Мария Галина «Дагор»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы
- Общие характеристики: Психологическое | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Африка (Тропическая Африка ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Только для взрослых
Священник дон Игнасио пытается лечить туземцев и проповедовать им слово Божье. Неожиданно к больнице Игнасио выбрался умирающий белый человек. Из его груди рос второй человек — уродливый карлик. Все пациенты Игнасио разбежались в страхе перед этим ужасным существом — дагором. Но, верный врачебному долгу, Игнасио взялся лечить пациента.
Входит в:
— цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения» > Антологии > антологию «Возвращение Ктулху», 2008 г.
— журнал «Если 2006'10», 2006 г.
— сборник «Берег ночью», 2007 г.
— сборник «Не оглядываясь», 2017 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 57
Активный словарный запас: очень низкий (2403 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 48 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 55%, что гораздо выше среднего (37%)
Номинации на премии:
номинант |
Мраморный фавн, 2006 // Повесть | |
номинант |
Портал, 2007 // Средняя форма | |
номинант |
Бронзовая Улитка, 2007 // Средняя форма | |
номинант |
Интерпресскон, 2007 // Средняя форма (повесть) | |
номинант |
Сигма-Ф, 2007 // Средняя форма, повести |
- /языки:
- русский (4), польский (1)
- /тип:
- книги (4), периодика (1)
- /перевод:
- В. Яблоньский (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Frogman, 25 ноября 2022 г.
Посвящается сие произведение Лавкрафту и Говарду. Конечно, прочитав такие рассказы как «Луна Замбибве», «Чёрный Канаан», «Чёрная гончая смерти», «Чёрные когти», «Клыки алчности»(это всё Роберт Ирвинг Говард) можно смело сказать, что Африка Говарда близка и Марии Галиной. А то, что носил на себе Арчи и передал лорду Аттертону, автор назвала «Дагором» , а я, читая всё те же Мифы Ктулху наткнулся на точно такое же существо у Фрэнка Белнапа Лонга в рассказе «Крадущийся во тьме». Там оно вполне христианское существо и называется «знакомец». Избавиться от него человек может лишь совершив подвиг.
Но вернёмся к этому произведению. Жарко, душно и москиты кусают.
Люди здесь показаны с самой плохой стороны. Даже священник упоминает какое-то свое тёмное прошлое, хотя прямо о нем не говорит. И что за старик мерещится ему?
Это бы можно было отнести к Темному фэнтези, если бы фэнтези было побольше. И вот теперь крупица Лавкрафта- имеющий Дагора может проходить сквозь скалы и видеть величественные храмы. Да притом, выносить из них драгоценности. И пропАсть внутри навсегда, не утоливши жажду наживы. На этом фэнтэзи кончается, а начинается алчность, от которой гибнет проводник. Потом гибнет красавица, потому что дурнушка Мэри ревнует её к Арчи.
Написано прилично, Лавкрафта маловато. За экспедицией не следует нечто из глубин, или из какой-то другой бездны за гранью пространства и времени. Нет. Лишь собственное чёрное нутро.
Manowar76, 30 мая 2019 г.
Возлагал на эту повесть самые большие надежды, так как обожаю позднее творчество Марии Галиной — «Медведки», «Автохтоны», «Малая Глуша».
Начав читать, сразу вспомнил произведения Луи Буссенара и непосредственно Лавкрафта и Говарда, которым повесть и посвящена.
К сожалению, автору лучше даётся описание отечественной хтони.
Нет, язык произведения прекрасен. Африка мрачна и колоритна. Но какая-то она получилась больно уж усреднённая.
Да и концовка оказалась для меня неясна.
Короче, сказался эффект завышенных ожиданий.
sergej210477, 10 мая 2018 г.
Очень приличная повесть. Сильный психологический хоррор. Мастерски создана очень мрачная атмосфера — африканские джунгли, болота, затерянный город.
В приключенческую основу книги очень умело вплетена главная интрига — некая загадка, разгадать которую предстоит читателю.
Что же до ужасов — их с избытком. Местами страшно, но главное — кошмары в душах самих героев. Зло извне и Зло внутри человека, ещё не известно, что страшнее.
baroni, 22 марта 2009 г.
Французский философ традиционалист Рене Генон в одной из работ упоминал о существовании «семи башен Сатаны», откуда в мир изливается дьявольсоке влияние. Одну из своих башен Генон располагал в самом центре Тропической Африки, т.е. приблизительно там, где разворачивается действие повести М. Галиной «Дагор». Своеобразное сердце Черной Африки давно пользуется дурной славой — еще во времена древних египтян говорили, что оттуда приходят самые страшные колдуны. Именно в Бельгийском Конго происходит действие повести Д. Конрада с весьма символическим названием «Сердце Тьмы» (кстати, Галина, посвятившая «Дагор» Лавкрафту и Р. Говарду, вполне могла бы добавить к этим двум именам и Дж. Конрада).
Галинский «Дагор» — об ужасе просвещенного белого человека перед иррациональными силами, внезапно вторгающимися в его жизнь. Вернее, последовательность такая: неверие и насмешки — недоумение — ужас — капитуляция. Безсмысленное, безпощадное зло, исходящее из глубины африканских джунглей, более древнее, чем сама человеческая цивилизация, не просто убивает, оно перемалывает, подчиняет себе практически всех героев «Дагора»: британского исследователя лорда Аттертона, сестру милосердия, европейского проводника-охотника Томпсона, наконец, католического священника-миссионера отца Игнасио.
Отец Игнасио — своеобразный «двойник» о. Каллагэна из кинговского «Жребия». Это удивительно точно воспроизведенный типаж современного священнослужителя, верящего в ритуал (заклинательная молитва, святая вода), но не имеющего единственно спасительной Веры в «Бога Живаго». Но без этой, настоящей Веры все ритуальные практики оказываются пустыми и безполезными, а священник оказывается аналогом шамана с бубном.
-«Эта страна...не надо пытаться ее понять, не надо проникнуть в ее тайны, они черные и гнилые, они убивают того, кто подошел слишком близко». Соврешенно справеливые слова одного из второстепенных персонажей «Дагора», завершающие эту небольшую, но богатую смыслами повесть М. Галиной.
visionshock, 2 октября 2013 г.
В прошлом отзыве я говорил о таком явление как русский хоррор, правда вскользь и в последствие перешел к повести Анны Старобинец «Переходный возраст», пожалуй главная ласточка между повестями двух писательниц, то что хоррор русский, и после вторичности Старобинец, «Дагор» дл меня стал откровением не хуже любого другого иностранного хоррора. От знаменитой русской писательницы, я явно не ожидал столь вкусного и наполненного ароматами текста, который бы звал в Африку. Зачем же именно туда? Потому что там водитс существо называемое Дагором и именно там я пожалуй нашел очередную сверкающую монету литературного розлива.
Снимай бы я по «Дагору» кино, я бы первыми кадрами снял бы африканский берег и разбитый на нем корабль с порванными парусами. Я думаю эта бы сцена отразила всю яркость регулируемой картины, показывая её величия и спокойствие опустошенности, именно такие слова лезут в глотку после чтения. Учитывая что Мария Галина сумела настолько красочно и сладко подать повесть, заправив её множеством психологических ухищрений, достоверными образами героев, правдоподобно описанной логикой персонажей. Именно эти черты и сделали произведение действительно мощным и ярким, а атмосферность происходящего, включая джунгли, таинственный город, взаимоотношения героев и таинственный дагор, сделали его настолько впечатляющим, что диву даешься. Автор действительно словно выкладывался на полную катушку, разматывал картину происходящего, складывал паззл воедино, и даже под всей картиной буйства человеческой природы, злых инстинктов и боли происходящего.
Мария Галина говорит о людях, не о Дагоре, таинственном монстре паразите, он лишь стартовой спуск, имя которому страх, стоит дать повод и начинается. Так и сделала Галина, дав дагора, но он вроде как и не при чем, в остальном виноваты люди, именно они темны по своей природе, поддаются и кормят своих «дагоров», а он настоящий лишь маска и их предубеждения. Именно явление в человеке Дагора, дает толчок происходящему раскручиваясь ниткой событий которая влияет на весь сюжет целиком.
«Дагор» это качественная история по мотивам «Мифов Ктулху», но собственная и при этом индивидуальная, осознанную и психологичную.
Итог: один из лучших примеров отечественного хоррора, как и что стоит делать, яркий пример страшной фантастической литературы, но при этом интересный и логичный, который можно без зазрения совести и графоманства, читать и читать. Настоящий литературный хоррор, которого в последнее время к сожалению нахожу крайне мало.
Mo3k, 28 ноября 2011 г.
Шикарный рассказ! Жуткий! И не тем, что там фигурирует некое существо — Дагор. Он страшен героями, людьми. Конечно присутствие священника придает остроты. Мне очень понравилось, что я не до конца разобрался в вопросе: «Кто же виноват?» Здесь нет хороших и плохих. Есть люди и ситуации, в которых они проявляют черную сущность, страхи ползут из них как тараканы.
Очень психологичный рассказ. Автор превосходно передает атмосферу тоски, одиночества, безысходности. Я чувствовал это на каждой странице. Отмечу великолепные эпитеты, невероятно живые.
Особенно запомнилась сцена, когда святой отец просит охотника убить Дагора. Очень аллегорично.
Концовка хороша, великолепна!
Впечатлен! Рекомендую!
kkk72, 16 ноября 2008 г.
Блестящий, просто потрясающий рассказ. В нем есть все, что только нужно отличной истории в жанре «хоррор» — африканские джунгли и затерянный город, полный сокровищ, отчаянные искатели приключений и диковинные монстры, опасности природы и злобные демоны. И, наконец, самые страшные демоны — те, которые находятся внутри каждого из нас и в критический момент вырываются наружу. Автор умело соединяет увлекательный приключенческий сюжет и психологическую драму, которую переживает каждый из героев этой жуткой истории. Напряжение постоянно растет и каждому придется сделать свой выбор, переступить через свои нравственные ценности. Концовка весьма неожиданна и тем более сильное впечатление она производит.
Yazewa, 16 июля 2009 г.
Очень атмосферный, психологически сильный и точный рассказ. По сути, это еще одна (сколько их уже было и сколько еще будет!) интепретация темы «убить дракона». Он внутри нас, он может быть и есть — в каждом. Поддаться слабости — значит вскормить его: дракона, дагора... неважно. Он питается страхом, завистью, корыстью, тщеславием, гордыней, — у него роскошное меню, ведь у каждого есть для него лакомство.
Жесткое действие и страшный конец. Именно страшный, страшнее сцен гибели остальных героев. Когда сдается самый сильный, он становится опасней всех. Тот, кто поклонялся одному богу, оставив его, становится адептом другого.
Тема знакомая, но она становится ярче из-за африканского колорита, сочного антуража.
duke, 27 марта 2009 г.
Шикарный рассказ, читая который, сразу вспоминаются Конрад, Киплинг или Хаггард. Расхожее словосочетание – «бремя белого человека» — во всей своей красе. Столкновение христианского Бога и темных туземных богов, единобожия и язычества. Тема не новая, но препарирована Галиной с блеском. Поход «белых чужаков» через джунгли описан мастерски. Как будто сам бредёшь по этой влажно-сумрачной чащобе, с трудом выворачиваешь из чавкающей грязи ноги, отмахиваешься от полчищ москитов и утираешь пот, застилающий тебе глаза, с натугой прорубая затупленным мачете себе тропу. Картинка нарисована бесподобно. Под стать антуражу и герои. Колоритные «по самое не могу»! Стиль выдержан и точен (не хочу употреблять «стилизация»). Да что там, можно много еще подобрать эпитетов для этого рассказа, но лучше один раз прочитать и самолично убедиться, что женской рукой может быть написана совсем неженская история. История жёсткая и весьма убедительная. С понятным, не допускающим разночтений финалом. Блеск!
dem4eg, 18 мая 2010 г.
Довольно качественный рассказ, и надо признать, что начав с него знакомство с творчеством Галиной, я желаю это знакомство продолжить.
Главной чертой произведения является динамичность. Все происходит очень быстро, и могу с уверенностью сказать, что эти 63 страницы иной автор мог растянуть на все 400. Соответственно, рассказ не дает заскучать — каждую страницу происходит новое событие, но в то же время теряется огромная часть атмосферы и антуража. Джунгли и невероятная африканская природа чувствуются очень слабо. Кроме того, психологизм персонажей скорее обозначен, а не показан. Автор предоставляет нам лишь некие архетипы: алчный охотник, жаждущий славы путешественник, монашка-дурнушка... Все это очень условно, и продиктовано малым объемом, но это никак не может служить оправданием.
Где-то после середины мне показалось, что повествование провисло. Начали один за другим совершенно глупо умирать действующие лица. Умирать без шика, без выдумки. Самыми банальными способами. Это, конечно, сильно расстроило, и даже неожиданная и атмосферная концовка не выправила подпорченного впечатления. Что же касается самой концовки, то она выглядит нелогичной, на мой взгляд; впрочем, как и сам поход к озеру. Автору так и не удалось донести до меня логику поступков дагора. Убийства? Ну, а ради чего? Непонятно.
В общем, имеем добротный, интересный, динамичный рассказ. Не идеальный, но вполне заслуживающий прочтения.
ridgerr, 9 октября 2009 г.
Могу быть необъективной, но каким же некачественным продуктом кажутся мне истории вида «Это Африка! Здесь не действуют человеческие и божеские законы! Здесь нет бога! Есть только Темные Порочные Страсти и вы все умрете, зло сильнее, муа-ха-ха». Автор довольно навязчиво ведет полемику с христианством, засовывая свое «Бога нет! Он был слаб, а монстры круче и сильнее» во все подходящие и неподходящие моменты. Даже с моим относительным пониманием христианства это неверный и поверхностный взгляд на него.
С другой стороны, написано неплохо, без явных дыр и фальшивых нот.
alex1970, 6 января 2011 г.
Начинается очень живо и интересно, в середине повествование буксует, но финал хорош (страшен в психологическом плане), хотя остается впечатление недосказанности.
Тихая миссия в сердце дикой Африки, где священник дон Игнасио лечит местных жителей. И вдруг в миссию вторгается зло.
Поединок врача и демона, веры и безверия описан хорошо.
Повесть понравилась. Не без огрехов, но читать (в большинстве) интересно.
norfin, 17 ноября 2010 г.
Беря во внимание предыдущие отзывы, рассказ может и неплохой, но вот манера написания и яввственная притянутость к «Мифам Ктулху» абсолютно не порадовали.
Африка, болото, лихорадка, леопарды, ожившие мертвецы, бабочки, галлюцинации — всего хватает, но где же сам Ктулху???:confused: Или хоть кто-нибудь из его пантеона? Дагор? Извините, но дагор это просто паразит на теле, о коих лично я уже неоднократно читал в различных, и, в некоторых случаях, гораздо более сильных рассказах ужасов, совершенно не относящихся к «Мифам»...