Рэй Брэдбери «Подмена»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Роботы
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Все началось с фотографии в газете, на которой Марта увидела Леонарда с Алисой Саммерс. Фотография была сделана в ночь на семнадцатое апреля, а в эту ночь Леонард абсолютно точно был с ней, Мартой. А на прошлой неделе Марта увидела телепередачу о куклах, сделанных под настоящих людей. Теперь она твёрдо решила все выяснить...
Входит в:
— цикл «Корпорация «Марионетки»
— журнал «Super Science Stories, July 1949», 1949 г.
— антологию «The Pseudo-People: Androids in Science Fiction», 1965 г.
— антологию «The Monster Makers: Creators & Creations of Fantasy & Horror», 1974 г.
— антологию «Огненный столп», 1991 г.
— сборник «Высоко в небеса: 100 рассказов», 2003 г.
— антологию «Глубина. Погружение 17-е», 2019 г.
- /языки:
- русский (5), английский (5), украинский (1)
- /тип:
- книги (10), периодика (1)
- /перевод:
- Е. Кифенко (1), М. Ларюнин (1), Е. Петрова (4)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Тимолеонт, 9 ноября 2024 г.
И снова под маской робофантастики у нас классический авторский рассказ о человеческой психологии и тараканах. Что для человека значит любовь и кого он вообще любит — конкретное физическое воплощение своего «любомого-любимой» или некий относительно абстрактный образ? Вопрос, думаю, намного сложней, чем может показаться на первый взгляд. Впрочем, финальная развязка неплохо оттеняет общий околофилософский пафос.
vanishrap, 2 октября 2024 г.
Рассказ «Подмена» Рэя Брэдбери на первый взгляд не похож на его типичный стиль, но, как только начинаешь погружаться в историю, становится ясно — это классический Брэдбери. Даже несмотря на присутствие роботов, в центре внимания остаются социальные отношения и человеческие эмоции. Рассказ удивительно прост, но поднимает интересную тему о замене человеческих ролей в отношениях на роботов.
Это история о любовном треугольнике, который развивается с необычным поворотом: вместо того чтобы решать проблемы в семейной жизни, герой прибегает к научному решению — замене себя на робота. Здесь Брэдбери добавляет фантастический элемент в типичную для него историю о сложных человеческих отношениях. Герой не хочет ранить свою жену, но в то же время устал от семейной рутины, и решает завести себе клона-робота, который будет выполнять его «обязанности» мужа.
Интуиция женщины, конечно, не обманет — она начинает подозревать, что что-то не так. Как это часто бывает в подобных ситуациях, женщина подозревает наличие любовницы. И тут сюжет подводит к ироничной развязке: оказывается, у любовницы тоже был робот. Более того, любовниц было несколько, и все они оказались подменены машинами. Герой настолько устал от всей этой запутанной сети, что в конце просто сдаётся, оставляя роботов заниматься всеми «семейными обязанностями», а сам остаётся один, наслаждаясь своей холостяцкой жизнью.
Концовка вызывает смех своей неожиданностью и напоминает анекдотичную ситуацию, что свойственно Брэдбери. Он умело сочетает фантастику с тем, что делает его рассказы такими трогательными и человечными — размышления о людях и их сложных взаимоотношениях. Это забавная фантазия о том, как далеко люди могли бы пойти, если бы роботы могли взять на себя даже такие интимные и личные аспекты жизни, как семейные отношения.
В итоге, «Подмена» — это лёгкая, ироничная история с элементами бытового абсурда, которая вызывает улыбку и заставляет задуматься о границах применения технологий в жизни человека. Всё это в фирменном стиле Брэдбери — житейски, глубоко и с доброй долей юмора.
Сказочник, 5 декабря 2013 г.
Неоднозначное отношение к клонам-роботам, не правда ли? С одной стороны, постоянно ищешь подвох, а не обманут ли ты, а с другой — смех и радость они приносят людям.
v_mashkovsky, 5 марта 2011 г.
Тема очень любопытная. Помните «Ветер Геттисберга» и «Дж.Б. Шоу, модель V»? Два совершенно разных рассказа. Первый — про драматическое убийство клона президента Линкольна, другой — про зависть живого человека к совершенному роботу. Но одно их связывает: благодаря техническому прогрессу можно клонировать уже умерших людей и вновь получать огромное удовольствие от общения с ними. В этом нет ничего плохого, но человек — существо без тормозов, остановиться не желает (может, но не желает).
И рассказ «Подмена» как раз об этом. Есть такие области общения, в которых подменять кого-либо категорически нельзя, тогда они теряют свою ценность. И, по сути, нет оправдания такому поступку. Уверен, если спустя n-нное количество лет роботы войдут в обиход, то истории, описанной в рассказе, не избежать.
Просится аналогия с марсианской тематикой. Освоение космоса и отдельно взятых планет — это несомненный успех в прогрессе человечества. Но из-за переоценки ценностей, пришедшей вместе с этим прогрессом, человек, постигая прекрасное, это прекрасное неминуемо портит. Увы :(
Вот и думай после этого, робот-клон — механизм радости или предвестник беды? С учётом вышеизложенного скорее всё же второе.
god54, 4 октября 2009 г.
Автор снова возвращается к той же самой теме робов, заменяющих людей. Только теперь рассказ ведется от лица женщины. Хоть и повтор, но читается с удовольствием. Наверное и автору тема понравилась и он решил её повторить.
asb, 14 сентября 2006 г.
Всё как в анекдоте: жене сказал, что у любовницы, любовнице, что у жены, а сам на чердак — и учиться, учиться, учиться...:biggrin:
Vendorf, 28 мая 2007 г.
Поучительная и вечная тема «псевдо»-измены. Конечно интересны некоторые технические тонкости. Однако, не дорогая ли цена для разрыва отношений с женщинами?.. Или это своего рода эгоизм? Пусть с копией тебя, но только не с другим? Это аморально...