fantlab ru

Глен Кук «Дракон не спит никогда»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.90
Оценок:
424
Моя оценка:
-

подробнее

Дракон не спит никогда

The Dragon Never Sleeps

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 33
Аннотация:

Они несли от планеты к планете закон Великих Домов и утверждали его стальной рукой. Бежать от них было невозможно, сопротивляться им — равно самоубийству. Они были Стражами, и зло, таившееся в межпланетной пустоте, не решалось тронуть непобедимых. Так было недавно — но не теперь. Теперь на великую Силу нашлась Сила величайшая. Раньше Стражи сражались, чтобы сражаться. Теперь придется сражаться, чтобы выжить...

С этим произведением связаны термины:

Похожие произведения:

Фрэнк Герберт «Вселенная Дюны» (1999, цикл) 
8.48 (1095) 13 отз.
Энн Леки «Слуги правосудия» (2013, роман) 
7.15 (776) 48 отз.
Фрэнк Герберт «Дюна» (1965, роман) 
8.65 (9379) 340 отз.
Аластер Рейнольдс «Пространство Откровения» (2000, роман) 
7.87 (1368) 61 отз.
Фрэнк Герберт «Бог-Император Дюны» (1981, роман) 
7.82 (2259) 55 отз.
Юн Ха Ли «Гамбит девятихвостого лиса» (2016, роман) 
7.11 (332) 31 отз.

 

 


Дракон не спит никогда
1999 г.
Рейд. Дракон не спит никогда
2002 г.
Дракон не спит никогда
2021 г.

Издания на иностранных языках:

The Dragon Never Sleeps
1988 г.
(английский)
Le Dragon ne dort jamais
2000 г.
(французский)
The Dragon Never Sleeps
2008 г.
(английский)
The Dragon Never Sleeps
2009 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну что тут скажешь? Лучшая космическая фантастика, которую я держал в руках.

Огромный мир, непобедимые корабли, интриги между великими домами и интриги внутри великих домов, тактики, стратеги и авантюристы, масштабные и детализированные космические битвы — всё на месте и в фирменном стиле Глена Кука.

Слава богу, я давно вырос из подростковой фантастики Гаррисона, Перумова и Асприна, мне подавай мотивы поступков, а не «вот этот добрый, этот злой», мне подавай головоломные многоходовки и планы внутри планов, которые не срабатывают, натыкаясь на контрпланы, шпионаж и человеческий фактор, а не «пришел, увидел — чемпион», мне подавай больше героев, каждый из которых в состоянии перевернуть мир, а не одного Конана-варвара/Фесса-некроманта/Ди Гриза-шпиона на 30 книг. И именно здесь я получил всё это аж по горлышко. То, что кажется невероятной авантюрой, оказывается продуманной кампанией, то, что кажется удачным решением, оказывается глупостью, основанной на недостатке информации и излишней поспешности, сильные не справляются, хитрых обманывают, дальновидные внезапно гибнут... всё, как я люблю))) по уровню интрижности ничем не хуже «Игры престолов», по масштабности вселенной больше почти всего, что я читал, включая «Основание» и «Дюну», особенно учитывая, что очень часто в произведениях с большими вселенными, масштабы фиктивны. т.е. вселенная на словах большая, но используются и описаны две-три локации...

да, все мы, любители Кука, знаем его проблему — в первые 20 страниц влепить 30 героев, каждый из которых чуть ли не самый главный, запутать читаеля, заставить возвращаться назад и перечитывать. зато все сюжетные линии начинаются с начала книги, а не приплетаются в середине, вызывая недоумение, ему не приходится вводить дополнительных персонажей, которых до этого как бы и не существовало. Прочитав несколько книг Кука, становится ясно, что его истории продуманы до мелочей сразу, а не обрастают сюжетом по мере написания.

Итого: Отличный автор, Великолепная книга!

ну а хейтеров и ниасиливших можно только пожалеть...

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот и дочитан «Дракон не спит никогда» Глена Кука. Бумажной книги под рукой не было, начал читать электронную, и мне так понравилось, что я тут же заказал классическую книгу. В средине произведения я уже метался между двумя близкими, но все же отчетливо разными мыслями: «отличная книга с плохой реализацией» и «плохая книга с отличными особенностями». Закончил же чтение с убеждением, что верно все же второе – перед нами достаточно слабое произведение, в которое автор напихал так много всего, что со всем в итоге и не совладал.

Рассмотрю поочередно некоторые моменты.

1. Роман явно может похвастаться размахом происходящего – в далеком будущем человеческая раса (и не только человеческая) путешествует по галактике с помощью Паутины – некого подпространства, которое позволяет здорово сокращать время путешествия. Но путешествовать здесь небезопасно – в Паутине обитает монстр, который может погубить космические корабли, да и сами корабли могут пропасть неизвестно по какой причине.

Сама эта идея с Паутиной уже привлекательна. Но на выходе мы получаем некий костыль, который автор использует для перечисления звездных систем, которые посещают герои романа. Они просто прыгают из одной локации в другую, коих тут много, а упомнить все невозможно – читатель получает калейдоскоп планет, от которого просто укачивает.

2. Идей, которые Кук привносит в произведение, великое множество. Это и клонирование человека (преданные клоны помогают своим оригиналам справляться с гигантским объёмом работы), и запись личности на цифровые носители (достойные этого люди оцифровываются и получают титул «Богоравного»), и заморозка солдат между боями с последующим восстановлением в случае их гибели (их тела, насколько я понял, просто заново выращивают с параметрами, которые опять же записаны в компьютере), и появление самосознания у гигантских космических сторожевых кораблей (причем, каждый корабль проявляют свою уникальную личность). Затронуты и в принципе большие «философские» вопросы, типа, вымирания человека как вида или обсуждение права репликанта на «полноценность».

И опять же присутствует темная сторона этой солянки. Клонов героев так много, что иногда путаешься, где кто. Смерть персонажа не воспринимается так остро, ибо конкретную личность можно восстановить, вырастив новое тело. Начинаешь путаться с клонами. А самосознание корабля в итоге выливается в способность машины говорить с персоналом и показывать призраки-фантомы, которые (в некоторых случаях) можно соблазнить тем самым сделав шаг к манипулированию кораблем. Играло бы все это на общий еще сюжет… Так нет, это так проходит, словно «ну было и было».

3. По идее, перед нами космоопера с 1) многочисленными Домами, каждый из которых обладает индивидуальными характеристиками; 2) примерно тридцатью гигантскими боевыми кораблями, каждый из которых тоже уникален и находится на разной стадии проявления самосознания и подчинения себе живого личного состава (вплоть до полного его отсутствия); 3) угрозой вторжения инопланетного флота негуманоидной расы… Прибавьте к этому многочисленных (но не шибко наделенных своей собственной харизмой) героев – должно быть многообразно и увлекательно.

Но только в теории. Автор подает самые главные разгадки этого мира мимоходом и словно случайно как-то. В итоге читатель не может полноценно оценить тайность тайн и гениальность их раскрытия. Если автор этого делать не хочет, так зачем и читателю стараться?

Вообще создается ощущение, что многообещающему автору дали карт-бланш и сказали воротить то, что ему хочется. Фантазия у фантаста заиграла буйными красками, он много чего придумал, но на хорошую драматургию, на тщательную работу с сюжетными ходами и раскрытие героев сил (или таланта) его уже не хватило. Он здорово порезвился, но устав от игрушки, заставил себя все же дописать это до конца. Благо что это все-таки одна книга, а не многотомный цикл (сейчас всех этих идей книг на 10 бы точно хватило).

И главная моя претензия, которая родилась опять же из классной задумки – автор не париться с деталями, он пишет по существу, а герои общаются у него как настоящие люди – намеками, недосказанности, шутками и т.д. Но почти сразу в книге я заметил, что подчас не понимаю, что пишет автор. Кто кому что говорит? Иногда подвешенная реплика неизвестно кем произнесена. А вот предложение, смысл которого тоже не поддается дешифровке. А вот подколка, которую я не понял. А вот твист с двойным предательством. Уже сидишь и думаешь «Когда же это закончится?». И этим вопросом я задавался половину книги. Как классно она начиналась, и как прискорбно это все скатилось в непонятную кашу.

Вообще роман больше похож на фэнтези. Научности тут на два грамма. Тут даже звездолеты летают на «винтах». Это и другие вещи здорово ставят в тупик… «Богоравные» живут в компьютере космолета, но сам космолет обладает своим сознанием. Где проходит граница их сфер индивидуальности? Почему на всех колонизированных планетах существуют только трехъярусные города? Почему нам должен быть интересен Провик? Вопросов бесконечное множество.

Подводя итог, скажу, что все-таки определенный шарм у книги есть. Убрав многообразие героев и локаций, чуть подробней остановившись на самых классных сюжетных ходах, акцентировав внимание на исторически важных для этого мира событиях и чуть придав глубину человеческой тоске и самокопанию, мы могли бы получить конфетку. Но вышел комковатый блин на 6 баллов из 10.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как можно этот кусок говна называть шедевром!? Я читал-читал и читал, а сюжет и хоть какая-то внятность повествования не появлялись. Названия и имена просто нечитаемые. Автор напускает пустого пафоса, скрывая за ним свою бездарность как автора, у которого гигантские проблемы как с сюжетом, героями, так и с самим слогом. Не знаю как он там в фэнтези (там читатель не притязательный, любое говно схавает), но вот в фантастике Кук полнейший бездарь.

Тупой набор не связных между собой происшествий, написанных бездарно не увлекательно и до ужаса тяжеловесно.

Оценка: 1
– [  24  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот редко я пишу отзывы, а тут прям бомбануло!

Книга сама по себе просто шикарная. Но новый перевод от Азбуки это просто мусор!!! Кажется что переводчик делал это на бегу попутно пользуясь гугл транслейтом и даже не вникал в то что он переводит... Я прочитав почти четверть книги в старом переводе и устав перечитывать одни и те же предложения про три раза, дабы понять суть написанного, я решил купить новое издание! Знаете, было бы полезнее взять 500р и ими подтереться, чем тратить деньги на ЭТО!

Мало того что «тревелер» в старом переводе звучит по тексту органичнее чем «путешественник» в новом. Так еще каким то чудным образом «Искатель славы» превратился в «Славное утраченное», и прыжок он совершает не от «В. Ортики» а от «В.Ротики«!!! Чьи нафиг ротики???))) Третий вахтмастер ранее назначенный «командиром группы» в новом переводе назначается «призовым офицером». ПРИЗОВЫМ Карл! А его «приз» — это отправиться в мясорубку в первых рядах... А как вам «Стражи» ставшие просто «сторожевыми кораблями»???

После этого я, пожелав крепкого здоровья переводчику, зашвырнул книгу на антресоль и пошел уже с удовольствием дочитывать старый перевод!

Ротики бл....

Оценка: 5
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вселенная Дракона по своему космическому объему, интригам, эпическому размаху действий, снова интригам, рассуждениям о будущности человечества, и еще раз интригам и остальному прочему, вполне сопоставима с вселенной легендарной Дюны Френка Герберта, а может, в моментах, даже лучше, и это пожалуй комплимент Глену Куку. Проблема в том, что весь этот объем и масштаб, который у Герберта вылился в шесть законченных и внушительных по размеру томов, Кук уместил в одну(!) не очень большую книгу. В результате у меня сложилось впечатление, что я читаю не отдельный самодостаточный роман, а черновик неизмеримо большей космической эпопеи. И отсюда все недостатки в виде лишь слегка набросанных образов главных героев; максимально урезанных диалогов; эпических космо-сражениях которые умещаются в абзац(!); интригах, каждую из которых у другого автора хватило бы на целый том, а у Кука умещающихся на паре страниц. И все это при невероятной скорости развития событий от которой просто укачивает. Я не знаю, что так торопило Глена, что заставило его настолько урезать сюжет за счет глубины персонажей и событий, хотя я знаю, это и является фирменным стилем его книг, но здесь он превзошел себя. Как-будто он не знает, что быстро не всегда хорошо.

Мне очень понравился черновик этой вселенной Канона, но это не книга, а именно черновик сокращенный вариант. Еще её можно назвать эпической фантастикой для ленивых, для тех кто возмущается всякими многотомными циклами, и обвиняет их авторов в погоне за деньгами, для тех кто после каждого тома говорит, что цикл уже не тот, не зависимо от действительности. Я не из их числа, если книга хорошая, то её должно быть много, если вселенной есть место куда расти, она должна расти. Жаль, что Кук больше любит свои темно-фэнтезийные работы и развивает их в циклы, а мог бы и из этой книги состряпать.

Оценка: 8
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если вы, как и я, уважаете сюжеты, которые долго запрягают, но быстро и далеко едут — нам повезло. Невнятное начало, изобилие странных данных постепенно складываются в картину циклопической тирании, какую оценил бы и сам Лето Второй — и в жизнь разумных существ под пятой этой тирании. Есть искренние несгибаемые революционеры — и одному из них удается даже поколебать сердце тиранического порядка — легендарную, таинственную звездную базу Тулза. Продувные мафиокапиталисты, способные обмануть кого угодно и что угодно (включая тиранов), но предаваемые собственными потомками. Отважные воины (они же служители тоталитарной власти — как посмотреть) — которые способны в одиночку выстоять несколько лет на планете-трущобе и вернуться... просто еще чуть более суровыми фанатиками. Крылатые женщины. Ино-подросток, телепат... Выскочки, наследники, бессмертные интриганы — за один только спектр живых и объёмных персонажей надо было бы читать эту книгу.

Но в ней есть и еще кое-что. Гулкая пустынная огромность баз. Неподъемная для восприятия величина кораблей. Расстояния.

От этой книги не то, что пахнет — от нее разит космосом. Она удивительно сильно создает перспективу развития — вот на перенем плане человечки, главы жалких планеток, дерутся из-за власти на этой кучке ресурсов. Вот чудовищный Страж спускается над планеткой... По Линии, используемой этими, в сущности, крошечными корабликами случайно... и предназначенной строителями совершенно не для этого... Вы когда-нибудь видели, как гусеница ползет по рельсу?...

И вдалеке слышно дыхание... Нет, не поезда, просто маленькой дрезинки, проверяющей пути. Но поезд — возможен. Хотя о нем думаем только мы, да еще, порой, старый воин-философ по прозвищу Панцирь.

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я был там среди звезд и видел баталии титаников космоса. Это было великолепно! Время не боится пирамид, время боится Стражей и тот кто управляет ими, управляет вселенной. Мне кажется Кук, при всей моей безумной любви к прочему творчеству, здесь прыгнул выше своей головы, установив фантастический рекорд. Слишком круто даже для автора Хроник Черного отряда. Маштаб у книги за гранью человеческого вооброжения, в одной весовой категории с Дюной Ф. Герберта, а интеллект, хитрость и коварство персонажей могут соперничать целому полку ментатов и жадности барона Харконнена.

У этой книги есть две беды, первая это в русском варианте аннотация разве что написанная к заточенному на фэнтези махровому графоманству, а не к книги которую можно относить в золотой фонд космической фантастики. И вторая — текст , который совсем не милосерден к читателю. Иногда вещи лучше звучат в оригинале The Dragon Never Sleeps. Но я так подозреваю что и в оригинале роман — не подарок. Пробиваться в начале будет мучительно сложно. Но поверьте, бросать книгу на второй страннице — это плохая идея, и никакой отзыв не убедит вас в обратном, пока вы сами своими глазами и своим вооброжением не коснетесь замысла автора.

Кроме отличных персонажей, книга держится на следующих Трех Китах:

Первый.

«Я не знаю откуда взялась Паутина» и это говорит человек у которого знание является основной работой. У меня не такой богатый бэкграунд в жанре, но имхо Паутина — отличная находка — аналог гиперпространству, где можно огрномные расстояния преодолевать за микросекунды. По сути Кук избавил неискушенных зрителей (таких как я) от скучной научной терминологии, тонко закрыв происхождение Паутины завесой таинственности.

Второй — эхо войн с Ужасом Лучезарным, жаль что нет приквела, чувствую заварушка та еще была, единственное приходится полагаться на те крахи воспоминаний квайского воина-философа.

И третий — это Стражи наделенные именами римских легионов, цели которых подавление восстаний законам Канона и сохранение порядка на Паутине. Описать их сложно, мне кажется вероятность спроицировать их с помощью инструментов кино близка к нулю, ни какие визуальные эффекты и современные технологии 3D не спсобны передать все могущество этих гигантов, как это сделал скупыми словами простой сборщик малотоннажных грузовиков. Книга — настоящий тест для вооброжения, так что удачи:wink:

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Понравилось. Читала в два захода, за 300страниц до финала пришлось отложить, но зато потом дочитала в два дня.

Отличный роман. Как говорят, вот это настоящий писатель, который сразу знает, к чему ведёт.

Ханавер мой любимый герой, Джо тоже не подкачала. Очень понравилось, что интерьеры и прочая чепуха здесь даны лишь мазками — пару слов тут, пару там. Главное — герои, действия.

Очень понравился мир, очень понравились Стражи. Всё очень понравилось. Читала с удовольствием.

Думаю перечитать Черный отряд, уже порядком не помню, что там к чему)

Оценка: 8
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну вот так вот...Глен наш, не побоюсь этого слова, Кук. Имя, которое ассоциируется с черным цветом и еще каким-то отрядом, который мелькает в отзывах изо дня в день. А я вот не читал. И вообще думал, что Кук — это про фентези. И тут этот роман...просто поразительный роман, который вроде в чем-то и фентези, а в чем-то и совсем себе космоопера, причем такая, каких мало. Удивительный симбиоз фентезийного умеренного пафоса...

«В зал наблюдателей, в безукоризненной черной с серебром форме Военного экипажа, вошел Военачальник Ханавер Стрейт, Диктат. «

...и «твердой» научной фантастики, которую как бы я не хотел, но не могу не сравнить с «Пространством Откровения» Аластера Рейнольдса. Есть совершенно стойкое чувство, что многие идеи Рейнольдс реквизировал для своего знаменитого цикла. «Стражи» Кука — это, фактически, каста Ультра в космосе «Пространства...», инерционное оружие, интриги в Доме Трегессеров и на Ресургеме и т.д. Однако Рейнольдс — это более «твердый» фантаст, его мысли и футурология не менее самобытны. Кук же интересен тем, что он пользуется фентезийными приемами в космическом антураже. Во многом его роман понятнее и интереснее, нежели «Пространство Откровения». Интриги здесь достойны «Игры престолов». Древних артефактов, неизвестных рас, удивительных существ и механизмов хватит на целый цикл. Футурология, вопросы клонирования, последствия долгого пребывания в космосе, взаимоотношения закона и свободы, всего этого хватит на несколько романов. Это, пожалуй, единственная книга, которую я хотел бы прочитать не сразу, а в нескольких частях. В ней столько всего, эти по-хорошему интересные рояли в кустах, иногда излишняя торопливость во времени, так и хочется сказать Куку — ну хватит, притормози, друг. Давай, может, второй том через годик, а? Ну зачем тебе эти 500 страниц?

А какие характеры, скажу я вам? А? Какие характеры! Даже непонятные биороботы все со своей харизмой. Даже одичалые Стражи все со своей неповторимой историей болезни. И вот когда вам кажется, что вроде бы все уже понятно, эти сейчас получат по щщам — и поделом, а эти тоже получат — хотя жалко бедолаг, и тут Кук делает невообразимый твист, из недр своего мозга генерирует еще пару-тройку удивительных тайн, поворотов сюжеты, закольцовывает какие-то вами давно забытые линии, убивает казалось бы главного героя и вы опять вгрызаетесь в этот роман, потому что ИНТЕРЕСНО. Интересно и неожиданно, ничего предсказать совершенно невозможно, потому что Кук никого не жалеет, ни героев, ни антигероев. Плюс ко всему он заставляет вас переживать за всех. За кваев, за Стражей, за биороботов, даже за этих сумасшедших Трегессеров. Все и плохие и одновременно хорошие. И это то, что, мне кажется, подсмотрел у Кука (даже страшно писать такое) Джордж наш-великий-и-могучий Мартин. И это то, чего не хватает в современной фантастике.

«Дракон не спит никогда» — космоопера умная и монументальная, каких почти не встретишь. Поражаешься, что так мало изданий, так мало оценок. Это самородок. Я сейчас вообще вот допишу и скачаю все эти черные отряды, будь они трижды фэнтези по классификатору.

Черт с ним!

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Единственная книга Кука, которую я с первого раза запомнил целиком, а прочел уже трижды и еще собираюсь. Похоже на озарение, которого побоялся сам автор, и не стал развивать тему в сериал.

Словом, проза высочайшей пробы. Не просто литература, а настоящая ФАНТАСТИКА, что куда выше более высокое звание.

хотя и впрямь жаль. что автору платят за «Черный отряд» и «Гаррета» втрое больше, чем за отдельные романы. Была бы тут хоть небольшая серия — получили бы шедевр даже больше, чем на «10»

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сокращенная версия заметок для Medium (http://bit.ly/2hjlRRh + https://bit.ly/3cSxmxc).

Неопределенно далекое будущее (летоисчисление, в полном согласии с релятивистской природой путешествий в космосе, возможно только относительным и обычно отсчитывается с момента постройки того или иного корабля; что касается VII Gemina, военного звездолета, на котором происходит основное действие, то его возраст около четырех тысяч стандартных лет). Человечество давно выбралось из Солнечной системы и прочно забыло о ее существовании, учредив колоссальную пангалактическую империю, переполненную тысячами разумных и неразумных видов — Канон (Canon). На всем протяжении романа Земля не упоминается ни разу, проскакивают лишь глухие намеки, что та или иная архитектурная достопримечательность либо построена в доканонические времена, либо реплицирована по созданному тогда шаблону. Кого это волнует? Для Валерены, наследницы торгово-феодальной корпорации Трегессеров, история начинается с ее рождения, и в этом она мало отлична от Стражников (Guardships).

Сам же Канон представляется причудливой смесью порядков загнивающей Римской империи времен солдатских императоров, Радха Энн Лэки

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(где Анаандер Мианаай, бесперечь клонируя себя и синхронизируя расходящиеся копии, сама не замечает, как ослабела хватка ее многопалой железной руки на пугливо бьющихся жилках путеводных червоточин людского космоса),
Галактической Империи Айзека Азимова
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(корабли-Стражники пронумерованы римскими цифрами и носят имена, созвучные названиям древних легионов),
Культуры Йена Бэнкса
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(каждый корабль наделен патологически своевольным, не чуждым черного юмора, очень эффективным в военном отношении, а иногда и просто безумным искусственным интеллектом, являющим себя экипажу через промежуточную прослойку обитателей локальной сети — Обожествленных — и осуществляющим на борту адхократию)
и японского сёгуната времен Минамото-Ходзё (у Канона нет единого формального центра, а отдельными планетами под присмотром Звездной Стражи управляют Дома — крупные и средние наследственные корпорации, аналоги поместных феодалов-даймё).

Имеются весьма оригинальные особенности: как уже сказано, в Каноне нет ни императора, ни центральных управленческих структур, есть только общее и довольно расплывчатое представление Стражи о должном и воспрещенном, слегка напоминающее прагматичную политику азимовских психоисториков у Кингсбери в «Психоисторическом кризисе».

Звездную Стражу Кука обслуживает (именно так, а не наоборот) очень древняя, очень замкнутая, очень консервативная и беспощадно агрессивная в самой своей основе цивилизация, где единственными носителями армейского кодекса выступают ИИ боевых кораблей, от склочных и задиристых до отстраненных и безумных, а единственной ценностью их политики очень большой дубинки — сохранение мира во всем людском космосе, исключающего взаимное гарантированное уничтожение обитаемых планет алчными технофеодалами и корпоративными ниндзя-черепахами.

По сути, такой социальный строй правильнее было бы определить как анархокапитализм, но последнее слово, думаю, предусматривает хотя бы зачатки меритократических тенденций, чего Дома абсолютно чужды — управляют ими наглые пройдохи и жестокие идиоты, в том числе и потомки русских братков (добро пожаловать в Дом Волгодон). Основной статьей Канона выступает абсолютная монополия Стражи на космическую войну и средства массового поражения.

Поскольку в этой Империи Человека нет центра, куда следует стягивать ресурсы в случае опасности и откуда то и дело прибывают бесталанные управленцы, то стабильность внутренней идеологической платформы сохранять довольно просто. Доктрина Стражи немногим отличается от инстинктов хищника выжженной лютым солнцем саванны на Старой Земле, где первыми слезли с деревьев, поднялись с четверенек и нашарили палку предки Homo galacticus. Дракон Канона эффективно бессмертен и превосходно защищен броней Стражи от внешних угроз.

Слабые места Канона концептуально те же, что у Галактической Империи Азимова и Плана Селдона: создателями Канона сделано три важных, но в принципе опровержимых допущения.

Первое состоит в том, что ни одна цивилизация за пределами неустанно ширящегося Канона не может достигнуть технологического уровня человечества.

Второе — что контроль над искусственным разумом Стражника, даже обезумевшего, недоступен планетарным Домам. (Между прочим, отсюда понятно, что автор аннотации от АСТ книжку не читал.)

Третье — что сеть гиперпространственных прядей, по которым перемещаются транспортные и военные суда Канона, предназначена именно для перемещения по Галактике, а не для чего-нибудь еще.

Кук занимается последовательной деконструкцией всех трех утверждений. Материала для нее в «Дракон не спит никогда» столько, что хватило бы как минимум на трилогию, и это решение (по образцу «Ловцов звезд») было бы достаточно обоснованным, хотя, справедливости ради, в том цикле только «Теневая линия» действительно достойна звания шедевра. А вот в данном случае над читателями парят птицы обломинго: издательство попросило Кука исключить всякую возможность разбухания «Дракона» в многотомную сагу, и в результате из рукописи при редактуре выкинули ни много ни мало 80 тысяч слов. Эффект получился поистине чудовищным: с каждой страницы веет пленительным величием глубокого космоса, но рваный, дерганый, стенографический стиль без малейших признаков стилистической обработки не дает прочувствовать это величие в полной мере до самого конца книги (кстати, русский перевод читать не советую никому).

Но и в таком кастрированном виде книга, вышедшая одновременно с «Вспомни о Флебе» Бэнкса, при сходном (подчас навязчиво) сюжете представляет идеальный и кошмарно убедительный антитезис космическому анархосоциализму Культуры с гендерфлюидами, умными фаллоимитаторами, личными кружевными воротничками бессмертия и виртуальными преисподними.

Ах да, в строгом смысле сверхсветовых перемещений тут нет, на что герои, как в «Дзен-пушке» Бэйли, иногда ворчат; и отдельную ценность представляет описание того, как воспринимается местный суррогат сверхсвета глазами невежественных обезьян с гранатами и звездами смерти на стероидах.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличная очень глубокая книга. В ней есть характеры, есть интрига, есть эпические батальные сцены. Есть много не тривиальных идей, которые иной автор растянул бы на серию в 10 книг. Но главное здесь это концепция не спящего дракона, некий закон, принцип, ярость, высшая справедливость.

Если власть переходит границу, то рано или поздно в небе появляется Страж — Дракон могучий непобедимый безжалостный.

Одна из лучших книг автора.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вы не совсем правы, уважаемый.

Это действительно В. Ротика 4 )

«Turtle seldom talked about Turtle. Whence had he come? What was he? The last indigene of V. Rothica 4? There were ruins in the deserts. Unlikely that he was of the precursor race, though. Nobody was that old.»

Так что новый перевод в чем то более точен, приближен к первоисточнику. Но почти все наименования переведены дословно, а это не есть хорошо. «Тревеллер» действительно звучит лучше чем «Путешественник» т.к. это скорее класс корабля, чем его наименование или функциональное определение. Впрочем, товарищ Кук реально выдумал гору труднопереводимых названий. Ну, дык на то и талант переводчика существует, чтобы все это дело сбалансировать.

А вот старый перевод косячный просто пипец. Переводчик иногда просто от фонаря названия присваивает. Порой, даже близко к оригиналу ничего такого нет. С другой стороны, тут есть и действительно удачные имена / наименования, которые читаются и выглядят в тексте очень органично.

Проклятие! Взять бы да замиксовать два перевода! А еще лучше третий сделать. )

Однако, должен признать, что мне тоже больше нравится ранний перевод Левина с его Панцирем и Леди Миднайт, нежели перевод Удалина с Тортилом и Леди Полночь.

Тем не менее, не смотря на все эти пертурбации, книга однозначный шедевр боевой фантастики.

Оценка: нет
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Понравилась. Сначала я просто испугался, настолько всё чуждое. Но Кук же :smile: И чем дальше в лес — тем больше дров: стоило разобраться с началом, как всё стало — не проще — динамичнее и интереснее. Запутанный клубок, заговор на интриге и предательством погоняет. Многослойное наложение мотивов и взаимодействующих событий. Приходится думать сразу в трёх направлениях, а в итоге понимаешь, что чего-то не учёл. Абсолютная чуждость поначалу пугает и путает, но напоминает о том, что это — крайне далёкое будущее, и если оно будет похоже на ландшафт за окном квартиры, то ни о каком интересе и речи бы не было. И именно эта чуждость существ, явлений и мотивов, со скрипом «вживлённая» в сознание читателя, потом прорастает и вытаскивает нас в мегамир с его возможностями, ставками и выигрышами. В очередной раз поражаюсь, как всё это могло — я молчу о возникнуть! — хотя бы поместиться в голове автора, если там же были ещё несколько, абсолютно других миров?

Где-то, конечно, эмоции. С другой стороны, может я далеко не всё усвоил и понял из романа, но того что есть — достаточно. Роман найдёт своего почитателя, а в моём лице — уже нашёл.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, один из лучших романов автора. Автора, подарившего нам миры Черного Отряда, Империи Ужаса, сыщика Гаррета. Масштабность, красота, интриги, бои, философия... Определенно, книга очень умного человека для как минимум неглупых, поданная в обертке космооперы. Космооперы масштабной и увлекательной. Что самое интересное, додумывать и продумывать самому приходится очень много, и это просто здОрово. Это в разы луче рафинированных текстов, разжеванных и положенных в рот глупенькому читателю. А рваный стиль повествования — фишка Кука. И тут она крайне органично вплетена.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация