fantlab ru

Рэй Брэдбери «Высоко в небеса: 100 рассказов»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.35
Оценок:
100
Моя оценка:
-

подробнее

Высоко в небеса: 100 рассказов

Bradbury Stories: 100 of His Most Celebrated Tales

Другие названия: Ray Bradbury Stories Volume 2; Сборник ста лучших рассказов

Сборник, год

Аннотация:

Включенные в этот сборник рассказы характеризуют различные этапы моего долгого творческого пути. Я глубоко благодарен судьбе за все минувшие годы и за великую любовь, которая придавала мне силы. Просматриваю оглавление этого тома, и на глаза наворачиваются слезы: здесь собраны дорогие, близкие мне друзья — ангелы и демоны моего воображения.

© Рэй Брэдбери
Примечание:

Второй (после «Рассказов Рэя Брэдбери», 1980) огромный том избранных сочинений: еще сто рассказов, в том числе дюжина таких, которые раньше в сборники не входили.



В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу


7.80 (15)
-
8.35 (579)
-
4 отз.
8.46 (941)
-
25 отз.
8.37 (587)
-
13 отз.
7.93 (319)
-
9 отз.
7.23 (349)
-
13 отз.
7.73 (322)
-
8 отз.
7.84 (727)
-
33 отз.
7.40 (238)
-
9 отз.
7.02 (405)
-
12 отз.
7.58 (224)
-
6 отз.
7.29 (361)
-
17 отз.
6.41 (203)
-
6 отз.
7.27 (329)
-
12 отз.
  • Илла / Ylla  [= I'll Not Look for Wine] (1950), написано в 1944  
8.15 (1929)
-
42 отз.
7.68 (364)
-
7 отз.
7.57 (299)
-
9 отз.
7.53 (234)
-
11 отз.
6.18 (235)
-
10 отз.
6.52 (246)
-
11 отз.
7.92 (387)
-
9 отз.
7.41 (165)
-
2 отз.
8.18 (1126)
-
37 отз.
7.01 (215)
-
10 отз.
7.55 (333)
-
7 отз.
7.69 (465)
-
13 отз.
7.68 (597)
-
19 отз.
8.19 (726)
-
16 отз.
  • Человек / The Man  [= Тот самый человек; Человек, которого ждали] (1949)  
7.58 (714)
-
14 отз.
6.88 (264)
-
10 отз.
8.04 (466)
-
10 отз.
7.87 (245)
-
11 отз.
7.18 (245)
-
11 отз.
7.20 (201)
-
6 отз.
7.88 (289)
-
6 отз.
6.68 (350)
-
13 отз.
7.72 (825)
-
22 отз.
7.47 (451)
-
6 отз.
7.38 (268)
-
11 отз.
7.58 (253)
-
8 отз.
7.72 (1432)
-
20 отз.
  • Прыг-скок / Hopscotch  [= Летняя прогулка; A Summer Day; A Walk in Summer] (1979), написано в 1950  
7.79 (400)
-
10 отз.
7.67 (615)
-
17 отз.
7.62 (366)
-
13 отз.
8.53 (1878)
-
49 отз.
7.20 (334)
-
10 отз.
7.42 (187)
-
11 отз.
7.62 (135)
-
4 отз.
8.29 (668)
-
5 отз.
7.45 (305)
-
7 отз.
7.98 (371)
-
6 отз.
7.28 (252)
-
13 отз.
7.62 (421)
-
8 отз.
7.43 (528)
-
24 отз.
8.01 (395)
-
11 отз.
  • Баг / Bug (1996), написано в 1948  
7.33 (297)
-
11 отз.
7.16 (451)
-
12 отз.
7.52 (349)
-
14 отз.
7.70 (356)
-
5 отз.
7.53 (972)
-
36 отз.
7.42 (639)
-
30 отз.
7.26 (578)
-
14 отз.
7.54 (587)
-
16 отз.
7.31 (677)
-
24 отз.
7.52 (375)
-
9 отз.
8.05 (253)
-
6 отз.
7.99 (763)
-
23 отз.
7.32 (287)
-
8 отз.
8.57 (522)
-
3 отз.
7.64 (294)
-
10 отз.
7.19 (188)
-
6 отз.
8.17 (933)
-
32 отз.
7.98 (635)
-
22 отз.
7.88 (251)
-
6 отз.
  • Эшер II / Usher II  [= Carnival of Madness; Immortality of Horror; The Second House of Usher] (1950)  
8.47 (1814)
-
46 отз.
7.32 (153)
-
6 отз.
8.35 (579)
-
6 отз.
8.29 (1074)
-
44 отз.
8.08 (308)
-
14 отз.
8.08 (339)
-
3 отз.
  • Водосток / The Cistern  [= Город мёртвых; Город под ногами; Труба] (1947), написано в 1946  
7.07 (560)
-
25 отз.
6.59 (329)
-
10 отз.
7.40 (482)
-
13 отз.
7.93 (431)
-
21 отз.
7.08 (320)
-
9 отз.
7.20 (239)
-
6 отз.
7.45 (388)
-
13 отз.
7.22 (328)
-
5 отз.
7.67 (196)
-
8 отз.
6.87 (737)
-
17 отз.
7.96 (965)
-
32 отз.
8.19 (752)
-
28 отз.
7.95 (325)
-
11 отз.
8.60 (1452)
-
33 отз.
7.65 (435)
-
15 отз.
7.50 (228)
-
8 отз.
7.93 (428)
-
14 отз.
7.33 (193)
-
8 отз.
6.99 (307)
-
9 отз.
8.42 (460)
-
4 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части



Издания: ВСЕ (4)

Высоко в небеса. 100 рассказов
2006 г.
Высоко в небеса: 100 рассказов
2010 г.

Издания на иностранных языках:

Все літо наче ніч одна. 100 оповідань. Том другий: Книга 2
2016 г.
(украинский)
Все літо наче ніч одна. 100 оповідань. Том другий: Книга 1
2016 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Подводя итоги своего творческого пути на рубеже 60-летия литературной деятельности, Р. Брэдбери презентует нам вторую сотню избранных рассказов. Сколько историй можно сочинить за такой срок, конечно, огромное количество, но важно, чтобы они находили отклик, были интересны адресату. Почти все рассказы Р. Брэдбери основаны на эпизодах его реальной жизни, поэтому, будучи пропущенными через фильтры талантливого писательского разума, они запоминаются, цепляют, а некоторые навсегда остаются в сердце. Всю свою жизнь Брэдбери работал не ради денег и не гнался за получением престижных наград, признанием критиков и поклонников фантастики. Для жанра НФ всё его творчество — тотальный неформат, тем не менее он признается одним из самых талантливых, искусных фантастов. Его секрет прост — он писал всё, что хотел, не ограничиваясь жанровыми рамками — от бытовой прозы и детективов до мистики и философской фантастики, но каждое его произведение пропитано чарующей магией живого воображения.

Можно подумать, что все сливки вошли в первый том сотни лучших рассказов, но это не так. Вторая книга лишь на полкорпуса уступает своей предшественнице, и то лишь по отсутствию громких названий, рассказов, которые у всех на слуху. На этот раз автор сделал акцент на сборники «К западу от Октября» и «В мгновенье ока», примерно половина рассказов из этих изданий вошла в данную книгу. По какой-то причине за бортом остались два самых новых на момент выхода второй сотни рассказов сборника — «Вождение вслепую» и «Полуночный танец дракона», здесь вы найдёте лишь одну новеллу из последнего. Если первые сто рассказов были сгруппированы в хронологическом порядке по сборникам, в составе которых они выходили, то здесь расположение новелл более хаотично, особой системы распределения не наблюдается. Автор ликвидирует пробелы предыдущего тома, публикуя здесь оставшиеся рассказы из сборников от «Тёмного карнавала» до «Далеко за полночь», взяв в среднем по шесть новелл из каждого.

Так же как и в первом томе избранного сюда вошли по пять историй из «Марсианских хроник» и «Вина из одуванчиков», по всему видно, что автор старательно соблюдает баланс, не желая ущемлять ни одно своё детище, но некоторые селекционные решения вызывают искреннее недоумение. К примеру, из сборников «К западу от Октября» и «В мгновенье ока» в состав лучших не попали такие запоминающиеся вещи, как «Обмен» и «Одна-единственная ночь», здесь предположительно сказалось то, что в лучших и так не мало гринтаунских историй. Но дальше ещё интереснее, из кандидатов как в первый, так и во второй том избранного остались за бортом «В дни вечной весны» и «Выпить сразу: против безумия толп», причем это единственные рассказы из сборника «Далеко за полночь», которые не вошли в число лучших, довольно странное решение, неужели эти замечательные истории по мнению автора хуже, к примеру, «Пылающего человека» из той же коллекции?

Аналогичная ситуация и со сборником «Электрическое тело пою!» — единственный рассказ, который не был отобран в разряд избранного — «Марсианский затерянный город» — умная и красивая философская история с несколькими сюжетными линиями. Что касается более ранних сборников, то там с решениями автора по выбраковке можно согласиться, хотя я так и не могу смириться с тем, что «День Смерти» и «Диковинное диво» из «Механизмов радости» в двухтомник не вошли. Как бы то ни было, в составе лучших оказались от 80 до 100% рассказов, вошедших в сборники начиная с «Тёмного карнавала» до «Далеко за полночь». Вполне допускаю, что автор держал в уме выход и третьего тома лучших вещей, но, к сожалению, не сложилось. Интересно, что как бы автор не старался соблюдать баланс, всё же можно выделить два сборника, которые можно назвать фаворитами самого Брэдбери — это «Октябрьская страна» и «Электрическое тело пою!», они вошли в состав двухтомника практически полностью.

По примеру первого тома автор включил в состав второй сотни лучших рассказов ряд новелл, которые раньше не публиковались в книжном формате, здесь их количество в два раза больше, чем в первой книге — отличный подарок для поклонников творчества писателя, на этих историях стоит остановиться подробнее.

Хроники Марса продолжают две истории, не вошедшие в роман. В «Недолгом путешествии» автор создает образ старушки, посвятившей свою жизнь богоискательству. Уже на склоне лет, героиня тратит последние сбережения, отправляясь в марсианский пансионат из которого намечен пуск ракеты за пределы Солнечной системы, организатор обещает встречу с самим Господом, как не купиться на такую рекламу? Однако запуск ракеты постоянно откладывается, и в конце концов старушка отваживается на отчаянный шаг. Классный рассказ о вере в мечту, о стремлении любой ценой достичь поставленной цели, какой бы недостижимой она ни казалось.

Когда человек долгое время оторван от человеческого общества, он цепляется за любую надежду встретить родственную душу. В рассказе «Одиночество» пара земных космонавтов готовится к окончанию экспедиции и отправке на Землю, во время неспешной беседы у костра разговор заходит о женщинах. Приятели обнаруживают чётко отпечатавшийся след женской ноги, который, возможно, оставила марсианка, и отправляются в путь, как говорится, «ищите женщину». В условиях Красной планеты все чувства и инстинкты обостряются, автор хорошо показал то, что человек всю жизнь занят поиском родственной души, которая способна понять и согреть.

Пара гринтаунских рассказов, которые через несколько лет войдут в состав тематического сборника «Летнее утро, летняя ночь» не разочарует поклонников «Вина из одуванчиков». Немного печальный, но всё же светлый и добрый рассказ «Далекая гитара» о любви, разделенной долгими годами, которая теплится подобно пламени лампады, но не гаснет, и готова вспыхнуть с новой силой, несмотря ни на что. Вот уже 40 лет мисс Бидвелл ведет затворнический образ жизни, не выходя за порог своего дома. Её жизнь разделилась на две части, когда её возлюбленный покинул Гринтаун в поисках лучшей доли. Неравнодушный сосед-бакалейщик все эти годы переживает драму старушки, как собственную, и вместе с ней ждет, не появится ли на подъездной дорожке, ведущей к дому с заколоченными ставнями усталый странник с запыленной гитарой за спиной.

Каждый человек достоин любви, маленького личного счастья, как же больно видеть, что по какой-то причине самые добрые и достойные люди лишены этого. В рассказе «Всё лето в одну ночь» 11-летний Дуглас готовится к празднованию 4 Июля, когда все дарят подарки, смеются и радуются. Не весело одной лишь стареющей библиотекарше, которую мужчины вниманием не балуют, Дуглас решает исправить эту страшную несправедливость, хотя бы в этот праздничный день, на одну летнюю ночь...

Первые идеи к назревавшему роману «451 градус по Фаренгейту» Брэдбери изложил в рассказе «Лучезарный феникс». Действие происходит в 2022 в Гринтауне, кстати сказать, решение сделать полем антиутопии город мечты и сказочного детства сразу как-то отталкивает. Идея рассказа проста — в городскую библиотеку приходит отряд людей в черной форме, которые, выполняя распоряжение правительства, готовы жечь книги, но к их удивлению, не встречают отпора со стороны библиотекаря и постоянных читателей. Вся глубина ненасильственного сопротивления гринтаунцев проступает постепенно, по ходу рассказа, но финал остается открытым. Всё-таки это скорее набросок, запечатление яркой идеи, которую ещё придется немало отшлифовывать, рассказ интересен не сам по себе, а с исторической и литературоведческой точки зрения.

К ирландскому циклу относится «Дикий разврат в городишке Голуэй». Дождливым ирландским вечером, рассказчик, работавший над сценарием фильма, вместе с режиссером заглянули на огонек в паб Гибера Финна. Чтобы развеять тоску двух американцев, следует придумать что-то позабористее тёмного пива. Никогда не унывающий бармен обещает показать настоящий разврат, которого янки не забудут никогда. Автор умело интригует, создает напряжение и подводит нас к ироничной развязке — в целом, неплохая история.

Теме андроидов, которые могут полностью заменить человека, посвящен цикл «Корпорация «Марионетки», к нему относится и имеющаяся в сборнике «Подмена». Где-то услышав о существовании загадочной корпорации, героиня рассказа начинает подозревать своего любовника в том, что он посылает на свидания вместо себя свою точную механическую копию. Девушка тщательно подготовилась к очередной встрече — под подушкой пистолет, а в бокалах стрихнин, но сможет ли она распознать обман, кто есть кто?

Помимо прочего, автор не забывает и ранние рассказы, из периода, когда он писал для палповых журналов, получая по 20 долларов за один текст. Следующие три рассказа в своё время публиковались в легендарном журнале «Weird Tales» и до сих пор читаются с подлинным интересом. Замечательный военно-магический рассказ, в котором талант Брэдбери виден невооруженным глазом, называется «Бабах! Ты убит!». Во время Второй мировой двое рядовых американской армии сражаются на полях Италии. Смит — обычный солдат, а его приятель Джонни Куайр обладает уникальной способностью, такое ощущение, что его пуля не берет. Джонни воспринимает войну как детскую игру, именно эта вера и является ключом к его сверхспособности, Смит поддерживает друга, но завистники везде найдутся. Жанр рассказа определить непросто, при желании можно воспринимать его и чисто в реалистичном ключе, но главное, что удалось раскрыть автору — конфликт романтика и циника, очень динамичный и жизнеутверждающий рассказ получился!

Болеть всегда неприятно, особенно когда тебе 11 лет, а под окнами торчат приятели, зовущие поиграть. Именно в такой ситуации оказывается юный герой рассказа «Морская раковина». Чтобы скрасить одиночество своего сына-непоседы, мама передает ему подарок лечащего врача — большую морскую раковину. Приставишь такую чуть выше мочки уха, и сразу слышишь рокот океанских волн, но со временем в этом шуме мальчику начинает слышаться нечто большее. Интересно, что финал рассказа можно воспринимать двояко, от конкретного читательского восприятия зависит и то, каким окажется рассказ для вас — пугающим триллером или романтичной историей с привкусом мистики.

Доказательством того, что Брэдбери мог спокойно выдавать качественный хоррор является рассказ «Наблюдатели». Директор фирмы имеет серьезный пунктик по поводу насекомых, на борьбу с ними он тратит баснословные деньги. Чтобы уберечь босса от банкротства и психиатрической клиники, до причин возникновения фобии пытается докопаться его личный секретарь в компании со своей знакомой — психоаналитиком. Очень напряженная и интересная история, местами действительно страшная, постепенно формирующая каркас оригинальной конспирологической теории, а финал по стилю напоминает отдельные рассказы Г.Ф. Лавкрафта.

Небольшой рассказик «Бритье по высшему разряду» был написан значительно позже, в конце 70-х, но по идее вполне мог бы попасть на страницы какой-нибудь «пульпы». По сути это обычный вестерн с условно открытой концовкой в стиле короткого триллера. Ничего особенного, но для одноразового прочтения подойдет. В небольшой городок въезжает разбитной ковбой, привыкший сначала стрелять, потом говорить. Наведя шороху в местном баре он отправляется в цирюльню, где ставит брадобрею суровый ультиматум.

В рассказе «Травинка» фантастический антураж привычно для автор является лишь фоном, поводом поделиться своими философскими концепциями касательно роли человечества во Вселенной, гуманистическими рассуждениями о важности всего живого. Действие происходит спустя 300 000 лет после восстания машин, завершившегося полной победой роботов. Всё живое на планете уничтожено, но нашёлся один любопытный робот, который в ходе экспериментов с протоплазмой добился неожиданных результатов.

Довольно интересная концепция озвучивается в фантастическом рассказе «Неприкаянные». В будущем, когда человечество исследовало всю Солнечную систему, было обнаружено, что почти на каждом астероиде существует своя разумная цивилизация — более 47 000 уникальных миров. Люди решили использовать данную возможность, чтобы отправлять туда сумасшедших, кто считает себя Наполеоном, кто Гитлером — для каждого можно найти соответствующее общество, где его мания станет естественной и необходимой. За ширмой фантастики вновь скрыт гуманистический посыл — каждый человек уникален, нет хороших и плохих, для всех найдется место под солнцем.

Великолепен поистине небольшой шедевр — рассказ под названием «Стихи», написанный в жанре магического реализма. Безвестный поэт, живущий в уединенной долине со своей женой, достиг вершины мастерства, обретя уникальное дарование — его стихи настолько гениальны, что влияют на окружающий мир. Поразительно лиричный рассказ, читающийся на одном дыхании. С одной стороны это литания романтическому гению, воплощающему в житейских словесах неописуемые красоты, а с другой — предостережение, повод задуматься о пагубности тщеславия, ведь красота может не только спасти мир, но и уничтожить, всё зависит от сферы применения и угла зрения.

В заключение стоит упомянуть вторую часть рассказа «Человек в картинках», которой не было в оригинальном составе одноименного сборника, она появляется лишь в поздних переизданиях. По сути, это не продолжение, а предыстория из которой можно узнать, как и почему Уильям Фелпс стал Татуированным человеком, по какой причине он покинул цирк. В принципе эта история неплохо смотрится как отдельное произведение, есть законченный финал, который, к тому же, не предусматривает продолжения.

По результатам чтения двухтомника лучших рассказов, могу сказать, что этих книг будет достаточно для более-менее полного представления о творчестве писателя, одной книгой никак не обойтись. Хотя, как я говорил в начале, даже среди тех рассказов, которые в число лучших так и не попали, есть ряд просто отличных работ. Не стоит также сбрасывать со счетов поздние сборники, я по прежнему считаю «Полуночный танец дракона» одним из лучших собраний рассказов Брэдбери, где его умение находить чудесное в обычных вещах достигло совершенства. Притяжение подлинной силы слова, яркой образной мысли настолько велико, что некоторые работы не устаешь перечитывать, и перелистывая последнюю страницу очередной книги, неизменно ловишь себя на мысли, что ещё не раз вернешься в солнечный Гринтаун, пролетишь над красными песками Марса, вымокнешь до нитки под промозглым дублинским дождём или же вольёшься в красочный и опасный водоворот тёмного карнавала мексиканского праздника смерти.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличные рассказы для тех, кто не уверен в своею любви к фантастике. Ибо самой фантастики в них немного, точнее её немного в тех немногих рассказах в которых она присутствует. И читать приятно и довольно легко, при том что автор любит задуматься и обратить на это внимание читателя.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Добрая сотня рассказов на самые разные темы: здесь и отрывки из «Вина из одуванчиков», и из «Марсианских хроник», и из других менее известных сборников. Неплохо начинать ознакомление с творчеством Брэдбери с этой компиляции, продолжать сборником «И грянул гром», а потом при желании переходить на отдельные тематические подборки.

Определенной концепции расположения рассказов в сборнике не прослеживается. В каких-то местах издатель играет на контрасте, в других — на гармонии и сочетании. Благодаря расположению вперемешку, получается тот самый калейдоскоп из детства: смотришь через желтое стеклышко — видишь одну картинку, смотришь через красное — вырисовывается совсем другая. И эта разноцветность с каждым рассказом всё больше и больше разогревает интерес, и нет конца и края этой волшебной разноцветности...

Дюжина рассказов — первые книжные публикации, что приятно особенно.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх