Ларри Эйзенберг «Куда подевался Огюст Кляро?»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика ) | Детектив
- Общие характеристики: Ироническое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
В Париже пропал Огюст Кляро, известный ученый, лауреат Нобелевской премии по химии. И один журналист, некий Эмиль из L'Express ведет расследование и идет по следу исчезнувшего ученого...
Входит в:
— антологию «Опасные видения», 1967 г.
— антологию «Врата времени», 1993 г.
- /период:
- 1960-е (1), 1990-е (1), 2000-е (1), 2010-е (2), 2020-е (2)
- /языки:
- русский (4), английский (2), польский (1)
- /перевод:
- С. Карпов (1), Ж. Сигошина (2), Я. Цесля (1)
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
страница всех изданий (7 шт.) >>
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Lilian, 26 октября 2025 г.
Прочитано в рамках знакомства с антологией «Опасные видения».
В предисловии Эллисон говорит, что этот рассказ — «дрянь и самая опасная штука». Но по факту всё обернулось пшиком.
Пока читаешь про череду очень странных событий и встреч (очень странное журналистское расследование в Париже), пытаешься поначалу списать все странности на особенности мира или намеренно комиксовую подачу истории. Но к финалу понимаешь, что это действительно именно те неправдоподобные похмельные бредни журналиста, какими они и выглядят на первый взгляд. Где здесь фантастика, «опасность» подхода или хоть какая-то идея — я не знаю.
В послесловии автор упоминает возможное наличие какого-то символизма (даже остросоциального), но что-то не верится.
Kvout, 22 октября 2025 г.
Куда подевался Огюст Кларо?
В центре сюжета – наш герой, которому поручено «перекопать» старое дело об исчезновении Огюста Кларо. Это всего лишь предлог для стремительного, шестистраничного погружения в мир, где логика уступила место фарсу. После прочтения это оставило меня в недоумении: ведь это был совершенно идиотский рассказ, непонятно зачем если не написанный, то добавленный в сборник! При этом предисловие Эллисона обещает чуть ли не бриллиант художественной литературы.
Заинтересовавшись этим явным несоответствием, я полез копать информацию и наткнулся на объяснение: это было сделано как провокация Харлана Эллисона. Многие англоязычные рецензенты склоняются к мысли, что восторженное предисловие Эллисона было саркастическим розыгрышем. История Эйзенберга — это «анти-НФ», своего рода комический дивертисмент. Это мета-комментарий Харлана Эллисона к собственной антологии и жанру в целом. Эллисон не только нарушил правила жанра с помощью других авторов, он нарушил правила своей собственной антологии, включив в неё нечто, что полностью противоречило её высокопарному манифесту.
Но это никак не улучшает сам рассказ! Поэтому заслуженная тройка, и то только за качество самого текста. Всё остальное в этом рассказе стремится к единице.
pirx1977, 9 ноября 2025 г.
Попытка сыграть в абсурдисткий юмор. Абсурда много, юмора мало, мысль утрачена. Лишний и совершенно не нужный рассказ.
Дочь Самурая, 16 октября 2025 г.
Наверно, это должно быть смешно, вся абсурдность этого рассказа. И наверное, Харлан Эллисон в предисловии к этому рассказу тоже так шутит, что отказывал его автору в публикации 17 раз. А может быть и нет.
lammik, 14 октября 2025 г.
Пятнадцать лет назад в Париже бесследно исчез Нобелевский лауреат по химии Огюст Кляро. Главный герой, репортёр по профессии получил редакторское задание разыскать пропавшего.
Не слишком смешной юмористический рассказ, какой-либо фантастики в нём нет. Возможно дело во времени и стране написания, и на момент издания «Опасных видений» американцы находили над чем посмеяться, ибо автор пишет, что рассказ «пропитан символизмом». Но, видимо, аромат этого символизма со временем выдохся.
vam-1970, 26 ноября 2018 г.
Чего только не изобретешь, чтобы заработать деньги. И жену бросил, и работу. Но оригинален выход — в смекалке герою не откажешь. Зарабатывать на мелких страданиях людей — укусила собачка -мазь и иод вам.
шесхарис, 15 июня 2011 г.
Очень странный рассказ.И не спасает даже притянутый за уши юмор.