FantLab ru

Аркадий и Борис Стругацкие «Частные предположения»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.75
Оценок:
1073
Моя оценка:
-

подробнее

Частные предположения

Рассказ, год (год написания: 1959)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 120
Аннотация:

Все, кто интересовался теорией относительности, знают парадокс близнецов. Космонавт может пролететь за пару лет огромное расстояние, но когда он вернётся домой, там уже пройдут столетия, все родные его погибнут, а мир изменится до неузнаваемости. Так влияет скорость на время. А как влияет ускорение? На этот счёт у Звездолётчика Валентина Петрова есть свои соображения. И есть ради чего рисковать собой — ведь дома его ждут родные, которые уже не надеются его снова увидеть.

Рассказ состоит из трёх частей, которые описывают невероятные события от лица трёх их участников.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Беловой вариант не сохранился. Существуют две сильно отличающиеся друг от друга печатные версии, главное различие которых — во второй главе. Хотя в обоих случаях события излагаются от лица Ружены (жены звездолетчика Петрова), это совершенно разные фрагменты, почти не сводимые один к другому. Поэтому, в частности, наличие двух вариантов даже специально оговаривается в библиографических описаниях рассказа. Главная героиня трижды меняла девичью фамилию: в варианте «Знания — силы» она Ружена Кунертова, в «Альфе Эридана» и переизданиях первого варианта — Ружена Томанова; в варианте «Шести спичек» — Ружена Наскова.

Первая публикация: Знание — сила (М.). — 1959. — № 8. — С. 40—43. — [1-й вариант].

Так же: Заря коммунизма (Дагда, Латвия). — 1959. — 12 сент. — С. 3—4; 15 сент. — С. 3—4; 17 сент. — С. 3—4; 19 сент. — С. 3; 22 сент. — С. 4. — [1-й вариант].

Первый вариант также печатался (с некоторыми изменениями, включая замену фамилии Ружены с Кунертовой на Томанову) в сборнике «Альфа Эридана» (переиздания — «Жук в муравейнике», 1986; «Рассказы» в библиотечке журнала «Полиграфия», 1991). Второй (с Руженой Насковой) впервые вышел в сборнике «Шесть спичек» и неоднократно переиздавался в различных многотомниках и собраниях сочинений.


Входит в:

— условный цикл «История будущего»

— журнал «Знание-сила 1959'8», 1959 г.

— антологию «Альфа Эридана», 1960 г.

— сборник «Шесть спичек», 1960 г.

— антологию «Alfa Eridana», 1962 г.

— антологию «Třetí povídky z vesmíru», 1962 г.

— антологию «Napříč nekonečnem», 1963 г.

— антологию «Formuła nieśmiertelności», 1965 г.

— антологию «Planéta búrok», 1986 г.

— сборник «Жук в муравейнике», 1986 г.

«Модель для сборки — Live», 2003 г.

— антологию «Me armastame Maad», 2016 г.


Номинации на премии:


номинант
"Сталкер" / Stalker, 2017 // Переводной рассказ. 2-е место (СССР)

Похожие произведения:

 

 


Шесть спичек
1960 г.
Альфа Эридана
1960 г.
Жук в муравейнике
1986 г.
Извне. Путь на Амальтею. Стажеры. Рассказы
1991 г.
Рассказы
1991 г.
Извне. Путь на Амальтею. Стажеры. Рассказы
1995 г.
Страна багровых туч
1997 г.
Хищные вещи века. Чрезвычайные происшествия. Полдень, XXII век
1997 г.
Собрание сочинений. Том первый
2000 г.
Собрание сочинений. Том первый
2003 г.
Путь на Амальтею
2005 г.
Хищные вещи века. Чрезвычайные происшествия. Полдень, XXII век
2006 г.
Собрание сочинений. Том первый
2007 г.
Хромая судьба
2007 г.
Хромая судьба
2007 г.
Собрание сочинений. Том первый
2009 г.
Собрание сочинений. Том первый
2011 г.
Полное собрание сочинений в одной книге
2013 г.
Мир Полудня
2016 г.
Беспокойство. Рассказы
2017 г.
Полное собрание сочинений в тридцати трех томах. Том 3. 1959
2017 г.
Полное собрание сочинений в тридцати трех томах. Том 3. 1959
2017 г.
Полное собрание сочинений в тридцати трех томах. Том 3. 1959
2018 г.
1955-1959. Страна багровых туч. Путь на Амальтею. Извне. Рассказы
2018 г.
1955-1959. Страна багровых туч. Путь на Амальтею. Извне. Рассказы
2018 г.
Беспокойство. Рассказы
2021 г.

Периодика:

Знание - сила № 8, 1959
1959 г.

Самиздат и фэнзины:

Забытый эксперимент
2017 г.
Шесть спичек
2020 г.

Аудиокниги:

Модель для Сборки — Live
2003 г.
Лучшие рассказы. Выпуск 2
2011 г.

Электронные издания:

Полное собрание сочинений. Том третий. 1959
2016 г.
Частные предположения
2017 г.

Издания на иностранных языках:

Stalo sa zajtra
1961 г.
(словацкий)
Alfa Eridana
1962 г.
(польский)
Napříč nekonečnem
1963 г.
(чешский)
Třetí povídky z vesmíru
1963 г.
(чешский)
Formuła nieśmiertelności
1965 г.
(польский)
MITTAG 22. Jahrhundert
1977 г.
(немецкий)
Mittag, 22. Jahrhundert
1984 г.
(немецкий)
Planéta búrok
1986 г.
(словацкий)
Mittag, 22. Jahrhundert. — Der Junge aus der Hölle
1989 г.
(немецкий)
Безпокойство
2010 г.
(болгарский)
Gesammelte Werke 5
2013 г.
(немецкий)
Me armastame Maad
2016 г.
(эстонский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сколько в научно-фантастическом произведении может быть романтики и сентиментальности для того, чтобы избежать ухода в сторону от основ жанра? Прочитав этот рассказ я понял-да сколько угодно, если автор бесспорно талантлив. Стругацким удалось совместить в единое глубину человеческих переживаний с оригинальной научно-фантастической идеей релятивистского эффекта замедления времени наоборот. Насколько данная идея ненаучна, на сегодняшний день не может сказать никто. Нужен практический эксперимент. И если в действительности он невозможен, то в литературе таких преград нет и Валентин Петров доказал частное предположение на практике.

Я как-то сразу проникся симпатией к образу Валентина, к его нежной любви к Ружене. И вот, что в рассказе интересно. Если к примеру в «Испытании СКИБР» Стругацкие рассматривали вопрос противоборства любви и долга, то здесь эти чувства были заключены в единое целое. Слова: «Любовь творит чудеса» перестают быть красивым, но несколько банальным высказыванием, чудо действительно произошло. И это случилось не на мистической, а самой что ни на есть научно-фантастической основе. Вот в этом я вижу всю замечательную оригинальность рассказа.

Но звездолетчики испытывали не только моральное чувство увидеть свое поколение людей, здесь была и жажда научного эксперимента, своеобразная игра со временем. Противоборство было жестоким, но и ставки были высоки. В действительности организм человека наверняка бы не выдержал столь значительные длительные перегрузки, как в физическом, так и в психологическом плане. Но не надо быть слишком строгими к авторам. Это рассказ есть в том числе и гимн человеческой Воле, способной только лишь на основе расплывчатых частных предположений вынести длительные страдания. И как прекрасно по возвращении домой преподнести своей любимой целую планету, увековечив в названии частички чужого мира имя дорогого человека. Хочется закончить отзыв, перефразируя для такого случая знаменитые строки Константина Симонова: «Жди меня и я вернусь, времени назло. Кто не ждал меня, тот пусть, скажет повезло....»

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Честно признаюсь — я слишком тупой, наверно, чтоб ясно представить себе, почему при достижении скорости света начинаются путешествия во времени. Нет, теорию-то я знаю, а вот ясно представить себе и понять, как оно происходит — неспособен. Это же просто скорость, а любое наблюдение относительно и слишком субъективно, но да ладно, просто оговорюсь, что фантастический аспект прошёл абсолютнго мимо меня и не увлёк ни капли. Но это компенсируется хорошим разбором психологии людей, которые ради долга и тяги к открытиям во многом отказываются от своей судьбы и времени, оказываясь в «будущем». И ещё интересней почитать про их близких, как они относятся друг к другу и воспринимают всю эту круговерть.

Короче, всё по классике — самые лучшие истории они про людей.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вот даже и не знаю, что понравилось больше — НФ-составляющая, морально-этическая сторона или лирика героев. Потому что понравилось всё. Даже удивительно: во-первых, рассказ относится к раннему этапу творчества авторов, во-вторых, всегда считал, что рассказы — далеко не самая сильная их форма.

Но вот этот рассказ — действительно очень гармоничный.

Есть и научно-фантастическая часть, может быть, и спорная, но ведь на то и нужна НФ — чтобы озвучивать и развивать неоднозначные теории и гипотезы. Тем не менее, следует признать, что АБС идею продумали хорошо, да и вообще — предложили противоположное общепринятому решение парадокса близнецов. Вообще, я вот тут почитал отзывы и понял, что ничего не понял. Это я про обсуждение научности гипотезы. В какой-то момент запутался: в школе говорили, что при движении с околосветовыми скоростями время на корабле будет замедляться. Но ведь это при равномерном движении, без ускорения. Потом я где-то читал про ускоренное движение, там вообще всё описывается многоэтажными формулами, попробуй разберись тут с моим-то гуманитарным образованием. Короче, я решил так: теория интересная, надо про это всё читать.

Что касается моральных и лирических аспектов, разобранных в рассказе, то тут тоже всё исполнено практически безупречно. Возвращение главного героя из космоса, когда его никто и не ждал. Его жена, которая его так и не разлюбила, изначально принявшая его нелёгкий выбор и готовая сегодня (и во все времена) принять своего мужа таким, какой он есть. Вообще, очень сильно подана эта сторона вопроса. И, как мне кажется, в не совсем свойственной для Стругацких манере: непривычно видеть любовную лирику на страницах их книг. Поэтому «Частные предположения» для меня — ещё одно открытие в их творчестве. Вроде, знаком с их книгами ещё с юности, кажется, что в своё время всё у них прочитал, но — нет, перечитывая сегодня, всё равно обнаруживаешь что-то новое, что-то, что до этого как-то упускал. Или не понимал.

Ну, собственно, на то они и Стругацкие — писатели многогранные, писатели, книги которых можно перечитывать бесконечное число раз.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ очень глубок, рассуждает на тему любви, человеческой воли, мощи человеческой мысли, а так же глобальности чудовищных размеров вселенной, которую, так или иначе, оказался способен укротить всего лишь один неимоверно смелый космолетчик.

По сути мы имеем три взгляда на происходящую действительность, три истории, рассказанные тремя разными людьми, которые стоит рассмотреть по-отдельности и выделить только самое главное.

1. Поэт на страже человеческих сердец. Это история о человеке, который провожает своего друга (Валентина Петрова) в далекий космос, причем не просто провожает и ждет его возвращения, а прощается с ним навсегда. Ведь по закону СТО «Муромец» (звездолет), улетая в далекий космос на около световой скорости, соблюдает принцип относительности. Тем самым на земле пройдет не одна сотня лет, когда на борту звездолета все закончится через несколько месяцев. Тем самым главный герой пытается на себе прочувствовать, что такое этот «парадокс близнецов» в человеческих масштабах, формируя тем самым свое отношение к такому явлению, как к необходимой жертве ради прогресса и развития общества. Причем само расставание с близким для него человеком не ассоциируется со смертью или с горькой утратой, наоборот это какое-то странное чувство, которое находит утешение в позитивном и необходимом вкладе для всего человечества, а так же в восхищении смелостью и устремленностью героев-космолетчиков. То есть как будто бы человек жив и здоров, но при этом ты больше никогда его не увидишь — тоже в каком-то смысле парадокс.

2. Актриса, обретшая потерянную навсегда любовь. В этой истории речь идет о жене Валентина Ружене, которая уверена (ведь уверены все вокруг), что больше никогда не увидит мужа. Но в один прекрасный момент вдруг обретает надежду и в конце концов встречает постаревшего и покалеченного Валентина, не веря своим глазам. Она осознает и понимает, что стоило Валентину вернуться к ней вопреки законам физики и человеческим возможностям, понимает и то, насколько сильна его любовь, послужившая единственным мотиватором для невероятного подвига. В прошлом замкнутая и сварливая женщина оттаивает, принимает своего любимого таким, какой он есть, начиная ценить те бесценные и дорогие моменты, проведенные вместе. По сути она заново обретает свое потерянное навсегда счастье, научившее её относиться к близким людям с трепетом и вниманием.

3. Космолетчик, применивший теорию «о парадоксе часов», на практике. Самое уникальное в третьей новелле то, что в ней Стругацкие художественно прописали научную теорию Владимира Фока (реального члена академии наук СССР), в которой этот ученый подробно изложил, как не допустить возникновение «парадокса близнецов» при длительном космическом перелете, назвав её «парадоксом часов». В конце своей научной работы «Теория пространства, времени и тяготения» (куда вошла теория «о парадоксе часов») он сделал ремарку, назвав свои расчеты «частными предположениями», из чего и получилось название для этого уникального произведения, которое целиком и полностью отдает честь ученой среде и лично Владимиру Фоку. Так или иначе именно этой теорией объясняется возвращение звездолёта «Муромец» в кратчайшие сроки, подробно раскрывается вся деятельность экипажа на корабле, все муки и испытания, необходимые для срабатывания парадокса Фока. В контексте же произведения важно, что Валентин Петров решается на эксперимент, объясняя свой поступок желанием вернуться не просто на Землю, а на «свою» Землю, где возможно его еще ждет не потерявшая надежду любимая жена. Он рискует собой, собственным экипажем, да и вообще всей возложенной на него, как на капитана, миссией, но слишком велика и желанна награда (вернуться к своим родным хотели все), слишком ценен и важен (в случае успеха) практический опыт покорения чудовищных размеров вселенной. По сути это такое же желание совершить невероятное, какое было у персонажа Мвена Маса из произведения «Туманность Андромеды» Ивана Ефремова, которое во многом опрометчивое и необдуманное, но способное помочь человечеству совершать новые открытия. Наверное, это еще один парадокс, в котором нельзя найти золотую середину между безопасностью и прорывом человеческого знания. Как ни странно, но на этот счет у авторов есть произведение «шесть спичек», в котором они осуждают подобный риск, считая такой подход варварством, видимо, входя с собой в некие творческие противоречия.

Прочитав все три новеллы мы получаем всю картину в целом, на которой запечатлен неимоверный, в чем-то даже опрометчивый, но оправданный подвиг человечества, которое смогло подчинить себе не только время, но и весь пространственно-временной континуум, на которой запечатлена неимоверная воля к жизни, а так же сила любви, способная вернуть человека из невероятных далей..

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как следует из теории относительности, чем ближе скорость тела к скорости света, тем медленнее идут его «часы». В середине прошлого века появилась теория о том, что при равноускоренном движении объекта, время на нем может не только не замедлиться, но и ускориться. Эта тема и легла в основу рассказа.

Рассказ композиционно разделен на три части, что уже случалось прежде в других произведениях писателей. На этот раз мы видим ситуацию глазами поэта, жены астронавта и, собственно, самого астронавта, возглавляющего звездную экспедицию, Валентина Петрова.

Идея же характерна для раннего творчества Стругацких: самоотверженность ученого, вознамерившегося рискнуть жизнью и, не взирая на безумные перегрузки и потенциальные потери, «подарить» уже современному человечеству новые миры. Кроме того, мотивация героев частично объясняется желанием увидеть родных и близких, но оно словно остается за кадром, простое и лишенное пафоса, и потому размывается на фоне желания принести пользу современникам.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Фирменный стиль Тандема. Шикарно. Притягательно. Завораживающе. Я сам не разделяю авторскую точку зрения (как звучит крамольно!), но – дабы ничего не переврать – приведу первичную оценку (БНС): «...Это один из первых наших рассказов, написанных в новой, «хемингуэевский», манере — нарочитый лаконизм, многозначительные смысловые подтексты, аскетический отказ от лишних эпитетов и метафор. И самый необходимый минимум научных объяснений — тот минимум, без которого читатель бы ничего вообще не понял, да и сама идея «частных предположений» оказалась бы утраченной...».

Чего конкретно не разделяю: ничего «хемингуэевского» тут не вижу (ну, да и это не суть важно, не об этом спитч).

Но «фирменный стиль Тандема», «литературная атмосфера», «неповторимая ритмика текста» — всё это в полной мере имеет место быть. Ты не сомневайся, уважаемый потенциальный читатель, это КЛАССИКА Светлого Храма Фантастики. И прочесть это – надо. По определению. Чтобы не было мучительно больно

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не повезло Быкову на «Луче» и Горбовскому на «Тариэле». Вылетели раньше, к той же цели (Тайя), но Петров (первый, летящий на прямоточном «Муромце»; называемом в рассказе «звездолет прямого луча») их обогнал, и установил, что у Тайи нет никаких планет. Он-то пошел дальше, к следующей белой звезде ВК 71016 (преимущество прямоточного привода, не имеющего ограничений по дальности и скорости), а вот Быков и Горбовский такой возможности не имели. Печалька; через 200 лет привезут ту же информацию, что и Петров. Мне тут мнится некоторая нестыковка — не могут межзвездные путешествия планироваться так безалаберно.

Кстати, есть и авторский недосмотр. Смело мыслящие в одном, авторы не могут допустить, что к моменту действия рассказа астрономы будут точно знать — где есть планеты, а где их нет. Это уже и сейчас точно и достоверно известно.

В рассказе очень сильна романтика межзвездных странствий; написано изумительно; но цель рассказа, по-моему, все-таки не в этом. Психологическая составляющая важнее. С одной стороны, мы наблюдаем присущую ранним Стругацким идею превалирования общественного над личным. Надо лететь, НАДО! Это ВАЖНО! А то, что личная жизнь двух звездолетчиков и двух оставшихся на Земле женщин рушится — это мелочь. С другой стороны, рассказ имеет вполне закономерный хэппи энд. Закономерный, потому что пропитывать Мир Будущего мрачным пессимизмом авторам-коммунистам (фигурально) явно не к лицу. Вообще, в этом случае обязательно должно быть психологическое программирование экспедиции. Незаменимых нет. Петров не должен был вообще попасть в число кандидатов на полет — именно из-за наличия Ружены.

В риск Петрова потерять Ружену вполне «земным способом» (ушел навсегда) не верю; полгода — не тот срок, за который любящая женщина (особенно женщина Будущего) способна «переключиться» на другого. История и судьба «женщины в оранжевом» осталась за кадром. Среди встречающих «Муромец» её не было.

Тем не менее, мы имеем Историю торжества Человека над временем и нерушимыми законами природы и Историю торжества Личного над общественным (правда, выраженную довольно специфическим образом). Рассказ врезался мне в память с детства; он прекрасен.

10 не жалею.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Несколько необычная идея для фантастики тех времен: подвиг ради любви. Хотя и обычное у ранних Стругацких — подвиг с риском для жизни ради научных знаний, тоже присутствует. Своеобразное сочетание решается авторами несколько наивно, хотя рассказ читается легко.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

С одной стороны, рассказ, безусловно, чистая «твёрдая» фантастика — путешествия к далёким звёздам, допплеровский эффект, эксперименты на самих себе с 7-кратными перегрузками, то, сё, сплошная Романтика Ближнего Прицела... или даже Дальнего... С другой — этакий психологический этюд о взаимоотношениях мужчины и женщины, — мягко говоря, не имеющий никакого отношения к реальности... Обычная женщина, проводившая своего мужчину туда, откуда нет возврата (возвращение через 200 лет не в счёт), через полгода уже не то что не будет его ждать, она уже просто будет с другим... Таки женщины — в отличие от мужчин — живут сегодняшним днём. По крайней мере, те, которые ещё находятся в детородном возрасте. По прочтении данного опуса почему-то вспомнилась «лирическая» биография АНС (насколько я с ней знаком по труду Анта Скаландиса) — он всю жизнь очень много и плодотворно общался с женщинами, но, как сам же признавался, так ни фига их и не понял... И, наверное, это было правильно. Ибо женщину «не нужно понимать — её нужно любить». Правда, т.н. «настоящие» мужчины в любом случае любой, даже самой любимой женщине, предпочтут Романтику Ближнего Прицела. Или даже Дальнего...

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ещё один ранний рассказ братьев Стругацких. Совсем «космический», и в то же самое время совсем земной и лирический. Фактически рассказ о Любви.

Как известно из ОТО (общей теории относительности), чем с большей скоростью передвигается материальное тело в пространстве, тем всё сильнее замедляется на нём ход времени, пока в конце концов разбежка по времени не становится критической и необратимой, навсегда разводя во времени улетевших на космическом корабле людей с теми, кто остался на Земле. И описанию такого рода ситуаций немало посвящено фантастических книг и рассказов. Однако наши Герои предположили, что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
эти законы применимы и справедливы только для тела, движущегося с постоянной скоростью, но для ускоренно движущегося космического корабля возможны нарушения этого закона.
Единственный способ проверить эти частные предположения — поставить эксперимент. На самих себе. Потому что цена — Любовь и любимый человек.

Рассказ вдвойне интересен и привлекателен тем, что в поле зрения появляются очень знакомые фамилии — Горбовский, Быков... Фамилии, впоследствии ставшие легендарными в творчестве Аркадия и Бориса Стругацких.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Интересная идея облаченная в литературную форму. Лирическое применение законов Теории относительности. Кстати я читал об экспериментах о ускорении времени в космических кораблях удаляющихся от тяготеющей массы (планеты). На лунных «Аполлонах» это подтвердилось. Космонавты постарели сильнее на несколько миллисекунд.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Типичный рассказ для той удивительной эпохи, когда все общение с окружающим миром сводилось к слову «покорение», причем почти обязательно с героическим преодолением трудностей.

С сегодняшней же точки зрения рассказ выглядит довольно наивным и даже несколько нелепым — его герои годами мучаются под чудовищными перегрузками, проводя важнейший для всего человечества эксперимент практически на свой страх и риск. И это при том, что его результаты просто бесценны для земной цивилизации. Казалось бы, тема должна интенсивно разрабатываться мощными творческими коллективами, проводиться масса экспериментов, создаваться специальное противоперегрузочное оборудование.. А здесь... — экипаж решил, совет не против и через семнадцать лет мучений возможно будет результат (если экспедиция не погибнет)...

Но, все-таки, все равно, как же приятно еще раз окунуться в ту героическую атмосферу покорения космоса, какой ее видели советские писатели — фантасты 50-х-60-х. Есть в рассказах о космосе того периода какой-то непередаваемый романтический флер , которого, увы, совершенно нет в аналогичных произведениях нашего времени...

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Литературное построение рассказа в трех лицах об одном событии довольно редкий, но, как мне кажется, довольно интересный ход. Но, к сожалению, при этом потерялся главный стержень рассказа, вокруг которого и крутится вся эта канитель — любовь. Авторы ушли от психологии, переживаний, проблемы расставания навсегда. А ведь это сродни расстрелу. Как вообще главный герой мог вводить близкого человека в любовь, если знал, что улетает?.. Авторы молчат. Он возвращается, она молода, красива, он стар и безобразен, она его похоронила, а он жив. А авторы молчат. При их умении писать эмоциональную часть... Вот это мне непонятно.

Оценка: 5
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

На этот раз Стругацкие обошлись без подробных описаний будней научной экспедиции. Так что, если вы хотите почитать об исследованиях, возьмите «Страну багровых туч». Это произведение — о другом. Возвращение — вот центральная идея. Ради того, чтобы вернуться к своей любимой, человек 17 лет терпел страшные перегрузки, терял товарищей, но вернулся. И снова любовь смогла преодолеть все препятствия, сломив даже физические законы.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Братья уже выходят на свой путь. Научные подвиги, великие идеи — это вторично. Главное — Человек во всем своем разнообразии. Вот главное чудо вселенной.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх