка: 7
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это была не легкая, и отнюдь не быстрая прогулка по такому объемному труду Кука. Первые две книги были почти переломными, меня терзало желание знакомиться дальше, но столь банальное и сухое повествование просто отталкивало. Прочитав цикл до конца, я остался полностью доволен, что это длительное время было потрачено не зря. Все 4 тома в новом издании занимают заслуженное место не полке! На мой взгляд Черный отряд это качественная работа, так сказать приготовленная с душой для аппетитного читателя. Предостерегу сразу, что эти хроники не для всех. Если ты ищешь детализацию, проработку мира, картографию, флэшбэки, сотни рас с десятками религий и божеств, ванильную любовь, крепкие дружеские отношения, разобранную динамику сражений на четверть книги с подробными стратегическими действиями, то нет друг, это не твое. Это темное и местами отвратительное фэнтези, со всеми проявлениями скорби и печали к человечеству, к этому нужно быть готовым, либо принять это и прочесть с удовольствием. Если говорить о мрачности и черноте черной, то дело не в больном воображение автора, а обрати внимание на под жанр. Это дарк, не скажу, что в самом темном своем проявление, но местами Кук тебя знакомит и с гримдарком делая его колоритнее. Реалистично проработаные герои с минимальной долей шаблонности. Единственное сопереживание вызывал Костоправ, он был заложником этого отряда, которому и отдавал себя полностью. Весьма интересный и уникальный сюжет с различными многоходовками. Текст менялся от книге к книге как курс доллара, где то проседая, где то наоборот. Не дурно выглядело и то, что хронисты менялись, дополняя рассказ чем то исключительно своим.

Вот что запомнилось, и напрягало во время чтения, так это большой спиков разных переводчиков, который менялся от книги к книге, слегка чувствовалась изкаженность мысли относительно предыдущего. Если быть честным и судить обьективно, то минусов которые я не описал, хватает. Опять же, мне они показались не значительными. Ну и совсем субъективный момент, большой объем книги под тысячу страниц не очень удобен для чтения с рук. В общем, перед прочтением имей ввиду, что сэтинг не для всех, и в целом полагайся на свое мнение.

Оценка: 10
–  [  39  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Этот мир так похож на наш, никем не выдуманный. Небо над головой переливается всеми градациями серого, а под ногами хлюпает грязь любых сортов, известных природе . В теле ноет застарелая боль, на душе — мрак, на сердце — тоска... Добро пожаловать в Черный Отряд!

Уже само название цикла весьма иронично. В годы Столетней войны, «Белыми отрядами» (ротами) называли отряды ополчения, деятельности которых был посвящен знаменитый исторический роман Артура Конан Дойла, помимо прочего повествующий о рыцарском кодексе чести, долге перед короной и т.д. В кодексе чести Черного отряда всего один пункт: работа, оплаченная нанимателем должна быть выполнена любой ценой, да и долг перед кем-то у них может быть только карточный... В отличие от мастеров полотен демонстративного ухода от реальности, таких как Толкиен, у Кука получился мир, в который физически не получится удрать от повседневности, уж слишком сильно он на нее смахивает. Уберите из его романов любое упоминание о магии, замените Гоблина, Молчуна, Одноглазого на военных технарей ( например, подрывников), а Взятых и Госпожу — на безымянных латиноамериканских диктаторов, и перед Вами окажется предельно реалистичный роман о деятельности современных наемников, наподобие «Псов войны» Ф.Форсайта. Более того, сама структура отряда, где его члены за примитивными масками-кличками, скрываются от грехов собственного прошлого, подозрительно напоминает знаменитый Иностранный Легион. Наемники — не сверхлюди, их успехи в компаниях объясняются не природной неуязвимостью, а опытом и военной смекалкой. И именно поэтому, гоняя в первой книге необученных повстанцев, как слепых котят, они тем не менее, сразу же начинают нести потери, когда им приходится столкнуться с более серьезным противником. К слову, реалистичность — это главный козырь «дарка» в исполнении Кука. В отличие, от многих собственных же последователей, он не старается ошеломить и шокировать читателя льющейся кровью, живодерней или оторванными конечностями: в его книгах этого достаточно, но нисколько не больше, чем в реалиях настоящей войны, ведомой по настоящим, невыдуманным правилам. Но и меньше.

Языковые приемы, односложный жесткий стиль описаний от первого лица и полный минимум диалогов, Кук позаимствовал у классиков нуара, таких как Рэймонд Чандлер или Дэшил Хэммет... При нарочитой скупости на эмоциональные проявления, каждый из героев ЧО пытается сокрыть в себе собственнную сущность не только от окружающих, но и от читателя. И Костоправ, подобно частному сыщику, герою вышеприведенных классиков, волей или неволей постепенно распутывает эти сжатые клубки характеров своих собратьев, что бы в итоге, за этой напускной мрачной суровостью и немногословностью, обнаружить некую уязвленность и даже ранимость, присущую всем «Падшим ангелам». Война — это когда неплохие, в общем-то люди вынуждены делать плохие, а иногда и очень плохие вещи. А еще война — это бесформенная свалка вооруженных человеческих тел, которых распирает от собственного страха. И единственное, что спасает в этот момент от глупой смерти — Дух Братства, воплощение Единого Духа «Черного отряда», который и отличает его членов от прочих вооруженных тел на этом бранном поле. Честь продается, отвага покупается, любовь меркнет, и только Узы этого нерушимого Боевого Братства, выглядят единственным абсолютом в этом мрачном и жестоком мире.

Увы и ах, но цикл получился уж очень неоднородным. После сильнейшей трилогии Севера, Кук на какое- то время, потерял путеводную нить ко всему циклу, и поэтому романы Книг Юга, значительно уступают своим предшественникам. Не все так идеально и с «Книгами сверкающего камня». Однако, мастерство Кука подобно строительству величественного огромного здания: стоит всей общей картине ЧО где-то покосится, как автор тут же бросается выправлять эти недоделки в следующем томе и неизменно добивается прекрасных результатов. Если говорить о цикле в целом,то Куку удалось избавиться от одного из главных недостатков, присущих фэнтезийному жанру — его игрушечности, ведь в итоге, мы имеем книги не о колдовстве, не о мифических существах и псевдосказочных битвах, а именно о людях: ярких, запоминающихся и таких живых... И пока, даже несмотря на жесткость ремесла наемников, читатель продолжает переживать за их судьбы, хочется, что бы и сами Хроники Черного Отряда продолжались, как можно дольше.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга в первую очередь — очень длинная. По моему, это единственное, что про нее можно сказать без того, чтобы тебе сразу же возразили :)

При этом на самом деле тут у нас не одна, а две истории — первая про то, как предотвращали апокалипсис на Севере, а вторая — про то, как то же самое делали на Юге.

Сначала о плюсах.

Первый и, может быть главный — это «точка зрения». Все эти события, потрясающие основы мироздания, даны не с точки зрения одной из сторон, а от лица наемника, который всего лишь тянет свою солдатскую лямку. С этой позиции пафос и громкие слова смотрятся совсем иначе, победы не вызывают особой радости, поражения — особой печали.

Второй — это персонажи. Даны очень хорошо — жестко, без елея и без черни, в общем-то показанному веришь (по крайней мере — в общем и целом). Надо помнить, что начинается история с того, что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Отряд предает нанимателя.
Это сразу задает тон повествованию. При этом персонажи, которые появляются в последующих книгах в общем-то не уступают тем, что появились в самом начале. Ну и тот факт, что автор с ними расстается — не без печали, но тем не менее — выделяет книгу из череды похожих.

Третий плюс — это изображение обыденности и внимание к мелочам. Война — это не только сражения, но еще и снабжение, второй частью огромное число авторов пренебрегает. Тут — нет, и это радует.

Теперь минусы.

Первый минус в том, что первый плюс продержался недолго. Черный отряд встрял в разборки сначала колдунов, потом — богов, и сам стал одной из сторон. Автор постарался смягчить этот факт тем, что не декларирует абсолютную правоту отрядовцев отдельно, но очень и очень часто скатывается на эту позицию по сути.

Второй минус — общая рыхлость и неопределенность, сопровождающая весь текст. Север еще более менее географически представляешь себе, Юг — гораздо слабее, связи между ними нет вообще, они как на разных планетах — вообще друг другом не интересуются. Так не бывает. Путей должно быть больше, связей — тоже, желания их устанавливать — тем более, это ж базовое свойство человеческой натуры.

Третий минус — автор очень недолго смог обходиться без роялей в кустах. После определенного момента он начинает предоставлять своим героям кучу преференций в виде систем скоростного транспорта, уникальных в плане мощи союзников, возможности подглядывать за всеми и за каждым, умения бесследно прятаться и угадывать шаги противника.

Четвертый — отсутствие системы в магии и более широко — в изложении. В самом деле,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
на Севере все летают на коврах, на Юге выясняется, что умеет их делать только Ревун; в, чем, собственно, заключается немалая декларируемая мощь тамошних магов, если они ее почти не демонстрируют; как работает система имен и почему ее на протяжении всей истории используют только один раз; и в чем, черт возьми, фишка с Хатоваром?

Пятый — не совсем мне понятные изменения в героях. Самые яркие и удивительные —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
перерождение Могабы, который вообще совершил ничем не обоснованный заранее сюжетный кульбит и резко возросшая крутизна Одноглазого, который начинал ординарным колдуном-иллюзионистом, а закончил фактически победителем Кины и ее присных.

Как видим, минусы куда более обширны. Но это и неизбежно — их имеет любая фэнтези-эпопея. По большому счету автор, который попытается бороться с ними — заранее обречен на неудачу.

Такие эпопеи имеют лишь один шанс состояться — если рассказанная в них история окажется настолько интересной, что заставит читателя наплевать на все эти минусы. Куку в целом и в общем это удалось, по крайней мере применительно ко мне — роман за романом я читал с неослабевающим интересом, мне очень хотелось узнать, чем же все закончится. Концовка не подкачала, и хотя вопросов осталось немало — это лучше, чем если б автор захотел ответить вообще на все.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В каждой аннотации пишется, что Чёрный Отряд жёсткий, злой, крутые ребята, не ведают страха. Но после первой же книги серии становится понятно, что это приукрашение. На самом деле это просто группа наёмников с чёткой иерархией, жёсткими правилами и своим прошлым. Они бездумно не грабят деревни и не насилуют женщин. Довольно странно, что указан возраст читателей «Для взрослых» хотя в книгах ничего особенного не написано.

Сюжет тянется долгой извилистой дорогой. Каждая книга написано в своём стиле — в том, кто Летописец отряда в данный момент. Из-за этого 2 книги из предпоследней серии достаточно мутные, плохо прописаны и читаешь их, лишь бы перейти дальше. Автор уж слишком затянул этот цикл и ему приходится «оживлять» старых злодеев, придумывать новых из других миров, придумывать сами другие миры(которые появляются только в последних 3-4 книгах, и по-моему без них можно было и обойтись). Однако не стоит приуменьшать заслуги автора в хитросплетениях и интригах. Очень интересно и с удовольствием наблюдать, как разворачиваются неожиданные планы Капитанов Отряда, о которых не знаешь до самого конца.

Первые две серии очень интересны и хорошо написаны, середина подкачала, но последние книги снова вернулись правильному Летописцу и удались. Рекомендую этот цикл любителям классического фэнтези. Не стоит рассчитывать на глубокие интриги, тайны и подлости, на Dark fantasy или на что-то особенное, стоит рассматривать цикл как классику 90ых. Прочитайте. Этот цикл и его герои останутся с вами надолго. Оценка — 8

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вдохновленный впечатлениями от прочтения замечательного цикла «Хроники Чёрного Отряда» Глена Кука решился поделиться своими мыслями. Книги рассказывают о военном отряде наемников, Солдат Удачи, называемом Черный Отряд. О его победах и поражениях, о солдатах в нем состоящих, своего рода это его частичная история, почему частичная, ведь отряду к концу саги около 4 веков. При написании книг Кук применяет идею, что рассказ ведется от имени летописцев отряда, причем в зависимости от летописца, меняется и стиль написания, это показывает Глена Кука, как очень гибкого автора. Начинается все с книг Костоправа, Книг Севера. Его летопись самая объемная из всего цикла и самая интересная и более-менее ровная по качеству написания. Далее идет цикл Книги Юга — в целом немного более слабый и не ровный в своем качестве, но тоже очень достойный. Большое достоинство то, что цикл полностью завершен, причем на высокой ноте, качественно, сюжетные линии сводятся логично, «Солдаты живут» — одна из лучших книг в цикле. Последнюю книгу «Портал Теней» надо читать самой последней, хоть по сюжету она и стоит второй. К слову, она оставляет отличное послевкусие, у книги закрученная концовка, в ней опять встречаешься со старыми героями, в общем, обязательна к прочтению для любителей Черного отряда.

Цикл, что случается со мной редко, прочитал 2 раза подряд, очень уж не хотелось расставаться с этим миром, с полюбившимися героями, а также «вспомнить» тех персонажей, которые не дожили до финала. А «ушло» в бессмертие их очень и очень много. Акцент на персонажах цикла ставлю, потому что, по моему мнению, это самое большое достоинство Черного Отряда. Герои очень яркие и атмосферные, каждый со своим характером, своим поведением, они вызывают эмоции, как положительные, так и отрицательные. Они наполняют мир цикла жизнью, придают ему краски и атмосферу, из него не хочется «уходить». Ведь сам мир прописан далеко не так подробно, как в Колесе Времени или в Песне Льда и Огня. Но в этом и состоит мастерство автора. Книги Севера Глен Кук пишет так лаконично, иногда даже чересчур, что стиль написания может многим и не понравиться, но он подбирает слова так метко и во время, что при прочтении понимаешь — а ведь он ничем не хуже Мартина, Сапковского, Хобб и других известных авторов. Этим циклом он закрепил себя в отряде самых лучших и достойных писателей фантастики.

Не могу не упомянуть полюбившихся персонажей, а их много, поэтому сильно расписывать каждого не буду:

— Костоправ (потому что лекарь,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
пойдет на повышение по «офицерской лестнице»,
займет, пожалуй, решающую роль в судьбе отряда) и Госпожа (стала императрицей за счет своей магической силы и таланта, «большая» особа) — их романтическая и любовная связь написана очень достойно , она цепляет и заставляет переживать, сами персонажи очень колоритные, в своем роде это главные персонажи цикла.

— Колдуны отряда — Одноглазый (потому что нет глаза) и Гоблин (потому что лицом похож на гоблина, особенно когда улыбался). Их тандем украшение всего цикла, они без конца ссорятся, подкалывают и поносят друг друга «хорошим» словцом, но при этом остаются самыми лучшими друзьями, готовыми жизнью рискнуть за другого, когда «припрет». Характер Одноглазого — это вообще нечто особенное и запоминающееся :). Они привносят изрядную толику юмора. Их сложившаяся судьба производит большое впечатление, да уж, кто прочел тот знает. Да, и конечно — Молчун (потому что всегда молчал, дал обет молчания, скажет несколько слов за весь цикл), еще один колдун, очень запоминающийся, и играющий большую роль в судьбе главного отряда. Моментами его действия вызывали такие эмоции, что слезы начинали наворачивать. По прочтении можно сказать, что они оказались очень самоотверженными личностями, хотя часто при чтении этого и близко не скажешь.

— Мурген (потому что Мурген, был знаменосцем, летописцем, при жестокой осаде Деджагора возглавлял часть отряда, сыграл очень большую роль в выживании отряда в трудные времена) и Дрема (потому что окружающим казалось что она постоянно дремлет из-за сильного шрама у глаза,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
с рядового состава дошла до капитана).
Каждый персонаж будет вести свою летопись. В книги Мургена войдут 2 книги цикла («Суровые времена» и «Тьма»). Конечно Мурген не настолько яркий персонаж, как Одноглазый, но мне он импонировал больше всех, наверное, своим характером, похожим на мой (что то родное читалось :) ). Многие хают роман «Тьма» за затянутость, а по мне, так это одна из лучших книг цикла, есть в ней какой то шарм, атмосфера (10/10). А вот книгу Дремы «Воды спят» я считаю самой слабой, стиль написания не зашел, как и сам персонаж, яркий, но раздражающий для меня.

— Конечно из отряда отмечу Ворона, Душечку, Капитана, сержанта Ильмо, Могабу, не убиваемые Масло и Ведьмака, Бадья, Тобо и другие. Из тех кто не входил в отряд, но сыграли большую роль в нем: обязательно отмечу отлично прописанного героя Каштана Шеда («Тени сгущаются»), этот персонаж получил такое большое личностное развитие, из подлого труса стал честным смельчаком, от Костоправа — «...Шед стал для меня кем-то вроде святого покровителя, примером для подражания на всю оставшуюся жизнь. Он очень высоко поднял планку...», и развитие Шеда такое органичное, мастерство Кука! И конечно же Нож и Лебедь, Бубу и Нарайян Сингх, Дядюшка Дой, Тай Дэй и бабушка Кы Гота.

— Отдельно вынесу Взятых, они не входили в отряд (это сильные маги, но их воля была подчинена в свое время более сильными магами: Властелином и Госпожой). Душелов (имеет способности в какой-то степени улавливать души других людей или их характеры, поэтому разговаривает их голосами, причем постоянно сменяющими друг друга). Однозначно, одна из самых ярких и запоминающихся личностей. Вызывает бурю смешанных эмоций, от романтичности, юмора, до непомерной жестокости и отвращения, да это что то, целые пьесы одного актера:

«Прежде чем войти в лес, Душелов оглянулась.

– Ну, и где же они все? – И твердым мужским голосом спросила:

– Что случилось со всеми этими подхалимами?

Другим голосом:

– Ведь кто-нибудь захотел бы сорвать поцелуйчик.

Удивленный голос:

– А они что, всегда хотят?

– Неужели мы здесь проигрываем?

– Мне это не нравится.

– Это уже не доставляет удовольствия. – Капризный детский голос.

– Мы почти все время лишь играем на мотивах. В этом нет никакого вызова.

– А даже когда есть, то почти невозможно увлечься настолько, чтобы результат волновал.

Почти все голоса были деловитыми, но усталыми.

– Трудно двигаться дальше, подпитываясь лишь стремлением к мести.

– Трудно быть одиноким, и точка.

Это замечание вызвало длительное молчание. У Душелова не нашлось подходящего голоса, чтобы выразить цену своего существования такой, какой она была. Только не вслух. Яростно-безумные колдуны-убийцы не хнычут из-за того, что их никто не любит...

...Душелов отыскала голос, которым не пользовалась еще с молодости. И этим голоском стала напевать песенку о весне и юной любви, и пела ее на языке, на котором говорила весной своей жизни, когда в мире все еще жила любовь.

Часовые в лагере перепугались до ужаса.»

Из Взятых также отлично прописаны Хромой и Ревун. Без них мир был бы намного скучней :).

К слову, книги приправлены юмором, он у Глена Кука тонкий и искрометный, может даже по-военному краткий, но он заставляет улыбаться то тут, то там, привносит свои оттенки написания. Постоянно звучит своеобразный юмор наемников, мне он как то очень зашел, то как они обращаются друг к другу, этот сленг типа «дерьмовый коротышка» и т.д., атмосфера у солдат удачи, все это заходит и остаются долгоиграющие впечатления.

К сожалению, это книги про войну, боевые действия, про наемников, борьбу за власть, а значит погибнут очень и очень многие! По моему даже Мартин пока «отдыхает», по тому как гибнут полюбившиеся персонажи и герои цикла про Черный Отряд. Повторюсь окончание отличное, и нельзя не вставить фразу концовки цикла, в память о тех, кто прошел по циклу тонкой красной нитью и остался в бессмертии:

«Бесконечный ветер метет равнину. Он шепчет, пролетая над серыми камнями, несет с собой пыль из далеких миров, вечно подтачивающую мемориальные столпы.

Это своего рода бессмертие.

Память – своего рода бессмертие.

Ночью, когда ветер умирает, а над сияющим камнем царит тишина, я вспоминаю. И все они живут снова.

Солдаты живут. И гадают – почему.»

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хорошо знакомый с жанром опытный читатель, впервые ознакомившись с циклом, будет удивлен, что ему под соусом «тьмы» предлагается максимум «серое фентези». И наооброт, ранее незнакомый с жанром человек имеет шансы остаться довольным прочитанным, если проигнорирует явные сюжетные недоработки автора. Подобная амбивалентность восприятия затрудняет объективность в оценке, но, тем не менее, «Черный отряд» в сером покрывале наемнического фентези вдохновил и продолжает вдохновлять творцов-последователей, за что безусловно заслуживает одобрения.

Справился ли автор с заявленной задачей показать циничную жизнь, да еще на службе силам Тьмы? Скорее нет, чем да. Автор внезапно решает, что в цикле будут демонстрироваться цинники, прошедшие деформацию, если можно так выразиться. История вооруженного формирования, которое, к слову, никогда не было элитным, а было лишь одним из нескольких, началась задолго до отправной точки повествования, что неизбежно отразилось на текущей идеологии и мировоззрении. С натяжкой, но этим объясняется некоторая склонность к социализированности действующих участников, которая удивляет многих читателей, но возможность сравнить нынешнее состояние участников отряда с примерным эталоном прошлого представится в ходе цикла, хоть и в невнятной форме.

Справился ли автор с реалистичностью описываемого? Скорее нет, чем да. Постоянный некомплект кадров, который никак не мешает боеготовности; странное везение и субъективные факторы, призванные помочь героям выкрутиться; ковыляющие через кусты рояли, включая идею истинных имен, введенную внезапно и используемую лишь бы разово разрулить сюжетный комок, после чего благополучно забытую; намеки на крупный мир, но абсолютно мутно оформленная география. Также складывается ощущение, что в процессе творчества некоторые элементы сюжета надоедали автору, и он приходил к решению максимально быстро их закрыть, чтобы переключиться на новые.

Справился ли автор с узлами читательского внимания? Скорее да, чем нет. Некоторый мистицизм происходящего присутствует, черный юмор и жесткие моменты также встречаются, пусть и не всегда поданные достаточно эффектно, имеется много завлекательных деталей (от Черного замка до путешествия отряда к истокам). Местами присутствует интрига, а боевые сцены описаны неплохо, хотя стоит отметить, что локальные столкновения удаются автору лучше, чем глобальные.

Справился ли автор с персонажами? Скорее да, чем нет. Персонажи неплохо оформлены и запоминаются, а мотивировка их действий по большей части определена. В каком-то смысле, цикл лучше читать на языке оригинала, поскольку перевод не всегда точно передает настроения героев, да и разночтений хватает даже в их именах, хотя Костоправ действительно звучит стилистически лучше, нежели оригинальный Каркун, пусть даже последний максимально близко определяет не только профессиональную сущность героя (Croaker — жарг., врач), но и пессимистичный характер (Croaker — ворчун).

Имея два условных плюса и два условных минуса на счету цикла, вопрос об острой необходимости ознакомления с приключениями Черного отряда в современных реалиях останется неизбежно открытым. Этому также способствует плавающая от романа к роману динамика повествования. Возможно, на окончательное решение повлияет тот факт, что отказывающийся от риска остается без фасованных напитков, поэтому цикл стоит иметь поблизости на случай внезапного приступа жажды, чтобы продержаться до появления более обильного источника.

Оценка: 6
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Считаю этот цикл одним из лучших в жанре фентези. Перечитываю минимум раз в два года) Очень хорошая задумка, неплохое воплощение. герои прописаны тщательно и отлично. Несколько затянуто в середине, но все равно читается на «отлично».

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хороший цикл. Интересный сюжет, много интересных персонажей. Тут практически нет места избранным героям, которых защищает сюжетная броня. Герои, особенно второстепенные умирают часто, быстро и без пафоса с розовыми соплями. Героям конечно же жалко своих павших товарищей, но долго грустить нет времени. Хотя мне, как читателю, хотелось бы, чтобы некоторые прожили гораздо дольше. Можно сказать, что хроники Чёрного Отряда это история о маленьких людях в большом и опасном мире, которые могут полагаться на своих братьев по оружию и воевать против всего мира.

Из минусов можно выделить временами недостаточно подробное описание окружения или внешности; пропадания минорных персонажей на пол книги, а то и больше. Но учитывая стиль этих книг, тех самых анналов, то эти минусы можно принять. Хотя при всём этом, они никак не мешают погрузится в чтение и наслаждаться историей.

В общем советую этот цикл к прочтению. Один из лучших представителей жанра фентези.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Десять минут назад завершил чтение последнего романа цикла Черный Отряд. По-правде сказать — домучал. Начиная с пятого романа сюжет напоминает вязкий кисель, с плавающими в нем сонными мухами. Все персонажи куда-то идут, что-то говорят, заковыристо размышляют обовсем и ниочем. Написано вроде простым языком — но как же тяжело это читается ! Из каждого романа ( книги Юга и книги Сверкающего Камня ) спокойно можно пропускать сто-двести страниц текста, написанного для объема, никак не влияющих на сюжет. Затянуто — нудное пустословие. Для меня самая сильная книга Ч.О. — Тени сгущаются ( вторая по хронологии ). Реально зацепила и запомнилась. Постараюсь быть обьективным : цикл Черный Отряд (выделяющийся среди штампованой фэнтэзийной писанины) крепкий , атмосферный , самобытный середняк. До Мартина и Сапковского ( образцов жанра реалистичного фэнтэзи ) Куку очень далеко. Знакомство с другими произведениями этого АВТОРА продолжать не имею желания . Не мой писатель .

Оценка: 7
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отряд профессиональных наёмников с более чем трёхсотлетней историей подвизается то там, то здесь, пока судьба не забрасывает его на службу могущественной Империи и не вовлекает в кровавую мясорубку гражданской войны. Летописец отряда, он же полевой врач, по прозвищу Костоправ, склонен к рефлексии и фантазиям и не очень деятелен, но в силу своей должности часто оказывается в центре событий. От его лица и идёт повествование в первых четырёх книгах.

В романах Кука о чёрном отряде читатель не отыщет философских или жизненных откровений. Комбинация Добра и Зла не предполагает большое число вариаций и автор в этом смысле не стремится к новациям. Нет здесь свойственной жанру красоты войны, или героев, получающих удовольствие от сражений. Почти не найти и глубокого психологизма. Однако авантюрный сюжет, лёгкий авторский стиль, пересыпанный метафорами, чёрным юмором и любимой американскими писателями игрой со штампами, что называется, найдёт своего читателя.

Идея организации, имеющей преемственность и долгую историю, но не имеющей Миссии (подобно, например, орденам) довольно любопытна и позволила автору создать своеобразный и даже самобытный суррогат эпоса. Геополитика не важна. Стороны конфликтов довольствуются вторым планом. В центре сюжета, в центре мировоззрения героев — Чёрный отряд, эдакий коллективный индивидуалист, и его Анналы – своеобразный геном сообщества.

Хроники отряда нечто большее, чем исторический документ или путевые записки. Отвергнутые социумом наёмники, видят в отряде семью, а в его анналах — своего рода бессмертие. Мифическая прародина отряда — Хатовар, для солдат имеет большее значение, чем родные города или режимы, которым они служат. Этим мотивом пронизан весь сериал.

Впрочем, автор не возводит в абсолют корпоративность и солдатскую солидарность, пафос весьма умерен, а декларированный цинизм наёмников щедро разбавлен их же гуманными поступками.

Оставляя главного героя по большей части лишь наблюдателем, автор выводит на первый план иных ярких персонажей. Это Госпожа, владычица Империи. Для врагов и подданных – воплощение зла. Для Костоправа ещё и особа, овеянная романтическим ореолом. Это Ворон — примкнувший к отряду бывший аристократ. Индивидуалист, ведущий собственную войну с врагами и с самим собой. Это Каштан Шед – герой второй книги цикла. Типичный «маленький человек», преодолевающий собственную трусость и логику обывателя. Вообще персонажи второго плана часто получаются у автора более живыми, нежели главные действующие лица.

Подходить ко всей серии из десяти книг с одной меркой нелепо. Первые романы цикла имеют самостоятельную ценность и сюжетную завершённость. Их можно читать по отдельности без риска потерять ориентацию. В то время как «хвост» из шести книг являет собой развитие коммерчески успешного проекта и фактически имеет сквозной сюжет.

Первый роман, давший название серии, не оставляет особых впечатлений. Автор не утруждает себя подробной проработкой мира. Города Империи и люди живущие в них похожи и мелькают слишком быстро, чтобы приобрести индивидуальность. Но на сером однообразном фоне яркое пятно чёрного отряда смотрится особенно хорошо.

На мой взгляд, наиболее удачен второй роман цикла — «Тени сгущаются».

В городе Арча царит атмосфера упадка и предчувствие катастрофы. Знать укрылась от проблем за стенами крепости, толстосумы — в особняках верхнего города. Предоставленный сам себе народ борется за выживание в трущобах Котурна, где власть захватили ростовщики и криминальные группировки. В Котурне пропадают трупы и по слухам их кто-то скупает, а за городом тихой сапой вызревает загадочный чёрный замок.

Авангард отряда тайно перебрасывается в город, чтобы предотвратить неведомую угрозу, но сталкивается с тенью собственного прошлого.

Отличная интрига, которая сохраняется до последних страниц книги. Неплохо проработанная эсхатология (и в тоже время она не является калькой с эсхатологии христианской, так активно эксплуатируемой жанром.) Персонажи харАктерны, антураж достоверен. Всё это даёт основания причислить книгу к классике фэнтези.

К недостаткам первых романов я бы отнёс неудачную топонимику. Может это и оригинально называть города Тамбур, Бирка, Ад, Шмяк, Амбары, Ржа… но иногда создается впечатление, что автор просто схалтурил. К недостаткам переводов – отсутствие синхронизации, словно переводчики нарочно соревновались в интерпретациях имён главных действующих лиц.

Хвост сериала значительно слабее и рассчитан в первую очередь на тех, кого зацепили первые книги, кого интересует дальнейшая судьба героев. Правда, автор подложил почитателям свинью. Почти все яркие персонажи быстро гибнут. Ротация отряда происходит настолько быстро, что ставит под сомнение идею преемственности. Да и летописцы (а вместе с ними и стиль) меняются часто.

Движущей силой отряда на протяжении последних книг является поиск его мифической прародины. Вернее это навязчивая идея Костоправа, который возглавил отряд после разгрома в финале третьей книги.

В поисках истоков отряд забирается на крайний Юг (а потом и дальше), где сталкивается с новыми и старыми врагами, а также странным всеобщим заговором молчания. Буквально всё население тамошних мест что-то знает о прошлом отряда, о Хатоваре, но никто не обмолвился ни словом.

Перелистнув последнюю страницу последней книги, читатель понимает, что и с Хатоваром автор его надул. Разгадка так и осталась за кадром.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Один из самых лучших циклов в стиле фэнтези, по моему мнению. Могу приравнять к «Отряду» только Малазанскую «Книгу падших» и Империю Ужаса. Огромное спасибо Автору.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Много слышал о «Хрониках Черного Отряда», вот и решил прочитать. Скажу так — весь цикл оставил двоякое впечатление: с одной стороны очень добротный(порою впечатляющий) фэнтезийный сюжет , с другой — совершенно неровные по качеству написания части цикла. Первые два романа просто суперские, остальные довольно посредственные, есть даже провальные на мой взгляд ( напр. «Серебрянный Клин»). Но повторюсь — сюжетная линия очень хороша- особенно автору удаются концовки. Кроме всего прочего в «Книгах Юга» плохой перевод — какой-то небрежно-запутанный.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Уезжая в отпуск долго выбирал на вокзале что взять почитать в дорогу и отпуске. Выбор пал на Хроники Чёрного Отряда, о чем ни разу не пожалел. Жду переиздания от Азбуки, с новым переводом. Очень достойное чтение в жанре темной фэнтези.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В литературе самое большое мое разочарование это ведьмак и черный отряд .Первый оказался мелодрамой про взаимоотношения с колдуньей а отряд .... .Три раза начинал и каждый раз кидал . Скучно,нудно и никакого эффекта присутствия ((. Удивлен что у этого цикла много почитателей

Оценка: 1


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх