Уильям Гибсон «Распознавание образов»
- Жанры/поджанры: Реализм | Детектив
- Общие характеристики: Приключенческое | С множеством интриг
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь | Европа (Западная Европа ) | Азия (Восточная Азия ) | Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Сивилла нашего времени. «Охотница за головами» мира моды.
Девушка, профессия которой — предсказывать, что войдет в моду в ближайшие месяцы, — вносит новый смысл в само понятие «продвинутость».
Ее новое задание — отыскать создателей серии загадочных видеоклипов, появление которых в Сети буквально взорвало весь мировой андеграунд.
Лондон...
Токио...
Москва...
Охота начинается!
Входит в:
— цикл «Трилогия Синего муравья»
Номинации на премии:
номинант |
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2003 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 6-е место | |
номинант |
Премия Артура Ч. Кларка / Arthur C. Clarke Award, 2004 // Роман | |
номинант |
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 2004 // Роман | |
номинант |
Юго-восточная научно-фантастическая премия / The Southeastern Science Fiction Achievement Award (SESFA), 2004 // Лучший роман | |
номинант |
Большая премия Воображения / Grand Prix de l’Imaginaire, 2006 // Роман, переведённый на французский |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
DiegoFreeman, 20 июля 2024 г.
Как уже говорилось не так давно о другой книге Гибсона, чем ближе текст автора к реальности, тем быстрее устаревает этот текст.
Взять «Периферийные устройства». Местное будущее без пяти минут наше настоящее (без учета второго мира, который в будущем подальше).
В «Распознавании» нет киберпанка, есть только нечто вроде триллера и детектива, где персонажи пользуются теми технологиями, которые вышли из обихода десяток с лишним лет назад. И потому излюбленная акцентность автора на деталях конкретно здесь сыграла с ним злую шутку. Текст не выглядит, как описание событий, которые были в недавнем прошлом. От текста прямо-таки веет старостью.
При этом, роман вышел первым на тему 9/11, той самой трагедии, после которой тревожность нации повысилась. Но влияние этой темы на сюжет минимально, а внимание смещено на совсем иные вещи. Которые, как ни читай, как не терпи изрядную занудность текста, не воспринимаются всерьез.
Главная героиня Кейс Поллард — специалист по брендам, способный определить популярность логотипа компании. Сюжет основан на авангардном фильме, поиск всплывающих в Интернете фрагментов которого становится главной задачей ее и целого ряда других персонажей.
Только вот проблема: кому, если так подумать, сдались куски некоего видео? Что есть они, что нет, полно других, похожих и не очень, и дальше будет еще больше, самых разных, на любой вкус. В чем смысл носиться конкретно с этими кусками? Они скрывают в себе некое глубокомысленное откровение?
Так ведь (спойлер!) не скрывают. Финал совершенно не запоминается, его словно не существует. Все просто заканчивается.
Разумеется, у книге хватает всяких бытовых моментов, прописанных как минимум увлекательно. Разные люди, разные характеры и манера говорить, разное окружение. Не замечаешь, ка целые главы текста прочитываются влет.
А в целом, «Распознавание образов» описывает современное общество и тягу людей находить смыслы там, где их нет. Поднимаются вопросы соотношения искусства и коммерции путем осмысления прошлого. Это, конечно, хорошо и важно, вот только... КАК это преподнесено? Именно к этому основные претензии.
Manowar76, 26 сентября 2019 г.
Почему решил прочитать: Гибсон, отзывы, номинации на различные фантпремии
В итоге: консюмеризм и потреблядство, прямо как у Паланика в БК. Тайлер Дарден пошёл на мир потребления войной, а у Кейс Поллард — просто аллергия на бренды, которую она умудряется монетизировать.
Ничего не имею против упоминания брендов в текстах романов, особенно, когда это оправданно стилистически, но в этой книге их до неприличия много.
Слог нейтральный, отстранённый, но тем больше радуют яркие и неожиданные метафоры Гибсона.
«Распознавание» — тот случай, когда из относительно недокрученных элементов собирается качественное целое, являющееся большим, чем просто сумма частей.
В романе не хватает напряжения и экшна для триллера, практически нет фантастики, чтобы отнести вещь к киберпанку, не самое глубокое проникновение в рекламный бизнес, чтобы можно было считать «Распознавание» производственным романом.
В итоге же — очень актуальное для начала двухтысячных высказывание о глобализации и о том, что искусство — это жизнь.
К тому же одна из первых серьёзных рефлексий на тему 11 сентября 2001 года. (Погуглил — вау! Я был прав! Это первый роман на тему 9/11!)
Линия пропавшего в катастрофе отца главной героини подозрительно перекликается с вышедшим существенно позже « Жутко громко и запредельно близко» Фоера.
Роман Фоера, конечно, оказался более резонансным, премированным и даже заслужил экранизацию. Но это потому, что там герой мальчик, а не 32-летняя тётя.
Кстати, об экранизациях Гибсона, на которые ему так не везёт. Думается, что и «Распознавание образов» неэкранизируемо. Экшна мало, линия с русскими мафиозными олигархами автоматически переводит картину в низшую лигу, как и пресловутый чемоданчик.
Причина культовости романа в русском ЖЖ для меня неясна. Людей гипнотизирует перечисление брендов? (Курточку «Баз Риксон» я бы себе тоже прикупил.) Ставят себя на место достаточно странной героини?
scafandr, 24 июня 2019 г.
Наверное, я стал требовать слишком много от Гибсона. Или от Геймана, который сказал, что этот роман лучший из последнего у Гибсона после «Нейроманта».
Главная героиня — это, пожалуй, единственное, что мне было интересно в романе. Ее образ мне показался очень интересным. Женщина с непонятной личной жизнью, открытыми взглядами и нтересами, с фобией брэндовых вещей и уникальной способностью угадывать то, что может понравится модникам в ближайшие пару лет.
А тут кто-то повадился заливать в интернет короткие видеоролики с непонятным посланием и, по-видимому, зашифрованной информацией. Энтузиасты-любители создают форум, на котором обсуждают слитые ролики и решают, что бы это значило. ГГ — одна из пользователей этого форума.
Шаг за шагом информация начинает всплывать, героиня не сидит на месте, путешествует по миру, чтобы тянуть ниточку клубка... Но мне это не показалось увлекательным. Я не совсем понимал ажиотажа вокруг роликов. Зачем ехать в Токио или Москву, зачем искать того, что стоит за всех этим. Для чего? Ну а финал так и вовсе меня сильно удивил тем, как будто я прочитал волшебную сказку о российской мафии, дарящей миллионы долларов просто так.
А слог по-прежнему хорош. Гибсона приятно читать, но «Распознавание образов» для меня — это книга на один раз
k2007, 25 июня 2018 г.
А мне роман понравился. Довольно увлекательное приключение девушки в Европе и в России. Кибербанка здесь нет, здесь нет фантатстики вообще, но есть хорошие герои, интересная история. Да, может быть, люди разочарованы, они ждали от Гибсона чего-то другого, но мне история понравилось
wayne coyne, 21 февраля 2017 г.
Поначалу интересный роман. Но к концу автор устал. Последняя треть книги — развесистая клюква в худших традициях американских боевиков 80-х. Несмотря на то, что действие происходит в 2004 году... Даже не хочется подробно останавливаться на банальнейших штампах. Скажу прямо — не ожидал.
Читаю в конце книги послесловие от автора: «Я благодарен Эйлин Ганн за фрактальную точность ее воспоминаний о Москве». Что как бы намекает что в Москве, да и в России Гибсон никогда не был. И не то что бы сам сюжет был неинтересен, просто ошарашивает откровенно рыхлая концовка в духе «продолжение следует». Ошарашивает потому что это же Гибсон в конце концов, автор чьи романы принято анализировать на предмет глубинного послания.
Не последнюю роль в подобном восприятии книги сыграл перевод. На мой взгляд совершенно безобразный. Привожу самое начало книги:
«Пять часов разницы с Нью-Йорком. Кейс Поллард просыпается в Камден-тауне, в волчьем хороводе нарушенных циркадных ритмов.
Безликий выхолощенный час качается на лимбических волнах. Мозг ворочается в черепе, вспыхивает неуместными земноводными желаниями.»
Как можно эту тарабарщину вообще выдавать за перевод?!
Я конечно не переводчик, и знаю что Гибсона перевести крайне непросто, учитывая что у него огромное количество слэнга в тексте, он лингвист по образованию и изучал именно городской «новояз». Но все же...
fraist, 5 сентября 2016 г.
Неплохой детектив от мастера киберпанка. Интересно показана Россия нулевых, не без клюквы, но все же. Поклонникам писателя рекомендую, остальным — не факт, что будет интересно.
Lidonel, 3 декабря 2014 г.
Конечно киберпанком здесь и не пахнет! Меня, как дизайнера и рекламщика идея главной героини сразу и захватила и подкупила и я так её понимаю. И сюжет начался так интересно и эта пропажа отца (почему то эта линия какула вникуда) и эти чудесные фррагменты. Я даже творчески вдохновилась. И такой сумбурный конец. Ну и штампы про нас такие штампы.
Хотя лично я читала в удовольствием, в отличии от того же Джони Мнемоника, которого просто неосилила.
Idoru, 26 июня 2011 г.
«Распознование образов» лучший роман Гибсона со времен Нейроманта» — сказал Нил Гейман и я с ним согласен на все 100%. С возрастом ощущения притупляются и редко когда книга приносит чувство кайфа с которым мы в 16-18 лет открывали новый роман Хайнлайна, Гаррисона или Буджолд (нужное подчеркнуть — каждому свое...). У меня РО вызвало именно эти ощущения — кайф от самого процесса чтения текста, которого не было давно. У Гибсона просто феноменальная способность резкими краткими предложениями создавать образы и вызывать эмоциии, при этом в данной книге 0 целых 0 десятых фантастики, просто очень тонко словлен дух времени. Возможно на кого-то это действует, на кого-то (судя по другим отзывам) нет... Жаль, что в последующих продолжениях этой магии намного меньше.
sham, 9 ноября 2009 г.
В свое время читал «Нейроманта» и «Сожжение Хром» — не пошлО совершенно. Решил попробывать еще раз: у товарища на полке обнаружил данный рмоан с эпиграфом Нила геймана: «Распознавание образов — лучшее, что написал автор после Нейроманта». Скажу честно — разочаровался я в таком лучшем, несмотря на высокие оценки здесь у нас.
Главный плюс романа — это описательная сторона современного мира, насыщенного технологиями, торговыми марками и рекламами. ВСЁ! Любопытно почитать о жизни форума, на котором сидит главная героиня — очень уж наш местами напоминает. Теперь совсем ВСЁ! больше в романе ничего запоминающегося и интересного я не узрел.
Сама суть сюжета не захватывает совершенно. Кто-то выкладывает фрагменты видео в сеть и все вокруг завелись. Ну пусть бы так. Но когда к этому за уши притягиваются истории аля-Джеймс Бонд со слежками, чипами и тайными организациями стало совсем грустно. С каждым десятком прочитанных страниц всего становится чрезмерно: алергия на торговые марки у главной героини, погибший 11 сентября отец ну и в концовке русский след: мафия, олигархия, скудные мысли автора об убогой стране... В итоге получается какой-то маразматический винегрет из современного мироописания, драк и погонь, неясной философии и кучи знаковых мировых событий 20 века... В итоге безумно рад, что заборол это литературное чудовище. Думаю знакомство с Гибсоном на этом остановить, несмотря на стоячщее у товарища продолжение в виде «страны призраков». Слишком много сил потрачено, а реально понравившегося крупицы. Не мой автор!
Shipoopi, 11 декабря 2012 г.
Главной новостью при прочтении стало, конечто, что это совсем даже не фантастика. Второй — наличие описаний современной России, что неизбежно привело к созреванию на страницах романа, ПСМС, изрядной клюквы. В америкосовских фильмах видали и не такое конечно, но в этом случае ожидания не совпали с реальностью,что было неприятной неожиданностью. Третья новость в том, что книга (в сущности) ни о чем и ни про что, хоть даже осознание этого не позволяет оторваться от чтения. В остальном это все тот же Гибсон с его тягучей пружиной сюжета, меткими метафорами, по-настоящему живыми героями, мастерской сменой декораций.Умно препарирующий плоть современного общества с его брендами-трендами и электронным общением, мафиозными и торговыми кланами, состоящими в родстве, стиранием мировых границ. В итоге вышла такая хромировано-эстетствующая беллетристика с детективными нотками, для ценителей Автора годная, но определенно не рекомендованная для знакомства с творчеством У.Гибсона.
Zee Beckett, 20 февраля 2013 г.
Двоякое ощущение от этой книги.
Сначала зыбкое своеобразное повествование, интересная героиня — классическая гибсоновская девушка, хрупкая с виду, но способная дать отпор (выражаясь словами одного из героев — сделать резкое движение), жизнь небольшой субкультуры. Вывернутая наизнанку ситуация «англичанин в Нью-Йорке»: американка пытается приспособиться к Лондону, к «зазеркалью». Таинственные видеоклипы, появляющиеся в сети, и поиски их автора.
Но чем ближе Кейс приближается к разгадке тайны фрагментов, тем слабее становится повествование. Откуда-то вылезает русская мафия, героиня попадает в какие-то джеймсбондовские переделки со слежками и двойными агентами, и заканчивается все пшиком. Кому это было надо, зачем...
Отдельно еще хочется поворчать на переводчика/редактора. Текст прекрасен, но периодически всплывают мелкие огрехи — то мужчина в вечернем платье, то шотландец превращается в ирландца.
Итог — 7/10.
red_lol, 24 января 2013 г.
Нашему человеку,воспитанному на русской культуре с его верой в товарищество и дружбу, с верой в «коллективное спасение» трудно почувствовать страшное,бесконечное одиночество западного человека Одиночество,одиночество которое не возможно преодолеть, это присутствует в каждом произведении Гибсона.В «Распозновании образов» это особо заметно.Реальный мир, реальные события,реальные люди,ни какого вымысла.Все очень жизненно.
ivanov, 15 октября 2009 г.
Похоже, в этой книге автору не удалось реализовать задуманное — необычное начало, интересная главная героиня, стремительное развитие интриги, а затем — занудные поиски перемежающиеся с банальным мордобоем, страшилки про Москву (весьма живо описанные, впрочем) и беспомощная концовка, обрывающая все многообещающие мотивы, показанные в начале книги. Можно читать, можно не читать.
Kate Kiedge, 5 ноября 2009 г.
«распознавание образов» первая книга Гибсона,которую я прочитала. не могу сказать,что я в восторге, но и никак не могу назвтаь эту книгу плохой или неинтерсеной. вполне не плохой сюжет, возможно, слегка затянутое повестование и слишком долгое описание «зазеракалья» и ощущений Кейс, но в общем и целом неплохо! по деситибальной шкале оценок твёрдая 8 )
Mandor, 9 октября 2009 г.
А вот и продолжение знаменитой темы «Нейроманта»... Вернее говоря предшествие... предтеча...
По моему скромному мнению (ИМХО), вот как раз ЭТА вещь, самая что ни на есть ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ, в творчестве У. Гибсона.
Нет, чесно слово, это так. Зрело, классически, и на злобу дня!
Я только ЗА!!!
Если отвлечься от глупых сравнений, вдумчивый читатель, без труда найдет парраллели для увеличения собственного QI, ну или любой другой «фишки» служащей для оценки длины... чем вы там мереетесь? :haha:
ну точно, длиной собственного.... статуса... :haha::haha::haha:
Сходу подкупают ссылки на Тарковского... приятно, черт побери, но дальнейшие посылы в духе НАША-РАША, вызывают некое недоумение, переходящее в неприязнь...
А именно — подозрение, что автор знаком с Россией только по интернет-ссылкам. Впрочем, это не сказывается на ЛИТЕРАТУРНОМ КАЧЕСТВЕ книги, КАК ТАКОВОЙ, которая является весьма приличным образцом жанра...
Сюжет же вполне прогнозируемый, банальный и скучный (не обессудьте), и хотя исполнение НЕ хромает, что-то мешает поставить высший балл... Наверное чувство собственного достоинства...
Ну, НИ КАК не тянем на 10.... максимум 8....