Глен Кук «Дракон не спит никогда»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Космоопера )
- Общие характеристики: Военное | Приключенческое | С множеством интриг
- Место действия: Вне Земли (Открытый космос | Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Клоны и клонирование | Бессмертие | Вторжение «Чужих»
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
Они несли от планеты к планете закон Великих Домов и утверждали его стальной рукой. Бежать от них было невозможно, сопротивляться им — равно самоубийству. Они были Стражами, и зло, таившееся в межпланетной пустоте, не решалось тронуть непобедимых. Так было недавно — но не теперь. Теперь на великую Силу нашлась Сила величайшая. Раньше Стражи сражались, чтобы сражаться. Теперь придется сражаться, чтобы выжить...
- /языки:
- русский (3), английский (3), французский (1)
- /тип:
- книги (7)
- /перевод:
- М. Левин (2), Ф. Рейчер (1), С. Удалин (1)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
HanSolo, 23 декабря 2021 г.
Вот редко я пишу отзывы, а тут прям бомбануло!
Книга сама по себе просто шикарная. Но новый перевод от Азбуки это просто мусор!!! Кажется что переводчик делал это на бегу попутно пользуясь гугл транслейтом и даже не вникал в то что он переводит... Я прочитав почти четверть книги в старом переводе и устав перечитывать одни и те же предложения про три раза, дабы понять суть написанного, я решил купить новое издание! Знаете, было бы полезнее взять 500р и ими подтереться, чем тратить деньги на ЭТО!
Мало того что «тревелер» в старом переводе звучит по тексту органичнее чем «путешественник» в новом. Так еще каким то чудным образом «Искатель славы» превратился в «Славное утраченное», и прыжок он совершает не от «В. Ортики» а от «В.Ротики«!!! Чьи нафиг ротики???))) Третий вахтмастер ранее назначенный «командиром группы» в новом переводе назначается «призовым офицером». ПРИЗОВЫМ Карл! А его «приз» — это отправиться в мясорубку в первых рядах... А как вам «Стражи» ставшие просто «сторожевыми кораблями»???
После этого я, пожелав крепкого здоровья переводчику, зашвырнул книгу на антресоль и пошел уже с удовольствием дочитывать старый перевод!
Ротики бл....
Гилли Ду, 18 мая 2024 г.
Вот и дочитан «Дракон не спит никогда» Глена Кука. Бумажной книги под рукой не было, начал читать электронную, и мне так понравилось, что я тут же заказал классическую книгу. В средине произведения я уже метался между двумя близкими, но все же отчетливо разными мыслями: «отличная книга с плохой реализацией» и «плохая книга с отличными особенностями». Закончил же чтение с убеждением, что верно все же второе – перед нами достаточно слабое произведение, в которое автор напихал так много всего, что со всем в итоге и не совладал.
Рассмотрю поочередно некоторые моменты.
1. Роман явно может похвастаться размахом происходящего – в далеком будущем человеческая раса (и не только человеческая) путешествует по галактике с помощью Паутины – некого подпространства, которое позволяет здорово сокращать время путешествия. Но путешествовать здесь небезопасно – в Паутине обитает монстр, который может погубить космические корабли, да и сами корабли могут пропасть неизвестно по какой причине.
Сама эта идея с Паутиной уже привлекательна. Но на выходе мы получаем некий костыль, который автор использует для перечисления звездных систем, которые посещают герои романа. Они просто прыгают из одной локации в другую, коих тут много, а упомнить все невозможно – читатель получает калейдоскоп планет, от которого просто укачивает.
2. Идей, которые Кук привносит в произведение, великое множество. Это и клонирование человека (преданные клоны помогают своим оригиналам справляться с гигантским объёмом работы), и запись личности на цифровые носители (достойные этого люди оцифровываются и получают титул «Богоравного»), и заморозка солдат между боями с последующим восстановлением в случае их гибели (их тела, насколько я понял, просто заново выращивают с параметрами, которые опять же записаны в компьютере), и появление самосознания у гигантских космических сторожевых кораблей (причем, каждый корабль проявляют свою уникальную личность). Затронуты и в принципе большие «философские» вопросы, типа, вымирания человека как вида или обсуждение права репликанта на «полноценность».
И опять же присутствует темная сторона этой солянки. Клонов героев так много, что иногда путаешься, где кто. Смерть персонажа не воспринимается так остро, ибо конкретную личность можно восстановить, вырастив новое тело. Начинаешь путаться с клонами. А самосознание корабля в итоге выливается в способность машины говорить с персоналом и показывать призраки-фантомы, которые (в некоторых случаях) можно соблазнить тем самым сделав шаг к манипулированию кораблем. Играло бы все это на общий еще сюжет… Так нет, это так проходит, словно «ну было и было».
3. По идее, перед нами космоопера с 1) многочисленными Домами, каждый из которых обладает индивидуальными характеристиками; 2) примерно тридцатью гигантскими боевыми кораблями, каждый из которых тоже уникален и находится на разной стадии проявления самосознания и подчинения себе живого личного состава (вплоть до полного его отсутствия); 3) угрозой вторжения инопланетного флота негуманоидной расы… Прибавьте к этому многочисленных (но не шибко наделенных своей собственной харизмой) героев – должно быть многообразно и увлекательно.
Но только в теории. Автор подает самые главные разгадки этого мира мимоходом и словно случайно как-то. В итоге читатель не может полноценно оценить тайность тайн и гениальность их раскрытия. Если автор этого делать не хочет, так зачем и читателю стараться?
Вообще создается ощущение, что многообещающему автору дали карт-бланш и сказали воротить то, что ему хочется. Фантазия у фантаста заиграла буйными красками, он много чего придумал, но на хорошую драматургию, на тщательную работу с сюжетными ходами и раскрытие героев сил (или таланта) его уже не хватило. Он здорово порезвился, но устав от игрушки, заставил себя все же дописать это до конца. Благо что это все-таки одна книга, а не многотомный цикл (сейчас всех этих идей книг на 10 бы точно хватило).
И главная моя претензия, которая родилась опять же из классной задумки – автор не париться с деталями, он пишет по существу, а герои общаются у него как настоящие люди – намеками, недосказанности, шутками и т.д. Но почти сразу в книге я заметил, что подчас не понимаю, что пишет автор. Кто кому что говорит? Иногда подвешенная реплика неизвестно кем произнесена. А вот предложение, смысл которого тоже не поддается дешифровке. А вот подколка, которую я не понял. А вот твист с двойным предательством. Уже сидишь и думаешь «Когда же это закончится?». И этим вопросом я задавался половину книги. Как классно она начиналась, и как прискорбно это все скатилось в непонятную кашу.
Вообще роман больше похож на фэнтези. Научности тут на два грамма. Тут даже звездолеты летают на «винтах». Это и другие вещи здорово ставят в тупик… «Богоравные» живут в компьютере космолета, но сам космолет обладает своим сознанием. Где проходит граница их сфер индивидуальности? Почему на всех колонизированных планетах существуют только трехъярусные города? Почему нам должен быть интересен Провик? Вопросов бесконечное множество.
Подводя итог, скажу, что все-таки определенный шарм у книги есть. Убрав многообразие героев и локаций, чуть подробней остановившись на самых классных сюжетных ходах, акцентировав внимание на исторически важных для этого мира событиях и чуть придав глубину человеческой тоске и самокопанию, мы могли бы получить конфетку. Но вышел комковатый блин на 6 баллов из 10.
SullenArc, 30 ноября 2022 г.
Вы не совсем правы, уважаемый.
Это действительно В. Ротика 4 )
«Turtle seldom talked about Turtle. Whence had he come? What was he? The last indigene of V. Rothica 4? There were ruins in the deserts. Unlikely that he was of the precursor race, though. Nobody was that old.»
Так что новый перевод в чем то более точен, приближен к первоисточнику. Но почти все наименования переведены дословно, а это не есть хорошо. «Тревеллер» действительно звучит лучше чем «Путешественник» т.к. это скорее класс корабля, чем его наименование или функциональное определение. Впрочем, товарищ Кук реально выдумал гору труднопереводимых названий. Ну, дык на то и талант переводчика существует, чтобы все это дело сбалансировать.
А вот старый перевод косячный просто пипец. Переводчик иногда просто от фонаря названия присваивает. Порой, даже близко к оригиналу ничего такого нет. С другой стороны, тут есть и действительно удачные имена / наименования, которые читаются и выглядят в тексте очень органично.
Проклятие! Взять бы да замиксовать два перевода! А еще лучше третий сделать. )
Однако, должен признать, что мне тоже больше нравится ранний перевод Левина с его Панцирем и Леди Миднайт, нежели перевод Удалина с Тортилом и Леди Полночь.
Тем не менее, не смотря на все эти пертурбации, книга однозначный шедевр боевой фантастики.
Lunetta, 5 декабря 2023 г.
Понравилось. Читала в два захода, за 300страниц до финала пришлось отложить, но зато потом дочитала в два дня.
Отличный роман. Как говорят, вот это настоящий писатель, который сразу знает, к чему ведёт.
Ханавер мой любимый герой, Джо тоже не подкачала. Очень понравилось, что интерьеры и прочая чепуха здесь даны лишь мазками — пару слов тут, пару там. Главное — герои, действия.
Очень понравился мир, очень понравились Стражи. Всё очень понравилось. Читала с удовольствием.
Думаю перечитать Черный отряд, уже порядком не помню, что там к чему)
dima9275, 8 июля 2024 г.
Как можно этот кусок говна называть шедевром!? Я читал-читал и читал, а сюжет и хоть какая-то внятность повествования не появлялись. Названия и имена просто нечитаемые. Автор напускает пустого пафоса, скрывая за ним свою бездарность как автора, у которого гигантские проблемы как с сюжетом, героями, так и с самим слогом. Не знаю как он там в фэнтези (там читатель не притязательный, любое говно схавает), но вот в фантастике Кук полнейший бездарь.
Тупой набор не связных между собой происшествий, написанных бездарно не увлекательно и до ужаса тяжеловесно.
Sergio Blanc, 21 августа 2021 г.
Этим своим романом Кук меня немного удивил. Я согласен с теми, кто в своих отзывах ассоциировал творчество писателя с фэнтэзийными сериалами или с инспектором Гарретом. У меня аллюзии были теми же. А тут нате — космоопера.» Блин, ты серьёзно Глен!?», -была моя первая мысль. Заинтригованный начал читать.
Кук, конечно же, узнаваем.
Во-первых, излюбленный им рваный ритм повествования никуда не делся. Именно им, как мне кажется, объясняется недовольство многих качеством перевода. Да пишет он так, что хорошо перевести его тексты очень сложно. Манера письма у него такая, мягко скажем, интересная. Ха-ха.
Во-вторых, ему всегда нужно ЧЕМ-ТО у КОГО-ТО вдохновиться. На этот раз частично «вдохновлялись» «Дюной» Херберта. Великие Дома аристократов будущего, устроенных по клановой кровно-родственной системе, правят звёздными системами. Правда не Атрейдесы и Харконнены правят бал, а всякие там Трегессеры, Шолоты и Хоригавы. Метанодышащие инопланетяне, заточённые в спецконтейнеры прям вылитые Навигаторы, дышащие спайсовой смесью. Можно и ещё пару примеров привести, но хватит. Не будем ловить автора на плагиате — ведь он весьма творчески перерабатывает первоисточники. Здесь должен быть смайл!
На страницах своего романа наш друг — писатель Кук — создаёт удивительный калейдоскоп образов. За их действиями следить временами сложно, действительно, все эти многочисленные клоны-дубли, восстановления, замены, подмены, и прочие реинкарнации и регенерации героев местами чертовски раздражают и запутывают, но интересно.
И не сказать, чтобы образы были раскрыты как-то особенно глубоко. Скорее нет и Кука легко обвинить в поверхностности. Однако, как это у него получается, не знаю, умеет писатель заставить нас встать «на эмоцию». Возникает элемент сопереживания, а значит хочется читать этот текст дальше.
В центре повествования -гигантские космические Корабли именуемые Стражами.
Позвольте цитату: «Сколько лет кораблям-Стражам? Они были стары, еще когда я был молод. Иногда мне кажется, что звезды моложе их, а Стражи так и были созданы старыми, коварными и смертоносными и никогда не было такого мига, чтобы не были они непобедимыми.»
Вокруг них, так или иначе, и происходят все хитросплетения сюжета. Стражи хранят мир и порядок в космосе Канона, так называется в тексте зона обитания человечества. Но есть ещё и космос Вовне Канона....Однажды наступает момент, когда безусловному доминированию Стражей бросают вызов разные силы как изнутри, так и из Внешнего космоса. Чем это всё закончится? Читайте и обрящете. Уж раскрутить сюжетное действие автор умеет.
Когда я закончил чтение, то поймал себя на мысли, что охотно прочитал бы продолжение истории....Но, увы и ах, в данном конкретном случае, Кук решил не продолжать. А жаль, история ведь явно была «заточена» на пролонгацию. Так что некий элемент недосказанности остался, а я лично люблю законченные сюжетно произведения.
Фанатам автора читать однозначно. Любителям «покосмооперить» тоже рекомендую присоединиться.
Falconer, 18 мая 2023 г.
Начало было очень многообещающим: необычное и подробно прописанное мироустройство, хитросплетения интриг и заговоров, несколько сторон конфликта, обилие тайн и загадок древности. В общем, всё, как я люблю. Книга даже уверенно шла на звание одной из лучших в своём жанре в моём личном зачёте.
К сожалению, весь этот огромный потенциал в итоге вылился в стандартный боевичок в духе голивудских фильмов категории «В» прямиком из 90-х, зачастую с прямыми цитатами оттуда. Грандиозные планы части окологениальных интриганов оканчиваются неожиданным пшиком. А периодические воскрешения ключевых персонажей местами скатываются в супергероический фарс.
Тем не менее, я бы с удовольствием почитал другие произведения в этом мире, но с большим упором на исследования или саспенс.
malin, 22 декабря 2020 г.
Давненько прочитанное произведение не доставляло такого раздражения. Мало того ,что роман сложен для восприятия сам по себе, с сонмом персонажей, каждый из которых имеет по десятку-другому дублей, обозначенных просто числительным, и попробуй разобраться какой Восьмой встретился с Первым ,а чей Третий вместе с Пятым были уничтожены, так нет , постоянно приходится упираться в корявый, через пень-колоду перевод. Каждым делом должен заниматься профессионал ,и если некачественно собранный стул грозит занозой на мягком месте лишь вам одному, то некачественный перевод оставляет занозы на настроении десятков тысяч читателей. Как вам такие ИХИ? «Люди со станции вывели ИХ наружу, вернули ИХ имущество и оборудование и загрузили ИХ в шаттл. Он доставил ИХ...»
DimaShev, 16 августа 2021 г.
Главная проблема «Дракона никогда не спит» это его автор – да, тот самый Глен Кук. Мы знаем Кука как первоклассного автора многотомных циклов в жанре темного, юмористического фэнтези. Но Г.Кук как автор внециклового, однотомного романа, никакой. К сожалению, его бурная фантазия не может уместиться на 500 страниц.
Никоим образом не хочу сказать, что произведение плохо и текст скуден. Мысль у автора была, и её можно увидеть, но толи размера не хватило, толи еще какие-то факторы, но проглатывается сие произведение как черствый сухарь, воспаляющий читательское горло. Ибо вначале я ничего не понимал, из-за большого порога вхождения и бездны статической информации о мирах, кораблях и персонажей без описаний и объяснений. Цельная картина складывается только после трети прочитанного. Далее наступила стадия, в которой я почувствовал себя нуворишем, так как прочие неумехи ничего не понимают в мастерстве автора. А когда оставалось 100 страниц, понял, что по факту я ничего не понял, гы-гы. Следить за тем, как убивают персонажа, а в следующей главе ничего не поясняя он совершает какие-то действия в другой части Вселенной, и оказывается-то, пардон убили 2-го или 6-го клона. Ну право же после третьего такого сюжетного хода становиться не интересно и скучно, и чтение перерастает в статистическую констатацию фактов. А взять эпические битвы, по итогу которых все действующие лица выживают, а те кто не смогли, то, конечно же, есть регенерация.... аааа.
По-хорошему, Куку надо было писать цикл «космического Дракона», эдак на 5 томов минимум, чтобы читатель смог поймать атмосферу, авторскую мысль и сюжет, хотя бы сопереживать одному из героев, как в «Черном отряде» например. А по факту, редактор сказал: «Хватит Глен, лучше пиши про Костоправа и Гаррета, не дано тебе освоить жанр космооперы»
Кстати, у кого-нибудь сложилась картина, как выглядят ку, метанодышащие, Искатели, Полночь с крыльями и другие прочие негуманоиды из романа? И какие номерные клоны главных и второстепенных персонажей выжили?
elninjo_3, 7 ноября 2017 г.
Ну вот так вот...Глен наш, не побоюсь этого слова, Кук. Имя, которое ассоциируется с черным цветом и еще каким-то отрядом, который мелькает в отзывах изо дня в день. А я вот не читал. И вообще думал, что Кук — это про фентези. И тут этот роман...просто поразительный роман, который вроде в чем-то и фентези, а в чем-то и совсем себе космоопера, причем такая, каких мало. Удивительный симбиоз фентезийного умеренного пафоса...
«В зал наблюдателей, в безукоризненной черной с серебром форме Военного экипажа, вошел Военачальник Ханавер Стрейт, Диктат. «
...и «твердой» научной фантастики, которую как бы я не хотел, но не могу не сравнить с «Пространством Откровения» Аластера Рейнольдса. Есть совершенно стойкое чувство, что многие идеи Рейнольдс реквизировал для своего знаменитого цикла. «Стражи» Кука — это, фактически, каста Ультра в космосе «Пространства...», инерционное оружие, интриги в Доме Трегессеров и на Ресургеме и т.д. Однако Рейнольдс — это более «твердый» фантаст, его мысли и футурология не менее самобытны. Кук же интересен тем, что он пользуется фентезийными приемами в космическом антураже. Во многом его роман понятнее и интереснее, нежели «Пространство Откровения». Интриги здесь достойны «Игры престолов». Древних артефактов, неизвестных рас, удивительных существ и механизмов хватит на целый цикл. Футурология, вопросы клонирования, последствия долгого пребывания в космосе, взаимоотношения закона и свободы, всего этого хватит на несколько романов. Это, пожалуй, единственная книга, которую я хотел бы прочитать не сразу, а в нескольких частях. В ней столько всего, эти по-хорошему интересные рояли в кустах, иногда излишняя торопливость во времени, так и хочется сказать Куку — ну хватит, притормози, друг. Давай, может, второй том через годик, а? Ну зачем тебе эти 500 страниц?
А какие характеры, скажу я вам? А? Какие характеры! Даже непонятные биороботы все со своей харизмой. Даже одичалые Стражи все со своей неповторимой историей болезни. И вот когда вам кажется, что вроде бы все уже понятно, эти сейчас получат по щщам — и поделом, а эти тоже получат — хотя жалко бедолаг, и тут Кук делает невообразимый твист, из недр своего мозга генерирует еще пару-тройку удивительных тайн, поворотов сюжеты, закольцовывает какие-то вами давно забытые линии, убивает казалось бы главного героя и вы опять вгрызаетесь в этот роман, потому что ИНТЕРЕСНО. Интересно и неожиданно, ничего предсказать совершенно невозможно, потому что Кук никого не жалеет, ни героев, ни антигероев. Плюс ко всему он заставляет вас переживать за всех. За кваев, за Стражей, за биороботов, даже за этих сумасшедших Трегессеров. Все и плохие и одновременно хорошие. И это то, что, мне кажется, подсмотрел у Кука (даже страшно писать такое) Джордж наш-великий-и-могучий Мартин. И это то, чего не хватает в современной фантастике.
«Дракон не спит никогда» — космоопера умная и монументальная, каких почти не встретишь. Поражаешься, что так мало изданий, так мало оценок. Это самородок. Я сейчас вообще вот допишу и скачаю все эти черные отряды, будь они трижды фэнтези по классификатору.
Черт с ним!
kamino, 1 августа 2014 г.
Вселенная Дракона по своему космическому объему, интригам, эпическому размаху действий, снова интригам, рассуждениям о будущности человечества, и еще раз интригам и остальному прочему, вполне сопоставима с вселенной легендарной Дюны Френка Герберта, а может, в моментах, даже лучше, и это пожалуй комплимент Глену Куку. Проблема в том, что весь этот объем и масштаб, который у Герберта вылился в шесть законченных и внушительных по размеру томов, Кук уместил в одну(!) не очень большую книгу. В результате у меня сложилось впечатление, что я читаю не отдельный самодостаточный роман, а черновик неизмеримо большей космической эпопеи. И отсюда все недостатки в виде лишь слегка набросанных образов главных героев; максимально урезанных диалогов; эпических космо-сражениях которые умещаются в абзац(!); интригах, каждую из которых у другого автора хватило бы на целый том, а у Кука умещающихся на паре страниц. И все это при невероятной скорости развития событий от которой просто укачивает. Я не знаю, что так торопило Глена, что заставило его настолько урезать сюжет за счет глубины персонажей и событий, хотя я знаю, это и является фирменным стилем его книг, но здесь он превзошел себя. Как-будто он не знает, что быстро не всегда хорошо.
Мне очень понравился черновик этой вселенной Канона, но это не книга, а именно черновик сокращенный вариант. Еще её можно назвать эпической фантастикой для ленивых, для тех кто возмущается всякими многотомными циклами, и обвиняет их авторов в погоне за деньгами, для тех кто после каждого тома говорит, что цикл уже не тот, не зависимо от действительности. Я не из их числа, если книга хорошая, то её должно быть много, если вселенной есть место куда расти, она должна расти. Жаль, что Кук больше любит свои темно-фэнтезийные работы и развивает их в циклы, а мог бы и из этой книги состряпать.
vam-1970, 27 декабря 2018 г.
Замысел превосходный, но воплощение в текст хуже не придумаешь. Даже переводчик ни при чём. Фрагментарно Кук подаёт материал. Как вроде хронология мира, и нам выдергивают отдельные временные эпизоды , почти логически не связанные друг с другом. Кук повторяет свой стиль из цикла «Ловцы звёзд». Впечатление , что половина материала осталась в голове автора и не перенесена в текст. Такое очень трудно читать и ещё труднее воспринимать.
И ляпсусов хватает — надо было бы автору в перерывах между написанием отдельных глав хотя просматривать предыдущие -неоднократно уничтожает персонажей, но они снова у него в тексте- и это не клоны, как иные в сюжете.
Жаль потерянного времени на чтение.
Бывают у всех проходные произведения. Кук не исключение.
Semenych, 15 ноября 2016 г.
Отличная очень глубокая книга. В ней есть характеры, есть интрига, есть эпические батальные сцены. Есть много не тривиальных идей, которые иной автор растянул бы на серию в 10 книг. Но главное здесь это концепция не спящего дракона, некий закон, принцип, ярость, высшая справедливость.
Если власть переходит границу, то рано или поздно в небе появляется Страж — Дракон могучий непобедимый безжалостный.
Одна из лучших книг автора.
kievlianka, 2 февраля 2019 г.
Нужно иметь ангельское терпение и очень любить Кука, чтобы продраться сквозь чрезвычайно затянутую завязку и дождаться, когда параллельные сюжетные линии начнут переплетаться. Но тогда уж история несётся вскачь )))
Концовка оставляла надежду на продолжение, которого однако не случилось. А жаль.
Сказочник, 4 сентября 2017 г.
Пожалуй, один из лучших романов автора. Автора, подарившего нам миры Черного Отряда, Империи Ужаса, сыщика Гаррета. Масштабность, красота, интриги, бои, философия... Определенно, книга очень умного человека для как минимум неглупых, поданная в обертке космооперы. Космооперы масштабной и увлекательной. Что самое интересное, додумывать и продумывать самому приходится очень много, и это просто здОрово. Это в разы луче рафинированных текстов, разжеванных и положенных в рот глупенькому читателю. А рваный стиль повествования — фишка Кука. И тут она крайне органично вплетена.