Клиффорд Саймак «Эволюция наоборот»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Философское | Антивоенное
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Ксенофантастика
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Среди множества инопланетян есть одна раса, которая за свое многовековое существование регулярно и ненадолго скатывается в варварство. Но деградацией их поведение выглядит только для внешнего наблюдателя.
В изданиях «Поляриса» 1994 года и АСТ 1998 года рассказ сокращён примерно на четверть. Отсутствует его последняя часть.
Входит в:
— сборник «Незнакомцы во Вселенной», 1956 г.
— журнал «Если 1994'7», 1994 г.
- /языки:
- русский (9), английский (3), итальянский (1)
- /тип:
- книги (12), периодика (1)
- /перевод:
- О. Битов (9), Р. Рамбелли (1)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
drontlt, 5 января 2023 г.
Зря, очень зря издатели «кастрировали», как оказалось, отличный рассказ (как всегда, бумаги на том пожалели). Перевода полной версии в интернете так и не нашел. Зато нашел оригинал. Благо, ныне даже Гугл переводчик сносно переводит с английского.
Так вот, в вырезанной части и остались все ответы на вопросы, вызванные собственно «кастрацией» рассказа: и тайна корня бабу, и концепция отказа гуглей от войны, и почему уровней 14, а не 8 и не 6, и что стало с планетой и с ГГ. Первоначально я поставил рассказу 7, но после прочтения неопубликованной части повысил оценку ещё на 2 балла.
Так что рекомендую полную версию.
AlisterOrm, 11 июля 2023 г.
Рассказ поствоенной эпохи, я бы даже сказал, что по своему духу он относится к времени «Интербеллума», когда была потеряна вера в прогресс, сдобренный страхом ядерной войны. Саймак, великий гуманист, пытается найти ответ на главный вопрос: как избежать участи сгореть в горниле тотальной войны, как спасти человечество? Всю свою жизнь автор интуитивно искал ответ в образе опустевшей Земли, маленьких анклавов человечества, впадающих в гомеостаз и негу пасторальной жизни. «Return to innocence», обычный ответ с самого появления цивилизации, возвращение в Золотой век, в Аркадию, к «Благородному дикарю», к прекраснодушным индейцам деятелей позднего Ренессанса и Просвещения, даже к благородным и честным тунгусам, встречающихся у Николая Лескова и Григория Федосеева. Возврат к невинности — во имя мира? Благородная простота?
Миф о благородстве и чистоте пасторальной жизни зашит в подкорке городского человека с самых давних времён, и он неистребим. В нём есть немалое рациональное зерно, ограничение насилия существует в сравнительно сложных аграрных обществах, в обществах собирателей и охотников, которыми позиционируются, видимо, гуглии, воины случаются не часто в силу редкой плотности расселения, тогда как локальные стычки у них не слишком редки. То, что описывает Саймак, вряд ли реалистично, с упрощением психологии и социального стремление решать конфликты насилием может увеличиваться, тем более, что их деревни расположены рядом друг с другом. Он сводит увеличение тяги к насилию с увеличением сложности, в особенности с материальным и культурным прогрессом.
Постановка вопроса невероятно интересна, и Саймак весьма последовательно описал своё видение. Я с ни не согласен, но само философское высказывание писателя заслуживает всяческое уважение.
god54, 24 июня 2021 г.
С моей точки зрения слишком надуманно и не проработано. Во-первых, возвращение в состояние менее культурное наоборот должно пробуждать воинственные настроения, ибо чем проще культура, тем сильнее инстинкты насилия, захвата и покорения, моральные нормы снижаются еще сильнее, существо должно выживать, а для этого больше всего подходит концепция: отобрать и присвоить. Что-то автор перемудрил. Да и сюжет явно написан на скорую руку. Одним словом, лишь тем кто изучает творчество автора.
Кропус, 21 июля 2017 г.
Это, что угодно, но только не средство против войны. По завершении прочтения, у меня возникла точно такая же ассоциация как и ii00429935: галиотина лучшее средство от головной боли. Каждый раз для перед угрозой войны отбрысывать всю планету в прошлое. А потом когда она снова подойдёт к рубежу, тоже самое по новой. Это бессмысленный бег по кругу. А ведь аборигены владеют телепатией. Неужели даже это не помогает им договориться и разрешить проблему по другому. Но как выисняется и такая система очень хрупкая: нескольких визитов отнюдь не враждебных инопланетчиков достаточно, что бы она начала идти в разнос?! Чем же здесь восхищаться.
К тому же сброс в дикость вовсе не означает прекращение войн: дубинками воевать будут! Вообще если брать процентное отношение, то до создания профессиональных армий гибло гораздо больше людей: просто всем племенем воевали. Так, что идея бессмысленна с любой стороны.
Любопытно, что в более поздней «Пересадочной станции» Инеку предлагается схожий вариант для спасения Земли от третий мировой: временное оглупление человечества, причём на этот раз одноразовое. (Мол, второй раз развитие пойдёт по другому и у человечества есть все шансы стать менее агрессивным). Но обдумав всё герой категорически отказывается от подобного «благодеяния».
Ещё момент: как-то непонятно, на планете, что всего несколько деревень? Или остальные просто не упоминаются? Но в Игру вроде бы играли все, ведь сие действие явно теряет смысл даже при отсуствии одного участника конфликта.
ii00429935, 24 июля 2014 г.
Далеко не лучший рассказ Саймака — затянутый и с очень спорной философией.
Действие происходит на далёкой планете Зан, но автора волнуют вполне земные вопросы. Война сопровождает человечество с древнейших времён. Это такая плата за прогресс? И главное: можно ли как-то изменить положение вещей? В фантастике, как известно, нет ничего невозможного, но рецепт «Эволюции наоборот» слишком экстремальный, даже по меркам жанра. Давайте отгородимся от всего мира, вернёмся в пещеры и к каменным топорам! Будет тяжело без автомобилей и Интернета? Зато никто не умрёт из-за ядерной войны! Я, конечно, утрирую, но, похоже, ход мыслей Клиффорда Саймака был примерно таким. Действия жителей планеты Зан он не подвергает сомнению и вместе с главным героем рассказа замирает перед ними в восхищении... По этой логике гильотина — лучшее средство от перхоти. Может, оно и так, но я всё же предпочитаю шампунь.
morbo, 23 декабря 2012 г.
Почему при том, что, пожалуй, не найдётся на Земле человека, который бы любил войну, войны всё же происходят? Просто не нужно идти против совести и оправдываться тем, что ты «просто делаешь свою работу» и «хочешь жить — умей вертеться». Нет, я не сторонник того, что нужно по-христиански подставлять щеку нападающему. Эта позиция лишь способствует войнам. Но что было бы, если бы каждый, «ненавистник войны» просто не стал бы исполнять приказ, который идёт вразрез с его совестью? Или, если уж на то пошло, не взялся бы остановить того, кто идёт против совести? Мне кажется, что войн просто не было бы.
В таком случае, если эта раса действительно столь прогрессивная, почему она, при всех своих технологических достижениях, не внедрила каждому своему гражданину на уровне подсознания и генетики этакое тонкое чувство справедливости? Почему в их растениях нет Рудиментола из рассказа Айзека Азимова на сходную тему «Оружие»?
По мнению Саймака, единственное решение этой проблемы — это сбежать в монастырь и сидеть в диогеновой бочке. На мой взгляд, глупо.
vitecs, 8 марта 2011 г.
В рассказе есть любопытная идея «социального регресса во избежание войны». Но мне кажется, что произведение не доработано. Его стоило расширить бы до объема повести, чтобы лучше раскрыть тему. Зачем и ради какой цели ничтожному населению (37 деревень) этой планеты воевать? Как одичание помогает справиться с войной?
nickolos, 1 октября 2010 г.
Несмотря на доволно интересную и оригинальную идею о предотвращении войны, рассказ слабоват.
Та и все таки не понятно как 500 лет торговли с этим народом раньше не повлияло на их общественный строй, хотя должно было.
sanchezzzz, 30 августа 2008 г.
Прелестный рассказ на тему «первых нет, и отстающих», каждая цивилизация развивается по только себе ведомому пути. Цивилизация, изначально считавшаяся хуже земной (10 против 6-й по классификации), однако, обходится в своей истории без войн и любых других конфликтов вот уже более пятисот лет. В чем загадка, конечно, узнаешь лишь по прочтении. Радует незашоренный взгляд на ситуацию главного координатора, способного в последней критической ситуации принять единственно правильное решение.
kkk72, 6 октября 2008 г.
Война — один из основных страхов Саймака. Во многих своих произведениях он поднимает вопрос о том, какие бедствия несет война и как можно попытаться ее избежать. Вот и в этом рассказе автор придумал весьма оригинальную и необычную концепцию, когда цивилизация идет на сознательный регресс, лишь бы избавиться от необходимости войны. Рассказ довольно явственно делится на две части. В первой земляне пытаются найти общий язык с аборигенами и понять, что происходит. Во второй главный герой излагает то, что он понял. И если первая часть читается с большим интересом, в ней есть интересные находки, например, странная игра аборигенов, то вторая, на мой взгляд, скучновата. Неплохой рассказ, но Саймак писал и лучше.
Yazewa, 15 февраля 2008 г.
Очень надуманной показалась мне эта теория. И совершенно невероятной, чтобы герой так быстро и в таких подробностях во всем разобрался. Наверное, эту идею можно было бы разработать гораздо удачнее. И написано все как-то невыразительно и плоско. Слабый рассказ, по-моему. :frown:
farakus, 30 октября 2006 г.
Довольно оригинальная мысль о том, как избежать войны. И если б даже эта идея была верна человек ни за чтоб ей не воспользовался.