FantLab ru

Стивен Кинг «Крауч-Энд»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.92
Голосов:
947
Моя оценка:
-

подробнее

Крауч-Энд

Crouch End

Другие названия: Крауч Энд

Рассказ, год; цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 96
Аннотация:

В полицейский участок приходит женщина, у которой пропал муж. История, которую она рассказывает, напоминает рассказы Лавкрафта...

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 1981 // Малая форма

Похожие произведения:

 

 


Ночные кошмары и фантастические видения
1994 г.
Кошмары и фантазии
1994 г.
Способный ученик
1995 г.
Ночные кошмары
1997 г.
Ночные кошмары. Том 2
2000 г.
Крауч-энд
2001 г.
Ночные кошмары
2003 г.
Ночные кошмары
2006 г.
Ночные кошмары и фантастические видения
2016 г.
Ночные кошмары и фантастические видения
2017 г.
Ночные кошмары и фантастические видения
2018 г.

Издания на иностранных языках:

New Tales of the Cthulhu Mythos
1980 г.
(английский)
The Dark Descent
1987 г.
(английский)
Eternal Lovecraft: The Persistence of H. P. Lovecraft in Popular Culture
1998 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень красочный и атмосферный рассказ. Действительно «по мотивам» оказалось, на мой взгляд, лучше оригинала. Здесь звучит фраза — фетиш: «Козлом с Тысячей молодых» именно в жанре хоррора, а не в жанре мистики — сказки, как у основоположника, при всем уважении.

Рекомендую, единственно при прочтении — а прочёл этот рассказ я... тцать лет назад, запомнилось сожаление, что автор не развил сюжет из рассказа хотя бы в повесть, настолько качественно «подан материал».

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Даже боясь обидеть чувства поклонников Лавкрафта, скажу, что этот рассказ интереснее лавкрафтовских прототипов. Здесь присутствует больше кинговщины — дотошных подробностей, ярких персонажей, некартонности локаций, продуманности самого сюжета. В целом рассказ достаточно интересный и продуманный, с выверенной концовкой.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если оставить в стороне ироническое отношение, которое у меня вызывают такого рода истории, можно выделить два момента, которые автор, как всегда, прекрасно представил.

Во-первых, удивительное рядом. Оно может быть где угодно — за углом, под столом, на улочке незнакомого города, где живет приятель, пригласивший тебя в гости. И это удивительное совсем не обязательно приятно и безобидно. В мире столько непознанного, что и такие вот загадки вполне могут таится в недрах самого обычного мегаполиса.

И во-вторых, позиция знающих. Знают они не много: примерную дислокацию «чудесного» местечка, его опасность, и что сделать ничего толком нельзя, потому что непонятно, что можно сделать с тем, что само по себе не пойми что. Знают, и молчат. Кассандра без устали вещала о привидевшихся ужасах грядущего, и известно, чем завершилась ее говорливость. Знающие Кинга урок извлекли и предпочитают молчать, предоставляя возможность не знающим самостоятельно знакомиться с «чудесностями» мира. При этом они не уходят и не предпринимают мер по изучению феномена. просто знают и ждут.

Оценка: 7
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Крауч -Энд» Или пара слов в защиту Стивена Кинга.

Несмотря на то,что в данный момент времени, поклонники и почитатели творчества Стивена Кинга наблюдают за тем , как их любимый писатель впадает в творческий кризис — хочется упомянуть о том , что помимо падений, у писателя были и взлеты. Причем , совершенно спонтанные и на , как казалось — простых вещах.

Ярким примером тому может служить творческий потенциал писателя в малой прозе и коротком рассказе. Бывает так , что один огромный роман может с треском провалиться , как фильм в мировом прокате. А бывает и так , что короткий рассказ — может принести миллионы долларов и кучу поклонников.

Так случилось с рассказом «Крауч Энд». Конечно , это был эксперимент, причем- эксперимент из разряда «пальцем в небо». Так делали многие писатели , пытавшиеся пробовать себя в других сюжетных или творческих линиях.

На момент написания рассказа Кинг уже был известен как крупный Американский писатель , вполне достигший себя в творчестве. Но дело в том , что начало 1980-х годов ( а именно тогда был написан этот рассказ), это период в мировой литературе , когда все поголовно старались подражать классикам жанра , и на основе этого подражания — делать свои произведения.

Не остался в стороне и Стивен Кинг. А так как у него был опыт в написании подобных рассказов , да и на «Туманном Альбионе» он уже сумел отметиться дважды (считая и этот рассказ)— написать что- то подобное для него не составляло большого труда.

И если мы посмотрим на рассказы Кинга — сможем провести ровную и тонкую параллель к подражанию другим жанрам. Так писатели обычно пробуют себя там , где в принципе их еще не было. Ну например , в отдельно взятом жанре.

Что примечательно , «Крауч Энд» -первый подобный рассказ Кинга , получивший огромное признание за территорией США.

Всё дело в том , что в Англии очень трудно завоевать популярность иностранным авторам , которые хотят написать что -нибудь в стиле «Английский детектив» или «Мистический триллер» . Англичане — очень консервативны , и считают , что если иностранный автор вдруг пишет про Англию — скорее всего это будет неправда , так как , по мнению самих англичан — иностранец , который не пожил или не побывал в Англии — не способен передать тот колорит и уж тем более внятно и точно литературно описать бытность . Честно — я не знаю были ли в 1980 году смелые попытки сделать так называемое «Фан -творчество» в Англии доступным для широкого круга. Был Шерлок Холмс — практически национальный символ Английского Детектива. И если Конан Дойл сам , закрывший цикл о Шерлоке Холмсе в широком формате , по просьбе поклонников стал писать короткие повести и рассказы — то скорее всего, был.

Так почему бы Кингу не замахнуться на Лавкрафта? Писателя , который будоражит даже самих Англичан. И я уж тем более-не знаю были ли подражатели Лавкрафта в эпоху жизни самого писателя.

Тем не менее, Кинг решил начать свой поход на «Туманный Альбион» именно с него. Написав «Крауч Энд» мы получили Кинга , как универсального писателя. Мы видим , что он отходит от своей привычной линии письма , и пытается создать ( пусть и на уже сделанной основе), что -то собственное и в то же время — знакомое читателю.

Реакция незамедлительно не заставила себя ждать. «Крауч Энд» понравился не только жителям США , но и Англии. ( что, как я уже сказал выше — очень редко случается). И дело даже не в том , что Кинг взял идею у Лавкрафта. Дело больше в том , что его рассказ получился действительно в английском стиле. Многие даже не верили , что это писал Кинг. Рассказ получил награду« Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 1981» в номинации малая форма.

И это не остановило Кинга. В 1987 году он решает второй раз покорить Англию и пишет «Дело доктора Ватсона». А вот уже к концу 80-х в литературном мире пошла тенденция так называемых «Свободных продолжениий» или попросту — «Фанфикшн». И тут Кинг сумел показать себя в полном идеале. Мало того , что он научился писать «Мистику по-английски», так теперь еще он сумел проявить себя в качестве неплохого автора детективной линии. Для автора , который пишет в одной колее — писать что-то новое — очень трудно. Допустим , есть автор, который пишет только мистику. Ему уже будет сложно например , написать классический детектив. И наоборот. Это в наше время можно мистику и детектив сплетать в единое целое. Это делается чтобы разбавить произведение и заинтересовать публику. А тогда это было и в диковинку , и не совсем востребовано. Однако , Кинг добивается успехов и здесь.

Подытожить все вышесказанное можно тем , что даже несмотря на то , что сейчас у Кинга крупный творческий кризис — не следует воспринимать это как какой- то странный или непонятный факт. Наверняка ,для того чтобы написать «Спящих красавиц» или «На подьеме» , Кинг не спал ночами, и изорвал кучу страниц , выбросив в помойное ведро.

И все же когда у писателя не идет с новым — остается вспоминать старое доброе «Старое»,ведь это — огромная литературная заслуга. И мне почему — то кажется , что зря мы «хороним» Кинга , как писателя.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Стильно, мрачно, атмосферно. Обожаю такие вот тревожные приключения в незнакомом месте. Куда приведёт поворот не туда? :)

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Будучи поклонником творчества Лавкрафта, Кинг конечно же не мог не попробовать свои силы в «Мифах Ктулху». Остается лишь пожалеть, что опыт этот ограничился всего несколькими рассказами. «Крауч-Энд» — один из них.

Стильная вещица. И очень атмосферная. Собственно атмосфера здесь — самое главное. Чудовища хоть и присутствуют, но обозначены достаточно схематично, так что не понятно: то ли они действительно есть, то ли являются плодом больного воображения. А вот то, что действие происходит не в каком-нибудь в глухом месте (как в «Жребии Иерусалима»), а прямо на улицах пригорода Лондона, делает рассказ очень достоверным. А достоверность для подобных произведений — вещь чрезвычайно важная. Пробирает прямо до костей.

10 баллов.

Оценка: 10
–  [  -3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Загадочно, мистически и очень интересно. Я думаю если бы это не был рассказ то это был бы роман. Однозначно к прочтению.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не слепое копирование великого мастера ужасов, создавшего целый жанр, а очень толковая и умелая стилизация, в которой дух первоисточника идеально разбавляется своеобразием и мастерством Кинга. Здесь и потусторонние необъяснимые твари, способные свести человека с ума одним своим видом, и проработанные человеческие характеры и трагедии, и интересные диалоги. В то же время, здесь нет ещё одной вещи, которой грешат многие продолжатели Лавкрафта —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
неестественных и глупых хеппиэндов, когда авторский произвол просто так вытаскивает персонажей из бездны.

В общем, именно и такой должна быть «лавкрафтиана» — не тупым механическим копированием и дежурным переписыванием ключевых имён и названий, а внятным и осмысленным переосмыслением. С сохранением атмосферы первоисточника разбавленной персональными авторскими приёмами и стилем.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень хороший рассказ.

Мне понравилось как Кинг смог остаться самим собой, играя, казалось, на «чужом поле». По сути этот рассказ очень характерен для «короля ужасов», но использует идеи и образы, придуманные Лавкрафтом — «отцом ужасных историй про древних монстров».

Вообще Лавкрафту конкретно не повело с экранизациями его произведений. Да и литературные последователи подкачали... Но данный рассказ может служить своеобразным примером — яркий авторский стиль в декорациях ктулхианских мифов. Краткая форма повествования — и огромный простор для фантазии читателя.

10 баллов.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Один из самых лучших рассказов Кинга. Здесь он отдает дань Говарду Лавкрафту, и именно это сочетание двух великих писателей хоррора в свое время умудрилось меня действительно НАПУГАТЬ (обычно рассказ/роман/повесть просто нравятся, поскольку они интересны, необычны, захватывающи и так далее).

Стоит отметить, что рассказ мной был в первый раз прочитан в стародавние времена, когда про Лавкрафта я, к своему стыду, особо не слышала, и различные Йог-Соттоты с Козлищами-с-тысячей-молодых были для меня в новинку :) Впоследствие, восполняя пробелы в хоррор-образовании, я честно ознакомилась с парой-тройкой рассказов Лавкрафта, но, увы — не мое.

А вот Кинг в сочетании с Лавкрафтом — это то, что действительно может напугать, проверено: «Крауч энд», «Н.», «Возрождение» — во всех этих произведениях Кинг ссылается на Лавкрафта, и все три оставили воистину потрясающее впечатление.

Оценка: 10
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Неожиданным образом, рассказ великого и ужасного Стивена Кинга «Крауч-Энд», один из тех кирпичиков мифотворения по Лавкрафту, и явно отсылает к атмосфере великого автора ктулхуловщины и прочих закорючек от знаменитого автора. Впрочем Кинг, был бы не Кингом, не сотвори нечто свое весьма уникальное и интригующее.

Молодая женщина оказывается полицейском участке, в котором начинает рассказывать вязкую, наполненную мистическими мотивами историю. Правда казалось в историю иностранки, полицейские не поверят, но неожиданно проникаются ей и события состоявшиеся с женщиной в мистическом и таинственном Крауч-Энде закручиваются по принципу пружины.

В принципе говорить о сюжете много не следует, он не гениален. Зато фирменна мрачная кинговская атмосфера, на «ура» создает настроение, подстраивает читателя под рассказ и сама задает нужный и правильный ритм. История поэтому и проникает в душу, впечатляет, потому что передана так, словно все здесь и сейчас, и это сильно впечатляет. Все у Кинга как всегда детально, подробно с мыслями и чувствами героев что создает сильный эффект присутствия и логичности. Нас это впечатляет, задевает, втягивает и создает приторно-мрачную атмосферу ужастика, в итоге сопереживаешь и удивляешься. И все это огромные плюсы и фишки маэстро Кинга.

«Крауч-энд» — мистическая драма с элементами хоррора, достойная уважения. Её можно бесспорно вписать с лучшими рассказами Кинга как «И пришел Бука», «Нищий и алмаз», «Карниз», «1408».

Итог: очень хороший, проработанный рассказ который вчитываешься и вживаешься с интересом. В очередной раз — браво.

Оценка: нет
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мне кажется, что Кинг написал этот рассказ как дань уважения Говарду Филиппсу Лавкрафту, который — как признавался сам Кинг — оказал на его творчество непосредственное влияние. Иногда в процессе чтения я начинал путаться — читаю я Лавкрафта или все же Кинга — настолько автор воссоздал атмосферу лавкрафтовских рассказов — страх перед тем, что нам неведомо. Как правило, если я читаю какое-либо страшное произведение в людном месте, мне не страшно. Вот только с Крауч-эндом это не сработало. Наоборот, мне стало казаться, что я сам нахожусь в подобной ситуации — это ощущение приятно окатило холодом мой желудок.

Не смотря на сложную художественную составляющую, рассказ написан очень просто (фишка Стивена, которая мне очень нравится). Создается впечатление, что не книгу читаешь, а слушаешь знакомого, который рассказывает историю, от которой стынет кровь в венах.

Итог: рассказ на десятку. Кажется, теперь — это мой любимый рассказ Кинга.

Оценка: 10
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Неплохая поначалу стилизация под Лавкрафта, а вот концовка получилась абсолютно никакая.

Оценка: 4
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Крауч-Энд входит в пятёрку моих самых любимых рассказов у Кинга. То, как он написан, вызывает неподдельное восхищение. Ощущение такое, что Лавкрафт контролировал написание каждой строчки этой новеллы. По духу она невероятно близка к произведениям Говарда Филлипса. Ну и, конечно же, герои получились в рассказе хоть куда, в особенности полицейские Фарнхэм и Веттер, которые запомнились мне больше остальных. То, как описано непостижимое зло Крауч-Энда, мне также пришлось по душе. От одной фразы «Подземный ужас поглотил 60 человек», бросало в дрожь. Не буду раскрывать всех особенностей данного произведения, дабы не портить будущим читателям удовольствие от новеллы, скажу лишь, что этот рассказ понравится практически любому поклоннику ужасов и мистики, вне зависимости от того, как они относятся к творчеству Лавкрафта и Кинга.

Стивену Эдвину Кингу удалось создать атмосферу всепоглощающего СТРАХА и кромешного УЖАСА на страницах Крауч-Энда. Контуры границ реального и ирреального столь размыты, что невозможно быть доподлинно уверенным, в каком из двух миров ты находишься. Виват, Крауч-Энд! Виват, Стивен Эдвин Кинг!

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Согласен, Кинг оживил мир Лавкрафта в этом произведении, добавив живых персонажей, которых не хватало Лавкрафту. Но насколько глубоко он вникнул в мир Лавкрафта? Лично мне показалось, что не очень глубоко. Уж больно всё отрывисто, быстро, без каких-либо объяснений. У Лавкрафта всегда есть кульминационный момент, когда всё тайное становится явным, а то, что пряталось в тени, выходит на свет. Здешний же кульминационный момент лишь добавляет вопросов и загадок. В течении всего рассказа нагнетается жуткая атмосфера (в этом Кингу нет равных), готовишься, что сейчас произойдёт нечто страшное, какой-нибудь Дагон выпрыгнет и ухватится за фонарный столб, но всё равно продолжается нагнетание. Лишь что-то чёрное и хлупующее за оградой, щупальца из-под Земли и непонятно откуда взявшиеся имена Древних на английском языке напоминают о мире Лавкрафта.

Хочется побольше узнать о Крауч-Энде, копнуть глубже. Однако, учитывая, что все, кто проникает в тайны этого пространства, сходят с ума и умирают, любознательность сразу пропадает.:gigi: Хорошая сторона — угнетающая атмосфера, живость описания. Немало жути нагнетает основная находка рассказа: очутиться в потустороннем мире, жутком для человека, можно просто ездя по хорошо знакомому городу. А описание другого пространства действительно впечатляет. В целом, неплохо.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх