FantLab ru

Тэд Уильямс «Явившийся в пламени»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.39
Голосов:
451
Моя оценка:
-

подробнее

Явившийся в пламени

Burning Man

Повесть, год; цикл «Остен Ард»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 52
Аннотация:

История лорда Сулиса, последнего в своем роду, который пытался разгадать тайны, лежащие в основе религии Остен Арда.

© Nog

Входит в:

— цикл «Остен Ард»  >  роман-эпопею «Орден Манускрипта»

— антологию «Легенды», 1998 г.

— антологию «Epic», 2012 г.



Легенды
1999 г.

Самиздат и фэнзины:


Издания на иностранных языках:

Legends: Short Novels By The Masters of Modern Fantasy
2001 г.
(английский)
Epic
2012 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я не читал основного цикла об «Ордене манускрипта», поэтому многие перипетии мира для меня остались тайной. как и для рассказчицы — Бреды, которая вспоминает о своём отчиме — неком Короле-Цапле. Рассказ ведётся от имени женщины, поэтому он неспешен, нетороплив, несколько приукрашен флёром романтизма юности. Здесь вовсе не обязательно повествовать о сложных политических интригах этого мира, нужно просто рассказать о несчастливой любви этой девушки, и о её отчиме.

Наверное, стоит почитать Уильямса побольше. Персонажи этого мимолётного рассказа очень хороши, особенно противоречивый Сулис. А уж стиль... При её чтении всегда всплывает в голове «Фантазия Ре-Минор» Бетховена — длинные, печальные пассажи, сменяющиеся дикой, несусветной радостью. Тем паче что рассказ проникнут мистикой и тайной, я слишком мало знаю о сущностях, правящих здесь, поэтому для меня фигуре Хакатри из Пламени, колдовское дерево произвело своё вечатление.

Так что... Уже то, как написан рассказ, заслуживает похвалы. А смысл... Бреда выбирает жизнь отчима заместо жизни возлюбленного, оказавшегося ложным. Да, лучше спасти одного доброго и честного человека, чем посредством его смерти купить себе фальшивое счастье.

Оценка: 8
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В свое время именно с этой небольшой повести началось мое знакомство с творчеством Тэда Уильямса. Помню, тогда меня поразило почти полное отсутствие «фэнтезийности», хотя речь и шла о колдовстве, тайных знаниях, бессмертных существах и древних королевствах. Было в этой истории так много простых человеческих, понятных любому, чувств и эмоций, что делало все происходящее почти реальным. Как почти реальными стали герои повести — и легендарный король-Цапля Сулис, и юная Бреда со своим возлюбленным солдатом, и лесная ведьма — благодаря множеству обыденных деталей и простоте рассказа.

Те, кто хорошо знает мир «Ордена Манускрипта», будут особо довольны. Мы окажемся во времени, предшествующем основному циклу, когда жил легендарный король-Цапля Сулис, ставший для героев основного повествования полузабытой легендой. И место действия будет вполне знакомо — тот самый замок сидхов с уходящей в высоту башней Зеленого ангела, с таинственными подземельями, ведущими к самым корням Земли. В замке, где граница между мирами двух народов истончена до предела и можно услышать гневный шепот ушедших. И тот, кто сможет правильно выбрать время, найти окруженное тьмой дерево, зажечь из его ветвей костер, получит шанс выйти на дорогу Сновидений и задать свой вопрос бессмертным.

Вот тут, пожалуй, и начинается самое интересное в этом рассказе. В этом самом вопросе, который так жаждет задать господин Сулис. Такой простой: а что там, за гранью смерти. Есть ли там что-то или нас ждет только вечная тьма небытия, а все, что обещает церковь лишь сказки для слабых духом? Вот какой ответ жаждет король — Цапля. Там, где нужна лишь вера, он ищет знания, не замечая, как настоящая жизнь с ее маленькими и большими радостями и горестями, любовью, желаниями и слезами близких, протекает мимо. Жуткая и обидная неудача для умного и, в общем-то, хорошего человека, отказавшегося от полной любви и страданий реальности ради безумной погони за несбыточным.

И все эти отчаянные искания — на фоне другой истории. Такой простой и обыденной истории первой любви юной Бреды. Такой яркой, такой прекрасной, такой разочаровывающей....Замечательное сочетание философии и реальной человеческой жизни с ее бурей чувств, где щепотка магии и таинственности, мистики и мрачной истории только подчеркивает вкус настоящего, человеческого бытия.

Но вот, что скажу напоследок. Прочитав первой эту повесть, я невольно ждала от «Ордена Манускрипта» продолжения. Такой же простоты и наполненности эмоциями, такой же глубины чувств и идей. И, не найдя этого, была, естественно, разочарована. Прочтение же в обратном порядке позволило бы понять и оценить по-другому горестную историю короля-Цапли и самого «Явившегося в пламени«Хакатри из дома Танцоров.

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как-то стал замечать за собой, что меня не очень сильно заставляют сопереживать своим героям те авторы, которые злоупотребляют магией в своих произведениях.

Откроешь иную книженцию, а там бывший ученик столяра уже через двести страниц от начала своих странствий постигает все основы магического искусства, начинает вовсю швыряться огненными шарами и побивает Черного Властелина в его же замке; при этом каких-то особых неудобств от овладения силой волшебства главный герой и вовсе не испытывает — ну, подумаешь, овладел еще одним полезным ремеслом...

Другие авторы утомляют стремлением все разложить по полочкам, предельно рационализировать и объяснить самые мельчайшие аспекты того или иного акта чародейства. У них маги обычно превращаются в какие-то ходячие аккумуляторы, которые качают СИЛУ из всяких ее источников, затем выпучивают глаза и начинают вращать руками в разных направлениях, а автор при этом дотошно нудит про то, как поток силы сорвался с мизинца левой руки волшебницы Кунигунды, как она оплела невидимыми нитями свою противницу, как изменился у той цвет ауры с бледно-розового на темно-фиолетовый, как помощник волшебницы извлек меч и тот начал светиться в темноте... А потом я уснул, а они так и остались там продолжать свою битву магических светодиодов...

Понятия не имею пока насчет содержания эпопеи Уильямса в целом, но данный рассказ мне очень понравился тем, что автор пошел по верному пути. Нельзя обрушивать на читателя огромное количество магии, ибо какая же это магия, если ей столь же легко научиться, как вязанию спицами или выпиливанию лобзиком? Использование сил, лежащих за пределами человеческого разума и понимания, подразумевает огромную ответственность, необходимость делать выбор между стремлением удовлетворить свое любопытство и здравым смыслом, подсказывающим, что тайное знание грозит явным безумием. Приобщившийся к миру магии Сулис не благоухает и не пышет жаром розовых щек, он тает на глазах и теряет связь с окружающим миром. И все ради того, чтобы получить ответ всего лишь на один вопрос...

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Повесть сильно удивила. Резкое перемещение в другую эпоху мира, во времена Короля-Цапли, о котором в «Памяти, Скорби и Тёрне» (Ордене манускрипта) было пара слов. Связи с основной эпопеей нет никакой, кроме места действия. Уильямс сумел не зациклиться на своих персонажах и их времени, и получился настоящий исторический экскурс, как будто Остенард — реальный мир. Что ж, в проработке истории и мифологии Тэду не откажешь.

Короткая история рассказывается от имени Бреды, падчерицы Сулиса, которая впервые оказывается в мрачном и запустелом Хейхолте, а вокруг — интриги придворных и тайны мрачного прошлого. Приключений как таковых в повести почти нет, она больше сводится к описаниям ощущений девушки и ее размышлений, чем действий. По каким-то отдельным фразам и построению текста (это мемуары, написанные много лет спустя) можно заметить, что Уильямс стремится подражать Умберто Эко и его «Имени Розы», только в малой форме.

Еще больше усиливается ощущение, что читаешь историческую повесть в духе Эко тем, что фантастического элемента здесь кот наплакал. Колдунья Джулой всего лишь проводит спиритический сеанс, вызывая дух сидха, пострадавшего от пламени дракона. Это единственная «магия», показанная в повести, и она тянет не более чем на мистику в средневековых декорациях. (Что-то подобное будет позже у Сапковского в «Башне Шутов»). Не будь местом действия вымышленный мир, никто не счел бы это произведение фэнтези.

В общем и целом — качественно, красиво, драматично. Придраться не к чему, но не мое. Слишком мелок масштаб событий по сравнению с «Орденом Манускрипта», слишком много красивостей и отступлений, слишком мало действия. Такие рассказы обычно пишутся «для девчонок», а «для мальчишек» — что-нибудь поэнергичнее.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хорошая, даже, пожалуй, очень хорошая вещь. И на редкость ёмкая, в очень небольшом объёме автор сумел уместить неожиданно много смыслов. Текст качественно сделан, читать его приятно, хотя временами рассказ кажется чуть-чуть слишком неспешным. Лично мне больше всего понравилось, как автор рассказывает эту историю с позиции немолодой уже героини, прожившей жизнь и вспоминающей свои самые юные годы. Это и интересно, и трогательно, и заставляет поразмыслить о некоторых вещах, хотя, может быть, и не содержит в себе ничего особенно нового. А вот с мотивацией молодой Бреды автор, мне показалось, несколько недожал. Ну, не чувствуется «момента выбора», как и почему она поступила именно так, не вполне понятно. Решение выглядит слишком уж здравым для пятнадцатилетней, переживающей первую любовь. Хотя, кто его знает... Чужая душа потёмки.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

На первый первый взгляд немного скучно, но дочитать до конца стоит. В таком маленьком произведении автор поднимает несколько больших вопросов.

Стоит ли строить свое счастье на гибели близких тебе людей, стоит ли любить предателя и убийцу — вот какие вопросы стоят перед героиней. Ее отчим же пытается сорвать покровы с другой тайны — ждет ли нас что-нибудь после смерти, и как жить с этой верой (или неверием) человеку, потерявшему всех, кого он любил.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Что касается меня — я не увидел в этой повести ничего особенного. Так просто, зарисовка: автору захотелось ещё раз «пройтись» по предыстории событий основного цикла (на эту предысторию были кой-какие намёки в самих романах, вот он и решил, так сказать, «взглянуть в ближнем ракурсе»).

Кроме того — если бы я не знал, что это тот же самый мир Остен Арда, ни за что бы не подумал. От всего подробно проработанного антуража, что был в романах, не осталось и следа — какой-то бледный, скучноватый и донельзя выхолощенный мир, где происходят какие-то непонятно что дающие уму и сердцу читателя события... Не то, чтобы вовсе было неинтересно — просто НЕ ОЧЕНЬ интересно... Не цепляет! При всей важности описанных в рассказе моральных проблем...

Насколько я понял, Тэд Уильямс писал этот рассказ специально для антологии Сильверберга, т.е., очевидно, не столько по велению души, сколько по «заданию начальства». Это его вполне извиняет — но всё же балл рассказу я поставлю низкий...

Оценка: 5
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В своей повести Уильямс сотворил хороший пример средневековой литературы — рыцарского романа, поэтому изначально (вообщем как и все творения этого автора) читается тяжело, зато прочитав до половины понимаешь что остановиться уже не сможешь

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как «правильный и законопослушный» :lol:фантлабовец прежде, чем открывать для себя нового автора — смотрю библиографию ( что считаю вполне логичным) и посему «Явившийся в пламени» — первая книга этого автора, попавшая ко мне в руки. Согласна, это зарисовка, так сказать , предыстория. Но интересная..... Да, есть предательство и любовь, есть тема выбора, который часто приходится делать каждому из нас. Но, лично для меня, интересен показался вопрос, который мучил Сулисса, ответ на который он так мучительно искал и в итоге рискнул ради этого ответа всем, что у него есть — есть ли мир после смерти? встретим ли мы еще раз тех, кого любили при жизни? что ждет нас за чертой? что правда в религиозных догмах и верованиях?...Кто не задавал себе похожие вопросы? Увы, ответ не получен. Вернее это вопрос из ряда тех, на который нет ответа. Что ж, остается только ждать, чтобы получить его самолично.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

История о любви и предательстве, дружбе и вражде. Идея стара как мир, но Тэд Уильямс великолепный рассказчик. Еще одна причина из множества купить сборник «Легенды»

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пустоватая зарисовка.

Сам цикл еще не читал, решил начать с нее. Очень тягучая и скучная повесть наполненная мегалитрами воды и нелогичными действиями героев. Для чего написана непонятно, если для затягивания читателя предпочитающего малые формы в мир Остен Арда — то не получилось, энтузиазма совершенно не вызвало. Никакого яркого ядра произведение не имеет, никаких интересных загадок не загадывает. Неожиданные повороты сюжета отсутствуют. Боевки тоже нет и даже не планировалось. Имею легкие подозрения что писалось просто для какого либо сборника и без особого старания. Пустышка.

Вероятно понравится читателям прекрасного пола.

Не оцениваю.

Оценка: нет
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

На мой взгляд эта повесть – одно из лучших произведений жанра фэнтези, заставляющее вновь задуматься о том, что же ждёт нас после смерти, и переосмыслить былые взгляды…

Оценка: 10
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

а мне показаслось скучным

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх