fantlab ru

Брайан Ламли «Некроскоп»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.46
Оценок:
69
Моя оценка:
-

подробнее

Некроскоп

Necroscope

Цикл

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Борьба с вампирами продолжается с древних времен. Кто они? Откуда появилась на планете эта зараза? Можно ли победить зло, живущее тысячи лет?

Похоже, для того, чтобы победить, необходимо самому стать этим злом...


Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу


7.41 (162)
-
8 отз.
6.98 (95)
-
3 отз.
7.25 (72)
-
6.89 (58)
-
6.98 (45)
-
7.00 (2)
-
7.00 (2)
-
7.00 (1)
-
7.00 (1)
-
5.00 (1)
-
5.00 (1)
-
5.00 (1)
-
6.00 (1)
-
6.00 (1)
-
6.00 (1)
-
6.00 (1)
-
5.00 (1)
-
5.00 (1)
-
5.00 (1)
-
7.00 (1)
-
8.00 (2)
-
6.00 (1)
-
6.00 (1)
-
6.00 (1)
-
5.00 (1)
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Номинации на премии:


номинант
Немецкая фантастическая премия / Deutscher Phantastik Preis, 2001 // Сериал/часть сериала

Похожие произведения:

 

 


Вамфири. Некроскоп II
1997 г.
Источник. Некроскоп III
1997 г.
Некроскоп
1997 г.
Голос мертвых. Некроскоп IV
1998 г.
Тварь внутри тебя. Некроскоп V
1998 г.
Некроскоп
2004 г.
Сын некроскопа
2004 г.
Возвращение некроскопа
2005 г.
Голос мертвых
2005 г.

Издания на иностранных языках:

Necroscope
1986 г.
(английский)
The Source
1989 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

В средней школе я зело фанател от начальной пенталогии. Во многом, конечно, сказался чисто эффект новизны — я в ту пору был куда менее искушён, не читал всяких Бэккеров и Баркеров (не считая «Абарата», естественно), и эдакий гран-гиньоль меня, естественно, знатно шокировал. Графические описания секса? Длиннющее смакование вскрытия, с отягчающими? А что, так можно было?! Плюс сюжет оказался вполне себе захватывающим, так что на первой книге я не остановился и со временем выкурил и остаток основной пенталогии. Много позже, прокачав язык, перечитал уже в оригинале и заодно заценил «Мир вампиров»... и на этом пока что остановился, хотя прошло уже порядочно лет. Судя по тому, что пишет здесь тов. Deliann, остаток цикла в основном этого и не стоит, но до «Отдела экстрасенсорики» и «Касания», может, когда-нибудь и доберусь.

Что мы, значить, имеем в основном пятикнижии, которое единственное и переведено на русский язык? Времена Холодной войны, шпионские интриги, с поправкой на то, что некоторые державы наловчились использовать в этом деле экстрасенсов, в мире произведения дающих вполне неплохие, верифицируемые результаты. (В оригинале нередко вворачивается чудесный каламбур ESPionage, временами Ламли может). Круче всех в этом деле, естественно, британцы, ибо Ламли патриотичен, а на пятки им наступает, естественно, Советский Союз, ибо все боятся Империи Зла на Востоке. (Хотя надо отдать автору должное, он не рисует русских однотонным чёрным, по нашу сторону границы хватает хороших и вменяемых людей, и временами даже имеет место международное сотрудничество супротив общих проблем). Сама по себе уже интригующая завязка, безусловно. Со временем, однако, до кучи выясняется, что туз советской экстрасенсорной разведки, румынский некромант Борис Драгошани, преследует собственный интерес — он ещё в детстве познакомился с очень старым, погребённым в земле злом, и у них друг на друга и на окружающий мир большие планы...

Не будет спойлером сказать, что зло это, естественно, вампир, но надо отдать должное — остальные комментаторы не преувеличивают, вампиры в этом цикле действительно оригинальны, продуманы и просто чудо как хороши. Первая книга, когда их матчасть раскрывается по маленьким кусочкам, особенно интригует, но и потом, когда правила игры более или менее ясны, они всё равно весьма доставляют и порой подкидывают сюрпризы, которые по большей части даже не рояли в кустах, а вполне закономерное развитие изначальных концепций. (Более того, становятся ясны некоторые моменты, которые сперва могли показаться авторскими ляпами — ведь в самом деле, если у Вамфири может быть лишь один истинный потомок, откуда тогда у Тибора мог взяться «брат»?)

В общем, из этих вот предпосылок и начинается заварушка на много лет сюжета, в центре которой оказывается главный герой — Гарри Киф, уникально сильный экстрасенс с уникальной же абилкой общаться с мертвецами, интуитивный математик, типа святой, человек и пароход, ну и просто без пяти минут Марти Стью. Читаются его похождения вполне легко и увлекательно, в пятой книге завершаются довольно эпичным образом, кастинг персонажей подчас очень внушителен (особенно Фаэтор и Янош), есть капелька боди-хоррора и даже отсылки к лавкрафтовскому «Случаю Чарльза Декстера Варда» (ненавязчивым образом ещё в первом томе, но для тех, кто не уловил, будет настойчивее в четвёртом), так что, если не придираться, цикл крепок и хорош. Но не шедеврален, да, ибо придраться, безусловно, есть к чему 8)

Во-первых, что очевидно русскому читателю, естественно, клюква. Автор, например, даже не знает, что у русских есть такая штука, как отчество, тем более не подозревает, как им пользоваться, так что у него все обращаются друг к другу или по фамилии, или по имени. Во-вторых, хотя в целом персонажи более или менее шевелят мозгами, некоторые сюжетные повороты отличаются клиническим идиотизмом, и особенно это касается финала третьей книги — при первом прочтении ещё можно проглядеть, но потом, стоит только вдуматься...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ну ладно, примем на веру «повторяющийся с детства сон», который автор решил ввернуть только в третьем томе. Но никому — вообще никому из героев! — даже в голову не пришло, что «лечение» от вампиризма, которое он протестировал на Карен, не имело шансов сработать на его сыне. Не малейших. Камон, он же тоже телепортёр, практикующий математику Мёбиуса. Его невозможно запереть и заставить голодать. Но нет, ни отец, ни сын, при всей их заявленной гениальности, не сообразили, ну и огребли кучу мучений в последующих томах. Умнички.
В-третьих, раз уж заговорили о третьей книге, сам мир Вамфири. Потенциал мог быть огромен, но у автора получилась крохотная монокультурная задупа без особой изюминки. Более того — хотя это отчасти и плюс, ибо восхитительная ирония, — тамошние вампиры, находясь у власти, весьма обленились и потому впечатляют куда меньше земных собратьев-партизанов, которые вынуждены вовсю использовать интеллект во имя выживания. С одной стороны логично, с другой разочаровывает. В пятых,
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
грёбаные петли времени. Автор никогда не умел их делать. Это не настолько безблагодатно, как, Г-споди прости, его же «Элизия», но близко к тому. Труп Гарри Кифа попадает в начало истории, паразит в его теле заражает Шайтана, от него нарождаются все прочие вампиры, один из которых заражает Гарри Кифа, труп которого... ну как же я ненавижу такие вещи~ Вампиры существуют тупо потому, что существуют, они взялись ниоткуда в готовом виде и передаются через самозамкнутый временной цикл. Это не остроумно — это бред.
В-шестых, стиль. В оригинале особенно заметно, что Ламли — паршивый стилист. Он очень любит конструкцию вида oh-so-adj или oh-so-adv и вкладывает её в уста всем персонажам без разбора. Речь Вамфири он пытается «архаизировать», но... не смешно, короче. Из архаичного там только «aye» вместо «yes», а ещё они любят театрально протяжно вздыхать («А-а-ах!..») и растя-а-агивать гласные в имени. Да, все вампиры здесь говорят под одну копирку. А ещё автор очень любит дословно цитировать себя самого, подчас большими кусками. И представляет персонажей одинаковыми формулами, кочующими из романа в роман.

Эти особенности, что плюсы, что косяки, становятся ещё заметнее в «Мире вампиров». Тут автор до кучи решил заглянуть в будущее — и, как многие его современники, былинно сел в лужу, ведь никто не подозревал, что Союз возьмёт и накроется. К тому же — генсек по имени, кхм, «Turkur Tzonov»? You serious, man, or what? К тому же, подвинув сюжет в будущее, автор пожалел что расставаться со старыми героями, что хотя бы дать им чуть-чуть постареть, так что та же Зекинта как была фансервисной красоткой, так и осталась. Бульварным духом сразу запахло гораздо сильнее. И обоснуй, что экстрасенсы всегда учат язык быстрее, даже если они по профилю вообще не телепаты, очень натянут. А ещё Ламли попытался выжать из старой гвардии дополнительную сюжетную линию, которая оказалась... просто тупиковой и ненужной. Ну Пакстон, ну посуровевший, ну хочет он стать вампиром... Думаете, из этого выйдет хоть какая-то сюжетная интрига? Нет. Эта линия настолько бессодержательна, что, если её убрать, не изменится вообще ничего. И она не одна такая, кстати.

Плюсы, конечно, тоже есть. Ламли попытался немного разнообразить сам мир вампиров, и вышло в чём-то даже годно. Вампирский анклав Тургошейм, созданный изгнанниками, оказался на редкость прикольным цирком уродов, и многих Вамфири из этой трилогии я хорошо помню до сих пор, хоть за все эти годы ни разу не перечитал. Они не столько блестяще прописаны, сколько просто безумно колоритны, как какая-нибудь суперзлодейская команда из, скажем, «Человека-паука». Деветаки Личина, Васаги Кровосос... Канкер, естественно, вот он, собачий сын, вообще был хорош =D Я традиционно питаю слабость к юродивым. Но ещё лучше удались пустынные троги, которые в основным цикле лишь бегло упоминались, это была довольно приятная сюжетная арка. И главный герой — один из самых толковых некроскопов в династии, который использует свои способности почти разумно, а не на ерунду! Именно «почти» — например, он упёрся в математику Мёбиуса, ставшую козырем предков, и совершенно не пытался найти что-то новое, чего они не знали, хотя, опять же, в его распоряжении все мёртвые гении обоих миров!

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Хотя в финале он всё-таки ухитрился сделать с её помощью нечто поистине эпичное. Почти как у «Ламии Морры» поётся: «Мерно кренится земная ось, Хаос открыл врата. Ныне желанье твоё сбылось, подведена черта«! Это было несколько неправдоподобно (мягко говоря), но откровенно красиво, и компенсировало множество неостроумно слитых перед этим Вамфири.

В общем, не хватая звёзд с неба и не раскрывая полного потенциала, цикл всё же предоставляет славное развлечение и радует некоторым количеством действительно свежих, запоминающихся идей и образов. Как минимум начальную пенталогию вполне можно прочитать. Вторая трилогия уже серьёзно более на любителя, но в целом тоже неплоха. Дальше, возможно, всё гораздо печальнее, но так далеко мои познания пока что не распространились. На основании первых восьми проставляю семёрку.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Российскому читателю Брайан Ламли известен в первую очередь как один из последователей Говарда Лавкрафта. В книжных магазинах до сих пор можно найти и романы о Титусе Кроу, и сборники рассказов типа «Хаггопианы». Мне же автор запомнился в первую очередь благодаря романам о некроскопе. Цикл этот выходил на западе в течение почти двадцати семи лет и включал в себя шестнадцать романов и несколько рассказов и повестей. В России издавались только пять первых романов, причем четыре из них дважды.

• «Некроскоп». Роман, начинающий эту длинную историю, и сам очень неспешен. Нам очень подробно показывают становление протагониста и антагониста, не углубляясь при этом в психологию персонажей. Итак, семидесятые годы, Холодная война. На первый план выходит противостояние двух Отделов экстрасенсорики. Среди сотрудников есть одного из них есть, например, Борис Драгошани, румынский некромант, способный узнать все тайны мертвого, проведя, скажем так, основательное вскрытие. В то же время в Англии живёт Гарри Киф, обладающий талантом некроскопа. То есть он способен разговаривать с умершими, не прибегая к жутким методам Драгошани. Именно их конфронтация и находится в центре всего: некромант и некроскоп, а на фоне еще мелькают службы разведки, ясновидцы и вампиры. Последние, кстати, являются изюминкой всего цикла. Ламли не стал обращаться к расхожему образу живого мертвеца, а сделал своих кровососов паразитическими организмами из другого мира. Получилось неплохо, и книга запоминается именно благодаря местным вампирам.

• «Сын некроскопа». Финал предыдущей книги был достаточно масштабным, и, вполне себе закрытым. Всех известных вампиров побили, отдел экстрасенсорики побили, некроманта тоже побили, и всё это ценой жизни главного героя. Ну, почти. Но, конечно же, для успешного проекта всегда можно откопать новых вампиров, восстановить отдел экстрасенсорики и найти новых некромантов, да и главный герой продолжает жить в своём сыне и пространстве Мёбиуса. На этот раз Гарри Киф и его специальный отдел противостоят полувампиру Юлиану, «отпрыску» Тибора Ференци. Когда-то именно Тибор был наставником Бориса Драгошани, но после своей окончательной смерти он решил сотрудничать со следствием и рассказал историю своей жизни, пролив свет и на обстоятельства своего становления как вампира, и на собственное мрачное наследие. Вторая часть, так же как и первая, читается легко, обладает высокой динамикой и рядом жутких сцен. И, так же как и первой части, ей сильно недостает психологизма, а некоторые сцены нужны только для увеличения «хронометража».

• «Возвращение некроскопа». Финал второй книги во многом повторял финал первой: опять побили отдел экстрасенсорики, добили всех известных вампиров и, вроде как, устранили мировую угрозу. Потерь, правда, на этот раз было больше, но таковы правила сиквелов, всё должно быть масштабней, всего должно быть побольше. В третьем романе цикла Ламли разбавляет устоявшуюся схему и отправляет Гарри Кифа в мир вампиров. Но не сразу. Сначала читателя познакомят с Михаилом Смирновым, он же Майкл Симмонс, который всеми силами пытается проникнуть на секретный объект на Среднем Урале. Объектом оказывается портал в иной мир, и Симмонс вынужден через этот портал пройти. А некоторое время спустя к нему на выручку и отправляется Гарри Киф. Роман расширяет знания о вамфири и значительно отходит от устоявшейся схемы. Хоррорные элементы остались в первых двух книгах, исторический фон тоже. В триквеле правит бал околофэнтезийный сюжет с примесями научной фантастики. И хотя читается книга по-прежнему бодро, интереса она вызывает уже меньше.

• «Голос мёртвых». И хотя каждая предыдущая книга заканчивалась безоговорочной победой над вампирами, ничего не мешало Брайану Ламли вворачивать в сюжет новую вампирскую угрозу на первых же страницах следующей части цикла. Вот и на этот раз внезапно выясняется, что жив Янош Ференци, один из могущественных вампиров, о смерти которого мельком упоминали в первой книге. Естественно, Гарри Киф отправляется успокоить древнего кровососа, и, естественно, это будет очень непросто. По итогу получилось приключение, близкое к первым двум частям, которое легко читается и так же легко забывается.

• «Тварь внутри тебя». У Гарри Кифа опять проблемы. Удивительно, правда? На этот раз он сам превращается в вампира, из-за чего вынужден покинуть всех своих друзей и близких. Гарри придется бежать в параллельный мир, в котором он уже бывал в «Возвращении некроскопа», но он даже не представляет, какие проблемы его там ждут. Кажется, пятая часть этой безумной истории выжимает максимум из своего потенциала. Ламли приплел в сюжет и вампиров, и зомби, и очень древних вампиров, и ядерные боеголовки, и воскрешения старых персонажей. Казалось бы, можно было на такой мажорной ноте и закончить, но нет.

• Трилогия «Мир вампиров». Включает в себя романы «Кровные братья», «Последнее гнездо» и «Войны крови». В центре сюжета разборки еще двух сыновей Гарри Кифа, о которых он даже не подозревал. Сыновья живут в мире вамфири и сперва ссорятся из-за девушки, затем оказываются по разные стороны баррикад в войне с вампирами. Книги написаны на уровне третьей и пятой книг цикла. Увы, о хорроре уже совсем можно забыть, остались только блокбастерные приключения.

• Дилогия «Потерянные годы». События этих романов случились между происходящим в «Сыне некроскопа» и «Возвращением некроскопа». Дело в том, что в финале второго романа цикла жена и сын Гарри Кифа таинственно исчезают. А в начале третьей книги нам сообщают, что Киф восемь лет искал свою семью, но так и не нашел. Собственно, эта дилогия и рассказывает, как Гарри восемь лет искал свою семью. Книги сугубо для фанатов. Ничего особенного они собой не представляют.

• Трилогия «Отдел экстрасенсорики» (в оригинале она называется «E-Branch», но в вышедших у нас книгах этот термин адаптировался просто как «Отдел экстрасенсорики»). Включает в себя романы «Захватчики», «Осквернители» и «Мстители». Три вампирских лорда проникают в наш мир. Доблестный отдел экстрасенсорики им противостоит, причем драйвово, весело, со взрывами и потасовками. Так проходит три книги. Гарри Кифа на этот раз нам почти не покажут, вместо него на передовой будет новенький некроскоп Джейк Каттер. Вновь книга сугубо для фанатов, вновь равнение сюжета на одну из предыдущих книг, на этот раз – на четвертую.

• «Прикосновение». Внезапно четырнадцатая книга цикла предлагает своему читателю что-то новенькое. Вместо стандартных вампиров с некромантами человечеству угрожают какие-то странные инопланетяне, способные одним прикосновением менять структуру кожи каждого встречного. Выглядит это жутко и неприятно, а ощущается крайне болезненно. Но у них на пути встанет Скотт Сент-Джон, обычный парень, случайно получивший способности Гарри Кифа. Как обычно в романе намешано много странного, в духе: волк-телепат, призрак Гарри Кифа, видения таинственных красоток… Отдел экстрасенсорики, опять же, крутится неподалеку. Но читается неплохо.

• Сборники «Гарри и пираты» и «Некроскоп и другие странные истории». Филлеры уровня дилогии «Потерянные годы». Когда Гарри не дерется с вампирами, он встречается с различными умершими и ввязывается в необычные приключения. Только для совсем упорных фанатов, остальным можно пропустить.

• «Переносчик чумы». Технически относится к подциклу «Потерянные годы». Эдакая забытая глава. К привычным вампирам добавляется существо, способное распространять чрезвычайно неприятную болезнь, и на этом нововведения заканчиваются.

• «Убийцы из пространства Мёбиуса». Внезапно неплохой детектив. Гарри Киф обнаруживает, что кроме него, его сына и Мёбиуса, пространством Мёбиуса может пользоваться кто-то еще. Единственный разочаровывающий момент тут – враг оказывается слишком простоват для главного героя. После всех этих древних вампиров, лордов вамфири, некромантов, оборотней и пришельцев местный антагонист смотрится уж слишком блекло. Но читается книга неплохо и скучать не дает.

Перед нами длинный и сугубо развлекательный сериал. Какие-то произведения в нём более удачные, какие-то менее, но в целом впечатления остаются положительные. Первые пять книг так и вовсе рекомендуются к ознакомлению всем интересующимся вампирской тематикой.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я считаю что среди всех творений о вампирах, этот цикл наиболее оригинальный, насыщенный и своеобразный. Сказать что это произведение одно из многих о вампирах, всё равно что сказать что «Хроники Амбера» — одно из произведений о параллельный мирах. Правда поскольку я читала все тома подряд, то к концу немного начала уставать от постоянной напряженности сюжета. Тем не мение впечатления «самой лучшей из книг о вампирах» всех времён и народов осталось даже много лет спустя после прочтения.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ламли не пошел по проторенной дорожке, которую оставили после себя многочисленные писатели, обращавшиеся к теме вампиризма уже не одно столетие. Он решил выдумать что то свое. В чем же оригинальность этого цикла? Прежде всего в том, что автор придумал собственную трактовку вампиризма, по нему сущность вампира это некий организм-паразит или даже скорее симбиот; также он создал мир вампиров, место, откуда они появились — из этого складывается абсолютно нетривиальная версия существования вампиров. Еще одна характерная черта этого сериала — смесь жанров. Тут вам и шпионский детектив, и триллер, и ужасы, и фантастика, и даже фэнтези.

Ламли, не отказываясь от классических представлений о вампирах, а чуть видоизменив их и добавя немного своего, сделал из избитой казалось бы темы неплохой сериал, со множеством динамичных, захватывающих сцен. Кровь, насилие, секс — все это есть, но не переходит границ и оправданно сюжетом, потому как все это давно уже стало неотъемлемой частью хоррора, тем более если речь идет о вампирах.

Но вообще то цикл не совсем вампирский, главный герой — Некроскоп — человек, который может говорить с мертвыми. Он их единственный друг, к которому они всегда готовы прийти на помощь, по мере сил и возможностей своих мертвых тел. И как раз небольшим минусом является чрезмерно идеализированный главный герой. Прямо один он хороший, а все остальные плохие.

Конечно образ русских как врагов напрягает, но что поделать, пережитки «холодной войны», книга вроде писалась в 80-е. . .

Цикл хорош, да это довольно легкие для чтения книги, скорее развлекательные, но написаны они отлично, прочитав одну, хочется прочесть и следующию. К сожалению, на русском весь цикл так и не вышел, поэтому всю историю Некроскопа узнать не представляется возможным.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал «Голос мертвых». Остался доволен. Сюжет держит в напряжении, написано увлекательно, интересно. Судя по этому тому, Ламли хорошо разбирается в тонкостях смешения жанров. Но! Стиль порою слабоват, сейчас так не пишут — много длиннот и всяких причастий и деепричастий, а также придаточных. Может, это вина переводчика?

Но идея и сюжет — хороши. Это не простой хоррор, здесь все похоже на того, кто вдохновлял Ламли- я об отце черной мистики Говарде Лавкрафте. Кстати, Ламли и писал вначале в подражание своему кумиру — первые опыты у него ведь на тему «Мифов Ктулху».

«Некроскоп» — это оккультно-мистическое произведение. Именно Лавкрафт дал начало этому жанровому направлению. Ведь он и сам неплохо плавал в мире мистицизма и оккультизма и даже состоял в какой-то ложе.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

В начале 2000х годов был в Москве и чудом попал на Олимпийский.Увидел красивую книжку с чудищем на обложке и решил ее купить,цена была смешной.Это оказалась третья часть эпопеи «Некроскоп» — «Источник».С первых страниц книга затягивает целиком и полностью,меня не смутило даже,что история не с самого начала.Найти остальные части не было никакой возможности,на тот момент переизданий еще не было.Но сама история мне очень сильно понравилась и я на рынке постоянно спрашивал за эти книги.Наконец в 2005 году мне удалось купить 4 книги из нового издания «Некроскопа»,а 5 почему то не была издана:abuse:

До этого про вампиров я читал только «Дракулу», а Ламли удалось создать свой собственный мир,не похожий на Стокера,это в первую очередь благодаря отличному замыслу автора — он придумал родину вампиров.Оказывается существует мир из которого в древние времена к нам могли попадать лорды-вампиры и все те кто попадался на пути героя,это сородичи этих самых лордов.

Первая книга была написана в середине 80х годов и на тот момент,наверное была необходимость вводить в книгу главным противником именно Советский союз,что нисколько не портит саму книгу.

Особенно удачными получились третья и пятая части,изданные у нас.

К сожалению в данный момент довольно проблематично отыскать эти книги в продаже,но тем кто любит вампирскую тему — обязательно необходимо ознакомиться с этими книгами.

Оценка: 10
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Добротно сработанный цикл, интересная интерпретация вампиров, местами даже захватывающе, но у меня остается чувство, будто чего-то все-таки не хватает.

Именно той изюминки, которая отличает просто_хорошую_книгу от книги_которую_хочется_перечитывать.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх