fantlab ru

Ростислав Рыбкин «Скальпель Оккама»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.14
Оценок:
28
Моя оценка:
-

подробнее

Скальпель Оккама

Антология, год

Аннотация:

В этой книге собраны научно-фантастические рассказы писателей разных стран мира, объединенные общей темой: Человек и Природа.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Библиотека журнала «Иностранная литература».


В произведение входит:

5.68 (22)
-
6.59 (41)
-
8.09 (594)
-
28 отз.
7.19 (149)
-
7 отз.
6.87 (104)
-
2 отз.
6.21 (63)
-
2 отз.
7.05 (55)
-
1 отз.
7.22 (379)
-
13 отз.
5.59 (44)
-
1 отз.
6.99 (49)
-
6.30 (102)
-
4 отз.
6.06 (34)
-
1 отз.
7.04 (65)
-
3 отз.
7.19 (70)
-
2 отз.
5.43 (30)
-
1 отз.
5.50 (28)
-
7.29 (646)
-
16 отз.
6.36 (28)
-
  • Лев / El leon (1974) // Автор: Фернандо Акунья  
5.95 (60)
-
6.31 (65)
-
3 отз.
5.88 (62)
-
2 отз.
7.10 (42)
-
1 отз.
7.12 (106)
-
4 отз.
5.59 (29)
-
6.36 (37)
-
6.78 (62)
-
4 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Скальпель Оккама
1985 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Тема предупреждения в НФ возникает достаточно часто — рисуя картины страшного будущего можно повлиять на настоящее. Отдельным подвидом предупреждающей фантастики является фантастика экологическая, её цель предупредить читателя о важности бережного отношения к окружающей среде. В 80-х — начале 90-х был выпущен ряд антологий НФ-рассказов, объединенных именно природоохранной темой. Из их числа — антология, составленная Р. Рыбкиным, вышедшая в серии библиотеки журнала «Иностранная литература». Какой-то особенной внутренней структуры подборка не имеет, составитель старался следить лишь за соответствием рассказов заявленной тематике. Особо подчеркивается всемирный характер антологии, ведь в её состав вошли представители всех континентов, за исключением, пожалуй Австралии и Арктики с Антарктидой. В череде задействованных авторов звучат громкие имена, известные каждому любителю фантастики, такие как Р. Шекли и Ф. Пол, но довольно много и неизвестных имён, что в совокупности не идёт на пользу качеству литературной составляющей. В целом тематическая подборка получилась среднего уровня, не лучше аналогичных экосборников, типа альманаха «Гея», издававшихся в то время в СССР.

Вводную статью для антологии написал Е. Парнов, показавший на примере массового использования дуста взаимосвязь действий человека с последствиями её для окружающей среды, хрупкость природного равновесия. От обзора рассказов антологии автор статьи уклонился, упомянув лишь несколько из них для примера. Открывает антологию «Война ОМЯ» Э. Либенци, посвященная проблеме утилизации мусора, который в будущем решено было запускать на орбиту Земли. Т. Старджон в заглавном рассказе «Скальпель Оккама» предлагает задуматься, не является ли целенаправленная деятельность крупных корпораций, загрязняющих природу, частью крупного тайного заговора. Короткая антиутопия Х. Кортасара «Маленький рай» относится скорее к тематике политической, автор вскрывает механизмы манипуляций сознанием масс путем введения в сюжет всего одного нереалистичного фантдопущения.

Короткая зарисовка Г. Франке «Паразит поневоле» переносит нас на Венеру, где землянка неосмотрительно сорвала местный цветок и поставила в вазу на ночь, в результате чего растение нашло более подходящее место для укоренения, нежели стеклянный резервуар с водой. Б. Виан в сатирическом рассказе «Париж 15 декабря 1999...» создает экологическую антиутопию, вообразив, как руководствуясь благими намерениями о защите окружающей среды можно вымостить дорогу к тоталитарной диктатуре. В ироническом рассказе-предупреждении Ф. Пола «Снежные люди» одно лишь изобретение — теплосос,- внедренное в массовое производство, ставит планету перед угрозой полного оледенения и исчезновения человечества с лица Земли. Герой же рассказа А. Азимова под названием «Памяти отца», пытавшийся открыть способ перемещения во времени, судя по всему раз и навсегда решил проблему мирового голода в пользу искушенных гурманов-мясоедов.

Истощение природных ресурсов С.А. Пипи в рассказе «Год крокодила» предлагает преодолеть при помощи возможностей генной инженерии, но пойдет ли финальный результат на пользу человечеству — большой вопрос. Главный герой «Пляжей в Комаккьо» Дж. Родари вдруг обретает уникальную способность транслировать свои мысли через радиоприборы, чем решает проблему тишины и спокойствия в зонах отдыха. В антиутопии Р. Мандершайда «Рай земной» тотальная глобализация и унификация приводит к постепенной «победе пластмассового мира». А в существование реликтовых доисторических подводных обитателей, чудом уцелевших в труднодоступной расселине, в «Заповеднике» К. Бланш не верит никто.

Психологические особенности человечества, как вида, вскрывает «Пирамида» Р. Абернати, где группу пещерных людей переносят в свой мир инопланетяне, помешанные на экологии и сохранении природного равновесия. Печальное будущее рисуют «Псы Агенора» Я. Зайделя, где одинокий смотритель свалки ядерных отходов ежедневно по привычке вместе со своими овчарками охраняет никому не нужный объект. В паре коротких антиутопий «Монополия мод» и «Реклама» Л.Б. Гарсиа доводит до абсурда упомянутые в заглавиях рассказов социальные явления. Главный герой рассказа Р. Шекли «Доктор Вампир и его мохнатые друзья» пытается вывести что-то типа чупакабры для уничтожения человечества, безрассудно губящего природу и животных.

Оказавшийся на Венере земной космонавт из рассказа Х.Л. Эрреры «О, не гладь меня, венерианин» люто ненавидит дружелюбных пришельцев за их внешний вид. Мальчик из рассказа Ф. Акуньи «Лев» получает возможность увидеть единственного сохранившегося на Земле царя зверей. Другой же школьник из рассказа У. Мальмгрена «Три желания» по волшебству становится изобретателем суперкомпьютера, способного исполнить любое сокровенное желание каждого человека. Вместе с читателем автор исследует тему предела желаний. Иронический рассказ С. Туроне «Автомобилеизм» предполагает появление новой религии в далеком будущем человечества, пережившего эпоху упадка.

Последствия глобального продовольственного кризиса в мире моделирует К. Танака в рассказе «Девочка, которая пришла в мою деревню», сталкивая лбами жителей сёл и городов, пытающихся выжить в новых условиях. Марсианских браконьеров, добывающих ценные сувениры, путем истребления разумных обитателей Красной планеты обличает Дж. Блиш в рассказе «На Марсе не до шуток». В «Кристаллах» З. Долецкого описана обычная история Контакта, с тематикой сборника историю роднит разве что упоминание искусственных солнц, используемых людьми для терраформирования Арктики. Единственный баобаб на территории Франции становится последним реликтом живой природы посреди элитного жилого района («Баобаб на улице Вожирар» Ж. Сесброн). Случайная генетическая мутация позволяет появиться на свет уникальному жеребцу, который может запросто побеждать на скачках, с легкостью побивая все мыслимые рекорды («Чудо-лошадь» Дж. Байрам).

Некоторые рассказы перекликаются между собой тематически, есть и такие которые относятся к теме антологии лишь косвенно. Каких-то особо удачных работ здесь не встречается, хотя и откровенного шлака тоже нет. В целом получилась подборка «на троечку», которую можно осилить за один вечер, если под рукой нет более интересных вариантов (или же просто отключили интернет).

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх