Джордж Р. Р. Мартин «Битва королей»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Эпическое фэнтези )
- Общие характеристики: С множеством интриг | Приключенческое | Военное
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Средние века
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Хаос воцарился в Семи Королевствах после смерти Роберта Баратеона – в жестокой борьбе за трон сошлись претенденты на престол. Настало время, когда кровь польется рекой, брат убьет брата, а предательство заменит верность. Разрушены вассальные договоры, подлая измена захватывает крепости вернее меча, жестокостью отвечают на жестокость, а любовь и былая дружба не стоят ничего. Мертвые восстают из могил и убивают живых. Долгая зима вступает в свои пределы, а за морем набирают силу Драконы.
Входит в:
— цикл «Песнь Льда и Огня»
Награды и премии:
лауреат |
Локус / Locus Award, 1999 // Роман фэнтези | |
лауреат |
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 1999 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 1-е место | |
лауреат |
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2001 // Зарубежный роман года | |
лауреат |
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 2004 // Зарубежный роман (США) |
Номинации на премии:
номинант |
Мраморный фавн, 2000 // Переводная книга | |
номинант |
Небьюла / Nebula Award, 1999 // Роман | |
номинант |
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 2000 // Переводная книга фэнтези (США) | |
номинант |
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2001 // Зарубежная книга (США) | |
номинант |
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2001 // Фэнтези (США) | |
номинант |
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2001 // Книга года. 7-е место |
- /языки:
- русский (16), английский (4), украинский (2)
- /тип:
- книги (20), самиздат (1), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Н. Виленская (15), Н. Тисовская (2)
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Iriya, 23 апреля 2023 г.
...Король Семи Королевств континента Вестерос мертв, как и его десница. Отныне от древней цитадели близ Драконьей горы до неприступных стен Винтерфелл царит светопреставление. Пять королей вступили в борьбу за Железный трон, и на своем пути к желанной цели они готовы пройти через предательства, смертоубийства и непрекращающиеся кровопролитные битвы. Разрушаются замки, сжигаются деревни, стираются с лица земли города и полыхают воды... Не это ли предрекала кровавая комета, предвестником рассекающая небо? На фоне братоубийства, алхимии, коварного колдовства и набирающей силы зимы победителем может стать не только обладатель холодной стали, но и тот, в чьей груди бьется ледяное сердце...
«В Королевстве сейчас королей больше, чем крыс в замке»
Мне невероятно понравился предыдущий роман цикла, однако его продолжение стало еще интереснее. Возможно ли такое?! Оказывается — да! И вот почему. Если проследить за сюжетом, то становится очевидным тот факт, что первая книга «Песни Льда и Огня» является неким «подготовительным» произведением, которое лишь создавало плодотворную почву для развития дальнейшего длительного конфликта, который охватит оставшуюся часть серии. Несмотря на то, что в «Игре престолов» происходило множество интересных и даже шокирующих событий, именно «Битва королей» является истинным началом коллизии.
«Когда речь идет о будущем, ничего с уверенностью сказать нельзя»
Расширился сюжет, а точнее его географическая составляющая. Автор очень уверенно разнообразил текст новыми локациями и удачно переплел нити повествования в пространстве и времени. Поэтому кажущееся усложнение истории видится естественным и не сбивает с толку. Тем более Мартин не забывает периодически проговаривать важные нюансы прошлого. Используя имеющееся у него в арсенале мастерство, он очень тонко напоминает о предпосылках разворачивающегося здесь и сейчас действа. Несмотря на все повторы и подробности описания событий и имен, уже прозвучавших в предыдущем томе, читать не стало менее интересно. Наоборот! Происходит своеобразный эффект мантры, когда при каждом повторении усиливается волшебство текста, и читатель с каждой строчкой все больше и больше погружается в омут происходящего. Со страницы книги восстает огромный мир со всеми его мелочами и беспардонной доскональностью... этакая летопись Вестероса с микропортретами множества героев.
«Когда наступаешь на змеиный клубок, разве не все равно, какая из них ужалит тебя первой?»
Повествование разветвляется в том числе и с помощью дополнительных сюжетных линий, принадлежащих либо новым героям, либо тем, кто в предыдущей книге находился на ролях второго плана. Тем самым автор умело демонстрирует читателям то, что происходит на фронтах войны за Железный Трон, которые еще не попали в поле зрения. Надо сказать, что у него это отлично получилось! Наследник лорда Железных островов и Луковый рыцарь прекрасно справились со своей задачей протагонистов. Также эти персонажи органично вписались в поднятую автором животрепещущую тему морали, находясь по разные стороны нравственных баррикад. И именно здесь хочу вновь похвалить автора: какие все же потрясающие мерзавцы (не побоюсь этого слова) выходят из-под его пера! И если в сериале любое злодеяние выглядело несколько театрально, то здесь — на страницах романа — я верила любому поступку и с помешательством мазохиста следила за каждым шагом душегубцев, живодеров и извергов.
«В мире много людей, кому нужна помощь, Джон. Было бы неплохо, если бы кто-нибудь из них набрался мужества и помог себе сам.»
Прочитав две книги цикла, я могу с полной уверенностью сказать, что есть в нем персонаж, которого невозможно не полюбить. Безо всяких сомнений это — Тирион Ланнистер. Пожалуй редко встретишь в фэнтези-литературе настолько хорошо прописанного героя. Остроумен, хитер, сообразителен, и, несмотря на все физические недостатки (которыми с лихвой наградил его Мартин), он никогда не сдается и всегда знает, как использовать единственное верное оружие: свой мозг. Респект автору за него! Не поймите меня неправильно. Многие другие действующие лица и события зачастую играли решающую роль в том, что происходило в сюжете. Однако, когда в игру вступал карлик мой интерес к истории возрастал во сто крат. Я искренне считаю, что «Битва королей» — великолепная книга о Тирионе Ланнистере, и что-то мне подсказывает, что многие со мной согласятся. Особенно ярко он засветился на фоне пылающей воды в битве, которой ознаменовался финал романа.
«Вырвавши человеку язык, вы тем самым не докажете, что он врет, зато поведаете всему миру, что боитесь его слов.»
Мартин снова меня порадовал: диалоги между персонажами доставляли огромное удовольствие, созданный писателем мир манил своими тайнами и загадками, даже медленная динамика в некоторых сюжетных линиях не раздражала, а позволяла сделать эмоциональную передышку. Автора сложно назвать непревзойденным мастером батальных сцен. Удельный вес вышеупомянутых эпизодов в общем объеме его романов невысок: об исходе того или иного сражения мы зачастую узнаем через третьих лиц, либо наблюдаем за происходящим глазами второстепенных участников. Однако финал данной книги удивил крупным военным событием, вошедшем в анналы Вестероса под названием «Битва у Черноводной гавани». Эти страницы обладали такой сильной энергетикой, что творившееся там безудержное безумие из клубящегося пламени, горящей реки и всеобщего хаоса оказались для меня физически ощутимыми. Это было очень достойно!
«Тогда не чувствуешь ни ран, ни болей в спине от веса доспехов, ни пота, заливающего глаза. Ты ничего не чувствуешь, не думаешь, ты уже не ты; существует только бой, только враг — один человек, второй, третий, и ты знаешь, что все они измучены и напуганы, а вот ты — нет; ты жив, а вокруг тебя смерть.»
В общем и целом, история только начинается, и впереди — продолжение цикла под названием «Буря мечей». Думаю, что оно будет не менее интересным, поскольку развитие сюжетных линий возрастает, и во всех них множатся мириады загадок. Меня ждут магия, тайны, интриги, романтика и приключения в необычном мире: где в кровопролитной борьбе за Железный Трон вступили в схватку самопровозглашенные короли; где мертвые не умирают, а восстают из могил сильнее и мощнее прежнего; где многолетняя зима вступает в свои права, а где-то за пределами континента подрастают и набирают силу великолепные драконы. Как говорится: драконы — это огонь во плоти, а огонь — это власть. К чему все это приведет, я узнаю совсем скоро. Продолжение следует...
«Милосердие. Чертова ловушка! Когда его много, тебя считают слабаком, а когда мало — чудовищем.»
Всем мира и осознания!
Double Black, 6 августа 2022 г.
Это не лучшая книга Мартина, но одна из лучших в серии. Видимо, очень трудно писать книжные сериалы, растянутые на годы труда, и поддерживать в читателях неугасаемый интерес. Так и у Мартина, постепенно накал «Саги льда и огня» спдает и создается такое ощущение, что автор хочет писать, но не вполне понимает, что. Здесь такого еще нет, и книга захватывает и тянет тебя от первой страницы до последней за руку, не давая остановиться и передохнуть. Жаль, что невозможно прочитать ее еще раз в первый раз.
tolstyi1010, 14 сентября 2022 г.
«Люди всегда требуют правды, но она редко приходится им по вкусу»
Второй роман в жанре эпического фэнтези от Джорджа Мартина из цикла «Песнь льда и пламени», опубликованный в 1998 году.
В Вестеросе назревает Гражданская война. На Железный Трон претендуют четыре короля. Арья Старк вместе с вербовщиком Ночного Дозора Йореном направляется на Стену, где служит ее сводный брат Джон Сноу. Дейенерис Таргариен не оставляет попыток собрать армию и вернуть себе утраченное.
Эпичное повествование, где продолжаются линии всех героев, начатые в первой книге, и добавляются новые персонажи. Больше всего глав посвящено Тириону Ланнистеру, что не может не радовать. Именно Бес становится центральной фигурой второй книги цикла. Его глазами мы наблюдаем за подготовкой к сражению, за недовольством простых людей, за королевскими интригами. Не зря Тирион является любимым персонажем автора.
Помимо Тириона, только главы от лица Арьи Старк и Джона Сноу, по мне вышли самыми удачными. Сюжет глазами Кейтилин Старк, Сансы Старк, Брана Старка и Дейенерис вышел несколько скучноватым. Но это не значит, что они плохи. Нет. Просто они теряются на фоне тех трех персонажей.
Великолепное продолжение, ничем не уступающее первой книги, в чем-то даже ее превосходящее. Рекомендую прочитать всем.
Тимолеонт, 17 мая 2023 г.
Образцово-показательное продолжение. Все сюжетные линии из предыдущей книги получают логичное продолжение и даже развитие. Все герои переходят рубежные и фундаментальные изменения в своей жизни — кто-то пришёл к власти и лишился её, кто-то потерял практически всё, кто-то получил новую надежду и тут же ввергнут в ещё большую пучину отчаяния, а некоторые только готовятся к самым страшным и тяжёлым испытаниям своей жизни... Мартин вообще прекрасно нагнетает — как бы тяжко не приходилось здесь некоторым героям, чувствуешь — это для них только лёгкая разминка. Есть и новые ГГ! И ни в коем случае нельзя сказать, что они хуже остальных. Да, не все здесь вызывают симпатии, но всё же и Теон, и Давос — живые люди с характерами, в которые веришь.
Что интересно — почти все сюжетные линии достаточно плотно переплетены, лишь немного в стороне идёт Джон Сноу и почти совсем не виднеется Дейенерис, до которой даже новости доходят с опозданием чуть ли не в целую книгу. Думается, это тоже только затравка для будущих частей. Всё же как бы не старался Мартин показать важные события в «Битве королей», всё же синдром промежуточной части длительного цикла заметен здесь очень явно.
URRRiy, 23 июня 2020 г.
Эпичное продолжение первого романа, не менее захватывающее и такое же огромное. Картина событий обрисована по всему местному глобусу, если Асшай непосредственно не показан, то о делах его уроженцев рассказано и показано весьма четко. Магия во всей своей неприглядности.
Короли действительно бьются, заголовок книги не обманывает, хотя непосредственное описание сражений относительно небольшое, с точки зрения непосредственного участника показаны только два боя Тириона, автор явно наделил карлика своей вселенной непропорциональными физическими силами, что выглядит интересно, но явно неправдоподобно. Остальные битвы и сражения «королей» упоминаются краткими сводками, где перечисление павших и взятых в плен сиров и лордов превышает величину всего описания битв. Бриллиантом, пусть и маленьким, на этом фоне выделяется только битва на Черноводной.
Зато политики и приключений вполне достаточно. И начало кровавого пути будущего профессионального убийцы Арьи Старк, и становление доблестного брата Ночного дозора Джона Сноу и его товарищей, а также быстро взрослеющих Брана и Сансы.
Конечно, на мой взгляд, есть и откровенно популистские авторские эпизоды, выглядящие весьма неестественно — это прежде всего бурное начало правления незабвенного короля Джоффри. Какая то детская карикатура внутри вполне взрослой книги, пусть и сказочного жанра.
Но в целом — это великолепное произведение, отнюдь не затянутое, несмотря на гигантский объем.
Дон Румата, 9 июля 2008 г.
Fantlab мне упорно советует читать Олди. Я не менее упорно читаю Мартина и ставлю 10. «Может, что-то в консерватории подправить?»:gigi:
Из-за того, что оказался, перегружен эмоциями, после прочтения «Игры престолов» решил взять паузу перед «Битвой королей». И приступил ко второй книге только через месяц. И опять шок. Шок с первых страниц. Полное погружение в происходящее. Абсолютная достоверность происходящего. Несколько раз даже порывался броситься к справочникам и энциклопедиям, что бы посмотреть, как эти события в них.:blush: Правда, тут же остывал, вспомнив, что читаю фантастику. Но реальность мира, и глубина характеров героев просто завораживают. И не перестаю утверждать, что Мартин пишет не столько фэнтази, сколько исторический роман. Роман с чрезвычайно вольной интерпретацией давних событий происходящих в вымышленном мире, который очень похож на нескольких европейских стран. И пусть несколько веков истории нескольких стран слились в одну историю одной страны, для меня эпопея Мартина остается историческим романом.
В «Битве королей» мне хотелось отметить нескольких второстепенных персонажей. Это Мейстер Крессен, который и открывает книгу. Его образ и история и задает пронзительную достоверность происходящего. Не возможно не отметить таких персонажей, как Давос и, конечно же, Йорен. Их появление несколько уводит наше внимание от королей и принцев, и при этом резко подчеркивает достоинства и недостатки главных героев. В «Игре престолов», Йорен проходит серой не опрятной тенью. Преображение? Нет. Логическое развитие второстепенного персонажа, который оказался гораздо симпатичней некоторых других.
В ПЛиО каждый выбирает себе героя по вкусу. Того, за которого будет переживать. (Не считая того, что мы почти дружно переживаем за Старков). Но мне показалось, что у Мартина на первую роль вышел Тирион. Честно говоря, ему я начал сочувствовать ещё в первой книге. И для меня он стал ГГ.
Главную ценность эпопеи представляют её персонажи. Персонажи со своими достоинствами, недостатками. От их реалистичности захватывает дух. Ну а события…, что ж, если бы история, рассказанная Мартином, могла произойти в жизни, то, скорее всего она бы так и развивалась. Горько и печально, через цепь утрат и смертей. Реализм, просто горький реализм жизни. Которая щелкает нас по носу, и заставляет бороться. Или сдаваться. Кому что по вкусу.
Artyreader, 19 октября 2017 г.
Во второй книге Джордж Мартин подарил первую скрипку Тириону Ланнистеру, видимо, в награду за несправедливость и мытарства в книге первой. И то сказать, кто лучше разберётся с делами погрязшей в пороках королевской семьи, чем живое олицетворение пороков? Особенно когда «белые плащи» Королевской Гвардии уже не могут обелить ни своих носителей, ни своих сюзеренов.
Дальше — в стихах:
Ланнистер Тайвин, отец-командир,
С горной вершины смотрит на мир.
Сталью мечей и сверканьем монет
Держит порядок старик много лет.
Лишь подзабыл, что и у мудреца
Дети порою позорят отца.
Львицей в короне зовётся Серсея,
К роскоши падка, чутка к оскорбленьям.
Мужа сгубила, но тут же у ней
Стало в державе пять королей.
А царедворцы, титаны интриг,
С дамой на троне поладили вмиг,
Хоть им для дел подошёл бы мужчина:
Леди боится выпороть сына.
Маленький ростом Ланнистер-Бес
Словом и делом в политику влез.
Низкорождённых, бастардов, шутов
Он не стыдится, и сам острослов.
Враг Тириону лишь только семья:
Зреет до времени мести змея.
Ланнистер Джоффри, в короне юнец,
Движет страну в неизбежный конец.
Как ни старалась ретивая мать,
Мальчик всё головы любит срубать.
Даже невесте своей поневоле
Он не способен спокойной дать доли...
Также серьёзно возрастает роль Арьи Старк, которая всегда была ближе к «народу», чем её братья и сёстры. Также в этой книге становится понятно, почему замок Харренхолл — это «горячая картошка» Вестероса. И автор, словно в насмешку над читателями, теряющими счёт живым и погибшим, вкладывает в уста девочки, скрывающей своё имя, своеобразную молитву о ниспослании смерти длинному списку негодяев. Также в этой сюжетной линии имеется образ, который заставляет переоценить постоянные убийства в Вестеросе: настоящий профессиональный убийца... едва ли не самый добрый из героев, он даже оружия не носит.
Пока же на юге делят власть, за Стеной и в степях Эссоса идут настоящие исследовательские экспедиции. Ночной Дозор расследует передвижения одичалых, а обезглавленный, но сплочённый невиданным чудом кхаласар Матери Драконов ищет себе приюта в пустынных землях к югу от родины.
В книге приобретают новое значение Лёд и Огонь. В первой книге они лишь начинают проявляться, во второй — уже имеют серьёзное влияние на судьбы героев. Огнём и мечом защищена Королевская Гавань. Тень от пламени способна убить. Холод охраняет заповедные земли севера, а собрат Фреев из Застенья, Крастер, совершает поклонение тёмным силам вечной зимы...
Fess_, 7 января 2021 г.
Корю себя за то что посмотрел сериал до прочтения книги, но даже после просмотра сериала, ты никогда не сможешь запомнить всех действующих персонажей. Наличие огромного количества имен собственных несколько утяжеляет чтение, в большинстве своем из-за неизвестных людей которые появляется на пару предложений и больше никогда не встретятся нам в будущем. К сожалению мое издание книги не имеет карт местности, что также вносило некоторую сложность при прочтении перемещений героев и особенно битв описанных в книге.
Yazewa, 4 января 2011 г.
Мощное повествование. Именно так: мощное. Объемное, глубокое, очень жесткое. С замечательно яркими героями.
Да, здесь очень много крови, грязи, обмана, — рядом с честью, отвагой, любовью. Роскошь замков и убожество лачуг; и то же самое — в душах героев. Куртуазность соседствует с грубостью, а благородство — с пошлостью. Убогие душой рядятся в богатые одежды, а высокорожденные скребут грязые полы. Это жизнь, господа! Вернее — Жизнь. Настоящая, сложная и несправедливая, логичная и парадоксальная.
Очень сильно выписаны образы действующих лиц. На «черных» и «белых» они делятся... но как-то уж очень неоднозначно. Благородный муж, прямолинейный до тупости — или хитроумец, не гнушающийся подкупом и обманом, — кто больше матери-истории ценен? Брат, идущий против брата. Мать, не видящая мерзости сына. И ведь в какой-то степени понимаешь их, настолько честно и глубоко они описаны автором. Психология убийцы, мальчика-калеки, юной царицы — здесь есть всё. Даже поведение животных, от ворона и волка до дракона (впрочем, животное ли это?), выписано мастерски и со знанием дела.
Батальные сцены пугают, постельные — волнуют. На море — укачивает, за Стеной — леденит холодом.
Здорово, что и говорить. Читаем дальше!..
k2007, 5 июня 2020 г.
Второй роман цикла тоже получился отличной книгой. В ней продолжаются линии всех персонажей из первой книги, и еще ничего не предвещает идею автора, которая ярко проявит себя в следующей книге.
Мартин очень удачно и интересно рассказал про дальнейшие приключения всех героев, показал их горе и радость, отчаяние и надежду. Рассказал так, что Сансу не спутаешь с Арьей, а Тириона, например, с Теоном, даже если их никак не называть в соответствующих главах
В общем, очень хорошая книга
Stalk-74, 11 декабря 2018 г.
Как и положено любому сериалу он вызывает водопад положительных чувств у каждого подсевшего на него. А подсевших (книга+экранизация) не одна тысяча только присутствующих на этом сайте. И попробуй робко скажи, что, к примеру, «Битва королей» — это не самое лучшее произведение в истории человечества. Что это просто развитие событий, заложенных в первом романе. Причем, никаких особенных поворотов сюжета или философских исканий здесь нет. Есть придуманная Вселенная, не особо отличающаяся от средневековых трафаретов. Пиры, турниры, битвы и борьба за королевства. Продолжается линия мистики, запущенная в начале. С драконами немного и разной нечистью за Стеной побольше — но тоже ничего оригинального. Трупы ожили, дракончики вцепились коготками в тело.
Продолжению сериала не нужна оригинальность. Развивай линию главных или малость второстепенных героев — Тириона Ланнистера, Арьи и прочих Старков, Джона Сноу, матери Драконов — и все. Подсевшие на сагу будут внимать любому слову, выходя из транса, чтобы поставить очередное 10. Нет, конечно, «Битва королей» читабельна и интересна, но, как самостоятельная единица, не может оторваться от прародителя — «Игры престолов», как слепой от поводыря. Новых героев очень мало, они несамостоятельны, ибо служат сугубо для антуража. Но разве фанатам это важно? Посмотрите самые последние рецензии этого форума на «Битву королей». Кто-то пишет взахлеб оды, кто-то размещает рецепты вареников.И все равно собирают лайки, ибо здесь «Песнь льда и пламени» — это не художественное произведение, а религия.
Goodkat, 16 сентября 2017 г.
«Кто только в наше время не желает стать королем?» Язык Тириона, как всегда, не менее остёр, чем меч его брата Джейме. «Столько королей, что язык заплетается», вторит ему лиссенийский пират Салладор Саан. Пять королей вступили в опасную игру престолов, живыми из которой выйдут только победители. Красная комета появилась на небосводе, знаменуя для каждого из них что-то свое, но правда в том, что она возвещает о пробуждении в мире древней магии – драконов, великанов, оборотней и деревьев, что снова обрели глаза.
«Битва королей» продолжает развивать тему власти. Варис загадывает Тириону загадку, в которой судьбу короля, священника и богача должен решить наемник, человек низкого происхождения и невеликого ума. Кому он отдаст предпочтение? «Власть помещается там, где человек верит, что она помещается», кажется, что все просто и понятно, но проследите за тем, как неожиданно меняется расстановка фигур на шахматной доске. Магия, деньги, хитрость, любовь, ненависть, вера, честь и долг – все эти кирпичики смазаны одним кровавым раствором в фундаменте той самой «игры престолов».
Наемник в загадке, по Мартину, вероятно, олицетворяет народ, страдающий под пятой властителей, однако именно в его руках, по сути, находится истинная власть. Недаром столько ключевых героев книги – сироты с Блошиного Конца, бастарды и прочие лишенцы. Серые люди, не черные и не белые – всего понемногу. Сир Давос Сиворт не считает себя ни хорошим, ни плохим, он думает, что большинство людей и есть «серые». А к каким людям себя отнесли бы вы? В этом мире не осталось настоящих рыцарей, и богов тоже нет, говорит Сандор Клиган: «Если ты не можешь защитить себя сам, умри и уйди с дороги тех, кто может. Этим миром правят сильные руки и острая сталь». Ну разве не жизненно?
Персонажи Мартина – это, как всегда, изюминка книги, от самых главных, шкуру которых мы надеваем, как оборотни, до многих второстепенных, которых так и хочется увидеть в роли главных. Их количество пока что растет быстрее, чем сокращается, что в условиях мира Мартина очень серьезное достижение: Аша, ее «муж» и брутальное «дитятко»; загадочный меняющий лица Якен Хгар; мрачный, но справедливый Станнис, идущий на брачное ложе, как на бой; Скорбный Эдд, сыплющий феерически-мрачные замечания по любому поводу; беспринципно-отвратительный Рамси; самоотверженный Куорен Полурукий; даже Кровавые Скоморохи – жуткий отряд наемников-маньяков, образы которых автор вырубает в памяти, как Козлобородый – конечности слуг.
По стилю это все тот же неторопливый, до жути реалистичный, эпическо-исторический роман с предательствами и интригами, политическими играми и пошлыми сценами, масштабными битвами и величественными замками, но уже с гораздо большей примесью магии и мистики, чем прежде. Теплое лето, длившееся по времени больше десяти привычных для нас лет, закончилось, в свои права вступает холодная осень, ну а зима обещает быть самой жестокой и длительной за всю историю Семи Королевств. Кошмары становятся неотъемлемой частью ночных сновидений, но что это на самом деле – потустороннее влияние или борьба с собственными демонами?
Давно позабытые сказания и легенды оживают, чтобы разрушить мир слабых и беззащитных людишек, погрязших в глупой междоусобице. Тени без обладателей шныряют по королевским замкам, пробуждаются оборотни и люди, видящие-сквозь-зелень, фокусники, прежде едва зарабатывающие простейшими трюками с огнем, внезапно начинают творить чудеса – сила магии растет, и возвещают о ней драконы, ведь «драконы – это облеченный плотью огонь, а огонь – это власть». И на этом фоне по-прежнему пытаются жить и выживать самые разные, но, тем не менее, обычные люди, по велению автора брошенные в жерло вулкана под названием «Игра Престолов».
Отличное продолжение.
EvilCritic, 17 июля 2017 г.
Ну что я могу сказать про вторую книгу из цикла «ПЛиО», да все тоже что и про первую. Все те же восторженные эпитеты нашему Мэтро, все те же восхваляющие восклицания сериалу, которые я уже писал в отзыве к «Игре престолов».
А поскольку сказать нечего, то хоть немного сделаю свою рецензию полезной.
Поэтому вот вам рецепт от моей бабули на вкусные вареники и как она делал их много-много лет назад.
Ингредиенты для «Вареники с мясом «Полтавские»»:
Говядина (отварная, начинка)
Свинина (отварная, начинка)
Лук репчатый (начинка)
Яйцо куриное (тесто) — 1 шт
Кефир (или простокваша, тесто) — 0,5 стак.
Уксус (тесто) — 1 ст. л.
Масло кукурузное (тесто) — 1 ст. л.
Мука пшеничная (тесто) — 3-5 ст. л.
Сода (тесто) — 0,5 ч. л.
Масло сливочное (по вкусу)
Бабушка иногда делала тесто для вареников только на желтках и воде (воду лучше всего охладить в холодильнике). Чем жирнее творог, тем вкуснее будут вареники, в него я кладу либо одно целое яйцо, либо два желтка, а еще хорошо добавить цедру цитрусовых или засахаренный имбирь. Подавать вареники со сметаной, вареньем или есть просто так. А еще лучше обжарить их назавтра утром в сливочном масле и запить сладким чаем!
(На самом деле взял с инета. Но кто же до конца будет читать эту галиматью?)
Спасибо за внимания. Критика всего и вся приветствуется.
AlisterOrm, 3 декабря 2012 г.
Второй том саги «Песнь Льда и Огня» не являет собой какой-то прорыв в авторском стиле и композиции, но можно сказать точно одно — он не менее сильный, чем «Игра престолов». Жестокий реализм, которым наделил Мартин свой мир вполне естественен, и можно вполне серьёзно сказать, что такое могло происходить и на нашей грешной планетке. Автор хочет показать нам войну — гражданскую войну — с разных точек зрения, с разных точек позиций, пытаясь создать объёмный образ происходящего, и в целом у него это получается.
Мартин очень много текста отдаёт «власть имущим», на редкость колоритным персонажам, которые имеют свой, иногда даже достаточно объективный взгляд на мир. Но несмотря на то, что они куда лучше видят суть вещей, они выбирают твёрдо свою сторону. Таков, например, Тирион Ланнистер — карлик, благородный реалист внутри, но чудовище для остальных. Он просто служит своей семье, которая его ненавидит. Он спас Королевскую Гавань — но кто это оценит? Кейтилин Старк — вдова, борющаяся за счастье своих сыновей, вынужденная быть послом короля Севера. Не могу сказать, что в ней особенно прибавилось здравого смысла с первой части, но, по крайней мере, у неё хватило сил спокойно поговорить с пленённым Джейме.
Дети Старки — вовсе особенная песня. Санса продолжает ломать свои иллюзии об этом мире, но остаётся по прежнему тихой и незаметной... возможно, до поры до времени. Сложно сказать, как поведёт себя девочка в дальнейшем, но пока она не проявляет жёсткости характера. В отличие от своей сестры — Арьи. Арья, пробираясь через разорённые земли королевств, идёт буквально по трупам — и у неё большое, но мраное будущее. Бран остался таким же, каким и был — разочарованным калекой, но и на него есть надежда у рода Старков. А вот Джон Сноу себя не слишком проявляет. Другое дело, что его глазами мы можем видеть просторы дальнего Севера, и постигать загадочный, но жуткий мир Зачарованного Леса, наверное, самого яркого региона Вестероса.
Особенно меня удивил Теон Грейджой. Как-то не особенно хочется признавать, что в человеке может быть столько зависти, злобы, гордыни и похоти — но факт остаётся фактом. Такие люди есть и в реальности. Став виновником сожжения Винтерфелла, Теон полностью заслужил любое наказание свыше — более чем.
Дейенерис Таргариен... Её линия по прежнему скучна. Почему? Честно говоря, я не могу до конца ответить на этот вопрос. Но как только Бурерождённая появляется на страницах книги, то сразу челюсть сводит зевотой. Вялое повествование движется по кругу, Дейенерис путешествует по Вольным городам и ищет помощи, опекает драконов, переживает пару раз покушение... Меня совершенно, к сожалению, не впечатлила эта часть, возможно, её нужно прочувствовать как-то по другому.
Вывод: сильное произведение, посвящённое главной материи литературы — людям. По прежнему как-то не тянет называть Мартина гением, но его талант — налицо.
ivan2543, 17 марта 2013 г.
Второй том динамичнее первого. Сказалось ли это на проработке характеров, психологии персонажей? Пожалуй, что нет, хотя в «Битве королей» меньше воспоминаний героев – оно и понятно, читателя уже не нужно вводить в курс дела. Ведь эта книга даже не претендует на самостоятельность – это не отдельный роман, а часть эпопеи. Пересказа событий «Игры престолов» — нет. Концовка – очень размыта, даже на промежуточный финал тянет с трудом. Плохо ли это? Если бы речь шла не о Мартине, наверно, плохо. Но в данном случае это, во-первых, вопрос качества. А во-вторых – разве у истории есть начало и конец? Мартин пишет своего рода исторический роман, но основанный на истории вымышленного мира, и его задача – реалистично оживить эту вымышленную историю. И отсутствие канонично построенного сюжета только добавляет реализма.
Со смертью Эддарда Старка на первый план выходит Тирион Ланнистер. Он – новый десница, но его поджидают те же опасности. Серсея не может повлиять на сына, но не потерпит, чтобы этот шанс возник у кого-нибудь другого, и борьба за власть разгорается с новой силой. Тирион, в отличие от Неда, совсем не наивен, интриги – его стихия, но и Джоффри – далеко не Роберт. И пусть советы Серсеи значат для нового короля не больше, чем советы десницы – это не сильно облегчает задачу, ведь Джоффри не просто плохой правитель – он самонадеянный инфантильный садист. А ведь Тириону нужно не только защищаться от придворных интриганов – ему нужно защитить Королевскую Гавань. И с его полномочиями и умом – он единственный, кто может навести порядок в столице, и, более того, обязан это сделать.
История Тириона в этой книге – это типичная история хорошего полководца или эффективно работавшего министра, который, выполнив свою миссию, обнаруживает, что он больше никому не нужен, а все его заслуги приписаны кому-то другому. В его линии раскрывается суть власти – народ, оказывается, ненавидит его даже больше, чем Джоффри. Ведь король – всегда король, каким бы он ни был, всегда кто-то будет им восхищаться и уважать его. А кому интересен тот, кто реально что-то делает для королевства? Вот, забегая вперед, и гламурный Ренли Баратеон смог привлечь на свою сторону куда больше лордов, чем талантливый стратег и законный наследник Станнис.
Тириону придется нелегко. Но «Битва королей» — это его игра, и ее он должен выиграть. Ведь у него есть и достойные противники, и власть, и любовь. Вообще, именно Тирион мне нравится больше всех героев – настоящий правитель и здравомыслящий человек. Порою даже кажется, что Мартин его идеализирует – за весь второй том Тирион только один раз теряет самообладание, крича на Джоффри и Серсею. Да и вообще, у него можно обнаружить только два недостатка – склонность к пошлому юмору и чрезмерная вера в семейные чувства.
Станнис, напротив, производит очень негативное впечатление. Мало его угрюмости и жестокости – он еще, как и большинство тиранов, легко поддается внушению. Властолюбие его так велико, что он готов ради него отказаться от веры предков – и отнять ее у своих подданных. Он позиционируется как помешанный на справедливости, но разве справедливо заставлять людей менять веру? И, если Станнис сам не верит ни в Семерых, ни в Рглора, не будет ли тогда смена официальной религии вдвойне обманом? Его тянет вперед только механическое стремление к власти, которой он всегда жаждал, и в жертву этому стремлению приносится что угодно и кто угодно. Однако же честность битвы кое-что еще значит для Станниса – парадоксально, но именно это становится его основной проблемой.
Мелисандра получилась очень жутким персонажем – пожалуй, она пугает даже больше, чем Иные в первом томе. В конце концов, Иные – просто монстры, а красная жрица – человек, наделенный страшными способностями, и рвущийся к власти. Последнее очень странно – единственный жрец Рглора, мелькнувший в «Игре престолов», был достаточно безобиден и фанатизмом не отличался.
О Давосе Сиворте трудно что-то сказать, кроме того, что как персонаж он вызывает симпатию, но каких-то четких, характерных черт у него нет. Он, похоже, нужен автору только для того, чтобы показать двор Станниса глазами не вовлеченного в религиозно-политическую истерию человека.
Санса во втором томе платит за глупость. Ее уже даже жалко: даже такой, как она не пожелаешь оказаться в полной власти Джоффри. Самое любопытное, что разочарование во внешнем благородстве побудило ее обращать больше внимания на внутренне благородство людей. Но, впрочем, возможно, вынужденное лицемерие станет рано или поздно второй натурой Сансы – ей приходится быстро привыкать к придворному двоемыслию.
Сюжетная линия Арьи дает читателю понять, каким кошмаром становится война для мирных людей, для тех, кому нечего делить и незачем убивать. Если, читая о Роббе или Тирионе, мы видим сражения глазами лордов, рыцарей, военачальников, и сражения эти представляют собой страшное, но, в общем-то, романтичное и любопытное зрелище, то для потерявшейся девятилетней девочки война – настоящий ад. И только гибкость детского ума, способного, в отсутствие большого жизненного опыта, легче переносить происходящее, спасает ее от отчаяния. А после встречи с Якеном Хгаром лишний раз понимаешь, что война станет ее судьбой.
Якен, кстати, несмотря на малое (впрочем, важное) участие в сюжете, показался самым колоритным из новых персонажей, наравне, может быть, с Мелисандрой. Его появление приоткрывает еще одну мистическую тайну мира Песни Льда и Пламени.
Неоднократно обещали мне в Сети, что образы Серсеи и Джейме Ланнистеров в дальнейшем станут не столь однозначно отрицательными. Не знаю, но и в «Битве королей» оправдания Серсеи и Джейме показались мне неубедительными. Ну, любит Серсея сына – ну и постаралась бы воспитать из него человека, а не чудовище, ему же лучше было бы. Жестокость и цинизм – черты, которые Ланнистеры почитают фамильными и гордятся ими, но где же традиционная ланнистерская хитрость и расчетливость? Стоило ли избавляться от нелюбимого властного мужа, чтобы доживать век под властью сына-тирана? Что касается Джейме – может он и не подсылал убийц к Брану, но покалечил его. Может быть, какое-то неожиданное развитие этих персонажей ждет нас в дальнейшем, а пока они, в особенности Серсея (из-за ее вероломства по отношению к Тириону), по-прежнему неприятны.
У Кейтилин, похоже, такая судьба – метаться и совершать бессмысленные поступки. Она – далекий от войны человек, которому ненавистен происходящий кошмар. Но не в ее силах остановить братоубийство, в политике и на войне соображения гуманизма и даже родственной любви ничего не значат. Ее женская, материнская точка зрения, вызывая уважение, в то же время кажется наивной. Человека, опьяненного призраком власти, остановит только смерть. Вообще же Кейтилин, как и Давос – скорее наблюдатель, «герой-репортер», который не играет в событиях ключевой роли, но как бы свидетельствует о них перед читателем.
Теон Грейджой становится здесь трагикомическим персонажем, которому отведена поистине чудовищная роль в сюжете книги. Вообще, он вызывал бы не меньше ненависти, чем Джоффри... если бы не был столь нелеп. Такое ощущение, что желание самоутвердиться совершенно затмило его разум, поэтому он все сильнее запутывается в происходящем, делая одну фатальную ошибку за другой. Единственным эпизодом Мартин обозначает судьбу и «амплуа» Теона – арбалетным выстрелом, который вместо того, чтобы ранить мародера в руку, обрекает его на мучительную смерть. Самое печальное, что в отличие от того же Джоффри, Теон совсем не безнадежен – просто единственного человека, который мог бы его образумить, уже нет в живых.
Противоположность Грейджою – Русе Болтон. Жестокий лорд с садистскими наклонностями (которые унаследовались и развились до «полноценной» патологии у его бастарда Рамси), но все же «свой», подданный короля Севера, сдерживающий свои захватнические амбиции. Надолго ли? Пока выгодно. Однако ничто так не показательно, как отношение к нему Арьи.
Линия Джона Сноу на протяжении книги развивается медленно. Дозорные идут по землям за Стеной, гостят у одичалого Крастера, пробираются дальше... Больше атмосферности и саспенса, чем событий. Зато ближе к концу романа читатель будет вознагражден совершенно неожиданным, даже шокирующим сюжетным поворотом, связанным с Джоном.
Кстати, именно эта сюжетная линия вызвала некоторые вопросы. Во-первых, зачем дозорным нужен Крастер? Личность он неприятная, информатор сомнительный, требует подношений, и, очевидно, как на союзника, на него рассчитывать незачем. Так почему они не остановят его? Из всех Одичалых на страницах двух прочитанных книг именно Крастер выглядит самым опасным и неприятным.
Главы Дейенерис – самое скучное в «Битве Королей». Они представляют собой вялотекущий приключенческий роман в духе «шли, шли, долго шли, но все-таки пришли». Превозмогание в пустыне, организаторские подвиги в разрушенном городе, приключения в лживом Кварте с почти состоявшимся архетипическим трехчастным испытанием – вся ее линия совершенно параллельна остальным событиям книги. Неразыгранной осталась карта Куэйты – она, как все из Асшая, таинственна и интригует. Зато поклонники кавайной живности могут радоваться: дракончики получили имена, уже подросли, а один из них даже совершил первый «боевой вылет».
Говорят, что сага Мартина от тома к тому все трагичнее и кровавее. Но в «Битве королей» гибнет не больше значимых героев, чем в «Игре престолов», а по масштабам значимости они, пожалуй, уступают Неду Старку, причем только одна из этих смертей действительно шокирует неожиданностью. Второстепенные персонажи гибнут в больших масштабах, чем в прошлой книге – ну так, «на то она, война». Видимо, с этим, как и с перевоспитанием Ланнистеров, автор подождал до третьего тома.
В общем, вторая книга не разочаровала. Да, чуть меньше психологизма, чуть больше битв и приключений – но это только по внутренним стандартам «Песни Льда и Пламени». На самом деле Мартин вовсе не стал меньше времени уделять внутреннему миру персонажей – это заметно хотя бы по молитве Кейтилин в заброшенной септе – просто в первой книге воспоминания и связанные с ними переживания героев раскрывали предысторию текущих событий «Игры престолов».
Что еще отметить? Несмотря на часто встречающееся мнение, что Мартин перебарщивает с эротикой, в «Битве королей» постельных сцен даже меньше, чем в первой книге. Впрочем, и в «Игре престолов» они были к месту – дурную славу эпопее Мартина, скорее всего, создал телесериал.
О достоинствах и недостатках писать на этот раз не буду, по сравнению с первым томом здесь ничего принципиально не изменилось. Вместо этого снова распишу рейтинг своих симпатий:
1. Тирион. Он здесь практически главный герой. Доставляет всем – стратегическим умом, едкими шуткам и, что главное, вменяемостью.
2. Якен Хгар. Более-менее проявил себя в паре глав, но очень впечатлил. Ходячая сюжетная находка, по-другому не скажешь.
3. Арья. За нее реально приходится поволноваться, младшая дочь Неда вызывает сочувствие и в то же время уважение, особенно на фоне ее старшей сестры.
4. Бран Старк. Он был бы лучшим Королем Севера, чем Робб, если бы не был калекой и младшим братом. Впрочем, я думаю, он еще себя покажет.
5. Как всегда, сложно определить пятое место. Разделил бы его между Бронном (наемник, телохранитель и собутыльник Тириона не меньше своего подопечного радует циничным юмором и хитростью), юными Ридами (хорошо, что у Брана появились друзья, способные его понять) и Подриком Пейном (все-таки Тириону везет на верных слуг). Порадовал своим здравомыслием Джендри, вызвал симпатию своими честностью и умом Давос Сиворт, очень харизматичен был Куорен Полурукий. А вот Дейнерис как-то теряется за широкой спиной страдающего и кающегося Мормонта, да и дракончики отвлекают на себя внимание. И Джон Сноу тоже во втором томе как-то невыразителен.
Итог: Мартину удалось выдержать на уровне первой части качество второго тома эпопеи. Если так будет и дальше – это круто. А пока – небольшой перерыв перед «Бурей мечей».