Кларк Эштон Смит «Двойная тень»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Лавкрафтианский хоррор )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Альтернативная история нашего мира (Земли) | Неопределённое место действия
- Время действия: Древний мир
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
«Имя мое — Харпетрон, так называли меня в Посейдонии, но даже я сам, последний и лучший из учеников мудрого Авикта, не ведаю имени того, во что суждено мне превратиться завтра».
Через три года после того, как Харпетрон стал учеником мага Авикта, тому в руки попала испещренная странными письменами пластина, которая принадлежала некогда Змеиному народу. Долгое время маг пытался прочесть ряды странных знаков. В конце концов ему это удалось. И хотя цель заклинания магов Змеиного племени оставалась неясной, Авикт решил испытать его. Он не предполагал, чем закончится этот опыт...
Завершён 14.03.1932 г.
Первая публикация — 1933 г., «The Double Shadow and Other Fantasies».
Также публиковался в феврале 1939 г. в «Weird Tales».
Отметить редакции.
Входит в:
— цикл «Посейдонис»
— сборник «The Double Shadow and Other Fantasies», 1933 г.
— журнал «Weird Tales, February 1939», 1939 г.
— сборник «Out of Space and Time», 1942 г.
— антологию «The Sleeping and the Dead», 1947 г.
— антологию «The Unquiet Grave», 1963 г.
— сборник «Poseidonis», 1973 г.
— сборник «The Last Incantation», 1982 г.
— антологию «Atlantis», 1988 г.
— антологию «Таящийся ужас 1», 1992 г.
— антологию «H. P. Lovecraft's Book of Horror», 1993 г.
— антологию «Порождения тьмы», 1993 г.
— сборник «The Emperor of Dreams», 2002 г.
— антологию «Антология мировой фантастики. Том 8. Замок ужаса», 2003 г.
— антологию «Черный человек. Американская готика. XX век», 2003 г.
— антологию «Волшебники», 2004 г.
— сборник «A Vintage from Atlantis: The Collected Fantasies Of Clark Ashton Smith, Volume 3», 2007 г.
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Manowar76, 9 декабря 2020 г.
Лучший рассказ Кларка Эштона Смита по мнению редактора антологии «Волшебники», его друзей, и самого автора.
Вещь написана в 1933 году. Конечно, атмосферой рассказ ближе к Лавкрафту, чем к Говарду.
Атмосфера создаётся неумеренным перечислением исчезнувших континентов и обильным упоминанием нечисти, прислуживающей колдуну, жаждущему запретных знаний, и его ученику.
Призывали, призывали, допризывались.
Меня сложно пронять такими вещами. Я понимаю, что будь я подростком в Америке тридцатых, рассказ произвёл бы большее впечатление.
Сейчас же не давала покоя практическая сторона дела. Зачем им это всё? И главное — колдун умудрился отправить в прошлое один из призраков только затем, чтобы тот вернулся и научил посылавшего языку, на котором написана таинственная табличка. Вот она — мономания. Походя совершив прорыв и изобретя способ путешествий во времени, персонажи использовали это ради какой-то ерунды. И далее, почувствовав, что что-то идёт не так, могли бы опять призрака отправить в прошлое, за рецептом спасения.
5(СРЕДНЕ)
Всё-таки от антологий есть несомненная польза. Они дают возможность в тестовом режиме ознакомится с творчеством большого количества авторов. Кого-то потом обходишь стороной, а кто-то становится фаворитом.
sergej210477, 6 июня 2018 г.
Отличный хоррор. Очень похоже на произведения Лавкрафта.
Могущественный колдун и его ученик занимаются своего рода научными исследованиями. Они вызывают различных духов и существ из других времён и миров. Однажды, море выносит на берег странную табличку с неизвестными знаками.
Беда в том, что великий и могучий чернокнижник узнает, что эти письмена — заклинание призыва. Но призыва кого? Этого он не знает. Только вот, на то он и учёный, чтобы проводить эксперименты.
Захватывающая история, хотя я бы не сказал, что непредсказуемая. В творчестве К. Э. Смита много произведений с довольно простым и схожим сюжетом. Но читать его рассказы от этого не менее интересно. Все дело в том, что написаны эти вещи очень великолепно. Похоже на стихи в прозе — яркий и поэтический язык, величественные эпитеты. Очень красиво, чеканный стиль.
И главное не то, как закончится рассказ, а в удовольствии от его неторопливого чтения. Это — как изысканное блюдо, или вино, которое надо смаковать.
Ну и конечно, читать произведения К. Смита нужно неторопливо, находясь в соответствующем настроении. Тогда, раскрывается вся палитра цветов и запахов.
Вот такой парадокс — сюжет очень незатейливый, главные герои набросаны достаточно скупыми мазками. А получилось — замечательно. По-моему, все дело в умело созданной писателем атмосфере.
Прекрасный рассказ.
Dr.Tiger, 12 июля 2018 г.
Если после прочтения рассказа у меня вдруг возникает желание создать по нему анимационный фильм — это, по моим внутренним оценкам, отличный рассказ! Атмосферно! Без штампованных «пошлостей» и перегибов. Сыграно на всех нотках без фальши. Мое первое знакомство с творчеством Смита... Не буду сразу набрасываться и перечитывать все... Как хорошее вино, под настроение буду по рассказику-глоточку...
sergu, 12 мая 2018 г.
Среди голых, изъеденных ветром утёсов, где море ревёт чужим голосом, где ветра завывают угрюмыми невидимыми призраками, высится каменная обитель древнего колдовства. Там великий чернокнижник Авитекс со своим учеником творят древнее чёрное чародейство, вызывая обитателей запечатанных навеки гробниц и открывая бездны бесконечного мрака.
Но однажды соблазн таинственного заклятья станет твоим проклятым роком.
И чёрное дыхание мёртвых времён обрушится на тебя по твоему же зову.
Это не просто рассказ, это зловещая мозаика поэтической ауры древнего зла. Это мрачная атмосфера мистического чернокнижия. Это власть таинственных сил, способных открыть бесконечность запредельных бездн, где демоны мрака, хищно стерегут каждый твой неверный шаг, а неведомое дочеловеческое зло ждёт своего победного часа.
Слышишь? Это чёрной проказой ада явилась тень разложения страшных человекозмей.
aiva79, 30 января 2018 г.
Не ожидала, что рассказ оставит приятное впечатление, но это так. Казалось бы чем может зацепить история про старого ученого-мистика некроманта и его ученика, занимающихся изучением древних культов, расшифровкой старых свитков и табличек, а также вызовом духов из небытия. Очевидно, что это мрачная история с гнетущей мистической атмосферой, кучей непонятных колдовских терминов и печальным неоднозначным концом. Но видимо поэтичный стиль автора, ощущение запаха и тепла от горящих свечей, липкая и тягучая мрачность — сделали эту историю отличной от других. В одном недавно просмотренном фильме мне запомнился момент, где галограмма соединилась с живым человеком, в итоге получился образ сочетающий в себе как черты галограммы, так и черты живого человека. Выглядело это очень необычно. В этой истории происходит нечто подобное, но с поправкой на время, а именно галограмму заменяет древний вызванный из другого мира и времени дух.
Рассказ понравился, если бы у авторов 19 — начала 20 веков были те знания, которыми обладают современные писатели и те возможности визуализации, которые существуют сейчас, то думаю, что они дали бы прикурить всем и каждому.
god54, 10 августа 2019 г.
Очень хороший и атмосферный рассказ, читается легко и с интересом. Насколько я не переношу фэнтези, а темную и ужасную фэнтези тем более, но прочитал и получил удовольствие от текста. Сюжет классический: не суйся в воду, не зная броду. Прежде чем делать эксперимент, просчитай последствия. Но всё-равно, на любителя такого рода произведений.
ivan2543, 21 августа 2013 г.
Рассказ ужасов в антураже фэнтези – непростая задача, ибо страшнее всего то, что ближе к реальности, а фэнтези от нее весьма далеко. Особенно такое – вычурное, дотолкиновское, в духе Говарда и Лавкрафта. Что и привлекает в этом рассказе, и портит его – вычурная стилистика и полная невозможность представить себя на месте таких экзотических героев, как маг и его ученик. Рассказ перегружен экзотикой, подробными психоделическими описаниями магических ритуалов и различных фэнтезийных диковин – чего стоят хотя бы мумии-ассистенты некромантов. Но под этой оберткой прячется стандартная страшилка про то, как «ящерики овладевать нас», которая была бы пострашнее, будь ее атмосфера обыденнее, перенеся ее автор из заклинательного чертога древнего мага в современную квартиру или мрачный особняк.
Итог: если же не пытаться почувствовать ужас главных героев и понять их – то получается вполне приятная мрачноватая и вычурная история, полная тайн и магии.
Оценка произведению – 7 из 10 (нормально).
Оценка «страшности» — 2 из 5 (жутковато).
Прочитано в рамках ознакомления с темой «10 любимых страшных рассказов».
Claviceps P., 8 июля 2008 г.
Сам К.Э. Смит считал этот рассказ едва ли не лучшим в своей карьере. Многие критики также называют его одним из главных у Смита. Да и я в общем-то придерживаюсь этой же точки зрения... :smile:
Характерный лапидарный стиль автора, причудливая фантазия, нагнетание мрачной атмосферы, странные потусторонние зыбкости и витиеватый, текучий нарратив с минимумом диалогов — все замечательно проявляется в этом небольшом и очень хорошо сбалансированном шедевре. Атмосфера и сама история в «Двойной тени» просто прекрасны. Это классическое темное фэнтези о пришедшем древнем ужасе. Потрясающе передано ощущение надвигающегося гибельного конца, жуткого и неведомого нечеловеческого нечто, деградации и распада... :eek: :pray:
Шедевр, и более добавить нечего. Перечитал в антологии «Волшебники» с огромным удовольствием.
Единственное замечание — переводчикам и издателям. За более правильный вариант названия — спасибо конечно (ранее рассказ у нас появлялся как «Вторая тень», что не совсем верно). Но вот некоторые нюансы в тексте явно искажены :frown:
Лэйла, 4 января 2010 г.
Очень интересный рассказ. Этот удивительный мир волшебства, описанный в нем. Казалось оно (волшебство) безопасно, но нет появляется нечто и волшебство перестает быть безопасным. Опять же таки «бесплатный сыр лишь в мышеловке».
Герои воспользовались чужим заклинанием и думали у них все получится. Это и погубило их.
Nog, 13 декабря 2008 г.
Мое первое знакомство с творчеством Кларка Эштона Смита. Честно говоря, не особенно люблю произведения подобного жанра, но рассказ все же заинтересовал. «Двойная тень» очень атмосферна, это главное ее достоинство. От начала к концу мрак неуклонно сгущается вокруг героев, нарастает напряжение, несмотря на то, что финал, в общем-то, угадывается задолго до последней строки.
Вертер де Гёте, 27 апреля 2008 г.
Отлично. Без помощи «спецэффектов», «мясорубки» и физиологических подробностей, мастерски нагнетая атмосферу таинственности, автор оживляет присущий каждому подсознательный страх перед неизвестностью и добивается удивительно сильного ощущения обречённости.
Кел-кор, 2 марта 2008 г.
Один из лучших рассказов Кларкэш-Тона. По его прочтении так и захотелось познакомиться со всем циклом о Посейдонисе.
У Смита много оригинальных рассказов, легких и изящных, ни на что не похожих. Этот, конечно, входит в их число. В рассказе отлично передана атмосфера безысходности, постоянного ожидания конца. Причем действие происходит в безлюдной местности на последнем осколке Атлантиды — острове Посейдонисе, так что увядание происходит везде — не только во внутреннем мире героя, но и во внешнем мире.
Не рассказ — шедевр!
kkk72, 27 июня 2008 г.
Весьма неплохой рассказ. По стилю он весьма напоминает Лавкрафта, а вот описанная в нем эпоха заставляет вспомнить Роберта Говарда. Завязка рассказа выглядит несколько наивно, а вот концовка производит впечатление. Автору удалось успешно создать мрачную атмосферу безысходности, а загадочность явления, с которым столкнулись маги, только усугубляет впечатление. Мораль же рассказа вполне очевидна — нечего совать нос в опасные загадки.