Андрей Валентинов «Овернский клирик»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези ) | Историческая проза
- Общие характеристики: Приключенческое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Средние века
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Франция, XII век. Только отгремел Крестовый поход и на горизонте уже задымились костры Святейшего Обвинения — Инквизиции (для борьбы с катарской ересью, естественно).
Священика, отца Гильома направляют расследовать беспорядки в графстве Тулузском, в компании с простым советским парнем Петей (то есть Пьером) и юношей со странным прошлым и нестандартными взглядами на жизнь братом Ансельмом. Но настоящая цель их похода — приблизить наступление эры инквизиции, дать ту последнюю каплю, которая подожжет костры под ногами еретиков и прочих врагов пролетариата. Отец Гильом, настоящий Паладин, кстати, изучавший феномен святого Иеренея... однако, не горит желанием стать тем самым факельщиком и...
И сталкивается с тем, что истинный христианин признать никак не может. Таинственные существа, потомки Пендрагорнов. Логры или дхары, как называет их Валентинов, «те, кто были светом». Косматые чудовища. Чудовища ли?...
Все это вы найдете в пожалуй, на мой скромный взгляд лучшем произведении Андрея Валентиновича Шмалько.
Входит в:
— цикл «Тропа отступников»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 276
Активный словарный запас: низкий (2529 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 51 знак — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 47%, что немного выше среднего (37%)
Номинации на премии:
номинант |
Интерпресскон, 1998 // Крупная форма (роман) | |
номинант |
Бронзовая Улитка, 1998 // Крупная форма |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Ravenor, 2 июня 2020 г.
Приятный, спокойный роман в жанре исторического фэнтези.
Валентинов — прекрасный рассказчик, добавляя немного мистики в основной сюжет, какие-то исторические воспоминания и детали в беседах героев, он рисует душевную и пока еще обманчиво-спокойную атмосферу юга Франции, накануне вот-вот готового вспыхнуть восстания альбигойцев. Сколько было сложено песен на эту тему в среде отечественных бардов и ролевиков, отдельное спасибо автору за выбор именно этой эпохи.
Но пока еще все относительно тихо и троица монахов, под предводительством бывшего крестоносца, Гийома де Ту отправляется в путь, как гласит аннотация к книге, дабы распутать странное дело о пропавшей девице.
Не вдаваясь в дальнейший пересказ небольшого романа, хочу отметить, что всего-то на 370 страницах, Андрею Валентинову удалось вместить многое: троицу колоритных героев, каждый из которых интересен и наделен запоминающимися чертами характера, а за их диалогами крайне приятно наблюдать, атмосферу Окситании того периода, злодейских злодеев и даже «благодного защитника вдов и сирот», по совместительству пламенного революционера.
Все это на фоне красивой, хотя и чуток наивной легенды.
Магия и исторические реалии мягко переплетены в этом романе, а хороший язык автора помогает погружению в описываемые события.
amlobin, 8 апреля 2018 г.
Перечитал после долгого перерыва и еще раз получил огромное удовольствие. Валентинов написал ретро-детективное фэнтези — роман, в котором сюжет детективный, место действия — Франция XII века, в роли следователей выступают монахи-бенедиктинцы (привет Умберто Эко с его «Именем розы»), главным злодеем оказывается некий сатанист, а в роди подозреваемых — мифические логры, любимый валентиновский персонаж. Логры, они же дэрги, они же дхары — некий мифический народ, точнее раса, существа, способные обращаться в медведеподобных чудовищ и владеющие серьезными способностями и познаниями в области магии. О дхарах А. Валентинов пишет в первых книгах «Ока силы», они присутствуют и в других произведениях, а «Овернский клирик» посвящен им полностью. Здесь они прячутся от мира как могут, колдуют понемногу для самозащиты и в общем, вымирают. Магии в романе надо сказать много, но она весьма уместна в сюжете, а ее изображение не является самоцелью для автора.
Детективный сюжет получился достаточно запутанным, хотя и не сказать, что сильно захватывающим, главный интерес, на мой взгляд, представляют герои: сам Овернский клирик брат Гильом (он же бывший крестоносец граф де Ту), его ученики Пьер и Ансельм. Убедительные вышли характеры, яркие и живые.
Несколько утомляют анахронизмы, щедро вставляемые автором, особенно разбойники де Гарай (потенциальный Робин Гуд) и его разбойнички
Текст как таковой написан превосходно, просто приятно читать.
sergej210477, 3 марта 2017 г.
Роман, сочетающий в себе множество литературных жанров. Начинается книга как исторический детектив. Средние века, главные герои — три монаха-бенедиктинца. Эта довольно колоритная троица послана в отдаленный район Южной Франции для расследования неких странных происшествий. Конечно, невольно напрашивается сравнение с У. Эко и его «Именем розы». Герои постоянно упоминают труды христианских богословов, говорят о ересях и волшебстве. До уровня итальянского профессора, эта книга, конечно, не дотягивает, но интрига захватывает, роман читается увлекательно.
Дальше, писатель добавляет в книгу мистики. Появляются оборотни, ведьма, различное колдовство. Ну, ладно. Исторический детектив с элементами мистики — тоже неплохо, хотя я думал, что весь роман будет в стиле реализма.
Но автор на этом не останавливается. Детектив уступает место фэнтези. Сначала появляется некий таинственный народ — дэрги, потомки рыцарей короля Артура, почти полностью исчезнувшая расса волшебников. Тут уже не обойдётся оборотнями и ведьмами.
Все в традициях героического фэнтези. С реализмом читателю приходится расстаться полностью. Дальше — больше. Начинаются войны, сражения на мечах, осада замка. Типичное боевое фэнтези. Писатель демонстрирует своё мастерство во все новых жанрах.
Ближе к финалу романа А. Валентинов вообще переходит к социальной фантастике. Вот только борьбы классов не хватало в этой книге!
Текст книги наполняется перефразировкой на, якобы, латынь, современных пословиц и поговорок. Да, в романе появляется элементы юмора, иронии, но как-то атмосфера Средневековья пропадает. Читатель уже видит вполне современных личностей, пытающихся вообразить себя некими давно существовавшими историческими лицами. Чувствуется некий фарс, пародия. А ведь начиналась книга как строго исторический роман, полностью реалистичный, опирающийся на факты.
Но, несмотря на все свои недостатки, а скорее, не недостатки, а специфические особенности, роман получился хороший. Написан отличным языком, и герои мне понравились. Стиль несколько суховат, недостаёт красочных пейзажей, описания бытовых мелочей, из-за которых книга получается более живой. Но сюжет построен грамотно, все его ответвления сходятся друг с другом, как мозаичный узор. Детективная составляющая раскрыта полностью, никаких ляпов нет. Достаточно сложное и хорошо проработанное произведение. Но я, ждал от этой книги серьезного романа, похожего на «Имя розы». А получилась отличная развлекательная приключенческая книга.
lora3166, 12 августа 2015 г.
Понравился спокойный ,интеллигентный стиль автора (моя первая книга у Валентинова).Чего не хватило-юмора ,присущего Эко и Парджитер ,с которыми сравнивают «Овернского клирика» и большей проработанности персонажей.Сюжет интересный ,хотя меня ,как любительницу артурианы ,несколько напрягло появление в книге потомков короля Артура,тем более в такой странной форме. В. не пытается создать свою альтернативную историю ,это радует и вызывает желание познакомится с ахейским циклом его романов.
MarchingCat, 5 августа 2012 г.
Я в восторге.
Интеллигентная фантастика. Утончённая. Интеллектуальная. Ну и ещё... криптоисторическая и весьма ироничная.
Автор, Андрей Валентинов, сам историк по профессии, и это отчётливо видно. Знание эпохи, в которой происходит действие, великолепное. Вплоть до мелочей — в каких провинциях Франции на каких диалектах говорили. Автор также демонстрирует нам отличное знание не только библии, но и ещё ряда как канонических христианских, так и еретических текстов, причём с отличиями в ряде переводов. И ещё много всякого...
И при всём при этом роман не зануден, а наоборот, читается легко и с интересом. И что лично я ценю — местами даже с юмором!
Цитата из книги:
«Наша хитрость в рогоже, да при поганой роже... А ничего тоже!»
(старинная французская деревенская поговорка)
evavan, 17 мая 2009 г.
Первая книга, которую я прочитала у Валентинова, так что подмечать характерные авторские приемы не могу, изложу лишь начальные впечатления.
С первых страниц стало понятно, что сравнение с Эко, которое нам предложили издатели на обложке, если и уместно, то только потому, что в основе сюжета – детектив, замешанный на религиозной теме. Если у Эко была попытка передать язык и мировоззрение монахов Средневековья, то стиль изложения Валентинова намеренно упрощен. Но не суть, не затем «Овернский клирик» был написан.
Зато сюжет замечательный и захватывающий. Книгу банально не скучно было читать. Завязка сразу увлекла, и затем темп развития не замедлялся, повествование нигде не провисало, и отрываться от чтения не хотелось. Но почему-то ожидала я не только достойно исполненной «сюжетной», развлекающей книги…
Три главных персонажа: простак брат Пьер, высокомерный в своей образованности брат Ансельм и умудренный жизненными трагедиями брат Гильом, — вначале вызывали симпатию и интерес. Я предвкушала последующего углубления, изменения характеров, но так и не увидела этого. Герои и в конце продолжали играть заявленные роли, и в результате роман лишился проработанной психологической стороны.
Касаясь идейной составляющей, то стоит заметить, что она выведена четко и прямолинейно. На наших глазах решается один из главных вопросов того времени: об отношении к ересям. Имеют ли они право на существование? По Валентинову, имеют. Но, как мы знаем, в результате победила «жесткая линия» кардинала Орсини, выродившаяся впоследствии в «бейте всех, Господь узнает своих». Что ж, такова наша история, ничего не поделаешь. Но думать о том, что было бы лучше, — занимательно.
Другая основополагающая тема романа, проиллюстрированная первой, исторической, – разность путей к Господу. Вот её решение получилось несколько плоским. Три главных героя четко отражают эти самые пути: Ансельм – книжник, гностик, постоянно балансирующий на грани полного падения в грех; «нищий духом» Пьер, идущий дорогой наивной любви к Богу; и Гильом, которому ни то, ни другое не чуждо, он наиболее сдержан и мудр. Были бы герои реалистичнее, то тема проявилась бы более объемно и многопланово. А так – ничего нового.
Antuan, 20 марта 2013 г.
Одна из моих любимых книг. Очень понравился стиль написания — характеры того времени. Необычность сюжета. Советую. Прочитал у него еще книгу «Спартак», но там как то мне не очень понравилось, как научная она вышла.
Antuan, 20 марта 2013 г.
Я читал эту книгу и там молодой священник все клеился (ну не клеился а упрекал ее в том что она его заводит =)) к девушке говорил что она его развращает и пел песню или стих — мне тогда очень понравилась она. Кто нибудь может по памяти ее написать или часть ее написать — найду через поиск. Был был бы очень признателен.
Сатора, 3 марта 2011 г.
Случайно купленная книга была много раз перечитана. Автор ненавязчиво отсылает к очень многим историческим и мифологическим сюжетам — и тут несомненный плюс.
Что касается хэппи-энда... окститесь, хэппи-энд там крайне условный.
Единственно, что несколько напрягло — соскальзывание рассуждений отца Гильома о народе и борцах за свободу на стиль в модном духе конца 20 века... почти дословное цитирование Интернационала выглядело крайне неуместно. В остальном — книга весьма хороша.
Крокозябр, 3 июля 2009 г.
Очень понравилась. Ненавязчивый историзм (свойственный Валентинову), каждый персонаж со своей загадкой, и любимые логры/дхары в придачу. Больше всего из персонажей понравился брат Петр, этакий добрый увалень, со своей простой, но честной логикой.
dio, 2 июля 2008 г.
Интересный роман с круто закрученным сюжетом.Тут и средневековая Франция,и католическая церквь, и таинственные потомки Пендрагоров, все это замешено на дедективном сюжете. Завязка романа сразу схватывает и держит в напряжении читателя. Интересны главные действующие лица отец Гильом, от лица которого ведется повествование, и его помошники брат Петр и брат Ансельм, а вот другие действующие персонажи несколько схематичны.Это сказывается на концовке романа, он какой-то «легковесный», какой-то «хеппиэндовский», что не очень вяжется с завязкой. Остаются без ответа некоторые вопросы на которые, как мне кажется, все-таки неплохо было бы дать ответы. Так недоработанная осталась линия дэргов, какие-то странные сатанисты.
Ladynelly, 6 декабря 2007 г.
Книга держала в напряжении до последней страницы. Читала с огромным интересом, может сказалось, то Франция Средних веков была всегда моим слабым местом...:shuffle:
Читая книгу, невольно погружаешься в мир забытых легенд, странный и чарующий...
Единственный минус: язык. Некоторые фразы никак не могут быть написаны монахом с 20-летним «стажем» Но это не повод для снижения оценки...
KERDAN, 28 января 2009 г.
Замечательный сюжет и прекрасная проработка атмосферы Средневековья. Неубедительными выглядят только некоторые герои. Естественно, как и в большинстве книга А.Валентинова имеется хэппи-энд.
квинлин, 5 июля 2007 г.
Прочел на одном дыхании, взявшись сразу после этого за «Серого коршуна». Очень интересные герои, детективный сюжет держал во время прочтения в напряжении, я так и ожидал « а вот сейчас...», и оказывался неправ. За это -отдельный плюс автору:) Побольше бы таких книг.
vp41114, 6 декабря 2007 г.
Книга, с точки зрения литературы не очен, а исторко-психологическая канва великолепна. Даумаю, задумка у автора до конца не удалась, гдето в середине не знал, что делять с ГГ и сделал их уж очень статичными. Но сама книга читается легко и с удовольствеим.:shuffle: