Джо Хилл «Маска моего отца»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Только для взрослых
История подростка, который вместе с родителями отправляется в дом на озере для отдыха. Однако вместо этого узнаёт, что в мире существуют карточные люди и «карточные» долги. Впрочем, от них можно спрятаться, надев маску, которая изменяет тебя.
Входит в:
— сборник «Призраки двадцатого века», 2005 г.
— антологию «Best New Fantasy», 2006 г.
— антологию «The Year's Best Fantasy and Horror: Nineteenth Annual Collection», 2006 г.
— антологию «Тьма», 2010 г.
Номинации на премии:
номинант |
Премия Международной Гильдии Ужаса / International Horror Guild Awards, 2006 // Средняя Форма |
- /языки:
- русский (6), английский (9), украинский (1)
- /тип:
- книги (14), самиздат (1), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Е. Гирин (1), Е. Копосова (4), В. Тулаев (2)
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vanishrap, 27 сентября 2024 г.
Каждый раз, когда я сталкиваюсь с произведениями Джо Хилла, у меня остаётся схожее ощущение — мне они не очень нравятся. Хотя я стараюсь не привязываться к авторам и каждый раз подхожу к чтению с «чистого листа», в случае с Джо Хиллом его стиль всегда бросается в глаза, и лично для меня он не вызывает восторга.
У Хилла есть определённый неповторимый стиль, который можно охарактеризовать как рассказывание «байки со странностями». Это не ужасы, не триллер, а что-то, что ощущается как сказка, легенда или эпизод из чьей-то жизни, при этом наполненный элементами странного и необъяснимого. В случае с рассказом «Маска моего отца» всё начинается странно, продолжается странно и заканчивается точно так же — без каких-либо чётких объяснений.
Ощущение от рассказа такое, что в нём кроется нечто большее, чем просто сюжет. За каждым образом, персонажем или предметом стоит какая-то аллегория, но эти аллегории остаются неясными. И это мой главный вызов с произведениями Джо Хилла: они вроде бы пытаются донести что-то важное, но что именно — остаётся загадкой.
Для того чтобы понять, что именно я прочитал, мне приходится обращаться к отзывам критиков или искать внешние объяснения. И это оставляет у меня ощущение несовместимости с автором. Может быть, это моя проблема как читателя, может быть, я просто не «достаю» до идей, которые Хилл закладывает в свои рассказы, но если мне нужно дополнительно искать, что же хотел сказать автор, то для меня это признак того, что произведение не работает так, как должно.
«Маска моего отца» — это рассказ, который я не смог до конца оценить. Возможно, здесь есть аллегории и скрытые смыслы, но для меня они остались недоступными. Как я уже сказал, если мне приходится искать объяснения в критических отзывах, значит, либо я не тот читатель для этого автора, либо что-то не так с самим рассказом.
Тиань, 25 декабря 2015 г.
Рассказ очень хорош стилистически: описания, диалоги — все на уровне. Картинка складывается, настроение ловится, от чтения получаешь настоящее удовольствие, а то, что картинка несколько сюрреалистичная, или попросту бредовая, как-то и не замечаешь до самого финала. Есть некий событийный ряд, и если как следует подумать, даже смысл в этом ряду найти можно.
Люди-карты преследуют папу главного героя — видимо, у него карточные долги. Семья пытается укрыться в старом родовом доме, уединенном, наполненном странными вещами и карнавальными масками. Маски полагается надеть и носить, а людей без масок опасаться. Поначалу главный герой — мальчик тринадцати лет, неприязненно относится к маскам. Но постепенно привыкает. И уже не хочет снимать маску, которую до этого носил отец. Тем более, что в город семья возвращается уже без отца, но с будущим ребенком мамы.
И возникает такой странный вопрос: а мама у нас кто? В ней есть нечто ведьмовское, завораживающее, слегка распутное. Второй ребенок зачат, неудачливый муж передан карточным людям, старший сын по собственному желанию надевает маску отца и в маске едет в город. Быть может, это будущий муж, а муж предыдущий тоже был когда-то сыном. Ведь в доме она носила маску кошки, а кошки всегда немного сами по себе, верность и самоотверженность для них неприемлема.
И юная девушка в лесу. Герой догадался, кто она. Нам, правда, этого не разъяснил. Но выбор не такой уж и большой. В рассказе только одна женщина, еще три упомянуты, но не появляются.
Общий смысл истории ускользает. Ближе к финалу возникает образ самца-богомола, которого принято съедать во время брачной игры. Не в рассказе возникает, а у меня в голове. Папу мама вроде как съела: все, что могла, от него взяла, и сдала преследователям. Но, с другой стороны, она мать, ей о безопасности детей в первую очередь думать полагается. Мать она как бы без маски. Хоть и странновато ведет себя с сыном-подростком, слишком раскованно. Характер такой, видимо, и маска кошки, опять же. Если маска твоя, от нее что-то остается в душе, даже когда лицо открыто.
Главное, что я уяснила из рассказа — маски чрезвычайно опасны. Они обнажают суть, которая не видна при открытом лице. Это не всегда приятно и часто неожиданно. Но лучше человек в маске, чем карточный человек. У масок более разнообразный функционал и, в принципе, маску можно снять, а карточную рубашку не снимешь. Притворство против предопределенности. Исход такой схватки непредсказуем...
Рассказ определенно хорош, хоть и понятен только на уровне интуиции.:-)
Ouroboros_8, 14 ноября 2022 г.
֍ НЕВОЗМОЖНОЕ ВОЗМОЖНО, или ДОМ МАСКАРАДОВ ֍֍֍
ЦИТАТЫ:
«Найди себе маску. Включайся в игру.»
(Джо Хилл. «Маска моего отца». 2005)
«Только юные способны найти путь сквозь чудеса и иллюзии темного леса.»
(Джо Хилл. «Маска моего отца». 2005)
«И в этом доме есть одно правило: каждый, кто в нем живет, должен носить маску. Так было всегда.»
(Джо Хилл. «Маска моего отца». 2005)
А некоторые всю жизнь играют в игры и носят маски, ведь
«Выдуманное всегда лучше настоящего.»
Да кто бы спорил!!!
Я ещё пока не дочитала весь сборник рассказов Джо Хилла «Призраки XX века» (последний остался и ещё один из середины), но этот – «Маска моего отца», на мой взгляд, мог бы послужить замечательным завершающим аккордом всего сборника. Резюме, так сказать.
Ух, как классно! Восторг и упоение.
Кто понимает, тот поймёт. Не факт, что все поймут одинаково. Главное, – то, что родилось в твоём воображении: то, что ты понял, или чего-то не понял. Тогда ещё подумай. Говорю я себе.
Стивен Кинг дождался достойного литературного приемника. Даже больше. Сбылась мечта любого учителя: ученик превзошёл своего наставника. На мой взгляд, в этом основная идея рассказа «Маска моего отца». Плюс роль матери и отца в становлении писателя.
Здесь под флёром мистического скрываются множественные аллегории, которые читателю следует разгадать. Поэтому даю волю своей фантазии и делюсь своими соображениями.
Всё начинается, как внезапный уикенд семьи (папа, мама, Джек) за город в коттедж, расположенный в лесу у озера, в котором жил до своей кончины прадедушка 13-летнего мальчика. 13 лет – любимый Кинговский возраст, воспетый во многих его произведениях. Вообще Кинг, как известно, обожал подростков, отводя им роли главных персонажей.
Мама – главная затейница в играх, домоправительница во всём, что касается семьи и творчества. Одним словом – нерв и муза семейства. Это с её лёгкой руки происходит вся эта мистическая и философская история. Об этом свидетельствует игра, которую она затеяла ещё в автомобиле по дороге к коттеджу.
Во-первых, она отвлекла сына от общения с компанией с девочками, когда могло произойти что угодно в отсутствии контроля со стороны взрослых, забрав неожиданно Джека в лес. Устроив в авто увлекательную игру с преследованием «карточных людей», она сделала так, что скучно не было.
Жена Кинга – Табита такой же светлый ангел-затейник. А может быть, это всего лишь одна из масок? Откуда нам знать, что в семье бывало на самом деле?
Здорово она «застегнула» рот мужа на замочек «молнию», показав, кто в доме настоящий хозяин.
«Она потянулась к отцу и провела пальцем по его губам, будто закрывая их на «молнию».
— Я сама все расскажу, — объявила она. — А тебе говорить запрещаю.»
Во-вторых, именно она направляла своего сына на путь творчества, приучая к маскам. Все творческие люди носят маски. И писатели в том числе.
Писатели хоррора всегда живут и действуют там, где празднуется бесконечный Хэллоуин.
«— В этом доме всегда Хэллоуин. Он так и называется: Дом маскарадов. Но это тайна. И в этом доме есть одно правило: каждый, кто в нем живет, должен носить маску. Так было всегда.»
… Карточные люди, которые преследуют не отца, а всё семейство, кто они? – Это завистники, которые мешают развиваться и творчески процветать одарённым людям. Преследователи, вставляющие палки в колёса: критиканы, болтуны с узкоплёночными мозгами и прочие пожиратели таланта.
«— Все из-за того, что нам необычайно везет. Никто не должен быть таким удачливым, это вызывает у них ненависть.»
«Все, кто в масках, прячутся от карточных людей, как и мы.»
Мама – хранительница и оберегательница, вдохновительница и заступница – главный идейный стержень рассказа. На самом деле, Джо Хилл – это псевдоним сына Кинга – Джозефа Хиллстрома Кинга. Долго он скрывался под псевдонимом – маской. Уже привыкли.
«— Я же говорила, что тебя никто не должен видеть, — сказала мама.»
… Фантастические мистические сцены в лесу описаны восхитительно и правдоподобны. Они не просто украшают рассказ, как, впрочем, нет ни единой сцены, не несущей смысловую нагрузку.
«Только юные способны найти путь сквозь чудеса и иллюзии темного леса.»
Так говорит мать своему 13-летнему сыну, отправляя его в «тёмный лес». А чтобы не заблудиться и выйти из него живым и невредимым, Джеку придётся сыграть в карточную игру без правил. С кем бы вы думали? – Ну, уж нет! Не скажу. Это настолько чудесно и невероятно! Прочитайте сами. И ещё будет нечто чудесное …
Но самая настоящая «бомба» – это образ отца и его главнейшая миссия. Ведь рассказ называется «Маска моего отца». Сын принимает маску своего отца, которая пугает его вначале, а потом приходится впору. Весьма символично. Словно эстафетная палочка. На самом деле – это жертвенное самоотречение. «Король умер! Да здравствует король!»
Но маска-то одна и та же. Та же, да не та! Защищает и обязывает. Спасает и вдохновляет.
Отец остаётся в Доме маскарадов. Навсегда. Его дальнейшая судьба не известна. Но он готов отдать себя всего по частям Карточным людям, оставаясь с ними в Доме и давая жизнь своему сыну, которого увозит мать. А сын приобрёл карт-бланш, благодаря своим родителям, с которыми встретился чудесным образом там, где встречи невозможны …
Бесподобный рассказ. Потрясающий.
majj-s, 30 июня 2022 г.
«Отцовская маска».
Роскошный сюр, отчасти оммаж рассказам Эдгара По, частью кэрролловой «Алисе» (куда ж без нее), но главным образом по настроению, по ощущениям, это похоже на «Маленький большой» Джона Краули. Рассказчик -подросток, родители которого до сих пор безумно любят друг друга и часто дурачатся, играют в какие-то странные игры. Могут позволить себе такую беззаботность, они живут за счет трастового фонда и могли бы не работать вовсе, но в один день оказываются разорены и вынуждены спасаться бегством . Нет, не от полиции или налоговой, от... людей-карт, как они объясняют сыну. И вся семья отправляется в загородный особняк клана, где нужно провести несколько дней. Если все делать правильно, говорят они, обстоятельства наладятся. В числе правил — всюду ходить в маске (да, смешно, но там не такие, очень изысканные в стиле венецианского карнавала) И разумеется, подросток не собирается играть в их дурацкие извращенные игры. И, разумеется, за это приходится заплатить, хотя не ему.
akokin, 19 марта 2011 г.
Это настоящий сюрреализм. Дали, воплощенный в Хилле. Странные персонажи (родители), не менее странный коттедж и «оценщик», нереальная атмосфера.
Не знаю, как вы, а я думаю, что мальчик с приделанными крылышками на спине, ни кто иной, как ребенок, не одевший маску в свое время. И ГГ мог бы стать таким же.
Прочитав все рассказы в сборнике Хилла, я пришел к выводу, что сын в какой-то степени перещеголял («уделал») отца по части мистики. Да, многие вещи заканчиваются слишком рано для читателя, и приходится строить догадки относительно дальнейшего развития сюжета. Но, как верно заметил составитель сборника, Джо подходит к читателю исподтишка, более тонко, нежели это делал и продолжает делать его отец.
Рад, что приобрел все на сегодняшний день изданные на русском языке произведения Хилла. Буду читать и покупать его следующие вещи, как делал это с книгами С.Кинга.
Wormwood, 31 октября 2013 г.
Интересный, сюрреалистический и красочный рассказ.
Правда, пока я его читала, меня не покидало раздражение. Все растущее раздражение. Потому что символизм и красивый слог -- это одно, а сюжет и действие -- совершенно другое. Как я ни пыталась, но осознать в полной мере некую символичную идею мне не удалось. Поэтому события для меня разворачивались именно так, как это описывал автор -- как некое путешествие, скатывающееся в бред. У меня сложилось крайне негативное впечатление о родителях мальчика. Люди (?), живущие некой своей загадочной жизнью, воспитывают ребенка вполне либерально, но при этом никак и ничем не выдавая своей сущности. Мама, требующая доверия и подчинения, которого она, объективно говоря, не заслуживает. Даже учитывая то, что она его мать. Отец, пытающийся просветить сына, но все же подчиняющийся желаниям супруги. А сын, между прочим, не такой уж и маленький. Но все же отец способен и на смелость, и на жертвы ради своей семьи:
И что же мама? Она просто предлагает
Я почему-то не сомневаюсь, что, в чередной раз попав в сложную ситуацию, она в очередной раз изменит правила и точно так же бросит и забудет своего сына. В конце-концов, это же именно ее игра, и она не проиграет.
kkk72, 10 мая 2009 г.
Совершенно безумная, мистическая история, написанная скорее в духе Нила Геймана. Фантазия автора просто поражает. Отношения между главным героем и его родителями выглядят очень странными. Дурацкая игра неожиданно обретает совсем другой смысл. Маски, карты — все это оказывается очень символичным. История с блужданием героя по лесу и его игрой в карты произвела на меня сильное впечатление. Концовка же рассказа полна недомолвок, над которыми стоит поразмыслить. На мой взгляд, из этой истории так и выглядывает «эдипов комплекс» то ли героя, то ли самого автора. Очень образный, стильный и необычный рассказ.
m4x, 22 марта 2016 г.
Рассказ-аллегория, написанный в манере магического реализма. Карточные люди — это скорее символ судьбы, чем карточных долгов, маски намекают на преемственность и сокрытие тайны, множество недомолвок в рассказе заставляют отнестись к нему как к чему-то большему. А если присмотреться, то у рассказа есть не только второе дно, но и третье. А может быть, кто знает? -- и четвертое.
dem4eg, 30 марта 2010 г.
Рассказ целиком и полностью в стиле Хилла. Поразить читателя необычной идеей, выписать характеры, заинтриговать, и в финале оставить у разбитого корыта с прощальной фразой «Эээх, думай сам, дружище». Порой складывается ощущение, что г-ну Хиллу в какой-то момент времени надоедает писать очередной свой рассказ, и он, долго не думая, просто сворачивает повествование в любой удобный для этого момент. Оборвет на более-менее таинственной фразе, и ладно, пойдет.
В принципе, подобное мы видим и здесь. Я могу долго расхваливать этот рассказ, могу даже припомнить одну свою мысль по ходу прочтения: «Вот если так же хорошо и до конца справится, точно 9 поставлю». Но. Старина Джо опять не справился, и к последнему рассказу сборника четко предстал перед моими глазами как человек, абсолютно не умеющий писать концовки. Хочется даже, чтобы его отец, г-н Кинг, поправил финалы в новеллах этого сборника. Уверен, что хуже бы не стало. Но это так, мечты.
А рассказ... Рассказ замечательный: таинственный, необычный, стильный. Некоторые моменты удались просто здорово. Но. Концовка, к сожалению, как всегда никакая.
alex1970, 31 января 2011 г.
Странный рассказ, повествование ведется от лица мальчишки, у которого очень странные родители.
Порой это рассказ о странной поедке в загородный домик, порой мистическая сказка, порой просто бред какой-то.
Финал слабоват. Да и смысла истории, я как-то не уловил.
Открытый финал — здесь большой минус, так как домысливать придется много и этим «много» может оказаться все, что угодно
Pupsjara, 20 августа 2008 г.
Очень странный и сумбурный рассказ получился у автора. Все задумки автора я так и не понял, что для меня лично является большим минусом в произведении, если читатель не может понять смысла всего происходящего, да и концовка автору не удалась. Для меня этот рассказ один из самых слабых рассказов в сборнике.
CONSUL, 27 января 2010 г.
Необычайно причудливый, странный рассказ, наполненный мистикой и символизмом (множество масок-лиц, плоские люди-карты, мыслящие лишь в двух измерениях). Рассказ — игра, в которую не веришь, но потом принимаешь как неотъемлемую часть жизни, осталось лишь учесть, что правила постоянно меняются во время игры тем, кто ее придумал.
Все это делает этот рассказ одним из лучших в авторском сборнике «Призраки двадцатого века».
Din Tomas, 6 сентября 2007 г.
Очень причудливый и мистический рассказ, даже более, чем обычно у Хилла. И поэтому весьма напоминает Брэдбэри. Вроде бы особого действия нет, всё спокойно, но вдруг появляются грустные и тревожные нотки. Смысл же происходящего постичь не так-то просто. Хотя, видимо, суть кроется в названии – мальчик познает истинное лицо своего отца, в котором, правда, нет ничего особенного…