FantLab ru

Г. Ф. Лавкрафт «Мифы Лавкрафта»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.80
Голосов:
406
Моя оценка:
-

подробнее

Мифы Лавкрафта

Lovecraft Mythos

Другие названия: The Mythos Proper

Цикл; цикл «Мифы Ктулху»

Аннотация:

Эти рассказы и повести — очень разные. События, описанные в них, происходят в самых разных местах — от далекого будущего и нашего времени, до глубокого прошлого, когда человек только зарождался, от далеких планет до маленьких американских захолустных городков, вплоть до средневековых замков. Эти рассказы очень разные в плане сюжета — одни из них напоминают легенды и притчи, другие — повествования самых разных людей о необычных и ужасных событиях, которые происходят с ними. Оптимистичные и наводящие печаль и безысходность, светлые и темные, порой — философские, порой — почти приключенческие. И все же их объединяет одно — все они принадлежат перу Говарда Филипса Лавкрафта, гениального американского писателя, обладавшего поистине уникальным воображением и создавшего эти небольшие литературные шедевры.

Содержание цикла:

7.48 (494)
-
8 отз.
7.40 (1390)
-
29 отз.
7.43 (903)
-
21 отз.
7.50 (709)
-
16 отз.
7.41 (769)
-
14 отз.
8.13 (1974)
-
50 отз.
8.16 (1031)
-
26 отз.
7.59 (782)
-
13 отз.
8.32 (1120)
-
20 отз.
7.49 (310)
-
6 отз.
8.02 (576)
-
12 отз.
8.14 (868)
-
19 отз.
7.71 (648)
-
19 отз.
7.50 (14)
-
2 отз.
8.18 (458)
-
15 отз.
7.28 (281)
-
10 отз.
8.28 (1782)
-
61 отз.
8.66 (1531)
-
49 отз.
8.20 (893)
-
24 отз.
  • Скиталец тьмы / The Haunter of the Dark  [= Обитающие во мраке; Обитатель тьмы; Сущий во тьме; Гость-из-Тьмы; Наваждающий тьму; Обитающий во мраке] (1936)  
7.92 (670)
-
15 отз.
8.23 (826)
-
16 отз.
7.28 (615)
-
10 отз.
7.96 (349)
-
7 отз.
8.20 (377)
-
11 отз.
8.44 (1230)
-
27 отз.
7.99 (402)
-
9 отз.
7.76 (366)
-
12 отз.
7.91 (538)
-
9 отз.
7.75 (386)
-
7 отз.
7.39 (306)
-
4 отз.
7.78 (343)
-
12 отз.
7.97 (348)
-
7 отз.
7.26 (307)
-
6 отз.
7.42 (404)
-
10 отз.
7.53 (371)
-
7 отз.
7.46 (364)
-
5 отз.
7.34 (248)
-
4 отз.
7.25 (190)
-
3 отз.
7.67 (128)
-
1 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:


Похожие произведения:

 

 



 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  32  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 февраля 2009 г.

Вы никогда не задумывались, что отличает гения от просто талантливого писателя? Талантливые книги зачастую напоминают дороги: обстоятельные, крепкие, прекрасно сложенные — кирпичик к кирпичику, без шероховатостей, и прогулки по ним из пункта А в некоторую точку Б, обычно происходят спокойно, с комфортом и уютом. Проблема же гения обычно заключается в том, что он порой и сам не знает в какой очередной пункт назначения может завести читателя их совместное путешествие. Он просто толкает читателя в самую чащу, вдали от протоптанных другими троп, заставляя продираться через различные литературные колючести, как через бурелом и брести по наитию. Однако, удивительное совпадение: стоит только очередному гению закончить свой нелегкий путь, как обязательно находится кто-то другой, из просто талантливых, кто тотчас начинает по нему прокладывать новую дорогу.

Жизнь и творчество Говарда Лавкрафта — типичный пример такого первопроходца, прорубающего новые тропы в неведомое, при этом до конца жизни, остававшегося непонятым современниками и закончившего путь в безвестности и нищете. Первый сборник его рассказов с говорящим названием «Аутсайдер» увидел свет лишь после смерти самого Лавкрафта. Рассказы о Ктулху казались большинству современников бредом человека, балансирующего на грани безумия, а образы Старших богов — плодом больной фантазии, перешедшей по наследству от обоих родителей, закончивших свои жизни в психбольнице. Никому не было дела до того, что работая в популярном жанре «странных рассказов», Лавкрафт одним из первых отказался от использования в литературе образов из народных «страшилок» про оборотней, вампиров, призраков, а с нуля создал целую собственную мифологию с ее языком, богами, творениями и соответствующими атрибутами. Впрочем, для творцов новых жанров, это не в новинку. В 19 веке такое же отчуждение испытывал на себе другой, не менее мрачный гений, Эдгар Алан По, так же умерший в безвестности, среди прочего — отец современного детективного жанра. Аналогии очевидны: отец детектива — отец современного хорррора, видимо у Леди Истории весьма своеобразное чувство юмора.

Сейчас перечитывать наследие Лавкрафта еще сложнее. Если у других гениев, чтение их произведений схоже с продиранием через бурелом, то у Лавкрафта этот бурелом еще усеян терновыми кустами, а земля под ним — битым стеклом. С точки зрения литературы его произведения не представляют из себя ничего примечательного: бедный язык, ходульные персонажи, обрисованные, зачастую двумя-тремя рубленными фразами. Но вместе с тем, Лавкрафт сумел подобрать самый главный ключ к разуму и сердцу читателя: его мрачная вселенная существует вопреки законам рационального, принципы ее мироздания непостижимы для человека, а по сему — она пугала, пугает и будет пугать. Лавкрафт, одним из первых сыграл на струне подсознательного страха человека перед любым неизвестным и непознаваемым, а уж вслед за ним, по той же тропе двинулись достраивать собственные магистрали Стивен Кинг, Клайв Баркер, Питер Страуб, Рэмси Кэмпбелл и многие многие другие. И несмотря на все свое литературное несовершенство, мир Ктулху сейчас выглядит гораздо живее, чем в годы жизни его автора. Благодаря многочисленным сборникам «трибьютов», фильмам, играм, музыкальным произведениям, мифология Лавкрафта уже прочно стала составной частью не только отдельного жанра, но и всей мировой культуры. Она продолжает жить и совершенствоваться, благо многие последователи в плане литературного таланта значительно превосходят своего учителя. Однако, и проложить дорогу по чужим следам гораздо легче, чем самому — через бред, сомнения и белую горячку, выстрадать для других собственный путь.

Оценка: 9
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 июня 2009 г.

Лавкрафт неизменно очарователен. Его повести обладают какой-то странной притягательностью, не свойственной ни классическим ужасам, ни обыкновенной классике вообще. Наверное, дело в стиле, потому что сочетание жутких по сути сюжетов с плавным, обстоятельным и изящным описанием неподражаемо. Его стиль заставляет вспомнить скорее Тургенева и Набокова, чем Кинга или Стокера — текучее, захватывающее повествование, где каждое слово на своем месте. Лавкрафт крайне редко использует банальные приемы, когда ужас выходит на сцену неожиданно. Он обстоятелен, и за счет этого мгновенный эффект несклолько смазывается (потому что при прочтении уже можно предсказать, чем рассказ закончится), но зато от первой до последней страницы сохраняется неизменная атмосфера.

Лавкрафтовский бестиарий — отдельная песня. По нему уже начали шить плюшевые игрушки, и если я наконец пойму, как их заказывать, обязательно заимею себе плюшевого Ньярлатхотепа. В общем, это уже объект культа.

Отдельно надо сказать про тот аспект личности Лавкрафта, который не проявляется в художественной литературе — язвительность и своеобразное чувство юмора. Речь об эссе «Сверхъестественный ужас в литературе». Лавкрафт прошелся практически по всей литературе ужаса — от истоков до его времени, для каждого автора найдя свое «доброе» слово. Читать его критику, откровенно говоря, интереснее, чем некоторые книги, хотя я с грустью признаю, что из названных им имен мне знакомы хорошо если одна десятая. Что говорит, опять же, о ненормальной эрудиции автора.

У Лавкрафта сочетается две трудносочетаемые вещи в художественной литературе — пробирающие до костей сюжеты и безупречный стиль. Из-за этого он стоит особняком от большинства авторов в мировой литературе вообще, которые обычно грешат только чем-нибудь одним.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 апреля 2016 г.

После этих текстов мой кирпичный завод начал производственную деятельность, план горит, давай поставки! Подмывает предупредить чьё-то необдуманное желание взяться за этот бессмысленное...

Есть у меня товарищ Славка, который после виночерпия любит травить байки. Такого наворотит, что на уши не натянешь. Что взаправду было, а что приукрасил — пойди-разбери. Одна-две истории – очень даже забавно, а вот дальше тянет в сон, половину пропускаешь мимо ушей, и вообще смутно представляешь, что происходит в этой схоластической фантасмагоричной тарабарщине. Точнее истории Лавкрафта не описать. Славка хоть рассказывает с едким задором и комментариями, а Лавкрафт нудит, нагромождает, копипастит, тужится и исторгает глубинный/неописуемый/безмерный ужас из неведомых бездн и других Вселенных, который на поверку оказывается гротескным, скомканным и нелепым. Это же 20-й век. Да, и по мере прочтения этих прошлогодних сочинений, ловил себя на мысли, что менеджмент моего кирпичного завода в составе Ктулху, Йог-Сотота, Ньярлатхотепа и во главе с безумным арабом Абдулой с егойным производственным планом «Некрономикон» уже целенаправленно загружает цеха сырьём. Сейчас начнётся изготовление готовой продукции…

«В стенах Эрикса» — единственный рассказ Лавкрафта, который прочитал с интересом и удовольствием. И, наверно, потому, что здесь нет ни богов, ни монстров, ни кукольного содрогания ГГ перед необъятным ужасом.

Без чтения лавкрафтской писанины можно обойтись. Ознакомиться, пожалуй, стоит для общего развития, и с минимальным количеством, дабы не терпеть большие потери. И, конечно, чтобы знать: Конан – это Роберт Говард, а Ктулху – Говард Лавкрафт.

Оценка: 5
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 января 2011 г.

Не знаю ни одного писателя который бы лучше совмещал такие вещи как нф,триллер,хоррор.

Мифы Ктулху стоит почитать ценителю любого из этих жанров.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх