FantLab ru

Марк Твен «Путешествие капитана Стормфилда в рай»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.10
Голосов:
209
Моя оценка:
-

подробнее

Путешествие капитана Стормфилда в рай

Captain Stormfield's Visit to Heaven

Другие названия: Визит капитана Стормфильда на небеса

Повесть, год; цикл «Библия в изложении Марка Твена»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 24
Аннотация:

Старый безбожник капитан Стормфилд не верил ни в бога, ни в черта, ни в рай, ни в ад. Каково же было его удивление, когда после своей смерти, пролетев через бездонные глубины космоса, он таки прибыл в рай. Еще больше он удивился, познакомившись с местными порядками — уж больно сильно они отличались от рассказов о рае священников на Земле...

© LAN
Примечание:

• Над повестью Твен работал с перерывами с конца 1860-х годов, но решился опубликовать третью и четвертую главы в 1907 году — под заглавием «Отрывок из путешествия капитана Стормфилда в рай» они были напечатаны в журнале «Harper's Magazine» в декабре 1907 и январе 1908, в 1909 вышли отдельной книжкой, а затем вошли в собрания сочинений Твена. Первая и вторая главы вместе с авторским предисловием впервые опубликованы в США в издательстве «Harper» в 1952 году.

© А. Старцев «Марк Твен. Собрание сочинений в восьми томах. Том 7», стр. 450-451

• Этот рассказ был впервые опубликован в значительно урезанном виде в 1907 г., а полностью увидел свет только в 1952 г. Он принадлежит к наиболее ярким атеистическим произведениям великого сатирика.

Твен питал особую привязанность к герою рассказа. Его именем он назвал дом, в котором провел последние годы жизни.

В этом произведении он в яркой сатирической форме разоблачил Христианские представления о загробном мире, о рае и аде. Он показал рай, который мало чем отличается от земного мира. На небесах тоже нет справедливости, нет равенства, братства. В раю, выдуманном церковниками, обеспечено место не праведникам, а самым отъявленным грешникам. Так стоит ли верить в такой рай?

© Ф. И. Гаркавенко. Из комментариев к изданию «Письма с Земли» (Гослитиздат, 1963 г.).

• По данным книги Н. Рынина «Астронавигация» повесть была опубликована также: Изд. Сеятель Лгр., 1926 г., 47 стр.


Входит в:

— антологию «Пожнешь Бурю», 1987 г.

— антологию «Рассказы», 1988 г.


Похожие произведения:

 

 


Путешествие капитана Стормфилда на небо
1925 г.
 Неизданные рассказы
1926 г.
Рассказы
1948 г.
Том 11. Рассказы. Очерки. Публицистика. 1894-1909
1961 г.
Путешествие капитана Стормфилда в рай
1963 г.
Письма с Земли
1963 г.
Приключения Тома Сойера. Приключения Гекльберри Финна. Рассказы
1971 г.
Рассказы
1978 г.
Собрание сочинений в восьми томах. Том 7
1980 г.
Письма с земли
1981 г.
Марк Твен. Рассказы
1982 г.
Сделка с сатаной
1986 г.
Пожнешь Бурю
1987 г.
Таинственный незнакомец
1987 г.
Рассказы
1988 г.
Принц и нищий. Повесть и рассказы
1989 г.
Письма с Земли
1990 г.
Банковский билет в 1000000 фунтов стерлингов
1995 г.
Новеллы
2000 г.
Собрание сочинений в 18 томах. Том 10. Книга очерков «Жизнь на Миссисипи». Рассказы
2002 г.

Издания на иностранных языках:

Kapitan Stormfields besuch im Himmel
1955 г.
(немецкий)
Твори в двох томах. Том 2
1985 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 декабря 2008 г.

Будучи яростным атеистом Марк Твен с присущим ему остроумием высмеивает традиционные представления о Рае. Ну действительно, какое удовольствие сидеть по среди райских кущ целую вечность в окружении миллиардов таких же ослов и тренкать на арфе? Автор по ходу рассказа поднял массу интереснейших вопросов. Человек и инопланетянин попадут в один и то же Рай? Как скоротать вечность на небесах? Как произойдёт встреча между родственниками если один из них умер в очень молодом возрасте, а второй прожил очень долгую жизнь? Попутно автор знатно повеселился над убеждённостью среднестатистического человека XIX века, что земля – центр Вселенной. Когда твою родную Солнечную систему на карте Рая целую неделю ищут под микроскопом – это даже сейчас производит определённое впечатление. Что уж говорить о том, как это выглядело сто лет назад.

В общем, перед нами классика. Классика, которую должно прочесть как можно больше людей, ведь все мы так или иначе задумываемся о своём загробном существовании.

P.S. Уверен, что фильм «Догма», который в своё время знатно отдавил массу мозолей у святош очень понравился бы понравился Марку Твену.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 августа 2011 г.

Язвительная ирония и сарказм — а между тем автор легко и изящно создал лучшее свое произведение на религиозную тематику. Помните, как у Бездомного — очерняй или не очерняй Иисуса, но возникает впечатление, что Он всё-таки был. То же и здесь. Вот как бы ни высмеивал Рай сам автор. а на многие вопросы он дал весьма даже недурственные ответы, насчет логичности которых можно даже поразмышлять. Создан образ посмертной жизни, Рая, над которым можно позабавляться — смелые мысли, меткая ирония, присущее автору чувство юмора делают произведение просто отличным.

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 апреля 2009 г.

Почитал с удовольствием, хотя, конечно, это публицистика чистейшей воды. Некоторые детали непонятны просто из-за недостаточного знакомства и с религией, и американскими реалиями. Но в целом — занятно, и очень антирелигиозно. Рекомендовал бы к прочтению всем, кто хочет вести атеистическую пропаганду, хотя сейчас это несколько не в моде.

В общем читайте, хотя политкорректностью произведение отнюдь не отличается.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 декабря 2008 г.

Я не сказал бы, что читается на одном дыхании.

Не скажу, что увлекательно, художественно, захватывающе...

По большому счёту, это не художественная литература, а публицистика — язвительная, саркастичная, ядовитая и горькая.

Ставлю 8: за отвагу автора. Это сейчас просто богохульствовать. Во времена Твена за такие шалости могли и ноги оторвать по самые подмышки.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 марта 2019 г.

Если подходить строго догматически, то это, безусловно, антихристианское и антиклерикальное произведение. Марк Твен умудрился вставить в него даже проповедника, с которым полемизировал в реальной жизни — разумеется, в крайне негативном ключе.

Но можно взглянуть на вопрос несколько шире, или под другим углом зрения. Вот тут, на сайте, выше, приведено совершенно не соответствующие действительности утверждения какого-то госполитиздатовского автора предисловий. Вчитайтесь сами. В раю автора достигнуто экономическое равенство — все жрут от пуза и живут в тепле, путешествуют куда хотят, общаются с кем хотят и болтают, что хотят. У каждого есть свой нимб, пальмовая ветвь, арфа и псалтырь. Нет нищеты и экономического неравенства.

Про справедливость вообще не хочу ничего говорить. Рай Марка Твена изумительно справедлив — тот, кто не получил своего при жизни, получает после смерти. И вообще, все выполнимые желания, кроме кощунственных — исполняются.

И расизма нет у Марка Твена — и негры и индейцы, и «голубые существа с одной ногой» попадают у него в один и тот же рай, только в разные места. Я бы даже сказал, что тут есть некий антирасизм — на миллиарды ангелов-индейцев приходится горстка белых.

И цари всякие, императоры — не говоря уже о Рокфеллерах и Морганах — не получают в небесах никаких привилегий и преимуществ.

Так ли все это противоречит духу христианства? Или противоречия только с буквой Писаний?

С другой стороны автор признает Небеса строго иерархизированной системой; я бы даже сказал кастовой. И что? Везде в христианстве говорится о Царстве Небесном. Тут скорее, я заметил бы, что Марк Твен уже полемизирует не с религией, а с ненавистной ему политической системой США. Никакой «демократии», выборов, сенаторов, президентов. Потому что они не особо-то и нужны; по крайней мере, в том виде, в каком они присутствовали тогда и наличествуют сейчас в США.

Перечитывая текст (в детстве этого не замечал), я был крайне поражен тем фактом, что Марк Твен сравнивает небеса ... с Российской империей! То есть, он считал, что российское царство устроено по крайней мере не хуже, чем «демократия» на его родине.

Отвлекаясь от всей этой политики, отметил бы еще безусловно четко проведенную автором линию о неизмеримой громадности всего небесного, в сравнении с земным — громадны расстояния, скорости, размеры и сроки.

Из минусов — только излишняя публицистичность, да еще отсутствие завершения сюжета. Нет, само текстовое окончание изумительное, запоминается как крылатое выражение, но вот сюжет не закончен. А жаль.

В целом думаю, 8 баллов поставить справедливо. Догматическим верующим читать не стоит, а всем прочим — рекомендую.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх