Филип Дик «Самозванец»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | «Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Вторжение «Чужих»
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Спенс Олхэм является одним из ведущих сотрудников проекта «Вестингауз», цель которого — разработка мощного наступательного оружия против инопланетян-захватчиков с Альфа Центавра.
Каково же было удивление Спенса, когда его арестовали и обвинили в том, что он вражеский робот, в чреве которого заложена термоядерная бомба, которая должна уничтожить проект «Вестингауз».
Но Спенс думает иначе и теперь он пытается доказать, что он на самом деле не шпион, а самый натуральный Спенс Олхэм и есть!
Входит в:
— сборник «A Handful of Darkness», 1955 г.
— антологию «Science Fiction Terror Tales», 1955 г.
— антологию «The Metal Smile», 1968 г.
— антологию «Dark Stars», 1969 г.
— антологию «The Astounding-Analog Reader: Volume 2», 1973 г.
— антологию «Souls in Metal», 1977 г.
— антологию «The Arbor House Treasury of Modern Science Fiction», 1980 г.
— антологию «Histoires d'automates», 1984 г.
— сборник «Robots, Androids, and Mechanical Oddities: The Science Fiction of Philip K. Dick», 1984 г.
— антологию «Isaac Asimov Presents The Great SF Stories: 15 (1953)», 1986 г.
— сборник «Пересадочная станция», 1987 г.
— антологию «Friends, Robots, Countrymen», 1988 г.
— антологию «Invasions», 1990 г.
— журнал «Если 1992'2», 1992 г.
— антологию «Cyber-Killers», 1997 г.
— антологию «Isaac Asimov’s All-Time Favorite Science Fiction Stories Volume II», 1997 г.
— «Просто Фантастика», 2008 г.
Экранизации:
— «Impostor» 1962, Великобритания, реж: Питер Хэммонд
— «Пришелец» / «Impostor» 2001, США, реж: Гэри Фледер
- /языки:
- русский (9), английский (23), французский (1), итальянский (1)
- /тип:
- книги (26), периодика (1), самиздат (3), аудиокниги (4)
- /перевод:
- П. Биллон (1), Д. Власов (1), Д. Коссато (1), С. Сандрелли (1), М. Шевелёв (6)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
serg7new, 23 февраля 2023 г.
В двух словах: весь мир — театр, а люди в нём — агенты. Сюжет напоминает «Бегущий по лезвию», только наоборот — с позиции робота. Кто за кем бегает иногда так же неясно, как в «Вспомнить всё» :)
Если прочитать рассказ, то фильм смотреть неинтересно, поэтому лучше посмотреть фильм «Пришелец», хоть он и провалился в прокате. В фильме есть «человечность», в рассказе всё произошло слишком быстро, как говорят — «характеры героев не раскрыты».
Barrell, 5 ноября 2020 г.
Читать.
Умеет земля американская рожать безумных гениев фантастики! Или умела когда-то рожать. Или рожала нормальных, а потом тщательно доводила до кондиции. Филипп Дик — ярчайший пример талантливого психа. Лаконично до предела. Простор для фантазии. Не зря он — один из самых экранизированных фантастов!
Читать.
Стронций 88, 21 декабря 2019 г.
Ну, наконец-то я прочитал что-то у Дика до того, как посмотреть экранизацию (в остальных случаях выходило наоборот). Я гляжу, рассказ довольно популярен – хотя бы по тому, сколько изданий на русском языке у него уже было. Это логично, ведь рассказ – типичный, такой твёрдый, классический Филип Дик. Рассказ небольшой, но очень динамичный, такой сжатый, напряжённый как нерв. Концовка мне лично виделась издалека – ну вот начинаю привыкать к поворотам Дика. Тема – одна из его любимых – что такое человек, а что только кажется им, маскируется под него? Но тут, по-моему, в первый раз (хотя я самые ранние рассказы пока не читал) авторская паранойя выходит на новый уровень – тут уже приходиться выяснять, не кто из окружающих чужак, а не является ли герой сам чужаком? А это уже, вопрос, согласитесь, весьма интригующий. Впрочем рассказ настолько стремителен и сжат, что данная дилемма мучает героя не так сильно – ибо спасение жизни и поиск способа доказать свою реальность заставляют не отвлекаться на подобные вещи. Отличный рассказ. Я бы не сказал, что для меня лично он лучший из его рассказов – но вот именно твердый, классический Дик, с теми фишками, за которые я его и люблю.
ГРОМ, 22 декабря 2019 г.
Рассказ как пришельцы ведущие войну против земли, решили внедрить в ряды землян своего агента начиненного бомбой.
Автор реалистично описал истеричность Американцев.
Сюжет неплохой. Погони за главным героем.
Практически весь рассказ хорш, да концовка подвела. Даже если оставлять такую концовку — когда был уничтожен целый город, то надо было дописать хотя бы еще параграф. Описывающий, что ничего эта диверсия глобально не дала. Да, и интересно почитать о дальнейшем. Иначе от рассказа (в данном виде) веет бессмысленной, безвкусицей — безнадегой.
redmarie, 27 августа 2013 г.
Рассказу 60 лет, и сейчас, по-моему, он выглядит наивно. Спецслужбы изловили, по их мнению, пришельца, выдающего себя за известного человека, сказали ему «ты пришелец, поэтому ты очень скоро умрешь», и без суда-следствия полетели приводить приговор в исполнение. Да просветите же его лучами какими-нибудь, узнайте, того ли взяли (как-никак судьба человечества на кону)! Но нет, так, как говорится, «кина бы не было».
Очень популярная современная фобия «пришельцы среди нас» описана Филипом Диком еще в 1953 году. Хотя тогда, думаю, боялись совсем не пришельцев. Писатель и на этот раз не обманул чаяний. Финал четко тот, что нужен, в диковских традициях перевертышей ожидаемого с ног на голову.
В принципе, триллер: человек, ничего не подозревая, утром отправляется на работу, садится в служебную машину, где его поджидает представитель спецслужб, тут же предъявляющий обвинение. И это обвинение просто в голове не укладывается! Наш герой попадает в смертельный переплет. Побег, погоня, предательство близкого человека, попытка доказать невиновность... И вот, когда почти все охотники уже опустили оружие, Ф.Дик просто взрывает сюжет!
Страшно, когда тебя бездоказательно принимают за шпиона, стараясь уничтожить. Обидно, когда в попытке подтвердить свою личность, ты теряешь близких людей, потому что они верят в невозможное. Ужасно, когда почти убедив в своей непричастности, получаешь «нож» в спину от лучшего друга. Мерзко, когда тот, кого ты привык называть «Я», тобой не является... И осознать все это времени уже не остается, оказывается, задание выполнено.
Сильный рассказ, несмотря на кажущуюся простоту. Какую личную трагедию переживает человек, в одночасье оказавшийся врагом человечества №1? Особенно в то время, когда проще сначала стрелять, а потом задавать вопросы.
colouroflife, 26 марта 2019 г.
Хорошо удаются Дику рассказы. Удаётся уложить интересный сюжет в короткое повествование. Здесь есть начало и конец, есть завязка и развязка, успеваешь сопереживать герою, успеваешь погрузится в созданный воображением писателя мир. Чего не скажешь о рассказах других авторов, немногим удаётся тоже самое. Обычно несколько страниц лирики, а смысл рассказа можно уложить в одно предложение из 3-4 слов. А по рассказам Фика снимают полнометражные фильмы. Единственное чего жаль, так это то что я смотрел фильм ранее и увы знал чем закончится данный рассказ. Помню как фильм в своё время меня потряс — от начала до конца веришь герою, а финал сбрасывает тебя с небес на землю.
romanpetr, 8 декабря 2015 г.
Интересный и динамичный рассказ Дика, как говорится на один присест. Пожалуй основной идеей в рассказе является самоутверждение человека, когда казалось бы все в этом мире стабильно, надежно и прекрасно, до тех пор пока тебе в лицо не швыряют изобличительное выражение. А после и вовсе начинают повсеместную травлю, и ты не можешь отличить реальное от нахлынувшей ирреальности. В первую очередь, каждый прочитавший сам должен задаться вопросом к самому себе: «Кто же я ? Человек или искусственно созданное существо?» Скажем, немножко впасть в философский диспут с самим собой. И сделав выводы, понять на какой социальной ступени он стоит. Все это достаточно глубоко, а произведение многим покажется просто динамичным «блокбастером» не несущим никакого разумного зерна, но это только так кажется...
Вот многие в отзывах пасуют на то, что мол дико все и наивно в этом рассказе, но, граждане-товарищи, произведение написано более 60 лет назад. И все кругом его до сих пор читают. Так что будьте снисходительны к ранним пробам пера и удачным пробам пера, коль рассказ был даже экранизирован... Хочу сказать, что в далеком 1993 году рассказ казался , куда как более, мощным и выдающимся из наступающей в те годы Фантастики...
vam-1970, 20 октября 2017 г.
Психологический рассказ -героя обвиняют в подмене разума. А как доказать, что ты есть ты? Противоречие создано -ты же не ты, а доказать надо, что ты есть он.И финал оригинален -кодовое слово для взрыва бомбы -не слово, а срабатывание в мозгу понятия- «что я -это не я».
makelen, 20 октября 2017 г.
Очень динамичный рассказ с интригующим сюжетом и (как по мне) довольно неожиданной концовкой. Читается на одном дыхании, не возможно оторваться ни на секунду.
Не хватило только чуть большего развития событий, уж слишком быстро все закончилось.
Alexus_404, 13 мая 2017 г.
Неплохой рассказ раннего Дика. Динамичный и читается на одном дыхании. Почему-то напоминает его другой рассказ, написанный примерно в те же годы, — «Особое мнение». Наверное, потому, что здесь, как и в той истории, главный герой должен доказать свою невиновность. Кстати, замечаешь, что стиль и подача раньше у автора были совершенно другими. Где-то в 60-х сформировался тот самый мрачный и психоделический Дик, а тогда была обычная научная фантастика, которую писали многие. Впрочем, тогда еще писатель начинал свой путь. Концовка сейчас предсказуема, но для 1953 года это было очень свежо и необычно.
Ev.Genia, 16 июля 2013 г.
Вот это рассказ! Такой накал эмоций за столь короткое время – ведь рассказ то совсем не большой. Филипп Дик не торопясь, постепенно, уверенно и прочно занимает место неординарных и любимых мною писателей.
В столь маленьком произведении Автор представляет целый набор привлекательных моментов: экшн с интригами, погонями, шпионажем, подменой, стремлением и поиском возможности доказать, что «Это я – Спенс Олхэм!».
Ничто не предвещало таких катастрофических перемен в жизни главного героя – все как обычно: сложный проект, ежедневная, но очень нужная работа, естественное желание отдохнуть, ностальгия по прошедшим временам. Все вполне определенно. Но в один момент все переворачивается, меняется настолько резко для нашего героя, что после всей этой обыденности для него встает вопрос о его жизни. Это вызывает сочувствие к Олхэму – ведь против него все: жена, лучший друг, служба безопасности. Я, лично, каждую секунду верила в него и в несправедливость ситуации. Некоторые пишут, что финал предсказуем в рассказе, но для меня это не так. Я ожидала совсем другого окончания. В принципе, финал мог иметь разные варианты, но Автор выбрал такой и для меня это было определенно неожиданно.
Возможно этот рассказ слишком торопливый, события переданы слишком быстро и все чувства, переживания и спорные моменты для кого-то из читателей не полностью раскрыты. Но мне рассказ очень понравился, т.к. сумел затронуть. Вот за это мне и нравятся произведения Филипа Дика – за те неожиданные и непредсказуемые изюминки, которые он подбрасывает по ходу повествования и особенно в финале.
Роджер_Янг, 24 мая 2017 г.
Чуть ли не единственное произведение о борьбе одинокого беглеца против репрессивной Системы, где
За оригинальный финал поставлю 8, хотя сам рассказ конечно средненький.
JohnNorrik, 3 февраля 2016 г.
Стилистика рассказа мне не понравилась. Уж слишком она обычная. Слишком, даже для Дика.
но вот идея и динамика меня захватили. А ведь и вправду, как доказать, что ты это ты? Возможно ли исходя из аргументов логики обосновать свое естество и существование? Автор считает, что нет. А вот читатель должен с ним согласиться или не согласиться. Его право.
newcomer, 22 июня 2016 г.
Это все, конечно, интересно было бы, разверни автор сюжет до уровня романа. А так — кажется, что во времена холодной войны каждый уважающий себя (и других) фантаст ежедневно изобретал сюжеты про злобных пришельцев/коммунистов/роботов... будто ему персональные планы выработки ставили, право слово, наивно.
Чайханщик, 28 ноября 2015 г.
Каково это — узнать, что ты на самом деле не человек, а ходячая бомба, да ещё и созданная пришельцами? Получится ли доказать, что это не так, если все вокруг готовы тебя убить?
Читая рассказ, думаешь, сколько раз автор исполнит сальто-мортале. От Дика я ожидал каскад акробатических кульбитов, но он предпочёл всего лишь пару финтов ушами.
Так же рассказ портят святая наивность автора (об этом много сказано в других отзывах) и совершенно неумелое описание эмоций. Единственный плюс — динамичность. 6/10