fantlab ru

Г. Ф. Лавкрафт, Август Дерлет «Наследство Пибоди»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.78
Оценок:
808
Моя оценка:
-

подробнее

,

Наследство Пибоди

The Peabody Heritage

Рассказ, год; цикл «Мифы Ктулху»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 85
Аннотация:

Реставрируя полученную в наследство старинную усадьбу, мистер Пибоди невольно пробуждает к жизни своего пра-прадеда, черного колдуна, слугу демона Балора. Что же является истинным наследством Пибоди?

Входит в:

— сборник «The Survivor and Other Stories», 1957 г.

— антологию «The Evil People: Being Thirteen Strange and Terrible Accounts of Witchcraft, Black Magic and Voodoo», 1968 г.

— сборник «The Watchers Out of Time and Others», 1974 г.

— антологию «Дьявольская сила», 1992 г.

— антологию «Рука Дракулы», 1992 г.

— журнал «Огонёк № 8 1993», 1993 г.

— антологию «Большая книга вампиров», 2009 г.

— антологию «Глубина. Погружение 26-е», 2020 г.


Похожие произведения:

 

 


По ту сторону сна
1991 г.
Рука Дракулы
1992 г.
Том 1. Затаившийся страх
1992 г.
Дьявольская сила
1993 г.
В склепе
1993 г.
Хребты безумия
1995 г.
По ту сторону сна
2005 г.
Хребты Безумия
2005 г.
Хребты безумия
2006 г.
Гипнос
2007 г.
Хребты безумия
2007 г.
Хребты безумия
2007 г.
Большая книга вампиров
2009 г.
Комната с заколоченными ставнями
2010 г.
Таящийся у порога
2015 г.
Таящийся у порога
2015 г.
Таящийся у порога
2015 г.
Хребты безумия
2016 г.

Периодика:

Огонёк № 8 1993
1993 г.

Аудиокниги:

По ту сторону сна
2008 г.
Сборник рассказов 5. Комната с заколоченными ставнями
2013 г.

Издания на иностранных языках:

The Survivor and Others
1957 г.
(английский)
The Evil People: Being Thirteen Strange and Terrible Accounts of Witchcraft, Black Magic and Voodoo
1968 г.
(английский)
The Evil People
1968 г.
(английский)
The Survivor and Others
1971 г.
(английский)
The Watchers Out of Time and Others
1974 г.
(английский)
The Evil People
1975 г.
(английский)
L'ombre venue de l'espace et autres contes
1978 г.
(французский)
Паякът
1992 г.
(болгарский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Герой рассказа получает в наследство фамильную усадьбу в глубинке штата Массачусетс. Начав ее восстановление и модернизацию, молодой Пибоди с изумлением для себя открывает, что старый дом скрывает внутри себя множество неприятных секретов, которые показывают его былых хозяев в весьма неприглядном свете... Еще один характерный представитель лавкрафтовского «ужастика», старающийся испугать своего читателя не страшными образами паранормальных чудовищ, а самой атмосферой неопределенности и потусторонности происходящего с главным персонажем. Уже в самом начале звучит загадочная фраза о наследстве Пибоди, которая должна настроить читателя на нужный лад, а дальше реальность начинает причудливо смешиваться то ли с иллюзиями, то ли с фантазиями нового хозяина усадьбы, вызывая нужное настроение. При этом каждое предложение по отдельности звучит почти что невинно, но вместе с последующим текстом, словно по кирпичикам формирует мрачное здание мистической истории, случившейся в поместье Пибоди сразу после знаменитого салемского процесса. Наверное, такой стиль изрядно пугал читателя начала ХХ века, из-за чего творения Лавкрафта были не слишком популярны. Но к 70-м годам ситуация в корне изменилась: ТВ и комиксы приучили людей к страху, так что требовалось что-то более действенное, чтобы поднять их тонус. Вот где пригодилось умение писателя не спеша раскручивать свой сюжет, оказывая нарастающее давление на психику с каждым предложением. Причем сам образ «сил зла» был весьма расплывчатым и неконкретным, что пугало читателя еще больше, ибо он сам начинал фантазировать, восстанавливая в уме пропущенные писателем детали. И детали эти весьма индивидуальны, так что образы двух разных людей вряд ли совпадут в точности. Если говорить проще, каждый читатель пугает себя сам, исходя из набора личных страхов. Вот почему страшилки Лавкрафта «цепляли» всех подряд и потому быстро стали популярными. Их автор нашел те струны человеческой натуры, на которых можно было играть, чтобы оставить читающего неравнодушным. Сама история (сюжет) тут отходит на второй план, выдвигая на первое место «правильные» чувства. То самое, что не могли дать рисунки комиксов и кадры художественных фильмов. Настоящий ужас, как известно, не имеет определенных образов и создается исключительно нашим воображением.

-------------

РЕЗЮМЕ: история о том, какие ужасы может скрывать в себе старая фамильная усадьба обычного американского фермера. Сегодня ею можно испугать разве что годовалого малыша, но если прочесть ее заполночь в пустом доме, результат может оказаться весьма неожиданным.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Яблочко от яблони... Мистер Пибоди всю дорогу прикидывался обычным скучающим горожанином на лоне природы.

Но вот он в своем доме обнаруживает следы преступления — нескольких убийств — и вместо того, чтобы вызвать полицию и помочь следствию закрыть старые нераскрытые дела ,а соседям узнать судьбу их пропавших родных, он уничтожает улики ради собственного спокойствия и благополучия. Еще и лицемерно удивляется тому, что его семейку ненавидела вся округа!

И единожды став на путь преступления, он уже с него не сворачивает, радостно отдаваясь в объятия тьмы.

Надеюсь, этот мерзавец все-таки получит в итоге по заслугам!

Как и во всех рассказов цикла, у «Наследства Пибоди» есть одна главная загадка. Почему эту в целом талантливую, но бездушную поделку приписывают Лавкрафту? Потому что написано по лекалам Мастера? Ну это все равно ,что позорный мульт «Заветное желание», состряпанный к 100-летнему юбилею студии «Дисней», объявить творением самого старины Уолта, создателя «Белоснежки».

У великих художников помимо необходимых ремесленных шаблонов, есть и дух, и особая энергия, которая позволяет творению светить сквозь века, другим озаряя путь. А рассказы А. Дерлета светят только отраженным светом ,как планеты и спутники недосягаемого светила.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот рассказ повествует о жизни после смерти, некромантии и о том, как умершие люди влияют на живых. Странное поместье, сны, тёмная магия, потревоженные останки умерших людей.

Хотя рассказ интересный, я не заметил ничего, что бы сильно запомнилось или оставило глубокое впечатление. Это просто ещё одна страшная история о своего рода некромантии и оживлении умерших.

Оценка: 6
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если вдруг каким-то чудом мне придёт письмо, что я оказался единственным наследником последнего представителя древнего рода, и теперь на законных основаниях вступаю во владение земельным участком в штате Массачусетс и старым домом в новоанглийском стиле, на нём расположенном, я вышеуказанное письмо порву в клочки, которые сожгу и пепел развею на четыре стороны, приговаривая: «Фигушки, я Лавкрафта читал! Со мной у вас этот номер не выйдет!».

Что удивительно: вот этот приём про наследство, прадедушку-чернокнижника, его дневник и поиск правды по книжкам и газетам с перепалками с озлобленными местными встречаются в 30 или 50 процентах произведений Лавкрафта... и не надоедают! Я даже радуюсь, когда вижу очередной знакомый поворот сюжета. Вот уж действительно гений Мастера.

Собственно, рассказ очень понравился, особенно не совсем неожиданная, но всё же впечатляющая концовка.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Какой бы человек не отказался от родового наследства? Особенно,если оно падает как снег на голову. Таким счастливчиком стал и главный герой данного рассказа. Вот только наследство оказалось с неким изъяном.

Как итог- отличный рассказ на мистическую тематику, но реально — хотелось бы продолжение истории с главным героем.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я читал это рассказ после «Заброшенного дома», и такое соседство всё-таки повлияло на восприятие. После оригинальной задумки «Заброшенного дома» тут почувствовался определённый авторский шаблон. Ведь несколько рассказов у него сделаны по подобному лекалу:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
герой въезжает в старый дом – в нём обнаруживаются странности и (обязательно!) либо магические книги, либо чей-то дневник – сверхъестественны силы начинают действовать на всю катушку, открывается их природа, не важно относится ли она к авторскому пантеону или же просто к чёрной магии – финал, в котором героя ждёт два варианта, либо он примыкает к этой силе (особенно если он связан с ней происхождением), либо неминуемое безумие от столкновения с тёмной бездной...

Вот такой лекал я уловил, и уловил не единожды. Однако, надо сказать, что, даже не выходя из канвы, Лавкрафт умеет создать нечто достойное. И вот это как раз тот самый случай. Здорово всё-таки было – и действительная опора на фольклорное представление о чёрных колдунах тоже бросало свои монетки в копилку – пропадающие дети, чёрные мессы, таинственный Чёрный Человек, странные и пугающие видения (особенно летающая фигура человека в остроконечной шляпе запомнилась)… Образы мрачные, пугающие и до странности притягательные! Да ещё такое отличие: здесь поначалу преступления деда, да и все остальные вещи, не очень-то пугали нашего героя (не вызывали в нём отторжения?), что слегка сбавляло градус тревоги. Но в целом… Да, «Заброшенный дом» в чём-то «хитрее», но при всём при этом данный рассказ тоже очень неплох – читался с интересом, ощущения от него остались и образы…

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кот Бегемот сам меня зовет пошалить с ним и повеселиться.

---

Очередной «посмертный» рассказ Лавкрафта. То ли дописанный, то ли просто изданный господином Дарлетом.

В какой-то момент я начал безошибочно определять соавторство Августа Дарлета, даже не глядя в заголовок. Речь в таких произведениях, как правило, идет о старинных особняках, наследстве и о предках той или иной степени скандальности. Впору было дивиться такой стандартности: то ли Лавкрафт перед смертью кроме таких рассказов больше ничего не писал, то ли Дарлет только такие издавал, то ли Лавкрафт тут вообще не при чем, и Дарлет пропихивал чисто свои поделки, пользуясь честным именем друга.

Но, похоже, что к данному рассказу Лавкрафт руку все-таки приложил. Помимо фирменной Лавкрафтовской атмосферы, присутствуют отлично проработанные сюжет, обстановка, и главные герои. Присутствует здесь также некий сперва вроде бы второстепенный персонаж, но который в итоге оказывается едва ли не главным. Что позволяет перекинуть параллель к Лавкрафтовским «Снам в ведьмином доме».

Рассказ реально страшный, без всяких натяжек. Пресловутый эффект присутствия наверное: пугает не то, что страшно, а то, что может случиться с самим тобой.

10 баллов.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Изначально были ощущения заезженного сюжета.Но сама идея...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
жертвоприношения младенцев и сам процесс воскрешения Пибоди (описание как как его голые кости обрастают мясом)Этот крик ,когда рассказчик понес его останки в костер.И черный кот,который вступил на службу к новому хозяину.Бррррр...
Практически все произведения Лавкрафта читаются с мыслями , что ты уже знаешь, что будет в заключении.Но сюжет так необычно поворачивается,что вызывает реально страх.Читая данный рассказ ,я реально как будто услышал крик Пибоди.Теперь я боюсь своего кота:) 10 из 10!

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказик со стандартными магическими атрибутами: опять коты — чёрные конечно же, подписи собственной кровью, убиенные младенцы и т. д. и т. п.

Но способ перемещения колдунов по воздуху претерпел значительный апгрейд. Автор предлагает « мазью, изготовленной по дьявольским рецептам... покрывать метловище или СТУЛ (эксклюзив!!!), который будет служить им как орудие для перемещения; совершив указанное действо, они сей же час поднимаются в воздух!»

Посему от имени всего сообщества чёрных магов приносим господину Лавкрафту глубокую благодарность за модернизацию их средства передвижения. Теперь зловредным старцам-чернокнижникам не обязательно, мучаясь от боли в пояснице трястись на старомодной метле, а можно комфортно полетать на стульчике. Низкий поклон от всех колдунов.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Данная работа довольно яркая, но не доведенная до логического конца. Для меня она является довольно значимым отрывком, освящающем события о мистическом черном человеке и сопутствующих ему искривлениях пространства, где как и в «Снах в ведьмовском доме» все начинается при странных обстоятельствах в том месте дома, где присутствуют неестественные углы комнаты. Вобще фигура черного человека — Азатота здесь определяющая и играющая огромную роль в причислении этого рассказа к одному из циклов о мистических существах Лавкрафта. И конечно же нельзя не упомянуть о коте, спутнике слуги Азатота, ведь у каждого такого слуги должен быть напарник — бес. В «снах..» это была крыса, как две капли воды лицом похожая на свою спутницу ведьму, а тут это обычный кот, но только с виду. И конечно, я не могу не вспомнить Булгакова, уж очень напрашивается.

Что касается смысловой наполняющей, то весь страх и весь саспенс не работают в той мере в какой хотелось бы. Ведь все мистические события и вещи происходят во сне главного героя, когда в реальности он натыкается только на отголоски и улики тех старых и давних времен жизни его предка. Именно поэтому атмосферы нагнетания не получается, а быстрый и неожиданный конец не доставляет удовлетворения такого, какое хотелось бы получить обычно при прочтении многих книг автора.

Так или иначе получился интересный рассказ, интересный именно тем, что в нем фигурирует бог Азатот, появляясь при тех самых странных событиях, которые были показаны в произведении «сны в ведьмовском доме», так полюбившемся мне при прочтении.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не соглашусь с предыдущим рецензентом, один из самых жутких рассказов из сборника «дьявольская сила»

Хотя на первом месте, пожалуй, «ужас в музее». Рекомендую!

Оценка: 8
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кажется почему-то, что в этом незатейливом рассказике больше от Дерлета, чем от Лавкрафта: несмотря на ожидаемую увлекательность сюжета, никаких жутких открытий, никакого космического ужаса читателя тут не ждет. Если честно, здесь банальность на банальности (уверен, что все эти ходы были порядком затасканы уже ко времени написания рассказа): проклятый старый дом, колдун-сатанист, исчезновение детей, сделка с дьяволом... «Наследство» можно порекомендовать подросткам как плацдарм для выхода на более серьезный, самобытный, атмосферный хоррор, написанный Лавкрафтом без соавторов. В остальном же — совершенно необязательное и даже непритязательное чтение.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

armitura, вы ошибаетесь. В «Мастерах ужаса» экранизировано не «Наследство Пибоди», а «Сны в доме ведьмы». Оба рассказа похожи (колдовской темой), но «Сны в доме ведьмы», всё-таки сильнее. Тем не менее за атмосферу и красивую концовку, я бы поставил 8/10.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Симпатичный лавкрафтовский рассказик. Не без некоторых банальностей (многочисленные таинственные сны, которые герои Говарда Филлипса видят едва ли не в каждой его книге начинают порядком утомлять, равно как и проклятые дома), но состряпан вполне увлекательно.

Кстати, по этому рассказу есть экранизация — в серии «Мастера Ужаса», где многочисленные маститые режиссеры (Дон Коскарелли, Дарио Ардженто, Джон Карпентер, Джо Данте) сняли по сорокаминутному фильмику, некий Стюарт Гордон снял новеллку имено по «Наследству Пибоди». Перекрутил он, правда, все знатно — вместо тайной комнаты в старинном особняке — комнатушка в общежитии, где стенки также сходятся под странным углом, вместо парня-наследника родового поместья студент-архитектор, вместо кота — вообще крыса с человеческим лицом. Впрочем, несмотря на такие расхождения, там тоже получилось вполне знатно:))

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх