fantlab ru

Филип Дик «Око небесное»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.20
Оценок:
622
Моя оценка:
-

подробнее

Око небесное

Eye in the Sky

Другие названия: Глаз в небе; Небесное око

Роман, год (год написания: 1955)

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Авария на протонно-лучевом дефлекторе «Мегатрон». Пострадали восемь человек. В течении нескольких минут этим людям придётся окунуться в миры, существующие в глубинах их подсознания. «Может, под обманчивой поверхностью всегда существовала эта реальность...»

С этим произведением связаны термины:

Похожие произведения:

 

 


Мастер всея Галактики
1996 г.
Око небесное
2000 г.
Вне времени
2008 г.
Солнечная лотерея
2010 г.
Око небесное
2024 г.

Издания на иностранных языках:

Eye in the Sky
1957 г.
(английский)
L'occhio nel cielo
1980 г.
(итальянский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

В процессе жизни у человека формируются его собственные уникальные представления обо всем, что его окружает, стериотипы, комплексы, в общем частично то, что мы иногда называем «тараканами в голове». У кого-то эти тараканы достигают размеров лошадей и неукротимым табуном носятся в голове, сметая все на своем пути, поднимая в воздух столбы пыли. Каждый справляется со своими «тараканами» как может или не справляется вовсе, но если тебя наградят чужими — как ты будешь ладить с ними? Своя рубашка ближе к телу, как-никак.

В одной из книг по философии Дик вычитал такие понятия, как idios kosmos (частный мир) и koinos kosmos (мир общий), как пишет биограф автора Эммануэль Каррэр. Суть в том, что idios kosmos реально существующее представление об окружающем мире внутри каждого человека, а koinos kosmos живет лишь посредством договоренности между людьми о том, как выглядит мир настощий, в котором обитают все люди. Дику пришла идея окунуться в чужой idios kosmos не отказываясь от своего. Это в конечном итоге вылилось в роман «Око небесное», о приключениях восьми героев в трансформированных мирах, по образу и подобию «тараканов» в их головах.

Хороший авторский стиль и непрекращающееся напряжение от всего происходящего абсурда не дают отложить этот небольшой роман не дочитав до конца. Но хоть повествование и пытается влезть в чужие головы, исследовать чужие представление о вещах, чужие комплексы, заморочки, основываясь на филосовской концепции, которую Дик когда-то почерпнул, ждать какого-то откровения или серьезности, или глубоких измышлений автора совершенно не стоит. Это хороший иронический равлекательный роман, который высмеивает человеческие глупости, засевшие глубоко-глубоко в головах. По окончанию может показаться, что один мир был расписан слишком широко, а другие оказались несколько куцыми, а в третьи и вовсе не заглянули, но автор рассчитал все совершенно правильно — история сплетена таким образом, чтобы читатель не успевал уставать от происходящего. Герои погружались все в более темные закоулки людского мозга, попадая все в новые и новые миры, дойдя до конечной точки.

В итоге, этот увлекательный роман, не лишенный смысла, можно отнести к тем произведениям автора, которые можно прочитать исключительно ради удовольствия, а не по каким-то другим причинам.

Оценка: 9
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Филип Дик. Око небесное. СПб. Амфора. 2000. Перевод Г.Белова. 300 стр. 8 т.э. серия «Новая коллекция». (мягкая обл.)

[Eye in the Sky, 1957]

Читайте этот роман, и вам откроется величайшая со времен изобретения налогов тайна — никакого единого реального мира не существует, а существуют лишь фантазмы, воплощенные в живую плоть прохожих и кровельное железо близлежащих построек представления людей об окружающем их мире.

После случайной аварии на научно-исследовательском комплексе «Мегатрон» группка экскурсантов из восьми человек потеряла в полном составе сознание и подпала под влияние неуравновешенной психики идиота-вояки Артура Сильвестра — единственному из посетителей «Мегатрона», сохранившему свое сознание и свое видение окружающей действительности. Если ему кажется, что все негры шаркают подошвами и плохо говорят на английском, то отныне все негры будут волочить ноги и шепелявить; если женщина придерживается радикальных взглядов в политике, то она неминуемо станет невысокой толстушкой.

«Неужели все эти люди не подозревали, что являются всего-навсего извращенной выдумкой чьей-то прожженной башки?»

Мир генерала Сильвестра — мир по Птолемею, в котором центром вселенной является земной шар, вокруг которого вращаются мелкие Солнце, Луна и планетки, а сверху на за всем пристально наблюдает око небесное — Бог, созданный фантазией генерала.

Вырвавшись из теократического мира Второго Бааба, мира, в котором физика занимается установлением телефонной связи с Богом, мира, в котором автомобили починяют молитвами, а проститутку в баре охраняет амулет из голеностопного сустава Магомета, восемь наших пострадавших экскурсантов попадают мир, нарисованный воображением миссис Эдит Притчет. Мир миссис Притчет — это слащавая Утопия, в которой все силы общества приложены для реализации художественного самовыражения человека, и где нет ничего, чтобы этому могло помешать: секса (как и различия между полами) не существует, равно как отсутствуют клаксоны у автомобилей, смог на улице и налоговые счета, крики младенцев и вообще мелкие дети, кошки, Азия вместе с Россией и политические новости. Верхом карьеры в этом розовом мире становится служба в лаборатории по приготовлению новых сортов душистых шампуней.

Но, занявшись отсеканием всего лишнего и вредоносного (в соответствии с ее, миссис Притчет, вкусами и взглядами), трудно свернуть с проторенного пути уничтожения окружающей реальности. Утопия, которая безжалостно отсекает все ненужное, неминуемо перерождается в кошмарную Дистопию. Очередной фантазм рушится, а наши горе-экскурсанты, избавившись от одного кошмарного мира, подпадают под обаяние очередного Творца, мисс Рейс:

«В длинном вельветовом пальто, с сумочкой, перчатками под мышкой, с экземпляром «Нью-Йоркер», купленном по пути, она могла показаться обыкновенной мелкой служащей, вернувшейся домой из конторы». И никто из посторонних прохожих не подозревал, что она — Бог, сотворивший параноидальный окружающий мир, в котором чудища живут в подвалах, чердаки стонут живыми голосами, ковер — это язык, готовый слизать человека, чтобы потом стены дома переварили тебя и выплюнули обглоданные косточки на крыльцо.

Был еще на пути следования наших героев бандитский мир гротескной Америки тридцатых — шикарные рестораны, стриптиз-бары и жалкие голодающие нищие, бредущие по грязным улочкам мимо баррикад, настроенных неграмотными злобными пролетариями — мир, рожденный подсознанием коммуниста.

Восемь человек попали в аварию, четыре разных мира пройдено. Повествование обрывается на пятом — в общем-то, вполне пока похожем на реальный. Только… Что будет после очередного пробуждения? Останется ли мир прежним, или вновь сорвется с нарезки и поскачет по извилинам искаженного сознания очередного Творца?

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Возможно, это самый психоделический из романов Дика. Чтение весьма занятное и, я бы сказал, жутковатое. Вероятно, при написании этой вещи на Дика повлиял и его собственный опыт общения с сектантами. Однако возникает вопрос, имеет ли такое чтение какую-либо ценность помимо развлекательной (что, конечно, тоже неплохо)? С. Лем в таких случаях использовал термин «познавательная ценность», а Э. Фромм – «продуктивность» и «внутреннее сопереживание». Да и развлечение, состоящее в смаковании параноидальных фантазий, представляется весьма сомнительным. Думается, что особых психологических, философских и, тем более, религиозных глубин искать в этой книге не стоит. Солипсические аллюзии, в общем-то, несерьезны. Хотя искушенный читатель, без сомнения, найдет здесь повод для рефлексии. Лично мне показалась забавной и остроумной вывернуть наизнанку учение З.Фрейда (точнее, обывательское представление о нём). Или такая, к примеру, сентенция: «Россия как географическое понятие исчезла с лица Земли. Уж очень отрицательные эмоции она вызывала». Мир Артура Сильвестра кажется наиболее проработанным и интересным в своей глобальности. Любопытно ознакомиться и с проглядывающими через фантасмагорию, реалиями США 50-х годов. Похоже, кстати, что «Резец небесный» У. Ле Гуин написан прямо в духе «Ока небесного» (Хотя у Дика небо – sky, а у Ле Гуин – heaven.)

В лучших, на мой взгляд, романах Дика «Убик» и «Стигматы Палмера Элдрича» основная смысловая интрига заключается в невозможности отличить первичный («истинный») мир и мир вторичный (загробный, галлюциногенный). Герои «Ока небесного» от этой дилеммы довольно быстро освобождаются. И эта определенность (хотя она и чуть-чуть подвергается сомнению в последних строках романа) понижает «впечатлительный эффект» от текста. Концовка выдержана в сатирически-морализаторских тонах с примесью happy-end’а. Последний разговор Гамильтона с полковником Эдвардсом намекает уже на реальную (не бредовую) паранойю антикоммунизма.

Оценка: 8
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

После романа пришлось некоторое время отходить от безумия миров, в которые гений Филипа Дик окунал мой разум. Но я не могу сказать, что роман оставил негативное впечатление. Напротив, тема света, которая пронзает все эти макабристические миры, — тема любви и верности главных героев (Джека и Марши) оставляет надежду на счастливый исход и для нашей собственной реальности. Для этого только и нужно, что каждому «Джеку» найти свою «Маршу» (и наоборот, хотя это взаимосвязано).

Роман написан Диком во время «самое счастливое и романтичное в его биографии». Видимо, это нашло отражение во всех историях, через которые проходят Джек и Марша. Ведь только их любовь, взаимное доверие и взаимопомощь помогают им «вернуться» друг к другу, вернуться «домой».

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наверное искать глубокий смысл, лежащий на поверхности, в этом романе не стоит. Иной раз чтобы разобраться в реальном мире с происходящими процессами вокруг, нужно заглянуть в мысли каждого, кто тебя окружает. Восемь совершенно разных людей получают шанс, заглянуть в шизоидные умы друг друга, в следствии аварии на Мегатроне. Которые очнувшись не сразу поняли что с ними произошло, чем то напоминает сумеречную зону... А ведь порой заглянуть в то, каким видит окружающий мир каждый из нас, бывает не только интересно, но и опасно. чужая душа — потёмки!

Мир каждого из участников кажется паранойей и каждому в принципе можно поставить диагноз, но порой отыскать смысл в мировоззрении каждого не так-то легко..

Так например «мир» полковника Эдвардса напоминает мир по Птолемею, где центром вселенной оказывается Земля и существует в глубинах космоса Бог -стронний наблюдатель за всем происходящим вокруг. В мире Артура Сильвестра- это религиозный мир, где любой поступокне остаётся безнаказанным, и по грехам воздаётся каждому. Мир где наука нацелена на общение с высшими силами. Мисс Райс оказывается повёрнутой на теории заговора против себя и вокруг неё. Эдит Пратчетт работник искусства, который стремиться к совершенствованию путём уничтожения всего что ей негоже силой мысли, в результате которой рушится её иллюзия об идеальном мире. И даже фантазия Макфифа относит нас во времена гангстеров. Всё это здорово, но вот найти дорогу в реальный мир не так-то просто, но необходимо.

Необходимо положить конец происходящей паранойи, чтобы всё закрутилось как прежде.

Во всём романе чувствуется некая изюминка присущая только Филипу Дику. Читается удивительно легко и непринуждённо:super:.

Обрывается же всё на фантазии Макфифа, но где гарантия что этот мир истинный, и куда на этот раз заведёт нас фантазия Филипа Дика? 10 баллов:mafia:

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитав понимаешь,что человек это вселенная закупоренная в плоть.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Совершенно безумный роман, с абсолютно сумасшедшим сюжетом. Однако вся вакханалия творимая в романе явно не для красного словца, как многие нынешние сюрр истории, а очень даже имеющая определенную цель и смысл. Признаюсь, что меня книга очень зацепила и своевременно я не написала отзыв лишь потому, что не находила правильных слов.

Так вот, на одном из экспериментальных заводов Вайоминга происходит взрыв какого-то технологического оборудования, жертвами которого становятся восемь человек. В результате аварии эти восемь человек получают приличную дозу радиации и оказываются погребенными под завалами — все реалистично трагично и серьезно. И это реальный, видимый всем окружающий мир. Одновременно с этим «великолепная» восьмерка оказывается в плену совершенно новой реальности, а потом еще и еще, и еще одной, которые создаются чьим-то больным воображением. В одной из них, они летают на зонте к Богу, который наблюдает за миром с неба одним единственным, но огромным глазом — это кстати один из моих любимых моментов в книге, в другой властительница повелительница и создательница мира, а по совместительству и одна из восьми пострадавших человек, способно стирать с лика Земли все о чем она не знает, не приемлет, все что ее раздражает. Еще в одном мире — мире паранойи, где все страхи оживают, причем в самых неожиданных образах, герои сами превращаются в пауков, ос и комаров. А самым абсурдным, как мне показалось, был нуаровский гангстерско-коммунистический мир. Ужас-ужасный, взрывающий мозг, так сказать, вишенка на торте, приготовленная в конце книги автором.

Понятно, что в книге Дик доводит до абсурда многие идеи, показывая как выгладил бы мир, будь у руля, религиозный или военный фанатик, параноик или идеалист-революционер, но помытарствовав с героями в каждой из реальностей, начинаешь сомневаться в существования стола, стула, окна и т.д. и бояться мира не только того, которым живет сосед, но и своего собственного. Своих тараканов ведь мы можем совсем не замечать.

Отличная книга. Рекомендую всем. И пусть вас не смущает некоторая антикоммунистическая направленность, таки времена уже или еще не те.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Философия и психоделический триллер тесно переплетены (хотя у дика практически везде так) в жуткий коктейль. Книга затягивает и не отпускает до конца. Особенно отлично читается на фоне истерии с коллайдером:biggrin:

Да и халф-лайф напомнило.

Авария — лишь причина, открывающая всю бездну человеческого разума и видения. Каждый из нас живет в мире, пропущенном через собственную призму восприятия. Дик лишь взял «крайности» восприятия, но частица этих безумств так или иначе лежит во всех нас.

Если проанализировать книгу с точки зрения самой личности Дика, то мне кажеться в ней видны отголоски эпопеи Валиса-Альбемута[религиозная часть], Убика[сдвиги в пространство-времени], Помутнения[общая психоделичность-паранойя] и еще пары других произведений. Практически краткий путеводитель по внутреннему миру автора.

Подводя итог — обязательно к прочтению.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чужая душа — потемки.

Давненько я не проглатывал романы, пусть и небольшие, за один присест!

Итак, Око, по моему скромному мнению, является этаким прото-Убиком, который позже возьмет все лучшее, перемешает, добавит новых идей и станет сильнейшей работой ФКД.

Оценку же начну по традиции с недостатков, среди которых обычные для дика мелкие шероховатости и некая сумбурность. Откровенных глупостей тут нет, но слова и поступки различных героев от «мира» к «миру» почему-то «плавали», что я могу объяснить желанием Дика не создавать раз за разом вокруг Джека и Марши Хэмилтон «регулярной ячейки», а чередовать окружение.

К достоинствам как всегда относятся безудержная фантазия Филипа-нашего-Дика, сатира на все и вся и — ну для фанатов точно — характерный диковский сюрреализм.

После довольно быстрой завязки мы незаметно перебираемся в «мир номер один», которому посвящена примерно половина романа. И вот тут Дик хорошо прошелся и по религиозным фанатикам, и по консерваторам в целом. Мир материально обоснованной теократии с самыми настоящими высшими силами, руководящими человечеством на поверку оказывается достаточно скверным местом, где чернокожие — не люди, а «место женщины — на кухне».

Мир номер два оказывается «пушистой» версией предшественника, только с акцентом не на религии, а на морально-этических нормах. Каток проехался и по ханжам, скажем так. И тут мы видим, что за кажущейся безобидностью скрывается куда большая нетерпимость, и если в «первом» у оступившихся была возможность «отмолить грехи», то во «втором» на это просто не будет времени — «создатель» буквально вырывает пласты действительности на свое усмотрение. И если «первый» имел хотя бы теоретическое будущее, то у «второго» шансов на хоть сколько-то продолжительное существование попросту нет. И вот тут — «ликвидация» первоисточника проблемы выглядела чересчур глупо.

Путешествие по третьему миру оказалось хоть и кратковременным, но крайне захватывающим триллером. Тут уже абсурд «второго» превратился в настоящий сюр — вкусный, осязаемый, жуткий. Любопытно отметить, что «создатель» этого мира в отличие от предшественников отнюдь не был доволен сложившимися условиями, и не имел привилегированного положения. С другой стороны, вместо желания сделать мир лучше, Джоан Рейсс двигали банальные месть, жестокость и страх. В чей огород Дик бросал камень в этом случае — судите сами. Я не думаю, что он пытался упрекать людей с психическими отклонениями, однако тех, кто сам себя загоняет в эту яму своими же мнительностью и малодушием — возможно. Или же это просто наглядная картина того, во что жестокосердие окружающих способно превратить жизнь отдельного человека.

Происходящее в «четвертом» было, на мой взгляд, наиболее нескладным. Череда событий, сопровождаемых не всегда логичными замечаниями и диалогами завершается откровенно странной сценой в баре. Может, это я ни черта не понял, не знаю. Да, тут Дик жестко проехался уже по идеологическим фанатикам, однако в данном случае его собственная позиция в противостоянии двух лагерей уже не нейтральная. Полусерьезно, но ФКД все-таки выбрал для себя «хороших» фанатиков, что подчеркивает финал романа. Да, я не американец середины прошлого века, однако позиция Чарли Макфайфа — с моей — нейтральной точки зрения — как минимум имеет право быть. Но именно время и место действия накладывают характерный отпечаток.

Ну и небольшой эпилог венчает сие действо. Вернее даже половинка последней главы, в которой почему-то отсутствует какое либо описание дальнейших событий, касающихся нескольких членов «восьмерки».

И это странно, особенно учитывая внимание, уделенное отдельным деталям в целом. Например, порядок чередования миров, который ой как не очевиден поначалу. Или «мелькающие» в «четвертом» элементы объективной реальности. Вся эта игра со снами, в которых «восьмерка» еще на месте инцидента, замедленное время вокруг — это все безумно красиво. Жаль, Дику не удалось удерживать эту планку на протяжении всего романа.

Ну и мысли после прочтения... Большую часть времени меня не покидало подозрение, что все происходящее — плод сознания не всей «восьмерки», но только главного героя. И лишь на предпоследней странице есть четкое подтверждение того, что эти события помнит как минимум кто-то еще. И то, что ФКД так долго не давал однозначных ответов — на самом деле здорово. В будущих работах он перешагнет и этот порог, окончательно путая читателя и не подтверждением, и не опровержением никаких из догадок. Собственно, за эту неоднозначность мы Дика и любим.

Понравился финт с «создателем» «четвертого». Я не то чтобы догадывался, но определенно ожидал чего-то подобного.

И еще до последнего вызывала недоумение девушка из бара со странным именем Силки, которая появлялась в каждом из миров, но, в отличие от прочих «статистов», проявляла небывалую самостоятельность. Была надежда, что она окажется «девятым» членом их «клуба», но увы.

Что же мы имеем в итоге? Добротный и интересный роман, в котором четко прослеживается почерк ФКД, не лишенный характерных черт своего времени и с какой-то неосязаемой неопределенностью в некоторых аспектах. По крайней мере, так вижу я.

И да — Око точно войдет в десятку лучших работ ФКД в моем личном рейтинге.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Око небесное» – прекрасный первоисточник для всех любителей отличной фантастики, которые в занятной и доступной форме намерены поближе рассмотреть основные идеи философии экзистенциализма.

Филип Дик предлагает читателю окунутся в сюрреалистические приключения, происходящие в… головах нескольких героев, каждая из которых наполнена своеобразными и сакральными в своей нерушимости истинами.

В этом превосходном романе объективная реальность покрывается зыбью и исчезает, заменяясь причудливыми мирами-конструкциями, собранными из мыслей и подсознания каждого персонажа. Они, безусловно, очень разнятся, но всех их объединяет параноидальный страх, проявляющийся, прежде всего, в категорическом отрицании чуждого мнения, возводящегося в абсолют. И здесь автор, попутно высмеивая то религию, то консервативные заморочки пожилой дамы или же радикальные политические взгляды, ставит читателя перед интересным вопросом, неотъемлемым для своего творчества и, собственно, вышеупомянутой философской доктрины: «А что же есть настоящая свобода и возможно ли её существование в человеческом обществе вообще?».

Параллельно Дик поднимает вопрос об иррациональности человеческого разума и работе самого мозга, намного предвосхищая теорию квантового сознания.

Никак нельзя не отметить и потрясающий ритм произведения, несмотря на всё безумие и головокружительные повороты событий, позволяющий легко читать между строк, выуживая всё новые и новые жемчужины мыслей, подаренных неутомимой фантазией писателя.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

что есть мир, как не наше восприятие его. и готовы ли ты попасть в «мир» своего друга/сослуживца/человека с улицы? готов ли ты увидеть себя глазами другого? так ли уж нормальны нормальные люди?

роман Филипа К.Дика в котором впервые раскрывается тема, ставшая основой его дальнейшего творчества — что есть реальность? насколько реальна она? и реальна ли реальность одного человека для другого?

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Обозначу сразу, что считаю данное произведение одним из лучших (если не самым лучшим) в творчестве Филипа Дика. Уровень нарратива по своей динамике и силе воображения приближается, а в каких-то моментах даже обгоняет «Стигматы Палмера Элдрича» (одно из самых знаковых произведений автора), а по задумке и выстроенной фабуле пересекается с темой из «Убика» и «Лабиринта смерти». В этот раз буквально всё продумано до мелочей — все рояли, что бережно были спрятаны автором в кустах в самом начале, вдруг мелодично и громко зазвучат в самом конце, логически завершая все сюжетные цепочки. Каждый аспект — образ того или иного персонажа, его клиническая/психологическая характеристика, личные предпочтения, страхи, а также общий общественно-политический контекст — несмотря на происходящий фантастический допустимый беспредел, имеет твердую причинно-следственную связь. Если бы к каждому своему произведению Дик подходил так же серьезно, то мы могли бы с уверенностью утверждать, что он один из самых интересных авторов на поприще художественной литературы. Но несмотря на всё это, я буду вынужден высказать и собственное предвзятое мнение, основанное на картине мира, которая, увы, с Филипом во многом расходится. Тем не менее я не могу не признать таланта автора и удовольствия, которое испытывал во время чтения, но обо всем по порядку.

1. Субъективный идеализм, как способ раскритиковать реальную действительность.

Где-то в первой трети романа читатель все таки соориентируется в повествовании и быстро начнет понимать задумку автора. Перед нами снова раскроется тема субъективного идеализма и предстанет в виде калейдоскопа вариаций разных вселенных — чужих реальностей, в которых привычная человеческая логика искажена и доведена до абсурда. По сюжету группа из восьми героев оказывается в эпицентре катастрофы беватрона (это прообраз БАК, который построят только через полсотни лет после публикации романа) и под воздействием высвобожденной энергии проваливается в другую реальность, созданную подсознанием одного из членов группы, после чего таких реальностей становится больше, преодолевать суровые условия и выживать в которых становится всё сложнее. В сюжетной действительности персонажи будут пребывать в полуобморочном состоянии, сознанием полностью погружаясь в потоки иллюзий, следующих друг за другом, пытаясь выбраться на поверхность подлинной реальности. Каждая иллюзия — это конкретная парадигма — мир, сотканный с определенными личностными предустановками. Через гротеск, сарказм и иронию автор будет высмеивать те или иные нарративы, показывая абсурдность того или иного мировоззрения, предрассудков или убеждений. Попробуем рассмотреть эти миры подробнее.

1.1. Мир религиозного абсурдизма.

Этот троп у автора получился лучше и ярче остальных, что иронично, так как на закате своей писательской карьеры Дик сам был довольно религиозен. В данном же случае Филип довольно грамотно показывает искаженную религиозную логику и мир, сотканный из религиозных предрассудков, в котором божественное вмешательство (чудо чудесное) — это вполне осуществимое событие, мотивом к чему может быть обыкновенная молитва или мантра. Причем вмешательство это необязательно должно быть с положительным исходом для раба божьего — для грешников вполне себе применимы проклятия, меняющие и уродующие человеческий облик. Писатель показывает общество, пребывающее под гнетом всевышнего, страдающее от несправедливости тех или иных его решений и условий, терпящее ещё большее неравенство и разрозненность, стремящееся к цементированию в состоянии идолопоклонничества. Причем Дик критикует само понятие добродетели, которое с религиозной точки зрения не имеет четкой дефиниции, так как может имеет под собой корыстные и эгоистичные мотивы, определить которые практически невозможно. Понятно, что автор использует религию несуществующую (некий баабизм — прообраз мусульманского движения), чтобы не оскорбить чувства потенциальных читателей (на что его надоумил один из книжных редакторов), но общая критика религиозного мышления, способного заменить мышление критическое, и так очевидна. При этом сам автор, не сказать, что находится на позициях воинственного атеизма, скорее это больше умеренный агностицизм. Так или иначе главный герой (Джек Хэмилтон) постепенно определяет логику происходящего, вычисляя источник этой выдуманной реальности и лишая его силы, после чего персонажи переносятся в следующий мир.

1.2. Мир ханжеского эгоизма.

Следующая реальность ещё более гротескна, так как сразу же лишает главных действующих лиц первичных и вторичных половых признаков. Так уже вышло, что это мир ханжеского честолюбия, выдуманный тучной дамой бальзаковского возраста (одной из восьми участников группы), откуда могут быть полностью удалены определенные категории вещей/явлений/процессов, которые по мнению источника этого мира (миссис Притчет) могут нести потенциальный вред. Тем самым автор снова демонстрирует критику в отношении чрезмерных моральных устоев общества, в котором могут преобладать те или иные ограничения. Но в данном случае попытки ограничить или «улучшить» окружающий мир приводят к эгоистической параноидальной парадигме, снова доведённой до абсурда, в которой вредно и неправильно абсолютно всё. К слову, миссис Притчет удалила даже советскую Россию — миллионы простых людей, просто потому что испытывала к ней огромную неприязнь, основанную на пропагандистских политических предрассудках, на что Дик намекает самым прямым образом. Тем самым автор показывает — как далеко подобная идея «о всеобщем благе», принятая за других чужой волей с искаженными представлениями о какой-либо морали, может зайти и в какие людоедские нарративы выродиться. Так или иначе героям удается перехитрить логику этого мира, после чего возникает ещё одна новая реальность.

1.3. Мир параноидального страха

Следующая реальность не такая богатая на философию и критические метафоры автора. В силу вступает элемент хоррора и саспенса, представленный Диком самым оригинальным образом. Это мир личного страха мисс Рэйс (ещё один член восьмёрки), которая, будучи не в силах справиться со своими внутренними психологическими проблемами, выдумала жутких чудовищ. Ее реальность — это проекция ее же комплексов и страхов, тотального недоверия к окружающим людям и откровенной паранойи. В этом смысле всё довольно прямолинейно и прозрачно. Следующий же мир, напротив, заслуживает отдельного подробнейшего рассмотрения.

2. Давайте поможем Даше вычислить коммуниста.

Чтобы объяснить и разложить этот троп, необходимо вернуться в начало, к той самой сцене, что запускает цепь последующих событий. Итак, перед нами конфликт интересов. Амбициозный и талантливый сотрудник (главный герой) оборонного частного предприятия вызван на ковер к директору, так как на его жену собран любопытнейший компромат — она подозревается в симпатиях к левым взглядам, а если говорить совсем серьезно, возможно является (этим самым страшным словом, которым в США времён Дика принято обзываться) — коммунистом. Составил этот компромат нехотя, так как вынужден был делать свою работу, близкий друг семьи Хэмилтонов начальник отдела безопасности Макфайв. В связи с чем главного героя просят уволиться, либо избавиться от связей с женой (развестись), так как на кону суверенитет и безопасность всех Соединенных Штатов Америки. Казалось бы, перед нами классический пример политики маккартизма — позорной страницы в истории США, когда буржуазный истеблешмент на пике своей паранойи и страха потери влияния, занимался откровенной авторитарной насильственной охотой на неугодных. Так же набирает обороты и холодная война между США и СССР, контекст которой необходимо так же учитывать. Жертвой этих политических игр и становится Хэмилтон из-за своей жены, которая на первый взгляд кажется просто человеком широких взглядов. И только лишь из-за каких-то косвенных подозрений ее мужа просто ущемляют в правах и свободах, которые на секундочку прописаны в конституции. Дик довольно умело жонглирует этими нарративами, критикуя само явление маккартизма и зашоренности в отношении политически активных граждан (как, например, Марша — жена Хэмилтона), при этом не раскрывая суть истинных взглядов жены до самого конца, да и своих тоже.

Последний мир, в который проваливаются уже надоевшие друг другу члены восьмерки попаданцев, в числе которых будет и сам Хэмилтон и его жена и близкий друг Макфайв — это «коммунистическая» гротескная пародия, в которой гангстеры-капиталисты времён Великой депрессии устраивают перестрелки с рабочими заводов и фабрик, скандирующими пролетарские лозунги. При этом Дик смакует каждую сцену, высмеивая суть пролетарской морали, доводя до абсурда возникший образ классовой борьбы. Целью автора в данном случае, как мне кажется, было высмеивание именно того образа США, представленного в коммунистической пропаганде: вокруг одна нищета и криминальный беспредел. Да, действительно, США при Гувере и США при Франклине Рузвельте — это не одно и тоже. Последний особенно известен тем, что пытался наладить отношения с СССР. Но углубившись в поиск карикатур на основе «лживой» красной пропаганды, Филип Дик сам стал источником пропаганды и карикатурных образов коммунистов и пролетариев, которые вряд ли имели бы много общего с реальными прототипами. Да и классовую борьбу, как явление объективного бытия, вряд-ли получится чем-то дискредитировать, но Филип, конечно, постарался.

Вишенкой на торте конечно же становится последнее откровение от автора — раскрытие главной интриги произведения в целом.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Коммунистический» мир, в который попали главные действующие лица, принадлежал не Марше, которую в начале подозревали в симпатиях к красным, а Макфайву, который её ранее специально и подставил, собрав компромат. Именно он и являлся идейным самым коммунистическим коммунякой, подлецом и гадом, который ненавидел особенно рьяно активистов с широкими взглядами — ведь ими невозможно управлять, склоняя на свою сторону, что не идёт на благо партии. Ну просто карикатурнее некуда — браво, Филип Дик.

Именно это откровение превращает критический художественный троп Дика о несправедливом влиянии маккартизма на общество в его оправдание, так как у ситуации в целом, оказывается, были «реальные» предпосылки.

3. Свободный рынок и предпринимательство, как способ изменить жизнь после иллюзорного кошмара.

Итак, оправившись от «коммунистического» кошмара Хэмилтон с гордостью принимает поражение от начальства, так как понимает, что не в силах отстоять свою позицию за не имением весомых доказательств.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Самое главное для него то, что жена не является красной, а значит априори родину не предавала и ему тоже не врала, а на Макфайва по сути плевать — он продолжает работать в компании, шпионя в пользу ком. партии. То есть плевать и на всю ситуацию с несправедливым увольнением по надуманному поводу, инициированному сверху. Главное ведь, что ты не коммунист, а со своими буржуями родными всегда можно договориться (сарказм, если что).

Дальнейшая судьба Хэмилтона напоминает мне какую-нибудь положительную концовку произведений Хайнлайна: вера в свободный рынок и предпринимательство — слишком приторно и наивно, хотя имеет место быть. Несковываемый больше обстоятельствами и обязанностями компании главный герой уходит в свободный полет, замотивированный новой гениальной бизнес-схемой по продаже музыкальных проигрывателей невероятного качества, как обычно без особых подробностей их производства. Просто верьте, что у него всё получится, этого вполне достаточно.

Итог.

Что ж это было одно из самых интересных и захватывающих произведений для меня в рамках творческой библиографии Филипа Дика. Путешествие через несколько солипсических иллюзий вряд-ли кого-то оставит равнодушным, особенно если уже являешься фанатом подобной фантастической литературы. Пусть концовка и показалась мне не особо удачной, переполненной гротескными нарративами о страшной «красной угрозе», все равно процесс чтения подарил определенную дозу удовольствия.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Групповой сеанс психотерапии в некоем лимбе, где четверо пациентов раскрывают свой внутренний мир через творение реальностей. Переломная вещь, после которой, кажется, сам автор принял тот факт, что в легких, так сказать, развлекательных, жанровых вещах он раскрывается полнее и шире, чем в мейнстриме. Правда, окончательно он сдался только после успеха Человека в высоком замке. Но к тому времени уже произошел определенный синтез «реалистического» и «фантастического» Дика.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как всегда автора отличает очень приличный текст и вполне неплохой сюжет. ну, а всё остальное, конечно, для любителя «театра абсурда». Поэтому не каждый осилит, не каждый доберется до последней страницы, но слава тем, кто осилит и доберется. Читать придется долго и несколько раз. Таков удел любителей философии и психоделики. К каковым я не отношусь. Каждый вправе сделать собственный выбор, ибо каждый живет в своём мире, ибо весь мир Матрица, а человек в ней всего лишь сгусток положительно-отрицательных зарядов двоичного кода.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта книга сравнима с нырянием в водоёме, где слои воды так причудливо намешаны, что не знаешь чего ждать при каждом из погружений, а переход из одного слоя в другой стоит немалых усилий. Кому-то это покажется забавным, но смысл, наверное, глубже — ещё глубже, чем лежащая вроде бы на поверхности плёночка некоего здравого смысла. Жаль лишь, что она мне показалась несколько безвкусной и малоудобоваримой — разве этого стоит ждать от смысла жизни, пусть даже в виде обыденности ?

Перед прочтением стоит запомнить, что первое погружение будет, наверное, наиболее ярким и отчётливым — далее новизна всё же становится более ожидаемой.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх