Эрнст Т. А. Гофман «Пустой дом»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Центральная Европа ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
На одной из центральных улиц Берлина стоит пустующий дом. По официальной версии этот дом принадлежит кондитеру, который держит лавку в соседнем доме. Но про дом также ходят слухи, что с ним что-то нечисто, и в нём люди иногда слышат голоса, а в окнах порой заметно какое-то движение...
Входит в:
— сборник «Ночные этюды», 1817 г.
— антологию «Great Ghost Stories», 1918 г.
- /языки:
- русский (14), английский (3)
- /тип:
- книги (16), аудиокниги (1)
- /перевод:
- С. Афонькин (1), З. Вершинина (1), Н. Жирмунская (8), В. Ланге (4)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Sorok-king, 24 июля 2022 г.
Очень красивая романтическая история с неповторимой атмосферой позапрошлого века, приправленная мистикой — духи, зеркала, магнетизм, пугающая старая цыганка... Слушал аудиоверсию в исполнении Дмитрия Полонецкого. Несколько раз, возможно благодаря музыкальному сопровождению, мурашки пробегали по спине. Яркие зрительные образы то и дело появлялись в голове. Подумалось, неплохая вышла бы экранизация, если бы нашелся Мастер в наше время, достойный великого Гофмана.
Стронций 88, 28 ноября 2021 г.
После «Санктуса» и «Церкви иезуитов» в сборнике «Ночные этюды», наконец-то снова наступило время рассказов мрачных. И эта история, начавшись как забавное размышление о причудливом и чудесном, постепенно стала обрастать подробностями тревожащими, пугающими. Надо сказать, мне очень нравится, как автор частенько добавляет чёрных красок медленно, всё сгущая и сгущая их. И тут такое было.
Магнетизм. Этот рассказ иллюстрирует то, что автор не просто составлял пугающие истории, но и изучал человеческую природу, темную человеческую сторону, тот же магнетизм. И тут происходит нечто очень интересное. Магнетизм, как явление для данного времени почти научное, здесь вроде бы и предстаёт как некое объяснение, но, в то же время, он неотделим от мистического, сам становится эдакой стороной ворожбы и злых чар. Магнетизм тут пугает как черная магия и неотделим от неё. И получается, что и само объяснение тревожит. Впрочем, и объяснение с типичной для Гофмана манерой рассказывать предысторию в конце, не открывает всего полностью (так я чувствовал). И это тоже здорово, будто подчёркивает состояние героя, который словно был зацеплен краем событий и сам того не ведая играет в них фатальную роль.
Хорошая история, интересный сюжет, мрачная атмосфера наваждений и присутствия таинственных непознанных до конца и потому страшных сил. И множество действительно пугающих намёков и образов
isawald, 28 ноября 2017 г.
Сколь тонка материя привычного мира и сколь малых усилий достаточно нам для соприкосновения с тем, что находится по ТУ сторону, можно узнать внимательно (и с большим интересом) выслушав рассказ духовидца Теодора. Ведь может статься, что одного странного движения руку в окне пустого дома или дыхания на зеркале будет достаточно для возникновения магнетической связи с кем-то/чем-то иррациональным, зловещим. Так хорошо воплощаемая Гофманом в его творчестве «глубочайшая истинность окутывающих нас неисповедимых тайн» здесь выражена особенно явно и глубины эти повергают душу в смятение, напоминая, что человек — лишь пылинка на пюпитре Вселенной.
Пожалуй, самый мистичный рассказ из цикла «Ночных этюдов».
«Несмотря на свою слепоту и на темноту, окружающую нас, мы тщимся продвинуться вперед. Но подобно слепому, который по шелесту листьев, по журчанию и плеску воды узнает близость леса, в котором надеется найти прохладительную тень или ручей, который утолит его жажду, и достигает таким образом цели своих желаний, подобно этому слепому мы, прислушиваясь к тихому шуму крыльев витающих вокруг нас неведомых существ, предчувствуем, что странствие наше ведет нас к источнику света, перед которым глаза наши прозреют!»
baroni, 23 октября 2007 г.
Жутковатая история о том, что даже при свете дня на роскошной улице можно обнаружить потаенные темные углы. Такие же темные углы, глубоко запрятанные, почти что инфернальные бездны, находит герой рассказа и в своей душе, и в глазах прекрасной незнакомки, глядящей на него из окна пустого дома...