fantlab ru

Пол Андерсон «Люди неба»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.51
Оценок:
257
Моя оценка:
-

подробнее

Люди неба

The Sky People

Другие названия: Пришельцы с небес

Рассказ, год; цикл «Маурайская федерация»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 55
Аннотация:

После катастрофы, постигшей Землю, разрозненные народы пошли по разным путям развития.

В земледельческий город С`Антон прибыли на кораблях заморские гости с Маураи, живущие дарами моря. И в это время флот Людей Неба напал на прибрежный город...

Другая аннотация:

После 3-ей мировой войны от прежних народов и государств уцелели наполовину одичавшие горстки и племена; вопрос — кто ценнее для будущего, для возрождения человечества — те, кто деликатнее, утончённее, или те, кто энергичнее, кто стремится сохранить и умножить знания?

Нора Галь (1968)


С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— журнал «The Magazine of Fantasy and Science Fiction, March 1959», 1959 г.

— антологию «A Decade of Fantasy and Science Fiction», 1960 г.

— сборник «The Best of Poul Anderson», 1976 г.

— сборник «Мавраи и Кит», 1982 г.

— антологию «Histoires de survivants», 1983 г.

— антологию «Инспектор-призрак», 1992 г.

— журнал «Молодёжь и фантастика № 2, 1992», 1992 г.

— антологию «Future Earths: Under South American Skies», 1993 г.

— антологию «Кокон», 1993 г.

— антологию «Пришельцы с небес: Старая добрая фантастика», 1998 г.

— антологию «Пять вечеров 8: Корабли и небеса», 2022 г.


Номинации на премии:


номинант
"Сталкер" / Stalker, 2009 // Переводной рассказ (США, 1959)

Похожие произведения:

 

 


Крестоносцы неба
1990 г.
Инспектор-призрак
1992 г.
Кокон
1993 г.
За вдохновением...
1995 г.
Пришельцы с небес
2002 г.

Периодика:

The Magazine of Fantasy and Science Fiction, March 1959
1959 г.
(английский)
Молодежь и фантастика № 2, 1992
1992 г.

Самиздат и фэнзины:

Маурайская федерация
2017 г.
Орион взойдёт
2020 г.
Маурайская Федерация
2021 г.

Аудиокниги:

Пять вечеров 8: Корабли и небеса
2022 г.

Издания на иностранных языках:

A Decade of Fantasy and Science Fiction
1960 г.
(английский)
A Decade of Fantasy and Science Fiction
1962 г.
(английский)
A Decade of Fantasy and Science Fiction
1964 г.
(английский)
Histoires de survivants
1983 г.
(французский)
Future Earths: Under South American Skies
1993 г.
(английский)
The Good Old Stuff: Adventure Sf in the Grand Tradition
1998 г.
(английский)
The Good Stuff
1999 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Здорово написано!

А ведь по-сути этот рассказ о том, как группка негодяев, оснащённая высококачественным оружием и дирижаблями совершает ограбление мирного города. Гибнут люди, причём не только мужчины, но и женщины, и дети. Кто-то попадает в плен и ему грозит рабство. Но находится героиня, готовая принести в жертву и себя, и свою честь ради спасения своего народа. Такого не выдерживают даже бандиты и в конце-концов терпят поражение. И мораль сего произведения такова, что победителем становится научно-технический прогресс, а сила общества обусловлена не наличием технического оснащения, а способностью производить чудеса техники и постоянно развиваться духовно, интеллектуально и культурно. Так как только интеллектуалы способны вытащить отсталую цивилизацию из пропасти.

Очень мне понравился момент, когда главный герой не стал убивать поверженного главного злодея, да так, что тот и сам этому удивился. Вот она высокая нравственность, которой всегда недоставало и сейчас недостаёт. И если принять во внимание, что события в рассказе происходят после страшной всеуничтожающей войны, то наставление о будущем развитии никоим образом не следует игнорировать. В нём и есть, на мой взгляд, вся соль рассказа, написанного во времена гонки вооружений. Так как соперничество людей за «место под Солнцем» может привести к тому, что это место так и останется пустым, ибо занять его будет некому.

Замечательный рассказ классика мировой фантастики!

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Король космической оперы в данном рассказе решил освежить перед читателем первоистоки фантастического жанра, выступив в роли Рафаэля Сабатини, автора авантюрных романов (прежде всего, широко известной в СССР «Одиссеи капитана Блада»). Правда, как истинный фантаст, он перенес действие своей истории в далекое будущее, в котором отгремела очередная мировая война. Как и положено в подобных случаях, она оказалась ядерной и уничтожила весь прежний уклад жизни людей. Ни США, ни СССР в этом времени уже нет, зато буйным цветом расцвели ранее неприметные державы типа Перио и Маурайской Федерации. Да еще несколько племен воздушных пиратов, живущих на берегах Гранд-Каньона. Обычно они держатся северных плоскогорий, но на этот раз решили атаковать ослабленный гарнизон местного провинциального города. На их беду, там в это же время гостил боевой островитянский корабль «Дельфин» с вполне боеспособным экипажем на борту...

Итак, это не эпоха средневековой Конкисты, а подделка под нее. Никакого высокотехнологичного оружия у людей нет — в ходу те же мечи и копья. Имеются, правда, и пушки и полиспасты, но их немного и судьбу сражения они решить неспособны. Всё, как и раньше, решает личное умение и мужество. Чтобы повествование не стало слишком уж шаблонным, автор сталкивает в нем воздушные и морские суда, проводя своеобразный мысленный эксперимент в поисках оригинальной стратегии сражений «варварского» будущего. Если не считать маленького «рояля» в лице «липучих парусов», то всё получается достаточно неплохо и убедительно. Поклонники авантюрной фантастики будут, наверное, довольны.

------------

РЕЗЮМЕ: очередная постапокалиптическая история об обороне одного богатого «спанского» города от мерзких «мериканских» флибустьеров с берегов далекой северной реки Колорадо. Простенько по сюжету, зато со вкусом.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Цикл о Маураях, на мой взгляд, один из самых интересных у Андерсона. «Люди неба» — первое произведение цикла. И очень удачное и хорошо написанное, куда лучше многих откровенно вымученных рассказов о Психотехнической Лиге, написанных тогда же и даже позже.

Я прочел его сравнительно недавно, будучи уже хорошо знаком с идеями цикла, подробно описанными в романе «Орион взойдет!». Но все равно остался очень доволен. Образы запоминающиеся, идеи довольно оригинальные, игра с новыми географическими названиями хорошо придумана. Замысел о воссоздании великой полинезийской цивилизации порадовал бы Тура Хейердала (к сожалению, история о его мнении вроде бы умалчивает). И написано, как тут уже отмечали, очень красиво. Очень хорошо, что Андерсон продолжил эту тему спустя годы.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пол Андерсон тот еще фантазер. Начав читать рассказ, у меня аж закружилась голова от описанного в нем мира с пиратами — небоходами, с свободолюбивыми мореходами с островов, с приемами во дворце на манер времен возрождения, кабальеро и прекрасными дамами. У меня очень живо в голове представилась картинка и я осталась ей очень довольна. Редкий случай, когда сюжет вообще для меня был не важен, хотелось сказать как говорят мужчины про хорошеньких девушек, что-то по типу: « Луся! Нэ надо пэть! Просто ходи по сцена — туда-суда, туда-суда...»

А дальше больше, потом еще прибавилось и то, что это оказывается новый возрожденный мир после глобальной катастрофы, и все что происходит в рассказе — все вполне знакомо и понятно, т.к. человечество в своем развитии это уже проходило много-много раз.

А еще, читая рассказ, я наверно впервые в жизни, пожалела, что никогда ни каким боком не касалась военных дисциплин и совершенно ничего не знаю из теории военного дела, хотя описание батальных сцен мне всегда было интересно.

В общем у меня получился не отзыв, а какой-то фантан эмоций. И я очень-очень довольна, что прочла эту историю.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

События рассказа переносят нас в далекое будущее, далекое даже от той отметки, когда сырьевые ресурсы планеты были исчерпаны. Люди как-то пережили этот момент, приспособились и сложился мир обособленных небольших государств, социальное устройство каждого из которых настолько индивидуально, что может быть названо цивилизацией. Мы застаем героев в момент пересечения интересов трех таких цивилизаций: материковой, где возродилась классическая гуманитарная культура Европы с элементами пуританской морали; островной, самой гармоничной на первый взгляд, где интерес к научным знаниям и личная свобода стали основой жизни человека; и пиратской, в которой результаты научных знаний стали предметом торговли и базой для грабительских набегов на соседей.

Столкновение столь несхожих культур весьма болезненно. А тут еще и личные симпатии в ситуацию вплелись. Причем между капитаном «островитян», который вырос в обществе свободных нравов и подлинного равноправия мужчин и женщин, основанного на взаимном уважении, и дочерью материкового правителя, мораль которой сродни испанской до Ренессанса. Симпатия между молодыми людьми была взаимной. Возможности понимания не было никакой. Эпизоды, когда бравый капитан объясняет подавленное состояние девушки потерей отца, и хлесткая пощечина в финале читаются с грустной улыбкой. Барьер культур оказывается не только непреодолимым, но даже невидимым.

Мудрые научно продвинутые островитяне определяют свою политику в военном конфликте соседей с позиций развития цивилизации, а пострадавшие от набега пиратов люди жаждут мести и видят в своих недавних союзниках жалких предателей. И это раскрывает парадокс созданного Андерсоном мира: цивилизация с развитой моралью и гуманитарной культурой тащит мир в прошлое, в регресс, а пираты являются ступенькой в будущее, вверх. Вывод из рассказа горек, но справедлив: развитие человечества не всегда совместимо с личным психологическим комфортом человека. Путь к достижению баланса идет по крови, смерти, унижениям и растоптанным жизням.

Капитан островитян выбрал правильную политическую линию. С этим не поспоришь. Девушка с материка считает, что он ее предал. С этим не поспоришь тоже. Вот только сам он вряд ли когда-нибудь поймет, за что пощечину получил. И это раскрывает второй парадокс созданного в рассказе мира: бандиты островитянам ближе, чем закуклившиеся сами в себе аристократы, но и аристократам бандиты ближе тоже, они понимают друг друга.

Так развиваются миры. Не в первый, и не в последний раз...

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Из цикла «Маурайская федерация». По хронологии самый первый рассказ.

Жизнь на планете после ядерной войны. Все снова воюют друг с другом. Один из способов завоевать неприятеля — это победить его не в сражении, а другим более гуманистическим способом.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот еще один удивительный новый мир Андерсона. Мы так привыкли, что Постапокалиптика должна быть обязательно мрачной, наполненной злобой и крайней жестокостью, что забываем, что люди, по большей части, все-таки стремятся к миру и безопасности.

А мир «Людей Неба» только-только выходит из периода варварства, последовавшего за крушением цивилизации. Еще бродят орды дикарей, сметающие все на своем пути и паразитирующие на свалках минувших эпох. Но уже появляются островки новой культуры, науки, технологии. Здесь уже мечтают о равенстве, мире, процветании, расцвете знаний. Мир, где взгляды больше не прикованы к Земле, а устремлены в Небеса, к звездам.

Рассказ очень светлый и наполненный надеждой. Ничего, что дорогу к будущему приходиться отвоевывать, что бороздящие Небеса корабли пока лишь пиратские, а не научные или торговые. Но вот она — первая в этом мире научная экспедиция с людьми, которыми движет не жадность и жестокость, а стремление к знаниям и открытиям. И верится, что у этих людей будет все хорошо.

Но, как забавно. Мир у Андерсона изменился до неузнаваемости, но только одно осталось неизменным: любовь и вечная загадка женской души. Люди будущего тоже не знают, чего хотят женщины.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Один из самых светлых постапокалиптических рассказов, что я читал.

Нет рокеров, злобных мутантов. есть разные цивилизации, сохранившие черты предков.

Динамичный сюжет, напряжение, стиль, чем-то напоминающий любимого в детстве капитана Блада.

Отличное приключение в старом стиле

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Обычное, но очень качественное приключение. Без излишков в сюжете, но твердую четверку. Есть хорошее развитие сюжета.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как красиво написано, пираты на воздушных судах, красивые дамы и благородные кабальеро, кровь и дым сражений, благородство и любовь... И понимание науки для будущего развития... Как мне кажется последнее нравоучение о будущем развитии было излишним, оно испортило атмосферность всего произведения.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Честно говоря, ожидал от Андерсона большего. Ничего примечательного в рассказе нет. Банальный сюжет, разбавленый фантазией Пола. Только концовка вытянула рассказ. В целом — так себе, не порадовал меня. :frown:

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх