FantLab ru

Владимир Обручев «В дебрях Центральной Азии (записки кладоискателя)»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.82
Голосов:
134
Моя оценка:
-

подробнее

В дебрях Центральной Азии (записки кладоискателя)

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 21
Аннотация:

Роман «В дебрях Центральной Азии» посвящен любимому герою Обручева — кладоискателю Фоме Кукушкину. В заброшенном руднике Джаира он нашел горшок с золотом и теперь скитается в поисках других кладов по долине реки Эмель, по отрогам Тарбагатая, выходит к горам Коджура, где среди лиственниц прячутся редкие заброшенные кумирни.

Похожие произведения:

 

 


В дебрях Центральной Азии
1951 г.
В дебрях Центральной Азии
1951 г.
В дебрях Центральной Азии
1953 г.
В дебрях Центральной Азии
1955 г.
В дебрях Центральной Азии
1988 г.
Записки кладоискателя
1992 г.
В дебрях Центральной Азии
1994 г.
Сочинения в трех томах. Том 3
1995 г.
Мои путешествия по Сибири. В дебрях центральной Азии
2004 г.
Плутония. Земля Санникова. В дебрях Центральной Азии
2008 г.
Плутония. Земля Санникова. В дебрях Центральной Азии
2009 г.
Сочинения в четырех томах. Том 3
2009 г.
В дебрях Центральной Азии
2010 г.
Собрание сочинений
2010 г.
В дебрях Центральной Азии. Записки кладоискателя
2019 г.

Аудиокниги:

В дебрях Центральной Азии
2006 г.

Издания на иностранных языках:

Kesk-Aasia Avarustes
1957 г.
(эстонский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хотя название повести звучит интригующе и имеет подзаголовок «Записки кладоискателя», мы не найдем в ней явного авантюрного сюжета. Все приключения здесь проникнуты настоящим, вещественным, если можно так выразиться, реализмом. У главного героя «кладоискателя» Фомы и его компаньона Лобсына нет ни малейших признаков меркантильности. Клады они ищут не для обогащения, а из чистого, как говорит сам Фома, интереса. Вообще, им совершенно чуждо обывательское мировоззрение. Напротив, в этих «простых» людях присутствует очень импонирующее свойство, которое я бы назвал стремлением к познанию окружающего мира. Любопытно, например, читать, как Фома на ночном отдыхе рассматривает звездное небо, думает о загадке мироздания, рассуждает о местоположении ада и рая. Конечно, «В дебрях центральной Азии» не социальный роман, претендующий на сколько-нибудь полный срез действительности, но это и далеко не развлекательное чтиво. Повесть насыщена этнографическими, историко-географическими сведениями, бытовыми деталями, характеризующими уклад жизни в северо-западном Китае и Монголии в конце девятнадцатого, начале двадцатого веков. Как свидетельство эпохи до некоторой степени данная книга представляет собой историческую хронику. Да, удивительно все же, что еще немногим более ста лет назад путешествие из северного Китая в Тибет занимало полгода. В тексте очень много, естественно, подробных описаний природы, местности и т.д. Всё это, может быть, несколько и утомляет читателя, однако не кажется лишним, чрезмерным. Интересно отметить, что «дебри» ассоциируются у русского человека, скорее, с густым лесом, какими-то зарослями и джунглями («дебри Амазонки»). У Обручева же речь чаще всего идет о полупустынях и горах, то есть местности открытой. Вообще, по мере прочтения повесть представляется все более интересной и содержательной, подчас драматичной. Своей исследовательской, можно сказать, направленностью, цепким авторским взглядом она напоминает мне «Дорогу ветров» И. Ефремова. Эти книги (я бы назвал их обе мудрыми) близки даже и географически. А жуткий обряд замуровывания отшельника в каменной келье, описанный Лобсыном в письме Кукушкину из Лхасы, вызывает в памяти соответствующий эпизод из «Лезвия бритвы». (Хотя книга Ефремова написана, конечно, позднее.) Эти письма Лобсына, красноречиво и довольно критически оценивающие поседневную жизнь столицы Тибета, сами по себе весьма примечательны. Через характеры героев и обстоятельную манеру изложения передается самобытный обручевский стиль писателя-ученого. Это неординарное, на мой взгляд, произведение русской советской литературы, успешно развивающее жюльверновскую традицию приключенческого романа.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Непонятно, почему и кто отнес эту вещь к форме «повесть», она никак уж не меньше «Плутонии». Помню, охотился за ней в детстве, и вроде как не прогадал... Мертвые города и исчезающие в пустынях озера, Храм тысячи Будд и голубые реки Тибета описаны в Хаггардовском стиле, что в сочетании с документализмом советской академической школы оставляет неизгладимое впечатление. Без этой реалистической повести, сравнимой по масштабу с Ефремовской «Ойкуменой», не было бы таких явлений (или они появились бы много позднее) в любимом многим жанре приключенческой НФ, как, например, «Экипаж Меконга» Войскунского-Лукодьянова.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как правило, такие вот как бы полудокументальные книги об экспедициях и путешествиях довольно увлекательны, но, при этом, уж очень однообразны. Прочитать такое произведение в один присест — почти подвиг :).

Наверное, понимая это, Владимир Афанасьевич Обручев поделил свою книгу на главы, причём именно такого размера, чтобы каждую из них было комфортно прочитать именно за один раз. А в конце каждой из глав ещё и поместил по одному — два живенькому увлекательному эпизоду: то, как герои от стаи волков всю ночь отбивались, то, как они раскопки в древнем городе проводили и что там нашли, то, как они попали в плен к разбойникам.... Ну, и так далее всё в том же духе.

Если читать эти записки именно по главам, через какие-то промежутки времени друг от друга, то впечатления от книги получаются самые, что ни на есть, положительные. И главного героя книги Фому Кукушкина можно не только понять, но, даже, и позавидовать ему — романтика неизвестных дорог и неожиданных открытий затягивает ох как сильно :).

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх