Николай Гоголь «Записки сумасшедшего»
- Жанры/поджанры: Реализм | Психоделика
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Почему люди сходят с ума? И где грань между нормой и помешательством?
Если бедный канцелярист с утра до вечера точит перья и перекладывает с места на место бессмысленные бумажки — он нормален; а если, устав страдать от безнадежной любви, объявит себя наследником Испанского престола — он сумасшедший?
Блестящий талант Гоголя с необычайной достоверностью раскрывает тот мир, где реальность и фантасмагорична, и одновременно достоверна до мельчайших бытовых деталей.
Входит в:
— сборник «Арабески», 1835 г.
— сборник «Петербургские повести», 1842 г.
— сборник «Н. В. Гоголь. Повести», 1986 г.
— «Словесность. Тексты», 2004 г.
— антологию «Worlds Apart», 2007 г.
— антологию «Знаменитые произведения русских писателей», 2009 г.
— антологию «Сказка мятежей и трюфлей: небывалая русская фантастическая проза XVIII-XIX веков», 2022 г.
- /языки:
- русский (188), английский (3), французский (4), итальянский (1), шведский (1), эстонский (1)
- /тип:
- книги (184), аудиокниги (14)
- /перевод:
- А. Асаид (1), Л. Веллеран (1), А. Туллох (1), Ж. Шифрин (1), Б. де Шлёцер (2)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
zotovvg75, 3 ноября 2023 г.
Петербург Гоголя притягивает к себе каким-то видом существования вполне живого образования, которое содержит в себе своих жителей, в свою очередь живущих своей индивидуальной судьбой. Мистика писателя просто великолепна, вообще вся подборка петербургских повестей окутана этой таинственной пеленой, она обволакивает читателя, вызывая неповторимую гамму ощущений. «Записки сумасшедшего» органически вплетены в этот общий антураж, по крайне мере так мне кажется. Наверное это объясняется тем, что безумие главного героя, также как и что-то потустороннее, стоит за гранью обычного мира и это позволяет выйти за рамки привычного и по другому посмотреть на обыденность. В данном случае глазами сумасшедшего.
Чего же больше в этой прекрасной повести-юмора над нелепыми поступками бедного умалишенного или же его размышлений, касающихся вполне серьезных социальных тем? Наверное и того и другого, ведь это собственно отражает творческий подход самого писателя. Что послужило причиной страшного недуга Поприщина не совсем ясно, но то, что не давало ему покоя, собственно и составляет основную идею повествования. Это можно выразить как взаимосвязь цепочки: чин-личность-общество. Тема для Гоголя не новая, но здесь она обостряется до предела, до последнего толчка в бездну сумасшествия.
Данная взаимосвязь является предметом вожделения многих совершенно вроде бы нормальных людей. В их понимании на первом месте стоит чин, возносящий счастливчика в обществе вверх и придающий кажущийся вес личности. Последним более-менее здравым помыслом Поприщина было желание такого возвышения, что видимо и окончательно как говорится снесло ему крышу. А ведь к этому стремятся обычные, физически и психически здоровые люди, ставя подобное целью своей жизни. В принципе здоровый карьеризм приемлем, но вот только он очень редко бывает здоровым. И в итоге в повести директор депортамента, как говорится с чувством глубокого удовлетворения, видит, как ему подобострастно затачивает перья абсолютно подневольное существо. Социальная проблема прошлого и настоящего как раз и заключается в том, что наверх как правило возносятся личности столь же серые и бездарные, как и те, кто вовсю им завидует. Помните изречение: «Талантам нужно помогать, а посредственность сама пробьет себе дорогу». Мысль самовозвеличивания как скворченок билась в воспаленном воображении Поприщина и довела его до титула короля Испании. Как обычно у Гоголя все искрометно, все увлекательно, ну и конечно же присутствует глубокий подтекст.
Doraner22, 7 июля 2023 г.
Н.В. Гоголь.
Записки сумасшедшего.
Как-то на глаза попала данная книга. В школе мы ее тоже проходили, но, естественно, я ничего не помню. Поэтому решил прочитать, и вообще, начать понемногу перечитывать школьную программу уже будучи взрослым.
«Записки сумасшедшего» — это одна из самых знаменитых повестей Николая Васильевича Гоголя. В этом произведении Гоголь представляет нам историю о путешествии в мир безумия и сумасшествия. Далее обзор со спойлерами.
«Разделять мысли, чувства и впечатления с другим есть одно из первых благ на свете.»
Персонаж данной повести — сумасшедший главный герой Аксентий Иванович Поприщин. Он описывает свои мысли и переживания в дневнике, который становится своего рода зеркалом его безумия. Герой, хотя и сумасшедший, обладает острым наблюдательным умом и глубокими эмоциями. Он описывает свои переживания и чувства с такой яркостью и интенсивностью, что заставляет читателя вникнуть в его мир. Вначале, в своем дневнике Поприщин описывает свою работу мелкого чиновника, занимающегося переписыванием бумаг в департаменте. Также окружающих людей, свои жизненные переживания, пишет о своих чувствах к дочери директора департамента Софии. Потом мы видим, что рассудок Аксентия что-то пошатнуло: он начинает разговаривать с собакой Софии, потом откуда-то берет письма, которые собака Софии писала другой собаке. Через какое-то время в дневнике датировано 43 апреля 2000 года, он понимает, что является королем Испании и ведет себя практически соответствующе. В конце за ним приезжают «депутаты» из Испании и за полчаса из Санкт-Петербурга доезжают до испанской границы, где его ждет его дворец и посвящение в рыцари с помощью палки по спине и остальные прелести сумасшедшего дома.
«Они думали, что я напишу на самом кончике листа: столоначальник такой-то. Как бы не так! а я на самом главном месте, где подписывается директор департамента, черкнул: «Фердинанд VIII».»
Как мне кажется, главного героя свело с ума несколько факторов. Во-первых, он страдает от социальной изоляции и одиночества, что приводит к постепенному ухудшению его психического здоровья. Во-вторых, герой подвергается воздействию внешних факторов, таких как убогая нравственность и бездуховность чиновничьей и светской среды, что еще больше усиливает его чувство отчуждения и безысходности, о чем некоторые психиатры и указывали. Гоголь не поставил перед собой цель описать сумасшествие чиновника. Под прикрытием „Записок сумасшедшего“ он описал падение нравов общества. И „дружеская переписка“ собачек Меджи и Фидель и дневник чиновника наполнены такой острой иронией и добротным юмором, что читатель забывает о фантастичности фабулы повести.
«Теперь я вижу все как на ладони. А прежде, я не понимаю, прежде все было передо мною в каком-то тумане. И это все происходит, думаю, оттого, что люди воображают, будто человеческий мозг находится в голове; совсем нет: он приносится ветром со стороны Каспийского моря».
«Записки сумасшедшего» — это произведение, которое заставляет задуматься о природе человеческой психики и общественных нормах. Гоголь великолепно передает эмоции и состояние героя с манией величия, а также вызывает в читателе смешанные чувства от смеха до грусти. Эта повесть оставляет глубокий след в сердцах своих читателей и заставляет задуматься о многих важных проблемах.
Мне понравилось и как написано и сам сюжет. Повесть небольшая и читается за час-полтора.
Если оценивать, то 4 из 5 или 7 из 10.
Пара интересных Фактов:
1)Один из петербургских знакомых Гоголя, во время чайных вечеров на его квартире, подробно, по много часов, рассказывал Гоголю о психологии сумасшедших. Материалы из этих рассказов вошли потом в «Записки сумасшедшего»
2)Известный Советский и Российский литературовед С.Г.Бочаров отмечает, что Поприщин сходит с ума на почве размышлений о собственной человеческой ценности. В каждом его слове ощущается трагизм попытки осознать себя человеком. И только в апофеозе бреда он наконец прорывается к себе самому — в заключительном монологе Поприщина его поиски своего места в мире завершаются словами «ему нет места на свете!»
AlisterOrm, 29 октября 2020 г.
Хах, Поприщин, Поприщин!
Да у нас вся страна в Поприщиных, они тут везде, аж тошно становится, когда воротишься кругом.
Что нам до безумия этого титулярного советника, который вообразил себя королём Испании? В общем-то, ничего, но ведь и в его безумии есть своего рода метод!
Удивительно знакомая, чудовищная каша в голове у этого откровенно недалёкого человека. Как он мыслит, рваными шаблонами, обрывками чужих мыслей, ошмётками чужого вкуса, попытками хоть как-то сшить чудовищные куски своего мировоззрения в единое целое. Не несправедливая жизнь, не Табель о рангах и не туповатое начальство свело его в странноприимный дом, а собственная недалёкость.
Поприщин глотал газеты, как это делали все, ничего толком не понимая в них, выдавая своему дневнику перлы, вроде желания «высечь всех французов».
Он выписывал какие-то стихи и ходил в театр, как делали все, и чрезвычайно гордился этим признаком утончённого дворянского вкуса, абсолютно ничего не понимая в поэтических стилях и смотря одни дурацкие водевили. Вот ведь вкус у человека!
А уж как наш титулярный советник пытается залезть в голову мудрому начальству, как подобострастничает перед ним, желая в своих фантазиях высватать дочку!
Так что самым абсурдным здесь является сам Поприщин, и хаос в его голове, который он попросту не смог согласовать ни с окружающей действительностью, ни со своей внутренней сутью. Поэтому безумие как раз не является для меня удивительным.
Stalk-74, 7 сентября 2022 г.
Название, ставшее нарицательным. Правда, немного по другой причине, нежели задумывалось Гоголем. У него получился прелюбопытнейший этюд поступательного попутнения сознания клерка. Так что, если вы включили режим ветхозаветного Адама и Гарри Поттера и начали понимать речь змей (зачеркнуто) собачек, то это начало конца человека разумного. А Гоголю вполне можно доверять, ведь и он к концу жизни, малость того, пошёл супротив разлинеенных строчек.
Правда, «Записки сумасшедшего», были написаны задолго до конца, как, впрочем, и всё остальное, кроме злосчастных «Мёртвых душ», но ведь и сознание мутнеет по непредсказуемым законам.
Конечно. литероведы расскажт, что в повести все глубже содержания, мол, «все мы Поприщевы», вплоть до матушки России. Но. конкретно для меня, больше любопытна не социальная, а медицинская составляющая. Если коллега по офисному кабинету вдруг влюбляется в дочку префекта, это означает начало сумасшедствия или нет? Или когда он начинает считать себя королем страны Эксель, то тогда точно психиатрия? Где грань между шизофреником и чудаком. И, если другим ставить диагнозы мы все умением, как диагностировать самого себя.
Но всё-таки «Записки сумасшедшего» — это этюд, глава. Она бы хорошо смотрелась в тех же «Метрых душах» (только, ясно, не от первого лица). В «Петербургских повестях» она не совсем органична. хорошо сочетаясь с «Шинелью» и не гармонируя с мистическим «Портретом» и сюрреалистическим «Носом».
vfvfhm, 22 июня 2019 г.
Несмотря на то, что повесть эта чуть ли не первая по замыслу и исполнению в его петербургском метатексте, именно ею Гоголь завершает свой третий цикл. Что называется — ударная концовка! Темы и идеи, выстрелившие своими лучами из единого центра гравитации гоголевского гения, вновь собираются в единый пучок. Столичные иллюзии и ее суровая действительность, неконтролируемость человеческих фантазий и мечты, чудовищность и априорная несправедливость Табели о рангах и общества, на ней основанного, недоступность желанной женщины и бесплодные страдания любви, маленькие люди большого города, нос как символ хрупкости и слабости человеческого тела, кошмары наяву. Но раньше (позже?) Гоголь сам рассказывал о душевных и физических метаниях своих персонажей, а теперь дал слово одному из них. И что же мы услышали?
Дикий вопль немыслимого человеческого страдания. То есть поначалу Поприщин пытается донести свои мысли четко и внятно, но со временем эмоции и потрясения настолько переполняют его израненную вечными несправедливостями душу, что он начинает кричать благим матом и уже не может остановиться. Только смерть прервет этот затянувшийся крик. Он человек, наделенный умом и талантом — об этом говорят его собственные записки — но личность его чудовищно исковеркана безнравственным общественным устройством. В справедливом обществе с самого детства были бы вытащены на свет божий лучшие качества его характера, воспитаны и взращены в позитивном ключе. Так Макаренко из малолетних бандитов — беспризорников воспитывал докторов наук, а в России Николая Палкина Поприщина ждало незавидное поприще, страдание и гибель в психушке. И все это написано столь ярко, что только бесчувственный чурбан может закрыть книгу «Петербургских повестей» бездумно покрякивая от завершившихся душевных усилий.
martinthegod9, 7 марта 2017 г.
Всё та же старая проблема произведений классики — сейчас их идеи кажутся наивными и банальными. Опять же, как и в других петербургских повестях Гоголя, описана жизнь мелкого чиновника/служащего и его мироощущение. Довольно странной является мотивация: чего это вдруг одному конкретному мелкому чиновнику стало неуютно на своей маленькой табуретке, что он стал терять рассудок и брезгливо относиться ко всем вокруг? Мне не хватает мотивации в этой истории, чтоб производить такой новаторский сюжетный поворот. В итоге психоделика ради самой себя. Далее. Перемещение в иное состояние идет вроде как постепенно, но при перевоплощении в испанского монарха стабильности не наступает, даты продолжают «дичать» с каждой запиской, метания продолжаются.. Тогда вопрос: какой смысл тогда был у главного героя в подобном эскапизме? Какой-то он у него неудачный получается. И еще один момент. Вот эта фишка с говорящими или пишущими собаками — это как с «Носом», где нос шагал в мундире. Не могу понять, как это может в наше время кого-то удивлять и поражать. Полагаю, только тех, кто думал, что в 19 веке большинство людей никогда не шутят и не фантазируют ничего странного и невообразимого. И только лишь на таком фоне говорящие собаки и ходячий нос выглядят прям «Вау! Вот это хохма!», когда всё остальное в целом жанре (русская классика) литературы следует рациональным и реалистическим принципам.
К слову о грамотности развития погружения в безумие. Кинг «Секретное окно, секретный сад», «Мешок с костями», «Сияние» и Шекли «Обмен разумов», «Оптимальный вариант» — вот где плавность погружения в безумие (Кинг) и абсурд (Шекли) действительно гладки. Но не в «Записках сумасшедшего».
Стронций 88, 15 июня 2013 г.
Из всех «Петербургских повестей» (кстати, интересно, почему они не выделены здесь в отдельный цикл?) «Записки сумасшедшего» оставили самое слабое впечатление. Какое-то расплывчатое на фоне яркости других. Я обожаю гоголевский стиль, но здесь я кое-где спотыкался… Хотя понятно, что вот так вот – характерно – автор старался передать главного героя. Да, его, кстати, тоже жалко – главного героя. Вот дожил до своих сорока таким же маленьким человеком, а тут угораздило увидеть юную дочку начальника – и влюбиться, и уйти в грёзы… коим реальностью стать не суждено. Чем-то напомнило «Шинель», только вместо шинели – Софи, и та, хоть пробудила его от заточки перьев, заставила мечтать, да была далека и недосягаема. И как-то, как раз таки в сравнении с «Шинелью» плыло всё – чего-то не хватало, по-моему. А ведь был тут и другой разворот (ИМХО) – опять же этот «ад чинов»! И уж с него-то и сходил с ума герой. И не беда, что стар и некрасив – беда, что не камер-юнкер и не генерал! И вот потому-то и стал он – пусть и в бреду – испанским королём…
Бред героя пода очень здорово (как и глупость его до бреда) – какая-то сбивчивость, перескакивания на совсем невероятные вещи… Переписка собак повеселила, хоть чем-то и напомнила (почему-то) «Житейские воззрения…» Гофмана.
А в целом – вот не такое яркое ощущение оставило как другие повести. А в чём-то даже ощущение немного вторичное… И это при моей огромной любви к Гоголю. А может быть просто часто попадались мне (и именно в литературе того времени) такие дневники сходящих с ума людей… Какой-то такой определённый жанр. И ощущения их – тех – довлели у меня над этим рассказом. Не знаю. Но вот как-то так. Не так ярко. Не так чётко. Не так сильно. ИМХО.
Svyatoslav_1, 7 августа 2016 г.
Очень необычное представление о сумасшедшем человеке,но как чутко,
как правильно, истинно. превосходно.
Отличное произведение-10 баллов.
ivan2543, 1 июня 2011 г.
Прочитал повесть впервые в десятом классе – после занудного «Обломова» впечатлила живостью и свежестью языка. С тех пор часто перечитываю. Пожалуй, эта вещь и «Портрет» — самые сильные в «петербургском» цикле.
Главный герой, Поприщин, страдает от любви к дочке своего начальника. Понятное дело – ему остается только надеяться на чудо, ведь он всего лишь титулярный советник. Однако, какое бы низкое положение в обществе человек ни занимал, его чувства никак не зависят т этого положения. Именно это противоречие сводит с ума бедного чиновника – он достаточно смел, чтобы подвергнуть сомнению справедливость такого положения вещей, но в то же время понимает, что с этим ничего нельзя сделать, даже не представляя никакого выхода. Наконец, последним ударом становится понимание того, что дочка начальника смотрит на него, Поприщина, как на низшее существо, и уж точно не видит в нем ничего привлекательного. По-видимому, это ему подсказывает его подсознание, проявившись в виде «собачьей почты» — здесь становится понятно, что главный герой начинает сходить с ума. Он все больше и больше сталкивается вокруг с тем, что чин заменил личность (эта проблема станет одной из главных в творчестве Гоголя, начиная с «Записок сумасшедшего»; дальнейшее ее развитие – в «Носе» и «Мертвых душах»). В конце концов, загнанный в логическую западню разум выдает простое решение – раз Поприщин не может мириться с долей мелкого чиновника – значит, он совсем не чиновник, и может быть кем угодно – хоть испанским королем.
С детства впитанные социальные установки и условности, давление общества, усугубляют нервное потрясение героя – он не может просто примириться с тем, что чин заменил человека. Ему нужно немедленно восстановить справедливость – и жажда бунта лишает его разума. Нет, конечно, нельзя сказать, что Поприщин – человек выдающийся – скорее, одержимый манией величия, что и проявилось в конце концов в помешательстве. Но все же он способен на сильные чувства и глубокое понимание несправедливости.
С «года 2000 апреля 43 числа» уже начинается стремительный распад личности Поприщина. Он уже перенесся в свой, вымышленный мир, построенный по законам его логики. Но странные, бредовые умозаключения и нелепые байки в его дневнике причудливо перемешаны с тем, что он всегда держал в глубине души – с возмущением против законов общества. «А вот эти все, чиновные отцы их, вот эти все, что юлят во все стороны и лезут ко двору и говорят, что они патриоты и то и се: аренды, аренды хотят эти патриоты! Мать, отца, бога продадут за деньги, честолюбцы, христопродавцы! Все это честолюбие, и честолюбие оттого, что под язычком находится маленький пузырек и в нем небольшой червячок величиною с булавочную головку, и это все делает какой-то цирюльник, который живет в Гороховой.» В его причудливом бреду есть свои закономерности и перемешанные мысли. Отчасти Гоголь вложил в них свою известную робость перед женщинами: «До сих пор никто еще не узнал, в кого она влюблена: я первый открыл это. Женщина влюблена в черта. Да, не шутя. Физики пишут глупости, что она то и то, — она любит только одного черта.» Отчасти мы видим в них отражение массовых психозов, вызванных ожиданием конца света, время от времени провозглашаемого шарлатанами: «Завтра в семь часов совершится странное явление: земля сядет на луну. Об этом и знаменитый английский химик Веллингтон пишет.» Но больше всего в них мыслей самого Поприщина, которые он скрывает даже от самого себя.
«Я узнал, что у всякого петуха есть Испания, что она у него находится под перьями.» — нет ли в этой фразе скрытого понимания того, что его собственная «Испания» — плод его воображения, попытка спрятаться от действительности?
Итог: Гоголь открывает в «Записках сумасшедшего» новое направление в своем творчестве – направление абсурдистское. Абсурдность снов и бреда он противопоставляет административному абсурду государства, абсурду вывернутых общественных отношений, абсурдности способов выслуживаться, не делая ничего полезного. Описание бреда Поприщина – настоящий шедевр, ведь Гоголь – один из немногих писателей, которого никогда не страшили бездны человеческой психики, который не раз обращался в своем творчестве к самым страшным темам и образам. Наравне с «Портретом» и даже несмотря на отсутствие мистики – одна из лучших «петербургских» повестей.
Nog, 15 февраля 2009 г.
Удивительно, как эти записки похожи на посты современных интернет-блоггеров :wink: Видимо, при всех внешних переменах многое остается прежним внутри человека.
KOLe, 17 апреля 2012 г.
В целом не это произведение понравилось. Забавно читать про собачку, которая пишет письмо в уголке, пока хозяйка не обращает на нее внимание. Позабавил также способ подачи повести — в виде дневника, даты в котором к концу становятся довольно странными, показывая нам сумасшествие самого героя.
Смысл произведения ясен: обезличенность чинами губит человечество. Никто не видит за чином истинного человека, его душевных и профессиональных качеств. И, вот, герой, поняв, что люди высшего общества, к которым он так стремится и завидует, которыми он восхищается, сходит с ума.
Только я. например, не вижу в Поприщине ничего хорошего. Он желчный, завистливый, двуличный человек. И таким сделала его не суровая действительность. Этот мерзкий чиновник считает себя пупом земли, уверен, что он обязательно добъется положения в обществе.Согласна, что такие приоритеты у героя из-за обстановки в городе, но разве он заслуживает этого, более высокого чина? И, если в других произведениях этой тематики, описывают скудных душевно представителей высших чинов, то тут мы видим представителя низших чинов в котором нет ничего душевного. Как только кто-то его критикует, при чем заслуженно, то он сразу начинает оскорблять этого человека в своем дневнике. Сколько же в нем желчи.
Если верить Гоголю, то такой мразью его сделала жизнь, а благодаря честолюбии он стал еще и сумасшедшим.
j3ana, 23 февраля 2009 г.
Перечитала несколько раз.
Сначала я пыталась проследить, как же все-таки герой стал сумасшедшим. Затем — почему? Ну и наконец, хотелось увидеть, как автор умудрился так точно описать этот процесс. Наверное, кризис в душе подсказал, как можно стать сумасшедшим и от чего.
Wahnsinn, 18 июня 2008 г.
произведение и возмутило, и смутило, и отрезвло в некотором плане (читала в 15 лет, спишу на юный возраст;)). для меня Гоголь по праву занимает первое место среди писателей своего времени и входит в десятку любимых авторов=)
Mstislav, 21 мая 2009 г.
Наверное самое моё любимое произведение Гоголя. Местами смешно, а местами грустно и даже жалко главного героя. Очень жизненное описание процесса помекшательства:insane:!
Yazewa, 20 января 2008 г.
Замечательно написано. Где норма переходит в патологию? Грань совершенно стерта... как оно и есть на самом деле. Думаю, что из этого дневника можно надергать эпиграфов для абсолютно любого текста! :biggrin: