FantLab ru

Вадим Панов «Зандр»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.38
Голосов:
200
Моя оценка:
-

подробнее

Зандр

Сборник, год; цикл «Зандр»

Аннотация:

Сборник из трех повестей о приключениях на Земле после колоссальной техногенной катастрофы. Весь прежний уклад жизни рухнул, люди сбиваются в банды для того, чтобы выжить. Но при этом среди этих людей есть те, кто помнит, что такое человечность. Этот сборник про таких людей.

В произведение входит:

7.39 (221)
-
3 отз.
7.57 (173)
-
7.62 (160)
-
1 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:

— цикл «Зандр»


Награды и премии:


лауреат
Созвездие Аю-Даг, 2016 // Премия "Созвездие Большой Медведицы"

Номинации на премии:


номинант
РосКон, 2017 // Роман

Похожие произведения:

 

 



 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  22  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первая часть, как и положено первой части, легкими мазками и фактами-экскурсами излагает случившееся с Землей. Рассказывает, как «мир стал Зандром, и люди заблудились в нем». Но содержит при этом и полностью самостоятельную – и отличную – интригу. Очень сильная вещь. Недаром была выбрана хедлайнером сборника «Красная машина, черный пистолет». Хотя полностью новелла раскрывается вне его. Не обязательно в составе «Зандра», но без привязки к не самой сильной антологии.

Во второй продолжается расширение мира. Его географии и хм-м… этнологии. Если оба термина уместны в разговоре о Зандре))) В частности, появляется Русский север (о его истории – в рассказе «Людоед пойман», по мнению многих, пока лучшем в цикле). Правда, в разы вырастает психологическая составляющая. Да так сильно, что ее оказывается, на мой взгляд, многовато для сегодняшнего Панова. Чуточку ему не хватает мастерства для такой порции психологизЬмы. Пока не хватает.

В третьей части, получается закономерно, поднимаются уже и философские темы. Тоже не самый на сегодня острый конек автора. Если не брать в расчет меткие, краткие сентенции. Перед нами же – довольно пространные размышления. Но здесь же и больше всего боевки. Не просто экшена, но именно войны. Впрочем, вместе получаем не философский боевик а-ля Олди, а нечто иное, свое.

Кстати, имейте в виду, перед нами не просто три повести. А три истории, скомпонованные по принципу «от простого — к сложному», здорово закольцованные, изредка перекликающиеся и пОлно раскрывающие суть нового мира.

По боевке и сюжету претензий нет ни к одной новелле (интрига относительно проста лишь в «Седьмом круге…»). К языку – тоже. Все до безумия красиво. Плюс фирменная ирония в диалогах, плюс – немногим больше, чем обычно патетики. Зандр обязывает))) Хотя допускаю, кто-то брезгливо поморщиться от такой доли пафоса.

Конечно, кому-то этого мало. Кому-то не хватит сверхсложных характеров. Кому-то – еще чего. Но «Зандр», это настоящий подарок старым поклонникам Панова, а неофитам с этого цикла можно смело начинать знакомство с автором.

Панов создал очередной мир. Да, у него нет глубокой, проработанной истории, как у Тайного города и Герметикона. Нет и необозримого, с максимум возможностей, будущего, как у Анклавов. Нет даже глобальных интриг всех предыдущих миров. Но он психологически совершеннее ТГ, ближе нам, чем фантастический, но одновременно сказочный Герметикон, и одновременно и проще, и сложнее Анклавов.

Оценка: 8
–  [  22  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Кто бы мог подумать — первое, что приходит на ум, читая данную книгу — «Безумный Макс». Те же боевые фуры, которые тут обозвали бронекараванами, герои-одиночки и города – оазисы. Затем вспоминается «Fallout» из-за ядерных патронов, микроядерных батарей и ядерных же двигателей. А вскоре подумалось о «Borderlabds», так как будущее, остатки высоких технологий, киберпротезы, нанопроизводство, экзоскелеты и прочие улучшающие жизнь штуки.

Да, и еще тут есть интернет – следовательно, дела вообще шикарно идут. Правда, он неполноценный, и через него можно только обмениваться сообщениями и файлами с картографической информацией, но все же, в других постапокалипсисах и такого нет.

Помимо этого, мелькают в памяти «Технотьма», многие книги писателя Тармашева, «Книга Илая» и «Почтальон», игры «Ex Machina», «The Last of Us» и «Rage»… Можно продолжать очень долго на самом деле, но уже и так понятно – «Зандр» — совокупность всего жанра постапокалипсиса, просто названный по-необычному.

По структуре же книга состоит из трех повестей, с разными персонажами и событиями.

В них не было представлено ничего нового – разведчик-философ-наемник-полукиборг, сопровождающий странную пару «туристов».

Другая пара наемников с темным прошлым, один из которых считает себя роботом и скрывает в себе жгучую жажду мести.

Верующий во Всевышнего «апостол» из организации по безвозмездной помощи, который тоже скрывает от окружающих тайну. Узнав ее, любой, даже самый добрый человек захочет убить апостола.

Сами персонажи выписаны суховато, но живо и достоверно, хотя и без особых уникальных черт, больше как собирательные образы.

Таким образом, перед нами ничего оригинального, все это или максимально похожее уже было, и не один раз.

Но не спешите разочаровываться в книге, ведь несмотря на это, она удивительно хороша совсем другим.

Атмосфера удалась на сто процентов.

Запоминающиеся названия и клички, вроде ДылдаСити, Падишах Кеннеди и Нянька Сатана, и не сбавляющий темпов боевик, в меру приправленный размышлениями о том, что есть человек, а что – машина, и какие поступки должны определить принадлежность к тому или другому виду. Беседами о высоком и вопросами о прощении и долге.

Имеется также щепотка политкорректности, патриотизма, цензуры ради большего круга читателей – каждый выберет себе по вкусу.

Однако, имеется и минусы, и они вовсе не во вторичности всего и вся.

Во-первых, излишне частое упоминание того факта, что вокруг уже не Земля, а Зандр. Порой четыре раза на страницу – чтоб поняли вообще все.

Во-вторых, в конце книги была высказана мысль, которую многие персонажи, похоже, поддерживают – Зандр во всем виноват, это он такой подлый, злой и жестокий, а люди всего лишь повторяют за ним, приспосабливаясь. Эдакая универсальная «отмазка» для всех деяний. Похоже, здесь принцип «не место красит человека, а человек место» не работает.

Но с кем не бывает? Ведь в остальном «Зандр» очень даже хорош и удовольствие от чтения доставит – автор вновь оправдывает свое умение писать качественно.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Люблю Панова, особенно за Анклавы. Решил поискать что-то новое.

Книга явно слабее, чем предыдущие. Согласен с предыдущими комментаторами по поводу сколок с Безумного Макса и картонных героев.

Потом дочитал до безумного Арсения, двухцветной тряпки, майдапустоши и зарагульска и такое стало ощущение, что съел таракана. Легкого налета мерзости.

Жаль, что хорошие писатели, у которых нет свежих идей, пытаются их компенсировать лояльностью к политконъюнктуре.

Оценка: нет
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

ДЕМОНЫ И АНГЕЛЫ ПУСТЫНИ

Толковый словарь иноязычных слов определяет слово «зандр» (sandr), как песчано-галечную равнину, образованную талыми ледниковыми водами непосредственно перед внешним краем конечных моренных гряд древних ледников. Слово пришло к нам из исландского языка, образовано от sand – песок. У Панова Зандр – название бывшей Земли, на которой самой земли-то практически не осталось, кругом песок, камень, галька. Выжженная мировой войной пустыня, в которой пытаются выжить остатки человечества.

«Зандр убивает тех, кто никого не убивает»

Да, я слышал (но ещё не читал) про «Тайный город», «Анклавы» и «Герметикон». Вадим Панов – писатель опытный и спорый, учитывая, сколько популярных (и плодовитых) циклов им единолично написано. Тут даже господин Лукьяненко (при всём моём уважении) не покажется литературным ремесленником-великаном – Панова в трудолюбии переплюнуть трудно. Книгой «Зандр» я начал знакомство с творчеством писателя, и если вдруг буду заново открывать давно известные вам Америки, которые для Панова уже стали «фирменными» фишками – то мне простительно, с его писательской кухни я пока отведал лишь одно блюдо, надо сказать, отлично приготовленное.

Оно, конечно, на любителя: пересушено/пережарено, по мягкости похоже на камень, а по нежности – на наждак, ну, а каким ещё, по-вашему, должен быть постапокалипсис? Это, конечно, сказка, но сказка страшная, сказка для взрослых, а потому здесь всё «по-взрослому», даже сопли и сантименты, которых в книге предостаточно и называются они тоже взрослыми словами – патетика и пафос. Есть также в наличие по-настоящему крутые главные герои, с твёрдыми характерами, вырезанными из гранита, с несгибаемыми принципами и высоким нравственным законом внутри. Есть, конечно и второстепенные персонажи с внутренними установками пожиже, да повонючее – такие, как правило, в «Зандре» (имеется в виду книга, а не сам мир – он-то заявлен одинаково жестоким ко всем, и к героям, и к подонкам, причём, концентрация последних, по словам автора, просто зашкаливает) погибают, предварительно попортив крови героям.

«Долгое время у нас не было никакой цели, кроме одной – дожить до завтра. Найти еду. Не стать едой. Отбиться от преследователей. Спастись»

Панов создал свой мир из песка, но сделал его таким ярким и живописным, что Зандр отодвигает на второй план всё остальное – и сюжет, и стиль (который, надо сказать, наличествует, под стать жанру – стремительный, лаконичный, афористичный). Все злоключения (что примечательно – не только тела, но и духа) героев, боевые сцены (живые и динамичные), философские размышления (есть и такое да, но вполне гармонично вписано и не кажется лишним) – всё это, несмотря на то, что написано очень интересно и увлекательно, кажется только фоном для того, чтобы рассказать о мире, в котором происходит. Если оставить в стороне аллюзии на современность (думаю не случайных), о которых я уже писал, Зандр является метафорой духовного опустошения человека. Человека, внутренний ландшафт которого населён до предела — демонами и ангелами.

«Мы и есть мир, и только мы сможем вновь научить его улыбаться»

Падлы (от падальщиков), папаши, зигены, садовники, веномы, комби, соборники, егеря, фермеры, циркачи (они же клоуны и уроды), санитарный спецназ и апостолы – пёстрое население Зандра напоминает по своей живописности обитателей «Шестиструнного самурая». Только фильм сделан с большой иронией, в то время как Панов рассказывает свою историю на полном серьёзе. Ещё одно отличие – «ШС» духом вышел из фантастики 60-х, «Зандр» же – детище высокотехнологичного XXI века. В классический для ПА антураж гармонично вписаны роботы, экзоскелеты, киборги, ядерные гранаты, интернет и блоги (да, в Зандре есть сеть, хоть и слабенькая, периодически падающая, но есть!), генная инженерия, вирусология, ИИ – всему этому нашлось место на Зандре. Покорёженному, залатанному, изменённому почти до неузнаваемости.

«Почему всё для всех не так, как хотят все»

Как и автор, который с любовью описывает созданный им жестокий и тяжёлый для выживания мир, я очарован Зандром, и мог бы писать о нём ещё много. Потому что за кадром осталось множество деталей (чего стоят одна лишь цивилизация мутантов Безумных Садов, наиболее приспособленных для жизни в условиях загрязнения окружающий среды повышенного радиационного фона и прочих «прелестей» постъядерной реальности), но о них вам лучше прочесть самим.

«Кто-то называет его адом, но это абсолютно не верно: Зандр – не ад. Зандр – это место обитания тех, кто через ад прошёл»

ПС. Просто мысль по теме: Постапокалипсис – это вестерн нового времени. Территория беззакония, на которой законченные негодяи творят высшую справедливость. Пустыня души, орошаемая кровью и слезами. Без всякой надежды на то, что здесь когда-нибудь что-то вырастет. И именно здесь вырастает Сад.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Зандр жесток и обширен,Зандр искалечен и скучен, Зандр грязен и бесконечно зануден, я бы мог подобрать еще массу эпитетов, но мне лень, ибо он являет собой образчик

почеркушек имя коим Легион....

А точнее — российский постапокалипсис роман, что само по себе явление на книжном рынке печальное, способное породить безысходное отчаяние и вовсе не обязательно для этого сбрасывать нам на головы многокилотонный ядерный заряд и так не в сказке живем.

На пути у этих кошмарных созданий просто обязан встать Санитарный Спецназ из данной книги...но не тут -то было, просачиваются зараженные уроды и всяческие мутанты...а так хотелось думать, что повывели эту погань отечественных книжных полок, но нет((.

Автор звезд с неба не хватавшего, но первые десять частей весьма живого и увлекательного, Тайного Города и очень неплохих Анклавов, впавшего в летаргический сон Герметикона окончательно сдулся, решив подкормиться на истерзанной и бесплодной почве пост-ядерного мира.

Чем же порадует человечество очередной вариант мира с которым поигрался маленький пушистый зверек?

Да ничем особенным, все по классике: Пустошь, поселения выживших, вечная грызня разномастных кланов за ресурсы ( ой..прости, я ударился обо что-то впотьмах... Follout, это ты, брат?....и ты S.T.A.l.K.E.R? соррян парни, я мимо проходил) , плюс добавьте сюда столь любимых Пановым подонков всех мастей и побитого жизнью героя — выживальщика, скармливающего читателю «мудрые» сентенции о том, что мир уже не тот, что прежде(спасибо, кэп!) и как же мы докатились до такого?

Язык и герои....в принципе Панов стабилен, будь то Тайный Город, Анклавы или Герментикон — его персонажи общаются примерно в одной и той же манере, отыгрывая роль умудренных жизнью картонных циников, чьи имена и клички забываются сразу по завершению очередной повести.

Жизни на Зандре нет, а есть хоть и добротный, но набивший оскомину классический боевик, перестрелки, да наивно-подростковые попытки пофилософствовать.

Отдельный ЖИРНЫЙ минус, за очередной плагиат автора, если с мифологией Лавкрафта в тайном Городе и вампирскими кланами стыбренными из вселенной World of Darkness все вроде бы смирились, то упомянутые в первой повести «Аттракцион Безнадега» Нетронутые острова — прямая отсылка к Счастливым островам из повести «Вычислитель» Александра Громова....эх не хорошо, Вадим Юрьевич, не по товарищески все это!

В итоге, книжка прочитана, но в сухом остатке -скука, следить за продолжением точно не стану,насквозь безликое коммерческое чтиво для убийства времени.

Оценка: 5
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как же талантливо пишет Панов! В восприятии книги прежде всего наслаждалась стилем и языком.

Но и литературный мир Зандра понравился (не дай Бог, чтобы такое случилось с Землей в действительности!). Есть приключения, есть перестрелки, есть погони, есть супер герои, есть философия, есть немножко любви, есть много всего — и поэтому очень интересно!

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рефлексивный боевик в жанрах «постапокалипсис» и «технотьма».

Автор, однако, не намеревался написать «ещё один боевик». Панов, не отказывая читателю в жёстких боевых сценах, основной линией делает ряд этических теорем. Если нет никаких законов и государств, кто и как определяет границы дозволенного и запретного, цели и средства, рамки добра и зла?

По сути, роман построен в виде цепочки новелл, объединённых местом событий, колоритом мира Зандра, ключевыми фигурами и событиями.

Сценизм, традиционный для Панова, высокий, колоритный и захватывающий.

Персонажи чрезвычайно живые и рефлексирующие, от благородного героя, до последнего негодяя. Впрочем, разница, между первым и последним, иногда зыбкая.

Я не уверен, сильно ли мне нравится стиль, когда каждый выстрел сопровожден этической проблемой, требующей решения. Я встречал не мало романов, «убитых» такой манерой повествования. Однако не могу не заметить, что Панову удалось успешно решить столь сложную литературную задачу.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

С российским постапоком у меня отношения складывались не очень хорошо. Забавное, но проходное «Метро 2033» с совсем уж примитивным продолжением, вечно мрачные суровые «Сталкеры» — мне, как любителю «Безумнго Макса» всё это казалось то слишком серьёзным, депрессивным и зачастую унылым, то наоборот — поверхностной стрелялкой для любителей крутых десантников в камуфляже. В какой-то момент я даже решил, что литературный постапок — вообще не моё, и лучше продолжить смотреть фильмы.

Зандр моё мнение изменил.

Антураж. Он веливолепен! Здесь есть и классическая, Максо-Фоллаутска Пустошь, и разные самодельные машины (за Мегатраки — боевые фуры, сделанные из гигантских карьерных грузовиков — отдельная благодарность), и различные города и поселения со своими правилами и традициями разной степени безумности, мутанты, бандиты, киборги, ядовитые хищные леса, и даже какой-то аналог интернета. Даже пистолет, стреляющий маленькими ядерными боеголовками (привет, Фоллаут!). Но самое главное — во всём этом не тонут персонажи. Они — не верх психологизма, но и не картонные NPC из какого-нибудь шутерка — у них всех есть свои характеры, свои идеи и принципы, своя философия, свои способы выжить в этом мире. Им сопереживаешь. Причём выживание здесь, хоть и идёт постоянным фоном (ну постапок же!) но не является самоцелью, скорее — привычной частью повседневности, и это для меня огромный плюс. Книга не депрессивная. Здесь есть место и психологии, и любви, и дружбе, и юмору, есть даже несколько пародийные отсылки к недавним событиям в одной братской республике (меня повеселило, но у кого-то может и подгореть). И всего этого не слишком много, но и не мало — ровно столько, сколько должно быть в добротном боевике. При этом боевике не пустом — интересных мыслей и размышлений здесь хватает.

Один из тех случаев, когда было жаль, что книга кончается. Надеюсь, автор ещё вернётся к этой вселенной. И кстати, это было моё первое знакомство с Пановым. Удачное.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Откровенно ожидал большего, видимо я не один такой, после Тайного города мир «постапа» получился пресноватым. Вроде и герои харизматичные, с хорошо проработанной историей, сам мир пусть не блещет оригинальностью, но и шаблонным его не назовешь. Ну вот чего-то не хватает ...

Оценка: 5
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал первые десять страниц,потом себя превозмочь увы не смог,проглядел оставшееся,эх..Вольный пересказ Безумного Макса,много много пафоса и чуть чуть фоллаут.Насквозь коммерческое вторичное чтиво.Я так полагаю автор писал на волне предполагаемого интереса к па после просмотра Безумного.А так да,буковки ровно в слова ложаться,язык неплох,за него 7 балов.За картонных героев два,за сюжет два,за вторичность два.

Оценка: нет
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сборник из трех приключенческих повестей о Земле, на которой случилась техногенно-ядерная катастрофа. В настоящий момент на планете остались пустынные банды, очаги цивилизации и лихие парни с пистолетами. Повести короткие, довольно интересные, и самое для меня главное — они написаны о людях, которые в условиях «все против всех» помнят о том, что они люди, и стараются совершать хорошие поступки просто потому, что человеку необходимо их совершать, чтобы оставаться человеком.

В общем, продолжение я бы купил

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читается легко. Стиль «Безумного Макса» но с большим количеством технологий, оружия и патронов.

Из плюсов: хорошая динамика, живые герои, неплохие истории, общая атмосфера постапа.

Из минусов: общая схематичность окружения, местами хромающая логика

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
тот же Архангел сражается в доспехах которые до боя никто не ремонтировал, они даже просто двигаться не могли
, и «философские» вставки.

Не то чтобы сильно рекомендовал, но один раз прочитать можно без усилий.

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пустыня Пше, Кролик-Цунюк, протокол «Свидо»... вот уж не ожидал от Панова настолько откровенной коньюнктурщины

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх