FantLab ru

Филип Дик «Дело Раутаваары»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.63
Голосов:
164
Моя оценка:
-

подробнее

Дело Раутаваары

Rautavaara's Case

Другие названия: Ящик Раутаваары

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 32
Аннотация:

Трое земных техников проводили наблюдения за флуктуациями межзвездных магнитных полей, когда в их станцию с огромной скоростью врезались обломки базальта. Двое из техников-мужчин погибли сразу, а техник из Финляндии Агнета Раутваара успела надеть аварийный шлем, но все равно погибла. Но мозг ее еще функционирует, что дает шанс на ее воскрешение.

И обитатели системы Проксима Центавра посылают на станцию робота, который сможет вернуть Агнету к жизни…

Входит в:

— условный цикл «Nebula Awards»  >  антологию «Nebula Winners Sixteen», 1982 г.

— сборник «I Hope I Shall Arrive Soon», 1985 г.

— антологию «The Third Omni Book of Science Fiction», 1985 г.

— сборник «Вспомнить всё», 1987 г.

— журнал «Фантакрим MEGA 1991'5», 1991 г.


Номинации на премии:


номинант
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 1981 // Малая форма

Похожие произведения:

 

 


Вспомнить все
2015 г.

Периодика:

Фантакрим MEGA 1991'5
1991 г.

Самиздат и фэнзины:

Вспомнить всё
2017 г.
Вспомнить всё
2017 г.

Издания на иностранных языках:

Nebula Winners Sixteen
1982 г.
(английский)
Nebula Winners Sixteen
1983 г.
(английский)
Nebula Winners Sixteen
1983 г.
(английский)
The Eye of the Sibyl and Other Classic Stories
2016 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 июля 2014 г.

Очень простой рассказ, но при этом медленно ввергающий в шок. Представьте, что у вас больше нет тела, только мозг. Впечатления извне более не поступают. Мозг начинает работать с тем, что есть в нем самом. А тут еще один подарок. В замкнутый на себя мозг извне закачивается образ Создателя (Спасителя), созданный чужой цивилизацией — принципиально чуждой человеку по своей физиологии и культуре. Ночной кошмар и фильм ужасов в одном флаконе. А проделано все это изначально в целях спасения погибшей женщины, мозг которой еще полностью не умер, потом же — из любопытства. Причинять героине вред незадачливые бестелесные экспериментаторы не стремились.

Когда одни разумные существа соматические, а другие — плазменные, могут ли они понять друг друга? Возможно ли это в принципе при такой несхожести восприятия? Таков главный вопрос, которым задаешься по ходу чтения. И к определенному ответу не приходишь. «Мыслю, следовательно, существую», — это слова философа-человека. Героиня рассказа (точнее, ее мозг) мыслила, но мысли эти не были связаны с реальностью. Она оперировала только образами прошлого. Можно ли считать, что она жила? Строго говоря, да. Вот только жила в полной изоляции от окружающего мира. И ведь такие люди есть. Крайняя степень аутизма сопровождается полным погружением в себя. Разумное существо в форме сгустка плазмы не разделяет тело и мозг, оно суть единый орган — и ощущающий, и мыслящий. Сохранение жизни только мозга человека для них кажется благом. Состояние полной изоляции мысли от ощущения находится за гранью их чувственного опыта. На первый взгляд кажется, что взаимопонимание со столь непохожими невозможно. Но ведь они разумны, как мы, у них тоже есть абстрактное мышление...

Второй важный момент связан с религиозной составляющей сознания. У героини она оказалась достаточно высока. Образы чужой теологии мозг трансформировал в понятные ему образы-перевертыши. Что для плазмоидов Создатель (Спаситель), для героини Враг рода человеческого. Этот эпизод наводит на весьма любопытные мысли: источник информации определяет характер восприятия образа. Знакомясь с заведомо чужой теологией, мы осмысливаем ее на абстрактном уровне. Это метод научного исследования, который позволяет понять предмет исследования в какой-то части. В мозг героине чуждый религиозный образ подсадили как образ ее собственного сознания. Не зная об источнике образа, мозг человека встроил его в привычный образный ряд, соотнес с наиболее близким по атрибутивности явлением привычной религии.

Реакция мозга человека на внедренный чуждый образ приближает к ответу на вопрос о возможности взаимного понимания. Получается, что оно возможно только с привлечением абстрактного мышления.

Никаких новых мыслей и идей рассказ в себе не содержит. Но хорошо известные идеи и принципы познания и общения в нем проиллюстрированы на замечательно ярких образах. В первый момент смыслы и идеи рассказа воспринимаются как открытие. Потом осознаешь, что нет, ничего нового автор не сказал. Но старое и хорошо знакомое подано так, что невольно задумываешься в поисках альтернативных ответов и решений.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 марта 2008 г.

Дик, как всегда не ограничен в создании ярких образов, наиболее точно поясняющих придуманную им идею. Необычный взгляд на жизнь после смерти — для каждого эта жизнь, есть то, что он сам себе представлял (у меня, лично, давно нечто подобное формулировалось, но теперь я знаю, как это звучит). Есть притензия на гениальность :wink: Рассказ многогранен. Удачный пример позднего творчества автора в краткой форме.

PS: Очень хорошо понимаешь, что читать Дика на день грядущий — значит выпасть из этого дня. Пищи для размышлений невообразимо много и отвлечься от этого невозможно. Вот и витаешь в прострации :lol:

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 октября 2011 г.

Я бы не относил этот рассказ к антирелигиозному жанру, конечно, если не относить эзотерические учения к учениям атеистическим (пусть, для некоторых, — еретическим, но не атеистическим).

Наверно, только христиане спокойно относятся к таинствам связанным с «плотью и кровью» Христа, хотя у представителей других конфессий постоянно проскакивает «некоторое недоумение» связанное с процедурой «поедания своего бога»... Для них (иноверцев) высокий религиозно-аллегорический смысл этого акта не очень-то перевешивает «театральность» самого действа. Это я к тому, что надо терпимее относиться к взгляду со стороны на «особенности» вероучений...

Эзотерики утверждают, что человек в стремлении к вечности (к вечному бытию), пройдет путь духовного совершенства и, преодолев все трудности материального мира, в конце-концов вырвется из плена своей телесной оболочки и обретёт вечную свободу. Разве не есть избавление от своего тела в процессе трансформации духа — «поедание» низшего «Я» высшей частью своего «Я», которая всегда была едина с Богом. У Дика это несколько гипертрофировано по форме, но абсолютно верно по духу с вышеизложенной доктриной. Так что я прихожу к выводу, что обе религиозные доктрины, представленные в рассказе, все-таки едины по сути. Впрочем, как считают эзотерики, все религии мира всего лишь различные реки, впадающие в единый океан истины.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 января 2011 г.

В рассказе переплелись две составляющие. Первая — возможно ли проведение эксперимента над разумным человеком без его согласия. Современная наука напрочь отрицает такую возможность с чисто этических позиций. Вторая — антирелигиозная, которая по своей сути подвергает сомнению основополагающие постулаты христианской религии. И вот такое философское блюдо нам предложил автор. Конечно, рассказ на любителя, ибо требует глубокого осмысления и спора с самим автором.

Рассказ был опубликован в Фантакрим–MEGA. – 1991. – № 5. – с. 6–11.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 июля 2017 г.

Рассказ в категории «гениальные». Отличная идея — кто есть бог для других цивилизаций Вселенной?.Какой он для них? Дик преподнёс вариант божества великолепно и неожиданно. А вы, читатели, теперь размышляйте и фантазируйте.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 ноября 2005 г.

Рассказ бредовый. Эксперимент какой-то неправильный. Людям верующим читать не рекомендуется или, наоборот, можно присоветовать только тем, чья вера сильна. Может они найдут аргументы повесомей в пользу родной антропоцентрической точки зрения?

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 сентября 2005 г.

Замутил Дик славно. И Христа приплел и религию. Но так запутано, до ужаса. Видно, чтобы понять о чем этот рассказ надо наглотаться таблеток каких-нибудь и тогда вам будет… ЩАСТЬЕ!

Оценка: 5
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 января 2008 г.

Ну и фантазия у автора. Скрестить так здорово 2 религии: земную и инопланетную, а потом взять и не довести эксперимент до конца. Сильный, хоть и слегка бредовый рассказ.

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 октября 2006 г.

Страшно — аж мороз по коже. Конечно, о вкусах и религиях не спорят и то, что для одних нормально, для других может показаться бесчеловечным (во всех смыслах). Но выбрать для этого ТАКОЙ пример... это, наверное, мог только Дик.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх