FantLab ru

Филип Дик «В ожидании прошлого»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.11
Голосов:
307
Моя оценка:
-

подробнее

В ожидании прошлого

Now Wait for Last Year

Другие названия: Наркотик времени; Когда наступит прошлый год

Роман, год (год написания: 1963)

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Две тысячи пятьдесят пятый год. Земляне ведут войну с инопланетной насекомоподобной расой — Ригами. Союзники Землян — Лилистарцы, предки землян, заселившие когда-то Землю и Марс. Доктор Свитсент принимает предложение стать личным врачом Генерального секретаря ООН, Джино Молинари, координирующим военные действия Земли.

В это время на Земле изобретают смертельный наркотик йот-йот-180 для войны против Ригов. Наркотик вызывает зависимость после первого употребления и вызывает побочный эффект — перемещение во времени. Жена доктора Свитсента пробует новый наркотик, который попадает к ней нелегальным путём. Для получения новых доз наркотика она вынуждена работать на лилистарских агентов, замышляющих свержение генсека ООН...

Награды и премии:


лауреат
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1989 // Научная фантастика - Роман (США)

Похожие произведения:

 

 


Наркотик времени
1993 г.
В ожидании прошлого
2004 г.
Порог между мирами
2010 г.
Когда наступит прошлый год
2020 г.

Издания на иностранных языках:

Now Wait for Last Year
1975 г.
(английский)
Illusione di potere
1999 г.
(итальянский)
Now Wait for Last Year
2000 г.
(английский)
Philip K. Dick: Five Novels of the 1960s & 70s
2008 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Филип Дик для меня весьма значимая фигура в мире литературы. Любое его произведение до жути эмоционально и неизменно оставляет след в душе. Вероятно потому, что писатель вкладывает в свои произведения львиную долю личных переживаний.

Из-за этого наблюдения, отмечу сначала явные минусы романа. Первое, что бросается в глаза — явно негативное отношение к образу женщины-жены. Хотя, это понятно — произведение относится к тому периоду, когда Дик видел в каждой женщине беспринципную стерву, что мастерски играет на нервах и запросто доводит мужчину до белого каления. Второй минус в том, что практически все основные перипетии сюжета построены на последствиях принятия главными героями галлюциногенного наркотика...

Однако же в целом, «В ожидании прошлого» — полный драматичности, внутренней напряженности, довлеющей безысходности с промельками надежды, замечательный роман.

Главный герой, доктор Эрик Арома, живет жизнью, которая, по его словам, «никогда не имела смысла, который ей следовало иметь». Все дело в его зависимости от привычной серой действительности. Да, Эрик здравомыслящий человек и видит, нужны изменения и перемены. Но ему ужасно не хватает уверенности в себе и решимости предпринять какие-либо активные действия. До определенного момента за него вообще все решали жена, босс, влиятельный пациент... Все же, в Эрике угадывается потенциал, ему только нужно «открыть глаза» и направить на путь истинный. Необходим толчок, эмоциональная встряска, живительный глоток убежденности. Тут и начинается знаменитая диковская игра в иллюзии. Действительно ли наркотик открывает будущее? Или картинки грядущего — своего рода путь, основанный на уже прожитом прошлом, который прошло подсознание, желая вырваться из бесконечных невзрачных будней? Ведь решение уже мысленно принято, а что убедит лучше наблюдения того, к чему оно приведет?

Финала я ожидала другого, если честно. Но у Филипа Дика мало оптимистичных произведений. Впрочем, и такой финал логичен. Выбор человеком дальнейшего жизненного пути, пусть и под влиянием не совсем традиционных средств, становление личности, навык принятия важных решений при определенных обстоятельствах — оставили впечатление цельности этой истории.

***

Как отголосок романа, цитата: «Люди всегда цеплялись за прошлое. Без него не было бы ни настоящего, ни самого времени, а только один миг летящего вперед настоящего. Жизнь — это один миг. Лишенный прошлого, этот миг настоящего стал бы почти ничем. Понятие времени потеряло бы смысл». Ф.К.Дик «В ожидании прошлого».

Оценка: 9
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасный роман, рекомендуется как «нумбер уно» для начинающих знакомится с произведениями, написанные Диком.

Очень тяжело писать отзывы на ту или иную книгу Дика. Выскажешь мысль — невзначай оголишь Тайну. А за анотации-спойлеры хочется убить автора анотации. Читайте и просто наслаждайтесь Диком.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В этом романе, как обычно, Дик не утруждает себя тщательным отбором фантдопущений, а собирает пёстрый калейдоскоп. Как не пытайся предугадать, каким будет будущее, всё равно не угадаешь. Филип Дик своими романами демонстрирует, что будущее будет сумбурным и непонятным для нас сегодняшних. В этом романе есть всё: война и союзы с инопланетными расами, органическая жизнь, управляющая боевыми космическими кораблями вместо компьютеров, реконструкция города прошлого, новые наркотики, пересадка искусственных органов, роботы-такси, симулякры, видеосвязь, перемещения во времени, перемещения между альтернативными вариантами развития будущего и параллельными мирами, а также интриги, мучительная любовь, безуспешные попытки убежать от своего прошлого и будущего.

Однако, несмотря на всю пёстрость мира, сумбурность сюжета, они получились весьма органичными. Мир романа воспринимается легко и естественно. Я готов даже простить то, что наркотик перемещает людей во времени и то, что генсеку ООН удалось каким-то образом

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
заполучить свои копии или, вернее сказать, «экземпляры» из альтернативных веток истории.
Но вот чего я не могу простить — это два явных ляпа в самом конце романа, где явно видна спешка автора и попытки завершить сюжет какой бы то ни было развязкой. Первый ляп —
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
доктор легко покупает в аптеке в Тихуане йот-йот-180, хотя до этого недоступностью наркотика шантажировали его жену и его самого.
Второй ляп заключается в том, что
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
доктору удалось купить в аптеке яд на те деньги, на которые он затем не смог снять номер в отеле.
Только эти два ляпа существенно смазали моё впечатление от в целом неплохого романа.

Впрочем, роман нельзя вот так вот смело назвать неплохим, т.к. он, как и многие другие романы Филипа Дика, находится за рамками классической фантастики. У Дика своя, ни на что не похожая фантастика. А потому он скорее придётся по нраву лишь поклонникам творчества автора.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вот уже несколько недель я думаю об этом произведении. Так много мыслей и так сложно выразить их в словах. Хочется сказать, что оно гениальное, но гениальное оно не для всех. И речь даже не идет о «скрытых смыслах». И любители «серьезной литературы» могут обмануться прочитав этот отзыв. Гениальное это произведение только для тех, кто так решил, и я в их числе.

В первую очередь хочется отметить кинематографичность повествования. Первый диалог Джино и Арома о семейных трудностях рисуется очень живо. Моя мечта — увидеть фильм по этой книге, он мне видится в антураже «Грань будущего», снятый каким-нибудь Ноланом (Нолан, если ты это читаешь, то, пожалуйста, прежде чем снимать фильм, не повторяй ошибки Ридли Скотта — дочитай книгу до конца!). Эх, мечты, мечты. Учитывая, как сильно иногда перевирают идеи и сюжет, может оно и к лучшему, что по этой книге не сняли фильм, не придется разочаровываться.

Далее идет сюжет. Будущее, путешествия во времени, пришельцы — уже стандартный набор современной фантастической книги. Но это не фантастика ради фантастики. Она не вызывает тошнотворных позывов, как, например, «Марсианские хроники» (уж простите фанаты Рэя Брэдбери, я правда пытался, но не смог осилить его слащавое повествование). Прежде всего это книга о человеке. Нет, о Человеке. Даже о двух. Молинари и Арома. А человек в понимании самого Филипа К. Дика — «это тот из нас, кто точно знает, чего не надо делать; более того, он упорствует в своем отказе это совершить. Он будет отказываться делать это, даже зная о том, что это повлечет за собой страшные последствия для него и для тех, кто ему дорог. Вот в чем, я считаю, состоит героизм обычных людей: их «нет» угнетателям и спокойное принятие последствий своего сопротивления. Их деяния могут быть невелики, и почти всегда они остаются незамеченными Историей. Имена их не остаются в памяти, да они и не стремятся к тому, чтобы их помнили. Их подлинность может представляться странной: это не есть желание совершать героические поступки, это спокойные отказы. По сути, их невозможно заставить быть теми, кем они не являются.» Чувствуются аналогии между ними и Христом.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Христос знал свою судьбу и принял страдания за все человечество. Молинари знал свою судьбу, знал уготованную роль и продолжал страдать за свой народ. Арома знал, что его ждет и выбрал боль. Каждый несет свой крест, такова судьба.
Делай, что должен, и будь, что будет. Браво.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Странная фантастика у Дика. Чего в ней только нет: межгалактическая война; пленные пришельцы в зоопарке; миллиардер, ставший практически бессмертным благодаря искусственным органам и воссоздавший на Марсе страну своего детства; наркотик, позволяющий перемещаться в прошлое и в будущее; герой, пытающийся изменить ход войны... А в итоге все сводится к совсем не фантастической дилемме — остаться с тяжело больной женой или сбежать? А если чувства к ней балансируют на грани любви и ненависти?

Каждый делает свои выводы из прочитанного. Лично мне показалось, что несмотря на весь фантастический антураж, главная мысль «В ожидании прошлого» состоит в том, что при всей многовариантности выбора, никакого выбора у человека на самом деле нет.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Обычно, начиная читать очередную «крупнокалиберную» вещь Дика, автоматически беру ручку и кусок бумаги, чтобы записать имена персонажей и кто они здесь по жизни. Просто для того, чтобы не запутаться, потеряв нить повествования, и не перелистывать все обратно — действующие лица во многих его книгах зачастую схематичные и мало чем отличающиеся один от другого (может, за исключением главных). Но тут Дик удивил — изрядная доля «личного состава» оказалась чертовски живой и неодинаковой, каждый с собственным характером. Они постепенно по тексту обзаводились объемом и фактурой, обретали неповторимые черточки и шероховатости. Посему, вместо голого списка имен эта игра в тезисы незаметно превратилась в то, что я начал выписывать нетривиальные цитаты, в которых зарыто немало смысла. И это, признаюсь, никак не походило на пафосную чепуху, а заставило порядком задуматься. Глубоко — здесь Ф.К.Д. через страницу останавливал и вынуждал чесать затылок.

Много идей, сюжет далеко не самый простой, а во многом уникальный, хоть и построенный казалось бы на довольно изъезженных темах и приемах. Чертовски здорово и хорошо. Даже очень.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я-20-лет-назад прочитал этот роман Дика, когда тот был уже одним из самых любимых авторов. Но интонация, сквозящая сквозь этот роман его как-то сразу выделила. Настолько, что когда я открыл для себя фантлаб, то Я-10-лет-назад без колебаний поставил 10 баллов, именно за то, что роман помнился как роман, у Дика выделяющийся. Я-сейчас решил все же его перечитать, хотя такие книги страшно перечитывать, боясь, что их неповторимое очарование для меня — двадцатилетнего разобьется об меня-сорокалетнего.

Это очень диковский роман, в том смысле, что он прекрасно вписывается в концепцию диковского метаромана 60-х, что все его творчество надо оценивать целиком. В самом деле море идей, которые каким-то образом все же подогнаны друг к другу в сюжете (действительно очень кинематографичном), герой ищущий нужную для себя реальность, отсутствие хэппи-энда... На самом деле, именно тот самый эпизод где ГГ знакомится с кузиной девушки Моллинари является кульминацией наверное не только романа Дика, но в чем-то и ключа к пониманию Дика, и в чем-то понимании себя — эпохи «кризиса среднего возраста» ;). Выбора нет — ты делаешь, то что должен, а не то что возможно хотелось, работа-семья-политика-наркотики-путешествия во времени все слишком сложно, чтобы быть счастливым, будь то США 60-х двадцатого века или Земля середины 21-го. Да и в общем, это относится ко всем другим временам и странам.

Сейчас бы я оценил книгу иначе. А может и просто не стал бы оценивать. Прошлый год уже давно прошел и выбор давно уже сделан. К сожалению или к счастью — тоже не имеет никакого значения.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роману не хватает глубины. Намешано здесь много всего, но все как-то поверхностно. Среди героев — главные лица Земли, но ведут они себя по-дурацки, будто свора подростков. Вообще я бы сказал, что роман написан подростком и для подростков — это если говорить об уровне текста. Но главная тема романа — неудачный брак и отношения главного героя с женой. Не совсем подростковая.

Стилистика нулевая. Вроде бы действие происходит по большей части в Тихуане, но читатель этого не чувствует. Нет мексиканского колорита. Одно лишь название.

В начале книги автор знакомит читателя с целым рядом персонажей, которые через пару глав полностью исчезают из повествования. Зачем они нужны были в начале?

Ну и наркотик, благодаря которому можно путешествовать во времени — это сама по себе бредовая идея. Его создали в качестве химического оружия? Зачем тогда эта фича с путешествиями во времени?

Честно говоря не знаю зачем я это читал, и другим не рекомендую. «Убик» и «Человек в высоком замке» на другом уровне.

Оценка: 4
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман довольно занимательный, читается с интересом. Начинается довольно сумбурно, как почти все романы Дика, когда он знакомит нас с персонажами (по крайней мере для меня), затем роман идет более ровно, прорисовывается концептуальная линия главного персонажа: Эрик и Генсек, Эрик и наркотик, Эрик и война. В каждой этой линии мельком упоминается жена Эрика, но в конце все же выясняется, что главная линия это Эрик и любовь к жене, законченной наркоманке. Много конечно не понятного —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
почему под действием наркотика нельзя было что то забрать из прошлого и будущего, но в то же время Генсек мог забирать своих двойников из параллельного времени.
Но это мелочи, по сравнению с тем, что получаешь удовольствие от чтения книги.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мне кажется, хороший перевод названия — Ищи теперь вчерашний день. ОЧень грустная книга. Под занавес даже всплакнул.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, первый вариант перевода названия раомана — «Наркотик времени» (1993 год) — более подходит по смыслу. Но автор решил прибергуть к уже много раз использованному приему — в заглавие произведения он просто выносит цитату из его текста «Now wait for last year» (что дословно в переводе текста является фразой главного героя — «теперь жду наступления прошлого года»). Перевод 2004 года (С.Фроленка) более качественный, так что лучше читайте его.

Често, я так и не определился о чем эта книга, — столько всего здесь намешано. Проблема контакта: инопланетяне, совсем не похожие внешне на землян, способны оказаться более близкими нам духовно, чем наши далекие прародители из космоса. Проблема борьбы жизни и смерти на примере ген.сека ООН. Проблема борьбы двух необходимых друг другу и, в то же время, взаимо истязающих противоположностей — мужчины и женщины (скорее даже, мужа и жены, которые уже не могут жить вместе, но и порвать отношения тоже не в силах). Ну и наконец проблема наркотиков. Как всегда у Дика присутствуют его автобиографические мотивы.

Остается лишь удивляться и восхишаться огромному миру фантазии автора, которого по-настоящему начали ценить только после его смерти. При всем при том, — это далеко не самый лучший роман Ф.Дика!

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Весьма интересный роман. Порою просто-таки захватывающее чтение. Но основные мысли и идеи не новы. Фантастическая составляющая больше антураж. Основное — это размышления и переживания главного героя. Характеры Эрика и его жены очень сильно напомнили персонажей «Кланов Альфанской Луны», что немного разочаровало. Больше всего меня разочаровал выбор главного героя, но выборы героев Дика обычно такими и оказываются — разочаровывающими. В целом же впечатление осталось весьма неплохое, но соглашусь с другими отзывами, что не лучшая вещь данного автора, по всем параметрам не лучшая.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Возможно, многие со мной не согласятся, но я считаю этот роман — романом о Герое. При этом, «Героем» я считаю не только мощную, действительно, героико-харизматическую личность Генсека ООН Молинари, который пропускает, буквально, через себя всю боль своего народа, боль войны и страданий. Для меня не менее героическим выглядит и Эрик — основной персонаж произведения, героическими выглядят его поступки. Несмотря на его низкую самооценку, на подкаблучничество, на кажущееся приспособленчество и стремление к комформизму, именно он для меня выглядит настоящим Героем Жизни. Я вижу в нём Героя Каждого Дня, не меньше. Ведь он всегда, несмотря на раздирающие его противоречия, поступает именно так, как велит ему его сердце. И в этом основная правда Дика. Неважно, на сколько велики твои поступки, если ты их делаешь, прислушиваясь к своему сердцу, — ты будешь Героем, не только для себя самого, но и для торжества Истины.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга о человеке, жизнь которого – кошмар. Не такой кошмар, когда из темных углов выползают щупальца, а обычный такой бытовой семейный кошмар. И ему выпадает шанс все изменить – новая работа, в новом месте, без опостылевшей жены. И дальше рассказ о том, как прошлое хватает его за ноги на фоне перемещений во времени. Для меня не самая интересная диковская вещь.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Дика, пожалуй, можно отнести к величайшим непонятым гениям 20-го века. Несмотря на кучу экранизаций, огромные тиражи и миллионы поклонников по всему миру.

Роман прекрасен. Как обычно у Дика до-валисовского периода, многослойность повествования просто поражает, а главному герою сопереживаешь. Кроме того, вновь тяжело отделаться от кинематографичности изложения.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх