FantLab ru

Сергей Павлов

Сергей Павлов
Страна: Россия
Родился: 30 июня 1935 г.

Сергей Иванович Павлов — российский советский писатель-фантаст.

Родился в г. Бердянске (Запорожская обл., Украина). В 1953 году после окончания средней школы им. Н. Островского в г. Сочи (учился вместе с будущим летчиком-космонавтом СССР, дважды Героем Советского Союза Виталием Севастьяновым) поступает в Московский инженерно-строительный институт, который оканчивает в 1956-ом. Затем в 1962 году переезжает в Красноярск, где оканчивает Красноярский институт цветных металлов и овладевает специальностью инженера-геофизика. Долгое время жил и работал в Сибири. До 1972 года работал в различных экспедициях в Средней Азии, Арктике, Сибири, возглавлял геофизическую службу Красноярского спецуправления треста «Востокбурвод».

В 1975 году оканчивает Высшие литературные курсы при Литературном институте им М. Горького в Москве. Член Союза писателей СССР с 1970 года. В последние годы проживает в Москве.

К фантастике обратился в начале 60-х годов после того, как, прочитав один слабенький фантастический рассказ, решил поспорить с автором. Первый написанный им фантастический рассказ «Банка фруктового сока» понравился товарищам по работе и Павлов отправил его в журнал «Техника – молодежи» на конкурс, надеясь получить квалифицированный отзыв. Но вскоре из Москвы пришел ответ, что рассказ отмечен премией на Международном конкурсе, организованном в 1962 году журналом «Техника – молодежи» и молодежными журналами социалистических стран, и автор награждается поощрительной премией – годовой подпиской на журнал.

В начале 1963 года состоялся литературный дебют Сергея Павлова – тот самый рассказ «Банка фруктового сока», опубликованный в томской газете «Молодой ленинец». В 1967 году выходит и первая книга писателя – сборник «Аргус против Марса», две повести в котором были написаны им в соавторстве с Николаем Шагуриным. Этот сибирский литератор оказал немалое содействие в становлении начинающего писателя, однако, после двух написанных в соавторстве повестей, их пути разошлись: Шагурин предпочитал приключенческую фантастику, а Павлов – психологическую.

Известность С. Павлову принесла повесть «Акванавты» (другое название «Океанавты» — 1968), в которой сюжет основан на освоении океана ближайшего будущего и случайной записи воспоминаний человека в мозг гигантского спрута. В 1979 году повесть была экранизирована и, несмотря на то, что спрут по техническим причинам превратился в манту, фильм получился удачным и занял почетное место в истории развития отечественной кинофантастики.

Несмотря на то, что в дальнейшем автор написал еще несколько интересных «космических» научно-фантастических повестей («Чердак вселенной» — 1971, «Неуловимый прайд» — 1974), главной книгой его жизни стал большой роман-дилогия «Лунная радуга» (1978-83 гг.). В этом эпическом произведении, как пишет сам автор: «нашли отражение альфа и омега моих писательских интересов – эволюция человека (как процесс) и появление в нашем мире нового человека (как результат)». В романе повествуется о четверке космодесантников, вернувшихся из трудной экспедиции в Дальнее Внеземелье, где чудом уцелели после катастрофы на спутнике Урана Обероне. Но спустя несколько лет они с удивлением узнают, что во время экспедиции неизвестным способом приобрели необычные для человеческого организма свойства, во многом изменившие их сущности. Различные экстрасенсорные способности делают их почти Сверхлюдьми, и функционеры космической программы, а также Международная служба космической безопасности, пытаются разгадать тайну четверки то ли людей, то ли нелюдей.

Дилогия была награждена престижной премией «Аэлита», а в 1991 году выходит ее своеобразное продолжение – роман «Волшебный локон Ампары», написанный Павловым в соавторстве со своей женой Надеждой Александровной Шаровой, которая и являлась инициатором идеи романа. В первых публикациях романа (1991, 1993) соавторство супругов указывалось, позже – нет. И хотя сам автор считает этот роман как совершенно самостоятельное произведение, никак не связанное с дилогией, читатели склонны считать обратное.

В 1997 году произошёл скандал вокруг романа «Волшебный локон Ампары». Издательство «Амфора» не выполнило своих финансовых обязательств перед автором. В ответ писатель пригрозил фантастикой больше не заниматься.

Позже Павлова увлекла палеолингвистика — им был найден и предложен лингвистам метод реконструкции археоморф, позволяющий выявить изначальный смысл многочисленных древних названий и имен, а также современных слов и понятий. Первые свои наработки в этой области Сергей Павлов публикует в книге «Москва и железная „мощь“ Святослава. О происхождении названия Москва» (1999), а затем развивает в своей книге «Богу — парус, кесарю — флот: Опыт палеолингвистики» (2002).

Награды и премии:


лауреат
РосКон, 2009 // Большой РОСКОН

лауреат
Звёздный Мост, 2007 // Философский камень

лауреат
Литературная премия имени И.А. Ефремова, 2005 // За выдающийся вклад в развитие отечественной фантастической литературы

лауреат
Аэлита, 1985 // Премия «Аэлита»
Лунная радуга (1989)
Сортировка:

Сергей Павлов. Планы автора

 
?
Белый конь (не закончено, не опубликовано)  
 

Сергей Павлов. Циклы произведений

8.27 (26)
-
8.45 (946)
-
52 отз.
8.44 (1034)
-
41 отз.
8.35 (878)
-
22 отз.
7.46 (296)
-
9 отз.
 
1 отз.
7.42 (411)
-
34 отз.

Сергей Павлов. Романы

8.44 (1034)
-
41 отз.
8.35 (878)
-
22 отз.
8.45 (946)
-
52 отз.
  1991 Волшебный локон Ампары // Соавтор: Надежда Шарова  
7.42 (411)
-
34 отз.

Сергей Павлов. Повести

  1965 Аргус против Марса // Соавтор: Николай Шагурин  
6.42 (62)
-
2 отз.
7.06 (107)
-
4 отз.
  1967 Кентавр выпускает стрелу // Соавтор: Николай Шагурин  
6.38 (39)
-
1 отз.
7.55 (116)
-
3 отз.
  1968 Акванавты  [= Океанавты]  
8.00 (356)
-
15 отз.
  1971 Чердак Вселенной  [= Миры на ладонях]  
7.58 (295)
-
9 отз.
7.49 (138)
-
2 отз.

Сергей Павлов. Рассказы

7.06 (145)
-
8 отз.
  1972 Мера присутствия  [= Хромой лис]  
7.07 (14)
-
  1987 Амазония, ярданг «Восточный»  [= Амазония, ярданг Восточный]  
7.46 (296)
-
9 отз.

Сергей Павлов. Статьи

  1977 Стратегия поиска [К 70-летию со дня рождения И.А.Ефремова]  
7.19 (45)
-
4 отз.
7.17 (6)
-
  1988 «Кубок Андромеды» [Информация о награде]  
6.00 (1)
-
8.00 (2)
-
7.43 (30)
-
  1989 Горизонты фантастики // Соавторы: Елена Грушко, Юрий Михайлович Медведев  
9.00 (2)
-
  1989 Имя для рыцарей современности [Предисловие к сборнику фантастики участников семинаров ВТО молодых писателей-фантастов «Имя для рыцаря»]  
7.11 (19)
-
7.00 (3)
-
6.75 (4)
-
  2006 И ещё раз о терминах (сетевая публикация)  
5.50 (2)
-
  2007 «Версия мира» [Отзыв на авторский сборник Анны Самойловой]  
7.00 (3)
-
6.33 (3)
-
6.67 (3)
-

Сергей Павлов. Сборники

7.74 (23)
-

Сергей Павлов. Отрывки

  1964 Солнечная Луна [ Отрывок из повести “Корона Солнца”]  
6.20 (45)
-
1 отз.
  1973 Крушение системы Физлер [Отрывок из повести «Неуловимый прайд» ]  
6.85 (13)
-
  1974 К вопросу об аллигаторах [Глава из романа “Лунная радуга”]  
8.32 (182)
-
  1978 Плоскогорье Огненных змей [Отрывок из науч. -фантаст. романа «Лунная радуга»]  
8.38 (194)
-
1 отз.
  1995 Возмездие [Главы из романа «Волшебный локон Ампары»]  
7.90 (32)
-

Сергей Павлов. Интервью

  1981 Под космической радугой // Соавтор: Михаил Пухов  
6.00 (2)
-
  2006 Кризис фантастики и цивилизации // Соавтор: Алексей Калугин  
6.67 (3)
-
1 отз.

Сергей Павлов. Прочие произведения

6.67 (3)
-
8.43 (7)
-
  2006 К спасателям техногенной цивилизации [Обращение к участникам форума проекта «Лунная радуга»] (сетевая публикация)  
7.67 (3)
-
  2007 К вопросу о происхождении русского мата (сетевая публикация)  
7.00 (1)
-

Сергей Павлов. Неопубликованное

  Акванавты (киносценарий, не опубликован) // Соавтор: Игорь Вознесенский  
 
  Лунная радуга (киносценарий, не опубликован) // Соавторы: Андрей Ермаш, Валентин Ежов  
 


  Формат рейтинга


  Библиографы

  • Составители библиографии — arhan, milgunv

  • Куратор библиографии — milgunv



  •   Лингвистический профиль Сергея Павлова

    Словарный запас автора — высокий. Длина предложений — чуть ниже среднего. Диалоги используются умеренно. Процент прилагательных и глаголов сбалансирован, оба показателя близки к средним. Причастия и деепричастия автор использует в умеренном количестве. Служебные слова (местоимения, предлоги, союзы, междометия, частицы и вводные слова) — крайне редко.

    ⇑ Наверх