FantLab ru

Дэн Симмонс «Восход Эндимиона»

Восход Эндимиона

The Rise of Endymion

Роман, год

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 166

 Рейтинг
Средняя оценка:8.50
Голосов:3058
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Завершающая книга одного из самых знаменитых фантастических сериалов ХХ века — тетралогии `Гиперион`, `Падение Гипериона`, `Эндимион` и `Восход Эндимиона`. Перед вами наконец раскроются тайны Гробниц Времени, вам предстоит узнать исход величайшей межзвездной войны миров — войны, в которой на карту поставлена судьба человечества...

Примечание:


Коллективный перевод с английского, фамилии переводчиков неизвестны (информация предоставлена источниками в издательстве).

Входит в:

— роман-эпопею «Песни Гипериона»  >  роман-эпопею «Песни Эндимиона»


Награды и премии:


лауреат
Локус / Locus Award, 1998 // Роман НФ

лауреат
Премия читателей журнала "Science Fiction Chronicle" / Science Fiction Chronicle Reader Awards, 1998 // Роман

лауреат
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1999 // Научная фантастика - Роман (США)

лауреат
Премия "Озон" / Prix Ozone, 1999 // Зарубежный НФ роман (США)

Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1998 // Роман

номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 1998 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 1999 // Зарубежная книга (США)

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 1999 // Научная фантастика (США)

номинант
Премия Игнотус / Premio Ignotus, 1999 // Зарубежный роман (США)

номинант
Сигма-Ф, 1999 // Перевод (Лучшее зарубежное произведение)

номинант
Большая премия Воображения / Grand Prix de l`Imaginaire, 2000 // Роман, переведённый на французский / Roman étranger

номинант
Премия «Италия» / Premio Italia, 2000 // Зарубежный роман (США)

номинант
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2000 // Зарубежный роман года

номинант
Премия Геффена / Geffen Award, 2002 // Переводная книга НФ (США)

номинант
"Сталкер" / Stalker, 2007 // Переводной роман или сборник (США, 1997)


Восход Эндимиона. Том 1
1998 г.
Восход Эндимиона. Том 2
1998 г.
Восход Эндимиона. Том 1
1999 г.
Восход Эндимиона. Том 2
1999 г.
Восход Эндимиона
2000 г.
Эндимион. Восход Эндимиона
2005 г.
Эндимион. Восход Эндимиона
2005 г.
Восход Эндимиона
2007 г.
Восход Эндимиона
2012 г.
Эндимион. Восход Эндимиона
2014 г.
Эндимион
2015 г.
Гиперион
2016 г.

Издания на иностранных языках:

The Endymion Omnibus
2005 г.
(английский)




Доступность в электронном виде:

 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  31  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 августа 2009 г.

Ах если бы автор остановился на втором томе.... Я читал очень много рецензий и мнений об этой книге. Кто-то находит замечательными идеи автора о сосуществовании человека и машины, кому-то нравится технический мир, кому-то ... whatever. Как обычно, читая некоторых рецензентов, думаешь — где он это прочитал? Ну не было в книге ничего такого, на основании чего можно было бы сделать подобные выводы. Например, «И самое ужасное, что сам Симменс считает такое отношение человека и машины вполне нормальным».

Я же прочитал только скучный, затянутый текст, полный логических нестыковок, необоснованных сюжетом поступков и размышлений персонажей, технический бред про «однобайтные» вирусы. Куда делся эпический размах второй части? Где цепляющие за душу откровения первой? Все основные идеи и узелки завязали в конце второй книги, остальные части кажутся вторичными и, похоже, написаны просто для продолжения выдавливания денег за серию.

Первые же два тома я оцениваю в 10-ку, и они занимают место на полке любимых книг, рядом с такими вещами, как «Контракт на фараоне», «Пламя над бездной», «Глубина в небе».

ПС. А вообще,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
вам не кажется, что даже противостояние Искинов не обьясняет почему нельзя было просто используя нуль-Т загнать нужную часть человечества в Лабиринты? Взорвать нейродеструктор самостоятельно? Зачем эти придатки в виде людишек? Как можно было умудриться подгадать так, чтобы «корабль с нейродеструктором взорвался в микросекунду перехода в пространстве техносферы».
. Увы, я не видел еще ни одного произведения, в котором не было бы подобных ляпов. Жаль, жаль, особенно когда такие нестыковки лежат в основе чуть ли не всей книги.

Оценка: 4
–  [  24  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 октября 2011 г.

«ВЫБЕРИ СНОВА!»

Прочитав книгу, я долгое время ходил с ощущением какой-то безграничной эйфории и грусти. Грустно было потому, что еще один замечательный цикл был прочитан, и я никогда не получу удовольствия от открытия для себя этой Вселенной. Ну а эйфория была от факта самого чтения.

Что сказать об этой книге? Ну во-первых, сразу виден разительный контраст с предыдущей частью тетралогии. Если та представляет собой длиннющий квест практически без какого-либо развития персонажей, то в «Восходе Эндимиона» мы видим мощную космооперу с элементами научной фантастики и философско-религиозным уклоном. Герои книги «повзрослели». Из картонных они превратились в настоящих, можно проследить этапы становления Энеи, внутренние метаморфозы капитана де Сойи, даже Шрайк, бесчувственная машина для убийств, приобретает человеческие черты... Вся Вселенная Симмонса оживает и я опять верю в проиходящее, спорю с персонажами, ругаю их, люблю и ненавижу как живых...

Очень много места в книге отводится религии. Вместе с героями мы решаем такие вопросы веры как: что такое истинное бессмертие, есть ли жизнь после смерти, многогранность добра и зла, какова роль человечества во Вселенной, куда мы все идем и к чему стремимся...

Немного корявой выглядит попытка автора «оживить» героев из предыдущих книг. Лично я считаю «Гиперион» и «Падение Гипериона» вполне законченным произведением и не вижу смысла что-то оттуда брать, кроме самой Вселенной. Так же я не нашел ответа почему именно де Сойя должен был поймать девочку, в чем его исключительность. В целом, кроме этого, претензий к сюжету нет, все остальное получилось просто на «ура» (особенно концовка, никогда бы не додумался до такого).

И конечно же любовь. Вообще я не очень люблю все эти «сопли», но в этой книге я практически физически ощутил страсть Энеи и Рауля. Симмонс хотел показать что же такое настоящая «земная» любовь со всеми ее атрибутами — ревностью, переживаниями, злостью, непониманием и др.

Книга,как и Энея не навязывает какое-то определенное мнение. Она лишь предлагает пересмотреть свои взгляды и «выбрать снова». Очень часто мы забываем о том, что никогда не поздно остановиться, попросить прощения, сказать слова, которые давно хотим сказать, изменить что-то в себе. Главный тезис «Восхода», состоящий из двух слов, дает нам понять что в любой момент мы можем остановится и выбрать снова, изменить свою жизнь. Спасибо за это Энее. И спасибо Симмонсу за то что он создал ее.

«Восход Эндимиона» является действительно Восходом. Восходом научной фантастики, философии, психологии и безграничной фантазии. Восходом Человека и Жизни во всех ее проявлениях. Восходом и торжеством всеобъемлющей и всепроникающей Любви.

Оценка: 9
–  [  22  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 ноября 2008 г.

C большим трудом я дочитал «Восход Эндимиона». А последние пафосные страницы просто читал по диагонали. По сравнению С «Гиперионом» и «Падением Гиперионом» последняя книга отстой. Такое ощущение, что у Симмонса прошло вдохновение на эту тему и он искусственно формировал сюжет.

Что меня больше всего разочаровало:

1. Знание Энеей будущего, которое на 100% сбывалось. В результате теряется непредсказуемость сюжета как в первой и второй книгах. Нет варианта альтернативы, т.е. возможности победы в борьбе Ватикана за власть.

2. Введение в сюжет искусственных монстров, которые имеют сверхспособности и могут по желанию управлять временем. Абсолютно бессмысленные персонажи. Как только они подходили к двум ГГ, тут же как в сказке у них ничего не получалось.

3. Вторая половина книги заполнена кучей непонятных описаний мелочей.

4.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Мгновенные телепортации в разные планеты напоминает мне введение «волшебной кнопки» в компьютерную игру. Вместо того, чтобы одолеть врагов, достичь цели, нажал конпку и игра закончена твоей победой. Концовка напоминает тоже самое.

Оценка: 4
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 ноября 2013 г.

Не просто очень скверное продолжение и завершение цикла, а одно из самых провальных в истории фантастики. Такой дикой концентрации ретконовских заплетов и взаимоисключающих параграфов еще поискать надо (ближайшим аналогом могут послужить продолжения и приквелы Дюны).

Не присутствуй Симмонс на множестве конвентов, можно было бы принять его за многопользовательский логин: скачки качества от романа к роману невероятные.

Не напиши Симмонс ничего более, кроме «Песен Эндимиона», его можно было бы смело ставить в одну фалангу с многочисленными авторами одной книги, безуспешно эксплуатирующими стартовую идею --- проблема, однако, в том, что и сам «Гиперион», послуживший основой для эндимионской дилогии, есть одна большая, распиленная на две книги компиляция, пускай и уверенно выполненная (если не считать необъяснимо провисающих сюжетных линий --- чего стоит одно исчезновение Ханта --- и туго затянутых парадоксов неряшливого сюжетостроения, как то болезнь Рахили Вайнтрауб, которую Симмонс позаимствовал из «The Once and Future King» Теренса Хэнбери Уайта и «Winter Solstice» Майка Резника, но до собственной книги пару нужных деталей не донес). А уж типо хэппи-эндистый эпилог, где

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Энея выкроила два годика в прошлом, чтобы родить Эндимиону ребенка
– это какой-то леденящий душу песец. Ну
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
похоронил он уже ее один раз,
зачем второй-то? Не говоря о том, что
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
эти два года явно можно было потратить с большой пользой, чем на беременность и грудное вскармливание.

К счастью, у Симмонса есть еще хорошие книги, в том числе отличные криптоистории.

Оценка: 3
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 октября 2014 г.

Давно я не разнимал свои «отзывные» мышцы, но придется.

Так уж получилось, что я все эти годы Гиперион проходил мимо меня. Я видел его на книжных полках (в т.ч. в пафосных дорогих сериях аля Классика всего и вся), я натыкался на отсылки к нему, что-то где то слышал. И всё время на миллиметры промахивался с его чтением. Но время пришло.

Я был очарован и сражен Гиперионом. При каких-то возможных недостатках, это всё равно произведение достойное названия шедевра.

Падение Гипериона марку не выдержало — стало просто крепким НФ с интересными идеями, но это тоже было неплохо.

А потом...

Потом пришёл Рауль и его опус. И напишу я всё таки о «Восходе».

Сложно понять, какой путь проходит авторская мысль, чтобы стройные художественные книги начала цикла превратились в подобную писанину. Неясно, как можно дойти до того, чтобы объяснять сюжет прямыми объяснениями персонажей другим персонажам и делать это не один раз за книгу. Сразу начинаешь чувствовать, что писатель пишет то ли для дураков, то ли для ленивых, то ли считает, что слишком сложно завернул в первых двух книгах и никто ничего не понял. Затруднительно осознать, что может сподвигнуть к тому, чтобы заменить мистического немезиду Шрайка на картонных супертерминаторов, ведущих себя как злодеи из дешевых компьютерных игр.

Мне было больно читать эту книгу. Больно от её корявости, больно от неуместных вытаскиваний из шляпы героев первой книги, просто чтобы были, больно от страничных перечислений каких-то персонажей, которые всё равно не сыграют никакой роли в сюжете... А Альбедо, о Разум, Альбедо... Как может ИИ вести себя как напыщенный идиот? За что, Симмонс, за что?

Нет, в этой книге все ещё есть хорошие вещи. Основная идея интересна, описания звездной экосистемы занятны. Вроде всё, увы. Последние пару сотен страниц я читал, стиснув зубы, потому что последний поворот читается чуть ли не с самого начала второй части, а больше в конце ничего и нет. Многие откровения конца книги откровенно высосаны из пальца

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
А. Беттик наблюдатель? Но в первой книге он участвовал в паломничестве ровно один отрезок пути, во время которого ничего не произошло, а во второй книге его вообще толком не было

В конечном итоге это очень слабая книга. И непонятно, как человек, написавший Гиперион, мог всерьез написать и издать это.

Печально, что пока я читал это, я мог читать другие — хорошие книги.

Оценка: 5
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 июля 2009 г.

Ну вот и закончилась эта красивая и безумно трагичная история. Впечатлений так много, даже не знаю с чего начать... Перво-наперво стоит наверное вспомнить героев. Рауля, Энею, Мартина Силена и всех прочих. Каждый герой книги в буквальном смысле живой, настоящий, когда я читал, то мне казалось что среди них нет ни одного второстепенного или проходного персонажа, настолько все они живые. Невероятно правдивые и органичные, рожденные фантазией (не побоюсь этого слова) гениального писателя, персонажи существуют бок о бок, рядом друг с другом, разделенные тысячами световых лет и немыслимыми безднами пространства, любой из них просто ничтожная песчинка в огромной вселенной, и, как ни удивительно, одновременно её центр. Действие отличается острым драматизмом событий и их фатальной предопределенностью, когда в глубине души хочется надеяться что судьба всё же будет благосклонна к Раулю и Энее, но умом понимаешь, что век их будет недолог. Слишком уж беспощадна к ним судьба. Ими движет сила рока, предопределение. И если Энея это понимает и принимает, то Рауль это принять отказывается и готов бороться до последнего. За это свое упрямство и нежелание сдаваться, в конце-концов он будет вознагражден. Но впрочем это уже сюжет для спойлера. Раньше времени он не раскроется.

Сама вселенная Дэна Симмонса это вселенная разума, не случайно он упоминает ноосферу Вернадского — сферу разума. Именно разум стоит для него на первом месте. В этом смысле «Восход Эндимиона» вещь очень и очень показательная. Он словно лакмусовая бумажка, индикатор, выявляющий и демонстрирующий собственные взгляды и философские воззрения автора на природу всего живого, на предназначение человечества как одного из носителей такого разума, на цель эволюции. Здесь смешалось всё: ренессансный антропоцентризм, философия раннего буддизма (особенно влияние буддийских доктрин заметно в учении Энеи о четырех этапах постижения связующей бездны), апостолические, неканонические ответвления христанства, эволюционизм... Вплоть до идей Циолковского и философии русского космизма. При этом автор ведёт себя не как высокомерный интеллектуал, глядящий на читателя сверху вниз, а наоборот, терпеливо и старательно объясняющий читателю суть всей этой философской метафизики. Он в чем-то даже проповедует свои идеи. Наверно, как раз такая подача этих идей и оттолкнула многих от этой части цикла. Проповедь пришлась по душе не всем.

В самом начале книги, ещё до того момента когда Рауль Эндимион попадает на планету Тянь-Шань кажется что и этот, заключительный том тетралогии вряд ли чем-то сможет удивить, по опыту прочтения «Эндимиона» ожидаешь что «Восход» скорее всего окажется таким же средненьким квестом, где герои точно так же только и будут делать, что заниматься преодолением препятствий и попутно свершать свою вселенскую миссию. Признаюсь, в самом начале романа я тоже готов был поддаться соблазну отложить его на некоторое время в долгий-долгий ящик, и может быть вернуться к нему позже или не вернуться вообще, как раз из опасения что он окажется всего лишь продолжением квеста первой книги. К счастью, опасения эти не потвердились. «Восход Эндимиона» оказался, как мне кажется самым грандиозным, самым важным романом всей тетралогии, её финальным и самым громким аккордом «Песней».

Если «Гиперион» это альфа, то «Восход Эндимиона» — омега. «Гиперион» только лишь задает вопросы, тогда как «Восход Эдимиона» дает на них ответы. Этот последний том жизненно важен для понимания и осмысления всего цикла, всей полноты картины и широты авторского замысла.

Моя оценка этой книге это безусловно 10, если б можно было поставил бы и 11. Когда речь идет о такого рода литературе оценки перестают иметь значение. «Восход Эндимиона» просто необходимо читать.

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 января 2009 г.

Очень неудачная книга. Предыдущая тоже слаба конечно. Эндимион такой же кретин, но это еще можно пережить. То что из таинственного Шрайка сделали банального терминатора уже жальче, но жить еще после этого можно.

Но когда автор стал путаться в собственных теориях... Несоответствий с предыдущей книгой целая туча и это настоящий ужас

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Например как у них появилось так много частных кораблей, если после «Падения» единственным частным кораблем был чудом сохранившийся корабль консула?

А каким образом их выслеживала робот убийца Т-1000 (ее звали немного по другому но суть та же)? Ведь малышка сама переносила их с планеты на планету, а значит порталами нельзя было воспользоваться. Хотя я знаю этот способ — авторский произвол называется.

П. С. Нет, все-таки герой не такой кретин как в предыдущей части, он еще более того... Как он мог не догадаться о финале?

Оценка: 4
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 февраля 2015 г.

Это завершение грандиозного цикла «Гиперион». Многим хотелось найти ответы на множество вопросов, которые накопились по мере развития событий в предыдущих книгах цикла, мне в том числе. Удалось Симмонсу найти необходимые ответы? На мой взгляд, автор совершил невозможное, связал воедино несколько временных линий и показал читателям всю суть своего замысла.

Религиозная тема получит активное развитие, в каком-то смысле даже выйдет на первый план. Отношение автора к современным течениям в религии, особенно к христианской, если мягко сказать, отрицательное. Мир, в котором власть полностью принадлежит Католической церкви, выглядит ужасно. Как мне кажется, Симмонс взял за основу времена правления Церкви в Европе в средние века и к чему это в итоге привело. Жестокость, которая полностью противоречит христианским догмам, была возведена в культ, и стала основой развития на сотни лет вперед. Отсутствие противовеса, который бы ограничивал и сдерживал безумие верховных правителей, приводит к тотальному террору любых форм недовольства или несогласия. Нет ничего удивительного, что в подобном обществе найдутся желающие любыми способами изменить существующий порядок, даже ценой своей жизни или жизнями своих близких.

Появление человека, который может в этом помочь, становится катализатором глобального проекта по изменению старых порядков. По сути, автор показывает рождение новой религии, более доброй, честной, справедливой, такой какой и должна была быть христианская ветвь, испорченная негодяями и подонками. Поэтому, не стоит обвинять Симмонса в негативном отношении к современным религиям, он не против веры в Бога, он против тех, кто прикрывается верой и творит жуткие бесчинства.

Автор мастерски смешивает коктейль из жанров, чтобы каждый читатель нашел для себя что-то интересное. Космические сражения, описание десятков планет, интриги и борьба за власть, любовь главных героев, борьба за умы и сердца, невероятные технологические придумки, в этой книге есть все необходимое, чтобы никто не скучал и провел время с удовольствием. Финал цикла вызывает массу эмоций, не хочется верить, что писатель может быть настолько жесток по отношению к своим персонажам. Невероятная история, которая обязательна к прочтению всеми любителями фантастики.

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 мая 2012 г.

Чувство которое у меня осталось после прочтения — это разочарование. Так как крепкая история сильно испорчена многочисленными недоработками. Излишняя затянутость многих сцен, не стыковки с предыдущими книгами, огромное количество розовых соплей. А самое обидное — это предсказуемость концовки. Её очевидность здорово портит последние 100-120 страниц, и так в довольна тяжело читаемого романа. Но история хороша и мысли не плохие, вот только исполнение...

Оценка: 6
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 октября 2010 г.

История пришла к завершению. Ключ к победе над паразитами предельно прост — это сострадание. Сострадание ко всем, кому плохо.

Хэппи энд на самом деле таковым не является. Так как на самом деле книга Симмонса довольно четко показывает, что в перспективы человечества он не верит. Ведь история-то началась еще на Земле — человек делал себе костыль, стремился переложить на машины как можно больше. Ради чего? Ради активной творческой жизни или ради тупого гедонизма? Ответ очевиден, а конец такой линии развития описан в тетралогии. И выхода нет — этот путь отрубает возможности духовного развития, достаточного для включения в Связующую Пропасть. Очень сильная метафора, которую, судя по отзывам, мало кто увидел.

Хотя какой там хэппи энд? Человеческий финал тетралогии чудовищен — Рауль наслаждается жизнью с Энеей, зная, что через строго отмеренный срок ей предстоит уйти от него, и после череды самых разных событий принести себя в жертву и принять мученическую смерть.

Можно понять и так: живите, наслаждайтесь, если сможете — ведь вы теперь знаете, чем все это кончится.

Любопытно, что об этом же (возможности развития человека) размышляли авторы двух других «суперэпопей» — Азимов и Херберт. Выводы у всех — что в отношении машин, все делающих вместо людей, что в отношении примата духовного над всем прочим — одинаковы. Об этом стоит подумать.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 октября 2013 г.

Итак, Симмонс завершил свою эпопею. А то, что это эпопея, я думаю, никто спорить не будет. Линии сюжета тянутся из прошлого в будущее, из будущего — в настоящее и прошлое, и образуют очень хитрый и замысловатый узор, отсылает нас к разрозненным историям паломников, и прочно скрепляет нитями с историей Эндимиона. Мир и правда грандиозный — но здесь он закольцовывается и объясняется до конца...

Я вспомнил «Дюну». Вспоминал ли её Симмонс при написании этого романа? Не знаю, а вот у меня ассоциации возникли. Пауль Муад'Диб сокрушает Империю Коррино силой оружия, чтобы развернуть человечество на другой путь эволюции. А Эней? Она не похожа на него? Нет. Да, она в какой-то степени по своим возможностям сходна с Квисатц Хадерах, но принципы осуществления тех же целей — иные.

«Выбери снова». Дэн, конечно, схитрил, причём не слабо — именно в самые простые лозунги люди вкладывают такие бездонные днища мыслей, что диву даёшься. Однако я этого делать не стану. Смысл-то здесь достаточно простой. Выбери снова — кому ты хочешь поклонятся? Христу? Поклоняйся Христу. Жить на спокойной планете, а не управлять боевым звездолётом? Живи. Желаешь на крыльях солнечного ветра носится меж звёзд? Носись. Выбери снова.

Каков дар Энеи? Она дала людям через свою кровь (уникальный генетический набор!) возможность проникать во вселенскую Ноосферу, научится внимать ей, глубже понимать мир. По сути, это новый виток эволюции, совершенно иное восприятие мира. «Выбери снова». Стань другим, стань совершеннее — и взгляни на свою жизнь заново.

«Восход Эндимиона» окончательно превратил цикл в эпос. «Гиперион» был цельной, но очень узорчатой мозаикой, «Падение...» — великолепной филосовско-боевой фантастикой». Однако только здесь произошло превращение в полноценный эпос — спокойный, велеречивый, но поражающий само воображение. Всё очень спокойно, солидно, обстоятельно. Борьба нового со старым, хорошего с отжившим и плохим, deus ex machina — здесь всё живёт как бы по заранее расписанному сценарию, который неизбежно приведёт к крушению былого мира и становлению мира иного. Конечно, во всём этом есть нечто искусственное — но этого не избежать. Симмонс, прекрасно знающий законы литературы, и здесь проявил оригинальность — отработанные другими писателями. Да, конец нарочито сентиментален, нарочито глобально перемена в глубинах человеческой сути. Но Симмонс-то писал вовсе не «веристичную» фантастику. Он писал филосовский трактат о том, что всем людям нужно что-изменить не в окружающем мире, а в самих себе. Научиться слушать.

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 ноября 2010 г.

Четвертой книгой автор оправдался в моих глазах. «Восход Эндимиона» вполне на уровне первых двух частей эпопеи. Собственно, что понравилось.

1. Нормальный, не примитивный сюжет, который не крутится вокруг одного большого квеста.

2. Философия Энеи, интересные мысли о прогрессе и Человеке как части Природы, о необходимости развития человечества, предписанном законами эволюции. Развитие идей, высказанных в первом и втором томах. Интересная криптоисторическая гипотеза об пришествии Христа, как о первой, неудачной попытке изменить человечество с помощью вируса.

3. Очень сильные образы, в частности, Звездные Деревья Бродяг и тамплиеров, много других интересных фантастических моментов.

4. Наконец-то разъяснена роль Хета Мастина, Истинного Гласа Игдрассиля, пренебрежение которым в двух первых книгах просто бросалось в глаза. Сняты некоторые другие сюжетные противоречия и нестыковки (к сожалению, не все).

Есть и недостатки.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
1. Чрезмерное смакование сцены гибели Энеи. Впрочем, это для автора характерно, к сожалению.

2. Симмонс не был бы Симмонсом, если бы не увлекался местами и не растягивал весьма нудные эпизоды. Например с постройкой храма на Тянь-Шане и с полетами на той же планете. К любителям приключенческой литературы не отношусь, посему читать про все эти виражи и восходящие потоки было скучно.

3. Сюжетные нестыковки перекочевали из предыдущей части комплексно.

4. Финал показался излишне сентиментальным. Было ощущение, что изначально автор планировал закончить книгу менее оптимистично., но потом решил пожалеть главного героя.

По поводу общего смысла романа – он о том, что человек – часть Природы и должен оставаться частью Природы, то есть – самим собой. Искусственная консервация, вызванная страхом людей перед смертью, так удобно эксплуатируемым Техно-Центром – ведет человечество к деградации, потому что смерть и рождение – залог эволюции. Многообразие форм и развитие свойственны всему в мире, а значит, для людей естественно желать перемен – «выбрать снова». Лично у меня, правда, вызывает сомнение негативная оценка бессмертия – хотя очевидно, что описанное в романе человечество до него «не доросло», думаю, рано или поздно человек должен его достигнуть, но, конечно, не на таком примитивно-отвратительном уроне, как крестоформ и воскрешение тела. Впрочем, духовное бессмертие, хоть и частичное, Энея и ее последователи не отрицают.

Итог: окончание «Песен Гипериона» уступает первой книге в «литературности», но зато превосходит вторую и тем более третью книгу по глубине философии. Несмотря на характерную «тяжеловесность», книга оставила положительные впечатления. Вполне достойная прочтения, оригинальная книга.

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 февраля 2010 г.

Симмонс совершил со мной странную вещь. Очень редко вымученное дочитывание книги к финалу сменяется у меня полным восторгом, и это именно такой случай. После восхитительно человечного «Гипериона» и калейдоскопического сюжета «Падения», отлично закрывшего первую дилогию, «Эндимион» показался, честно говоря, убогим. Правда, квестовая его структура немного сглаживалась интересной идеей симбиоза католичества и крестоформов, да и послевкусие от первой дилогии осталось, поэтому 8 баллов роману поставил, очень надеясь на то, что это лишь необходимый промежуточный этап для финального аккорда. Так оно и оказалось.

Первая треть книги напомнила старое-доброе Падение — калейдоскоп несвязанных на первый взгляд друг с другом повествований, взгляд на власть «изнутри», постоянные скачки между действующими лицами. Напрягло то, что про главных героев как было скучно читать, так и осталось — опять странствие по реке Тетис, опять скучные приключения, в общем, у другого писателя это можно было бы читать с интересом, а от Симмонса ожидаешь большего. Когда же во второй трети действие перемещается на Тянь-Шань, становится в некотором плане еще хуже. Повествование снова становится почти линейным, плюс появляются ощутимые провалы в повествовании. Я читал сначала «Террор», в нем любовь Симмонса к постоянному пересчету и поименному перечислению персонажей проявляется еще сильнее, но там это хоть как-то оправдано — надо отчитаться за судьбы всех членов экипажа :smile: Тут же это вызывает только раздражение. Когда в очередной раз автор начинает называть всех, кто слушает Энею/посещает далай-ламу/убегает с планеты и т.п., называя всех этих Джигме Норбу, Джорджей Цзаронгов, Чжаньчжи Кенчжуней и Лобсангов Самтенов, реально хочется бросить чтение. Не потому, что читать очень сложно, а потому, что это безобразие :smile: Перечисление хребтов и городов Тянь-Шаня также производят унылое ощущение. Возникло подозрение, что автор хочет заработать аплодисменты проработкой своего мира, но в данном случае количество не перерастает в качество. Как только Симмонс начал плодить ненужные сущности в «Эндимионе», подробно рассказывая об абсолютно ненужных приключениях на разных, пусть даже разнообразных планетах, детально прорабатывая свой мир, он чуть не потерял меня как читателя. Здесь схожий случай. Но это, возможно, очень субъективное неприятие, а для других это даже плюс. Но зато на Тянь-Шане стало интереснее следить за Раулем и Энеей, т.к. наконец потерялась эта интрига — «куда же нас занесет на этот раз?» :smile:

В общем-то, чем ближе была концовка, тем интереснее было, сможет ли Симмонс достойно закончить, сомнения были. Хотелось дочитать, наконец, и поставить крест на второй дилогии, засчитав слив. По последнему пункту не удалось сделать, как я задумал :smile: Финал феерический, очень неожиданный, светлый и грустный. Наверное за это стоит сказать спасибо и себе самому, т.к., я смотрю по отзывам, многие заранее поняли, к чему дело идет, я же был невнимателен, за что и получил двойную порцию удовольствия. Вторую дилогию пинать больше не могу, даже наличие ненужных, казалось бы, сущностей Симмонс как бы обосновал (как бы — только потому, что его обоснование не оправдывает некоторой ненужности подробного описания приключений на разных планетах, а говорит лишь о том, зачем вообще были нужны эти странствия по реке Тетис). Вот разве что имена эти китайские... Ну да Бог с ними, уж слишком уж хорошо послевкусие! Не могу не поставить 10 баллов, хоть и достаточно редко ставлю эту оценку.

UPD Оглянувшись через некоторое время, не могу не снизить оценку до 9 баллов, прежде всего потому, что ни с «Падением», ни, тем более, с «Гиперионом», эту книгу в один ряд поставить все же не могу. Послевкусие хорошо, но не настолько :smile:

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 ноября 2009 г.

Про «Восход Эндимиона» сложно что-то сказать однозначно — в нем слишком много всего. И действия, и событий, и глубоких идей, и психологии, и религии. Притом, что получается отнюдь не ералаш, а просто картина, которую сложно объять целиком — и куда проще по частям. Мне кажется, такая концовка неизбежна, потому что только такая концовка будет достойна всего остального цикла.

Циклы вообще очень сложно сводить, особенно такие большие и многогеройные, где меняются и главные действующие лица, и время повествование. Автору нужно очень постараться, чтобы связать воедино все нити так, чтобы никакая не провисала, чтобы никакая не торчала, чтобы чувствовалась связь героев и времен, и логичность, и мистичность, и моральный урок, и качественный переход. Завершающая книга, имхо, должна быть полнее и сильнее, чем любая из предыдущих — иначе будет ощущение, что автор не завершил, а просто бросил со словами «я устал, я ухожу». И хорошо еще, если бросил, написав что-то такого же уровня, как первые книги цикла (а не как Сапковский, который в моем личном рейтинге «феерических сливов» безоговорочно занимает первое место).

Пожалуй, «Песни Гипериона» — чуть ли не единственных из читанных мной циклов, который закончен очень достойно. Именно с тем эффектом, шумом и размахом, с каким того ожидает читатель. Подготовка к завершению цикла тихой сапой шла два романа, но очевиден этот резкий подъем вверх стал только в «Эндимионе». Я, признаться, была очень приятна удивлена, поскольку на хорошее завершение хороших циклов обычно по привычке не надеюсь. А «Эндимиону» вполне удалось справиться со своей задачей.

Будущее соединяется с прошлым (кто, черт побери, консультировал автора по физике?!). Герои прошлого уходят в будущее и возвращаются оттуда другими. Мир меняется — потому, что меняются люди в нем. Не то чтобы я сильно прониклась идеей Сопереживания, но как фантастическая идея она ничем не хуже любых других (например, не хуже идей о мировом зле, заключенном к яйце *зачеркнуто* кольце) и главное, отвечает своей цели: качественная перемена людей. Мгновенная революция, может быть, и перебор, но это общее своейство Симмонса: у него если уж войны, то с миллиардами погибших, включая грудных младенцев, если уж рушить церковь, то чтобы остались только дымящиеся руины. Это фантастика, я привыкла.

В целом «Восход» очень эпичен и поражает величиной замысла. Тем более, правда, раздражают в нем не-эпические моменты, вроде бесконечного нудения про ящик Шредингера и описания любви Рауля и Энеи. Да, я полностью согласна тут с героем-репортером: он и правда тупой. И лучше бы автору обойтись без подробных описаний секса — я не ханжа, но тут они слегка не к месту, кажется... Не говоря уж о том, что если честно, окажись я в конце на месте Рауля, я привязала бы в условленное время свою любимую к дереву, и никуда бы она не пошла, чтобы ее там сожгли заживо. И наплевать на судьбы мира)) Но это так, лирическое отступление) В остальном роман очень хорош, причем хорош именно своей эпичностью. Герои четко делятся на «плохих» и «хороших», точнее, наших и церковников. Нет той неоднозначности образов, что была в «Гиперионе» (кроме, разве что, Мартина Силена). Нет никаких мелких заданий — только масштабные проекты. Это не хорошо или плохо, это просто другой уровень. Таким героям гораздо сложнее сопереживать, потому что лучи совершенства заслоняют в них все человеческое, не говоря уж о размахе их проблем. Пожалуй, единственный, кто вызывал у меня искреннюю симпатию на протяжении всего текста — это де Сойя, очень простой, не идеальный и очень человечный. Образ эпического героя, что забавно, очень мешает простой человеческой симпатии. Про Энею вообще сложно что-то сказать, потому что лично по моим ощущениям, она не человек, а какой-то набор мессианских функций. Необходим талант Сарамаго, чтобы из человека такого масштаба сделать человека живого, но у Симмонса Энея — скорее функция текста, одна из физических переменных, чем живой герой.

В целом получилось забавно. «Восход» очень хороший роман, правда. Но если «Гиперион» был набором «человеческих, очень человеческих» историй, каждая из которых пробуждает эмоции, то «Восход» — полная ему противоположность, он поражает размахом замысла, и места для мелкого «очень человеческого» в нем совершенно не осталось.

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 октября 2007 г.

Вчера дочитал. Вся серия на твёрдую десятку. Понравилось, что от книги к книге стиль повествования меняется. Понравился мир и та глубина с которой он продуман. Понравились герои. Знаете такое ощущение из детства: ты только проснулся утром, лежишь ещё полусонный, но уже с хорошим настроением. Ты знаешь, что сегодня изначально замечательный день но почему не можешь вспомнить ещё секунды три. И тут тебя осеняет: сегодня первый день ЛЕТНИХ КАНИКУЛ. Вот с таким настроением я дочитывал четвёртую книгу. Я чувствовал, что конец будет необычным но всё равно был потрясён. Пускай это перевод, пускай я сам знаю русский не очень хорошо... Я завидую тем людям которым только предстоит прочитать Песни Гипериона. Занавес.

Оценка: 10


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу