Евгений Войскунский, Исай Лукодьянов «Прощание на берегу»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
В курортный городок Кара-Бурун к своему племяннику Михаилу Левицкому приехал дядя, Георгий Платонов. Михаил видел его впервые в жизни и очень удивился: дяде должно было быть под семьдесят, однако выглядит он едва на сорок. Разве такое может быть? Зачем вообще приехал этот дядя? Эти вопросы не дают Михаилу покоя.
В 1995 году рассказ в существенно переработанном и дополненном Е. Войскунским виде был издан как повесть под названием «Химера».
Входит в:
— сборник «На перекрёстках времени», 1964 г.
— антологию «Библиотека современной фантастики. Том 14. Антология советской фантастики», 1967 г.
— антологию «Russian Science Fiction 1969», 1969 г.
— антологию «Научная фантастика», 1980 г.
— антологию «Metagalaktika 2», 1981 г.
— антологию «Die Rekonstruktion des Menshen», 1988 г.
— антологию «День гнева», 1992 г.
— антологию «Люди как люди», 1992 г.
- /языки:
- русский (7), английский (1), немецкий (1), венгерский (1)
- /тип:
- книги (10)
- /перевод:
- Х. Гутше (1), Д. Клиффорд (1), А. Павлова (1)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
astoun, 20 апреля 2023 г.
Отличный рассказ, вызывающий эмоции.
Хорошо написано, живые персонажи, есть интрига.
Не знаю, какого рода литературу предпочитают те, кто счел рассказ слабым. Лично мне подобная советская классика нравится куда больше, чем 90 процентов того, что выдают на-гора нынешние фантасты.
wolobuev, 21 апреля 2019 г.
На всякий случай проверил возраст авторов к моменту написания — одному уже за сорок, другому — за пятьдесят. А значит, никаких скидок. Рассказ очень плох. Да, я понимаю, что в середине шестидесятых наша фантастика ещё не достигла высот, но извините — уже есть «Трудно быть богом» и «День гнева». А тут такое...
Сюжет шит белыми нитками, реакции людей неестественны, герои существуют в некоем сферическом мире. Даже если предположить, что на всей планете уже установился коммунизм (этим можно объяснить, что перспективную разработку не секретят), не бывает такого, чтобы учёный просто пропал из лаборатории, а его ищет лишь собственная подчинённая. Кстати уж, не первый раз встречаю в идейно выдержанной советской фантастике образ безответно влюблённой в учёного женщины. Дыхание эпохи? Скорее, влажные мечты авторов.
Я не знаю, в каком мире человек может просто нагрянуть к родственнику, которого не видел тридцать лет, и поставить его перед фактом: «Встречай. Поживу у тебя с месяцок». Не знаю, в каком мире тринадцатилетний подросток (ведущий себя, к слову, как десятилетний), обнаружив собственного деда без сознания с электродами на руках и ногах, не сообщит об этом родителям. И наконец, не знаю, в каком мире мальчишка может целыми днями ходить в трёх носках по жаре без всяких последствий для ног.
И это я ещё не прошёлся про второстепенным персонажам, которые возникают ниоткуда, делают ровно то, что надо для продвижения сюжета, и исчезают, когда нужда в них отпадает.
Так не пишут не только сейчас. Так нельзя писать в принципе.
amak2508, 15 июня 2016 г.
Рассказу более полувека и, прочитав его, можно с уверенностью сказать — теперь так не пишут. И интересен он сегодня скорее манерой письма и построением сюжета, чем своими фантастическими элементами.
Фантастический элемент в произведении, кстати, всего один — изобретение, позволяющее заменить постепенное старение человеческого организма на скачкообразное: до самого последнего дня своей жизни человек здоров, энергичен, полон творческих идей и задумок, а потом все разом обрывается.... А далее автор начинает накручивать вокруг этой идеи тридцатистраничный сюжет «за жизнь» — массу житейских событий и ситуаций, позволяющих подать читателю идею в надлежащем виде.
Впрочем, если по справедливости, то сюжет получился вполне складным и совсем неплохо читающимся, хотя при желании найти к чему в нем придраться никакого труда не составит. Например, к непривычно пафосному для современного читателя финалу — такое впечатление, что в этот момент на страницах рассказа действуют не реальные люди, а актеры какого-то провинциального театра.
alex1970, 17 августа 2011 г.
Интересный рассказ, от которого веет романтикой летней поездки к морю и научных открытий.
Человек провел на себе необычный опыт, попытавшись обмануть время. Но обмануть надолго не удалось.
Хорошо написано
Zvonkov, 7 августа 2009 г.
Этот рассказ прочно засел в моем мозгу. Хотя читал я его еще в 15-16 лет. Тогда все кажется простым... жизнь бесконечной и беззаботной. Но как же это замечательно до глубокой старости дожить молодым м полным сил... или нет? Или всякому возрасту — своя прелесть? Сейчас мне скоро 50... тоже неплохой возраст... ощущаю себя на 35-40... хрен знает... но старым не чувствую. Хорошо бы сохранить такое чувство до смерти... до старости. Не болеть... быть сильным и никому не стать обузой. Мечта. Рассказ дал мне идею для цикла «Дефис», для создания в фэнтезийном мире Арринда уникальных людей — эленсаров, живущих молодыми 200 лет и умирающих в день зачатия (а не рождения). Это моя мечта. Которая наверное, не возникла бы без этого маленького рассказа. «Прощание на берегу». Хочу ли я знать срок своей смерти? Хочу... я бы экономнее был со временем. Но насколько б я стал скучнее?!
god54, 3 марта 2010 г.
Если бы человеку было дано знать дату своей смерти, то погибло бы всё человечество, но этого ему не дано априори. Весь смысл существования сводится к тому, чтобы этого не знать. Большинство авторов исследует проблему вечности, а в данном случае авторы исследуют проблему смерти. И в этом отношении, мне кажется, поведение героя наигранное и не совсем достоверное.
elfy, 29 января 2008 г.
Рассказ о претворении в действительность извечной мечты человека о возможности прожить свой срок на земле, полным сил и энергии. Заманчиво. Правда, это для сильных духом людей, поскольку возникает вопрос о точной дате смерти.