FantLab ru

Фрэнк Герберт «Дети Дюны»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.00
Голосов:
2407
Моя оценка:
-

подробнее

Дети Дюны

Children of Dune

Роман, год; цикл «Вселенная Дюны»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Девятилетняя губительная политика регентства наследницы Алии Атрейдес, в крови которой теперь бушует наследие Харконненов близится к неизбежному концу. Некогда Дюна была символом могущества безграничной Пустыни. Сила Пустыни физически уменьшилась, но миф о её могуществе продолжал разрастаться. Остался только океан-Пустыня, огромная Мать Пустыня, окаймленная колючим кустарником, которую фримены всё ещё называли Королевой Ночи. Разрушительная сила грозила уничтожить сформированный мир Арракиса. В тот день, когда умер Муад'Диб, утраченное пророческое зрение превратилось в ветер, дующий над бесконечным простором. Арракис перевернулся! Фримены не могут, не имеют права покинуть Пустыню. Люди Пустыни видят, что происходят страшные события. Маленькие Дельцы объявляются в Пустыне, как о том предупреждали их древние пророчества. Шаи-Хулуда можно отыскать теперь только в Великой Пустоши. Они покинули и предали их друга — Пустыню! Если исчезнут черви, исчезнет и Пряность. Если же исчезнет Пряность, то где им взять деньги, чтобы жить?

Когда-то это была земля, на которой ничего не росло. Теперь у них есть деревья и другие растения. Они расползались по планете, словно черви по кровоточащей ране. В поясе Дюны появились облака и пошли дожди! Дожди! Дождь в поясе Дюны — это брат смерти. Это смерть для всех них. Черви обречены, если не изменить способ экологической трансформации, которая превратилась в экологическую катастрофу, вышедшую из-под контроля. Теперь они находятся в темном переходе. Без Пряности Империя распадётся. Будет парализована Космическая Гильдия. Планеты постепенно забудут, что они не одни в мироздании. Население их замкнется само на себе. Космос станет неприступным, если Гильд-навигаторы потеряют свое мастерство. Они же будут сидеть на вершинах своих дюн, не зная, что находится над ними и под ними.

А тем временем многочисленные силы стремятся контролировать близнецов Атрейдесов. Заговоры и контрзаговоры умножились, а разнообразие мотивов зашкаливает: Община Сестер боялась Алию, как зрелого воплощения Мерзости, но желало сохранить генетические признаки Атрейдесов, носительницей которых она являлась. Церковные иерархи Аукафа и хаджа ищут власти, которая досталась бы им вместе с наследниками Муад'Диба. ОСПЧТ — «Объединённый Совет Прогрессивной Честной Торговли» хотят получить доступ к богатствам Дюны. Фарад'н и его сардаукары жаждут вернуть себе былую славу Дома Коррино. Космическая Гильдия боится уравнения Арракис — меланжа; без Пряности настал бы конец навигациям. Джессика хочет поправить свои отношения с Бене Гессерит, испорченные из-за её непослушания Сестрам. Но мало кому приходила в голову мысль спросить самих близнецов об их планах, до тех пор, пока не стало слишком поздно. Золотой Путь! Вот единственный выход из этой ловушки.

Примечание:

Экранизации:

«Дети Дюны» / «Children of Dune» 2003, США, Германия, реж: Грег Яйтанс


Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1977 // Роман

номинант
Мемориальная премия Эдмонда Гамильтона и Ли Брэкетт / Hamilton-Brackett Memorial Award, 1977

Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:

Дети Дюны
2018 г.

Издания:

Мессия Дюны. Дети Дюны
1993 г.
Вторые войны пустыни
1994 г.
Мессия Дюны
1994 г.
Мессия Дюны. Дети Дюны
1999 г.
Дюна. Мессия Дюны. Дети Дюны
2004 г.
Дюна. Мессия Дюны. Дети Дюны
2004 г.
Дюна. Мессия Дюны. Дети Дюны
2011 г.
Хроники Дюны
2013 г.
Дюна. Первая трилогия
2014 г.
Все хроники Дюны
2015 г.
Мессия Дюны. Дети Дюны
2015 г.
Дети Дюны
2016 г.
Дюна: Дюна. Мессия Дюны. Дети Дюны
2017 г.
Дети Дюны
2020 г.

Издания на иностранных языках:

Children of Dune
2003 г.
(английский)
The Great Dune Trilogy
2005 г.
(английский)
Children of Dune
2019 г.
(английский)
Діти Дюни
2020 г.
(украинский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

По сути, предыдущая книга была лишь предисловием к этой, рассказывающей, в первую очередь, о Лето II, а затем уже о Ганиме. Вместе они пытаются противостоять старым-новым противникам в лучших традициях Герберта — с переподвыподвертом. Сложный план лучше простых двух.

Алия проиграла Мерзости, и ее душу захватил сам барон Владимир Харконнен. Сделал он это довольно просто, Алия почти и не сопротивлялась, и хотя подобное в мире Дюны карается смертью, никто особо не чешется ее проверять, хотя даже Джессика обвинила ее в этом буквально во всеуслышание. Читая третью книгу, я так и не понял, как у них там все устроено, вроде говорят об этом, но в итоге происходит совсем иное. Все эти заговоры какие-то слишком уж сложные, иногда выходящие за пределы логики. Натравить двух диких кошек, вроде тигров... Как до этого вообще можно додуматься? В первой книге Пауля пытались убить каким-то летающим механическим жуком, и спасся он лишь чудом, зачем тут все так усложнять?

Джессика, будучи на Каладане, возвращается на Арракис, и Алия предполагает, что до планеты дошли слухи о ее Регентстве. То есть, никто об этом раньше не знал? О том, что творится на главной планете вселенной? Ерунда какая-то.

Герберт в своем репертуаре очень скупо описывает окружение, наверное, именно поэтому сюжет цикла происходит в пустыне, где и описывать-то нечего. Но все же потом планета застраивается, в тесте даже говорится, что Пауль воздвигнул башню, «сиетч над песками», самое высокое строение в истории, внутри которого могут поместиться целые города. И все, больше об этом ни слова, хотя я бы побольше прочитал про столь необычную архитектуру и как там живут люди.

Обладая практически безграничной властью, Алия иногда ведет себя слишком сдержанно. Да и не только она. Дом Коррино они считают врагами, и не зря, но при этом не уничтожают его, боясь какого-то осуждения и протеста Великих Домов, которые, по сути, зависимы от Алии, а точнее, от Пряности, так что вряд ли посмеют выступить против. Да и Проповедника она почему-то не могла схватить в открытую или убить, хотя его мало кто воспринимал всерьез, а учитывая, что народ там хватают только за то, что они на колени опустились чуть медленнее, чем остальные, мол, неуважение и протест против власти, это выглядит еще нелепее. Да и тайно его так и не схватили, хотя он просто, по сути, старик. У нее целая толпа тайных убийц, легкий удар ножом в толпе и все, но нет.

7/10 — пространный текст и куча философии, таков стиль автора, тут ничего не поделаешь. Следя же только за сюжетом, иногда просто не можешь понять, почему персонажи поступают так, а не иначе. Все эти размышления и ходы мыслей вроде должны дать какой-то ответ, но ты просто запутываешься в дебрях внутренних диалогов и интриг, тайных смыслах каждого отдельного предложения и всего текста в общем. Предвидение позволяет заглядывать в будущее и выбирать нужный путь, чтобы всех спасти и вроде как сделать мир лучше, но читатели-то такого не могут, так что только и остается, что ждать, чем все закончится, ожидая объяснений, которых зачастую просто нет.

Пожалуй, главный «минус» всего цикла — чрезмерная серьезность и оторванность от... человечности, что ли. Иногда персонажи все же испытывают открыто какие-то эмоции, но по большей части они их скрывают, я так и представляю, как они общаются с совершенно каменным выражением лица. Особенно «дети» с мозгами тысяч поколений, которые напоминают терминаторов. Персонажи не картонные, нет, они отличаются друг от друга, но будто вылеплены из глины, лишь некоторые второстепенные обладают человеческими чувствами, вроде жестокости, злобы и алчности. Они вызывают отклик, потому что похожи на нынешних людей, а не на эволюционировавших сознанием новых людей, которые, чтобы выжить без компьютеров и технологий, развили мозг до небывалых высот, отбросив много «лишнего», присущего близким нам земным людям.

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Лучше, чем «Мессия Дюны», но хуже самой «Дюны».

Однако, ниже восьмерки из десяти рука не повернулась поставить. Оценка не объективная, слишком довлеет авторитет автора)

Ожидания были велики, но им не суждено было сбыться. И опять же, не поворачивается язык назвать это «фантастикой», а тем более «научной фантастикой». Просто, Фэнтези.

Чтение не «поглотило меня». Не удалось автору задеть какие-либо «струны моей души».

Опять же как-то коробит эта идея «сверхчеловека». С окончания 2 мировой войны до момента написания книги прошло не так много времени. Интересно, как сам автор относился к идеям об «избранной расе людей»…

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Дюна вещь прежде всего философская. Эта вещь в которой много мыслей, много рассуждений.. И мало действия как такового. Тут все баталии происходят прежде всего в головах главных героев.. И по необходимому минимуму всего остального

Поэтому Дети Дюны и отличаются от первых двух романов, и в тоже время похожи на них. Отличие в первых 150-ти страницах. Философии мало. Мыслей мало. Зато очень много действия, просто действия без философской составляющей (Это касается прежде всего линии Джессики). И как итог, непередаваемую атмосферу Дюны, Герберт-старший растерял. Я даже чуть не бросил роман читать. К счастью для меня и не только для меня думаю, Герберт взялся за дело всерьез, и вторая половина романа это уже та Дюна, которую я люблю. Атмосферная, философская. По прежнему много действия(по сравнению с предыдущими романами) но уже сохранились все вышеназванные атрибуты.

Ну а сам сюжет, в мире который придумал автор, уже не столь важен. Главное только чтобы сюжет не был откровенной ересью и халтурой. 8/10

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Давно читал, поэтому теперь сложно оставить развернутый отзыв со всеми подробностями. Однако одна вещь до сих пор остается неизменной — это убеждение в том, что данное произведение отлично продолжает основную историю, наилучшим образом ее разворачивает и является очень удачным финалом. Все последующие части вообще так не цепляют и, кажется, не имеют ничего общего с 3 первыми книгами цикла.

Внутренний мир и борьба Алии — это нечто. Действительно оригинальная идея воскресить человека в виде какой-то генетической памяти или чего-то подобного и позволить герою уступить ему контроль над своим телом и душой. Сильно.

Тут же и присущий больше стилю фентези стандартный подход с пророчеством / мессией, когда изначально знаешь, кем является пророк и чем эта вся история должна закончиться, но тем не менее, сохраняется интрига, потому что интересно, как именно события приведут к ожидаемому концу.

Жаль, что автор сосредоточил 90% внимания на Арракисе, ведь такую вселенную можно было развернуть гораздо масштабнее, наподобие Звездных войн, но от этого данный отдельно взятый роман ничего не потерял.

Сын Пауля выдался ярким персонажем, в отличие от своей сестры. Снала кажется, что Паулю пришлось многое пережить и многим пожертвовать, но та участь, на которую обрек себя Лето II — просто ужасает. Хватило же ему мужества и готовности к самопожертвованию, а Герберту — воображения!

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Согласен с большинством оценивающих. Да, каждый последующий том – чуть слабее предыдущего. И это наглядно демонстрирует форма графиков «Гистограмм распределения…», ежели том первый – ярко выраженная «икс в знаменателе» с четкой фиксацией десятки, то дальше – некие перевернутые параболы с максимумом, настойчиво смещающимся вправо, в сторону уменьшения оценок (и восторгов, соответственно).

И тем не менее.

Что касаемо меня – я фанат Дюны, со всеми вытекающими, как говорится. Прочёл ВСЁ. И не по одному разу. И не по два. И ещё буду перечитывать.

Но, справедливости ради, «Дети…» — да, чуть хуже, чем УДАРНЫЙ первый том

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Третья книга пытается ускорить темп и привнести в цикл элемент неожиданности. Размышлений не стало меньше, но повествование явно стало поживее.

У Пауля появились дети, но сам он пропал.

«Дети Дюны» — это политическая игра. Грязные покушения, сомнения в правителях, тайные заговоры. Глубина философии переходит на еще более космический уровень, который сложно воспринимается обычным землянином. Я снимаю шляпу перед Гербертом, потому что его мышление действительно достигло огромных высот. Такое придумать не каждый может. И не каждый может понять. И снова мне кажется, что как философский трактат — это хорошая книга. Но вот продолжать ее читать совсем не хочется. Засим, на этой книге ставлю для себя точку. Мне просто не интересно, что будет дальше. Хотя кто его знает, может быть когда-нибудь точка превратится в многоточие. Но пока хватит мне «Дюны», больше не хочу

Оценка: 6
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пролистав свою колонку обнаружила, что знакомство с Дюной началось у меня 6 лет назад. И только сейчас я дочитала третий том.

Дюна, это цикл, который нужно принимать небольшими дозами, можно сказать курсовку проводить раз или два раза в год. Как лекарство.

От чего лекарство? От бесконечной суеты и бегства по кругу видимо, правда побочным эффектом будет страшная меланхолия или небольшой приступ депрессии (правда лично для меня).

После каждой книги на несколько дней так и находишься в какой-то прострации и размышлениях, мозг нагружен информацией и ощущениями, которые нужно переварить. Не часто такие книги попадаются, и не всегда их можно читать, для них нужно определенное настроение и состояние.

Какие ощущения о третьем томе? Ощущения все те же, не могу перестать восхищаться автором, который настолько качественно прописал мир будущего. Роман написан когда моя мама была подростком, когда еще телевидение было не у всех, а вот я читаю в мире где мобильный у каждого, где уже доступ в Интернет по 100Мб/с проводят до дома, где томограф почти в каждой поликлинике и есть клонированная овца Долли, а мир придуманный Гербертом мне так же близок, так же реален, и кроме упоминания слова «катушка» ничего не говорит о том, что автор писал в далекую эпоху, когда компьютер занимал по этажу.

Третья книга все так же интересна, в ней так же много размышлений и философии, но присутствует больше действия по сравнению со второй книгой. Обвинять автора в поступка персонажей и то, что с ними произошло, как многие в отзывах не хочу. Это мир автора и реальная действительность, которую он создал. Здесь очень хорошо показана власть, ее влияние и конечно сила, которая «большая ответственность», но смотря на суперменов, которыми сейчас все изобилует, здесь больше показана правда и суть. И даже будь ты мегасуперпупер, всегда есть фактор который тебя использует, будь он далеко не мега и не супер. Пересказывать не буду, нужно читать и по своему ощущать поступки героев. Автор очень хорошо передал все состояния и ощущения персонажей, ощущения безысходность, утраты и тяжести всей нашей жизни. Мы всего лишь песчинка, и даже обладая всеми достоинствами и способностями, мы песчинки То, как дальше повернули эволюцию человека мне было неожиданно с учетом того, что переживания по утрате прошло красной линией шли по произведению.

Сразу после прочтении книги я решила прочесть отзывы, чтобы понять как мои ощущения согласуются с ощущениями других читателей, что-то у меня со многими не совпадает. Но мое мнение книга такая же качественная как и предыдущие три, для меня Дюна это гексалогия, которая непрерывно течет из тома в том. Нет разделения первая книга, вторая и т.д., кроме действий,это мир, мир Дюны и все что там происходит.

С удовольствием продолжу чтение, но немного попозже, книга тяжелая на осмысление и переваривание, но послевкусие замечательное. Немного отдохну и примусь за следующий том. Читать хочется медленно и вдумчиво, и не все сразу, ибо не переварится и испортится впечатление.

Дюна хороша тем, что мир будущего реален и необычен. Такое далекое будущее встречалось мне только в Гиперионе, но там все как-то театрально-сказочно, лирично, здесь же ощущение более реальные. Но книга сложная по прочтению, если вы не любите огромные философские рассуждения, отсутствие хеппи-энда, предреченности и отсутствие юмора, то лучше и не браться. Но мир очень и очень интересный.

Оценка: 10
–  [  20  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мне кажется, изначально «Дюна» не предполагала продолжения и именно поэтому каждый последующий роман выглядит иначе и слабее предыдущего. Между выходом первого и третьего томов – 11 лет реального времени. Срок немалый, неудивительно, что читателя ожидала совсем другая история.

После финала «Мессии Дюны» по сюжету проходит 9 лет, и мы наблюдаем за детьми Пауля: близняшками Лето II и Ганимой, которые, несмотря на очень юный возраст, демонстрируют мудрость и мышление, свойственные далеко не каждому взрослому. И это нормально, учитывая, кто их родитель и как они появились на свет. Тем временем сестра Пауля Элия стоит во главе империи, испытывая при этом все более усиливающееся влияние на свой рассудок со стороны сознания своего деда Владимира Харконнена. Для осложнения и обострения ситуации в сюжет приезжает мама Пауля и бабушка близнецов леди Джессика и привозит с собой в багаже ворох интриг и подозрений. Ну а где-то рядом бродит таинственный Проповедник, в котором некоторые люди подозревают пропавшего 9 лет назад Муад’Диба.

Серия сразу встречает чужеродностью. Несмотря на знакомые имена и понятия, мы видим абсолютно другую историю и абсолютно других людей. Я поначалу даже не мог понять, что такое «мерзость», вокруг которой весь сыр-бор, потому что до этого о ней никто не говорил ни слова. В итоге «мерзость» оказывается чем-то вроде овладевания духом предка сознания персонажа. Именно это нам предложено взамен конфликта с судьбой и предвиденьем будущего. Хотя про выбор пути тут тоже много чего есть, к примеру, пресловутый «Золотой путь», по которому решил вести человечество его Бог-император и идея которого теперь частенько эксплуатируется в фантастике (вспомнить хотя бы “Warhammer 40.000”). Но это все как-то не то.

Персонажи, как я уже упоминал, все чужие: Пауль превратился в черте что, и было неприятно наблюдать такой излом отличного персонажа; Элия и леди Джессика будто с ума посходили (ну, первая-то почти сошла в прямом смысле, но видеть их такими было неприятно); дети-вундеркинды, сама идея которых мне не очень импонирует; Дункан Айдахо, который сам по себе интересный персонаж, но судьба у него больно трагичная…

В целом книга мне не понравилась, и в этот раз я останавливаюсь на ней. Все-таки вовремя сказать «нет» – полезное умение.

P.S. Чтобы поставить точку в этом знакомстве, посмотрел минисериал 2000-х годов по первым трем книгам цикла. Он мне понравился, несмотря на явную дешевизну спецэффектов. Актеры подобраны очень неплохо, да и следование канону довольно точное. Известных лиц там нет, кроме молодого Джеймса Макэвоя, играющего Лето II. В общем, сериал я рекомендую.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вот и третий роман о Дюне, песчаных червях и Атрейдесах остался позади.

После короткого и, по сути, своеобразного пролога к «Детям Дюны», «Мессии Дюны», Фрэнк Герберт вновь вернулся к предыдущим масштабным объемам. Вновь перед нами предстают сложные проблемы религии и политики, развития общества и, конечно же, вопросов борьбы с собственной Судьбой. Очень многие персонажи первой «Дюны» после второго романа сильно поменялись — Дункан Айдахо-гхола, Хеллек Гурни, леди Джессика, Муад'диб, в конце-концов, и Алия, разумеется. Их войны со своим предназначением и судьбой так же продолжаются. Некоторые, вроде Джессики, такое противостояние проиграли. Некоторые, вроде Пауля-Проповедника, стараются продолжать ее и исправить ошибки прошлого.

Но теперь в сложных хитросплетениях интриг Бене Гессерит, Алии, Гильдии и Дома Коррино появляется Лето Второй Атрейдес, которому и предстоит сделать главное решение в войне с будущим, найти нужный путь для всего Человечества, Арракиса, фрименов и собственного рода.

Надо сказать, что по всему данное произведение не уступает двум предыдущим. Развитие героев интересно наблюдать, а сюжет все так же волнителен, даже для меня, человека посмотревшего сериал-сиквел «Дюны» — «Дети Дюны» (смесь «Мессии...» и, собственно, «Детей...»). Кстати, отдельно насчет сериала — если у сценаристов и «прокатило» максимально уложить сюжет второй книги «Хроники Дюны» в одной серии, то подобное полностью провалилось с третьим романов, пусть даже ему было уделено и «аж» две серии. Вся масштабность тематики религиозно-политических проблем, интриг и распрей третьего романа элементарно не уложилась в два этих жалких по хронометражу эпизодов. Многие темы вообще туда не попали, а характер и внутреннее противостояние леди Джессики просто решили выкинуть. Хотя Джессика в принципе в двух сериальных экранизациях искажена в более положительного и линейного персонажа. Это послужило плюсом для первого сериала о Дюне, но второму это не помогло. Он вышел довольно несуразным, быстрым и крайне недосказанным.

Так что перехожу к следующему роману о Вселенной Арракиса с удовольствием, чтобы узнать дальнейшую судьбу песчаной планеты и всего межзвездного Человечества, чья воля теперь в руках кого большего, чем легендарный Пауль Усул Мауд'Диб. Только поможет ли это людям?

Оценка: 9
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Этим романом завершается повествование о Первом Герое Дюны — Поле Муад'Дибе Атридесе — и начинается повествование о Втором — Богоподобном Лето. Без сожаления расстаётся Герберт со своим первым героем; последовательно проведя его через ипостаси Героя, Мессии, Пророка, он обрывает его жизнь как-то вскользь, мимоходом, о чем никто и не вспоминает. Никто не жалеет и Алию (пожалуй, кроме Ганимы) — а ведь Алия первая Предрожденная, которую против ее воли сделала таковой слепая материнская любовь Джессики к Полу. Герберт заставляет своих «первенцев» — Пола и Алию — наломать кучу дров, набить массу шишек; но мир Дюны безжалостен, как обычаи фрименов, — и первопроходцы уходят в небытие, заслоняемые грандиозной фигурой идущего следом Лето. Как тут не вспомнить шутовскую судьбу графа Фенринга — неудавшегося предшественника Квизац Хадераха! Мир слишком сложен, чтобы один человек мог удержать его на кончике своего ума — если только этот один не порвет окончательно и с умствованиями, и с собственно человеческой природой. Такова суть следующего эксперимента Герберта — с нечеловеком Лето. Но это уже содержание нового романа — «Бог-император Дюны».

После довольно скромного по объёму «Мессии» (складывается впечатление, что Герберт уступил-таки сетованиям издателей, что первая «Дюна» вышла «несуразно большая» — такие романы в НФ, мол, не пишутся и не читаются — это тогда, в наивных шестидесятых!) автор сполна отыгрался в «Детях Дюны», написав не только толстую, но и весьма причудливую книгу. Психотехники, которые стали коньком первой «Дюны», здесь получили метафизическое измерение, благодаря привязке их к восточным (но не арабским уже, а китайским и индийским!) дао, инь/ян, праджне; сверхчеловеческие способности предвидения и генетической/родовой памяти дополнились физическим метаморфозом — сверхсилой, даруемой симбиозом с песчаной форелью. Лето, много размышлявший о природе времени и предзнания, пришел к вполне классическим формулировкам философии жизни первой половины XX века — изначальна жизнь, а не рассуждения о ней, будущее неизвестно, ибо оно целиком творится сейчас, постичь природу вещей интеллектом нельзя, но можно с помощью сверхинтеллектуальной интуиции. Эти формулы прекрасно ложатся и на философию хиппи, делая роман своеобразным духовным завещанием начала семидесятых.

Пара слов о русских переводах. Бытует мнение, что старые переводы начала девяностых никуда не годятся, а бесконечно тиражируемый издательством АСТ вариант Вязникова/Анваера уже каноничен. Увы, спорность этого утверждения становится очевидной каждому, кто возьмет на себя труд прочесть следующие два абзаца:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Я — общность, управляемая тем, кто господствует над ней, обладая подавляющей силой. Именно этот человек основал династию, которая, не прерываясь, существует уже три тысячи наших лет. Его имя Харум и до тех пор, пока его линия зиждилась на врожденной слабости и суевериях его наследников, подданные жили в условиях ритмической ограниченности. Они неосознанно двигались под влиянием внешних условий. Они воспитали людей, которые мало жили и легко поддавались призывам богов-царей. Если взять эту династию в целом, то можно сказать, что они были сильными людьми. Выживание людей как вида стало привычным.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
А я сообщество, в котором доминирует один, древний и исключительно могучий. Он основал династию, продержавшуюся три тысячи лет. Звали его Харум, и, пока его род не закатился на слабом и суеверном от природы потомке, жизнь его подданных текла в возвышенном ритме. Они бессознательно двигались вместе со сменами времен года. Личности, которых они воспитывали, склонны были к кратколетию и суевериям, ими легко было править богу-царю. Если брать в целом, это был могучий народ. Выживаемость как рода стала для них развившейся особенностью их жизни.

Право же, второй вариант куда более удобочитаем, понятен и осмыслен. А ведь это старый перевод Биргера! Так что идеальный русский текст всей эпопеи Герберта еще предстоит создать нашим переводчикам.

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сложный для восприятия роман. Основные герои книги — люди со сверхспособностями, и их мысли, мотивы, поступки, чувства настолько далеки от привычных нам человеческих, что книгу вполне можно отнести к жанру ксенофантастики. Герои не «картонные», но поскольку им подчас чуждо всё человеческое, то они не вызывают сопереживания. Судьба Вселенной, общества, цивилизации для них важнее жизни их близких людей и даже своих собственных жизней. Сочувствие вызывает разве только Алия (регент империи), отчасти Проповедник. Более-менее понятны действия Стилгара и Фарад'на. За остальными героями приходится наблюдать, как за движущимися картинками, их «интриги внутри интриг» вселенского масштаба практически недоступны человеческому пониманию. В итоге же мы имеем несколько абсурдную концовку, в которой интриги противостоящих друг другу сверхлюдей становятся бесполезными перед банальным превосходством физической силы одного из этих сверхлюдей.

Большой объём романа занимают пространные философские описания внутреннего мира героев, но они настолько психоделичны, что некоторые предложения и даже целые абзацы (трудно сказать, особенность это переводчика или самого автора) вообще лишены какого-либо смысла.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Честно говоря, после прочтения «Мессии», переживал, что автор окончательно скатиться в философские дебри, мудрствования и , упаси бог, таки (обещанную многими «лаборантами») нудную тягомотину. Как оказалось — понапрасну. Наоборот — действия поприбавилось, интрига интригует, и вообще эта часть получилась много «приключенистей» предыдущей. «Мудрствования» и «зауми», конечно, тоже хватает, но не «через край» — не портит впечатление, как по мне. Меланжевые трипы Лето Второго — по прежнему трудно уразуметь простым смертным и наводят таки на некоторые мысли, хиппи знаете-ли и всё такое. Но то что Книгу писал человек мудрый и умный, думаю, не у кого сомнения не возникнет. Опять же, веди я читательский дневник, не знаю, сколько бы места потребовалось на все те цитаты на которые стоит обратить внимание, поверьте — их здесь великое множество. Иногда, аналогии с нынешней политической ситуацией прям таки, как говорится, «бьют не в бровь, а в глаз», и будут продолжать «бить», уверен, ещё на протяжении многих поколений.

Итак, после событий второй части Хроник прошло девять лет. Империю снедают внутренние распри за власть. Близнецы подростают, Алия регенствует на Арракисе, а тут ещё леди Джессика решила пожаловать с визитом, а отношения с дочерью у неё весьма напряжены и есть от чего. Дом Коррино поднял голову и строит интриги с целью вернуть утраченные позиции да и в среде фрименов весьма неспокойно, не все довольны нынешним положением вещей. Загадочный Пророк со своими еретическими проповедями подливает масла в огонь. Мифические Якуруту и Золотой Путь. В общем — всё сложно... Ну, как нетрудно догадаться из названия, речь пойдёт о детях Муад Диба. Как становится понятно почти сразу, детьми их можно назвать лишь благодаря их внешнему виду, дар Предрождения не для кого даром не проходит, да и можно ли это назвать Даром, как оказывается, вопрос весьма спорный, особенно для особ им обладающих. Наследственность, короче, делает своё дело — с прогрессией, я бы сказал. Ну там где «наследственность», там и Бене Гессерит. Кхм... Сюжет, в общем, на высоте, до конца и не разберёшь кто кого.

О чём Книга — так сразу и не скажешь. Предстоит, уже привычно, покопаться в истоках и мотивации государственности и религии. Переосмыслить вместе с Лето Вторым некоторые общепринятые, и оттого кажущимися единственно верными и правильными, ценности. Взглянуть на некоторые проблемы современного общества под другим углом. Ну, экология и понятие времени — это само собой. В общем, опять же — всё сложно... Произведение трудно назвать развлекательным и лёгким. Важно угадать с настроением и, пожалуй, не советовал бы читать его сразу после первых двух частей — можно «переесть».

Достойное продолжение, достойного цикла. Не показалось вымученным и коммерческим. Автор писал в своё удовольствие и вложил много сил и времени — это чувствуется. Для неспешного вдумчивого чтения — самое то.

Оценка: 9
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сложная вещь. Не для понимания, а именно для выводов и оценок. Книга увлекает, читать ее интересно, превалирование философских рассуждений над собственно действием мне показалось сюжетно обусловленным. Сложный мир, сложные герои, глобальные проблемы вселенских масштабов. В таком контексте философские рассуждения подчеркивают масштабность личности и деятельности героев, всеобъемлющий характер той власти, которую они стремятся удержать. Империя — структура неповоротливая, и стиль романа соответствует этому.

Но, если отвлечься от многословных, хотя и любопытных, затягивающих рассуждений и путешествий по пустыне, проблематика романа предельно проста, даже примитивна: власть, власть, власть.

Пол Атрейдес не смог удержать эту ношу. Сбежал в пустыню, фактически дезертировал. Причем даже уйти достойно не смог. Сам от власти устранился, и ходит, критикует власть существующую. Такая как бы нравственная оппозиция существующему режиму. Есть в этом что-то мелкое: сам не сумел, бросил империю, сестру, детей, но действия других судить берется. Причем судит по сути верно, возразить с моральных позиций нечего, но кого же судит? Не самого ли себя, допустившего существующее положение вещей? И кто дал право беглецу судить оставшихся? Готовых ответов на эти вопросы, конечно же, не может быть. Читая книгу, размышляешь и над этим аспектом тоже. И это большой плюс данной вещи: ее не просто читаешь, но размышляешь, анализируешь, споришь с автором, с героями, с самой собой...

Алия олицетворяет временщика у власти. Не она главная наследница, а отдавать власть совсем не хочется. Привыкла к неограниченным возможностям, к безнаказанности. Ее одержимость закономерна. Ей, как и Полу, тоже не хватает сил держать на своих плечах власть над миром. Пол бежал в Пустыню, Алия бежала в новые впечатления. А поскольку мало их у действующего правителя, которому доступно практически все и даже больше, ведь память о прошлом и видения будущего тоже к ее услугам, психологическое подчинение чувственному и жестокому барону Харконнену вполне логично. Он снимал с души часть груза принятия решений в обмен на частичку наслаждения, которое Алия и сама не теряла при этом. Такой сделке трудно противостоять.

Дети Пола — Лето и Ганима — тоже жертвы власти. Лето рвется к ней. Стремительно теряя человеческое в себе, он считает себя вправе творить историю человеческого сообщества. Не в этом ли глубинном отчуждении властвующих и управляемых суть любой власти? Сам непонятно что — ни червь, ни человек — берется определять пути развития планет, империи, едва ли не Вселенной. Уродство моральное и физическое берется провести мир по Золотому, то есть наилучшему, пути. Но для кого же он наилучший? И может ли диктатура в принципе быть наилучшим путем развития? Еще один блок вопросов без готовых ответов.

Тяжелая вещь. Крайне неприятные герои, все, даже девочка Ганима с ее самоотверженной любовью к брату и попытками остаться человеком. Как и в «Мессии Дюны» судьбы героев показывают, что все эти суперправители с нечеловеческими способностями скорее вредят нормальному развитию миров и людей. Их отторгает сама природа, отмечая печатью вырождения, одержимости, личностной нестабильности... Абсолютно чуждые человеческому миру существа, которые в силу своих сверхвозможностей порабощают этот мир и становятся его тиранами. Удастся ли людям избавиться от паутины Атрейдесов? Не знаю. Буду читать дальше.

Оценка: 7
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман «Мессия Дюны» завершился фактическим поражением Императора целой Вселенной Пола Муад-Диба, который предпочел свою человеческую сущность безграничной власти и следованию по пути Предвидения. Великий пророк, потерявший все, что ему было дорого в жизни, уходит в пустыню, оставляя расхлебывать результаты своих побед и поражений юную сестру Алею.

Вторая попытка: может сестра сможет сделать то, что не удалось брату? Устоять против всех соблазнов власти, при этом оставаясь человеком, найти для Человечества путь в лучшее будущее не через кровь и разрушение целых планет, а через созидание? Если и она не сможет, то есть еще третья попытка — подрастающие близнецы Лето и Ганима.

Если в «Мессии Дюне» мы немного отдохнули от приключенческой части, то «Дети Дюны» в этом плане больше похож на первый роман. Здесь вновь появятся погони и перестрелки, фримены, чтущие древние обычаи, пустыня, еще не тронутая экологическими преобразованиями, с ее разрушающими бурями и вечной жаждой. Здесь вновь будет главная тайна Дюны — песчаные черви, жизнь которых и роль во всей истории станут более понятны.

В основе сюжета- заговор Алии, которая не выдержала испытания Властью, и готовится устранить своих соперников за имперский трон, и прежде всего — главного конкурента — юного Лето, который, опираясь на опыт своих предков составляет свой собственный план развития Человечества. План, уводящий на тысячелетия вперед, жестокий, требующий многочисленных жертв, но необходимый — Золотая Тропа выживания и движения вперед.

Мне хотелось бы возразить тем, кто считает эту часть более слабой, чем предыдущие. Просто она выводит на совсем другой уровень и начинает более сложный и серьезный разговор о главном предмете исследования — природе Власти, ее разрушающем воздействии на Человека. О Власти столь огромной и мощной, как самая разрушающая буря Дюны, что совладать с ней можно только полностью отказавшись от всего человеческого.

Чистый и светлый мальчик Лето выбирает жуткий путь. Может потому, что в отличии от отца, не испробовал радости жизни, любви, дружбы. Хотя он и хранит уходящие в тьму веков воспоминания о множестве человеческих жизнях, но все же это не личный опыт. Может потому и вступает без страха на свою Золотую Тропу, расставаясь с человеческой сущностью. Это вообще лучшая в цикле сцена — преображение Лето, его слияние с песчаной форелью, а через нее — с планетой Дюной и всей Вселенной. Эпическая, мистическая и человечная. Торжественная, печальная и трагическая.

Книга завершает историю Пола Атрейдеса и начинает новую историю — его сына Лето, Бога-Императора, историю Золотой тропы — бесконечного будущего. И вечного героя Дункана Айдахо, который постепенно выходит из тени на главные роли в этой масштабной драме под названием «Дюна».

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Многие покушались на то, чтобы написать историю будущего. Но мало кто может превзойти в этом Херберта. Узревшего как Лето и Ганима, дети Пола Атрейдеса, основали новую империю, отринув страх перед смертью. Услышавшего щорох песчинок, осыпающихся с бархана, пронзаемого гигантским песчаным червем Шаи-Хулудом. Проникшегося обычаями им же измышленных людей пустыни...

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх