fantlab ru

Николай Гоголь «Вий»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.87
Оценок:
2927
Моя оценка:
-

подробнее

Вий

Повесть, год; цикл «Миргород»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 342
Аннотация:

Первая настоящая русская книга, написанная в жанре «хоррор». Холодящая кровь история о том, что бывает, если вера в Бога недостаточно крепка, а ведьма, пришедшая к тебе ночью, чересчур соблазнительна...

Примечание:

Одна из самых старых экранизаций была в 1909 году.


Входит в:

— цикл «Миргород»  >  Часть вторая

— антологию «Das Gespensterbuch», 1913 г.

— антологию «And the Darkness Falls», 1946 г.

— антологию «Anthologie du fantastique», 1958 г.

— антологию «I vampiri tra noi», 1960 г.

— антологию «Histoires étranges et récits insolites», 1965 г.

— антологию «Nouvelles histoires étranges», 1966 г.

— антологию «The Ghouls: The Stories Behind The Classic Horror Films», 1971 г.

— антологию «Racconti fantastici nella Russia dell'ottocento», 1988 г.

— антологию «Русская фантастическая проза эпохи романтизма (1820-1840 гг.)», 1990 г.

— антологию «Pokój na wieży», 1991 г.

— антологию «Антология ужасов. Том 1», 1991 г.

— антологию «Призраки», 1991 г.

— антологию «Дневник Сатаны», 1993 г.

«Продолжение следует», 1993 г.

— антологию «Оборотень. Русские фантасмагории», 1994 г.

— антологию «Ярмарка колдовства», 1994 г.

— антологию «Антологія українського жаху», 2000 г.

— антологию «Русская мистическая проза», 2004 г.

«Словесность. Тексты», 2004 г.

— антологию «Stories That Scared Even Stalin: The Great Russian Tales of Horror, Suspense and Fantasy», 2006 г.

— антологию «Worlds Apart», 2007 г.

— антологию «Русская фантастическая повесть», 2007 г.

— антологию «Закоханий чорт», 2009 г.

— антологию «Классические кошмары», 2010 г.

— антологию «Мистические произведения русских писателей», 2011 г.

— антологию «Ужасы, мистика, страшные истории», 2011 г.

— антологию «Чертовщина», 2011 г.

— антологию «Мистика золотого века русской литературы», 2013 г.

— антологию «Таинственная проза», 2013 г.

— антологию «Звезда Соломона. Русские мистические истории», 2014 г.

— антологию «Dracula’s Brethren», 2017 г.

— антологию «Очень страшные рассказы», 2019 г.

— антологию «La Grande Anthologie du fantastique russe et ukrainien», 2020 г.

— антологию «Упырь», 2020 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 38

Активный словарный запас: низкий (2513 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 80 знаков, что близко к среднему (81)

Доля диалогов в тексте: 27%, что гораздо ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Экранизации:

«Маска Сатаны» / «La maschera del demonio» 1960, Италия, реж: Марио Бава

«Вий» 1967, СССР, реж: Георгий Кропачев, Константин Ершов

«Танец дьявола» 1992, Россия, реж: Олег Григорович

«Ведьма» 2006, Россия, реж: Олег Фесенко

«Вий» 2014, Россия, Украина, Германия, Великобритания, Чехия, реж: Олег Степченко

«Гоголь. Вий» 2018, Россия, реж: Егор Баранов



Похожие произведения:

 

 


Полное собрание сочинений в четырех томах. В двух книгах
1873 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
1880 г.
Сочинения Николая Гоголя в пяти томах. Том 2
1893 г.
Собрание сочинений в пяти томах. Том 2
1894 г.
Сочинения в пяти томах. Том 2
1896 г.
Сочинения Н. В. Гоголя в пяти томах. Том 2
1898 г.
Полное собрание сочинений в одном томе
1899 г.
Полное собрание сочинений в четырех томах
1900 г.
Вий
1901 г.
Иллюстрированное полное собрание сочинений в пяти томах
1902 г.
Иллюстрированное собрание сочинений в трех томах
1902 г.
Сочиненiя. Полное собранiе в одномъ томе
1902 г.
Сочинения Н. В. Гоголя. Полное собрание в одном томе
1902 г.
Сочинения Н. В. Гоголя. Полное собрание в одном томе
1902 г.
Сочинения Н. В. Гоголя. Полное собрание в одном томе
1907 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
1911 г.
Полное собрание сочинений в одном томе
1911 г.
Иллюстрированное полное собрание сочинений в 8 томах. Том 2. Миргород
1912 г.
Сочинения. В двух томах
1914 г.
Вiй
1921 г.
Н. В. Гоголь. Повести
1937 г.
Том 2. Миргород
1937 г.
Повести
1938 г.
Н. В. Гоголь. Избранные произведения
1947 г.
Избранные произведения
1948 г.
Н. В. Гоголь. Избранные произведения
1948 г.
Собрание сочинений в шести томах. Том 2
1949 г.
Повести
1951 г.
Собрание художественных произведений в пяти томах. Том 2
1951 г.
Н. В. Гоголь. Сочинения
1952 г.
Собрание сочинений в шести томах. Том 2
1952 г.
Собрание сочинений в шести томах. Том 2
1952 г.
Сочинения
1952 г.
Н. В. Гоголь. Сочинения
1956 г.
Н. В. Гоголь. Сочинения. Том 1
1959 г.
Собрание сочинений в шести томах. Том 2
1959 г.
Собрание художественных произведений в 5 томах. Том 2
1959 г.
Собрание художественных произведений в пяти томах. Том 2
1960 г.
Сочинения в двух томах. Том 1
1962 г.
Избранные произведения в двух томах. Том 1
1965 г.
Миргород
1965 г.
Сочинения в двух томах. Том 1
1965 г.
Собрание сочинений в семи томах. Том 2
1966 г.
Собрание сочинений в четырех томах. Том 1
1968 г.
Сочинения в двух томах. Том 1
1969 г.
Сочинения в двух томах. Том 1
1973 г.
Миргород
1975 г.
Миргород. Портрет. Шинель
1975 г.
Сочинения в двух томах. Том 1. Повести
1975 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
1976 г.
Собрание сочинений в семи томах. Том 2
1976 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
1978 г.
Избранные сочинения. Том первый
1978 г.
Избранные произведения. В двух томах. Том 1
1979 г.
Повести
1979 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
1982 г.
Повести
1983 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
1984 г.
Избранные произведения в двух томах. Том 1
1984 г.
Избранные сочинения
1984 г.
Повести. Драматические произведения
1984 г.
Повести. Ревизор. Женитьба
1984 г.
Собрание сочинений в восьми томах. Том 2
1984 г.
Собрание сочинений в семи томах. Том 2
1984 г.
Вий
1985 г.
Избранные произведения в двух томах. Том 1
1985 г.
Избранные сочинения
1985 г.
Миргород
1985 г.
Избранное
1986 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
1987 г.
Повести
1987 г.
Миргород
1989 г.
Вечера на хуторе близ диканьки. Миргород
1989 г.
Русская фантастическая проза эпохи романтизма
1990 г.
Антология ужасов. В четырех томах. Том 1
1991 г.
Призраки
1991 г.
Дневник Сатаны
1993 г.
Тарас Бульба
1993 г.
Оборотень
1994 г.
Ярмарка колдовства
1994 г.
Избранное в 2 томах. Том 1
1994 г.
Том первый. Вечера на хуторе близ Диканьки; Том второй. Миргород
1994 г.
Избранная проза
1996 г.
Сочинения в двух томах. Том 1
1996 г.
Библиотека мировой новеллы
1997 г.
Избранное в двух томах. Том 1
1997 г.
Избранные сочинения в 2 томах. Том 1
1997 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
1998 г.
Избранные произведения
1998 г.
Родничок. Книга для внеклассного чтения. 7 класс
1999 г.
Н. В. Гоголь. Собрание сочинений в 2 томах. Том I. Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
1999 г.
Собрание сочинений в 4 томах. Том 1
1999 г.
Собрание сочинений в 8 томах. Том 2. Миргород
1999 г.
Сочинения
2000 г.
Вий
2001 г.
Вий
2001 г.
Мистические повести
2001 г.
Миргород
2002 г.
Сочинения
2002 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
2003 г.
Русская мистическая проза. Том 2
2004 г.
Страшная месть
2004 г.
Избранные произведения
2004 г.
Избранные произведения
2004 г.
Мертвые души. Миргород. Вечера на хуторе близ Диканьки
2004 г.
Миргород
2004 г.
Повести. Пьесы
2004 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2005 г.
Ваш Гоголь
2005 г.
Ваш Гоголь
2005 г.
Ваш Гоголь
2005 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2005 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
2005 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
2005 г.
Избранные произведения в 2 томах. Том 1
2005 г.
Мертвые души. Ревизор. Повести
2005 г.
Старосветские помещики
2005 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2006 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2006 г.
Вий
2006 г.
Собрание сочинений в 5 книгах и 7 томах. Книга 1. Том 1, 2. Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
2006 г.
Сорочинская ярмарка
2006 г.
Русская фантастическая повесть
2007 г.
Русская фантастическая повесть
2007 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2007 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
2007 г.
Миргород. Вечера на хуторе близ Диканьки
2007 г.
Пропавшая грамота
2007 г.
Собрание сочинений. Том 2. Миргород
2007 г.
Тарас Бульба
2007 г.
Миргород
2008 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2008 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
2008 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород. Петербургские повести
2008 г.
Миргород. Тарас Бульба
2008 г.
Собрание сочинений
2008 г.
Сорочинская ярмарка
2008 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2009 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2009 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
2009 г.
Вий
2009 г.
Вий
2009 г.
Мертвые души. Избранное.
2009 г.
Миргород
2009 г.
Миргород
2009 г.
Миргород
2009 г.
Миргород
2009 г.
Миргород
2009 г.
Миргород. Пьесы
2009 г.
Полное собрание сочинений в одном томе
2009 г.
Полное собрание сочинений и писем в 17 томах. Тома 1, 2
2009 г.
Собрание сочинений в одном томе
2009 г.
Тарас Бульба
2009 г.
Тарас Бульба
2009 г.
Тарас Бульба
2009 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
2009 г.

2010 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2010 г.
Мертвые души. Повести. Пьесы
2010 г.
Том 1. Вечера на хуторе близ Диканьки и другие повести, комедии, рассказы для любезного читателя
2010 г.
Классические кошмары
2010 г.
Николай Гоголь. Малое собрание сочинений
2010 г.
Ужасы, мистика, страшные истории
2011 г.
Вий
2011 г.
Сочинения Н.В. Гоголя. полное собране в одном томе
2011 г.
Мистические произведения русских писателей
2011 г.
Майская ночь, или Утопленница
2011 г.
Миргород
2012 г.
Миргород. Повести
2012 г.
Русская готика
2012 г.
Том 2. Миргород
2012 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2012 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Тарас Бульба. Вий
2012 г.
Чертовщина
2012 г.
Заколдованное место
2013 г.
Миргород
2013 г.
Миргород
2013 г.
Тарас Бульба
2013 г.
Ревизор. Тарас Бульба. Вий
2013 г.
Вий. Повести и рассказы
2013 г.
Тарас Бульба
2013 г.
Мистика золотого века русской литературы
2013 г.
Вий
2013 г.
Вий
2013 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
2014 г.
Вий
2014 г.
Вий
2014 г.
Миргород
2014 г.
Повести
2014 г.
Полное собрание сочинений
2014 г.
Вий и другие повести
2014 г.
Вий. Повести
2014 г.
Полное собрание сочинений
2014 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
2014 г.
Вий и другие повести
2014 г.
Ревизор
2014 г.
Звезда Соломона. Русские мистические истории
2014 г.
Вий
2014 г.
Вий
2014 г.
Миргород
2016 г.
Тарас Бульба
2016 г.
Миргород
2016 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
2017 г.
Ревизор. Тарас Бульба
2017 г.
Сорочинская ярмарка
2017 г.
Тарас Бульба
2017 г.
Тарас Бульба. Миргород
2017 г.
Семья вурдалака. Мистические истории
2017 г.
Вий
2017 г.
Вий. Тарас Бульба
2018 г.
Миргород
2018 г.
Миргород
2018 г.
Миргород
2018 г.
Тарас Бульба
2018 г.
Тарас Бульба
2018 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2018 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Вий
2018 г.
Вий
2018 г.
Старосветские помещики. Вий. Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем
2018 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород
2019 г.
Тарас Бульба
2019 г.
Страшное гадание. Мистические истории
2019 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Вий
2019 г.
Полное собрание повестей в одном томе
2019 г.
Упырь. Русская классика хоррора
2020 г.
Мистические произведения русских писателей
2020 г.
Старосветские помещики. Избранное
2020 г.
Тарас Бульба
2020 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2020 г.
Очень страшные рассказы
2020 г.
Сорочинская ярмарка
2021 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород. Петербургские повести
2022 г.
Тарас Бульба
2022 г.
Киевские ведьмы
2022 г.
Вий
2023 г.
Вий и другие повести из цикла «Миргород»
2023 г.

Аудиокниги:

Вечера на хуторе близ Диканьки. Тарас Бульба. Вий (аудиокнига)
2000 г.
Миргород
2003 г.
Ночь перед Рождеством
2003 г.
Ночь перед Рождеством. Вий. Майская ночь, или Утопленница
2003 г.
Тарас Бульба. Вий
2003 г.
Ночь перед Рождеством. Вий
2005 г.
Вий (аудиокнига на CD)
2006 г.
Миргород
2006 г.
Театр у микрофона. Золотая коллекция. Часть 3
2006 г.
Миргород
2007 г.
Ночь перед Рождеством. Вий
2007 г.
Ночь перед Рождеством. Вий
2007 г.
Вий (аудиокнига CD)
2008 г.
Вий (аудиокнига MP3)
2008 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки
2009 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Вий
2009 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Вий
2009 г.
Вий. Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем (аудиокнига MP3)
2009 г.
Миргород. Повести
2009 г.
Ночь перед Рождеством. Вий
2009 г.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Вий. Тарас Бульба. Ревизор. Мертвые души и др.
2011 г.
Великие исполнители. Том 11
2012 г.
Вий
2012 г.
Вий
2013 г.
Вий
2013 г.
Собрание сочинений (аудиокнига MP3 на 6 CD)
2016 г.

Издания на иностранных языках:

Das Gespensterbuch
1913 г.
(немецкий)
Viy. Номерной экземпляр № 301
1930 г.
(французский)
And the Darkness Falls
1946 г.
(английский)
Anthologie du fantastique
1958 г.
(французский)
I vampiri tra noi
1960 г.
(итальянский)
Histoires étranges et récits insolites
1965 г.
(французский)
The Vampire
1965 г.
(английский)
Antologija ruske fantastike XIX i XX veka
1966 г.
(сербохорватский )
Nouvelles histoires étranges
1966 г.
(английский)
The Ghouls: The Stories Behind The Classic Horror Films
1971 г.
(английский)
The Ghouls
1971 г.
(английский)
The Ghouls
1972 г.
(английский)
The Ghouls: Book Two
1974 г.
(английский)
Racconti fantastici nella Russia dell'ottocento
1988 г.
(итальянский)
Pokój na wieży
1991 г.
(польский)
The Ghouls
1994 г.
(английский)
Антологія українського жаху
2000 г.
(украинский)
Вечори на хуторі біля Диканьки. Тарас Бульба. Вій
2004 г.
(украинский)
Stories That Scared Even Stalin
2006 г.
(английский)
Тарас Бульба. Вій. Вечори на хуторі поблизу Диканьки
2006 г.
(украинский)
Worlds Apart: An Anthology of Russian Fantasy and Science Fiction
2008 г.
(английский)
Закоханий чорт
2009 г.
(украинский)
Українські повісті
2014 г.
(украинский)
Dracula’s Brethren
2017 г.
(английский)
La Grande Anthologie du fantastique russe et ukrainien
2020 г.
(французский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  44  ] +

Ссылка на сообщение ,

Величайший талант – это увлекать публику, а не развлекать её

Дзеами Дабуцу

Большинство детей не любят икру.

Чаще всего они её никогда не пробовали, но убеждены: батончик «Сни-кер¬са» лучше, чем килограмм липкой красной (или чёрной) субстанции. Для родителей есть только одно средство их переубедить: доказать, что икра такая же вкусная (а то и стократ вкуснее), чем «Сникерс». И полезнее – несомненно.

Большинство детей не читают классику. Да что там дети – большинство современных взрослых слышать не хотят о Чехове, Толстом, Мопассане, Вольтере…

Они их никогда не читали, но убеждены: это скучно, устаревшее, долго, не хватает «драйва», да и юморок какой-то слабенький ... Лучше проглотить за вечер какого-нибудь «Тёмного ангела» про очередные похождения эльфа Бубэра и его битву с силами тьмы; или «Ласковую нежность»: «… его ласковые губы нежно трепетали на ветру, ладонь, потная от любовного жара, медленно…».

Как заставить такого читателя взять в руки томик Гоголя?

А так же, как с икрой: доказать, что Гоголь современен, ярок, интересен наряду с самыми популярными писателями XXI века. Но при этом глубже, умнее, изысканнее и, самое главное, качественнее.

Что ж, начнём убеждать.

Итак, знаете ли вы имя первопроходца украинской и российской фантастики? Стругацкие? Лукьяненко? Нет, дети.

Имя ему – Николай Васильевич Гоголь.

Слышу возмущенные крики многочисленных последователей «высокой» литературы: «Гоголь – не фантаст! Гоголь реалист и глава целой школы реалистов! Гоголь лишь пользовался фантастическими приёмами и допущениями, чтобы ярче отразить реальность! Не посягайте на святое!».

Лишь пользовался фантастическими приёмами и допущениями? А чем тогда, по-вашему, фантастика от не-фантастики отличается? Именно использованием фантастических приёмов и допущений!

Можно изобрести машину времени – допущение фантастическое. И, как результат, «Машина времени» Уэллса – фантастика.

Дьявол может устроить в центре Москвы бал – допущение фантастическое. Булгаков – фантаст (как бы кто не возмущался).

Нос может самостоятельно разгуливать по городу. Умершая женщина может стать упырицей. По украинскому селу может разгуливать чёрт. Все это – фантастические допущения. И Гоголь умеет ими пользоваться, как мало кто из современных фантастов.

Повторю еще раз, чтобы икра лучше усвоилась: Гоголь величайший мастер фантастики, потому что умело пользуется всем многочисленным фантастическим арсеналом!

Мы ведь как привыкли? Явилась на литературном небосклоне новая «звезда»! Издала многотомное (пять томов!) собрание сочинений! Толпы стонущей от восторга молодёжи бомбардируют Интернет письмами! По книгам «звезды пленительного счастья» ставят фильмы, делают компьютерные игры… Спросишь поклонника: а что «звезда» пишет?

А ответы одинаковые.

«Он мастер «фэнтези»!»

«Гений космической оперы»!

«Детективщик, которых свет не видел!» и т.д.

И выясняется, что «звезда» все книги пишет об одном и том же, использует одинаковые инструменты. Все его книги про орков с эльфами и про борьбу добра и зла. Или про героического модификанта Блумберга и борьбу его с космическими захватчиками. Либо про девушку томную со взором горящим, из книги в книгу входящая в избу и останавливающая на скаку коня.

Гоголь рядом с ними выглядит как тысячерукий гекатонхейр на фоне обычного человека.

Не побоюсь и скажу: Гоголь родоначальник украинской «фэнтези»! Только вместо персонажей скандинавской мифологии (орков, эльфов и гномов) Николай Васильевич использует наших родных чертей, русалок, мавок.

Читал в одном журнале: «В середине 90-х годов начало зарождаться направление славянской «фэнтези». Да не зарождаться оно начало, а вымирать. Потому что сейчас фантастические допущения стали идеей книг! И литературные конкурсы в Интернете: написать рассказ про битву Бабы Яги с Черным Кощеем.

А Гоголь использовал фантастические приёмы как арсенал, чтобы развить мощную идею! Спроси любителя современной литературы: про что повесть Гоголя «Вий»? Большинство ответит: про злого властелина подземелий! А ведь это не идея повести, это всего лишь фантастическое допущение! А повесть – про страх. Про то, что страх бывает разный: внешний и внутренний. Страх перед сильным и страх перед таинственным – мистический страх.

И Гоголь с величайшим мастерством разворачивает перед глазами читателя два событийных ряда. Внешний – фантастический: с каждой ночью чертей все больше, они злее, ведьма агрессивнее, а потом приходит Вий – и герою кранты. И внутренний – реалистично-психологический: сильный человек Хома Брут, сталкиваясь с мистическим, доводит себя до смерти от страха.

И «Вий» — не одноходовка, как многие современные «шедевры»: был сильный – опа – стал слабый. Страх в бурсаке развивается постепенно, выдавливая остатки сильной личности. Бровадная смелость сменяется тоской, тоска – смятением, смятение – страхом, страх – ужасом и оцепенением.

«Вий» — это последняя книга, после прочтения которой я боялся спать ночью. Все, что пишут сейчас, ночного сна не лишает, пусть даже ужасы, описанные в этих «шедевров» стократ ужаснее, чем железнолиций Вий. Потому что описывают нынешние «звёзды» зачастую лишь внешний событийный ряд: орки перерезали маленьких эльфов, страшный тролль съел красивую девушку, злой король казнил тысячи невинных…

Инструмент стали подавать как идею…

Гоголь – мастер в чрезвычайно сложном направлении фантастики: фантасмагории. Фантасмагорические приёмы сложны, ведь они не имеют реальных обоснований, логической базы. Нос, гуляющий по Невскому проспекту — гротеск высшей пробы. Сейчас так не умеют. Сейчас все больше «стебутся». Так и пишут в аннотациях к книгам: «… жесткий стеб над мироустройством…» А стеб – это высмеивание чего-то без привнесения своего.

Так же искусно Гоголь создает мифо-эпическую фантастику, социальную и бытовую. А в таланте создавать хоррор, триллер, мистику он может встать на одну ступень с Хичкоком. Помните, мастер ужаса говорил: «Медленно поворачивающаяся в ночи дверная ручка вызывает больше ужаса, чем окровавленный маньяк с топором в руках. От мастерства режиссера зависит, насколько долго он сможет продержать зрителя на этой ручке».

Вспомним гоголевский портрет? Ужастик, до которого Стивен Кинг не додумался. А если вдуматься, то что там ужасного? Монстры-чудовища? Нету там таких. Там есть только глаза старика. И мощная мистическая неизвестность. И на этой неизвестности Гоголь умудряется продержать читателя от начала повести и до конца – так и не раскрыв эту неизвестность! Вот подлинное мастерство, а не графоманство, боящееся оставленных открытых вопросов! Почему сейчас таких книг ничтожно мало? А все потому же: инструмент превратили в идею. Что было бы, если бы Гоголь написал повесть не про изменение психики человека от столкновения с неизвестным, а о Волшебном Портрете? Смог он бы тогда дать читателю пережить весь ужас мистического необъяснимого? Ни в коей мере!

Гоголь же подходит к фантастике серьезно. Полуживой-полумёртвый портрет (чёрт его разберёт!) – это лишь фантастическое допущение, инструмент, которым он обтесывает грани человеческого сознания.

Вверну пафосно: Гоголь – мастер психодрамы!

Место «Сникерсов» на столе должна занять икра. Она так же вкусна, но стократ полезнее.

Сметём в книжном магазине с полочек псевдофантастику (а на самом деле – фан-зарисовки) и поставим туда томик Гоголя.

Приятного аппетита. Читайте на здоровье.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как бы сочинил «Вия» наш современник? Так, серий на 15-20. Подробно описал бы все контакты с нечистью, физические и ментальные. Ввёл бы долгие диалоги Хомы с ведьмочкой и близкими ей людьми и не людьми. Ввёл бы неоднократные домогательства ведьмы в его адрес. Надо обязательно привести подробные описания осаждающей Хому нечисти и подробности этой осады. Дал бы предысторию конфликта. Вий, при наличии у автора чувства меры, тоже появился бы только раз, но зато во всех подробностях. И эту книгу забыли бы через год. А «Вий» Гоголя бессмертен.

Гоголевский «Вий» — это эталон хоррора. Самое интересное, что вся история уместилась на двадцати страницах. Да, размер имеет значение. Причём бытовые детали занимают у Гоголя больше места, чем сцены с нечистью. Нет ни слова, как выглядели упыри с вурдалаками, и совсем немного сказано о самом «Вие». А ведь вряд ли кто-то из первых читателей вообще слышал о Вие. Это уже после выхода повести стали усиленно копать и докопались всё-таки до чего-то похожего. Да и ведьм, упырей, вурдалаков современники Гоголя видели гораздо реже, чем мы. Каждый додумывает картину в соответствии со своими представлениями. Нечисть Хома не столько видит, сколько слышит где-то за спиной. Вот эта неопределённость больше всего и пугает. Но, конечно, чтобы дать этой пугающей атмосфере бессмертие, нужен гений Гоголя.

В конце повести такие же легкомысленные, как Хома, студенты обсуждают причину трагедии. Вот не надо было бояться ведьмы, и всё бы обошлось. Наверное, это так. Ведь герои «Вечеров» не боятся нечисти, если только не пускают её в свою душу. Да, конечно. Но это легко рассуждать. А ты сам подежурь ночью в старой церкви у гроба с ведьмой, которую сам же и вогнал в гроб.

Оценка: 10
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

На первый взгляд кажется, что «Вий» является прямым наследником «Вечеров...» и страшных рассказов нашего доброго друга Рудого Панька. Мы будто бы снова окунаемся в жуть «Вечера накануне Ивана купала», того и гляди, Басаврюк появится пред нашими очами.

Отчасти это так. Но вот тональность другая. Это тот же мир Жизни, где мистическое соседствует с тварным, где нет нужды удивляться нечистым силам, живущим бок о бок с человеком. Однако тема, которая была ярче всего выражена в уже упомянутой повести о ночи на Ивана Купала и несчастном Петрусе — тема погибели. Тема торжества смерти и страха перед ней. И ужас — ужас перед таинственным и дьявольским, перед нечистым.

Да, Хома Брут ведьмы не боялся, и её существование принимает в порядке вещей, даже с юморком. Кузнец Вакула твёрдо знал, что с помощью крёстного знамени он может преспокойно пришпилить чёрта, вот и наш философ, недолго думая, огребает ведьму поленом, и делает ноги, уже на следующий день благополучно забывая досадный свой полёт под нечистой. Казалось бы, вот он, стержень — доброе соседство с таинственным и твёрдость перед их лицом, готовность бросить им вызов.

Но Гоголь вовсе не зря переносит Хому Брута в маленькую деревянную церковку на окраине селения, наедине с гробом мёртвой панночки, в глубокой ночи.

Тишина.

Свечи.

Открытая книга с молитвами, кои нужно читать в пустом помещении, отдающем эхом.

Собственный срывающийся голос.

Гроб.

Тело ведьмы.

«Не шевельнулась ли она»?

Вот здесь начинается то, что пугает в повести больше всего. Не подгнивающий труп ведьмы и Вий с опущенными веками, а именно ожидание того, что может случится, что ещё впереди. И — ужас перед неизведанными глубинами, откуда приходят эти существа, ужас перед Нечистым и всем мистическим миром, который при свете дня кажется таким светлым и ярким.

Именно поэтому эдаким мимолётным контрастом фраза Тиберия, что «всякий знает, что нужно перекреститься и плюнуть ведьме на хвост». Но мы теперь знаем, что столкновение с миром нездешним оборачивается взглядом в неведомое, которое по прежнему может погубить твою душу. Нет, этот мир не так светел, и не так свободно дышится в украинскую ночь. Ты всё равно находишься на грани жизни и смерти, вечного спасения и вечной погибели, и не стоит забывать об ужасе, который несут с собой слуги того, кого нельзя называть.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

– Подымите мне веки: не вижу!

– Славный был человек Хома! – сказал звонарь, когда хромой шинкарь поставил перед ним третью кружку. – Знатный был человек! А пропал ни за что.

Когда мне говорят «Вий», то я прежде всего вспоминаю отечественный фильм, который впервые посмотрел в передвижном вагон-клубе сразу после его выхода на экраны, т. е. в начале 1968 года — когда на нашу станцию, стоящую на основной магистрали ВСЖД, приехал вагон-клуб с этим фильмом, то родители взяли на просмотр и меня, 10-летнего пацана, и старшего брата. И впечатление было такой силы, что хотя эта сказочно-мистическая повесть прочитана и перечитана уже не единожды, однако же вот всё равно фильм стоит впереди, а уж затем сама литературная основа.

Пересказывать сюжет было бы самым глупым никчёмным занятием, ибо кто не читал всё равно прочтёт, а читавшие и так знают все приключения, случившиеся с семинаристом Хомой Брутом во время вакаций. Могу только сказать, что всё-таки видеоряд изрядно добавляет мощности к получаемым от этой повести впечатлениям, и что одно только чтение не столь сильно пугает читателя, сколь вот эти кадры скатывающейся по щеке покойной панночки кровавой слезы или раскинутые руки старухи-ведьмы, ловящей Хому в овечьем хлеву, да и панночки, стоящей во гробе и как тараном стучащей им в защиту бурсака от нечистой — в общем, если прочитать и посмотреть, то впечатления будут самыми полными.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень интересно наблюдать в произведениях Гоголя различные способы соприкосновения со сверхъестественным миром. К примеру в «Майской ночи или Утопленница» это происходит в состоянии полусна-полуяви, в «Вечере накануне Ивана Купала» мистическое обусловлено сакральной датой летнего солнцестояния. В данной повести первоначальный выход за грань существующей реальности был обусловлен дьявольской скачкой Хомы с ведьмой на спине. Гоголь с помощью превосходных эпитетов, мастерски описал смещение чувств философа в область потустороннего и тем самым открывшуюся картину привычного мира в чудодейственном, доселе невиданном ракурсе. Зыбкие, причудливые образы и видения с появившейся возможностью, к примеру, увидеть русалку в открывшейся необычной грани бытия-это явилось своеобразным даром попавшему в ведьмины сети бурсаку.

Кстати очень интересный вопрос-почему зачастую прислужницы дьявола представлены в образе молодых обольстительных красавиц? Видимо красота, как и все в нашем мире, двояка: она может выражаться и в высших эстетических идеалах и в виде греховной прелести от животной похоти, предлагаемой грешной человеческой душе великим искусителем слабой людской сущности. История панночки неизвестна, но вполне вероятно великолепие ее натуры подтолкнуло к запретному, обольстило невероятными возможностями, позволившими в великом искушении стать хозяйкой не только сердец, но и душ людей. Рассказанная в повести история о псаре Миките подтверждает сказанное.

Впрочем, это всего лишь свободные рассуждения и в повести Хома Брут явился только случайной жертвой панночки, одновременно ставший и ее палачом. Но оказаться на пути нечистой силы чревато серьезными последствиями и расплата всегда страшна. Все, что может дать воображение человека в самых ужасных кошмарах, воплотилось для несчастного бурсака в проведенных трех ночах в церкви, наедине с нечистой силой. Противоборство светлых и темных заклинаний вначале склонило чашу весов в сторону Хомы и уже появилась надежда на благополучный исход. В самый последний момент, в апогее страха и ужаса, хранящий человека внутренний голос попытался оградить философа от смертельного взгляда на Вия. Но что-то иное все же заставило взглянуть на грозного духа и я думаю понятно, кто подтолкнул Хому сделать это. Ангел-хранитель, говорящий в нас внутренним голосом, не сумел оградить от неверного шага и казалось бы нелепая случайность оказалась роковой. Но как известно случайность есть непознанная закономерность и человеческая душа всегда была, есть и будет ареной битвы добра и зла.

Может быть я слишком глубоко копнул в своих рассуждениях, но ведь классика она на то и есть классика, чтобы давать читателю пищу для подобных размышлений, находя что-то более глубокое в захватывающей мистике сюжета этой великолепной повести.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читал я повесть «Вий» когда-то в школьные годы и могу подтвердить, что и кровь стыла, и поджилки тряслись. А, вот, перечитал сейчас и не испугался. Наоборот, посетила мысль о том, насколько я тогда был глупый. Может мы все немножко глуповаты? Старуха, тянущая к тебе свои руки — это просто смешно! И страшно! Точно так же страшно, как и красавица, лежащая в гробу. Страшно, потому что противоестественно. А русалки, как раз, не очень пугают. Мертвецов в те времена почаще видели, чем романтических наяд. Слишком много за небольшой повестью тянется размышлений. Так что, поиск смыслов в классических произведениях, все-таки, лучше оставить профессиональным литературоведам. Но людям, утверждающим, будто книга погружает Вас в мир сверхъестественного, непонятного и недоступного — не верьте. «Вий» — это и есть настоящая мистика, раскрывающая всю свою суть. Гоголь смог погрузить читателя в мир легенд, только сделав саму жизнь — легендой. Все описания примитивны и очень коротки. А зачем красочно описывать то, что всем понятно? Страх Хомы перед мертвецом реален, а для казаков-вояк зеленеющие мертвецы уже годятся только детей и заезжих пугать. И как это между собой связано? Что из чего произрастает? Откуда узнать, если и история Хомы доходит до его друзей через третьи руки и уши. Мне уже не страшно потому, что настоящий пронизывающий страх — иррационален. Когда даже точное знание отступает перед одним единственным допущением. Хотя, между панским гневом и встречей с чертями, я бы, тоже, выбрал второе. Что уже говорить о людях, для которых легенда — не только часть жизни, но и единственный способ описать происходящее. Точно могу сказать только одно: если хоть через тысячу лет найдется этот хутор и в стенах развалившейся церкви не найдут застрявших чертей, то неизменно будет произнесено каноничное утверждение:«Брехня!», — и история будет рассказана по-новой. Это — бессмертная литература!

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

О первом преслушанье, о плоде

Запретном, пагубном, что смерть принес

И все невзгоды наши в этот мир,

Людей лишил Эдема, до поры,

Когда нас Величайший Человек

Восставил, Рай блаженный нам вернул,-

Пой, Муза горняя!...

Эта повесть Гоголя — самая таинственная, полная смутных намеков и недосказанностей, содержит в себе быть может больше, чем во всех трех остальных повестях «Миргорода». В каком-то смысле «Вий» — это метафора описания жизненного пути «типичного человека». Я больше чем уверен, что Гуго фон Гофмансталь если и не читал ее из-за отсутствия перевода, то наверняка был знаком с сюжетом, прежде чем написать своего «Глупца и Смерть», а также «Имярека». Картина, которая нарисована в повести, говорит о хрупкости и зыбкости комфортного сиюминутного мирка, который легкомысленные и недалекие люди считают альфой и омегой своего личного бытия. Хома в этой истории избран для катарсиса, разрывающего в клочья вот эту самую сиюминутную оболочку — для него катарсис оканчивается смертью от ужаса, когда его внутренний стержень обнаруживает слабость — об этом с сожалением говорят в финале его товарищи. Для Хомы здесь есть всё, разрушающее привычный животный уклад — страх полета с ведьмой на плечах, тайное, неведомое наслаждение красотами ночи, которое говорит о том, что его молодая душа еще способна воспринимать красоту — и наконец превращение старухи-ведьмы в ослепительную молодую красавицу... Мне почему-то кажется, что панночка возненавидела его именно за то, что он бросил ее умирать и убежал, а не за то, что избил, когда она была старухой. Но это под вопросом и открывает еще один скрытый слой сюжета. Сама панночка это второй главный персонаж повести. Проще всего сказать — антагонист, имея в виду, что Хома — протагонист. Но ведь не всё однозначно. О самой панночке неизвестно ничего. Действительно ли она столь молода как выглядит — что ей может нет и двадцати. А быть может она много старше любой, самой древней старухи? Мне как-то подумалось, что она быть может родилась еще в Речи Посполитой, незадолго до восстания Хмельницкого и тогдашней крестьянской войны 1648-1654 гг. Быть может всю ее семью убили у нее на глазах самым жестоким образом и тогда с ней самой произошло что-то страшное и она пресуществилась — стала ведьмой. И время остановилось для нее. Тогда что для нее окружающие? Просто развлечение и быть может еда? И есть ли в ней еще что-то человеческое? Варлей в фильме 1967 года изобразила эту двузначность панночки: не просто яркая красота, а еще и утонченная, нежно-чувственная и при этом, холодность — в чертах, во взгляде, когда она в одежде старухе лежит на траве и из глаз ее катится слезинка, она катится словно по мертвому лицу. В панночке красота — выглядит оболочкой, как у статуи. Она вроде бы живая и теплая, но есть в ней что-то отстраненное, чуждое, инаковое. Наверное «типичный человек» и не может судить ее иначе как абсолютное зло. В то же время, похоже челядь сотника, зная о ней, судит ее равнодушно и не сурово. Ибо жертвы панночки — не невинны, их вело желание, чувственная страсть и только. В общем я для себя панночку до конца не разъяснил. И, как уже многими написано, ее роль — метафорична. Она внешний фактор, внечеловеческий. Знак судьбы, кармы, божьего неудовольствия...

Оценка: нет
– [  36  ] +

Ссылка на сообщение ,

После спора о современных российских авторах- мистиках, захотелось перечитать седую классику. Гоголь конечно, не ставил перед собой задачу написать первую, в русской литературе, повесть в жанре, который сейчас принято называть Horror. Сильно подозреваю, что в его планах стояла только литературная обработка известной народной легенды. Но какой потрясающий результат! Начнем с того, что благодаря живому, практически искрящемуся от народных метафор языку, книга до сих пор обладает абсолютно кинематографическим эффектом присутствия, до которого ой-как далеко, кстати сказать его вольным киноэкранизациям! К слову, легенда о Паночке и Вие, вполне заурядна, каждый славянский народ может похвастаться десятками, если не сотнями подобных баек. Повесть Гоголя же, в очередной раз напоминает нам, что в литературе иногда не столь важно, что и кому ты рассказываешь, главное — как! Ощущение предопределенности бытия главного героя роднит его, чуть ли не с древнегреческой традицией, когда после мрачных предзнаменований еще в самом начале, его грустный финал совершенно очевиден. Тем не менее, герой настолько живой и колоритный, что его схватка с роком, не на шутку захватывает. Ведь вся эта славянская нечисть — не более, чем художественное средство. Сама повесть ближе к романтическим традициям Байрона и Гете, ибо повествует о сражении человека с собственной судьбой. Описание же финального акта этого противостояния по своей красочности и драматическому накалу вообще ,практически не имеет аналогов в мировой литературе! На этом фоне вся современная мистическая литература 20 века, включая авторов, которых уже причисляют к классике, выглядит немного наивно и архаично. Я не знаю, будут ли через 100 лет люди из новых, суперпродвинутых поколений вспоминать, кем был в нашем столетии Стивен Кинг или Клайв Баркер, но мне, почему-то кажется, что они все равно будут читать Гоголя! Или нет, давайте лучше так: я на это надеюсь:wink:

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хома Брут, с товарищами возвращаясь из Киева, решили заночевать на хуторе у одной старухи. Ночью в хлев, где спал Хома, пришла старуха оказавшийся ведьмой, оседлала его и заставила катать ее по ночному небу. Кое-как, извернувшись, молодой человек смог сбросить с себя ведьму, избить ее до полусмерти и убежать обратно в Киев. Но через некоторое время Хому вызывает сотник отпеть свою дочь. С ужасом узнал молодой человек в панночке страшную старуху-ведьму. Ну а что было дальше вы, скорее всего знаете.

Даже не знаю, что еще сказать про данную повесть. Одно слово — классика. В детстве сначала посмотрел фильм с моим любимым актером Леонидом Куравлевым, затем взял в библиотеке книгу и прочитал повесть. Не понравилось. Начало скучное. Концовка страшная. Спустя 25 лет решил читать как можно больше классических произведений, и вот очередь дошла до Гоголя. Снова прочитал «Вия» и понял что это шедевр. Все что в детстве казалось скучным, превосходно служит для раскрытия персонажей. Все что в детстве казалось страшным, стало еще страшнее. Очень жалко главного героя. Читая или смотря «Вия» всегда хочется, чтобы он выжил. Ведь буквально нескольких минут не хватило.

Прежде чем читать Кинга и ему подобных необходимо ознакомиться с Гоголем. Превосходный язык и юмор вперемешку со страхом не оставит вас равнодушными.

Оценка: 9
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Во времена многочисленных кино-оборотней, смазливых вампиров и сексапильных ведьмочек голливудского разлива хочется обратиться к истокам. К повести, с которой, по сути, по планете и начал шагать «добрый старый хоррор». Возможно, эта книга в чем-то простовата. Не льются кровавые реки. Не слетают сотни голов. Но!!!

У Николая Васильевича нет ни одного лишнего слова, ни одного картонного персонажа. Возможно, мы не найдем в этой повести какого-то глубокого, малопонятного философского смысла, однако идея, преподнесенная в ней, не стареет с веками: самый главный страх находится не в полумраке старой церкви, а во мраке собственной души.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Легенда. Классика. Да это классика во всей красе. Не только изысканный литературный слог. Не только густая атмосфера. Не только отлично описанные персонажи с их психологией. Не только увлекательный сюжет. А в первую очередь это глубина всего произведения. За колоритными персонажами и сюжетом, за сатирой и ужастиком кроется противостояние православия и язычества. Как показаны церковники! прохиндеи какие-то. Как только герой начинает молиться вся красота паночки, окружающей природы и чарующего волшебства превращается в мерзость. Изыскано показана сексуальность. И что-то темное, гнетущее в одном только образе перевертыше Голгофы — старой церквушки под горой. Сколько раз читал и на моменте открытия век испытывал катарсис. Не знаю кому как, а я всегда болел за паночку. Хому ни капли не жаль.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Н. В. Гоголь

Вий

Ни в коем случае нельзя сравнивать повесть Гоголя с какой либо экранизацией. Это отдельное литературное художественное произведение, и нельзя посмотрев фильм Птушко либо Степченко, с уверенностью сказать «Я знаю, о чём «Вий».

Это не так.

Прежде всего «Вий» это поэтика, народный фольклор, обличённый в форму философской сказки, где глубину и писательский замысел возможно если не полностью, то частично понять при неоднократном прочтении повести.

Ещё при чтении в первый раз, будучи подростком, я был озадачен- на многие вопросы так и не были даны ответы, кое-какие сюжетные линии остались недосказанными, логика и мотивация персонажей опущена либо проигнорирована. Потом я посмотрел «Вий» с Куравлёвым, и был настолько потрясён увиденным, что долгое время не возвращался к этому произведению...

И всё же:

1. Панночка-ведьма оседлала Хому Брута, пролетела на нём N километров от хутора, где ночевали бурсаки, он избил её и убежал в Киев, в семинарию...

-- Как отреагировали Горобец и Халява на исчезновение Хомы, узнали ли о его несчастной участи? И если узнали, то от кого? После о них в повести не упоминается.

-- Если панночка была ведьмой, что это был за хутор, куда пришли бурсаки, и где панночка приобретала образ старухи? По её словам «у неё полон двор людей»- кто эти люди (если они есть), и если есть, то какую функцию выполняла при них ведьма? Обслуживающий персонал, что ли?

-- Где это видано, что девица, пусть и «панского помёту» могла гулять по ночам, в полном одиночестве в поле и об этом отец-сотник мог так спокойно говорить.

-- Хома вернулся в бурсу, у него так никто не поинтересовался, в чём причина его возвращения, где его товарищи, и чего он «ошивается» по булочницам в Страстную неделю. Однако настоятель семинарии прекрасно осведомлён о нахождении Брута в Киеве, и без лишних вопросов приказывает тому отправляться к сотнику, не удосужившись самого себя спросить «А какого лешего происходит?

2. На хутор к сотнику прибывает Хома Брут в сопровождении дворни, сотник устраивает ему допрос, однако «тёмным прошлым» дочери он как бы не интересуется и ставит философу задачу-«Читай три ночи-тысячу червоных». Далее дворня в тесном кругу обсуждает открытым текстом «демоническую сущность» почившей панночки. Тут полно вопросов.

-- Твои работники открыто «мусолят» тему «ведьмовства» дочери, секрета это не составляет (при такой куче народа утечка информации неизбежна), значит сотник в курсе кулуарных разговоров. Или он убитый горем отец, не верящий в подобный бред (ага, а ночные прогулки дочи по весям-это нормальное положение вещей), или сам связан с нечистой силой, и возможно является воплощением зла на пару с дочкой. Интересен момент, где открытым тексом говорится, что Хома- круглый сирота, возможно его и решили извести и заполучить его душу по этой причине дьявольский семейный тандем (кстати, читал как-то черновой вариант повести, там Гоголь вскользь наделяет Вия чертами сотника, это многое обьясняет).

3. На третью ночь Хома погибает, но демоны прозевали крик петуха и в итоге в церкви полный бедлам, чудовища остались там, где застало их первый луч солнца и видя такое «паскудство» священник из соседнего села приказал заколотить церковь и оставить всё как есть.

--Если бы так, то на хуторе в тот же день не осталось бы ни одного человека, собрали бы манатки и с семьями как дали бы ходу (Сорочинская ярмарка описывает нечто подобное, но там в роли чёрта выступила свинья).

Вот такой вот маленький анализ. Фильм «Вий» 2014 года попытался дать объяснение некоторым моментам, и причесать повесть полную аллюзий, аллегорий и философских образов к логическому заключению, но фильм это фильм, а повесть Гоголя для меня является экзистенциальным шедевром философской мысли великого писателя и художника, когда при очередном прочтении открываешь для себя нечто новое и получаешь от этого процесса неописуемое удовольствие.

Одно из самых любимых произведений Гоголя, по моему мнению, где Николай Васильевич завуалировал свои начинающиеся религиозные сомнения и душевные метания в сказочную форму и это в итоге привело его к печальному событию – отречение от своих прежних идей и сжигание своих сочинений (в том числе и продолжение «Мёртвых душ».

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Буквально только что была перевернута последняя страница повести нашего русского классика, Н. В. Гоголя, «Вий». Наверняка, в школах до сих проходят её по школьной программе... если я не прав, то поправьте. Итак прежде чем начну хвалить это без всяких сомнений шикарное произведение, хочу для начала пару слов сказать о приобретённом издании.

Помимо повести книга включает в себя краткую биографию писателя, оформленное под рассказ. Читается легко и интересно, даже кое-что новое узнал о жизни Гоголя. У меня сложилось стойкое впечатление, что писал этот рассказ сам Николай Васильевич (хотя быть может издатель пытался написать краткую биографию его стилем). И должен сказать весьма недурно получилось. Помимо вступления, книга имеет «Толкование мифических существ», которые появлялись в произведении. Плюс к этому книга снабжена шикарными иллюстрациями Э. Новикова, которые отменно передают мрачную атмосферу…единственное что немного разочаровало, это то что их было немного.

Теперь перейдем к самой повести.

Пересказывать сюжет я считаю делом неблагодарным да и не нужным, когда речь идёт о классике. Но скажу одно...было очень интересно и местами жутковато наблюдать за похождениями философа Хомы Брута. Особенно страшные моменты были для меня: это момент с летающим гробом и появление Вия. Прочёл повесть я за полдня, благо стиль очень прост и понятен, даже несмотря на то, что много старинных и непонятных мне слов, о которые постоянно спотыкаешься.

Подводя итог хочу сказать, что если хотите почитать какой-нибудь леденящий душу ужастик и в то же время классику, «Вий» как нелязя кстати подойдёт для чтива.

(оцениваю я не столько повесть, сколько издание 2009 года)

Оценка: 9
– [  -4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Гоголь — не мой автор.

Да и книгу эту относить к фантастике можно с большой натяжкой. Хотя формально — да.

История — мистика, с довольно забавным колоритом, описано хорошо, просто написано очень давно читается, как памятник нерукотворный, но не более того.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Классика хоррора на все времена.

В детстве, когда впервые читал «Вия», я и понятия не имел о том, что существует такой жанр книг: литература ужасов. Какой там Кинг, Кунц, Лавкрафт! Я о них тогда и понятия не имел. А тут такое! Как писал В. Шукшин : «жуткий, сосущий ужас.»

Сколько же раз я перечитывал повесть? Не сосчитать. Я читал бы ее тогда, если бы, писатель не создал страшную ведьму, только из за великолепной атмосферы старины, яркого и сочного языка. А тут ещё такой сюжет!

Тут нет кровищи, расчлененки. Есть одно убийство, и то, случайное, «в состоянии аффекта», ведь Хома не собирался забивать панночку на смерть. Но, как мастерски Гоголь обыгрывает страшные моменты!

Для меня повесть — идеальный представитель хоррор-литературы и мистики. Ну, что тут сказать — классика!

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх