FantLab ru

Клиффорд Саймак «Город»

Город

City

Рассказ, год

Перевод на русский: Л. Жданов (Город), 1974 — 3 изд.

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 125

 Рейтинг
Средняя оценка:8.23
Голосов:706
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Гидропоника и семейные вертолёты, дешёвая земля, новые технологии строительства и угроза атомной войны покончили с городами. Они изжили себя, стали анахронизмом. Почти все горожане побросали старое жильё и переселились в сельскую местность. Брошенные дома стали прибежищем для людей, оставшихся без своего угла. Муниципалитет и полицию такое положение вещей не устраивает: брошенное жильё они намереваются сжечь.

© Ank

Входит в:

— роман «Город», 1952 г.

— журнал «Astounding Science Fiction, May 1944», 1944 г.

— антологию «The Astounding-Analog Reader: Volume 1», 1972 г.

— антологию «Science Fiction of the Forties», 1978 г.


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (7)

 Библиотека современной зарубежной фантастики. Клиффорд Саймак
1974 г.
Избранные произведения в пяти томах. Том 2
1992 г.
Собрание сочинений в четырех томах. Том 1. Почти как люди
1992 г.
Миры Клиффорда Саймака. Книга 13
1994 г.

Издания на иностранных языках:

Astounding Science Fiction, May 1944
1944 г.
(английский)
The Astounding-Analog Reader, Volume 1
1972 г.
(английский)
Science Fiction of the Forties
1978 г.
(английский)



 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 октября 2012 г.

Прочитав роман «Город» с дюжину раз, я никогда не рассматривал его как набор историй, цикл «преданий»; всякий раз он представлялся мне единой, цельной композицией. Что ж, теперь попробую переосмыслить его по-отдельности.

***

Предание первое, «Город», которому я не поверил.

Если кратко, суть такова: города пришли в упадок, люди потянулись в провинцию, всюду снуют семейные вертолёты, пища выращивается в гидропониках. Новый уклад жизни поглощает старый, но не все люди могут безболезненно перестроиться – иные держатся за прошлое из сентиментальности, ибо ещё крепка хватка прежних традиций и привычек, другие же – из меркантильных соображений, те, кому город раньше давал достаток, положение и власть. Саймак преподносит эти изменения как естественный ход истории, хоть и вынужденный – под угрозой войны, но я такому варианту будущего не поверил. Достаточно выглянуть за окно или включить телевизор, чтобы в этом убедиться. Города растут и ширятся, в то время как глубинка тихо доживает свои дни. Всемирная урбанизация побеждает; возможно, в России, в Америке или в Бразилии этот процесс выглядит по-разному, но суть остаётся одной.

Да, при этом Первое предание вышло очень «американским». Посмотрите на самое различие в воззрениях на антагонистскую пару «город-деревня»: в городе Саймака Улле Джонсон имеет собственную ферму, выращивает на ней овощи, которые уже никому, собственно, не нужны, ведь есть другие, выращенные в искусственной среде за городом. У нас же существование фермы прочно связано с деревней, именно там выращиваются здоровые продукты и именно на земле, а не в гидропониках, то есть без почвы. А где ещё много земли равно почвы, как не за городом?! В городах Саймака люди живут по нашим понятиям как раз по-деревенски, и это сильно запутывает.

Люди ушли из города, и, говоря словами персонажей, «стала невозможна манипуляция ими, исчезла так называемая психология толпы, так как нет никакой толпы». Но то место куда они ушли, не станет ли оно со временем сосредоточием той самой толпы, ведь рано или поздно из этих мест в итоге народится новый Город, ещё более могущественный, и тогда снова возникнет угроза ядерной войны, от которой по Саймаку, людей спас исход из городов. Разве не возникнет тогда новая удобная, большая мишень?

Что ещё «американского» в этой главе, так это концовка. Уж где-где, а в Америке наиболее пристально власти блюдут неприкосновенность частной собственности – это то, на чём зиждется американский порядок. На этом молодой Адамс и сыграл и наличие законных бумажек о правах на землю и недвижимость остановили уничтожение его собственности. Обнадёжили его планы: заповедники там, экскурсии, памятники, желание сохранить хотя бы часть города для потомков. А вот методы Вебстера покоробили. Шантаж, угрозы, оскорбления («политиканы», «хлыщ с луженой глоткой и нахальной рожей», «от вас плесенью несёт», «заткнитесь» и т. п.) – вот что пошло в ход.

В целом же, рассказ жёсткий, бескомпромиссный, и если бы не общая душевность повествования, свойственная Саймаку, он оставлял бы более тягостное впечатление. А так, в общем-то, позитивно, жизнеутверждающе вышло.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 ноября 2015 г.

Предание первое к фольклорному, символическому и, возможно, мифическому произведению «Город».

В первом предании рассказана история о далеких временах, настолько далеких, что кажется, их и не существовало вовсе. На Земле жили люди (множественное число от слова «человек»), жили они в городах (места группового скопления жилищ для удобств различного рода), знали они, что такое убийство (исследователи склоняются, что это насильственное прекращение жизни другого человека) и что такое война (своего рода очень массовое убийство). Описаны времена настолько давние, что возникает сомнение, а существовало ли всё то, о чем говорится в предании. Многие дают отрицательный ответ.

Сами подумайте. Повествуется о периоде упадка городов и расселении людей в окрестности, в деревни. Это было обусловлено развитием атомной промышленности, децентрализацией и ликвидацией угрозы ядерной атаки. Люди стали использовать семейные вертолеты, поэтому большие пространства для них больше не проблема. Стали выращивать продукты в гидропониках, поэтому необходимость в сельском хозяйстве также отпала. Но хотя объективно иссякла необходимость в городах, чиновники и политические деятели пытаются держаться за свой статус, продолжая, извините за выражение, насиловать труп. На фоне этой картины и происходит повествование в первом предании.

А если серьезно, то для меня картина представляется вполне реалистичной (с учетом некоторых поправок на отечественную действительность). В городах, особенно крупных, жить становится всё хуже и неприятнее. Не знаю, как вас, но меня в столице нашей Родины держит работа, хотя с другой стороны, искусственность продуктов, грязь и пыль, пробки, беспричинная суета — всё это довольно сильно угнетает. И мне такая модель будущего видится не самой плохой, когда каждый будет жить на своей земле и работать дистанционно. Город и сейчас во многом является обузой, нежели помощником. Но каждому, как говорится, своё, поэтому не думаю, что все со мной согласятся.

Весьма правдоподобный рассказ, заряжающий интересом к дальнейшему чтению одноименного романа.

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 февраля 2012 г.

Довольно интересный рассказ о несбывшемся будущем — о 1990-ом году, являющегося для нас уже прошлым. Всегда интересовали такого рода «предсказания» и фантастические романы на эту тему, ведь зачастую они бывают вполне правдоподобны и логичны.

В случае с «Городом», по-моему, все вполне правдоподобно и могло бы быть, если не вдаваться в детали, — когда необходимость жить большой общиной исчерпывает себя, когда прелести жизни в обществе превращаются в ограничители самой жизни — люди волей — не волей станут задумываться о том, что лучше жить там, где поменьше народу. Конечно я бы не стал утверждать, что нужно жить в одиночестве где-то посреди лесов, полей и т.д., но вот концентрироваться в небольших городках \ деревнях — вполне возможный и ожидаемый исход, ведь как заметили уже другие комментаторы — у человека всегда есть необходимость в общении с другими людьми. Не зря и сейчас, те кто может себе позволить, предпочитают жить в пригороде, ближе к природе, а не жаться среди «курятников» большого города.

Из плюсов данного рассказа можно выделить стиль изложения — читается легко и возникает чувство сопереживания описываемых событий, ощущаешь как прогресс набирает обороты, вот-вот и уже сам человек не нужен будет для проведения каких-либо работ — все унифицируется, автоматизируется, исследуются и изобретаются новые технологии, не требующие вовлечения большого количества людей, старые институты рушатся, а под основным ударом меняющейся бытности оказываются люди, которые не смогли приспособиться к новой жизни, измениться — в основном старики, которые привыкли жить по своим устоям. Также к положительным аспектам отнесу саму идею рассказа, где автор нам пытается показать, что будет если человечество получит дармовую энергетику, продукты питания и легкодоступный персональный авиатранспорт.

К относительным минусам этого рассказа я бы отнес некоторую недосказанность, относительно малое количество деталей мира будущего и от того недостаточное количество драматизма в описываемой ситуации (допускаю, что в последующих рассказах этого романа автор наверстает упущенное по части деталей, еще не читал). Также несколько нелепой выглядит сцена диалога мэра города и Джони Вебстера, который в надежде предотвратить кровопролитие врывается в кабинет мэра — и вместо того, чтобы сразу изложить в чем суть дела и что может произойти (а могут пострадать люди, в том числе его родственники), он начинает убеждать мэра в том, какой тот на самом деле редиска, нахлебник на шее народа и вообще, сидит одной задницей на двух стульях и в ус не дует. Ну а в финале — смазливый хэппи энд с выкупом «всего» за 10 минут и объявлением нового «хозяина».

В целом — выше среднего.

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 февраля 2015 г.

Для меня это самое щемяще грустное, печальное и очень лирическое произведение. Великолепная идея — история человечества через одну-единственную семью. Семейная эпопея, хроника — даже в реалистических произведениях — самый увлекательный, самый читаемый жанр. Но мало использовать идею. Ее надо еще и соответственно исполнить, да так, чтобы душу выворачивало. И чтобы в фантастике это было реализовано именно так, и не иначе, нужно было быть Клиффордом Саймаком. Я не уверен, что «Город» мог получиться даже у такого корифея, ка Хайнлайн, который мастерски переносил сюжеты об обыденных земных героях нашего время в фантастическое будущее, ничего не меняя в психологии героев. Саймак же, большой любитель помещать современных ему героев, с самыми обычными психотипами в фантастический антураж, в «Городе» превзошел себя и создал красивую поэму человечеству.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 января 2011 г.

Картины, рисуемые автором, навевают печальные размышления. Города больше не нужны и когда-то оживленные улицы пусты, дома наполненные воспоминаниями заброшены, а немногие люди цепляются за отживший образ жизни. Почему? Может они упрямы, может просто отказываются видеть очевидное преимущество усадеб, семейных вертолетов и гидропонных продуктов, а может для них просто нет места в новом мире.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 мая 2010 г.

Показанное пол века назад развитие человечества малыми шагами идет в этом направлении. Переход цивилизации в постиндустриальное общество постепенно выводит людей из городов. Современные средства коммуникации приводят к тому, что реальные межличностные отношения заменяются виртуальными.

Исчезнут ли города в будущем — конечно нет. Как говорил Аристотель «человек — животное общественное», поэтому мы не сможем жить слишком малыми группами (семья) без постоянного реального общения между собой.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 октября 2011 г.

Рассказ о несбывшемся будущем. Согласитесь, ведь 1990 год был совсем другим. Лушим или худшим — не важно, но абсолютно другим. Жаль, что в одном из лучших проиведений Саймак не оказался пророком. Правда, может быть он всего навсего немного ошибся во времени и не нужно вспоминать о 1990-м, а ждать 2090-й год? Можеть быть кто-нибудь из нас и доживет...

В рассказе чуствуется грусть, но грусть светлая. Да, город умер, но люди живы! Чего стоят расстояния если высоки скорости, а топливо дешево? Да и город можно восстановить, если взяться с умом, правда, герои уходят от этого варианта и отворачиваются от закостенелого прошлого. Город здесь не столко муниципальное образование, сколько бюрократический механизм, который мешает естественным преобразованиям. Основной конфликт не между городом и селом, а между свободой и ограниченями. А все люди даже в момент приступов верноподданичества грезят о свободе.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 октября 2009 г.

Это первая повесть романа «Город» знакомящая нас с ситуацией и героями романана — четой Вебстеров, больше всего меня наверно впечатлила угнетающая обстановка этого мира. Очень остро воспринимается момент некоего перелома власти, когда рушится старый привычный строй и при этом зарождается новый. Хочу заметить что роман написан за 46 лет до начала перстройки в России. Но естественно что прежние властители не хотят, мириться с ситуацией и как могут сопротивляются. Но они не понимают того, что уже проиграли...Немного грустная история для начала такого романа, но всё же оптимистическая, дающая понятие что надежда всё таки не умирает. а остаётся в сердцах людей, и помогает выжить, приспособиться. Происходит извечная борьба новаторов и консерваторов. Новое всегда воспринимается коснсерваторами в штыки, но самое главное найти точки соприкосновения нового со старым и удержать равновесие.

Читается повесть легко и непринуждённо, а самое главное что у этого романа нет и не должно быть временных рамок, такие вещи всегда актуальны.:pray:

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 сентября 2010 г.

Эта повесть вне времени! Она актуальна для любого возраста, любого читателя, любого времени! Великий Саймак затрагивает очень важные вопросы и дает свою точку зрения на то, как может быть! И я не могу сказать, что мне эта точка зрения не нравится чем то. Грусть, пропитывающая всю канву «Города» , тем не менее не оставляет ощущения безнадеги. Все новое рождается в муках. И хотя до воплощения описанного еще ооочень далеко, тем не менее мне бы хотелось, чтобы такое будущее стало реальным!

Спасибо, Автор!

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 августа 2009 г.

Первый рассказ-предание «Города», дающий имя всему роману (или циклу), знакомящий читателей с родом Вебстеров и предпосылками их переезда в усадьбу Вебстеров. Хотя сюжет и выглядит устаревшим, но это малосущественно, возможно всё ещё впереди и люди ещё покинут тесные города, подальше от толп и опасностей конфликтов.

Рассказ добрый, приятный и не такой мрачный, как некоторые дальнейшие, в нём есть доля оптимизма. Он о мирном будущем человечества, когда люди пожертвовали городами, которыми раньше гордились, ради мирного неба. В рассказе затрагивается актуальная и сейчас тема приспособления старого поколения к новым условиям: некоторые легко приспосабливаются и ведут новую жизнь, меняют место жительства, другие лицемерят и лгут себе, делая вид, что всё идёт по старому, Город как стоял так и будет стоять, остальные отправляются на свалку истории вместе с Городом, которому уготована участь музея под открытым небом.

В общем, рассказ о добре, с оптимистическим концом, что вполне характерно для Саймака. Хотя, казалось бы, он мало связан с остальными рассказами, свою цель для романа — начало повествования — он выполняет на отлично.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 февраля 2014 г.

Рассказ «Город», если его вынуть из контекста одноимённого романа, не является чем-то выдающимся и оригинальным, так как это только начало, первый этап истории будущего. Типичная социальная фантастика об отмирании городов и исходе людей в сельскую местность. Нечто подобное происходит сейчас в странах Запада, только гораздо медленнее и в куда меньших масштабах — это постиндустриализация. Наверное, в нашем мире этого не произошло, потому что всеобщее гидропоническое сельское хозяйство и семейная малая авиация так и не стали реальностью. Так что придётся нам и дальше жить в городах.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 ноября 2009 г.

читая первое предания цикла «Город», я и не подозревал, что может следовать дальше, не понимал, при чём тут Псы со своим интересным и вызывающим улыбку комментарием.

в общем-то, логичное начало замечательного романа. ведь не только Саймак в 1944 году, но и многие сейчас считают город цивилизационным тупиком, в первую очередь в социально-психологическом аспекте. А уж сколько моих друзей-знакомых с удовольствием жили бы за городом, в усадьбах или хотя бы в уютных домиках! Вот и Саймак приводит вероятные причины возможного вымирания городов: революция в сельском хозяйстве, дешевизна земли, новые технологии.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 ноября 2007 г.

Человечество уходит из городов, благодаря техническому прогрессу идея города изжила себя, благодаря нему же человечество избежало войны. Не все готовы принять новый мир таким, какой он есть, многие противятся, потому что не знают где их место в нем. Некоторые политики, администрация городов продолжают жалкие попытки удержать свою власть, живя как раньше, но один из главных герое понимает, что так больше не может продолжаться. Человек не должен обманывать сам себя, потому что у каждого должно быть чувство собственного достоинства, старое надо чтить и уважать, но это не значит, что надо категорически отрицать новое.

Хороший рассказ, который приятно и легко читается. Возможно, автор поставил временные рамки рассказа слишком близко к времени написания, но это не важно, время этому рассказу не нужно. Атмосфера рассказа немного пропитана грустью, возможно, потому что описанный мир вряд ли станет реальным.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 февраля 2012 г.

Очень сильная, раз и навсегда запоминающаяся вещь. Исход людей... это очень эмоциональный сюжет. Уйти в другой мир, изменить свою физическую природу, свою психологию, — правильное ли это решение? Не знаю, наверное, да. Собственно, почему нет? Долгая счастливая насыщенная жизнь... кто не мечтал об этом? И вот на Земле остаются разумные собаки (отлично! очень достойные преемники!) и верные роботы (почему нет?). А еще загадочные мутанты. вносящие в историю первый элемент мистики... Все это увлекает, заставляет читать, не отрываясь.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 мая 2011 г.

Всё довольно красиво, но некоторые сомнения всё-же мучают.

Во-первых, вертолёт — всё же довольно шумное транспортное средство. Если все вдруг будут летать по делам, с работы и на работу, в гости, не слишком ли будет шумно и «людно» в воздухе? Может оказаться, что проще переселиться поближе к работе, к друзьям и т.п. То есть город опять-таки может оказаться оптимальнее.

Во-вторых, если каждый замкнётся в своём родовом поместье, то интересно, насколько часто люди будут общаться, насколько хорошо они будут друг друга понимать, думать друг о друге? Не грозит ли им в конце концов простое генетическое вырождение? Если браки будут заключаться только между ближайшими соседями, то рано или поздно генетическое разнообразие будет уменьшаться, а это грозит различными болезнями, проявляющимися при близкородственном скрещивании.

В остальном, конечно, всё довольно красиво, хоть и немного грустно. Весь рассказ буквально пропитан этой ностальгией по городам.

Оценка: 8


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу