Генрих Альтов «Ослик и аксиома»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Философское | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
В детстве Антенна собирал радиоприёмники из любых подручных материалов — радиоламп, проволоки, ручки, старых велосипедных насосов... Теперь он работает на фабрике игрушек инженером и собирает прогнозирующую машину, небольшую — всего на одну комнату.
И ответить эта машина может только на один вопрос...
Входит в:
— журнал «Искатель 1966'5», 1966 г.
— антологию «Библиотека современной фантастики. Том 14. Антология советской фантастики», 1967 г.
— сборник «Опаляющий разум», 1968 г.
— сборник «Создан для бури», 1970 г.
- /языки:
- русский (5), английский (1), украинский (1)
- /тип:
- книги (6), периодика (1)
- /перевод:
- Р. Дегарис (1)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 5 января 2022 г.
Данный рассказ, как и два предыдущих («Опаляющий разум» и «Шальная компания») — это не фантастика в узком смысле того слова, а философские размышления на фантастическую тему. Впрочем, фантастической она является только в наше время, а через 50 лет вполне может стать обыденностью. И тогда все выводы автора будет очень легко проверить. А пока читателю предлагается возможность напрячь свои извилины для решения очередной философской проблемы: каким образом технологии будущего проникают в нашу реальность и насколько они соответствуют тому требованию, что их породило? Главный герой рассказа, самодеятельный изобретатель по прозвищу Антенна, работает на игрушечной фабрике и в свободное от занятий время конструирует «невозможные» игрушки, которые в будущем должны стать основой для новой технологии. Таковыми, в частности, являются ферромагнитные фигурки, меняющие свою форму в зависимости от конфигурации внешнего магнитного поля: сейчас они выглядят как известный всем по сказкам Милна ослик Иа, а буквально через секунду превращаются в современный истребитель или что-нибудь иное. Используя такую технологию, земляне легко могут достичь соседних звезд, перестраивая свои звездолеты в соответствии с насущной необходимостью. Нечто похожее мы уже читали в неоконченной повести «Третье тысячелетие», где речь шла о «сборных» кораблях, курсирующих на юпитерианских трассах. Свою внешнюю оболочку они также строили из распыленного в космосе вещества. Это позволяло сильно экономить на старте и финише, освобождаясь от совершенно лишней инертной массы. Вот к каким технологиям в будущем могут привести обычные ферромагнитные игрушки! Вообще нужно сказать, что Антенна — весьма нестандартный изобретатель. Даже радиоприемники, с которых он начинал свою деятельность, были весьма необычными — то крошечными, как маковое зернышко, то огромные, размером с целую комнату. Форма тут была лишь той оболочкой, которая подстраивалась под текущую задачу. Совсем как звездолет будущего. Но главное содержимое этих механизмов существенно различается, и определить их можно только с известной степенью неопределенности. Вспомним, с чего начинались первые телевизионные системы — с обычной детской игрушки под названием калейдоскоп. Абстрактный узор из цветных стекол заменили на упорядоченную последовательность картинок, которые быстро сменяли друг друга при каждом обороте рабочего колеса, создавая иллюзию движения. Так появился кинематрон — предвестник современного киноаппарата. Отсюда развитие пошло сразу в двух направлениях — в сторону современного кинематографа и в сторону телевидения. Для последнего пришлось использовать еще пару известных технологий — технологии радио и стробоскопии. Сейчас о том, что две серьезные отрасли общепланетной культуры появились из невинных детских игрушек, уже практически никто не помнит. Выходит, что наше будущее всегда можно узреть в руках наших детей? Как знать, как знать... Автор лишь бросил в почву зерно раздора, а что из него вырастет — зависит от «извращенности» пытливого разума таких вот «антенн». Кстати, методика разработки новых технологий — вовсе не фантастика, а вполне реальная наука, которую сам автор назвал теорией разработки изобретательских задач (ТРИЗ). Устами своего героя он просто доводит ее азы до массового читателя, чтобы она стала привычной и обычной в том самом будущем, о котором так мечтает каждый из нас.
---------------
РЕЗЮМЕ: рассказ о необычном изобретателе, использующем в своей работе методы далекого будущего. Кстати, его идея о постоянном обучении летящего к звездам экипажа вовсе не лишена здравого смысла — ее просто нужно довести до ума с учетом технологий будущего (гипнопедия, к сожалению, не выдержала испытания временем).
Baskk, 11 января 2023 г.
Рассказ больше философский, чем фантастический или технический. Но заставляет задуматься и это главное
Gourmand, 26 марта 2015 г.
Воспринимать рассказ в рамках «предсказания будущих технических открытий» было бы неправильно. Рассказ же совсем не об этом. Это история об изобретателях-одиночках, учёных-кустарях, «десанте науки» далеко впереди основного фронта. Рассказ «вспоминательный», лиричный. Школьные приятели, много лет не виделись. Но при этом даже сваренный на токах высокой частоты кофе играет на атмосферу, на образ этого замкнутого гения. И ослик. И радуга.
И Ада, одноклассница-фехтовальщица.
А техническая часть и не претендует, как я понял, на какую-то цельность. Прямо же в рассказе говорится — десантировалось десять, наука пошла по одному пути, значит, девять — неудачники, а один — опередил время.
Но забавно было прочитать о царивших представлениях тех лет на проблему межзвёздных экспедиций (или всё же перелётов?). Довольно радостная картина: человечество раздвигает горизонты и неудержимой массой расползается по Вселенной. Лодки-парусники, дирижабли-самолёты, корабли-ракеты. Кто летит, зачем летит — нет таких вопросов. Оптимистичная картинка.
В общем, прочитал я рассказ скорее как лирический, чем даже филоофский. А уж тем более не как фантастический или технический.
amak2508, 23 мая 2016 г.
К сожалению, наша отечественная фантастика с каждым годом становится все более и более однобоко-развлекательной. Ни проблем, ни мыслей, ни идей.... Советская же фантастика выглядела в этом плане почти полной противоположностью — не так много развлекательности, но практически все, даже самые серенькие рассказы, несли какие-нибудь мысли.
«Ослик и аксиома» — то, что мы привыкли называть «твердой научной фантастикой». Минимум действия, не очень сильная эмоциональная составляющая, зато настоящий фонтан идей — здесь и проблемы ускорения научно-технического процесса, и рассуждение о том, миновало ли время изобретателей-одиночек, и популярная в то время идея о возможности быстрого изменения формы предмета при сохранении его массы и химического состава и, даже, проблемы межзвездных перелетов.
Конечно теперь, через пятьдесят лет, на многое из написанного в рассказе смотрится по-другому — какие-то вопросы уже решены, что-то стало неактуальным, что-то выглядит если и не нелепым, так уж точно наивным.... Но читать все равно интересно. А главное, после чтения нескольких современных чисто развлекательных произведений этот рассказ — отличное средство проверить, не засохли ли еще у тебя мозги :).
ааа иии, 21 января 2012 г.
Классика. Спокойный пафос, без экшена, скрывающий истинные мысли рассказчик, остроумные идеи конспектом, нонконформизм... Мутаций, как утопии, рассказ не претерпел. Его даже не отрезало культурным барьером, как, из-за исторических реалий навечно неактуальные вещи хороших рассказчиков о фантастических изобретениях — Варшавского, Булычева, Сапарина... В прозе быта, лирике флэшбеков и взлетах концептуальной мысли Альтова чудится вневременное.
Если строго, то приметы эпохи есть, но, парадокс, много не устаревшего. Не один Антенна зарабатывает «раз в пять меньше, чем мог бы, и работает раза в два больше, чем должен был бы». Массовое стереотелевидение всё еще ждем через четыре года. Если после всех ударов от евро-китайских мощностей и игровых приставок в уже почти снесенном московском «Детском мире» будут игрушки отечественного завода, то они, совершенно логично, должны быть больше похожи на полярное сияние, чем на Барби. Основа внедрения рециклинга — «зеленые» законы, а не то, что жаль выбрасывать морально устаревшее, однако определение вектора развития должно быть засчитано.
А вот замечание: «Наивные идеи оказываются художественно убедительнее, в них легче поверить» обернулось против автора. Слепленная из порошка слабеньким магнитным полем машина вынесет силовую нагрузку и ручонки, перепачканные пластилином? Архитектура, став живой музыкой, сгодится для жизни? Непрерывно перестраиваемый звездолет обеспечит безопасность? А КПД учли? Проблема совместимости поколений техники решаема? Вертушка Герона предсказала турбогенератор? Научная деятельность сводится к изобретательству? Не верится. Наивно.
Изобретения и открытия, которые сильно опередили время, навечно остались в кунсткамерах. У ослика должна быть грустная морда.
god54, 23 декабря 2009 г.
Рассказ-размышление. Философское размышление о значении техники в развитии человечества, о развитии науки и признании того, что время одиночек кануло в лету, роли личности в науке... Заинтересовало, лишь поэтическое отступление в самом конце рассказа, что размышлять лучше ночью, чем днем, тогда границы видимого отступают и звездное небо становится границей...